Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Соколов И. П.  Общество спасения на водах // Донской временник. Год 2013-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2012. Вып. 21. С. 66-71. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=1179

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2013-й

Природа и сельское хозяйство

 

ОБЩЕСТВО СПАСАНИЯ НА ВОДАХ

К 170-летию со дня рождения Николая Маргаритовича Сарандинаки

Часть 3

Организацией в крае метеорологических станций не исчерпывается деятельность Н. М. Сарандинаки в данном направлении; на долю его выпала забота и об учреждении таких же станций на отдалённых берегах Чёрного моря, принадлежащих иностранным государствам.

Главная физическая обсерватория в письме своём к Н. М. от 2 октября 1887 года высказала, что для улучшения штормовых предостережений крайне важно иметь метеорологические станции в Синопе, Трапезунде и Варне, каковые обсерватория охотно снабдит инструментами на свои средства и исходатайствует право на получение от них телеграмм с метеорологическими наблюдениями. Высказывая эти соображения, обсерватория вместе с тем просила почившего оказать ей содействие в приискании надёжных наблюдателей для этих важных пунктов, причём добавила, что, как видно из годового опыта, главная масса бурь на Чёрном море порождается не приближением минимумов давления, как на Балтийском море, а, напротив, максимумов; что многие бури наступают, по-видимому, вследствие образования местных минимумов в Чёрном море, преимущественно в юго-восточном его углу, и что некоторые из этих бурь проходят незамеченными вдоль южного берега Чёрного моря, почему для более успешного указания на такие приближающиеся бури необходимы точные наблюдения о состоянии погоды в районе Синопа и Трапезунда. Н. М. весьма охотно вошёл по этому поводу, чрез посредство представителя Ростовского общества пароходства и торговли Н. Е. Врангеля, в деятельную переписку, увенчавшуюся полным успехом. В 1888 году в Синопе и Трапезунде станции были уже учреждены. К сожалению, из дел не видно, когда состоялось открытие метеорологической станции в Варне, но она нанесена на карте, изданной Главной физической обсерваторией, как действующая станция.

Огромные заслуги Н. М. Сарандинаки на поприще изучения отечественной климатологии, его педантическая аккуратность в записях явлений природы по Ростовской метеорологической станции засвидетельствованы Главной физической обсерваторией в отчёте её за 1886 год, изданном Академией наук. Из этого отчёта видно, что инспектор метеорологических станций А. М. Шенрок, посетивший Ростовскую станцию, отозвался о ней так: «станция была только что устроена, но так как директор училища г. Сарандинаки относится к делу с большим рвением и уже раньше неоднократно засвидетельствовал большой интерес к метеорологии, … то можно с уверенностью ожидать от Ростовской станции хороших и вполне надёжных наблюдений, самую же станцию считать образцовой». В отчёте той же обсерватории за 1889 год читаем, между прочим: «...как штормовые предостережения, так и контроль их весьма затруднены ненадёжностью самих наблюдений над силою ветра; исключения составляют С.-Петербург и Кронштадт... а также станция в Ростове на Дону, которая, после каждого полученного предостережения производила, по мере возможности, точные и частые наблюдения над силою ветра и аккуратно присылает соответственные отчёты в Главную физическую обсерваторию...»

1 августа 1888 года истекло два года со времени введения, в виде опыта, служб штормовых предостережений, а вместе с тем иссякли собранные Н. М. для этой цели денежные средства. Главная физическая обсерватория хотя и уведомила почившего, что последовало окончательное решение государственного совета об ассигновании ежегодного кредита в 2 000 рублей на поддержание штормовых служб на юге Poccии, но кредит этот должен был отпускаться лишь с 1 января 1888 года, а, по сообщению директора обсерватории, министр финансов согласился на ассигнование помянутого кредита лишь вследствие уверения господина Вильде, что общество не откажет в дальнейшем пожертвовании 833 рублей и 33 коп., потребных для продолжения служб штормовых предостережений до 1 января 1888 года.

Поэтому обсерватория просила Н. М., дабы не произошло перерыва занятий в бюро штормовых предостережений, принять на себя труд по изысканию необходимых денежных средств, которые и были изысканы им из тех же источников, как и при введении этих служб. Собранные деньги были немедленно препровождены Н. М. В распоряжение Главной физической обсерватории, чем был предотвращён крайне нежелательный пятимесячный перерыв в деятельности названных служб.

Денежные средства для осуществления этого дела были отпущены следующими обществами: Ростовское местное правление Общества спасания на водах отчислило из своих средств 1333 руб. 33 коп., Таганрогское правление того же Общества – 200 рублей; Общество пароходства по Дону, Азовскому и Чёрному морям – 7 000 рублей; Русское общество пароходства и торговли – 600 рублей; Общество Азовского пароходства – 500 рублей; главный акционер того же Общества действительный статский советник Я. С. Поляков – 500 рублей; Комитет донских гирл – 2 000 рублей. Кроме того, Комитет уплатил 500 рублей за самопишущий анемометр системы Тимченко, установил на свой счёт телефон и уплачивает наблюдателю Ростовской станции ежегодно по 360 рублей. Со своей стороны попечительный совет Ростовского реального училища, взамен добавочного вознаграждения наблюдателю, предоставил ему семейную квартиру при Реальном училище. Таким образом, это в высшей степени симпатичное и полезное дело, начатое, в виде опыта, по инициативе члена Ростовского правления Общества спасания на водах покойного Николая Маргаритовича Сарандинаки, с 1 января 1888 года приобрело полную обеспеченность, так как дальнейшую заботу о нём приняло на себя правительство.

Покончив с организацией метеорологической станции и постов штормовых предостережений, Н. М. задался мыслью, в силу полезности для края изучения местных гроз, создать сеть грозовых наблюдений, а для более точного ведения записей наблюдений – вверить таковые чинам телеграфных станций, которые, помимо непрерывного дежурства на станциях, ещё и потому не могут оставить без внимания прохождения грозы, что при приближении своём последняя отражается на телеграфном аппарате, и телеграфист, прекращая действия телеграфа, пока продлится гроза, имеет время для производства и записи наблюдений.

Мысль эту покойному удалось осуществить лишь благодаря особенному сочувствию, встреченному им со стороны начальника Ростовского почтово-телеграфного округа В. М. Кунинского.

По распоряжению г. Кунинского и по указаниям Н. М., с июля 1892 года и введены были грозовые наблюдения во всех телеграфных учреждениях обширного Ростовского округа, охватывающего всю Донскую область и Екатеринославскую губернию.

Одновременно с этим Н. М. Стремился и к организации наблюдений над снежными покровами и, благодаря содействию начальника Ростовского отдела водяных сообщений инженера Р. Ф. Реевского, с ноября 1892 года введены были такие наблюдения на двадцати водомерных постах, расположенных по берегу реки Дона, начиная от устьев его, на протяжении 2000 вёрст.

Как эти наблюдения, так и наблюдения грозовые доставлялись Н. М., который, по снятию с них копий для нужд Ростовской метеорологической станции и для себя, отправлял их затем в Главную обсерваторию.

Заканчивая этим очерк деятельности Н. М. Сарандинаки по бывшему местному, а ныне окружному правлению Императорского Российского общества спасания на водах, я должен оговориться, что очерк мой далеко не исчерпывает всего, что было сделано почившим.

Рамки газетной статьи поставили меня в необходимость коснуться лишь дел, осуществленных почти единолично Н. М., но следует помнить, что душою всего дела, с основания его по день кончины Н. М., был лишь он, и что его деятельность, полная беззаветной любви к святому делу спасания и предупреждения несчастий на воде, светлой непрерывной нитью проходить чрез всю 20-летнюю жизнь правления, а результаты деятельности и по кончине его будут служить для блага ближних и родного края.

Редкая, поразительная скромность почившего Н. М. невольно останавливает на себе внимание и побуждает меня сказать о ней несколько слов.

Являясь одним из деятельнейших работников в Обществе спасания на водах и имея полную возможность занимать председательское место в нём, он всегда упорно отказывался от этого, ссылаясь на многочисленность своих служебных обязанностей по должности директора Реального училища и члена правления многих обществ и учреждений.

Признав в А. В. Ергомышеве просвещённого моряка, он с полной верой в плодотворные труды его, как лица, близко стоящего по званию своему к водной стихии, передал ему председательствование, а общее собрание членов 11 января 1891 года, по предложению Н. М., утвердило его в этом звании.

Но на долю Н. М. выпало завидное счастье: как ни скромен был он, труды его не прошли незамеченными и ещё при жизни его были достойно оценены: Императорское Российское общество спасания на водах удостоило его высшей награды – золотой медали, Императорская Академия наук удостоила его звания корреспондента Главной физической обсерватории, а Императорское Географическое общество избрало его своим членом-сотрудником.

Вечный мир праху этого неутомимого труженика, прекрасного человека и учителя!

Дорогие останки почившего погребены в родовом селе Маргаритовке на берегу Азовского моря.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"