Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Малыхин К. Г. Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА 1916–1920 // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=1943

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

Цикл статей  "К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Транспорт

К. Г. Малыхин

ПРОЛОГ

О событиях в авиации, происходивших на Донской земле, в Российской империи. Сложнейшее время в жизни России, принесшее народу огромные социальные и моральные потрясения.

«Мы и сегодня мало, что можем добавить, если попытаемся вспомнить первые десять лет существования русской авиации (1912–1922). Ведь именно в эти, поистине героические, годы страна впервые услышала о профессии «авиатор» и обратила свой взор к небесам. Именно в эти времена мы узнали имена людей, прославивших отечественную авиацию…». В. В. Томич, историк, писавший в Америке об авиации.

«Предваряя рукопись (записки полковника Баранова В. Г.), нельзя не сказать об эпизодах самоотверженных перелётов к восставшим казакам Верхне-Донской области: здесь донские пилоты предвосхитили появление в отечественной авиации нового вида воздушных войск — транспортной военной авиации…», которая стала прологом гражданской авиации на Дону.

Публикация (2006) рукописи полковника Баранова В. Г., которая пролежала 83 года во французском архиве, «относится к числу чудом сохранившихся мемуарных источников, посвященных истории боевой авиации Гражданской войны. «Даже знатокам и историкам, или, во всяком случае, любителям военно-исторической литературы, само словосочетание — «Донская авиация» — может показаться надуманным. Однако таковая существовала на протяжении всех трёх лет войны. Само становление, организация и жертвенная работа донских военных летчиков в продолжение этих лет не могут не вызывать — при вдумчивом прочтении рукописи — уважения к факту существования горстки авиаторов Дона, если судить масштабами армий и фронтов, оказавшихся способными активно противодействовать неизмеримо более могущественному неприятелю».

 

Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

Период 1916–1920. И чуть ранее.

1915 - в Ставке Верховного Главнокомандующего вооруженных сил Российской империи существовала авиационная канцелярия («Авиаканц»), которую с конца 1915 года возглавил великий князь Александр Михайлович Романов (Сандро), человек, стоявший у истоков, открытой в 1910 году, офицерской воздухоплавательной школы (ОВШ) под Севастополем. В то время, начало ХХ века, слово «авиационный» только начало входить в русский язык. Как правило, использовался термин «воздухоплавательный». Еще в 1914 году была открыта Гатчинская (под Санкт-Петербургом) офицерская воздухоплавательная школа. В государстве российском стали появляться подготовленные летчики и авиационные специалисты. Тем не менее, высшее руководство армии, не имело необходимых знаний и опыта для организации и управления в сфере авиации.

Офицерскую воздухоплавательную школу окончили, в том числе и два русских офицера, военных летчика, которые были организаторами авиации Дона – Баранов Вячеслав Григорьевич и Стрельников Иван Степанович.

Офицеры Баранов В. Г. и Стрельников И. С. на аэродроме, в Новочеркасске. Второй слева: В. Г. Баранов, третий — И. С. Стрельников. Февраль — март 1919

 

Полковник В. Г. Баранов (в центре) с английскими офицерами. Май 1919.

Баранов Вячеслав Григорьевич, один из организаторов авиации Дона.

Из дворян Округа Войска Донского родился 26 февраля 1888 года в станице Луганская, Донецкого Округа Войска Донского, в семье офицера Войска Донского Баранова Григория Лукьяновича.

Военный летчик (1913).

Полковник, начальник авиации Всевеликого Войска Донского (1919).

Образование:

Донской Кадетский Корпус, кадет, Новочеркасск (1905).

Николаевское инженерное училище, подпоручик, Николаев (1908).

Гродненская крепостная 5-я воздухоплавательная рота, одно из первых в Российской империи воздухоплавательных частей Русской армии, поручик, штабс-капитан, Гродно, Белорусь (1910).

Офицерская Воздухоплавательная Школа, Гатчина, Санкт-Петербург, (1913).

 

Донской Кадетский Корпус. Новочеркасск, Столица Области войска Донского

 

 

Стрельников Иван Степанович, один из организаторов авиации Дона.

Командир 1-го Донского самолётного дивизиона.

Военный летчик (1913). Полковник Донской авиации (1919).

Образование:

Тифлисское военное училище (1907–1909).

Служба в 1-м Сибирском стрелковом полку (1909–1914).

Подпоручик (1909), поручик (1912), штабс-капитан (1914).

Севастопольская офицерская воздухоплавательная школа (1913).

Офицер ХХ-го корпусного авиационного отряда (1915).

Командир 1-го самолётного дивизиона Донской армии (1918).


Стрельников Иван Степанович с супругой.

Во время Гражданской войны — генерал-майор, командир 1-го Донского Самолетного Дивизиона, который состоял из трёх отрядов:

1-й Донской самолётный отряд — войсковой старшина Качаловский.

2-й Донской самолётный отряд — подполковник Лавров.

3-й Донской самолётный отряд — подполковник Антонов.

Авиационная подвижная база мастерская — капитан Павлов.

Во время Гражданской войны — генерал-майор.

После 1920 — в эмиграции в Югославии.

 

Из Хроники событий 1916–1920:

1916

1916 - год создания истребительной авиации России, первые авиационные истребительные отряды были созданы в Германии и России, с самого начала войны все стороны использовали самолеты в основном для разведывательных целей, но очень скоро авиация утвердилась еще и как один род войск. Истребители появились почти через два года после начала Первой Мировой войны, как средство сопровождения и прикрытия именно разведывательных самолетов, а также и как средство борьбы с разведывательными самолетами противника. Разведку и корректировку огня артиллерии выполняли, как правило, двухместные самолеты – разведчики, которые также производили и бомбардировку позиций неприятеля. При создании истребительных отрядов основной костяк летного состава составляли лучшие летчики разведывательных авиационных подразделений, перед которыми теперь ставилась задача, так же сбивать и самолеты противника. Именно тогда и появилось понятие «летчик-ас», для летчиков, сбившим пять и более самолетов неприятеля.

По некоторым данным в первую мировую войну с июля 1914 по ноябрь 1918 русскими летчиками-истребителями было сбито 186 самолетов противника. 

1916 март – в Военном министерстве, взамен ликвидируемых Воздухоплавательного отдела Главного военно-технического управления (ГВТУ) и авиационных подразделений отдела по устройству войск Генштаба, было создано Управление военного воздушного флота (Увофлот) во главе с генерал-майором Н. В. Пневским. Управление воздушным флотом становится централизованным, именно с этого момента можно говорить о полноценном существовании Императорского воздушного флота как структуры армии, до того имелись только отдельные авиационные и воздухоплавательные части.

 

Боевой офицер, полковник Николай Вячеславович Пневский – с 06.05.1916 начальник Главного управления Военно-воздушного флота Императорского военно-воздушного флота (с второй справа).

Полковник (1910) Николай Вячеславович Пневский, православный, из потомственных дворян Варшавской губернии, сын генерал-лейтенанта Пневского В.И.

Образование получил в 1-м кадетском корпусе.

Окончил Михайловское артиллерийское училище, подпоручиком гвардии (1895).

Поручик (1899).

Окончил Николаевскую академию Генерального Штаба (1901).

Штабс-Капитан гвардии, с переименованием в капитаны Генерального Штаба (1901).

1916 сентябрь 6 – первое применение пушки, установленной на аэроплане в Первой мировой войне. Огромный шаг в применении авиации во время военных действий.

1917

1917 – «самом трагическом году из всех, какие знала тысячелетняя история России, погибла распропагандированная, обмороченная русская армия. Не легла костьми на полях брани, но бежала, открывая границы врагу, дико и бессмысленно предавая огню и мечу своё же русское достояние, грабя, избивая и замучивая тех, кто пытался противопоставить дикому разгулу страстей призывы к порядку и дисциплине. Повальное безумие, начавшееся с фронтов, заразило уже почти всю страну, и только на Дону ещё не было развала» (из рукописи Баранова В. Г.)

1917 - дальнейшее развитие российской авиационной промышленности. Первые авиационные предприятия в России возникли в 1910-1912. До 1917 насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (около 10 тыс. рабочих).

1917 – после Февральской революции были отменены вензеля Августейшей фамилии на погонах. История с погонами офицерского состава началась еще в 1914 году.

1917 февраль - Военно-Воздушный Флот Российской империи был самым большим в мире и насчитывал уже 1039 самолётов (в 1914 году, на начало Первой мировой войны, Императорский военно-воздушный флот насчитывал всего 263 аэроплана).

1917 июль – военным отрядом юнкеров и летчиков, офицерами, поручиком Павловым и лейтенантом Крыгиным, с авиационного завода Лебедева (Таганрог) на аэродром в Новочеркасске, были переведены два аппарата «Вуазен», на них было совершено несколько разведывательных полетов, это были первые аэропланы, которые до этого на Дону совершенно отсутствовали.

1917 осень - воздушный флот России состоял из 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряда (армейские, корпусные и истребительные), эскадры воздушных кораблей (4 боевых отряда), 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотрядов, 1 дивизиона корабельной авиации, в структуру входили также авиашколы, авиапарки, поезда-мастерские, авиационные и воздухоплавательные базы и т.д.

1917 - советская авиация уже являлась составной частью Вооруженных Сил российского государства, и все этапы ее развития неотделимы от общего строительства, всех видов и родов войск Красной Армии.

1917 октябрь 25 по старому стилю – октябрьский переворот (календарь - старый стиль), образована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР) образована 25 октября 1917.

1917 октябрь 25 (по старому стилю) – 1922 октябрь 25 – период Гражданской войны на территории Российской империи.

1917 октябрь 28 (по старому стилю) - в Смольном, по инициативе В. И. Ленина, было создано Бюро авиационных комиссаров, а в Москве — Военно-революционный комитет по авиации Московского военного округа.

1917 ноябрь - Советская власть унаследовала по меньшей мере около 356 тыс. человек личного состава Воздушного Флота Российской империи и 1 тыс. самолетов.

1917 осень - на Дону, в Новочеркасске, образовалось общество деятелей авиации, во главе которого стал лётчик-наблюдатель, инженер-поручик Фёдоров, была произведена регистрация ПЕРВЫХ лётчиков, находившихся в то время на Дону, зарегистрированы были:

1. Военный лётчик подполковник Усов

2. Военный лётчик сотник Форапонов

3. Лётчик-наблюдатель подъесаул Захаров

4. Военный лётчик подъесаул Качаловский

5. Военный лётчик подъесаул Широков

6. Военный лётчик сотник Фёдоров

7. Военный лётчик сотник Жеребцов

8. Лётчик-наблюдатель сотник Жеребцов

9. Военный лётчик сотник Соколов

10. Военный лётчик сотник Шумков

11. Военно-морской лётчик лейтенант Крыгин

12. Военный лётчик мичман Клец-Клевцов

13. Военный лётчик сотник Кондрюков

14. Лётчик-наблюдатель сотник Колпиков

15. Лётчик-наблюдатель хорунжий Колпиков

16. Лётчик-наблюдатель подъесаул Ключников

17. Военный лётчик прапорщик Кондратенко

18. Лётчик-наблюдатель поручик Петрачев

19. Военный лётчик поручик Павлов

 

1917 декабрь – закончилась история Императорского Военно-Воздушного Флота, когда революция (переворот) привела к развалу России, её Вооружённых Сил и авиационной промышленности. Управление Военного воздушного флота (Увофлот, или УВВФ), подчинявшееся военному министру, которое ведало авиацией внутренних военных округов, учебными заведениями, организацией снабжения фронтовых частей и закупкой авиатехники, было упразднено.

1917 декабрь – для надзора за структурой Увофлот создаётся большевистская Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом, которая переименовывается в Главное управление Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота, и далее Главвоздухофлот, в 1925 году, реорганизован в Управление ВВС РККА. Таким образом, в центральных управлениях наблюдалась прямая преемственность военным структурам. Аналогично, прямая преемственность наблюдалась и в авиационной промышленности.

1917 - после революции Императорский Воздушный флот стал Рабоче-Крестьянским Красным Воздушным флотом, а такое понятие, как Военно-воздушные силы, было введено заместителем наркомвоенмора СССР Михаилом Фрунзе в 1924 году. Он же назначил и «день годового праздника для ВВС — 14 июля».

 

1918

1918 январь - Всероссийская авиационная коллегия по поручению Центрального Комитета партии и лично В. И. Ленина обратилась ко всем авиачастям с призывом организованно переходить в ряды Красной Армии. В результате удалось вывести в центр Советской России около 38 авиаотрядов, что составляло примерно 37 процентов всей авиации старой армии.

1918 январь – из Киева в Москву, в центр скопления военных летчиков того времени, прибыл подполковник Баранов, который организовал несколько перелётов из Совдепии на Дон, одиночным порядком и целыми отрядами, верных долгу лётчиков.

1918 май 17 – началась Гражданская война в России, которая окончилась 25 октября 1922 года. Одно из самых кровавых и смутных времен в истории России.

1918 май 17 – 1922 октябрь 25 - авиация в сравнении с первой мировой войной использовалась всеми воюющими сторонами незначительно и большей частью в целях разведки, бомбовые удары носили эпизодический характер, за все годы гражданской войны известны лишь 169 воздушных боёв, в которых сбито 9 «красных» самолётов, а у их противников — 3 «белых» и 2 английских интервентов.

1918 май - приходилось напрягать все силы, чтобы создать авиацию на Юге России путём тайного вывоза авиационного имущества с Украины. «Пока шла подготовительная работа по вывозу крупного имущества, подполковник Баранов вошёл в соглашение с артиллеристами, и в артиллерийских эшелонах периодически стало отправляться на Дон по вагону со всяким авиационным имуществом. Так было переправлено множество запасных частей, большое количество фотографических аппаратов, запасных агрегатов к аэропланам, приборов и материалов». (орфография документа сохранена).

1918 июнь - Донская авиация Вооруженных сил Юга России насчитывала всего 5 аэропланов.

1918 июнь 28 – Приказ Всевеликому Войску Донскому №348 г. Новочеркасск. Были приняты опознавательные знаки самолетов Донской авиации.

 

Донская авиация. Опознавательные знаки самолетов Донской авиации.

Самолеты белые Voisin с эмблемой Донской авиации – черный треугольник на фоне круга. 1918 г.

 

1918 июнь 28 – Приказ Всевеликому Войску Донскому №348 г. Новочеркасск.

Опознавательные знаки самолетов Донской авиации.

Описание:

Приказ

Всевеликому Войску Донскому №348

28 июня 1918 года

г. Новочеркасск

При сём объявляю отличительный знак Донских Самолётов:

«Черный треугольник на белом круге».

Знаки на самолётах устроить в трёхдневный срок со дня объявления настоящего приказа.

 

Приложение:

чертёж знака  

 

Ширина окружности 1 дюйм.

По ширине окружности несущей поверхности и рулей глубины и направления.

Начальник Технического Отделения Войскового Штаба ВВД военный лётчик, подполковник Усов

Донской Атаман генерал-майор Краснов

 

1918 июль– любая авиация, военная и гражданская, прежде всего начинается с появления самолетов. Первые самолеты на Дону, военные самолеты, и соответственно авиационные структуры, и, самое главное, авиационные специалисты, появились в июле-августе 1918 года. С этого момента началось зарождение авиации и были заложены основы гражданской авиации на Дону. После завершения военных действий, авиационные специалисты, чаще всего становятся специалистами гражданской авиации.

1918 июль - на борьбу против немецких интервентов было брошено 24 авиаотряда, имевших около 160 исправных самолетов.

1918 июль 02 – направляясь якобы в Харьков, отошёл из Киева первый эшелон, назначением на Дон, в составе 24 вагонов, а через несколько дней подполковника Баранов сам выехал вперёд со скорым поездом, чтобы подготовить эшелону всякую помощь в пути.

1918 июль 27 – после долгих усилий и мытарств, после ареста в Таганроге немцами сопровождавших эшелон офицеров (прапорщика Янченко и сотника Попова), выпущенных только благодаря объявленной ими голодовке, и как было описано статье В. Попова, в авиационном номере, №30,  журнала «Донская волна» (1919 август 29), эшелон прибыл-таки в Новочеркасск.

1918 август – первые аэропланы Донской авиации.

Линейка первых машин Донской авиации. Новочеркасск, август 1918.

1918 сентябрь 12 – «прибыл (из Киева) второй эшелон, состоящий из 44 вагонов, нагруженных аэропланами, автомобилями, бомбами и прочим всем необходимым. Этот эшелон дал уже вполне прочное и солидное основание для постановки авиационного дела на Дону. «Немедленно же было приступлено к формированию 2-го Донского Самолётного Отряда (ДСО), командиром которого был назначен подполковник Лавров, и Донского авиационного парка, командиром которого назначен капитан Павлов, Командиром Донского самолётного дивизиона назначен прибывший из Киева подполковник Баранов Вячеслав Григорьевич, командир Донского самолётного отряда (парка, дивизиона) капитан Павлов, подчинялся начальнику технического отдела полковнику Усову, исполнявшему должность инспектора авиации» (орфография документа сохранена).

1918 август – авиация Дона уже насчитывала 25 аэропланов.

1918 октябрь – увеличилась численность отрядов Донского авиационного дивизиона, Донская авиация пополнилась 6-ю новыми аэропланам (два “Сопвич” и четыре “Ньюпор”) 9-го армейского авиационного отряда, который входил в состав военно-воздушных сил Красной армии, и перелетел на сторону белоказаков в районе реки Дон. Одним из летчиков данной авиагруппы был полковник Баранов В. Г.

 

1919

1919 февраль, конец месяца - против советской власти восстали казаки Верхне-Донского округа, этот трагический эпизод российской истории, очень подробно описанный в романе Михаила Шолохова "Тихий Дон", ознаменовался очень малоизвестным фактом: казачье восстание послужило толчком для применения военной авиации на Юге России в ходе Гражданской войны..., применять авиацию на фронте в годы Гражданской войны начали именно у нас на Дону, и этому способствовало казачье восстание в отдаленных районах от Ростова и Новочеркасска, где располагалось командования белогвардейскими силами.

 

Ангар-амбар Донской авиации. В центре — В. Г. Баранов (в папахе), справа — И. И. Стрельников. Февраль — март 1919.

 

1919 март - начали прибывать в Новороссийск английские аэропланы типа «Ариэйт» для авиации ВС ЮР. В конце апреля 1-й Донской самолѐтный отряд был послан в города Екатеринодар (с 1920 г. Краснодар) и Новороссийск для перевооружения на английские самолеты.

Эти самолеты считались устаревшими, да и полѐтные качества аппарата были неудовлетворительны, требовали большой точности управления. Небольшая ошибка в управлении, вполне допустимая в других аппаратах, вела к гибели летчиков (впоследствии 8 военлетов Донской авиации сгорели на этих самолетах).

1919 март - военный лётчик подъесаул Фёдоров Дмитрий Васильевич явился одним из первым специалистов, показавший в полёте с членом Круга казаков сотником Варламовым, что полёт в Верхнее-Донской округ — вещь выполнимая. Воспользовавшись его почином, отважные донские лётчики, не считаясь с изношенностью аппаратов, предприняли ряд удачных разведывательных полётов, давших ценные сведения.

1919 апрель - первый полет в станицу Вешенскую из Новочеркасска было поручено совершить военному летчику 3-го авиаотряда подъесаулу Дмитрию Васильевичу Федорову, которого сопровождал член Войскового Круга В.А. Харламов. Затея была крайне рискованной: пролететь предстояло более 300 верст, над территорией, занятой красными.

 

На этих аппаратах воевал 4-й Донской самолетный отряд в 1919 году.

На английском истребителе Сопвич "Кэмэл" (Sopwith F.1 Camel): смельчаки долетели до Вешенской и совершили посадку в окрестностях станицы. Однако, в момент их посадки, вдали появился конный отряд, с ходу открывший стрельбу. За дальностью расстояния нельзя было разобрать, были это красные или повстанцы, но летчику пришлось срочно взлетать и ложиться на обратный курс. По дороге воздушный аппарат приземлился на территории неприятеля, чтобы пополнить баки бензином. С пулевыми пробоинами на крыльях и фюзеляже, «Сопвич» едва дотянул до Новочеркасска.

«Сопвичи» 37-го разведывательного авиаотряда на аэродроме у станицы Семикаракорской. Май 1919 года.

1919 апрель 27 - военный лётчик поручик Веселовский Валентин Семенович с наблюдателем поручиком Тихоновичем на самолете «Бранденбург» сделали полёт около 680 вёрст продолжительностью более 5 часов, покрыв пространство до станции Нижне-Чирской, доставили интересные военные сведения.

Веселовский Валентин Семенович (слева) и В. Н. Тиханович у своего самолета «Бранденбург». Май 1919.

Веселовский Валентин Семенович (19 мая 1891—?). Подпоручик, военный летчик. Из потомственных почетных граждан, православный. Окончил Каменец-Подольское с/х училище. Вступил в армию охотником в октябре 1914 г. после окончания Севастопольской ОША ОВФ (с сентября 1915) — летчик 12-го КАО. В марте 1917 перевёден в 8-й АО. Во время гражданской войны — капитан, летчик Донской авиации. В 1920 в резерве Управления начальника авиации ВСЮР. С 1920 г в эмиграции. Проживал в Румынии.

Станица Нижне-Чирская основана в 1637 году, одна из старейших станиц войска Донского, находилась на правом покатом берегу Дона, расположена примерно в 170 верстах вверх по течению в сторону Царицына от Цимлянска, до 1921 входила в состав Область Войска Донского.

1919 август – Всевеликое Войско Донское, как одно из белогвардейских формирований Вооруженных сил Юга России, имело в своем составе авиацию под командованием полковника Баранова В.Г., состоящую из 6 авиаотрядов, 45-50 самолетов, 25-30 летчиков. 

1919 июнь – третий главком авиации РСФСР Акашев Константин Васильевич, был участником вооружённого восстания в Петрограде в 1917 году, был выбран комиссаром Управления Военно-воздушного флота. В декабре 1917 назначен председателем Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом, на которую были возложены основные функции по созданию и строительству воздушного флота республики, включая подготовку кадров и материально-техническое обеспечение. В 1918 году был командующим воздушными силами 5-й армии Восточного фронта, с декабря 1918 года назначен начальником авиации воздухоплавания Южного фронта. С июня 1919 года по февраль 1921 года — начальник Главвоздухофлота, гражданской авиации РСФСР.

 

Акашев, Константин Васильевич.

С ноября 1917 – комиссар Управления Военно-воздушного флота.

С декабря 1917 – председатель Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом.

С июня 1919 по февраль 1921 – начальник Главного управления Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота (Главвоздухофлота).

1919 август 29 – в журнале «Донская волна», № 30, опубликована большая подборка материалов о Донской авиации.

Фото Полковника Баранова В. Г. – обложка журнала «Донская волна», № 30, август 1919, со статьями о Донской авиации.

 

Стихотворение «Летчикамъ» посвященной летчикам Дона, сестры милосердия Екатерины Дъяковой (Барановой), жены полковника Баранова В.Г., опубликованное на первой странице журнала «Донская волна», № 30, август 1919, со статьями о Донской авиации.

1919 конец года - Донская область была оставлена формированиями белого движения, причём во время эвакуации погибла часть донского авиационного имущества. Приказом Донской армии и флота от 6 января 1920 года за № 2 донская авиация была сокращена до 3 авиаотрядов, одной авиабазы, парка и управления начальника донской авиации. Авиационный парк перешёл в станицу Усть-Лабинскую, на территорию кубанского казачьего полка.

1919 - закончилась История Императорского Военно-Воздушного Флота (1917–1919), когда революция (переворот) привела к развалу России, её Вооружённых Сил и авиационной промышленности. И всё-таки, нельзя говорить «закончилась».

Реально, в декабре 1917 для надзора за Увофлотом создаётся большевистская коллегия, затем Увофлот (Управление Военного воздушного флота, Увофлот или УВВФ) переименовывается в Главное управление Рабоче-Крестьянского воздушного флота (Главвоздухофлот), которое в 1925 году стало Управлением ВВС РККА.

Таким образом, в центральных управлениях гражданского воздушного флота наблюдалась прямая организационная и структурная преемственность с Императорским Военно-Воздушным Флотом. Аналогично, прямая преемственность наблюдалась и в авиационной промышленности.

 

Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ) — вспомогательный род войск в составе Красной армии, сформированный в годы Гражданской войны. Главные задачи: борьба с авиацией противника, разведка, поддержка с воздуха сухопутных войск. Исторически сложилось деление РККВФ на авиацию и воздухоплавание

1920 - январь, февраль и начало марта - донская авиация, несмотря на тяжёлые условия, работала усиленно и самоотверженно. После эвакуации Екатеринодара, где погибло много авиационного имущества, на станцию Георгие-Афипскую прилетело 20 оставшихся аэропланов, развивших интенсивную деятельность. Затем во время начавшегося беспорядочного отступления к Новороссийску донская авиация таяла с каждым днём, на каждой станции сжигалось несколько аппаратов. В Новороссийск прилетело 8 аппаратов, а в Крым из состава авиации Донской армии только 4 самолёта прилетело в Крым. При эвакуации в Крым пропало без вести 56 офицеров и классных чинов донской авиации.

1920 март 25 - закончилась история донской военной авиации императорской армии, Приказом за № 125 от 25 марта 1920 года Донская авиация была расформирована. Остатки парка самолетов и личного состава эвакуировались в Крым, где вошли в состав русской армии под командованием барона Фердинанда Петровича Врангеля.

1920 июнь – в вооруженных Силах Советской России начало формирования из фронтовых и армейских полевых управлений воздушным флотом, штабов воздушных флотов с непосредственным подчинением командующим фронтами и общевойсковыми армиями.

1920 июль - на базе Севастопольской военно-авиационной школы из 17 офицеров, летчиков и наблюдателей Донской авиации, был сформирован авиационный отряд, который по приказу Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России № 3149 от 7 июля 1920 г. был включён в состав авиации ВС ЮР.

1920 сентябрь 21 – для испытания новой авиационной техники в Москве, на Ходынке был создан Научно-опытный аэродром, подчиненный Главвоздухфлоту, прошли испытания самолеты конструкции А.А. Пороховщикова, И.И. Попова и В.Н. Хиони.

1921 - в советской авиации насчитывалось уже 730 летчиков и летчиков-наблюдателей.

 

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"