Герой архипелага: (К выходу в свет произведений А. И. Солженицына)
После двадцатитрехлетнего перерыва в нашу страну возвращается писатель, чье имя принесло русской литературе XX века мировую славу - А. И. Солженицын. Вряд ли еще полтора года назад кто-то отважился бы предсказать подобное.
Вспомним еще раз события последнего года, связанные с Солженицыным. В конце мая прошлого года во время визита в Москву тогдашний президент США Р. Рейган выразил надежду, что вскоре книги А. Солженицына вернутся к советскому читателю. Спустя месяц на брифинге, посвященном предстоящей XIX Всесоюзной партконференции, первый секретарь Союза писателей В. Карпов подтвердил намерение «Нового мира» напечатать «Раковый корпус». В августе «Московские новости» публикуют статью, где положительно отзываются об «Одном дне Ивана Денисовича». И, наконец, как взрыв бомбы, статья Е. Чуковской «Вернуть гражданство Солженицыну» в сентябрьском выпуске «Книжного обозрения».
<...>
Завершилось все это, как мы знаем, отменой всех прежних решений по Солженицыну, а журнал «Новый мир» уже публикует главы из книги «Архипелаг ГУЛАГ». В 1990 году мы сможем познакомиться со всеми главными книгами писателя, и, прежде всего, с эпопеей «Красное колесо».
Но перед тем, как читать А. Солженицына, необходимо преодолеть ряд мифов, связанных с его именем.
Миф первый: А. И. Солженицын является писателем на так называемую «лагерную» тему. Безусловно, что он стал первооткрывателем данной темы. Но Солженицын фактически же и закрыл ее (да не покажется это кощунством!), создав «Архипелаг ГУЛАГ». После такой книги попытки что-либо прирастить к теме будут бесплодными. Закончив «Архипелаг ГУЛАГ» в 1968 году, Солженицын не написал ни строчки на «лагерную» тему, не считая переработки прежних произведений. Главный труд писателя - эпопея «Красное колесо», в которой осмысливается история нашей страны начала века. Эпопея пока состоит из трех «узлов»: «Август четырнадцатого», «Октябрь шестнадцатого», «Март семнадцатого». Читать ее непросто, по крайней мере тем, кто смотрит на историю сквозь произведения В. Пикуля и др.
С эпопеей «Красное колесо» связан второй миф об А. И. Солженицыне: автор-де является сторонником монархии, ненавидит демократию, преклоняется перед Николаем II. Миф этот возник вскоре после опубликования первого «узла» эпопеи - «Август четырнадцатого». Упреки в монархизме и симпатиях к Николаю II связаны прежде всего с тем, что, в отличие от многих советских историков, Солженицын в описании последнего царя и его окружения не прибегает к карикатуре, а стремится постигнуть русскую монархию во всей ее полноте и сложности. То же самое можно сказать и о других героях эпопеи - Столыпине, Самсонове, Ленине.
Миф третий. Испечен, по преимуществу, авторами из команды «Нашего современника» (В. Бондаренко). В основе его стремление провести грань между «народными» произведениями Солженицына и его же «ненародными». К первым относятся «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и «Раковый корпус», ко вторым - «В круге первом» и «Красное колесо». «Народные» произведения посвящены в основном описанию жизни простых людей из крестьян, а «ненародные» - интеллигенции, дворян, правительства и т. д. Благодаря такому ходу, Солженицын становится еще одним писателем - «деревенщиком» (о нелепости последнего термина не буду распространяться).
Миф четвертый. Идет уже от представителей левой прессы (М. Шатров, В. Лакшин, Н. Решетовская и др.). Сводится к тому, что существует якобы два Солженицына. Один - автор антикультовских произведений, очищающий социализм от догматических наслоений. Другой - не принимающий социализма и последовательно его критикующий. При этом В. Лакшин и Н. Решетовская считают, что переломным моментом явилось неприсуждение Солженицыну Ленинской премии по литературе. Однако, обратившись к произведениям самого Солженицына, мы увидим их внутреннее единство. Как справедливо отметил Ф. Воронов, «идеи «Красного колеса» и «Архипелага ГУЛАГ» присутствуют уже в раннем романе «В круге первом». Что касается критики социализма, то она присутствует во всех произведениях Солженицына, но критика эта - не политическая, не идеологическая, а нравственная.
Миф пятый. О критике Солженицыным коммунизма в публикациях, появившихся в последнее время у нас, отдельные авторы (например, Л. Ионин) утверждают, что Солженицын критикует только догматические формы коммунизма. Это неверно. Писатель отвергает саму идею насильственно навязанного равенства (диктатура пролетариата). Вершинами абсурда явились коллективизация и создание системы ГУЛАГа. Очень удачно высказался на этот счет П. Паламарчук («Москва», № 9, 1989): «Судьба, дар и прилежание сделали Солженицына смертельным и опаснейшим противником «коммуноидности», а книга «Архипелаг ГУЛАГ», по веским суждениям многих принципиальных людей, явилась осиновым колом в могилу этого насосавшегося народной крови упыря».
Миф шестой. Антисемитизм Солженицына. Он основан на следующем обстоятельстве. Во втором томе «Архипелага ГУЛАГ» были приведены фотографии создателей адской системы: Ягоды, Френкеля, Раппопорта, Бермана и т. д. Сам Солженицын так высказался по этому поводу: «Я просто привел всех, кто руководил в те годы всем ГУЛАГом и Беломорканалом, производством работ. Не моя вина, что они оказались евреи. Здесь нет никакой искусственной подборки моей, так показала история...».
И последнее, о чем необходимо сказать. Читатели, надеющиеся найти в произведениях Солженицына сенсационные факты, будут глубоко разочарованы. Не этим замечательна проза Александра Солженицына. Она сильна, прежде всего, мастерством слова, наличием нравственного нерва, трагизмом, способным очистить и возвысить человека. Именно поэтому она и является одной из вершин русской литературы XX века.
<...>
Герой архипелага: (К выходу в свет произведений А. И. Солженицына) / О. Сердюков // Комсомолец. - 1989. - 15 нояб. - С. 4.