Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Абрамов Петр Петрович // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=663

Абрамов Пётр Петрович

Абрамов Пётр Петрович26.12.1915, с. Полтавченское ныне Кущевского района Краснодарского края – 18.09.2007, г. Ростов-на-Дону, командир отряда 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса (2-я воздушная армия 1-го Украинского фронта), Герой Советского Союза

С малых лет лишился родителей. Воспитывали Петю бабушка и дедушка, родители отца, погибшего в годы гражданской войны. После окончания Батайской школы пилотов и техников гражданского воздушного флота имени П. И. Баранова (1933-1937) работал в Курском авиапредприятии Московского управления ГВФ. 11 июня 1941 года переведён в Ростовский лётный отряд, где успел пройти тренировку на самолёте Р-5, но продолжить мирную работу помешала война.

24 июня 1941 года в составе первой группы самолётов У-2 Пётр Абрамов был направлен в Особую Прибалтийскую авиационную группу ГВФ. За год пребывания в этой группе Абрамов выполнил на самолёте У-2 более 700 заданий командования: вывозил раненых с передовых позиций, выполнял полёты с офицерами связи на борту, к ленинградским партизанам. Первым боевым орденом – орденом Красной Звезды – Пётр Абрамов был награждён в первый месяц войны. После года службы в Особой Прибалтийской авиационной группе ГВФ его направили на курсы в Школу высшей лётной подготовки, где лётчик прошёлл обучение на самолёте Ли-2 и был зачислен в авиацию дальнего действия. Воевал на самолётах Ли-2 и Си-47, оборудованных бомбодержателями и турельными пулемётами. Летал в качестве командира корабля, командира отряда, командира лидерной эскадрильи. Десятки боевых вылетов выполнил Пётр Абрамов в качестве лидера – осветителя. В его задачу входило найти цель и подсветить её, вызывая огонь на себя. Вслед за ним бомбардировщики обрабатывали подсвеченную цель.

В боевом формуляре экипажа Петра Абрамова записано, что им уничтожено более 30 танков, разбито и повреждено10 эшелонов с боевой техникой, уничтожено 12 складов с горючим и боеприпасами, более тысячи вражеских солдат и офицеров. Со своим экипажем успешно выполнил 320 боевых вылетов. В их числе полёты в глубокий тыл врага, с посадкой у партизан для обеспечения их боеприпасами, взрывчаткой, оружием и снаряжением, вывозом тяжелораненых партизан; на бомбёжку промышленных и военных объектов врага, железнодорожных узлов и станций, морских портов, аэродромов, складов, танковых соединений и скоплений живой силы.

Командир отряда 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (1-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 6-й гвардейский бомбардировочный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан Абрамов П. П. особенно отличился при выполнении боевых заданий по доставке оружия, боеприпасов и продовольствия партизанам Белоруссии и Украины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Абрамову Петру Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1946 года - в запасе. Жил в Ростове-на-Дону. Работал летчиком гражданской авиации (командир корабля), затем диспетчером, инспектором службы движения Северо-Кавказского территориального управления гражданского воздушного флота.

Литература

  1. По особому заданию / Н. Жолудев // Вечерний Ростов. 1963. 6 февр. С. 4.
  2. О моем друге…/ П. Аматуни // Они прославили Родину : очерки о Героях Советского Союзау. Ростов н/Д. : Кн. изд-во, 1975. Кн. 2. С. 7-11.
  3. Герои Советского Союза : крат. биогр. слов.: [в 2 т.] / М-во обороны; редкол. И. Н. Шкадов (председатель) и др. М. : Воениэдат, 1987. Т. 1. С. 20.
  4. За линию фронта / Л. Мазырин // Военный вестник Юга России. Ростов н/Д., 1994. 1-7 авг. С. 10.
  5. В тыл, к партизанам / Л. Мазырин // Дорогие наши Герои. Ростов н/Д. : Литера-Д, 1995. С. 13-20.
  6. Питомцы Первой Батайской / авт.-сост. Г. Д. Костенко. Ростов н/Д. : Книга, 2010. С. 66-71.
  7. Ростовчане – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы / автор исследования Афанасьев Игорь Алексеевич. Ростов-на-Дону, 2020. [Кн. 1]. С. 10-12.

Об одном трудном вылете рассказывает сам герой:

- 7 сентября 1943 года мы получили задание из Главного штаба партизанского движения - любой ценой доставить боеприпасы окруженной партизанской бригаде, действующей на северо-западе Белоруссии.

И вот семь экипажей, в том числе и мой, пролетели линию фронта за облаками, южнее Великих Лук в районе Невеля. Спустя 8-9 минут на глазах экипажа развернулось трагическое событие: впереди по курсу понеслись светящиеся трассы снарядов, и горящий самолет, оставляя шлейф огня, отвесно упал на землю. Скоро это повторилось справа по курсу. Принимаю решение - резко снизиться в облачность. В это время связной бортмеханик Глыбин передает, что сзади горят еще два наших самолета. Резко снижаясь, ввожу машину в облачность.

Когда вышли из нее, услышал сигнал сирены - атака сзади - и одновременно работу бортовых и турельного пулеметов бортрадиста Талалаева, второго летчика Соколова и бортстрелка Доронина. Штурман Юрчаков занял место второго летчика справа, помогал следить за общей ориентировкой полета.

Атака следовала за атакой. Наш самолет постоянно маневрировал. Высота была 150 метров по высотомеру но атаковавшим истребителем, видно, управлял опытный и настойчивый летчик. Он продолжал маневры с разных сторон и поло­жений. Но и мои боевые друзья не давали ему покоя, открывали заградительный огонь, не подпуская фашистского аса близко.

Высоту уменьшил до 100 метров. Приходилось все время маневрировать. Это позволяло экипажу просматривать заднюю полусферу. Меня все время преследовала мысль: почему мы не можем оторваться от противника и затеряться? Казалось, темнота, пересеченная местность, массив леса - все позволяло уйти от преследования, а фашист снова и снова заходил для новых атак и обрушивался на нас. Нет-нет, да и мелькала мысль: не сон ли это. Однако все происходящее было реальностью.

Члены экипажа обнаруживали истребитель на расстоянии по пламени из выхлопных патрубков, которые напоминали включенные огни на концах крыльев. Ко роткими предупреждающими очередями они давали фашисту понять, что его видят. Немец, наконец, убедился в том, что ему скрытно не подойти к нашему самолету для завершающей атаки. Он открывал огонь на расстоянии, и встречные светящиеся трассы пересекались. Истребитель вновь и вновь делал заходы, проносился то сверху, то слева, то справа. Мы продолжали маневрировать, хотя высота была ограниченной. Казалось, поединок длится вечность.

Но вот все реже и реже слышна дробь наших пулеметов, а потом и совсем прекратилась. Бортмеханик доложил, что все патроны на борту израсходованы. Выход один - снизиться до высоты бреющего полета и идти над самыми макушками деревьев. Все внимание сосредоточено на пилотировании самолета. И вот мы выскочили на озеро. Крутым резким разворотом прижались к береговой черте, где возвышался лес. Настроение чуть приподнялось - удалось точно восстановить детальную ориентировку: озеро лежало на маршруте полета, от него до цели лететь 1 час 20 минут. В это время бортмеханик Глыбин сообщил, что фашистский стервятник, развернувшись и набрав высоту, ушел на свой аэродром.

Наш самолет подошел к цели. Боевой груз был доставлен и сброшен партизанам.

Набрав высоту, взяли курс на свой аэродром. Когда вошли в облачность, слева и справа за бортом самолета занялось зарево. Оказалось, это было пламя, выбрасываемое двигателями в патрубках. Так вот почему так упорно преследовал нас фашистский истребитель! Выбрасываемое пламя было далеко видно, оно служило хорошим ориентиром для врага.

В ту ночь на базу вернулся только наш экипаж. После уточнения стало известно, что два самолета были сбиты около линии фронта, членам экипажей удалось выпрыгнуть с парашютом и приземлиться на своей территории; четыре боевые машины были сбиты за линией фронта.

На следующий день пришло донесение, что партизаны с боем вышли из окружения и громили врага. Они благодарили нас за доставленный специальный груз. Это была лучшая похвала нашей работы…

Питомцы Первой Батайской / авт.-сост. Г. Д. Костенко. Ростов н/Д : Книга, 2010. С. 69-70.




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"