Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Прощаев Григорий Моисеевич // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=928

Прощаев Гpигоpий Моисеевич

Прощаев Григорий Моисеевич23.01.1923, село Паньковка Бахмутского уезда Донецкой губернии Украинской СССР (в настоящее время село Добропольского района Донецкой области Украины) – 06.11.1981, Ростов-на-Дону, командир эскадрильи 235-го штурмового авиационного полка 264-й штурмовой авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, Геpой Советского Союза

После окончания 7 классов учился в школе ФЗО. В Красную Армию призван Краматорским городским военкоматом Сталинской области в июле 1940 года и направлен на учебу в Ворошиловоградскую военно-авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 году.

Участник Великой Отечественной войны с июля 1942 года. Боевой путь начинал в составе 235-го штурмового авиационного полка на Калининском фронте (15.07.1942-12.12.1942). Старший сержант Григорий Прощаев за время боев на Калининском фронте совершил 29 успешных боевых вылетов и был награжден орденом Красного Знамени.

Затем воевал на Воронежском, 1- и 2-м Украинских фронтах. Прошел путь от рядового летчика до командира эскадрильи.

В наградном листе на звание Героя Советского Союза командир 235-го штурмового авиационного полка майор Коряков 12 марта 1944 года писал: «В борьбе за столицу Украины г. Киев в период с 1.11. по 6.11.1943 г. совершил 12 успешных боевых вылетов и своими штурмовыми ударами, ломая долговременную оборону противника, способствовал нашим наземным войскам в освобождении г. Киев и очищения правобережья Днепра от немецких захватчиков».

Эскадрилья под его командованием, способствуя наземным войскам в окружении Корсунь-Шевченковской группировки, сделала 45 успешных боевых вылетов, ломая и уничтожая долговременную оборону, боевую технику и живую силу противника.

Командиp эскадpильи штуpмового авиаполка старший лейтенант Прощаев к марту 1944 года совеpшил 107 успешных боевых вылетов. На 1-м Украинском фронте им лично уничтожено самолетов: в воздухе - два, на земле – четыре; танков – 22, автомашин с живой силой и военным грузом – 48, повозок – 22, цистерн – одна, складов с боеприпасами – два; разрушен железнодорожный мост.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Григорию Моисеевичу Прощаеву присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Прощаев продолжил службу в ВВС СССР. Окончил Высшую офицерскую школу штурманов (1947), Военно-воздушную академию (1957), Военную академию Генштаба (1963).

С 1977 года полковник Григорий Моисеевич Пpощаев - в запасе. Жил и pаботал в Ростове-на-Дону.

Награжден орденами Ленина (26.101944), Красного Знамени (06.02.1942, 28.09.1943, 05.01.1944), Красной Звезды (04.09.1943), Александра Невского (18.08.1944), медалями.

 

Литература

  1. Кавалеры Золотой Звезды : очерки о Героях Советского Союза / автор-сост. А. А. Трокаев. Донецк : Донбас, 1976. С. 353‑354.
  2. Герои пламенных лет : очерки о Героях Советского Союза – уроженцах Донецкой области / А. А. Трокаев. Донецк : Донбас, 1985. С. 429-432.
  3. Геpои Советского Союза : кpат. биогp. слов. М. : Воениздат, 1988. Т. 2. С. 327.
  4. О Героях Советского Союза, проживавших в Ростове-на-Дону, умерших после Великой Отечественной войны / Г. Мамаев // Дорогие наши Герои. Ростов н/Д. : Литера-Д, 1995. С. 360.
  5. Ростовчане – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы / автор исследования Афанасьев Игорь Алексеевич. Ростов-на-Дону, 2020. [Кн. 1]. С. 203-204.

В сражении за Киев

Ржевско-Сычевская наступательная операция проводилась в июле—августе 1942 года, чтобы не дать противнику возможности перебросить часть своих войск на южный фланг советско-германского фронта. На авиацию, особенно штурмовую, возлагалась важная задача. Летчикам надлежало не только помочь наземным войскам в разгроме основных сил 9-й гитлеровской армии, но и воспрепятствовать любым перемещениям противника.

Старший сержант Прощаев прибыл в 3-ю воздушную армию к началу операции. В первый же день наступления, 30 июля, он участвовал в авиационной подготовке атаки частей 30-й общевойсковой армии. Григорий Моисеевич сразу же обратил на себя внимание командира, товарищей. И не столько смелостью, бесстрашием, этим штурмовиков не удивишь, сколько находчивостью, разумной инициативой, умением в острый момент сконцентрировать все свое мастерство, приобретенное пока лишь в учебных полетах.

С каждым днем стремительно росли летное мастерство и боевая хватка летчика. Уже 7 августа, когда в ходе этой опе­рации разыгралось крупное встречное сражение, его выпустили ведущим в паре «Илыошиных». Он успешно справился с новыми обязанностями не только в тот день, но и в последующие, несмотря на чрезмерную ожесточенность проходивших боевых действий. В том сражении только одних танков участвовало до полутора тысяч. Тогда штурмовики поразили немало вражеских бронемашин. Три из них записал на свой боевой счет Григорий Прощаев. Противник потерпел поражение и был отброшен за реки Вазуза, Осуга и Гжать.

В Великолукской операции Г. М. Прощаев постоянно летал ведущим «Илов». Штурмовики, возглавляемые им, отличались высокой точностью поражения заданных целей. В то время Отчизна немногих отличала своими наградами. Младший лейтенант Прощаев удостоился ее уже через несколько месяцев боевых действий.

В Курской битве командир полка майор И. Коряков писал о нем в боевой характеристике: «Отличный летчик, овладевший в совершенстве техникой пилотирования и вооружения «Ил-2». Не зная устали, не ведая страха, он водит группы штурмовиков на уничтожение боевой техники и живой силы противника...»

Бои за столицу Украины были до предела тяжелыми. Войска 1-го Украинского фронта уже в октябре 1943 года дважды пытались наступать, но успеха не имели. И вот 1 ноября с букринского и 3 ноября с лютежского плацдармов на Днепре они вновь пошли вперед. Погода не благоприятствовала полетам. Низкая облачность заволокла все вокруг. В этих сложных метеоусловиях летали в основном опытные летчики. Г. М. Прощаев совершал по 2—3 вылета в день, водил группы «Ильюшиных» на врага. Менее чем за неделю лейтенант произвел 12 штурмовок вражеских сил и средств. Одновременно он вел и разведку фашистских войск. Комэск Прощаев добывал важные сведения, раскрывающие вражеские намерения.

Вот и 5 ноября утром он взлетел во главе группы «Ильюшиных». Прикрывала их шестерка истребителей «Ла-5». Взяли курс в тыл противника. Облачность заставила лететь на небольшой высоте. При подлете к Фастову по группе штурмовиков открыли огонь вражеские зенитные батареи. Командирский самолет получил повреждения, но Прощаев продолжал полет. Чтобы уйти от огня, он резко взмыл вверх и скрылся в облаке. Группа четко последовала за ним. Миновали фастов и опять снизились, пошли под облаками. Настойчивый поиск ведущего увенчался успехом. По дороге Киев—Белая Церковь двигалась большая моторизованная колонна. Видимо, противник начал отводить войска. Мгновение — и последовала команда на штурмовку вражеских танков и автомашин. Зачадили костры на дороге. Во все стороны рассыпались из машин солдаты фюрера. Но еще не полностью израсходован боезапас, и штурмовики пошли на второй заход. Снизившись до минимальной высоты, комэск ударил реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем по новым целям. Не отставали от командира и остальные штурмовики. Движение на автомагистрали застопорилось. 6 танков, 12 автомобилей и до 90 гитлеровцев уничтожили летчики. Но главное — добыли важные сведения, раскрывающие намерения фашистского командования. Уже к утру следующего дня была освобождена столица Украины. Их авиадивизия удостоилась почетного наименования Киевской.

13 ноября 1943 года враг вновь перешел в контрнаступление. Началась оборонительная операция. На земле и в воздухе разгорелись упорные бои. 6 декабря неприятель попы­тался прорваться па белоцерковском направлении к Киеву. Однако его атаки успеха не имели. Тогда он стал подтягивать резервы. Чтобы отсечь их, советское командование бросило авиацию. Г. М. Прощаев во главе шестерки «Ил-2» спешно вылетел на перехват подходящих вражеских частей. Штурмовиков прикрыла четверка «Ла-5». На подлете к цели группу советских самолетов настигла шестерка «Ме-109». Наши истребители перехватили фашистских «мессершмиттов» и связали их боем. Комэск воспользовался этим и повел «Ильюшины» дальше к цели. Но противник, видно, прикрывал подходящие резервы большими силами истребителей. Навстречу штурмовикам устремились восемь «ФВ-190». Завязался неравный бой. Лейтенант Прощаев, несмотря на все попытки гитлеровцев рассеять их, упорно вел группу к цели. «Фокке-вульфы» то попарно с разных сторон бросались на «Ил-2», то атаковали их с высоты. Плотный пушечно-пулеметный огонь с «Ильюшиных» пресекал атаки фашистских истребителей, отбрасывал их назад. Группа, несмотря ни на что, все ближе подходила к объекту. Вот и вражеские танки и автомашины на окраине деревушки и опушке леса. Заметались гитлеровцы. Но поздно. Ведущий уже бросил машину в атаку. За ним один за другим ринулись остальные «Илы». «Сотки» посыпались на скопление боевой техники. Реактивными снарядами штурмовики поражали отдельные цели. Запылали бронемашины, автомобили, поднялись клубы дыма.

Фашистские истребители не отставали. Самолет ведущего атаковали сразу четыре «ФВ-190». Они один за другим бросались на командирскую машину. Уже пять атак отразил воздушный стрелок. В ходе шестой пулеметная очередь с «фокке-вульфа» попала в него. Гитлеровцы опять ринулись на «Ил» комэска. Прощаев резким маневром развернул машину навстречу одному из них и пошел в лобовую. Вражеский ас попытался уклониться. Тогда лейтенант всадил в него пушечио-пулеметный залп. «ФВ» вспыхнул и развалился на части. Гитлеровцы опешили. Этим мгновением и воспользовался ведущий. Он оторвался от «фокке-вульфов». Но тут прямо на него навалился «мессер». Прогрохотала пулеметная очередь, и самолет Прощаева загорелся. Объятую пламенем машину летчик не покидал. Он упорно держал курс к своей территории. До нее оставалось недалеко. Пламя пробилось в кабину, оно обжигало лицо, руки. Надо прыгать. Григорий Моисеевич управлял самолетом из последних сил. Наконец, внизу свои. Только тогда он покинул машину.

Менее чем через месяц Г. М. Прощаев вновь стал совершать боевые вылеты. При разгроме окруженной Корсунь-Шевченковской вражеской группировки эскадрилья лейтенанта Прощаева вывела из строя 16 «юнкерсов». Последний удар Григорий Моисеевич нанес в Берлинской операции. Лишь в составе 1-го Украинского фронта он лично уничтожил 6 самолетов, 22 танка, 48 автомашин, 22 повозки, 7 орудий, 2 склада с боеприпасами, до 250 солдат и офицеров противника, разрушил железнодорожный мост.

Герои пламенных лет : очерки о Героях Советского Союза – уроженцах Донецкой области / А. А. Трокаев. Донецк : Донбас, 1985. С. 429-432.




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"