Шевелев Антон Антонович // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=1167
Шевелев Антон Антонович
17.01.1918, посёлок Нейво-Шайтанский Алапаевского уездаа Пермской губернии (ныне ‑ в составе города Алапаевск Свердловской области) - 10.05.1981, Свердловск (ныне ‑ Екатеринбург), заместитель командира эскадрильи 30-го гвардейского авиационного полка 48-й авиационной дивизии 8-го гвардейского авиационного корпуса авиации дальнего действия, Герой Советского Союза
Родился в семье служащего местного завода. Детство прошло на родине отца в селе Мордино (в настоящее время ‑ Корткеросского района Республики Коми). С 1932 года жил с родителями в городе Свердловске (в настоящее время – Екатерининбург).
Окончил Батайское училище гражданского воздушного флота (1939). Работал в Восточно-Сибирском управлении ГВФ пилотом (1939‑1941). Ему было поручено патрулировать сибирские леса, охраняя их от пожаров. Через некоторое время А. А. Шевелева перевели на воздушную линию Иркутск — Качуг — Жигалово — Иркутск.
В декабре 1941 года А. А. Шевелев направляется на курсы высшей лётной подготовки.
Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Боевой путь начинал в 455-м авиационном полку дальнего действия 36-й авиационной дивизии дальнего действия и прошёл с этим полком всю войну. Приказом НКО № 0271 от 19 августа 1944 года 455-й авиационный «Смоленский» Краснознамённый полк дальнего действия переименован в 30-й Гвардейский авиационный «Смоленский» Краснознамённый полк дальнего действия..
27 июля 1942 года Шевелев совершил первый боевой вылет под Сталинград. В дни Сталинградского сражения со своим экипажем Шевелев произвёл пятнадцать боевых вылетов, уничтожая мощными бомбовыми ударами фашистские подчинения, рвавшиеся к Волге, их танки и артиллерию.
Сражался на Волховском, Ленинградском, Калининском, 1-м, 2-м и 3-м Белорусских фронтах.
Участвовал в обороне Ленинграда, блокировал бомбовыми ударами аэродромы Сещи, Алсуфьево, Новодугина, с которых враг пытался организовать бомбардировку Москвы, Саратова, Ярославля.
16 марта 1943 года экипаж лейтенанта Шевелева получил задание разбомбить железнодорожную станцию Жуковка (Московская железная дорога). При подходе к цели самолёт был атакован фашистскими истребителями и получил до тридцати пробоин. Но в такой трудной ситуации пилот не растерялся. Он дал возможность стрелку и радисту отбить повторную атаку истребителя врага, а затем умелым маневром вышел из боя. На неисправном, трудно управляемом самолёте Шевелев дошёл до цели и выполнил задание. Но до своего аэродрома дотянуть уже не смог, а произвёл вынужденную посадку на запасном аэродроме и спас дорогостоящую машину и жизнь экипажа. За этот вылет приказом командующего авиацией дальнего действия был награжден орденом Красного Знамени (10.04.1943.
С мая 1943 года А. А. Шевелев назначается заместителем командира авиаэскадрильи 30-го гвардейского авиационного полка. Он проявляет себя как прекрасный воспитатель молодых лётчиков. Наряду с боевыми вылетами готовил к выполнению боевых заданий молодые экипажи: за период войны им подготовлено более 10 экипажей.
К октябрю 1944 года заместитель командира эскадрильи 30-го гвардейского авиационного полка 48-й авиационной дивизии 8-го авиационного корпуса авиации дальнего действия Шевелев совершил 222 боевых вылета на бомбардировку в тыл противника, 103 раза участвовал в бомбардировке крупных вражеских объектов по заданию командования. Одновременно с бомбардировкой целей он не раз выполнял роль фотографа результатов бомбежек экипажей полка. Им были засняты и привезены результаты бомбардирования двадцати четырех целей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Шевелёву Антону Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После получения высокой награды гвардии капитан Шевелев совершил ещё двадцать четыре боевых вылета. Последний вылет ‑ 17 апреля 1945 года, на предместье Берлина Штрайсберг. После выполнения задания у линии фронта экипаж был трижды атакован врагом, в результате чего возник пожар. Стрелок и радист были смертельно ранены. Огонь обжигал лицо командира. Полёт был больше невозможен. А. А. Шевелёв приказал экипажу прыгать с парашютами и покинул горящую машину последним. С переломом обеих ног гвардии капитан А. А. Шевелёв был доставлен в госпиталь. Около года продолжалось лечение, и в 1946 году инвалидом II группы вышел в отставку.
За успешные боевые действия награждён орденами Ленина (13.03.1944, 05.11.1944), Красной Звезды (31.12.1942), Красного Знамени (10.04.1943), Отечественной войны 1-й степени (13.07.1945) и многими медалями.
В октябре 1947 года А.А. Шевелёв стал работать младшим научным сотрудником научно-исследовательского отдела Уральского лесотехнического института, а через год стал студентом лесохозяйственного факультета, который с отличием окончил в 1953 году. По кафедре лесоводства защитил диссертацию на звание кандидата сельскохозяйственных наук. С 1976 года и до конца жизни Антон Антонович Шевелев работал доцентом кафедры лесоводства Уральского лесотехнического института.
Литература
- Навечно в сердце народном : [справ. / гл. ред. И. П. Шамякин]. 3-е изд., доп. и испр. Минск : Белорус. Сов. энцикл., 1984. С. 583.
- Золотые звёзды свердловчан / сост. В. Г. Лошак. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1985. С. 193‑194.
- Герои Советского Союза : крат. биогр. слов. : [в 2 т.] / М-во обороны; редкол. И. Н. Шкадов (председатель) и др. М. : Воениздат, 1988. Т. 2. С. 767.