Герои Труда Дона
Гарцуев Павел Николаевич

04.01.1905, Санкт-Петербург — 1969, начальник Кировской железной дороги
Родился в семье железнодорожника. Окончил начальную школу и училище. В возрасте 14 лет поступил на работу в паровозное депо Октябрьской железной дороги. В 1924 г. после окончания железнодорожного техникума работал техником по ремонту паровозов в том же депо. Впоследствии перешел на должность помощника машиниста, затем — машиниста. После службы в армии — студент Ленинградского института железнодорожного транспорта. В 1934 г., успешно окончив институт, получил звание инженера по эксплуатации железных дорог. Работал инженером ст. Ленинград–Товарная–Витебск, заместителем начальника службы движения Октябрьской железной дороги.
В 1937 г. был назначен начальником Волховстроевского отделения движения Кировской железной дороги. С 1940 г. — начальник Кировской железной дороги.
В годы Великой Отечественной войны он был не только начальником дороги, но и уполномоченным Наркомата путей сообщения по Карельскому фронту и членом Военного совета фронта. В 1942 г. за проявленную самоотверженность в организации бесперебойной доставки фронту военной техники, продовольствия и снаряжения был награжден орденом Ленина.
5 ноября 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий начальнику Кировской железной дороги Павлу Николаевичу Гарцуеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1946 по 1959 гг. — начальник Северо-Кавказской железной дороги.
В эти годы шло не только восстановление, но и техническое перевооружение железных дорог. Широко внедрялись новые виды тяги. Велась электрификация участка Адлер–Туапсе–Белореченская и перевод с паровозной на тепловозную тягу направления Волгоград, Сальск, Тихорецкая, Краснодар, Новороссийск. Для увеличения пропускной способности однопутных участков шло строительство диспетчерской централизации на Туапсинском, Грозненском, Сальском и Краснодарском отделениях. На дороге внедрялась электрическая централизация стрелок, автоблокировка. К началу 1950 г. было построено более 1200 км автоблокировки, появились первые участки, оборудованные точечными автостопами, почти на 100 переездах были установлены шлагбаумы с автоматической централизацией. Была создана технически оснащенная сеть депо и пунктов по ремонту вагонов. В результате технического перевооружения участков железной дороги их пропускная способность увеличилась на 50 %.
В период работы на СКЖД был награжден орденом Ленина.
Награжден также орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Ленинграда», «За оборону Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Дважды удостоен звания «Почетный железнодорожник».
Источник
Сочинения
- Северо-Кавказская дорога в четвертой сталинской пятилетке / П. Гарцуев // Молот. Ростов н/Д.,1946. 28 апр. С. 2.
- Возрожденная магистраль / П. Н. Гарцуев // Пять лет спустя. Ростов н/Д., 1948. С. 107–117.
- Год на транспорте / П. Гарцуев // Молот. Ростов н/Д., 1949. 31 июля. С. 2.
- Наш праздник / П. Гарцуев // Молот. Ростов н/Д., 1950. 30 июля. С. 2.
- Всенародный праздник / П. Гарцуев // Молот. Ростов н/Д., 1951. 5 авг. С. 2.
- Всемерно развивать движение машинистов-тяжеловесников / П. Гарцуев // Комсомолец. Ростов н/Д., 1953. 6 февр. С. 2.
- Северо-Кавказская магистраль в пятой пятилетке / П. Гарцуев // Молот. Ростов н/Д., 1953. 26 февр. С. 2.
- Всемерно использовать резервы / П. Гарцуев // Молот. Ростов н/Д., 1954. 31 июля. С. 3.
- К вопросу электрификации Северо-Кавказской дороги / П. Гарцуев // Молот. Ростов н/Д., 1958. 11 дек. С. 2.
- День железнодорожника / Гарцуев П. Н. // Блокнот агитатора. Ростов н/Д., 1959. № 14 (июль). С. 49-54.
- Сегодня и завтра Северо-Кавказской железной дороги / П. Гарцуев // Молот. Ростов н/Д., 1959. 2 авг. С. 2.
Литература
- О присвоении звания Героя Социалистического Труда начальственному составу и рядовым работникам железнодорожного транспорта, генералам, офицерам, рядовому составу железнодорожных войск : Указ Президиума Верховного Совета СССР [от 5 нояб. 1943 г.] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1943. 18 нояб. С. 1.
- Павел Николаевич Гарцуев : кандидат в депутаты Совета Союза Верховного Совета СССР по таганрогскому избирательному округу № 262 // Красное знамя. Таганрог, 1953. 22 марта. С. 1.
- Гарцуев Павел Николаевич // Северо-Кавказская дорога через три века : 140-летию СКЖД посвящается / Сидоренко В. Т. Ростов н/Д, 2004. Т. 1. С. 378.