Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Деордиева А. Н. Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1936–1940 // Донской временник. URL:  http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=1949

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

Цикл статей  "К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Транспорт

А. Н. Деордиева

Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА

1936–1940

ПРОЛОГ

Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 07.08.1935 №14/1713 утвержден новый Воздушный кодекс СССР, который ввел понятия для описания воздушного пространством СССР и определил, что Союзу ССР принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством Союза ССР. Под воздушным пространством Союза ССР понимается воздушное пространство над сухопутной и водной территорией Союза ССР и над прибрежной морской полосой, установленной законами Союза ССР. Документ оказался крайне сырым и не проработанным, органы законодательной власти вынуждены были переиздавать и корректировать его в 1961, 1984, 1997 и 2023 годах. Воздушный кодекс для авиации, это как Конституция для страны.

Период 1936–1940 характеризуется максимальным выпуском самолетов для ГВФ и ВВС за всю историю авиации СССР. С тех пор авиационная промышленность не добивалась таких результатов.

1936

Экономические условия периода 1936-1940 гг.

Котировка денежной единицы на 01.01.1936:

Рублей за доллар: 0.87

Долларов за рубль: 1,15

1936–1938 – при подготовке к лицензионному производству самолетов ДС-3 в СССР, была проведена огромная инженерная работа по адаптации производства самолёта к реалиям советского самолётостроения. Главная проблема была в том, что все размеры в американской проектной документации указаны в дюймах. (1 дюйм = 2.54 см). В то время как в СССР принята другая, метрическая система для указания размеров в проектной документации. Конструкторские бюро заново пересчитали узлы всей конструкции самолета ДС-3 по отечественным нормам прочности, был внедрён "прогрессивный плазово-шаблонный метод", до этого не применявшийся в СССР.

DC-3 выпускались не только в США, но и в Японии. В нашей стране самолет получил обозначение ПС-84, а его производство было начато по американской лицензии в подмосковных Химках в 1938 году.

19361937 – по указанию первого начальника Азово-Черноморского Управления ГВФ, Типикина Петра Александровича, была выбрана и утверждена новая площадка для аэродрома Ростов-на-Дону и аэропорта Ростов-на-Дону, по Новочеркасскому шоссе (проспект Шолохова М.А. 272), старая аэродромная площадка осталась в распоряжение Вертолетного завода и урезана в пользу завода Ростсельмаш.

1934 июль 15 – на юге СССР, создано Азово-Черноморского Управления ГВФ. Первым начальником Азово-Черноморского Управления ГВФ назначен Типикин Петр Александрович.  Фото публикуется впервые в нашем материале.

1936 – построено здание аэровокзала на Новочеркасском шоссе.

Здание аэровокзала в аэропорту Ростов-на-Дону, 30-е годы.

 

Снимок (схема) первая аэродромная площадка (1925–1936), территория аэродрома РВПО "Роствертол", территория ПО Ростсельмаш, территория аэропорта Ростов-на-Дону (1936–2017). Первая аэродромная площадка (1925–1936) была оставлена в распоряжение Вертолетного завода, и урезана в пользу завода Ростсельмаш.

 

1936 февраль 01 – СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ).

1936 март 21 – после всесторонних испытаний, выполненных ЦАГИ, Советом Труда и Обороны СССР было принято решение о приобретении лицензии на производство самолёта Douglas в СССР. Летом того же года в США прибыла специальная комиссия под руководством начальника ЦАГИ Н. М. Харламова. К покупке был выбран наиболее совершенный самолёт DC-3.

1936 май 03 – первая форма была утверждена соответствующим приказом Всесоюзного объединения ГВФ № 232 от 3 мая 1931 года. В последующем Главное управление гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР и Министерство гражданской авиации СССР вводили новые образцы, которые соответствовали тенденциям времени. Униформа пилотов гражданской авиации образца 1950 года была красива и практична. Такая форма вселяла уверенность в людей, выбравших профессию пилота, а окружающие – восхищались покорителями небесных просторов.

1936 июнь 09 – издан указ начальника ГУ ГВФ о повышении качества обслуживания на борту самолетов «Аэрофлота»: отныне в пассажирских салонах запрещалось перевозить грузы; там постелили ковровые дорожки, сиденья укрыли чехлами, оборудовали буфеты.

1936 июль 17 – был подписан договор с компанией Douglas Aircraft Company на сумму 340 000 рублей, сроком на три года. Предметом договора была не только покупка лицензии и готового экземпляра, но и стажировка советских специалистов на заводах фирмы. В рамках этого договора в 1937–1938 годах у фирмы было закуплено ещё 18 самолётов DC-3, которые переправлялись в Союз через две созданные «Амторгом» авиакомпании «Норт Истерн» и «Экселло». Из всей партии в 18 самолётов последний был поставлен в разобранном виде. Также в СССР было поставлено некоторое количество машинокомплектов для сборки самолётов.

1936 июль 29 – Центральный исполнительный комитет СССР издал положение о звании Героя Советского Союза.

1936 – курсантом Батайской летной школы стал Петр Лебеденко, в 1938 году он окончил летную школу, получив звание лётчика Гражданского воздушного флота.В будущем Петр Лебеденко стал военным летчиком, одним из плеяды авиаторов Дона, а также и донским писателем. В октябре 1942 Петр Лебеденко встретился с М. А. Шолоховым на фронте, когда по приказу командования вывозил писателя с передовой, из-под огня противника. Эта встреча в корне изменила судьбу Петра.

После выхода детских приключенческих повестей М. А. Шолохов посоветовал Лебеденко: «Ты же летчик. Пиши о летчиках. Это такая тема!». Приняв во внимание совет писателя, Лебеденко написал ряд интереснейших произведений о летчиках.

1937 апрель 07 – Приказом начальника ГУГВФ от 07.04.1937 № 90 года было введено в действие "Положение о диспетчерской службе в системе ГУГВФ и категорировании работников летной службы движения", установившее требования к формированию службы движения специалистами и оборудованию, отвечающему потребностям того времени. Тем самым было положено начало в организации системы управления воздушным движением, важнейшей структуры     для всех видов авиации, и военной, и гражданской, 20-го и 21 веков.

1937 апрель 28 – Постановлением ЦИК СССР от 28 апреля 1937 Совет Труда и Обороны при СНК СССР упразднён.

1937 июнь 19 – образовано Управление международных воздушных линий ГВФ, одна из главных задач которого – организация международных коммерческих воздушных перевозок между Советским Союзом и иностранными государствами. В 1939–1941 годах Управление возглавляла легенда советской авиации – прославленная лётчица Валентина Гризодубова.

На посту начальника Управление международных воздушных линий ГВФ Валентина Гризодубова проявила себя талантливым организатором, открыв первые регулярные рейсы в Европу.

 

1937 сентябрь 03 – на маршруте Тамбов — Ростов — Баку — Тбилиси — Ростов — Москва, экипаж летчика С. Табаровского на самолете ХАИ-1, первый этап пути в 2375 км, выполнил за 9 лётных часов, со средней скоростью 264 км/ч. Самолет ХАИ-1 – это разработка Харьковского Авиационного Института, под руководством авиастроителя, ученого, профессора Немана, Иосифа Григорьевича.

Самолет ХАИ-1

Первый советский, серийный, многоместный (на 6 пассажиров), пассажирский, первый европейский, самолёт с убирающимися шасси, преодолевший скорость в 300 км/ч, первый самолет производства авиационного Завода № 43 (Авиант), Киев.

Построено 43 экземпляра, которые эксплуатировались в ГВФ) с 1933 до конца 1940-х годов, в частности на линии Москва — Симферополь, Москва — Ташкент и др. Конструктивные решения и схема послужили основой для Р-10 (ХАИ-5).

1938–1939 – авиация военных округов была переведена с бригадной на полковую, и дивизионную организацию, основной тактической единицей стал авиационный полк (около 60 самолётов), который мирной авиации дал основу образования гражданских авиационных отрядов, но входивших в состав Военно-воздушные силы РККА. Это стало прообразом структуры авиаотрядов в гражданской авиации.

1938 ноября 10 – Ростовская авиационная метеорологическая станция (гидрометеорологическая)  первого разряда (АМСГ 1), была перенесена на северо-восточную окраину города, где в то время находится строящийся аэропорт Ростов-на-Дону.

1938 ноябрь 2 – звание Герой Советского Союза впервые присвоено женщинам, а именно – лётчицам экипажа самолёта АНТ-37 за рекордный беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток. Назовём экипаж поимённо: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова.

Осенью 1938 года они и в самом деле совершили подвиг - 6,5 тысяч километров, 26,5 часов полёта… По незнакомому маршруту, без связи с землёй, без радиомаяков… Без опыта, в конце концов!.. В самолёте, предельно аскетичном: построенном для полётов, но не особо располагающем удобствами для экипажа… А летчицы справились – к восторгу страны и удивлению остального мира!

Да, они промахнулись мимо Комсомольска-на-Амуре, где их ожидала торжественная встреча, и оказались над Охотским морем. Когда кончилось топливо, командир экипажа Валентина Гризодубова приказала Марине Расковой покинуть борт самолёта на парашюте, а сама всё ж таки сумела посадить машину на болотистую почву…

Их отыскали, их спасли… И 2 ноября 1938 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Золотые Звёзды, как особый знак Героя Советского Союза, появятся лишь годом позже.

Именно во время банкета, который состоялся в Кремле по этому поводу, И. В. Сталин впервые (во всяком случае, насколько это зафиксировано) упомянул о вертолётах - мол с помощью этих аппаратов отыскать попавших в сложное положение пилотов было бы легче.

Ну и ещё, коль уж речь зашла…В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, она вступилась за Сергея Павловича Королёва, будущего создателя советской космической программы. Во многом благодаря ее усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29 ("Туполевская шарашка"). Тоже, если разобраться, геройский поступок. 

1938 ноябрь 10 – дальнейшее расширение метеообеспечения полетов, это уже была Авиационная Метеорологическая Станция Гражданская 1-го разряда (АМСГ 1), которая с ноября с созданием аэродрома ГФ, была перенесена на северо-восточную окраину города, где в то время находится строящийся аэропорт Ростов-на-Дону.

1939 – история собственно Великой Отечественной войны в значительной степени оттеснила на задний план события 1939–1941 гг.

1939 – заслуживает внимания научно-популярный очерк "История гражданской авиации СССР". Несмотря на то, что в нем дается описание истории не военного, а гражданского воздушного флота (ГВФ), следует отметить стратегическую роль последнего как одного из важнейших резервов ВВС, начиная от летных кадров и кончая организацией транспортных перевозок. От степени развития ГВФ и его инфраструктуры военная авиация любой страны может получить существенную поддержку. В данном труде, в частности, нашла отражение весьма содержательная деятельность гражданской авиации в военных действиях, предшествовавших Великой Отечественной войне, в 1939-1940 гг.

1939–1940 – во время советско-финской войны в ходе боевых действий выяснилось одно поразительное обстоятельство - у пилотов ГВФ оказалось гораздо больше опыта полетов в сложных условиях, чем у летчиков бомбардировочной авиации. Туманы, снегопады, облачность, обледенение — эти постоянные спутники летчиков в полетах за линию фронта пилотам ГВФ были, как говорится, на руку. В непогоду они чувствовали себя как рыба в воде, используя все средства радионавигации, точно выходили к заданным целям. Практика полетов по приборам, слепого полета, обеспечивала большую безопасность полетов в условия военных действий, когда эффективность вражеских истребителей и зенитной артиллерии сводилась до минимума.

Мемуары главного маршала авиации Голованова А.Е. (1939).

1939 май – сентябрь – на авиационном заводе № 84, Химки, Московская область (северо-запад), по лицензии компании Douglas Aircraft Company, были изготовлены первые три транспортных самолета типа DC-3, которые стали называться ПС-84 (пассажирский самолёт завода № 84). В дальнейшем завод выпускал военную версию данного типа самолета.  Самолет ПС-84 являлся воспроизведением американского самолета Дуглас DС-3, но с переводом в метрические меры всех его размеров и толщин материала, и с тщательным пересчетом всех элементов конструкции по советским нормам прочности (которые и сами были при этом уточнены для гражданских самолетов). От этого масса самолета выросла, но безопасность и надежность повысились. Переработкой чертежей применительно к отечественной технологии и переводом размеров с дюймов на миллиметры руководил Владимир Михайлович Мясищев (с 1942 года, после трагической гибели В. М. Петлякова, генеральный авиаконструктор).

Военная версия самолета ПС-84 - военно-транспортный самолёт, средний бомбардировщик. Подобные самолеты ПС-84 и Ли-2 эксплуатировали авиаторы Дона. Всего в Ростовском авиаотряде эксплуатировалось 64 самолета типа Ли-2. Это самое большое количество самолетов одного типа в Ростове за всю историю гражданской авиации Дона.

1939 май 5 – из Москвы в Ашхабад, на 21-местном самолете ПС-84, выполнен первый рейс с бортпроводником на борту воздушного судна, бортпроводником для обслуживания пассажиров в полете, первой стюардессой в истории российской гражданской авиации была 20 летняя москвичка Эльза Эдуардовна Городецкая. Данный рейс выполнялся по маршруту Москва – Ашхабад. Время в пути, с двумя посадками, составляло 13 часов. На этой линии тогда только начал летать новейший самолет Ли-2.

Вот как Эдьза Городецкая рассказывала о своей работе:  "Техника такая: берешь большущий чемодан чем больше, тем лучше. Кладешь туда вилки, стаканы, тарелки, продукты, которые купила под отчет в аэропортовском ресторане, ну и разную прочую мелочь, и тащишь все — килограммов сорок — в самолет. Приходишь часа за два до вылета. Если в порту запарка, если в салоне не убрано, превращаешься в уборщицу — драишь самолет до полного блеска. Потом готовишь бутерброды, закуски, а там и посадка начинается. Я обычно после взлета начинала с того, что представлялась сама, потом представляла экипаж, рассказывала о маршруте. Порядок этот утвердился с тех пор везде". Фото Эльзы Городецкой мы не нашли. Может история не сохранила? А вот бортпроводника авиакомпании ДОНАВИА, которая в 1994 году, несколько суток с пассажирами, при постоянной угрозе взрыва, находилась на борту захваченного террористом самолета, мы публикуем, это Светлана Лисунова, хрупкий и героический человек. 

 

1939 июль 5 – в Москве открылась Академия ГВФ; в этом же году создан Московский институт инженеров ГВФ имени К.Э. Циолковского.

1939 июль – начало истории предприятия «Роствертол», когда постановлением Правительства СССР № 187 от 01.07.1939 года на базе полукустарного деревообрабатывающего комбината в г. Рязани был организован завод № 168, переданный в наркомат авиационной промышленности. Основной продукцией в то время были деревянные авиационные винты для военных и гражданских самолётов и походные фотолаборатории для обработки аэрофотоснимков. В начале Великой Отечественной войны на заводе было начато производство крыльев истребителей МИГ-3, а затем десантных двадцатиместных планеров КЦ-20. В октябре 1941 года завод был эвакуирован в г. Волжск Марийской АССР, где вместо планеров КЦ-20 было организовано производство самолётов Ут-2М. В октябре 1944 года завод № 168 был перебазирован из г. Волжска в г. Ростов-на-Дону, на территорию авиационного завода № 87, организованного в мае 1943 года. Завод № 87 вошел в состав завода № 168.

1939 август 01 – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль "Герой Советского Союза".

1939 октябрь – на базе Батайской 1-я Краснознаменной авиационной школы пилотов ГВФ им. Петра Ионовича Баранова, разместилась переведенная из Забайкалья (Чита) 30-я военная школа пилотов, новая школа стала знаменитым Батайским военным авиационным училищем летчиков имени А. К. Серова. Первый выпуск авиашколы состоялся в июне 1940 года. Страна получила 542 летчика-истребителя.

1939 октябрь 29 – в соответствии с докладом командующего войсками Ленинградского военного округа, Наркому обороны СССР по плану разгрома сухопутных и морских сил Финляндии (от 29 октября 1939 г. № 4587) от ВВС РККА предлагалось задействовать 1581 самолет.

1939 декабря 17 – по 1941 год – было собрано и поставлено Гражданскому Воздушному Флоту (ГВФ), как структуре ВВС РККА, 72 самолета ПС-84.

 

Во время Зимней войны 1939–1940 гг., пилоты ГВФ действовали гораздо увереннее за счет большего практического налета, чем у военных летчиков. Опыт выполнения полетов в сложных метеоусловиях (ограничения видимости, осадков, обледенения конструкции самолета), использование большего числа радиотехнических средств обеспечения полетов, позволяли летному составу ГВФ точнее находить и поражать наземные цели.

1939 декабря 17 – по 1941 год – было собрано и поставлено Гражданскому Воздушному Флоту (ГВФ) 72 самолета ПС-84, первый самолет Ли-2 (модификация ПС-84) поступил на эксплуатацию в 34-й Транспортный Авиационный Отряд (ТАО, Ростов-на-Дону), бортовой номер Л4087 в 1947, июль.

Самолет ПС-84 (1939–1942)    

 

     

                         Самолет Ли-2 (1942–1953)

 

Дополнительная информация.

Для ВВС Красной армии были разработаны модификации ПС-84 в транспортно-десантном и санитарном варианте (ПС-84К и ПС-84И, соответственно). Самолет ПС-84 являлся воспроизведением американского самолета Дуглас DС-3, но с переводом в метрические меры всех его размеров и толщин материала и с тщательным пересчетом всех элементов конструкции по советским нормам прочности (которые и сами были при этом уточнены для гражданских самолетов). От этого масса выросла, но безопасность повысилась. Переработкой чертежей применительно к отече­ственной технологии и переводом размеров с дюймов на миллиметры руководил Владимир Михайлович Мясищев. Впервые в СССР в авиационном производстве был использован шаблонный метод для изготовления крупной серии.

В 1940 году в Ташкенте приступили к строительству специального авиационного завода, где предполагалось организовать выпуск самолетов ПС-84.

Рейсовая скорость самолета составляла 220 км/ч. Для взлета этого самолета требовалась взлетно-посадочная полоса длиной не более 1300 м. В первом варианте самолета было четыре члена экипажа и 14 пассажирских мест (впоследствии, количество пассажирских мест увеличили - до 21).

Самолет ПС-84 хорошо зарекомендовал себя как пассажирский и транс­портный, он получил широкое распространение, отличаясь надежностью, эко­номичностью и простотой в эксплуатации. Первые транспортные самолеты ПС-84К приняли участие в боевых действиях в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол и в советско-финской войне.

К началу Великой Отечественной войны Гражданский воздушный флот СССР имел 72 самолета ПС-84, еще 49 самолетов использовались в ВВС, 5 – в частях ВВС ВМФ, а также несколько единиц – в НКВД. В первые же дни войны большую часть гражданских машин передали в отдельные авиаотряды и группы. На 25 июня 1941 года в их составе было 68 ПС-84 и DC-3, в том числе 51 самолет – в составе Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН). К 29 июля в составе 3-х отрядов и 5 авиагрупп находилось уже 96 самолетов ПС-84. Эти машины приняли активное участие практически во всех операциях начального периода войны для самых разнообразных перевозок на фронте и в тылу. Самолеты использовались для доставки к фронту подкреплений и грузов, вывоза раненых и эвакуированных. Доставляли боеприпасы и продовольствие для окруженных частей, сбрасывали в тыл немцев разведывательно-диверсионные группы.

С началом Великой Отечественной войны потребность в подобных транспортных самолетах многократно возросла. Однако, в условиях, когда линия фронта неуклонно приближалась к Москве, было принято решение об эвакуации завода № 84 и смежных предприятий из Подмосковья в Среднюю Азию. 14 октября 1941 года завод №84 прекратил работу по производству ПС-84. Производство самолета возобновилось уже 7 января 1942 года на авиационном заводе № 34 (г. Ташкент), который и стал головным предприятием по выпуску ПС-84. В том же году самолет получил новое название «Ли-2» по фамилии главного инженера завода № 84 Б. П. Лисунова, руководившего его внедрением в производство.

С 1939 по 1953 в СССР было произведено 4937 подобных самолетов. Подобного класса самолеты в таком количестве больше не выпускались.

1940 – история собственно Великой Отечественной войны в значительной степени оттеснила на задний план события 1939–1941 гг.

1940 – в стране уже насчитывалось уже полторы сотни аэропортов и несколько сот аэродромов.

1940 – начато производство самолета ПС-84 в Казани на заводе № 124 вместо ТБ-7, но после выпуска десяти машин производство свернули. И все же к началу войны в ГВФ, считай в ВВС СССР, было поставлено 72 самолёта ПС-84.

1940 июнь – Батайскую авиационную школу летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова (1938 март 02 удостоен звания Героя Советского) окончил, получив звание младшего лейтенанта, Маресьев Алексей Петрович, Герой Советского Союза (1943 август 24) один из плеяды авиаторов Дона. Батайская авиационная школа гражданского воздушного флота (ГВФ), размещалась на Батайском, Кущевском, Азовском аэродромах.

Во время Великой Отечественной войны у Маресьева Алексея Петровича были ампутированы обе ступни, но несмотря на это, он вернулся на службу. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три — до ранения и семь — после. Алексей Маресьев — настоящий советский человек. Является прототипом главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексея Мересьева.

24 августа 1943 года за уничтожение трёх немецких истребителей и спасение жизни двух лётчиков заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-ой Воздушной армии старший лейтенант Алексей Петрович Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 1102)

1940 ноября 05 – принято Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 2265-977СС Сов. Секретно (Особая папка) «О Военно-Воздушных Силах Красной Армии», согласно которому в целях повышения специальной подготовки дальнебомбардировочной авиации, соответствия возлагаемым на неё задачам, сформирована 50-я авиационная дивизия Дальнего Действия (ДД), с базировкой аэродром Центральный Ростов-на-Дону и аэродром Хотунок, Новочеркасск. В ее состав входили 81, 228, 229 и 231 авиаполки самолетов Дальних Бомбардировщиков, ДБ-З.

1940 декабрь – самолет ХАИ-1 использовались для пассажирских и почтово-грузовых перевозок на линиях Москва — Харьков, Москва — Минводы, Ростов — Краснодар и других до конца 1940 года.

Самолет ХАИ-1

Первый советский, первый серийный, первый многоместный (на 6 пассажиров), первый европейский, первый пассажирский самолёт с убирающимися шасси, преодолевший скорость в 300 км/ч, первый самолет производства авиационного Завода № 43 (Авиант).

 

Экипаж = 1 человек, коммерческая нагрузка = 6 пассажиров, или 876 кг груза. Максимальная взлетная масса = 2600 кг. Крейсерская скорость = 252 км/час.

Практический потолок полета = 7200 м. Дальность полета = 1130 км. Построено = 43 экземпляра. Период эксплуатации в ГВФ = с 1933 до 1937.

Максимальная взлетная масса = 2600 кг. Крейсерская скорость = 252 км/час. Практический потолок полета = 7200 м Дальность полета = 1130 км.

Построено = 43 экземпляра. Период эксплуатации в ГВФ = с 1933 до 1937.

1940 декабрь – в СССР, в Красной Армии, еще отсутствовали свои подразделения военно-транспортной авиации, реорганизация только начиналась. Предполагалось, что в случае войны, все самолеты, личный состав и технический парк гражданской авиации перейдут на военные рельсы и будут обеспечивать войска всем необходимым.

Так и произошло.

Победа в сорок пятом ковалась с 1936 по 1940.

 

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"