Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Цымбал А. А. Князь Матвей Маврогордато – банкир и музыкант // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2019. Вып. 28-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/3/art.aspx?art_id=1737

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 28-й

Музыкальная жизнь Дона

А. А. ЦЫМБАЛ

КНЯЗЬ МАТВЕЙ МАВРОГОРДАТО – БАНКИР И МУЗЫКАНТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матвей Стаматьевич Маврогордато, предприниматель и талантливый музыкант, после революции жил во Франции. Его удивительная жизнь оказалась скрыта от нас завесой трагической истории ХХ века.

Впрочем, нельзя сказать, что это имя совсем забыто. Ростовчане могут увидеть горельеф с портретом Маврогордато, на фасаде бизнес-центра «Купеческий двор» (Социалистическая, 104).

В местных изданиях он упоминается как «основатель знаменитого донского греческого купеческого рода» [1]. Такая характеристика вряд ли обрадовала самого князя, гордившегося знаменитыми предками и изучавшего историю своего древнего рода. Занятия коммерцией он считал вынужденными, мечтая в юности о карьере дипломата, и никогда не принадлежал к купеческому сословию. В «Юбилейном историческом и художественном издании в память 300-летия царствования державного дома Романовых» Матвей Маврогордато  представлен как «греческо-подданный, управляющий Ростовским-на-Дону отделением Русско-Азиатского банка, потомок старшей ветви Хиоского княжеского рода <…> опытный и крупный коммерсант, председатель правления о-ва Должанских антрацитовых копей, председатель арбитражной комиссии при Ростовской-на-Дону бирже, член Биржевого комитета, Нидерландский вице-консул, заместитель Греческого консула, бывший член учётного комитета и ревизионной комиссии Азовского и С.-Петербургского Учётно-ссудного банков в гор. Таганроге…» [2]. Авторы не преминули также упомянуть, что «М. С. (Матвей Стаматьевич – А. Ц.) является одним из прекраснейших композиторов нашего времени, …автором… популярных романсов, знатоком камерной и симфонической музыки.<…> М. С. – директор Ростовского отделения Императ. музыкального о-ва…» [2].

Само по себе сочетание столь разных видов деятельности – коммерции и музыкального творчества, вызывает интерес и напоминает о знаменитых торговых семьях средневековой Италии, стоявших у истоков Ренессанса, венецианских патрициях, для которых занятия торговлей и искусством были естественны. Об этом пишет и сам князь Маврогордато в своих воспоминаниях, рассказывая историю своего рода. «Таким образом, постепенно сложился такой совершенный и характерный тип хиосского дворянина, удивительно напоминающий "прекрасный тип венецианских патрициев, одновременно коммерсантов и государственных деятелей, солдат и дипломатов"» [3, с. 76].

Воспоминания М. С. Маврогордато, хранящиеся в фонде письменных источников Таганрогского музея-заповедника, уникальный памятник мемуарного жанра, повествующий о жизни Таганрога второй половины ХIХ – начала ХХ века. Они позволяют поближе познакомиться с личностью самого князя Маврогордато.

На фото – родовой герб Маврогордато.

Двенадцать школьных тетрадей, исписанных на французском языке мелким почерком, поступили в фонды Таганрогского музея-заповедника в июне 2002 года, в числе семейных реликвий, принадлежавших кавалеру ордена Почётного легиона, известной певице Анне Марли (А. Ю. Смирновой), происходившей из знаменитого таганрогского греческого рода Алфераки. Князь Маврогордато был дальним родственником Алфераки и близким другом Анны Юрьевны и её матери.

Воспоминания написаны в 1930 годы в эмиграции, в тот период, когда тяжело больной князь доживал свой век в г. Севре. Автору не удалось завершить свой труд, рукопись прерывается на полуслове. Анна Марли, передавая эти, дорогие её сердцу тетради, в таганрогский музей назвала их «Дневники князя Матвея Маврогордато» – так они и записаны в инвентарные книги.

Уникальная рукопись долгое время оставалась невостребованной, так как работа над её переводом представляла значительную сложность. Но благодаря кропотливому труду и энтузиазму друга музея преподавателя французского языка Валентины Георгиевны Ивойловой, выполнившей подстрочный перевод «Дневников князя Маврогордато», мы получили возможность погрузиться в неизвестную, ушедшую навсегда жизнь, увидеть Таганрог таким, каким он запомнился греческому аристократу, с любовью вспоминавшему родной город на закате своих дней.

Матвей Маврогордато родился 11 февраля 1860 г. в Таганроге и прожил здесь значительную часть своей жизни. Его отец, уроженец острова Сира, « <…> принадлежал к хиосско-фанариотской ветви Маврогордато де Скарлати, происходившего из знаменитого дома Маврогордато из Византии, который появился в 1381 году, в результате союза двух древних и влиятельных семейств Восточной Империи – Маурос или Маврос, византийских патрициев и Гордатос, потомков знаменитых Квадратус из Рима » [3, с. 72].

Рассказывая о своей родословной, князь перечисляет знаменитых предков, начиная со времён Юстиниана. Среди них были представители старинных греческих родов: Комнины, Ангелы, Палеологи, от которых происходили императоры Византии, известные полководцы и адмиралы.

В 1858 году в Таганроге в греческой церкви Св. Константина и Елены состоялось венчание Матвея Маврогордато с Викторией Авьерино.

Авьерино с конца ХVIII века проживали в Таганроге. Род славился не только своим богатством, но и музыкальными талантами. Все члены большого греческого семейства серьёзно занимались музыкой, не оставляя службы и коммерческой деятельности.

Николай Михайлович Авьерино, дед Матвея, был известен как композитор духовной музыки, его произведения исполнялись в храмах России и Европы. Многие его сочинения впервые прозвучали в греческой церкви св. Константина и Елены в Таганроге, в строительстве которой принимала участие его семья.

Сыновья и внуки Н. М. Авьерино профессионально владели музыкальными инструментами и постоянно участвовали в концертах. Племянник князя Маврогордато – Николай Константинович Авьерино, первым из семьи полностью посвятил свою жизнь музыке, закончив Московскую консерваторию. В 1912–1920 годах он был директором Ростовского отделения императорского Русского музыкального общества и училища при нём (ныне Ростовская консерватория).[4].

Мать Матвея Маврогордато – Виктория Николаевна получила известность как талантливая пианистка, хотя и не занималась профессиональной музыкальной деятельностью. Именно ей князь посвятил свои воспоминания. Любящий сын уделил много внимания рассказу о музыкальном таланте матери, её выступлениях в Таганроге, Одессе, Париже, Вене, встречах с ведущими музыкантами Европы и России, высоко ценивших мастерство таганрогской пианистки.

 Судя по этим воспоминаниям, музыкальная жизнь Таганрога этого периода ничем не уступала крупнейшим городам России и даже Европы. Во всяком случае, талантливая пианистка Виктория Маврогордато как в Париже, так и в Таганроге находила восторженных слушателей, исполняя сложнейшие произведения.

С раннего возраста Виктория участвовала в благотворительных концертах, которые в ХIХ веке были популярной формой общественной жизни города. На средства, заработанные на них, открывались школы, платились стипендии неимущим учащимся, открывались приюты для сирот. Первое её выступление состоялось в 1848 году, когда юной пианистке исполнилось 13 лет. В дальнейшем Виктория стала постоянным участником всех музыкальных вечеров, проходивших в Таганроге. Конечно, если не была в отъезде и не демонстрировала виртуозную игру европейским ценителям музыки.

Особый интерес представляют строки, посвящённые таганрогским благотворительным концертам 1869–1871 годов, проходившим в новом здании городского театра. В этот период деятельность таганрогских театралов и любителей музыки была особенно насыщенной. В только что отстроенном здании театра постоянно выступала итальянская опера, гастролировавшие в городе знаменитые музыканты. Концерты с участием местных талантов также пользовались большой популярностью.

«В эту зиму Виктория дважды выступала на публике во время благотворительных концертов в пользу заведений императрицы Марии, в декабре 1869 года, и в феврале 1870-го. В здании таганрогского театра она исполнила с виртуозным мастерством концерт Листа и концерт ми минор Шопена в сопровождении оркестра, как всегда вызвав восторг многочисленной публики, кричавшей "бис" и требующей новых исполнений музыкальных произведений» [3, С.87].

Как пишет Маврогордато о своей матери: «Действительно, та музыкальная обстановка в просвещённой среде, где она выросла, немало способствовала расцвету её исключительного дара. Родившись музыкантом, Виктория всего лишь следовала импульсам своей художественной натуры под прекрасным руководством своего отца, исключительного музыканта и художника в душе» [3, с. 16].

Среда греческой элиты Таганрога действительно была просвещённой, что подтверждает рассказ о воспитании и образовании, которое получали дети (как девушки, так и юноши). В греческих семьях обучали своих детей в первую очередь не искусству коммерции, а языкам, музыке, наукам, приглашая преподавателей из Парижа, Афин, Рима, Санкт-Петербурга.

Знание нескольких языков в этой среде было обычным делом, знание древних – греческого и латыни, желательно. Путешествуя по Европе, семья Авьерино – Маврогордато чувствовала себя как дома в Париже, Афинах, Вене, Ницце, Лондоне, легко общалась с представителями местного общества.

Заметив в детях музыкальный талант, родители стремились его развить. Хотя профессиональные занятия музыкой в этой среде не приветствовались. Музыка была «отдохновением души», а не источником средств к существованию. Яркий пример тому – Матвей Маврогордато, получивший великолепное музыкальное образование в семье и не оставлявший занятия музыкой даже в зрелом возрасте.

Семья Авьерино – Маврогордато была в Таганроге неким культурным эталоном. Для детей приглашали гувернёров и преподавателей музыки из-за границы, из окон их дома на Греческой улице постоянно доносились мелодии Баха, Шопена, Бетховена.

«Все приезжие знаменитости посещали музыкальный салон Виктории Николаевны Маврогордато. С 1858 по 1868 год дома Авьерино и Маврогордато не прекращали быть местом встречи для интеллектуалов и артистов, которые приезжали в Таганрог»[3, с. 94].

Стамати Маврогордато, отец князя Матвея, закончивший Афинский университет, имел прекрасную библиотеку, ему удавалось совмещать занятия экспортной торговлей с литературой. «Человек широкой эрудиции, знающий в совершенстве много языков, он перевёл с английского на греческий "Ренси" и "Парижане" Бульвер-Литтона, "Замок Рекрент" и "Раннего Лесона" мисс Эджуорт, с французского на греческий первую часть “Истории английской революции” Гизо [3, с. 93].

К сожалению, он умер совсем молодым в Таганроге, не успев опубликовать свои переводы.

В 1869–1871 годах отец князя Матвея был попечителем греческой школы в Таганроге. За этот короткий период ему удалось сделать её престижным учебным заведением.

«В 1870 году школа насчитывала более 150 учащихся. <…> Прилежный ученик мог за шесть лет получить там все необходимые знания, преподаваемые в Греции, в эллинских школах и в двух первых классах классической греческой гимназии. Он мог по окончании школы в Таганроге поступить в третий класс гимназии в Афинах, Пирее или Сире и получить там необходимый диплом для продолжения учёбы в Афинском университете. Сколько молодых людей, которые позже сделали свою карьеру, с благодарностью вспоминали, что именно в греческой школе Таганрога они приобрели свои познания в литературе и науках на родном языке» [3, с. 225].

Матвей Стаматьевич вспоминает, что для преподавания греческого языка из Греции были приглашены известные учёные – Адаматиос Шарамис, один из первых греческих переводчиков Пушкина, а после него – доктор наук Евстрат Цакалатос, преподававший в Афинском университете. Кроме того, « <…> чтобы повысить престиж школы, которую, до сих пор посещали только дети греческих мелких коммерсантов и  моряков, он устроил туда своего сына Матье. Это был хороший пример для многочисленных греческих семей города, которые до сего времени не посылали туда своих детей. Прекрасная организация школы, благодаря усилиям нового директора, должна была подтолкнуть их к этому»[3, с. 226].

Семья Маврогордато много путешествовала, посещая родственников и знакомых в Крыму, Одессе, Греции, Вене, Париже. Детей с раннего возраста родители брали с собой. Светская жизнь в европейских столицах, общение с родственниками в Афинах, на Хиосе и в Одессе рано или поздно утомляли, и семья князя возвращалась в родную таганрогскую гавань.

«Несмотря на приятное путешествие и прекрасные условия и удовольствия, которые им доставило путешествие за границу, Авьерино и Маврогордато не без удовлетворения снова обрели дома уют, по которому они уже начали скучать» [3, с. 194 ].

Такое раннее знакомство с огромным миром, другими странами помогло М. С. Маврогордато смотреть на родной город другими глазами, практически не употребляя слово «провинция» в своих воспоминаниях. Хотя, казалось бы, именно ему, прожившему детство и юность в Париже, постоянно ездившему в Европу, особенно нестерпимой должна была быть атмосфера «таганрогского захолустья». Однако, ни слова о провинциальной скуке, косности нравов и убожестве местной жизни.

Однако частые поездки семьи за границу объяснялись не столько стремлением к светской жизни, сколько тяжёлой болезнью князя Стамати – у него были слабые лёгкие.

В 1871 году скончалась, заболев коклюшем, любимица всей семьи, самая младшая из детей – Елена. Эта утрата подкосила отца.

«Поражённый в самое сердце смертью обожаемой дочери, Стамати, здоровье которого снова стало вызывать опасения семьи, начал быстро угасать. Неожиданно в ноябре 1871 года его поразил паралич, а 14 марта 1872 года он скончался»[3, с. 208].

Через неделю после похорон мужа Виктория Маврогордато узнала об утрате значительной части своего состояния. Большие потери в результате кризиса, связанного с франко-прусской войной, понёс и её отец.

На семейном совете было решено, что «Виктория с матерью и детьми в мае уедет в Париж, чтобы там воспитывать и обучать сына и двух дочерей в более благоприятной обстановке для их духовного и интеллектуального развития. Виктории осталось от состояния мужа около 20 тыс. франков ренты. Сумма по тем временам вполне достаточная, чтобы жить в Париже и дать солидное образование детям. Но совершенно недостаточная, чтобы вести тот же образ жизни в Таганроге, где она жила на 40 тыс. франков в год» [3, с. 212].

Уезжая надолго из Таганрога в Париж двенадцатилетний Матвей, которого учили быть сдержанным и не демонстрировать своих чувств, плакал, как маленький. Ему не хотелось расставаться с друзьями, привычной таганрогской жизнью, а может и с детством?

В Париже семья Маврогордато – Авьерино прожила восемь лет. Весной 1880 года они вернулись в Таганрог. Матвей, закончив лицей Кондорсе и получив дипломы бакалавра физико-математического и философского факультетов, мечтал посвятить себя дипломатической деятельности. Летом он собирался уехать в Афины, где должен был держать экзамен в министерстве иностранных дел. Но судьба распорядилась иначе.

Д. А. Негропонте, родной дядя М. Маврогордато, крупный таганрогский коммерсант, на время своей болезни попросил племянника заняться делами его экспортной конторы и пароходства.

В конце 1880 года, вернувшись из Карлсбада, дядя увидел, что молодой князь прекрасно справился с коммерческими делами – доход фирмы составил 100 тыс. рублей.

«Очень довольный руководством племянника, <...> Негропонте попросил Матье (М. С. Маврогордато пишет о себе в третьем лице, используя французскую транскрипцию имени. – А. Ц.) остаться с ним в качестве директора фирмы с жалованием 2500 рублей золотых франков в год и годовыми 5% на прибыль, что для 1881 г. составляло 7 500 руб. или 25 000 золотых франков – неплохое вознаграждение для молодого человека в 21 год» [3, с. 332].

Матвей Маврогордато не собирался посвящать свою жизнь коммерции, но понял, что не получит таких доходов на дипломатическом поприще, а финансовое положение семьи не позволяло «жить в своё удовольствие»: заниматься литературой, философией, любимой музыкой. Молодой князь «...  ни за что в мире не хотел быть на иждивении, теперь, когда он стал взрослым и счёл своим долгом помогать матери и внести свой вклад в увеличение приданого своих сестёр» [3, с. 334].

Любимая гувернантка маленького князя мадмуазель Куэнде, говорила ему : «Надо делать хорошо всё, за что берёшься. Будь добросовестным и прилежным» [3, с. 146]. Спустя шестьдесят лет, описывая свою жизнь, М. С. Маврогордато часто вспоминал её слова.

Особо не стремясь к тому, Матвей Маврогордато достиг больших успехов в коммерческих делах. 14 лет он фактически стоял во главе старейшей фирмы по экспорту хлеба, принадлежавшей его дяде Дмитрию Негропонте, был членом правлений Азово-Донского и Санкт-Петербургского учётно-ссудного банков в Таганроге, председателем правления Должанских антрацитовых копей. В 1903 году, перебравшись в Ростов, участвовал в деятельности почти десятка компаний и фирм, встал во главе Ростовского отделения Русско-Азиатского банка, одного из крупнейших кредитных учреждений Российской империи.

Его мечты о дипломатической деятельности также сбылись. Несколько лет он исполнял должность греческого генерального консула, а также нидерландского вице-консула в Таганроге.

Кроме того, принимал активное участие в общественной жизни Таганрога: избирался товарищем председателя Таганрогского греческого благотворительного общества, председателем попечительного совета таганрогского частного училища 2-го разряда, членом городской комиссии по строительству амбаров в новой гавани.

Но главной страстью князя Матвея всегда оставалась музыка.

В мемуарах М. Маврогордато мы читаем: «В конце октября 1884 года группа любителей музыки..., а также несколько любителей драматического искусства... основали в Таганроге музыкально-драматическое общество. ... Записалось более 180 человек, был избран руководящий совет: Виктория Маврогордато, Наталья Зелёная, Ахилл Алфераки, Уманский, Макаренко, Константин Авьерино, Матье Маврогордато и Штурм-де-Штрем были избраны большинством голосов. Так как у общества не было своего помещения, оно располагалось в прекрасном зале Коммерческого клуба, где вечером по средам, с 8 до 11.30, проходили концерты. Обычно вечер начинался номером игры на фортепиано в четыре руки или на двух инструментах, чтобы познакомить публику с современными симфоническими произведениями, которые ещё не исполнялись в Таганроге. Например: симфонии Бородина, Чайковского, Брамса, увертюры Р. Вагнера, сюиты Грига, симфонические поэмы Сметаны. Затем шли сольные выступления скрипки, виолончели, фортепиано и корнета-а-пистона [5], на котором хорошо играл Штурм-де-Штрем, далее шло пение – соло, дуэты, трио, читались стихи и модная декламация. На эти концерты ходило много народа и зал был полным» [3, с. 356].

При обществе были «... организованы курсы фортепиано и сольфеджио, а также класс скрипки и альта. Преподаватели: фортепиано – Бертини и скрипки и альта –Хайнмайер вели здесь занятия. Этот зачаток музыкальной школы насчитывал в первый год создания около 40 учащихся, а, начиная с 1886 года музыкальные классы общества включали более 80 человек и пришлось нанять второго преподавателя фортепиано, чтобы удовлетворить всех желающих, т.к. их было больше всего [3, с. 360].

Матвей Маврогордато и Константин Авьерино (дядя князя) пригласили для руководства оркестром общества уже известного к тому времени музыканта В. И. Сука. Сам Матвей Стаматьевич, несмотря на то, что был всецело поглощён делами торговой фирмы Негропонте, регулярно брал уроки композиции у знаменитого маэстро. Постоянно уделяя время творчеству, сочинил 60 фуг, десятки романсов, прелюдий, вальсов, мазурок, гавотов и менуэтов.

Симфонические концерты музыкально-драматического общества Таганрога под управлением В. Сука начались в октябре 1885 года. Известный музыкант два сезона (1885/86 гг. и 1886/87 гг.) возглавлял оркестр, и они были самыми блистательными в деятельности музыкально-драматического общества. «Слава о симфонических концертах музыкального и драматического общества Таганрога распространилась повсюду и немало слушателей приезжало из Ростова, чтобы присутствовать на них» [3, с. 373].

Подробно описанные в воспоминаниях концерты и их репертуар свидетельствуют о том, что эти слова – не преувеличение.

Матвей Маврогордато, отдыхая от коммерческих дел, мог отправиться в Дрезден, «чтобы изучить музыку Рихарда Вагнера, которую потрясающе исполняли в королевской опере Дрездена, под руководством знаменитого дирижёра Шуха» [3, с. 398].

В начале ХХ века, поселившись в Ростове, Маврогордато продолжил активную музыкальную деятельность. В 1904 году он стал действительным членом Ростовского на Дону отделения императорского Русского музыкального общества и вошёл в состав дирекции Ростовского на Дону отделения сначала в качестве кандидата [6], а c 1905 по 1915 год – одного из директоров [7]. Он участвовал в музыкальных вечерах общества, заботился о формировании нотной библиотеки и приобретении новых инструментов для классов.

Активная коммерческая деятельность, серьёзные занятия музыкой не мешали князю активно участвовать в светской жизни Таганрога, Вены и Парижа. На балах и приёмах он всегда был в центре внимания, наслаждался жизнью, пользовался большим успехом у женщин, потому что все они были для него прекрасны и подобны греческим богиням.

Жизнь подарила М. С. Маврогордато много удивительных встреч. В их доме в Таганроге играл на рояле А. Рубинштейн и бывал П. Чайковский. В детстве он гостил у И. Айвазовского в Феодосии. В Париже его учителем английского языка был поэт С. Малларме, в салонах он встречался с Мопассаном, присутствовал на последнем концерте Ф. Листа, слушал пение божественных примадонн итальянской оперы Дж. Гризи, А. Патти и других.

Париж, Вена, Одесса, Афины, Таганрог, Лондон, Ростов – это далеко не полный список городов, между которыми пролегали пути странствий князя Матвея. Везде его ждали яркие впечатления и встречи, родственники и друзья, с которыми можно музицировать, ухаживать за красивыми женщинами, создавать коммерческие проекты. Везде он чувствовал себя как дома.

Это не мешало Матвею Стаматьевичу быть патриотом Таганрога. Вспоминая город, в котором родился, он писал: «<...> среди городов России, Таганрог считался одним из самых значительных и процветающих торговых городов, как в области торговли и экспорта зерна, так и в импорте основных колониальных товаров из Греции и Италии. Гармоничная регулярность и ширина улиц города, засаженных прекрасными деревьями, его красивые каменные дома в один или два этажа с просторными садами сделали Таганрог одним из самых красивых провинциальных городов России» [3, с. 5].

На закате жизни, тяжело больной, прикованный к постели, князь Матвей Маврогордато вспоминал детство и своих родных, великих людей, с которыми довелось встретиться и прекрасную музыку, сопровождавшую его всю жизнь. Идеальный образ Таганрога, города в котором прошла большая часть этой жизни, поддёрнутый дымкой времени, вставал перед глазами. Издалека всё виделось по-другому: заметнее, ярче проступали те черты, которые раньше казались незначительными.

Матвей Стаматьевич Маврогордато скончался во Франции, в городе Севре в 1941 году, так и не закончив свои мемуары. Вместе с ним ушёл его Таганрог – город музыки, красивых женщин и удачливых коммерсантов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Город больших возможностей //  «МК на Дону» rostov.mk.ru : сетевое изд. URL: https://rostov.mk.ru/article/2013/09/18/917575-gorod-bolshih-vozmozhnostey.html

2. Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного дома Романовых. М. : Изд. М С. Гугеля., 1913. Разд.: Финансы, торговля и промышленность. С. [167].

3. [Дневники князя Матвея Маврогордато] // ТГЛИАМЗ ФПИ Ф. 7. КП-17/1-12. Рукоп. на франц. яз. в 12-ти тетрадях.

4. Наумов А. Николай Авьерино и его воспоминания о Рахманинове // Искусство на рубежах веков. Ростов н/Д., 1999. С. 247.

5. Корне́т-а-писто́н (фр. cornet à pistons — «рожок с поршнями») — медный духовой музыкальный инструмент.

6. Отчёт Ростовского на Дону отделения императорского русского музыкального общества и состоящего при нём музыкального училища за 1904–1905 год. Ростов н/Д., 1905. С. [7, 8, 95].

7. Отчёт Ростовского на Дону отделения императорского русского музыкального общества …за 1905–1906 год. С. [6, 7], 69; …за 1906–1907 год. С. [12, 13], 71, 79; … за 1907–1908 год. С. [3, 4], 65; … за 1908–1909 год. С. 6, 7, 67, 75; …за 1909–1910 год. С. 6, 7, 56, 65, 67; … за 1910–1911 год. С. 6, 7, 57, 65; … за 1911–1912 год. С. 6, 8, 61; …за 1912–1913 год. С. 6, 8, 67; …за 1914–1915 год. С. 7, 9.

Источник: Цымбал А. А. Князь Матвей Маврогордато – банкир и музыкант // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2019. Вып. 28-й. С. 116–122.

***

См воспоминания М. С. Маврогордато: Виктория Маврогордато, урождённая Авьерино.

 




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2020 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"