Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Амет-Хан Султан // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=688

Амет-Хан Султан

Амет-Хан Султан25.10.1920, Алупка, Крымская обл. - 1.2.1971, Москва, командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка, дважды Герой Советского Союза

Окончил 7 классов школы (1936) в родном городе; железнодорожное фабрично-заводское училище (1937) и аэроклуб (1939) в Симферополе. Работал слесарем по ремонту паровозов в Симферопольском депо. В 1939 году призван в армию и направлен в Качинскую военно-авиационную школу.

В 1940 году после окончания 1-й Качинской Краснознаменной военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова в звании младшего лейтенанта служит в Бобруйске, а затем - в 4-м истребительном авиационном полку (Одесский военный округ). К началу войны Амет-Хан освоил полеты на И-153 и И-15.

Участник боевых действий в Великой Отечественной войне с первого дня: лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 4-го истребительного авиационного полка (июнь, 1941 – ноябрь, 1942); командир авиаэскадрильи и помощник командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (ноябрь, 1942 – май, 1945).

Воевал на Южном (июнь-октябрь, 1941; январь-октябрь, 1943), Брянском (июль, 1942), Сталинградском (август-октябрь, декабрь 1942 – январь, 1943), 4-м Украинском (октябрь, 1943 – май, 1944), 3-м (октябрь, 1944 – апрель, 1945) и 1-м (апрель-май, 1945) Белорусских фронтах.

Участвовал в Сталинградской битве, Ростовской, Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Гумбиннен-Гольдапской, Инстербургско-Кёнигсберской, Кёнигсберской и Берлинской операциях.

Осенью 1941 года прикрывал небо Ростова-на-Дону.

В марте 1942-го авиаполк, в котором служил Султан Амет-Хан, нёс противовоздушную оборону Ярославля, и в небе над Ярославлем Амет Хан одержал свою первую значимую победу в воздухе: совершая боевой вылет, летчик, израсходовав весь запас боезарядов, атаковал вражеского «Юнкерса» снизу левой плоскостью своего «харрикейна». «Юнкерс» загорелся, а «харрикейн» Амет-Хана застрял во вражеском горящем самолете. Султан Амет-Хан выбрался из кабины и покинул самолет с помощью парашюта. За проявленное мужество лётчика наградили орденом Ленина (23.10.1942).

После Ярославля был Воронеж. В октябре 1942 года Амет-Хан переведен в 9-й гвардейский истребительный авиаполк командиром звена, а вскоре его назначили командиром 3-й эскадрильи, перед которой была поставлена задача – ликвидация транспортных самолетов противника, которые снабжали немецкие войска, оказавшиеся в котле. Во время боёв на Сталинградском фронте Амет-Хан совершил 110 боевых вылетов, принял участие в 51 воздушном бою и лично сбил 6 самолётов противника.

Весной 1943 года 9-й гвардейский истребительный авиаполк был переброшен под Ростов-на-Дону, для участия в готовящемся наступлении. 15 марта Амет-Хан провел выдающийся бой – ведомая им четверка советских истребителей атаковала большую группу вражеских бомбардировщиков (до 40 машин, плюс шестерка истребителей прикрытия) и успешно рассеяла их боевое построение. Головную машину сбил лично Амет-Хан, еще один «юнкерс» уничтожил тараном П. Коровкин, но погиб. На обратном пути Амет-Хан, набравший значительную высоту, заметил под собой одинокую пару «мессершмитов» и дерзко атаковал её, сбив один самолет, мстя за убитого товарища. 20 августа под Таганрогом он сбивает два пикировщика Ju-87, а на следующий день отправляет на землю Ju-88 в лобовой атаке и в том же бою записывает на свой счёт He.111. В этом бою его эскадрилья сбила шесть бомбардировщиков противника. За отличные боевые действия под Ростовом командир эскадрильи 9-го авиаполка 6-й гвардейской Донской дивизии Ахмат-Хан Султан был награждён орденом Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хан Султану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1944 году Амет-Хан Султан в паре с Героем Советского Союза Иваном Борисовым сумел принудить к посадке на свой аэродром немецкий самолет Fieseler Fi 156 Storch. Летом 1944 года ас пересел на один из лучших фронтовых истребителей Ла-7, на котором проводил успешные бои в Восточной Пруссии.

Весной 1945 года Амет-Хан (в звании майора) был назначен на должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, а полк был переброшен в Польшу для подготовки к финальному аккорду войны – участию в Берлинской операции. В небе над Берлином советский ас одержал свою последнюю боевую победу – сбил известного немецкого лётчика в звании полковника, имевшего в числе прочих наград Рыцарский крест с Дубовыми Листьями. Всего за годы войны Амет-Хан совершил 603 боевых вылета, сбил 30 самолетов лично и 19 в группе.

Второй медали «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 29 июня 1945 года.

По окончании войны – на испытательной работе. Облетал более 100 моделей новой авиационной техники. Погиб при испытании нового реактивного двигателя.

Награждён орденами Ленина (тремя), Красного Знамени (четырьмя), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями.

На здании штаба 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округ в Ростове-на-Дону открыта мемориальная доска (2015). В Октябрьском районе города Ростова на территории микрорайона «Суворовский» в честь дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана, участника освобождения Ростова, назван переулок (2016).

Литература

  1. Бесстрашный комэск / Н. Верховец // Бессмертные героев имена : очерки о воинах, удостоенных звания Героя Советского Союза за подвиги в сражениях на Дону. Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1973. С. 135-138.
  2. Меч Амет-Хана / С. Ковалев // Люди бессмертного подвига : очерки о дважды, трижды и четырежды Героях Советского Союза. Изд. 3-е., испр. и доп. Кн. 1-я. М. : Полит. лит-ра, 1973. С. 24-35.
  3. Баранчиков В. Бесстрашное сердце // Вечерний Ростов. 1973. 7 февр. С. 3.
  4. Меч Амет-Хана / С. Ковалев // Иду на таран. Волгоград, 1978. С. 216-223.
  5. Герои Советского Союза : крат. биогр. слов. : [в 2 т.] / М-во обороны; редкол. И. Н. Шкадов (предс.) и др. М.: Воен. изд-во, 1987. Т. 1. С. 51-52.
  6. Крылатый хан донского неба / Д. Зубов; фото О. Егоровой // Вечерний Ростов. 2005. 11 нояб. С. 4.
  7. Амет-Хан, защитник ростовского неба / А. Оленев // Вечерний Ростов. 2007. 29 мая. С. 7.
  8. Лётчик Амет-Хан Султан взлетел у наследников // Вечерний Ростов. 2015. 2 нояб. С. 3.
  9. Герои Великой Отечественной войны : выдающиеся подвиги, о окторых должна знать вся страна. М., 2015. С. 88-91.
  10. Заслуженные испытатели СССР / А. Симонов. 2-е изд., доп. М. : Фонд «Русские Витязи», 2015. С. 21-22.
  11. Решения Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва 21 июня 2016 года // Ростов официальный. 2016. 29 июня. С. 5.
  12. Самолеты советских асов : памятные надписи : личные эмблемы, бортовая живопись / Михаил Быков. М. : Яуза, 2016. С. 28.
  13. Симонов А. А., Бодрихин Н. Г. Боевые лётчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. М., 2017. С. 40-46.

 

Бесстрашный комэск

(воспоминания заместителя командира полка по политической части
гвардии подполковника Николая Андреевича Верховца)

В октябре 1942 года в наш 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, сражавшийся в небе Сталинграда, прибыло пополнение. Среди прилетевших офицеров были и прославленные мастера воздушного боя. Долго беседовал я тогда и с молодым лейтенантом Амет-Хан Султаном, смуглым, худощавым, по-юношески радостным и веселым офицером. К тому времени он уже имел немалый боевой опыт: провел десятки воздушных боев, сбил несколько вражеских самолетов и таранным ударом сразил бомбардировщик — Ю-88. На его груди сверкали ордена Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

Амет-Хан Султан прибыл в полк командиром звена, вскоре его назначили командиром эскадрильи. В моем фронтовом блокноте сохранились записи о партийном собрании, на котором Амет-Хан Султана принимали в ряды Коммунистической партии. Все выступившие на собрании коммунисты отзывались о нем, как о бесстрашном, мужественном, искусном воздушном бойце, беззаветно преданном Родине. Самые взволнованные речи (так у меня и записано в блокноте) произнесли о своем командире его ведомые И. Борисов и П. Головачев. Они говорили, как он их учил боевому мастерству, не раз спасал в жарких схватках с «мессершмиттами». Собрание единодушно приняло Амет-Хан Султана в члены партии.

Эскадрилья под командованием офицера-коммуниста Амет- Хан Султана мастерски громила воздушных пиратов и в донском небе. Она преграждала путь «юнкерсам» и «мессершмит- там» к Зимовникам, Батайску, Азову, Ростову...

... 25 марта летчики эскадрильи (находившиеся в готовнохсти № 1) по сигнальной ракете поднялись в небо. С командного пункта им сообщили, что немецкие самолеты на высоте около 4 тысяч метров летят в сторону Азова и Батайска.

После того как восьмерка наших истребителей набрала заданную высоту, летчики увидели группы «юнкерсов» под прикрытием «мессершмиттов». Ведущий Амет-Хан Султан определил их количество и сообщил по радио на командный пункт дивизии. В воздух были подняты все истребители соединения.

Приблизившись к бомбовозам, Амет-Хан приказал второй своей четверке истребителей прикрыть его группу, устремившуюся в атаку на ведущего звена колонны «юнкерсов».

Амет-Хану удалось сбить флагманский самолет. В первой девятке бомбовозов произошло замешательство нарушился строй. Сам командир тотчас атаковал второй «юнкере», а его ведомые напали на второе звено девятки Ю-87.

На помощь группе Амет-Хана подоспели истребители соседних эскадрилий и полков. Фашистские летчики пытались связать их боем и таким путем предоставить возможность бомбовозам сбросить свой груз на батайскую и ростовскую железнодорожные станции, где в то время находилось много воинских эшелонов. Но наши гвардейцы мастерски отражали атаки «мессершмиттов» и наносили соколиные удары по «юнкерсам». Они сбили 26 вражеских машин; ни один немецкий самолет не прорвался ни к Батайску, ни к Ростову.

В этом воздушном сражении геройски погиб гвардии старший лейтенант П. Коровкин. Израсходовав все боеприпасы, он вынужден был прибегнуть к тарану рвавшегося к Батайску бомбовоза: сразил его винтом своей машины. Но и истребитель Коровкина оказался сильно поврежденным, стал неуправляемым. Летчик покинул машину и на парашюте спускался на землю. Гитлеровцы расстреляли его в воздухе. Коровкин похоронен в районе Ростовского аэропорта. Там ему и другим отважным летчикам, погибшим в годы войны, сооружен величественный памятник...

На разборе боя, проведенного истребителями дивизии с колонной бомбовозов и сопровождавшими их «мессершмиттами», командир оценил действия летчиков эскадрильи Амет-Хан Султана: они отличились разнообразием искусно выполненных маневров, стремительностью атак, точностью ведения огня. Комэск осуществил заранее продуманный план ведения воздушного боя с численно превосходившим противником. Он проявил храбрость, исключительно высокое летное мастерство, вдохновлял летчиков на подвиги.

<…>

Бесстрашный комэск / Н. Верховец // Бессмертные героев имена : очерки о воинах, удостоенных звания Героя Советского Союза за подвиги в сражениях на Дону. Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1973. С. 135-136.

 

В небе над Ростовом

В. ГУРА, ветеран Великой Отечественной войны,
руководитель музея боевой славы 8-й воздушной армии в школе № 40

На снимке: летчики 9-го гвардейского истребительного авиаполка.
В нижнем ряду (слева направо) — Герой Советского Союза Г. КУЗЬМИН,
комисcap полка Н. ВЕРХОВЕЦ, командир полка, Герой Советского Союза Л. ШЕСТАКОВ,
Герой Советского Союза И. КОРОЛЕВ.
В верхнем ряду — AMET-ХАН-СУЛТАН, Герой Советского Союза,
В. ЛАВРИНЕНК0В, А. АЛЕЛЮХИН
(снимок сделан в мае 1943 года в Ростове)

Март 1943 года. Ростов только что был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Фронт отодвинулся недалеко — на холмистые берега Миуса. Время от времени в город доносились канонады. Гитлеровская авиация совершала беспрерывные налеты, стремясь парализовать железнодорожные узлы в Ростове и Батайске, нанести удары по пунктам сосредоточении войск. В каждом налете участвовали десятки, а то и сотни самолетов.

Самоотверженно сражались советские летчики, отбивая атаки врага. Нередко оказываясь в меньшинстве, они тем не менее храбро вступали в бой, вели его до последнего дыхания, пока руки держали штурвал. Газета «Красная Звезда» писала тогда: «...Во время этих боев особенно отличились гвардии капитаны Амет-Султан, П. Дзюба, A. Peшетов, Н. Глазов, гвардии старшие лейтенанты Е. Дранищев П. Головачев и другие».

Не случайно список отличившихся летчиков начинается с Амет-хан-Султана. В ростовском небе он сбил одиннадцать самолетов противника. Особенно памятным для него и его товарищей был воздушный бой 25 марта.

Шестерка истребителей под командованием Амет-Хана получила задание лететь на прикрытие воздушного пространства под Ростовом. С командиром вылетели летчики И. Борисов, П. Головачев, П. Коровкин, И. Сафонов, И. Мальков.

Когда набрали высоту, увидели приближающуюся армаду вражеских бомбардировщиков, прикрываемых истребителями. Надо было во чтобы то ни стало задержать ее, не дать ей возможность нанести бомбовый удар.

Сообщив по радио командованию о подходе врага, его примерной численности, Амет-хан-Султан во главе шестерки устремился вперед. Заметили их и немцы, с дальней дистанции открыли огонь.

Увертываясь от огненных трасс, командир смело атаковал ведущий самолет и первой же очередью сбил его. Строй бомбардировщиков расстроился, они разбились на несколько групп.

Но теперь на «Яков» набросились немецкие истребители. Амет-хана прикрыл Иван Борисов. Он не подпускал «мессершмиттов» к командиру, пока не загорелся его самолет. Летчик выпрыгнул с парашютом.

Его место занял Петр Коровкин. Он поджег самолет, заходивший в хвост Амет-хану, а последний сбил фашиста, навалившегося на Коровкина.

У молодого летчика кончился боезапас, и он в ярости таранил вражеский самолет, а сам выпрыгнул с парашютом. Приземлился мертвым: фашисты в воздухе расстреляли его.

Тем временем в небо взмыли все полки 6-й гвардейской истребительной авиадивизии, базировавшей вокруг Ростова. Бой разбился на несколько очагов, но ожесточение не спадало. Вновь и вновь враг пытался прорваться к Ростову и Батайску.

В числе шедших на помощь Амет-хан-Султану была шестерка Алексея Решетова. Густая облачность помешала ей быстро обнаружить врага. Израсходовав горючее, шестерка вернулась на аэродром. Едва самолет Решетова был заправлен, как в небо взлетела ракета — сигнал тревоги. Не ожидая окончания заправки других машин, Алексей взлетел. На этот раз он сразу увидел клин «юнкерсов», числом до тридцати.

Набрав высоту, он неожиданно для врага врезался в клин. Задымил и пошел книзу неприятельский бомбардировщик. Но в это время в плоскость и фюзеляж самолета Решетова ударили снаряды. Осколки снаряда повредили масляную систему, мотор стал давать сбои.

Учуяв легкую добычу, два «мессершмитта» устремились за теряющей скорость машиной. В это время Алексей услышал в наушниках:

- Я, Глазов, иду к тебе на помощь.

- Давай, Коля, быстрее, — отозвался Решетов.

Используя преимущество в высоте, Николай Глазов успешно атаковал один из «Ме-109» и поджег его. Второй отвернул назад, но его настиг советский истребитель. Огненный клубок упал в плавни Дона.

В этот же день лейтенант Иван Леонов на высоте шести тысяч метров встретил около двадцати «Дорне-215» и бесстрашно атаковал их, сбив один бомбардировщик. Остальные, беспорядочно сбросив бомбы, назад.

В другом «круговороте» летчик Валентин Шапиро, последними снарядами сбив «юнкерса», начал вести холостые лобовые атаки. И весьма эффективно: завидев мчащийся навстречу советский истребитель, фашисты сворачивали в сторону, подставляя себя под удар наших летчиков.

Вечером в полках подвели итоги. 40 самолетов сбили за день советские асы! Из них 16 пришлось на долю 9-го гвардейского истребительного полка. Наши потери были минимальные.

За героизм и мужество, проявленные в донском небе, 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии было присвоено почетное наименование «Донской».

В небе над Ростовом / В. Гура // Вечерний Ростов. – 1984. – 8 авг. – С. 3.





 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2020 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"