Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Лазуревская Ю. Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1928 -1932 // Донской временник. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=1946

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

Цикл статей "К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Транспорт

Ю. Лазуревская

Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА

1928–1932

Это период времени появления новых авиалиний в стране и на Дону. Акционерное общество "Добролет» открыло первую международную авиалинию по маршруту Москва — Тегеран.

Реклама Добролет в журнале Техника и жизнь 1925 год.

Штемпель первой международной авиалинии акционерного общества "Добролет" по маршруту Москва — Тегеран, 1928 год.

1928

В Берлине, на международной авиационной выставке, впервые представлены российские самолеты АНТ-3, У-2, К-4.

Отечественная авиационная техника успешно прошла проверку в дальних перелётах Москва—Улан-Батор—Пекин (самолёты Р-1, Р-2, АК-1; 1925), Москва—Токио и обратно (АНТ-3; 1927), Москва—Нью-Йорк через Сибирь и Аляску (АНТ-4; 1929), и на ряде других протяженных маршрутов.

Август 1928  - открылась одна из первых протяженных авиалиний ГВФ Москва – Казань – Свердловск – Курган – Омск – Новосибирск – Иркутск. Гражданская авиация охватила почти всю страну. Разрабатывались воздушные дороги на Сахалин и во Владивосток.

На самолете Ту-154 Ростовский ОАО, через 60 лет, 1986–1988, открыл авиарейсы на Магадан, Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Нерюнгри.

Октябрь 1928 – мобилизационная мощность производства самолетов 31-го самолетного завода в Таганроге (деревяное самолетостроение) составляла 624 единиц в год.

28 декабря 1928 - вышло Постановление комиссии ВЦИК СССР «Об объединении городов Ростова и Нахичевани-на-Дону в один город Ростов-на-Дону», после чего город Нахичевань-на-Дону стал Пролетарским районом города Ростова-на-Дону, население которого уже тогда превышало 300 тысяч человек.

Объединение Ростова и Нахичевань в один город Ростов-на-Дону. Нахичеванская граница.

Объединение Ростова и Нахичевань в один город Ростов-на-Дону.

Знак граница знак на границе городов Ростов и Нахичевань.

 

1929

На самолете немецкой фирмы «Юнкерс» открывается почтово-пассажирская воздушная линия, связывающая Москву — Харьков, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Грозный, Баку — Тифлис.

Плакат Добролет, авиаперевозки на самолете Юнкерс.1929.

 

8 февраля 1929 – документальная дата, появилось слово «вертолёт» после того, как знаменитый авиаконструктор Николай Камов, назвал созданный им в соавторстве с Николаем Скржинским летательный аппарат. Реально они построили автожир, однако слово «вертолёт» попало в протокол заседания Технической комиссии Центрального совета Осоавиахима от 8 февраля 1929 года, и оттуда постепенно перекочевало в разговорный язык, прилепившись к аппаратам, официально называвшимся геликоптерами.

История зафиксировала момент, когда впервые о вертолёте публично заговорил товарищ Сталин – на приёме по случаю награждения членов экипажа Валентины Гризодубовой званием Герой Советского Союза, первых женщин, удостоенных этого звания. Окончательно, слово «вертолёт» вытеснило импортное «геликоптер» лишь после 1959 года, с подачи Михаила Миля – создателя наших замечательных машин семейства «Ми». Его первенец, Ми-4, тут же вырвался на первые места среди винтокрылых аппаратов своего класса. 

Лёгкий автожир КАСКР-1 «Красный инженер». 1929.

КАСКР расшифровка: Камов – Скржинский.

5  мая 1929 - в небо поднялся первый отечественный серийный пассажирский высокоплан с гофрированной металлической обшивкой, самолет АНТ-9 (ПС-9) конструкции Андрея Туполева. В закрытой кабине размещался экипаж из двух летчиков и девяти пассажиров.

Самолет АНТ-9 (ПС-9). Силовая установка состояла из трех моторов воздушного охлаждения Gnome-Rhone Titan мощностью по 230 л. с. На серийные самолеты ставились советские моторы М-26, но их мощности не хватало, из-за чего пришлось вернуться к импортным двигателям - Wright Whirlwinds мощностью по 300 л. с.

10 июля 1929 - принято постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР о едином флаге Гражданского воздушного флота СССР. Приложение 1. Перечень законов и Постановлений.  Стр.117 (С.З. СССР, 1929, N 55, ст. 515).

Единый флаг гражданского воздушного флота Союза ССР был введен Постановлением Президиума ЦИК Союза ССР от 10 июля 1929 года. На нем была изображена эмблема Добролета (на фоне золотых серпа и молота красная звезда, окруженная золотой каймой, с серебряным силуэтом самолета на звезде).

25 сентябрь 1929 - первый автожир КАСКР-1 ("Красный инженер"), построенный инженерами-энтузиастами Н.И.Камовым и Н.К.Скржинским, поднялся в воздух 25 сентября 1929 года. Пилотировал автожир И.В.Михеев, а в задней кабине находился его создатель Н.И.Камов.

Николай Камов, Николай Скржинский

Конструктивно аппарат напоминал известную модель автожира С-8 Сьервы. Несущий винт, свободно вращавшийся, был установлен на четырехгранной пирамиде. Лопасти винта имели вертикальные и горизонтальные шарниры и соединялись между собой тросами с грузами для демпфирования колебаний в плоскости вращения.

Лёгкий автожир КАСКР-1 «Красный инженер».

Николай Камов, летчик Иван Михеев, Николай Скржинский.

29 октябрь 1929 - отмена Новой экономической политики (НЭП). Среди причин было и то, что к власти пришли те, кто был противником подобной политики. Главной же причиной стала индустриализация, на проведения которой требовались средства: при отмене НЭП их можно было изъять из сельского хозяйства.

1 ноября 1929 - экипаж летчика С.А. Шестакова выполнил перелет на самолете АНТ-4 «Страна Советов» по маршруту Москва - Нью-Йорк.

 10 декабря 1929 - образована Главная инспекция Гражданского воздушного флота СССР. Важный шаг в обеспечении контроля государства за безопасностью полетов.

1930

1930–1940 - в стране создавались летные и технические училища и школы, аналогичное учреждение было создано и на Дону, Батайская Первая Краснознаменная школа пилотов ГВФ им. Баранова.

Были разработаны дополнительные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие гражданской авиации, оборудование радиотехническими и светотехническими средствами действовавших, и вновь открываемых аэропортов, организацию высших и средних специальных учебных заведений гражданской авиации, расширение тематики научно-исследовательских работ в области самолетостроения и моторостроения, авиационного оборудования. В этом же году в гражданской авиации был введен принцип хозрасчета, который способствовал росту производительности и улучшению качества труда ее специалистов. 

Общество «Добролёт» эксплуатировало девять линий, общей протяженностью 12 146 км, в том, числе Москва – Харьков - Ростов – Минеральные Воды – Баку. К этому моменту общая протяжённость линий «Добролёт» составляла 26 тыс. км; было перевезено 47 тыс. пассажиров и 408 т грузов. В конце 20-х годов компания занималась также сборкой по лицензии грузопассажирских самолётов Junkers F.13

23 февраля 1930 - в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР упразднен Совет по гражданской авиации.

1930 - открытие первого вуза гражданской авиации – Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ). На его основе, в преддверии Великой отечественной войны 27 марта 1941 года была создана Военно-воздушная академия им. Можайского, которая в середине 60-х годов изменила свой профиль на военно-космический, и стала называться Военного инженерного космического университета им. А. Ф. Можайского. В 1971 году за возросший уровень подготовки кадров присвоен статус академии с присвоением ордена Ленина и переименованием ВАУ ГВФ в ордена Ленина Академию гражданской авиации (ОЛАГА).

В 2004 году ОЛАГА переименована в университет с наименованием Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ФГОУ ВПО) «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» (СПбГУГА). После было добавлено слово «бюджетное»: «ФГБОУ ВПО». За период своей деятельности он подготовил более 30 тысяч руководителей и специалистов высшей квалификации для гражданской авиации нашей страны, других отраслей транспорта, сфер экономики и общественной жизни, в СПБГУГА 4 факультета: факультет лётной эксплуатации, факультет аэропортов и инженерно-технического обеспечения полётов, факультет транспортных систем и безопасности, факультет экономики, управления и права.

Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ). 1935.

1 мая 1930 - открыта новая авиалиния Москва — Пенза — Самара — Оренбург — Актюбинск — Челкар — Казалинск — Кызыл-Орда — Ташкент — Фрунзе — Алма-Ата. Развивать перевозки приходилось в опасной обстановке – в период активности басмаческого движения в Средней Азии.

Основу парка гражданской авиации составляли самолёты советской постройки: У-2 в разных вариантах, ПС-9, К-5, Ш-2, ХАИ-1; гражданские модификации военных самолётов — П-5, Г-1, Г-2, ПС-7, ПС-40. Выполнялись регулярные пассажирские перевозки на крупнейшем в мире самолёте — ПС-124 (АНТ-20бис) «Максим Горький (пассажирский самолёт завода № 124), взлетная масс до 42 тонн, построенном в единственном экземпляре.

Самолета ПС-124 (АНТ-20бис) «Максим Горький.

29 октября 1930 – Общество «Добролёт», Общество «Укрвоздухпуть» (созданное 1 июня 1923 г., г. Харьков), Общество «Закавиа» (созданное 10 мая 1923 г., г. Тифлис) и Главная Инспекция воздушного флота были упразднены, на их базе было создано новое объединение - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны (ВО ГВФ) - «ГРАЖДВОЗДУХФЛОТ». Первым начальником объединения назначен Гольцман А.З.

Гольцман А.З. В 1930—1932 гг. — начальник Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота (ВО ГВФ). В 1932—1933 — начальник Главного управления гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР — органа, отвечавшего за всю деятельность гражданской авиации в Советском Союзе. 5 сентября 1933 года погиб в авиационной катастрофе под посёлком Лопасня, (ныне город Чехов) Московской области. Урна с прахом А. З. Гольцмана захоронена в Кремлёвской стене.

Октябрь 1930 - создан Научно-исследовательский институт Гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ).

Научно-исследовательский институт Гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ).

Начался выпуск самолета К-5 конструктора Калинина. Основной советский лайнер для внутренних авиалиний. В Великой Отечественной войне применялся как транспортный до 1943 года.

Самолет К-5 конструктора Калинина. Выпускался с 1930 года. Основной советский лайнер для внутренних авиалиний. В Великой Отечественной войне применялся как транспортный до 1943 года.

14 ноября 1930 - в Батайске, Азово-Черноморского края, открылась 1-я объединенная школа пилотов и авиатехников ГВФ. На окраине поселка Батайского появилась одна из крупнейших авиационных школ гражданского воздушного флота по подготовке летных кадров для сельского хозяйства (1931–1939). И носила она имя Петра Баранова. Петр Баранов родился в 1892 году. (В молодые годы активно вел революционную работу, за что по приказу царского правительства его трижды арестовывали, он был приговорен к восьми годам каторги. С 1918 года служил в Красной Армии. В 1932 году - заместитель наркома тяжелой промышленности, потом – начальник Главного управления авиационной промышленности. 5 сентября 1933 года погиб в авиакатастрофе.

 

1931

Принят план обучения в школах Осоавиахима 2.000 пилотов III класса и техников». В системе гражданского воздушного флота (ГВФ), как предусматривал план, должно было полноценно работать три вуза, высшие академические курсы, пять авиатехникумов и три объединенные школы пилотов и авиатехников.

Учебные заведения ГВФ выпустили 1108 авиаспециалистов, а количество обучающихся во всех учебных заведениях ГВФ на 1 января 1932 года составило 15833 человека.

Май 1931 - в Москве открыты Высшие академические курсы гражданской авиации (АвиаВАК).

В Батайске открыта Первая Краснознаменная авиационная школа Гражданского воздушного флота имени П. И. Баранова (1892-1933), военного и государственного деятеля того времени, одного из лучших и эффективных организаторов авиапромышленности в СССР.

В справочнике  информации о воздушных сообщениях фигурируют только два перевозчика, так как 23 февраля 1930 г. в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР упразднен Совет по гражданской авиации. 29 октября 1930 г. на базе Общества «Добролет», Общества «Укрвоздухпуть» и Главной Инспекции воздушного флота образовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота «Добролет» при Совете Труда и Обороны (ВО ГВФ).

Редкий фотодокумент – перечень воздушных авиалиний ВО ГВФ.

Редкий фотодокумент. Цены на авиабилеты и перевозку платного багажа Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота.

19 февраля 1931 - Состоялась Первая Всесоюзная конференция работников ГВФ.

5 апреля 1931– Совет труда и обороны при СНК СССР рассмотрел, а Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило, постановление «О плане гражданского воздушного флота на 1931 год», об «открытии в 1931 г. сети новых воздушных путей сообщения… в объеме 10.970 км, а за счет местных средств 3.549 км, что составит вместе с действующей на 1 января 1931 года сетью в 26.487 км сеть воздушных путей СССР 37.457 км, а с линиями, организуемыми за счет местных средств — 41.006 км». Для обеспечения полетов планировалось построить и достроить 55 аэродромов, 2 аэровокзала, 21 ангар и 11 авиаремонтных мастерских.

Единственный пункт плана, который не утвердило Политбюро, описывал количество техники, которое должен был получить ГВФ за год — «907 самолетов и 1.429 моторов с запчастями к ним», программу моторостроения и самолетостроения высшее руководство страны поручило еще раз проверить и просчитать.

Май 1931 - начал издаваться журнал «Гражданская авиация».

Обложка журнала Гражданская Авиация. Номер 1. 1931 май. Сейчас это старейшее авиационное издание страны. Журнал рассказывает о заметных событиях и явлениях в мире авиации.

Содержание журнала Гражданская Авиация. Номер 1. 1931 май. Основные темы журнала: хозрасчет в ГА, регулярность полетов, перестройка плановых органов ГА, методы подготовки кадров ГА, создания научно-исследовательских ячеек, и т.д.

3 мая 1931 - утверждена первая форма личного состава ГВФ, приказ Всесоюзного объединения ГВФ № 232 от 3 мая 1931 года, введены знаки различия, появились 12 категорий личного состава – гражданские аналоги воинских званий.

Гражданская авиация всегда была тесно связана с военно-воздушными силами. Первая форма авиационно-технического и руководящего персонала гражданской авиации практически полностью соответствовала ВВС СССР.

Практически все руководство гражданской авиации вышло из военных, многие министры носили генеральские погоны, и поэтому разработка собственной атрибутики, знаков различия долгое время носила второстепенный характер.

Отличительной особенностью обмундирования гражданской авиации стало появление форменной и фирменной одежды.

Развивающийся коммерческий сегмент заставил придумать специальную форму для бортпроводниц и бортпроводников, которые, по сути, были лицом страны на международных рейсах.

В последующем Главное управление гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР и Министерство гражданской авиации СССР вводили новые образцы, которые соответствовали тенденциям времени. Форма вселяла уверенность в людей, выбравших профессию пилота, а окружающие восхищались покорителями небесных просторов.

Форменная одежда Гражданской Авиации 1931.

 

История «крылышек».

Приказ Объединения ГВФ № 232 от 08 мая 1931 г. Приложение №3 Описание знаков различия для работников ГВФ

Серебряные металлические крылья размахом в 50 мм с двухлопастным металлическим же пропеллером золотого цвета, длиною 25 мм. Крылья с пропеллером накладываются на шитый золотом венчик из листьев диаметром по внешнему кругу 46 мм. В верхней части венчика, между концами листьев накладная золотого цвета эмблема серпа и молота.

20 июля 1931 - в Ростове-на-Дону состоялось заседание Президиума Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета, на котором слушался вопрос о развитии и строительстве гражданской авиации на Северном Кавказе, дело №3230 от 20.07.1931 года. Сложность и важность хозяйственно-политических задач, стоящих перед Северо-Кавказским краем, встречались с рядом трудностей, связанных с быстрым ростом социалистического строительства в городе и деревне с одной стороны, и отсталостью некоторых видов хозяйств края с другой. Недостаточно развитая железнодорожная сеть, очень слабая проволочная связь (телеграф, телефон), отсутствие механизации в деле борьбы с вредителями в сельском хозяйстве усугубляли трудности роста. Все это ставило задачу создания и развития в наикротчайший срок гражданской авиации на Северном Кавказе.

25 июля 1931 – август 05 – по решению Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета (КИК) в крае проведена «Декада гражданской авиации». Задачи декады, по постановлению КИК:

1. Установить всевозможное содействие и помощь в развитии гражданской авиации по краю, и создание условий для строительства гражданской авиации в кратчайшие сроки.

2. Всем областным Райисполкомам, Горсоветам и Сельсоветам выявить нужды гражданской авиации и оказать содействие в их удовлетворении.

3. Подыскать и выделить аэродромы и посадочные площадки и оказывать помощь в их оборудовании.

4. Оказать помощь существующим и строящимся авиашколам по краю (Ростов, Краснодар) в деле обеспечения стройматериалами, отводом соответствующих помещений.

5.Одобрить намеченное КрайОСОАВИАХИМом строительство авиаэскадрильи в составе самолетов по борьбе с сельхоз вредителями, оказание помощи в содействии рыбной промышленности, для связи, перевозке литературы и работников по хозяйственно-политическим компаниям.

6. Формами сбора средств по строительству гражданской авиации установить: подписные листы, кружечный сбор, распространение плакатов, открыток.

Проведение «Декады гражданской авиации», подтверждает значимость гражданской авиации для народного хозяйства региона, и активное участие в деле развития авиации со стороны Северо-Кавказского Краевого исполнительного комитета.

14 августа 1931 - состоялся первый испытательный полет самолета АНТ-14 «Правда».

Размах крыла - 40,40 м

Длина - 26,49 м

Высота - 5,02 м 

Площадь крыла - 240 м²

Масса пустого самолёта - 10 828 кг

максимальная взлётная — 17 530 кг

Максимальная скорость - 236 км/ч

Крейсерская скорость - 204 км/ч

Практическая дальность - 400 км

Практический потолок - 4 220 м

Экипаж — 2 (5) чел

Полезная нагрузка — 32 пассажира или 4500 кг груза.

Осень1931 - на самолёте К-5 выполнен испытательный перелёт Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Красноводск — Ашхабад — Самарканд — Ташкент — Оренбург — Самара — Пенза — Харьков.

11 октября 1931 - совершен испытательный полет на первом самолете из нержавеющей стали «Сталь-2».

6 ноябрь 1931 - в Москве на центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе открыт первый в Советском Союзе аэровокзал гражданского воздушного флота.

1932

Началось строительство системы планомерного самолетостроения (от конструирования самолетов, оборудования и вооружения к их испытаниям и производству), а также строительства авиации (от модели к планеру, с планера на самолет).

25 января 1932  - Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР "Об образовании Главного Управления Гражданского Воздушного флота при СНК Союза ССР" (23.02.1932 года этот документ был утвержден Политбюро ЦК ВКП (б) (Протокол Политбюро № 89 от 23 февраля 1932 г. п.48/16: "О реорганизации Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота, решено утвердить постановление СНК СССР от 25 января 1932 г."), образовано Главное управление Гражданского Воздушного Флота (ГУ ГВФ), пролог Министерства Гражданской Авиации СССР.

Этим же постановлением Главному управлению ГВФ предлагалось организовать в своем ведении самостоятельные, действующие на началах хозрасчета оперативные единицы – тресты: транспортной авиации, строительный, авиаремонтный и авиа снабжения, а также Инспекцию по наблюдению за технической эксплуатацией летательных средств всеми гражданскими ведомствами и организациями.

25 марта 1932 – учреждено официальное наименование советской гражданской авиации – «Аэрофлот». Для его работников вводятся форменная одежда и знаки различия, появились 12 категорий личного состава – гражданские аналоги воинских званий. Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией мира и оставался таковой до 1991 г.

 26 марта 1932 – учреждено официальное наименование советской гражданской авиации СССР, к наименованию Главного управления ГВФ при правительстве СССР было добавлено слово «Аэрофлот» (торговая марка), и оно начало именоваться Главное управление ГВФ - «Аэрофлот».

26 марта 1932 – для советской гражданской авиации СССР вводились 12 категорий личного состава – гражданские аналоги воинских званий, которые были еще утверждены приказом Всесоюзного объединения ГВФ № 232 от 3 мая 1931 года, через 15 лет после основания гражданская авиация СССР стала крупнейшей авиакомпанией мира и оставался таковой до 1992.

Март 1932 – в структуре Главное Управление Гражданского Воздушного Флота (ГУГВФ) образованы Объединенные Авиационные Группы (ОАГ), которые просуществовали до апреля 1960 (например, Уральское ОАГ в 1960 году, апрель 02, переименована в Уральское ТУ ГВФ).

Разработан и принят первый Воздушный кодекс СССР, который защищал суверенитет воздушного пространства над территорией Советского Союза и его территориальных вод, а также обеспечивал необходимые условия для развития и широкого применения авиации в народном хозяйстве.

Опубликован первый том «Поднятая целина» — роман М. А. Шолохова. Михаилу Александровичу в тот год было 27 лет. Второй том опубликован в 1959 году.

Первый том книги «Поднятая целина» — роман М. А. Шолохова. Титульный лист. Фото первого издания 1932 года.

Первый том книги «Поднятая целина» — роман М. А. Шолохова. Обложка. Фото первого издания 1932 года

Новый этап в развитии гражданской авиации на Дону, для начала строительства нового аэродрома и первого здания аэровокзала Ростов-на-Дону, в районе Новочеркасского шоссе выбрана соответствующая площадка, начальником строительства (по отдельным источникам) был Косьмин Николай.

Аэровокзал Ростов 1932 начало строительства.

 

Аэровокзал аэропорта Ростов-на-Дону, завершение строительства1938.

Для строительства аэродромных объектов, «…руководители ростовской воздухостанции покупали у частных лиц подходящие по размерам строения: амбары, склады, разбирали их, перевозили лес на аэродром и строили служебные здания…».

На самолёте К-5 выполнен испытательный перелёт по маршруту Харьков — Киев — Житомир — Винница — Одесса — Николаев — Херсон — Запорожье — Макеевка — Краматорск — Харьков.

1 апреля 1932 - для работников ГВФ введены форменная одежда и знаки различия, аналогичная форме личного состава ВВС СССР

27 апреля 1932 - первое утверждение Воздушного кодекса СССР - Постановление ЦИК СССР N 36, СНК СССР N 460 от 27.04.1932 "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР". Второе утверждение - Постановление ЦИК СССР N 14, СНК СССР N 1713 от 07.08.1935 "Об утверждении Воздушного Кодекса Союза ССР". Принят документ об объявлении суверенитета воздушного пространства над территорией Советского Союза и его территориальных вод, который защищал, а также обеспечивал необходимые условия для развития и широкого применения авиации в народном хозяйстве.

Воздушный кодекс – кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере использования воздушного пространства страны и деятельности в области авиации.

Первый Воздушный Кодекс СССР. Постановление ЦИК СССР N 36, СНК СССР N 460 от 27.04.1932 "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР.

Страница архивного документа. Воздушный кодекс страница документа 1932 год

 

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР - N 36

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР - N 460

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 апреля 1932 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА СОЮЗА ССР

 

Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Утвердить воздушный кодекс Союза ССР.

2. Отменить:

а) декрет СНК РСФСР от 17 января 1921 г. о воздушных передвижениях (С.У. РСФСР, 1921, N 6, ст. 40);

б) постановление СНК Союза ССР от 11 декабря 1923 г. об административных взысканиях за нарушение правил и инструкций о порядке совершения полетов гражданскими воздушными судами (Вестн. ЦИК, СНК и СТО СССР, 1923, N 12, ст. 339);

в) постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 13 июня 1924 г. об условиях изготовления и приобретения воздушных судов и авиационных моторов (Вестн. ЦИК, СНК и СТО СССР, 1924, N 6, ст. 208);

г) постановление СТО от 15 апреля 1925 г. о таксе оплаты технических работ по освидетельствованию и испытанию гражданских пилотов и самолетов (С.З. СССР, 1925, N 30, ст. 205);

д) постановление президиума ЦИК Союза ССР от 10 июля 1929 г. о едином флаге гражданского воздушного флота Союза ССР (С.З. СССР, 1929, N 55, ст. 515);

е) постановление СНК Союза ССР от 5 июля 1931 г. о порядке издания Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота обязательных постановлений и о наложении за нарушение их взысканий в административном порядке (С.З. СССР, 1931, N 43, ст. 293).

3. Предложить правительствам союзных республик в двухмесячный срок внести в свое законодательство необходимые изменения, в связи с изданием воздушного кодекса Союза ССР.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М.КАЛИНИН

Заместитель Председателя

СНК Союза ССР

В.КУЙБЫШЕВ

Секретарь ЦИК Союза ССР

А.ЕНУКИДЗЕ

 

26 апреля 1932 - приказом Народного комиссара по военным и морским делам СССР К.Е. Ворошилова в городе Ростове-на-Дону на аэродроме Военвед была сформирована 21-я тяжелобомбардировочная Ростовская бригада в составе двух авиационных эскадрилий на самолётах ТБ-1, ТБ-3 и Р-5. Всего в составе бригады планировалось сформировать четыре бомбардировочные и одну истребительную эскадрильи, а по штатам военного времени — пять эскадрилий из 116 самолётов и 3362 человек личного состава.

28 апреля 1932 - приказом Народного комиссара по военным и морским делам СССР К.Е. Ворошилова в городе Ростове-на-Дону на аэродроме Военвед была сформирована 21-я тяжелобомбардировочная Ростовская бригада в составе двух авиационных эскадрилий на самолётах ТБ-1, ТБ-3 и Р-5. Всего в составе бригады планировалось сформировать четыре бомбардировочные и одну истребительную эскадрильи, а по штатам военного времени — пять эскадрилий из 116 самолётов и 3362 человек личного состава.

26 июля 1932 - Принят «Дисциплинарный устав гражданского воздушного флота СССР».

13 августа 1932 – приказ №172 по ГВФ ввел в действие новые правила об опознавательных знаках на гражданских воздушных судах СССР, переход опознавательных знаков на самолетах в СССР на пятизначное обозначение = буква + четыре цифры. Для ГУ ГВФ установлена буква «Л» плюс четыре цифры. 

Фото, на которых номера самолетов гражданской авиации начинаются с буквы «Л», означает, что они сделаны после августа 1932 года.

Переход опознавательных знаков на самолетах в СССР на пятизначное обозначение = буква + четыре цифры. Для ГУ ГВФ установлена буква «Л». 

Вообще в структуре эксплуатантов гражданских воздушных судов по состоянию на 1932 год поможет разобраться вот эта табличка (при этом, согласно Воздушному кодексу 1932 года: "Регулярные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты могут совершаться только воздушно-транспортными предприятиями (воздушными линиями) Главного Управления Гражданского Воздушного Флота, а в районе деятельности Главного Управления Северного Морского Пути - и воздушными линиями названного управления".

 

 Осень1932 – радиостанция аэропорта Ростов была перенесена из глинобитного домика в здание аэровокзала.

10 октября 1932 - Северо-Кавказским краевым гидрометеорологическим комитетом для обслуживания работы воздушного флота в районе станицы Нижне-Гниловской (окраина Ростова-на-Дону) была организована авиаметеорологическая станция (АМСГ) Ростов-на-Дону. Это обязательное условие для обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

21 ноября 1932 - Главному Управлению ГВФ, из ведения Наркомзема СССР, передана сельскохозяйственная авиация.

23 ноября 1932 - начальник дирижаблестроительного факультета А.Ф. Красных доложил начальнику Дирижаблестроя И.А. Фельдману о переводе Дирижаблестроительного факультета из Москвы в Тушинский авиагородок Московской области.

25 ноября 1932 - на заседании коллегии ГУ ГВФ принято решение о создании Московского дирижаблестроительного института путем слияния Дирижаблестроительного факультета Дирижаблестроя и дирижабельного факультета Ленинградского института ГВФ.

27 декабря 1932  - в письме начальника управления кадров ГУГВФМ.Б. Пошеманского на имя председателя Всесоюзного Комитета по высшему техническому образованию Г.М. Кржижановского Московский дирижаблестроительный институт назван в числе втузов ГВФ. Но на этом история возрождения советского дирижаблестроения закончилась, так и не начавшись.

 

Статья составлена на основе материалов информационной базы для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Документы и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"