Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Агеева В. А. "Донской краевед" в Таганроге  // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2022. Вып. 31-й. C. 109-113 URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/3/art.aspx?art_id=1916

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Краеведческие организации

В. А. Агеева

«ДОНСКОЙ КРАЕВЕД» В ТАГАНРОГЕ

В Таганроге 20–22 мая 2022 года состоялся XV международный Чеховский книжный фестиваль. Он проводится в городе с 2007 года, в этом году – при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Традиционны на фестивале презентации новых книг, мастер-классы, публичные лекции, концерты, выставки, ярмарки книжной и сувенирной продукции, творческие встречи с известными российскими писателями, деятелями культуры и искусства, среди которых были Юрий Поляков, Павел Басинский, Андрей Геласимов, Дмитрий Лиханов, Екатерина Барбаняга, Наталья Карпова, Юлия Лавряшина, Дмитрий Минченок.

Впервые же в рамках фестиваля проходило выездное заседание Ростовского областного краеведческого общества «Донской краевед» – регионального отделения Союза краеведов России.

В конференц-зале Дома-музея Чайковских собрались краеведы, учительская общественность, представители архивного, музейного сообщества Ростовской области, сотрудники библиотек Таганрога и Ростова-на-Дону, Станции юных туристов Таганрога (отдел краеведение), магистранты и студенты факультета истории и филологии Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) и другие заинтересованные лица. Открыла выездное заседание председатель Ростовского регионального отделения Союза краеведов России, член Совета Союза краеведов России, главный библиограф отдела краеведения Донской государственной публичной библиотеки Лариса Александровна Штавдакер. С приветственным словом к участникам обратилась заведующая сектором культурных программ и проектов Управления культуры г. Таганрога, член Совета Ростовского регионального отделения Союза краеведов России Людмила Ивановна Скрынникова.

Символично, что выездное заседание было посвящено 100-летию отечественного краеведческого движения и 100-летию со дня рождения Сигурда Оттовича Шмидта, академика Российской академии образования, первого председателя Союза краеведов России. Л. А. Штавдакер продемонстрировала собравшимся слайд-фильм «С. О. Шмидт – 90 лет» (автор-составитель А. Г. Смирнова, г. Москва), сопроводив эмоционально окрашенными комментариями просмотр жизнеописания прирождённого интеллигента-интеллектуала, чей культурный уровень и всесторонняя образованность позволяли свободно ориентироваться во всём пространстве отечественной (впрочем, и не только отечественной) истории и культуры. Сигурд Оттович Шмидт своей многогранной деятельностью решил задачу на перспективу: не просто возродил краеведение образца конца 1980-х, но и заложил основы его дальнейшего развития как полноценной научной дисциплины.

Основная часть семинара прошла в формате круглого стола «Краеведение в общеобразовательном пространстве Ростовской области».  

Организаторы круглого стола (слева направо) Л.А. Штавдакер, В.А. Агеева, О. П. Рыбальченко

Его соорганизаторами стали Ростовское региональное отделение Союза краеведов России, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ), Управление культуры г. Таганрога и Донской издательский дом г. Ростова-на-Дону. Модератором площадки выступила кандидат исторических наук, доцент, декан факультета истории и филологии Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) Валентина Анатольевна Агеева.

Программа семинара условно содержала дискуссии по отдельным панелям. В первом блоке были даны методические рекомендации по подготовке специалистов в области исторического краеведения. В совместном докладе директор Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ), доктор политических наук А. Ю. Голобородько и декан факультета истории и филологии, кандидат исторических наук В. А. Агеева отметили, что качество подготовки будущих учителей к краеведческим изысканиям требует тщательной и плодотворной работы преподавателей вузов. Одной из задач в этом направлении, стоящей перед коллективом института, выступает развитие исследовательской работы с обучающимися, формирование у них интереса к самостоятельному научному поиску, посредством использования краеведческого материала в проектной деятельности. Успешной реализации данной задачи способствует сформированная на базе вуза платформа, объединяющая образовательные, научные, архивные, музейные сообщества, общественные организации РФ и зарубежья с целью сохранения исторической памяти, формирования индивидуального нравственного и гражданского поля подрастающего поколения, развития исторического краеведения, научно-познавательного и образовательного туризма.

Доцент кафедры истории, кандидат исторических наук Е. В. Прокофьева представила конкретные наработки организации историко-краеведческой работы студентов во внеаудиторное время и проанализировала учебные и методические пособия, рекомендуемые для использования молодыми педагогами при изучении истории родного края.

Важной задачей краеведения является открытие и введение в научный оборот неизвестных ранее архивных материалов, хранящихся в местных архивах. Вместе с тем, сегодня у архивистов появилась новая педагогическая миссия: помочь подрастающему поколению через архивные документы познать и изучить локальную историю. Вторая панель была посвящена роли архивов в развитии современного исторического краеведения и архивной педагогики. Директор Государственного архива Ростовской области, кандидат исторических наук Н. А. Трапш, в своём выступлении обозначил перспективы интеграции ресурсов архивов в единое информационное пространство, выделил преимущества и проблемы традиционного и автоматизированного архивного поиска в инструментальных рамках новой локальной истории.  

Н. А. Трапш

Архивная педагогика –  это словосочетание новое и пока ещё не устоявшееся как в российском архивоведении, так и в отечественной педагогической науке. В то же время архивные учреждения ищут новые формы работы с пользователями, в которых нашёл бы своё выражение принцип открытости, социальной ориентированности и обеспечения максимальной доступности документального наследия для изучения и освоения. В этом разрезе очевидна необходимость сближения архива и школы. С архивно-педагогическим кейсом ГКУ РО «Центр хранения архивных документов в городе Шахты Ростовской области» ознакомила слушателей семинара заместитель директора по основной деятельности, кандидат исторических наук В. Ю. Мартыненко.

В. Ю. Мартыненко

Основной акцент Виктория Юрьевна, сделала на проведение образовательных мероприятий с использованием архивных документов, направленных на изучение истории Великой Отечественной войны и формирование у учащихся культуры памяти о ней, а так же рефлексивного и деятельного отношения к прошлому Донского региона.

Перспективы объединения усилий музейных и образовательных учреждений, направленных на формирование личности, которая является носителем традиционных российских культурно-исторических ценностей, через призму истории малой родины была посвящена третья панель. В ней в  качестве спикеров приняли участие как учёные-исследователи, преподаватели, так и практики музейного дела. Перед современным музеем стоит задача не только объяснить, почему он описывает именно такую картину мира, но и показать, зачем нам сегодня вообще знать то, что нам предлагается узнать, как, опираясь на эти факты, моделировать будущее. В обозначенном тезисе заключена миссия музея, работающего на идентичность. В то же время, существовавший ранее водораздел между институтами культуры и коммерцией в реалиях сегодняшнего дня стремительно сокращается. В этой связи, особое внимание участниками дискуссии было уделено аспекту: как в условиях, когда музей стал полноправным участником культурной индустрии, соблюсти баланс между консервацией общезначимых ценностей, просветительской деятельностью и развлечением. Опытом создания особого музейного пространства игры, диалога и образования поделился директор Раздорского этнографического музея-заповедника М. П. Мерзляков.

М. П. Мерзляков

Перспективы не «опуститься» до туристического суррогата сегодня актуальны не только для государственного музейного комплекса, но об этом серьёзно задумываются и организаторы частных музеев. Учредитель частного Таганрогского военно-исторического музея И. В. Гаркуша обозначил образовательно-просветительские формы работы со школьниками, направленными на активизацию интереса подрастающего поколения к истории Великой Отечественной войны.

О том что, создание музея может быть увлекательным образовательным процессом свидетельствуют традиционные практики организации школьных музеев. Научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук, кандидат философских наук О. В. Семёнова в своём докладе проранжировала по степени эффективности формы, используемые школьными музеями для воспитания и обучения молодёжи. Среди них: музейные уроки, уроки-экскурсии, тематические и обзорные лекции, мини-спектакли, музыкально-литературные и исторические композиции, историко-краеведческие и интеллектуальные игры. Кроме того, Ольга Валерьевна обозначила особую роль школьных музеев боевой славы по формированию у обучающихся чувства патриотизма и гордости за своих земляков, российского самосознания и гражданской идентичности.

Преподаватель Константиновского педагогического колледжа, член Совета Союза краеведов России В. И. Вегерин представил продуктивные методические технологии развития навыков краеведческой работы у обучающихся средних профессиональных учебных заведений, готовящих учительские кадры. Основная часть доклада содержала историю создания на площадке базовой школы колледжа школьного краеведческого музея, который был официально открыт в мае 2005 года. Одновременно это событие позволило укрепить деятельность студенческого экскурсионно-краеведческого бюро «Истоки», действующее с 1998 года. Приоритетным направлением развития музея и бюро являются поисковая и учебно-исследовательская работа будущих учителей и школьников.

Отдельный блок семинара был отведён под дискуссию в рамках деятельности Донского издательского дома г. Ростова-на-Дону. Его директор О. П. Рыбальченко представила образовательный проект «Донcкой край – наш общий дом». В авторский коллектив проекта вошли авторитетные учёные и преподаватели высших и средних учебных заведений Ростовской области. Ольга Петровна рассказала о том, что в 2022 году в двенадцати школах области началось преподавание курса «История Донского края с древнейших времён до начала XXI века» по учебникам, изданным за последние два года. Она познакомила присутствующих с новыми учебными пособиями для 5–10-х классов.

Проект Донского издательского дома

Одной из пилотных площадок проекта является лицей № 7 Таганрога. Директор лицея Н. В. Земляненко и учитель истории Н. В. Ткаченко поделились прикладными аспектами изучения  истории Донского края в 5–6 классах с опорой на учебные пособия, изданные Донским издательским домом.

Учительская общественность живо включилась в методический диалог, в результате которого образовательный проект «Донcкой край – наш общий дом» нашёл всеобщую поддержку, а его руководитель О. П. Рыбальченко поставила амбициозную задачу издать учебное пособие по истории г. Таганрога.

Продолжила школьную тему кандидат философских наук, учитель истории и обществознания школы № 20 г. Таганрога И. В. Наливайченко, представившая проектные технологии по разработке виртуальных экскурсий по краеведению. В качестве примера Ирина Владимировна взяла темы: «Чеховские места г. Таганрога» и « Таганрогское подполье в годы Великой Отечественной войны».

В завершение круглого стола сотрудники Донской публичной библиотеки главный библиотекарь Центра по работе с книжными памятниками Н. В. Бородулина и ведущий библиограф отдела краеведения О. С. Пронькина познакомили присутствующих с коллекцией краеведческих дореволюционных изданий библиотеки, электронными краеведческими ресурсами, дали практические рекомендации для начинающих исследователей-краеведов по подбору литературы и источников.

Заключительным аккордом мероприятия стала творческая встреча с писателем, журналистом-международником М. Макарычевым, который представил проект «Не рви мне душу, Дон».

В итоге следует отметить, что на семинаре были обсуждены перспективные вопросы по развитию исторического краеведения в регионе: опыт краеведческой работы в учебных заведениях в сотрудничестве с архивами, музеями, библиотеками; новые подходы к изучению локальной истории; краеведение как способ сохранения исторической памяти; издательский проект «Донской край – наш общий дом» в преподавании истории в школе и другие. Участники ещё раз убедились: «Краеведческая деятельность <…> одна из самых доступных и результативных форм общения людей разных поколений. Она способствует сплочению общества в целом, утверждению любви к своей “малой родине” и воспитанию здорового общественного сознания» (С. О. Шмидт [1]).

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Краеведение в России: история, современное состояние, перспективы развития. Воронеж – Москва. 2005 : материалы II Всерос. семинара краеведов «Любовь к малой родине – основа патриотизма». Воронеж, 31 января – Москва, 1 февраля 2005 г./ С. О. Шмидт (гл. ред.), В. Ф. Козлов (отв. ред.). М. : Ключ-С, 2006. С. 20.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"