Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Венков А.В. Новая литература по истории религии на  Дону // Донской временник. Год 2014-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2013. Вып. 22. С. 239-240. URL: http://donvrem.dspl.ru//Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1340

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2014-й

Донские храмы

А. В. ВЕНКОВ

НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ НА ДОНУ

 

Отличительной чертой современной донской исследовательской литературы стало появление целой серии книг по истории донской церкви. Прежде всего стоит обратить внимание на монографию С. П. Чибисовой «История православных храмов Новочеркасска» [1].

Несомненно, выход этой книги – важное событие в историографии донской православной церкви и в культурной жизни Ростовской области в целом. Книга написана на основе материалов из фондов архивов (ГАРФ, ЦГАКФФД СПб., ГАРО) и музеев (НМИДК, РОМК), и вместе с тем – образно и доходчиво, а потому принесёт не только пользу, но доставит удовольствие как серьёзным учёным, так и простым читателям.

В кратком введении автор характеризует дореволюционную церковную жизнь Новочеркасска и рассматривает её советский период. Здесь же даётся краткий источниковедческий анализ привлечённых материалов.

Основная часть монографии – подробная, полная интересных деталей история новочеркасских церквей. Начинает автор с Вознесенского кафедрального собора, описывая долгую, полную непредвиденных осложнений историю строительства, подробно рассматривая внутреннее устройство храма; много внимания уделяет главным святыням. Иллюстративный материал – портреты главных действующих лиц, имеющих отношение к строительству храма, начиная с императоров, царствовавших в то время, элементы росписи, изображения наиболее почитаемых икон – создаёт эффект живого присутствия. Много внимания уделено причту собора, а также событиям донской истории, так или иначе с собором связанным.

Среди других, столь же тщательно описанных приходских храмов, особое внимание автор обращает на кладбищенскую церковь во имя Дмитрия Солунского, одну из старейших в городе, и на не существующую ныне церковь Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости» на новочеркасском подворье Старочеркасского женского Ефремовского монастыря.

Также автор выявила и написала о двадцати двух домовых храмах, которые действовали при учреждениях (в том числе и тюремном) и учебных заведениях, – тем самым показывая, что духовное влияние церкви распространялось на все слои общества.

Естественно, жители Новочеркасска не были монолитны в своих духовных воззрениях, и потому автор уделяет достаточно внимания старообрядческому Покровскому собору и проблемам старообрядчества на Дону.

Новый всплеск церковной жизни в Новочеркасске произошёл в начале 1990-х годов, что было тесно связано с процессом возрождения казачества. В то время открылось пять новых церквей, – о них также рассказано в книге.

В качестве приложения приведены полные списки причта всех церквей, названы также художники, которые расписывали кафедральный собор, подрядчики, участвовавшие в его строительстве.

Монография снабжена указателями имен и географических названий.

Не менее важным событием в церковной историографии является публикация сборников документов: «Закрытие церквей и молитвенных зданий Донской области в 1920–1930-е годы»[2] и «Изъятие церковных ценностей в Донской области. 1922 год» [3]. Сборники документов подготовлены сотрудницами ЮФУ и ЮНЦ РАН Л. В. Табунщиковой и А. В. Шадриной. Работа проделана огромная, на высоком научном уровне. Наиболее тяжёлый для истории церкви период раскрывается и иллюстрируется директивами, актами, протоколами, письмами, всего – девятьсот с лишним страниц уникальных документов! Сборники предваряются предисловиями, дающими краткий исторический обзор событий, раскрываемых документами. Они снабжены выверенным справочным аппаратом.

Дать краткое описание представленных документов невозможно, там есть всё – от сухих отчётов об изъятых ценностях в фунтах и золотниках до примеров людоедства в голодный 1922 год. Ценность этих документов неоспорима. Любое исследование со временем морально устаревает. Копилка человеческих знаний неуклонно пополняется, и то, что некогда было новым и сенсационным, со временем становится общеизвестным и обыденным. Не стареют лишь справочники и сборники документов. И отрадно, что для двух талантливых исследовательниц вышедшие книги – только начало их научной деятельности: собранного материала хватит ещё не на одну книгу.

История церкви невозможна без истории жизни священников. 2013 год порадовал нас книгой А. Г. Сухарева «Жизнь и смерть священника Илии Попова»[4]. Автор, профессиональный математик, рассказал о своём деде. С присущей математикам точностью и сдержанностью, опираясь на документы, показал жизненный путь простого священника, донского казака по происхождению. На примере жизни одного служителя церкви перед нами предстаёт своеобразный срез жизни целого социального слоя сельских священников. Именно сельские священники, наряду с сельскими учителями (даже больше и раньше учителей), формировали духовность подавляющего большинства населения страны, которая до середины ХХ века фактически была крестьянской. В книге показано, как складывались священнические династии, как жили, с кем роднились, к чему стремились. Отображены служба священников в станицах трёх округов – 1-го Донского, Ростовского и Сальского, невыносимая жизнь, на которую были обречены многие из тех, кто не поддался идее обновленчества после революции и Гражданской войны.

Таким образом, описывая жизнь одной семьи, автор приподнимает завесу над рядом сложных и важных проблем нашей региональной истории и не только региональной.

Нельзя без волнения читать строки о мученической гибели Илии Попова, сохранявшего до конца верность своей пастве, вместе с ней боровшегося за открытие церквей в то время, когда их повсеместно закрывали. Власти ему припомнили всё: и организацию молебнов для мамонтовских войск, и организацию «волынки» – демонстрации женщин станицы Пролетарской. Его расстреляли 14 октября 1937 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Сейчас этот день считается на Дону войсковым праздником.

Вот так, на примере четырёх книг, определяются основные направления, по которым развивается современная литература по истории церкви на Дону: история церквей, история священников, публикация документов, без которых нельзя изучить и то и другое.

Примечания

  1. Чибисова С. П. История православных храмов Новочеркасска. Ростов н/Д : Альтаир, 2013. 392 с.
  2. Табунщикова Л. В., Шадрина А .В. Закрытие церквей и молитвенных зданий Донской области в 1920–1930‑е годы : сб. док. Ростов н/Д, 2013. 504 с.
  3. Шадрина А. В., Табунщикова Л. В. Изъятие церковных ценностей в Донской области. 1922 год : сб. док. Ростов н/Д, 2013. 417 с.
  4. Сухарев А. Г. Жизнь и смерть священника Илии Попова. Смоленск : Маджента. 2013. 168 с.
 



 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2019 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"