Герои Труда Дона
Котенко Алексей Николаевич

17.03.1916, с. Вербки (ныне Павлоградского района Днепропетровской области Украины) — 19.07.1986, Ростов-на-Дону, красноармеец-шофер автоколонны Управления военно-восстановительных работ
После окончания школы-семилетки в 1932 г., стал учеником счетовода на Никитовском доломитовом комбинате. Впоследствии до 1941 г. работал здесь же сначала счетоводом, а затем шофером. В 1941 г. был призван в железнодорожные войска: в восьмое Управление военно-восстановительных работ (УВВР-8). Был командиром взвода, затем заместителем начальника автобазы УВВР-8.
1 января 1943 г. началось наступление советских войск на Ростовском и Тихорецком направлениях. В ходе наступления происходило освобождение железных дорог Северного Кавказа широким фронтом одновременно с юга, востока и запада. От темпа восстановления железных дорог зависел дальнейший исход военных операций. Противник, отступая, особенно сильно разрушил участок Куберле — Сальск. Здесь были подорваны все искусственные сооружения, путь, станционные обустройства и связь. Восстановление этой линии и ветви Котельниково — Сальск — Тихорецкая производило УВВР-8.
Железнодорожные войска не только восстанавливали разрушенные участки дороги, но и с оружием в руках не давали возможности врагу вывести из строя другие важные станционные сооружения. Благодаря героическим усилиям военных железнодорожников был выполнен огромный объем восстановительных работ и возрождены Северо-Кавказские магистрали.
5 ноября 1943 г. за успешное выполнение заданий правительства и военного командования по восстановлению железных дорог и проявленную стойкость и мужество красноармейцу-шоферу автоколонны Управления военно-восстановительных работ Алексею Николаевичу Котенко было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1946 г. откомандирован на Высшие Центральные технические курсы в Москву. После окончания курсов в звании инженер-лейтенанта тяги был назначен заместителем начальника отдела авто-мото-рельсового транспорта СКЖД. В 1951 г. успешно закончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности вагоны и вагонное хозяйство.
В 1959 г. был назначен на должность начальника Ростовского автотреста.
Награжден также орденом Красной Звезды (1945), медалью «За оборону Сталинграда» (1943), «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945) и др.
Источник
Сочинения
- Безрельсовый транспорт на новых путях / А. Котенко // Вечерний Ростов. 1965. 30 окт. С. 2.
Литература
- О присвоении звания Героя Социалистического Труда начальствующему составу и рядовым работникам железнодорожного транспорта, генералам, офицерам, рядовому составу железнодорожных войск : Указ Президиума Верховного Совета СССР [от 5 нояб. 1943 г.] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1943. № 49. С. 1.
- [Котенко Алексей Николаевич : некролог] // Вечерний Ростов. 1986. 22 июля. С. 4.