Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Ссылка по ГОСТу: Александровский С. В. Мифы и правда о группе "Максим-66" // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 80-86. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=1440

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2016-й

Дон в Великой Отечественной войне

С. В. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

МИФЫ И ПРАВДА О ГРУППЕ «МАКСИМ-66»

«…Они стоят строем перед броневагоном, перед слепящим глазом прожектора. Они окружены со всех сторон огромной, непробиваемой толпой взбешённых фашистов в чёрных шинелях и чёрных касках с эсесовскими эмблемами. В фашистах клокочет ненависть – теперь-то они отомстят за пережитый страх, за гибель однополчан. Вьюга стихла. Застыли и плавятся серебром облака вокруг луны. Зловеще гудит в телеграфных проводах степной ветер. Из Орловской прибывает аварийный состав, ремонтники уже чинят взорванный путь. Позади полыхают деревья, подожжённые огнемётами. Впереди пыхтит паровоз. Они стоят, обезоруженные, истекающие кровью, стоят, поддерживая друг друга. На них нацелены дула десятков автоматов и крупнокалиберные пулемёты броневагона. Всюду скалит зубы серебряный эсесовский череп на скрещённых костях. Лиц не видать, только чёрные силуэты на фоне прожектора. И как волчьи глаза – огоньки сигарет. И каждый знает – настал смертный час…» [1].

Кто они, эти смельчаки, в ночь со второго на третье декабря 1942 года атаковавшие эшелон с эсесовцами, двигавшимися в Сталинград?

Группа «Максим-66».

Состав группы – 15 человек. Вооружение: 6 автоматов, 4 винтовки, 4 карабина, 2 пистолета, 65 мин, 4500 патронов. Продовольствия на 10 дней.

Холодной ночью 17 ноября 1942 года шагнули в снежную степь 15 разведчиков. Долгий путь из Астраханской области предстоял им – через линию фронта, в район села Заветное – более 200 километров. Основной задачей была организация диверсий на автомобильных дорогах, разведка и нарушение коммуникаций противника. Через несколько суток разведчики вышли в заданный район, но ситуация на фронте изменилась – наши войска начали контрнаступление под Сталинградом, и группе по рации дали новое задание – перерезать железную дорогу Сальск – Котельниково. Сделать это было крайне необходимо, так как по этой дороге немцы начали перебрасывать с Кавказа на помощь окружённым в Сталинграде фашистам группировку Манштейна.

Нет карт местности, заканчиваются продукты, и вновь идти более сотни километров. Но разведчики не просто шли. Они несли с собой оружие, боеприпасы, мины, толовые шашки, рацию, запасные батареи и многое другое.

Две недели в пути, две недели на двадцатиградусном морозе, две недели с тяжёлым грузом за плечами. Это выдержит не каждый взрослый мужчина, а большинству из них было от 17 до 20 лет, кроме того, в группе было три девушки.

Последний сеанс связи состоялся у хутора Верхнее Зундово. Вечером 2 декабря нашли и место для диверсии – там, где железная дорога делает поворот к станции Двойной (станице Орловской). Дорога не охраняется – не ждут немцы нападения в зимней степи ночью.

На задание пошла вся группа. Выдолбили в мёрзлой железнодорожной насыпи яму, заложили взрывчатку, приладили детонатор. Укрылись в ближайшей лесополосе. Пошли долгие минуты ожидания. И вот на повороте эшелон – шесть вагонов и платформ с техникой. Взрыв. Скрежет. Дым. Щепки шпал. Но поезд, снизивший скорость на повороте, только повреждён; разбит путь.

Начался бой, а в эшелоне эсэсовцы – полк «Нордланд» дивизии СС «Викинг». Партизаны открыли огонь, но очень скоро оправились эсэсовцы от растерянности, и ударили по лесополосе пулемёты, начался миномётный обстрел партизан.

Многие из разведчиков оглушены, ранены, истекают кровью. Дана команда отходить, но фашисты обошли группу с флангов. Горит лесополоса, подожжённая огнемётчиками, начинается ожесточённая рукопашная схватка в дыму, в свете прожекторов и немецких ракет.

Захваченных разведчиков со скрученными руками, избитых, израненных, окружила толпа озверелых эсэсовцев. Начался допрос. Никто не сказал ни единого слова, не выдал командиров. Раздетых разведчиков – мужчин, девушек – бросили обнажённых на снег, резали кинжалами, жгли огнемётами, ждали мольбы о пощаде, а в ответ – молчание. После двух часов допроса оставшихся в живых расстреляли.

Бой длился недолго, но вражеский эшелон был задержан на несколько часов. А в пункт назначения он прибыл с опозданием более чем на сутки, попав по пути под жесточайшую бомбёжку нашей авиации.

После 2 декабря группа «Максим-66» больше не выходила на связь и стала одной из многих партизанско-диверсионных групп, пропавших, без вести. Тела «максимовцев» были захоронены местными жителями в декабре 1942 года, и об их подвиге никто не знал. Пока в 1962 году…

В Орловский дом пионеров пришло письмо от московского писателя Овидия Горчакова, в котором он интересовался судьбой пропавшей группы, о бое с которой прочитал в мемуарах эсэсовца, потрясённого мужеством наших воинов.

Начались поиски, продолжавшиеся несколько лет.

Поисковые отряды Орловской средней школы № 1, возглавляемые учителем истории Галиной Платоновной Сердюковой и краеведом Григорием Степановичем Татаренко, несколько раз прошли вдоль железной дороги от Пролетарской до Зимовников, опрашивая местных жителей, выясняя, где горели в войну лесополосы, разыскивая захоронение. Овидием Горчаковым были сделаны запросы в архивы разведшколы, восстановлены фамилии личного состава всех диверсионных групп, пропавших без вести в нашем районе, была налажена переписка с родственниками пропавших. Он же обратился во всесоюзную телепередачу «Подвиг», прося отозваться родственников погибших воинов. После обнаружения захоронения по личным вещам, обрывкам газет, найденным в могиле, анализируя последние письма «максимовцев», удалось точно установить, что неизвестная группа была группой «Максим-66».

Подвиг группы так потряс всех жителей района, что именами героев были названы новые улицы, в народном театре ставились пьесы, посвящённые группе, учащиеся, жители посёлка писали о подвиге стихи и поэмы.

1 октября 1967 года торжественно открыли памятник, построенный на средства и силами молодежи района. Памятник представляет собой боевое знамя, склонённое над могилой героев, центральная часть памятника – штык русской винтовки образца 1891 года, на котором укреплена гранитная плита с именами павших «максимовцев».

На открытии памятника присутствовало более 5 тысяч жителей района. На место гибели диверсионной группы приезжали и родственники героев. В советские времена у памятника принимали в пионеры лучших школьников.

Уже многие годы день 2 декабря в школах Орловского района – «День памяти группы “Максим-66”».

СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ О ГРУППЕ «МАКСИМ-66»

Среди множества трагедий Великой Оте­чественной войны история подвига и гибели группы «Максим-66» всё же выделяется и стоит несколько обособленно, и не потому, что группа проявила мужество и героизм, не потому, что погибла в первом бою и на долгие годы пропала без вести, а потому, что единственным автором, описавшим в своих мемуарах подвиг группы, был фашист и фактически один из убийц группы эсесовец Петер Нойман. Не сохранилось никаких официальных документов о произошедшем событии, но всё же многолетний поиск, проведённый Овидием Горчаковым и школьниками Орловской средней школы, дал результат и имена героев были установлены.

Однако, к большому сожалению, в настоящее время в интернете появилась масса публикаций с «альтернативными» взглядами на трагические события 2 декабря 1942 года. Делается ли это по злому умыслу, или от желания прослыть знатоком военной истории и прославиться, мне не совсем ясно, но погибшие герои ответить «новым русским историкам» не могут. Поэтому, с целью прояснить для современной молодёжи события тех героических лет, мною и обществом «Память» Орловской средней общеобразовательной школы № 1 было проведено исследование. В результате установлено, что в интернет-источниках имеется несколько основных «новых» версий событий. Все они являются современными мифами, которые при серьёзном рассмотрении не выдерживают критики.

МИФ ПЕРВЫЙ. ПЕТЕРА НОЙМАНА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, ВСЯ КНИГА – ВЫМЫСЕЛ ФРАНЦУЗСКОГО ПИСАТЕЛЯ

«Эта книга, впервые вышедшая в 1956 году на французском языке под названием «Чёрный марш», затем была переведена на английский и стала бестселлером в США. «Чёрный марш» выдавался за подлинный дневник офицера дивизии «Викинг» (в конце войны – гауптштурмфюрера). На самом деле «Чёрный марш» – это художественное произведение, и не только потому, что в «Викинге» никогда не было офицера Петера Ноймана. Характерно, что немецкого издания книги до сих пор, кажется, не появилось, что наводит на мысль, что первоначальный текст был написан не на немецком, а на французском языке. В книге полно нелепостей… <…> «Чёрный марш» – это, несомненно, пропагандистский роман, замаскированный под подлинный документ. Данное произведение должно было разоблачить войска СС, доказать, что Нюрнбергский трибунал был прав, когда объявил их преступной организацией. «Чёрный марш» должен был противостоять книге Хауссера «СС в бою» и другим мемуарам бывших эсэсовских генералов и генералов вермахта, которые как раз в середине 50‑х годов начали появляться в Германии, США и европейских странах. Петер Нойман – это, несомненно, псевдоним, напоминающий о «новом человеке», которого хотели создать нацисты, и каков, дескать, этот человек на деле. Имя Петер тоже, возможно, подобрано не случайно. В переводе с греческого оно значит «камень» и, быть может, намекает на твёрдость автора дневника в нацистской вере. Может быть, когда-нибудь мы узнаем имя истинного автора. Но можно не сомневаться, что он никогда не служил ни в дивизии «Викинг», ни вообще в войсках СС» [2].

«Значительная часть кровавой истории Петера Ноймана и его друзей-товарищей была просто-напросто переписана Овидием Горчаковым из увидевшего свет (на французском языке) во Франции, уже после окончания Второй мировой войны, приключенческого романа… французского беллетриста Жоржа Бернажа (скрывшего свои подлинные имя и фамилию под псевдонимом Петер Нойман – вероятно, чтобы не быть, в случае чего, уличённым в слишком уж вопиющем передёргивании фактов, если не сказать в откровенной фальсификации истории, и придавшего своему сочинению форму якобы подлинного дневника офицера дивизии СС “Викинг”) под названием “Чёрный марш”…» [3]

Большое количество «критиков» меня удивило.

Да! Петера Ноймана, возможно, и не было в списках дивизии «Викинг». Но разве каждый автор пишет собственную фамилию на обложке книги? Если учесть, что первоначальный вариант книги был издан в начале 50‑х годов во Франции, где хорошо помнили о зверствах эсэсовцев (СС была признана преступной организацией во время Нюрнбергского процесса), – подлинный автор вполне мог опасаться за личную свободу, а потому неудивительно использование псевдонима.

Кроме того, критики воспоминаний Ноймана указывают на некоторую путаницу в датах, типах вооружений Красной Армии, отдельных событиях на фронте. Мне кажется, всё это подтверждает, что книга действительно является мемуарами, не вполне обработанными, и что автор действительно был там, где происходили события. Если допустить, что книга вымысел и написана французом, не бывавшим на территории Ростовской области, откуда он мог знать о наличии сгоревший лесополосы (по тексту леса – ночью Петер Нойман мог перепутать лес и лесополосу), о маленькой деревушке на берегу реки Куберле, в которой он 4 декабря похоронил своего друга (действительно, дивизия «Викинг» ожидала почти сутки очереди на движение в посёлке Куберле, располагавшемся на берегу одноимённой реки; о существовании этой реки в настоящее время знают не все жители Орловского района, и уж тем более о ней бы не знал автор вымышленной книги, тем более что на Куберле не было больших сражений, упоминающихся в других мемуарах).

Но самым главным подтверждением подлинности является то, что поиск группы вёлся по тексту, написанному фашистом. Были проверены все сгоревшие в годы войны лесополосы на участке дороги от Пролетарской до Куберле; их оказалось три. Дальнейший опрос местных жителей указал на место расстрела группы «Максим-66», была обнаружена и могила, в которой, именно в декабре 1942 года, были захоронены тела партизан. Вблизи захоронения были обнаружены полузасыпанные окопы, стреляные гильзы, что тоже подтверждает факт боя, так как ни летом, при отступлении, ни в январе, во время освобождения района, боёв на этом участке дороги не было.

Таким образом, утверждение о том, что книга является вымыслом, не соответствует действительности; в книге слишком много правды, чтобы подвергать сомнению её подлинность, а значит и подвиг, описанный в книге, имел место.

МИФ ВТОРОЙ. НА ГИБЕЛЬ ОТПРАВИЛИ НЕПОДГОТОВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ

На многочисленных интернет-форумах достаточно часто обсуждается вопрос использования подростков для разведывательно-диверсионной деятельности, имеются и ссылки на группу «Максим-66», и хотя основная масса источников никоим образом не умаляет величия подвига, мне всё же непонятно, почему о группе упоминают именно в контексте использования подростков для проведения разведывательно-диверсионной деятельности [4].

Да, в бой вступили молодые люди, по нынешним временам почти подростки. Но и взрослели тогда раньше и призывной возраст был в те годы 17 лет. Да, они были юными, но достаточно взрослыми по меркам военного времени, были среди них и бойцы старше 25 лет. Что же касается уровня подготовки, то и здесь точка зрения любителей сенсаций, наверняка навеянная кинофильмом «Сволочи», не выдерживает никакой критики. Способна ли неподготовленная группа с запасом продуктов на 10 дней пройти незаметно по тылам противника несколько сотен километров (другие группы не дошли до железной дороги), способна ли неподготовленная группа в ночных условиях, без ориентиров в степи выйти в незнакомой местности к определённому участку дороги, способна ли неподготовленная группа начать бой и вести его до последнего патрона, вызывая ужас у атакованных фашистов? Вот что пишет Петер Нойман: «Партизаны устроили засаду в месте, где железнодорожный путь проходит через лес. Смутно различаю тёмные контуры соседних вагонов. Мы к тому же на повороте железнодорожного полотна. Всё продумали, сволочи!» [5].

МИФ ТРЕТИЙ. В БОЮ ПОГИБЛА НЕ ВСЯ ГРУППА

Поводы для возникновения этого мифа появились как в период поиска захоронения группы, так и после обнаружения могилы «максимовцев». Причиной для его устойчивого существования является то, что в могиле были обнаружены останки 12 бойцов. Да и в книге Ноймана говорится о десятке партизан и двух женщинах, а в составе группы было три женщины и двенадцать мужчин. Среди жителей посёлка Маныч и по сей день известна история гибели разведывательной группы 28‑й армии. В декабре 1942 года в посёлок пришли три красноармейца (двое мужчин и одна девушка). Голодные, они вошли в первую попавшуюся избу, но были выданы кем-то из местных жителей. По преданию, солдат полицаи расстреляли там же, а девушке дали возможность уйти, но далеко ей скрыться не удалось, её застрелили немцы в балке возле озера Круглое.

Версия о том, что кто-то из группы выжил, крайне маловероятна по двум причинам: во-первых, непонятно, где они скрывались несколько дней и что ели (продукты у группы должны были закончиться ещё в конце ноября). Кроме того, следует понимать, что от места боя до посёлка Маныч более 80 километров, которые надо было как-то пройти без карт и продуктов. Если бы их кто-то укрывал, об этом стало бы известно после войны, но сведений об укрытии партизан краеведам найти не удалось. Помимо этого, весной 1943 года в поле неподалёку от места боя местный житель Пащенко обнаружил тела трёх бойцов (была ли там девушка, выяснить уже невозможно), которые были им захоронены в братской могиле хутора Романовского. По моему мнению, это были два бойца из состава группы «Максим» и, скорее всего, Нонна Шарыгина, так как Петер Нойман в своей книге упоминает о двух крупных женщинах среди диверсантов, а в группе «Максим» самой маленькой была Нонна Шарыгина.

МИФ ЧЕТВЁРТЫЙ. О МЕСТЕ ГИБЕЛИ ГРУППЫ «МАКСИМ» И ПОСЛЕДНЕЙ РАДИОГРАММЕ

«…В степи под полустанком Куберле (реально у разъезда Куренный. – С. А.) в ночь с 2 на 3 ноября 1942 года погибла диверсионно-разведывательная группа № 66 «Максим», а наше командование объявило её без вести пропавшей.

Радиограмма Черняховского дошла до командования вовремя. Высланные на перехват эшелона штурмовики целый день бомбили его на перегонах между станцией Орловской и разъездом Куберле. Пришлось эсэсовцам разгружаться в полевых условиях и двигаться своим ходом. На это ушло четверо суток» [6].

Миф о месте гибели группы распространяется в интернете каким-то странным образом. Куберле как место гибели указывается большей частью авторов, пишущих на эту тему. Ошибка боле чем в 50 километров. Такая ошибка говорит о том, что авторы этого мифа даже не пытались ознакомиться с широко известной информацией о подвиге группы, не рассматривали карты местности, а просто фантазируют на данную тему. Ещё одной фантазией является и радиограмма о нападении на поезд, переданная Зоей Печёнкиной в центр. Смысл этих фантазий, скорее всего, заключается в желании приукрасить события и сделать гибель группы ещё чуть более героической. Мне кажется, погибшие герои не нуждаются в таком «приукрашивании» событий, их смерть и так не оставляет сомнения в их героизме. Причиной же появления версии о радиограмме является вольная трактовка двух фраз из книги В. И. Пятницкого «Разведшкола № 005»:

– «Из последней радиограммы от группы было известно, что она вышла в район хуторов Верхний и Нижний Зундовы (правильно Зундово. – С. А.) и осела на берегах реки Маныч. Но это произошло уже в начале декабря. На этом связь с группой «Максим» прервалась. Видимо, Черняховский сберегал батареи питания радиопередатчика. Ведь запас их был строго ограничен, а впереди была неизвестность» [7].

– «2 ноября 1942 года диверсионная группа «Максим» получила по радио указание перекрыть железную дорогу в районе полустанка Куберле. Выполняя приказ, группа Л. М. Черняховского взорвала железнодорожный путь под первым эшелоном дивизии СС «Викинг». Противник не ожидал ничего подобного и двигался эшелонами по одноколейной железной дороге.

Подорвав паровоз и железнодорожный путь под ним, командир «Максима» успел передать по радио в штаб сообщение об этом. … Наша спецшкола для связи с диверсионными группами, заброшенными в тыл противника, пользовалась радиоузлом разведотдела штаба 28-й армии. Через него донесение Черняховского моментально передали штабу Сталинградского фронта» [8].

На разных страницах книги противоречивые данные, причём вторая фраза написана со слов, а не по архивным данным. Более того, В. И. Пятницкий допускает ряд серьёзных ошибок: ошибается с местом боя (указано Куберле), называет Куберле полустанком, хотя в те годы, да и сегодня тоже, Куберле крупная станция. Кроме того, от хуторов Верхнее и Нижнее Зундово до станции Куберле более 25 километров по прямой на север, а для того, чтобы выйти к железной дороге по кратчайшему пути, группе необходимо было двигаться на запад, что она и сделала – место боя расположено строго на запад от хуторов Верхнее и Нижнее Зундово.

Следует также учесть, что Овидий Горчаков о радиограмме с места боя не упоминал, а он, в отличие от подавляющего большинства авторов, работал с архивными материалами именно группы «Максим-66». Думаю, если бы такая радиограмма была, то он бы о ней обязательно упомянул. Да и мне кажется невероятным, чтобы радистка во время боя разворачивала рацию, забросив многометровую антенну на дерево, а затем, достав блокнот, шифровала бы сообщение и передавала его в центр. Скорее всего, она бы уничтожила шифровальный блокнот и радиостанцию.

***

Ещё с одной формой современного мифотворчества пришлось столкнуться уже в этом году. Летом 2014 года мне сообщили, что поисковая группа из города Сальска в районе хутора Романовского обнаружила захоронение группы «Максим-66». В братской могиле лежали девять мужчин и одна девушка. На каком основании современные поисковики утверждали, что именно в этом захоронении покоятся останки группы, совсем неясно. Хутор Романовский удалён от железной дороги и места боя, поиск группы «Максим» проводился в те годы, когда была ещё масса живых свидетелей, руководители поисковиков работали с архивами, да и сам Овидий Горчаков в годы войны был разведчиком-диверсантом, прекрасно знал тактику действий диверсионных групп и не сомневался, что найдена действительно группа «Максим-66». Какие могут быть основания для сомнений у современных копателей (мне сложно назвать их поисковиками), неясно, огорчает лишь то, что вокруг славных имён героически погибших воинов, даже спустя 70 лет после их гибели, продолжается мифотворчество.

Мне кажется, что сегодня многие забыли, что для нас значила Великая Отечественная война, что такое фашизм, как становятся фашистами, и художественно-документальная повесть Овидия Горчакова «“Максим” не выходит на связь» может заставить подумать о войне и цене нашей Великой Победы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Горчаков О. «Максим» не выходит на связь. Ростов н/Д: Кн. изд‑во, 1968. С. 266–267.

2. Соколов Б. Красная Армия против войск СС. М. : Яуза ; Эксмо, 2008. С. 131–132.

3. Акунов В. Чёрный марш и чёрная легенда // Международная военно-историческая ассоциация : [сайт]. 2012. 21.06. Режим доступа: http://www.imha.ru/1144536674-chernyy-marsh-i-chernaya-legenda.html Загл. с титул. экрана

4. Использование подростков для разведывательно-диверсионной деятельности // Общественно-поисковое объединение «Война‑1945» : [сайт]. 2011. 6.06. Режим доступа: http://war1945. ru/enemy/629-ispolzovanie-podrostkov-dlya-razvedyvatelno-diversionnoy-deyatelnosti.html; То же см.: http://15061981.diary.ru/p178016858. htm?oam

5. Нойман П. Чёрный марш. Воспоминания офицера СС. 1938–1945. М. : Центрполиграф, 2012. С. 210.

6. Чтобы помнили // AviaSkins.Forums. Режим доступа: http://forum.aviaskins.com/ showthread.php?t=1261&page=415

7. Пятницкий В. И. Разведшкола № 005 : [электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// fb2.booksgid.com/content/19/ilya-starinov-razvedshkola-005/12.html

8. Там же. Режим доступа: http://fb2. booksgid.com/content/19/ilya-starinov-razvedshkola-005/15.html




 
ВК
 
Facebook
 
© 2010 - 2018 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"