Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Искусство Дона / Архитектура Ростова-на-Дону

Ольденборгер О. В. Поездка на Юг. Из воспоминаний (Н. А. Дорошенко)

Л. Ф. ВОЛОШИНОВА

ГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТОР НИКОЛАЙ ДОРОШЕНКО

Архитектор Николай Александрович Дорошенко начал творческую деятельность в Ростове в конце 1880—х годов после окончания Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. Его творческая судьба складывалась в то время, когда русская архитектура переживала период поиска новых форм, бурное развитие строительной техники и зодчие обращались к опыту "исторических стилей".

Архитектурная практика Николая Дорошенко в городе началась возведением домов и особняков в "изящных стилях" для богатых купцов и предпринимателей. Среди них ныне известны: дом Н. Ф. Солодова (пер. Газетный, 47); особняк П. С. Великановой (ныне ул. Серафимовича, 15), дом И. В. Кащенко (ныне ул. Чехова, 41). Сначала 1890-х годов Николай Дорошенко занимает должность городового архитектора.

В последующие годы он создает проекты и осуществляет надзор за строительством следующих городских зданий: Музея и библиотеки в Думском проезде (1893), клубного сооружения — Ротонды в Городском саду (1893), мужской и женской гимназии, училищ на Новом поселении и на Затемерницком поселении (1893-96).

В те же годы он составляет проект мемориальной беседки на остатках валов Димитриевской крепости в саду Коммерческого клуба (ныне Первомайский парк). Авторству зодчего в эти годы приписывается проект церкви Петропавловской богадельни, освещенной весной 1899 года.

Исполняя должность городового архитектора, он продолжает заниматься частной архитектурной практикой. В 1897-98 им возводятся особняк А. Домбровского на Пушкинской улице (ныне музей ИЗО, ул. Пушкинская, 119), дом П. С. Черновой (ул. Б. Садовая, 27), трехэтажный доходный дом на Московской улице (ныне ул. Московская, 72).

Активную творческую деятельность зодчего прервала преждевременная смерть в конце декабря 1898 года.

А в жизни, будучи авторитетным, уважаемым и опытным зодчим. Николай Дорошенко был значительно скромнее своих коллег. Занимая должность городового архитектора, квартировал в разных доходных домах, не просил положенного сверх жалованья вознаграждения за возведенные городские здания, как другие строители. После его смерти в начале января 1899 года вдова Анна Алексеевна подала в Городскую Думу прошение с просьбой о выплате, причитающегося за работу мужа вознаграждения.

В заседании Думы, собранном специально для рассмотрения этого прошения участвовали Гласные В. К. Севастьянов, П. Ф. Горбачев, С. А. Богуславский и другие хорошо знавшие архитектора по его четырнадцатилетней работе для города. По их настоянию финансовая комиссия постановила: "Выдать вдове покойного городского архитектора Н. А. Дорошенко Анне Алексеевне пособие в сумме 1800 рублей. Назначить к выдаче ей ежегодного, начиная с 1899 года пособия в 450 рублей на воспитание сыновей покойного Алексея и Бориса... на время до наступления гражданского совершеннолетия". Похоронные расходы Городская Дума решила отнести за счет города.

Известный нам сегодня перечень построек зодчего и анализ архитектурных достоинств его зданий свидетельствует о глубоком понимании Н. Дорошенко градостроительных проблем Ростова конца XIX века. Возведенные им особняки и жилые дома до сих пор удивляют нас гармонией форм, образным строем, тонкой проработкой убранства фасадов и интерьеров. Ротонда в городском саду (ныне разрушена) и мемориальная беседка в саду Коммерческого клуба свидетельствуют о мастерстве зодчего в формировании садово-парковых комплексов. Создавая облик своих творений (и частных построек и городских зданий), Николай Дорошенко отдавал предпочтение "академическим стилям" — формам и мотивам Ренессанса, классицизма, барокко. Вероятно, считал их проверенными столетиями, универсальными среди эклектического многостилия своего времени.

Во многом он оказался прав. Реминисценции классицистических форм, доминирующие в архитектуре Ростова начала XX века (даже в эклектике и модерне), спустя полвека повторились в советское послевоенное время. Все уцелевшие к концу века строения Н. Дорошенко внесены в список памятников архитектуры Ростова.

Однако его творческая и человеческая биографии малоизвестны. Основную сложность составляет отсутствие документальных сведений как о нем лично, так и о его постройках; а также полноценных изображений и чертежей утраченных его творений. И все же, предварительно можно сказать, что возведенные Н. Дорошенко здания выразили его творческую манеру, проявили вкусы предпринимателей города и оказали значительное влияние на формирование историко-архитектурной среды Ростова в конце прошлого века.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Памятная книжка Области Войска Донского на 1896. — Новочеркасск: Обл. в. Дон. тип., 1896. — С. 69.
  2. Текущий архив СКДП ин-та "Спецпроектреставрация" АРМ-1. Проект зон охраны г. Ростова-на-Дону: Т. 2, кн. 16, арх. № 644; кн. 10, арх. № 613; кн. 9, арх. .№ 619; кн. 5, арх. № 609; кн. 4, арх. № 608.
  3. Записки Ростовского-на-Дону Общества Истории, древностей и природы. — Ростов н/Д, 1912. — Т. 1. — С. 8.
  4. ГАРО. Ростовская Городская Дума. Журнал собраний. 1899 г. — Ростов н/Д, 1900. — С. 3, 6.
  5. [Некролог] // Приазов. край. — 1898. — 28 дек.



 
ВК
 
Facebook
 
© 2010 - 2018 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"