Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Щекатунов О. В. Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1932–1936 // Донской временник. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=1947

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

Цикл статей "К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Транспорт

О. В. Щекатунов

Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА

1932–1936

ПРОЛОГ

В 1930-е годы Россия, включая Донской край, была втянута в череду тяжелейших испытаний, связанных с периодом большевистской модернизации страны. Несмотря на то, что эта эпоха отмечена «клеймом» массовых репрессий и голода, эта же эпоха приведет страну к бурному развитию промышленности, появлению целого ряда новых отраслей, в режиме «штурмовой» индустриализации.

Именно на этот период приходится фактическое становление авиации как особого типа гражданского и военного транспорта. Транспортная авиация начинает играть важнейшую роль в Рабоче-Крестьянской Красной армии. В советском обществе появляется множество квалифицированных специалистов, без которых создание мощной научно-исследовательской и индустриальной базы авиастроения было бы невозможно.

Это было время, когда заканчивалось воздухоплавание и начинался бурный рост авиации, военной и гражданской. Время формирования авиатранспортной промышленности в Донском регионе, создание предприятий и структур, обеспечивающих деятельность авиатранспортной техники на благо жителей Юга России.

Непростое было время, тревожное, в воздухе «пахло грозой».

1932

1932 – год широкомасштабного организационного строительства и профессиональных изменений в авиационных структурах СССР и гражданской авиации Дона. Этот год – новый этап в развитии гражданской авиации на Дону. Начато строительство нового аэродрома и первого здания аэровокзала в Ростове-на-Дону. Для этого была выбрана соответствующая площадка в районе Новочеркасского шоссе, начальником строительства предположительно был Николай Косьмин. Для строительства аэродромных объектов: «…руководители Ростовской воздухостанции покупали у частных лиц подходящие по размерам строения: амбары, склады, разбирали их, перевозили лес на аэродром и строили служебные здания…».

То время ярко охарактеризовал Михаил Александрович Шолохов, которому на тот момент было всего 27 лет. В этот год был опубликован первый том его романа «Поднятая целина» (публикация второго тома состоится только в 1959 году). Еще до выхода «Поднятой Целины», были уже опубликованы три тома из 4-х книг «Тихий Дон», написанных им в 1925-1932 годах.

Роман Михаила Шолохова «Поднятая целина» (Книга первая) был опубликован в 8-ми номерах «Нового мира».Одна из страниц журнала «Новый мир» за 1932 год: № 1 (начало), № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7-8 (сдвоенный), № 9 (окончание).

 

Страницы первого издания романа «Тихий дон». Около 1928–1932 годов.

25 января 1932 – принято Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР "Об образовании Главного Управления ГВФ при СНК Союза ССР", путем реорганизации Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота (ВО ГВФ). Далее это Постановление было утверждено Политбюро ЦК ВКП(б), протоколом № 89 от 23 февраля 1932 г. п.48/16. В результате, все функции, по управлению авиатранспортом в стране, сосредоточились в Главном Управлении Гражданского Воздушного Флота (ГУ ГВФ), в структуре, которая впоследствии, в 1964 году была преобразована в Министерство Гражданской Авиации СССР (МГА СССР).

25 февраля 1932 – официальная дата образования Главного управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совнаркоме (СНК – Совет Народных Комиссаров), структура, которая предшествовала Министерству Гражданской Авиации СССР (МГА СССР). Главное Управление было образовано в результате реорганизация акционерных обществ добровольного воздушного флота «Добролет», «Укрвоздухпуть» и «Закавиа».

26 марта 1932  – именно в этот момент было учреждено официальное наименование (торговая марка) советской гражданской авиации СССР – «Аэрофлот», для его работников введена форменная одежда и знаки различия, появилось 12 категорий личного состава – гражданские аналоги воинских званий, которые были утверждены еще приказом Всесоюзного объединения ГВФ № 232 от 3 мая 1931 года. Через 15 лет гражданская авиация СССР стала крупнейшей авиакомпанией мира и оставалась таковой до 1992 года.

Март 1932 (предположительно) – сохранение в организационной структуре ГВФ подобия структуры ВВС СССР, в структуре Главного Управления Гражданского Воздушного Флота (ГУГВФ) образованы Объединенные Авиационные Группы (ОАГ), которые просуществовали вплоть до апреля 1960 года (например, 2 апреля 1960 года Уральское ОАГ было переименовано в Уральское ТУ ГВФ).

27 апреля 1932 - первое утверждение Воздушного кодекса СССР - Постановление ЦИК СССР N 36, СНК СССР N 460 от 27.04.1932 "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР". Второе утверждение - Постановление ЦИК СССР N 14, СНК СССР N 1713 от 07.08.1935 "Об утверждении Воздушного Кодекса Союза ССР". Принят документ об объявлении суверенитета воздушного пространства над территорией Советского Союза и его территориальных вод, который защищал, а также обеспечивал необходимые условия для развития и широкого применения авиации в народном хозяйстве.

Воздушный кодекс – кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере использования воздушного пространства страны и деятельности в области авиации.

 

Принят первый Воздушный кодекс СССР. 1932. Страница архивного документа.

Воздушный кодекс СССР. издание 1938.

Апрель 1932 – согласно Воздушному кодексу "Регулярные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты могут совершаться только воздушно-транспортными предприятиями (воздушными линиями) Главного Управления Гражданского Воздушного Флота, а в районе деятельности Главного Управления Северного Морского Пути, - и воздушными линиями названного управления".

26 апреля 1932 - приказом Народного комиссара по военным и морским делам СССР К.Е. Ворошилова в городе Ростове-на-Дону, на аэродроме Военвед, была сформирована 21-я тяжелобомбардировочная Ростовская бригада в составе двух авиационных эскадрилий на самолётах ТБ-1, ТБ-3 и Р-5. Всего в составе бригады планировалось сформировать четыре бомбардировочные и одну истребительную эскадрильи, а по штатам военного времени — пять эскадрилий из 116 самолётов и 3362 человек личного состава. Для сравнения численность личного состава Ростовского ОАО в 1988 году была более 4700 человек.

13 августа 1932 – приказ №172 по ГВФ ввел в действие новые правила об опознавательных знаках на гражданских воздушных судах СССР, переход опознавательных знаков на самолетах в СССР на пятизначное обозначение = буква + четыре цифры.

Для ГУ ГВФ установлена буква «Л» плюс четыре цифры. Фото, на которых номера самолетов гражданской авиации начинаются с буквы «Л», означает, что они сделаны после августа 1932 года.

Осень 1932 – радиостанция аэропорта была перенесена из глинобитного домика в здание аэровокзала.

10 октября 1932 - Северо-Кавказским краевым гидрометеорологическим комитетом для обслуживания работы воздушного флота в районе станицы Нижне-Гниловской (окраина Ростова-на-Дону) была организована Ростовская авиаметеорологическая станция гражданская (АМСГ-1) Ростов-на-Дону. Это обязательное условие для обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

21 ноября 1932 - Главному Управлению ГВФ из ведения Наркомзема СССР передана сельскохозяйственная авиация.

1933

 28 апреля 1933 - Правительство страны, согласно Постановлению Совнаркома от 28 апреля 1933 г. № 859 «О ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СОЮЗА ССР», установило праздник «День Воздушного Флота», который стал ежегодно отмечаться с 18 августа 1933 года.

День авиации стал праздником всех воздушных сил СССР – ученых, авиаконструкторов, работников авиапромышленности, военной и гражданской авиации, летного и технического состава Военной (ВВС) и Гражданской авиации (ГА). 

18 августа 1933 - впервые отпраздновали День Воздушного Флота СССР, в Москве на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе прошёл грандиозный авиационный праздник. Были представлены образцы советской авиационной техники, а летчики продемонстрировали своё мастерство. На воздушном параде присутствовали члены советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе с Иосифом Сталиным. 

2 июля 1933 - утверждено Постановление Центрального комитета ВКП(б), в котором говорилось: «В целях усиления политической работы и укрепления дисциплины среди работников гражданского флота, ЦК постановляет: «… признать необходимым организовать в гражданском воздушном флоте систему политотделов по принципу политорганов РККА…». Структура ГВФ все больше и больше копировала структуру РККА.

Структура политорганов в ГА так и не оправдала себя, поскольку строилась на основе партийного аппарата, а не профессиональных авиаспециалистов.

Август 1933 - в Киеве открылся Институт инженеров Гражданского Воздушного Флота.

Осень 1933 - начались полеты по маршруту Ростов-на-Дону — Краснодар — аул Понежукай (Адыгея) — Горячий Ключ (Краснодарский край).

1933–1937 - вторая пятилетка, пятилетка коллективизации на Дону.

1934

1934 - первыми Героями Советского Союза были летчики Гражданского Воздушного Флота СССР.

16 апреля 1934 года Постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза.

 

Вырезка из газеты.16 апреля 1934 года Постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза.

До 1939 августа 01, в соответствии с п.3 Постановления ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, выдавалась Особая Грамота о присвоении звания Героя Советского Союза. Данная Особая Грамота Выдавалась до учреждения медали «Герой Советского Союза» (1939). Для примерна представлена Особая Грамота ЦИК СССР, выданная Папанину Ивану Дмитриевичу, исследователю Арктики.

16 апреля 1934 - Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР учредил почётное звание Героя Советского Союза, оно стало высшей степенью отличия за личные или коллективные заслуги перед государством, связанных с проявлением героизма и совершением ратного или трудового подвига.

20 апреля 1934 – первым в Советском Союзе присвоены почетные звания Героев Советского Союза полярным летчикам, летчикам Гражданского Воздушного Флота - Анатолию Ляпидевскому, Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину (военный летчик), Маврикию Слепнёву, Михаилу Водопьянову, Ивану Доронину - за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин».

19 мая 1934 – образовано Азово-Черноморско-Кавказское управление ГВФ, которое являлось структурным подразделением Главного Управления ГВФ СССР (Аэрофлот).

22 мая 1934 – издан Приказ по ГВФ №608 от 22.05.1934 о «Реорганизации местных органов Главного управления ГВФ», согласно которому Азово – Черноморское Управление воздушных линий транспортной авиации ГВФ ликвидировалось. Фактически, произошло переименование структуры ГВФ. Из наименования были исключены слова «… воздушные линии транспортной авиации …».

Приказ по ГВФ №608 от 22.05.1934 о «Реорганизации местных органов Главного управления ГВФ»

1934 - на базе ликвидированного АЧКУ ГВФ формируется подразделение Главного Управления ГВФ СССР в Ростове-на-Дону, самостоятельная структура, – Северо-Кавказский отдельный авиаотряд спецприменений и местных воздушных линий ГВФ.

1 июня 1934 – приказом начальника ГУ ГВФ образовано Азово-Черноморско-Кавказское Территориальное Управление ГУ ГВФ (АЧК ТУ ГВФ), в документах, ГУ ГВФ иногда называлось ГРАЖДВОЗДУХФЛОТ (1934–1964), приемником которого стали:

  • 1944 июнь - Северо-Кавказское Управление ГВФ (СКУ ГВФ) - ГУ ГВФ СССР.
  • 1952 сентябрь - Северо-Кавказское Территориальное Управление ГВФ (ТУ ГВФ) - ГУ ГВФ СССР.             
  • 1964 июль 27 - Северо-Кавказское Территориальное Управление (СК ТУ) - МГА СССР.
  • 1964 сентябрь 15 - Северо-Кавказское Управление ГА (СКУГА) - МГА СССР.    

1934 - построена первая взлётно-посадочная грунтовая полоса в Цимлянске (Волгодонск).

С развитием воздушного флота развивалась и укрупнялась авиаметеостанция, в Ростовском аэропорту было организовано бюро оповещений (БО), укомплектованное в основном первыми выпускниками Ростовского гидрометеорологического техникума. Первым начальником БО был назначен Г.А. Немов, первыми синоптиками - Е.Н. Метельникова, М.И. Потолокина, Е.Л. Криуленко. Синоптические карты и материалы для работы привозили из Ростовского бюро погоды. Метеосводки для нанесения на карты принимались на слух с помощью простейшего радиоприемника УС-4. Все оборудование состояло из флюгера, метеорологической будки, дождемера и шаропилотного пункта.

Июль 1934 – образован 18-й Транспортный Авиационный Отряд (Ростов-на-Дону), реорганизован 1 декабря 1941 года.

18 августа 1934  - при 21-ой тяжелобомбардировочной Ростовской бригаде, в составе двух авиационных эскадрилий на самолётах ТБ-1, ТБ-3 и Р-5, был сформирован авиадесантный батальон особого назначения под командованием начальника парашютно-десантной службы (ПДС) капитана Василия Ивановича Харахонова. 18 августа 1934 года, в День Воздушного Флота СССР, на аэродроме Ростова-на-Дону впервые была осуществлена массовая выброска парашютистов.

1934 1964 – период деятельности Северо-Кавказского Территориального Управления Гражданского Воздушного Флота (СК ТУ ГВФ) СССР (см.1964–1993).

1934 – организован в Ростове 227-й Авиационный Отряд Спецприменения, на основе летных подразделений Северо-Кавказской Базы «ОБВ» (Объединение по борьбе с вредителями сельского хозяйства).

1934 –в Ростове-на-Дону организован 17-й Ростовский Авиационный Транспортный Отряд, командиром которого назначается С.А. Троепольский, старшим инженером назначен В. Т. Песков (техник обслуживавший первый вылет самолёта из Ростова 15 августа 1925 г.).

Донские авиаторы получили отечественные самолеты Р-5 (авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов) и К-5 (авиаконструктор К.А. Калинин), была создана небольшая база для ремонта авиадвигателей, а для решения сельскохозяйственных задач - образована эскадрилья спецприменения и транспортное подразделение. Самолет Р-5 является одним из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР: более 1000 машин эксплуатировалось в ГВФ, как почтовые и грузо-пассажирские. Более 5000 самолётов имелось в РККА, где они были основным образцом самолета-разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика до начала 1940-х годов.

Самолет Р-5 - именовался как «разведчик пятый», советский многоцелевой одномоторный самолёт-биплан в эксплуатации с 1930 года. Один из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР. Более 1 000 машин эксплуатировалось в ГВФ как почтовые и грузо-пассажирские. Более 5 000 самолётов находилось на вооружении РККА, где Р-5 использовался как разведчик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик до начала 1940-х годов.

 

Самолет К-5 – 1930–1943 первый флагман гражданской авиации СССР.В 1930 году началось серийное производство на авиазаводе общества Укрвоздухпуть, в Харькове. До 1940 г. являлся основным лайнером гражданской авиации на внутренних линиях. Потолок самолета позволил открыть трассу через Большой Кавказский хребет, маршрут прилегал на высоте 4500 м. Всего было построено около 260 экземпляров различных модификаций - пассажирские, санитарные, топографические и военно-транспортные. К-5 был самым массовым самолетом среди довоенных советских авиалайнеров.

1935

1935 – авиаподразделения Северного Кавказа оснащаются новыми отечественными самолетами Р-5, ХАИ-1, У-2 открылись регулярные почтово-пассажирские рейсы на линиях Ростов — Харьков, Ростов — Москва. В 1937 году увеличиваются воздушные перевозки на региональных воздушных линиях.

Самолет ХАИ1 – был первым советским пассажирским самолетом с убирающимся в полете шасси.

Всего выпущено 43 самолета.

Самолет У-2 – один из самых массовых самолётов в мире. Строился серийно с 1928 до 1953 года.

Всего выпущено 33 000 самолетов.

1935 – 100% воздушного флота страны составили самолёты советского производства.

7 августа 1935 - Постановление ЦИК СССР N 14, СНК СССР N 1713 от 07.08.1935 "Об утверждении Воздушного Кодекса Союза ССР", который защищал суверенитет воздушного пространства над территорией Советского Союза и его территориальных вод, а также обеспечивал необходимые условия для развития и широкого применения авиации в народном хозяйстве. Первое утверждение Воздушного кодекса СССР было Постановлением ЦИК СССР N 36, СНК СССР N 460 от 27.04.1932 "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР".

7 февраля 1935 - введен Устав ГВФ и учрежден нагрудный знак «Отличник Аэрофлота».

 

Нагрудный знак Отличник Аэрофлота. 1935.

1936

1936 -1938  при подготовке к лицензионному производству была проведена огромная работа по адаптации производства самолёта к реалиям СССР. Были переведены все размеры из дюймовой в принятую в СССР метрическую систему, заново пересчитаны узлы планера по отечественным нормам прочности, внедрён прогрессивный плазово-шаблонный метод, до этого не применявшийся в СССР.

1936 - 1937 – по указанию первого начальника Азово-Черноморского Управления ГВФ, Петра Александровича Типикина, была выбрана и утверждена новая площадка для аэродрома Ростов на Дону и аэропорта Ростов на Дону, по Новочеркасскому шоссе (проспект Шолохова 272), а старая аэродромная площадка осталась в распоряжении Вертолетного завода и урезана в пользу завода Ростсельмаш (Свидетельство очевидца Левченко А.И., кадр из фильма «Донавиа в лицах» (1994), время 15:42 – 20:44).

Левченко Андрей Иванович, экс командир Ростовского 18-го Транспортного Авиационного Отряда (1934, 18-й ТАО Ростов-на-Дону).

Кадр из документального фильма (1994).

1936 – курсантом Батайской летной школы стал Петр Лебеденко, которую окончил её в 1938 году, получив звание лётчика Гражданского воздушного флота. Будущий военный летчик, донской писатель, один из плеяды авиаторов Дона.  В октябре 1942 Петр Лебеденко встретился с Шолоховым на фронте, когда по приказу командования вывозил писателя с передовой, из-под огня противника.

Лебеденко Петр, боевой летчик, писатель Дона.

1 февраля 1936 - СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ, Federation Aeronautique Internationale, FAI), международный союз национальных авиационных организаций, групп и клубов. Гл. задача ФАИ – развитие спортивной авиации и космонавтики в мире. Основана на 1-й Международной конференции 12–14.10.1905 в Париже.

21 марта 1936 - после всесторонних испытаний, выполненных ЦАГИ, Советом Труда и Обороны СССР было принято решение о приобретении лицензии на производство самолёта Douglas в СССР. Летом того же года в США прибыла специальная комиссия под руководством начальника ЦАГИ Н.М. Харламова. Для поставок был выбран наиболее совершенный самолёт DC-3.

9 июня 1936 – издан указ начальника ГУ ГВФ о повышении качества обслуживания на борту самолетов «Аэрофлота»: отныне в пассажирских салонах запрещалось перевозить грузы, там «постелили ковровые дорожки, сиденья укрыли чехлами, оборудовали буфеты».

17 июля 1936 - был подписан договор с компанией Douglas Aircraft Company на сумму 340 000 рублей, сроком на три года. Предметом договора была не только покупка лицензии и готового экземпляра самолета DC3, но и стажировка советских специалистов на заводах фирмы. В рамках этого договора в 1937—1938 годах у фирмы было закуплено ещё 18 самолётов DC-3, которые переправлялись в Союз через две созданные «Амторгом» авиакомпании «Норт Истерн» и «Экселло». Из всей партии в 18 самолётов последний был поставлен в разобранном виде. Также в СССР было поставлено некоторое количество машинокомплектов для сборки самолётов.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

За эти годы отечественная авиация прошла огромный эволюционный путь от воздухоплавания до авиации, от деревянных аэропланов до цельнометаллических самолетов, от искрометного энтузиазма просто «оторваться от земли», до целой отрасли промышленности страны, способной производить десятки тысяч самолетов. В эти годы, с 1931 по 1935, СССР выпустил самолетов больше всех стран в мире – 14721 воздушное судно, в том числе 1683 транспортных самолета. Плоды этой многолетней кропотливой работы с успехом применялись до конца 20-го века.

 

Статья составлена на основе материалов информационной базы для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Документы и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

 

 

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"