Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Кравец В. С. Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА // Донской временник. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/11/art.aspx?art_id=1941

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

Цикл статей  "К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Транспорт

В. С. Кравец

Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА

Период до 1912 года

О событиях в авиации, происходивших на Донской земле, в Российской империи, и не только, до 1912 года. Именно события до 1912 года способствовали тому, что в государстве появились структуры, которым поручено управлять становлением воздухоплавания в Российской империи (Указ императора Николая II от 12 августа 1912 года).  О забытых организаторах донской авиации.

Хроника событий по годам:

1863

В статье «Воздухоплавание» газеты «Голос» журналиста и писателя Аркадия Эвальда, термин «аэроплан», в значении близком современному смыслу, заменило слово «самолёт», которое, сначала, вошло в обиход поэтический, а затем и авиационной среды.

Газета «Голос» выходила в Санкт-Петербурге с 1863 по 1883 годы. Но ни А. Ф. Можайский, ни Н. И. Кибальчич этого термина не употребляли. 

Аркадий Васильевич Эвальд (1834 или 1836–1898) — русский писатель, журналист, а также исследователь в области авиации, один из первых пионеров авиации, который ввёл в обиход слово «самолёт». 

 

Газета «Голос» - политическая и литературная газета, выходившая в Санкт-Петербурге ежедневно с 1863 года. Фото одного издания 1863 года. Ежедневная политическая и литературная газета «Голос» выходила на протяжении 20 лет, с 1863 по 1883 г.г. и была влиятельнейшей столичной газетой своего времени. Ее тираж составлял 4-5 тысяч экземпляров в 1860-х г.г. и дошел почти до 30 тысяч в 1882 г. Газета была основана по инициативе министра народного просвещения А.В.Головнина и при участии министра финансов М.Х.Рейтерна и министра внутренних дел П.А.Валуева. Главный редактор, А.А.Краевский, был близко знаком с министром иностранных дел А.М.Горчаковым и военным министром Д.А.Милютиным, благодаря которым «Голос» нередко располагал более обширными сведениями о действиях правительства, чем любое другое издание.

1875

Участник движения народовольцев Кибальчич Н.И. в тюремной камере Лукьяновской тюрьмы (Киев), придумал и описал ракетный двигатель.

Кибальчич Николай Иванович – изобретатель, автор первого русского проекта летательного аппарата, народоволец. Родился в семье священника. В 1869 году поступил в гимназию и, преуспев в математике и языках, окончил курс с серебряной медалью. В Медико-хирургической академии, ставшей в 70-е годы XIX века крупным центром студенческого движения, юноша приобщился к народнической идеологии, за хранение нелегальной литературы почти на три года был заключен в тюрьму, после чего восстановиться в числе студентов уже не смог. Изучив свойства взрывчатых веществ, он мог в домашних условиях производить нитроглицерин и динамит. После ареста, находясь в тюремной камере, он придумал реактивный ракетный двигатель, описание которого было обнаружено в архиве департамента полиции в 1917 году.

1881

Первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха поднялся в воздух. Спроектировал и простроил его в натуральную величину Можайский А. Ф., военный офицер, контр-адмирал, изобретатель, пионер авиации.

Александр Фёдорович Можайский, контр-адмирал, изобретатель в области воздухоплавания, в 1881 году получил привилегию на «воздухоплавательный снаряд» (самолёт). На постройку аппарата в натуральную величину Можайский истратил всё своё состояние, нашлись и энтузиасты, которые помогали изобретателю. Спустя год начались испытания нового летательного аппарата. По утверждению очевидцев испытаний, самолёт совершил разбег, кратковременно оторвался от земли, а затем рухнул на крыло. Дальнейшая судьба изобретения Можайского из-за отсутствия средств на доработку оказалась печальной. Но факт существования полноразмерного самолёта никто не отрицает. Заметим, что это был первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха, и сделан он был в России​.

1904

Время, когда в Российской империи был только один флот – военно-морской. Но назрела необходимость основания и развития воздушного флота. Термин «авиация» только-только появился, но он был далек от профессионального и социального обихода. А летательные аппараты, еще с 1890 года, в учебных авиашколах («учебных воздухоплавательных парках»), назывались «воздухоплавательными снарядами».

Поэтому, пока все, что связано с полетами аппаратов тяжелее воздуха, имело отношение к воздухоплаванию.

26 января 1904 – печальное событие в истории России, произошедшее в китайском городе Люйшунь (вошедший в историю Японии и России как Порт-Артур), событие, которое послужило толчком появлению структур воздухоплавания и в дальнейшем - авиации в Российской империи.

Без предварительного объявления войны японские миноносцы предприняли нападение на Порт-Артурскую эскадру военно-морского флота России. Русский флот понес значительные потери. Были повреждены и надолго вышли из строя лучшие русские броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич", а также крейсеры "Паллада", "Полтава", "Диана". Корабли “Аскольд" и "Новик" получили пробоины ниже ватерлинии, но остались на плаву. Досталось и флагманскому кораблю "Петропавловск".

Внезапное нападение японского флота на порт-артурскую эскадру вызвало всплеск патриотических настроений на территории всей Российской империи. В первые же дни войны возникло стихийное движение по сбору денежных средств для немедленной помощи флоту. Только в Санкт-Петербурге населением за неделю было сдано четверть миллиона рублей - сумма по тем временам весьма значительная. Правительство решило поощрить этот почин и одновременно придать ему официальный статус.

ПОРТ-АРТУР — китайский город Люйшунь, вошедший в историю Японии и России, как Порт-Артур.

 6 февраля 1904  – император Николай II подписал указ об учреждении «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования», возглавить который поручалось российскому государственному и военный деятелю Великому князю Александру Михайловичу Романову (в семье его звали Сандро), внуку Николая I.

Августейший шеф Императорского военно-воздушного флота, русской авиации и воздухоплавания.

Его Императорское Высочество Великий Князь Александр Михайлович Романов.

Образование: Морской кадетский корпус (морское училище), по окончании которого был произведён в чин мичмана.

Опыт служения: совершил кругосветное плавание на корвете «Рында», служил на строевых должностях на кораблях Русского Императорского Флота, принимал участие в дальних морских походах, командовал миноносцем «Ревель», старший офицер эскадренного броненосца «Сисой Великий», броненосца «Адмирал Апраксин», командовал броненосцем «Ростислав», главноуправляющий торговым мореплаванием и портами империи, председатель особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования.

1895 г. Александр Михайлович подал Государю Императору докладную записку, в которой доказывал, что в ближайшем будущем одним из главных противников России станет Япония, и что, если он не ошибается, война с ней может разразиться в 1903–1904 гг., по завершении японской судостроительной программы. Увы, время доказало правоту и дальновидность Великого Князя... Он не ошибся.

Александр Михайлович является одним из организаторов русской авиации и воздухоплавания. Он был инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем в 1910 году.

Сбор средств «Особым комитетом» шел весьма успешно: за первый год поступило более 13 млн. руб. пожертвований. Наряду с крупными пожертвованиями, широким потоком лились благотворительные переводы на незначительные суммы. Особенно активно вносили пожертвования дворяне, служащие морских и военных ведомств, а также крестьяне. Так было положено начало поистине уникальной акции, вошедшей в историю мирового кораблестроения. Еще бы - на добровольно сданные народные деньги удалось построить не один и не два корабля, а целый флот: 19 эсминцев и четыре подводные лодки. И не только.

1906

В начале года было собрано около 17 миллионов рублей, на заседании Комитета постановили сбор прекратить и на эти деньги заказать минные крейсеры водоизмещением от 500 до 615 тонн и несколько подводных лодок.

1910

Поворотный год в истории авиации в России, о важности которой, одним из первых в России, начал говорить, писать и убеждать русский летчик, капитан Лев Макарович Мациевич, имя которого, не заслуженно забыто, время почти стерло это факт из истории русской авиации.

30 января 1910 – в «Особом комитете» был создан Отдел воздушного флота - ОВФ. Эту дату считают датой рождения отечественных авиации, военной авиации.

Февраль 1910 – на два миллиона рублей, из собранных народных средств, решили закупить за границей до 90 аэропланов и создать в Гатчине и под Севастополем авиашколы. Для этого, при высочайше учрежденном особом комитет по усилению военного флота, на добровольные пожертвования был открыт отдел военно-воздушного флота.

В результате дальновидных действий Комитета и активной деятельности его председателя, Великого князя Александра Михайловича, к началу 1-й мировой войны Черноморский и Балтийский флоты имели необходимую авиационную поддержку. Всё это было сделано на добровольные пожертвования граждан.

Строительством подлодок ведал выпускник Морской академии капитан Лев Мациевич, который на адресованные в правительство записки о необходимости создания не только водного, но также и воздушного флота получал неизменный ответ: «Усовершенствование способов передвижения в воздушном пространстве должно составлять преимущественно предмет частной самодеятельности».

Так бы и плелась Россия в хвосте мирового авиастроения, если бы Мациевичу не пришла в голову мысль обратиться к Александру Михайловичу Романову.

Тот со свойственной ему энергией взялся за дело. В феврале 1910 года на очередном заседании комитета по сбору добровольных пожертвований Романов убедил членов комитета использовать деньги, оставшиеся от строительства кораблей (880 тысяч рублей), на закупку аэропланов и создание в России авиационной школы. «Теперь все страны вступили в эру авиации, — сказал великий князь в своем выступлении. — У нас же в России авиация лишь начинает делать первые шаги. Мы должны торопиться, чтобы не оказаться еще раз уязвленными благодаря неполноценности нашего вооружения. В будущих войнах не может быть победы без воздушного флота».

Военный министр Сухомлинов, к которому великий князь обратился с предложением направить на обучение во Францию несколько офицеров, долго смеялся, но все же дал свое согласие. В марте 1910 года во Францию в авиашколы Блерио и Фармана были командированы шесть офицеров и шесть нижних чинов.

Руководителем группы пилотов был назначен капитан Мациевич, который писал из Парижа: «Теперь я летаю на «Фармане», умею на «Соммере», по приезде в Севастополь начну учиться на «Блерио», а затем займусь проектированием нового аэроплана». Тем временем на окраине Севастополя, на Куликовом поле, где располагался лагерь пехотной дивизии, вовсю шло строительство учебных корпусов и ангаров.

Март 1910 - командирование направило за границу в авиашколы Луи Блерио (французский авиатор), Антуанет (концерн, производивший авиадвигатели, тренажёры и самолеты), и Анри Фармана (французский авиаконструктор), шесть морских русских офицеров с целью ознакомления с ходом развития авиации в Европе, закупки аэропланов, обучения лётному делу, и получения дипломов пилотов-авиаторов, а также группы нижних чинов для освоения специальности механиков – мотористов аэропланов. Это были офицеры - капитаны Лев Макарович Мациевич (старший группы), Ульянин, Зеленский, штабс-капитан Матыевич-Мацеевич, поручик Комаров и лейтенант Пиотровский.

Одновременно авиационным фирмам были заказаны 11 летательных машин.

Лев Макарович Мациевич

Образование: выпускник Морской академии, русский лётчик, капитан, окончил Харьковский технологический институт (1901), Морскую академию в Петербурге (1906)/

Служение: после окончания института был зачислен в корпус корабельных инженеров по Морскому министерству, с 1908 служил в Морском Техническом комитете, затем назначен в Отдел воздушного флота.

Занимался проектированием самолёта, выступал с предложениями о применении аэропланов в морском деле и разработке гидросамолёта. В 1910 направлен во Францию для приемки заказанных аэропланов — первых «Фарманов»,  и двигателей, организации обучения русских офицеров в летных школах, там же окончил лётную школу Анри Фармана, и 9 августа 1910, в числе первых русских лётчиков, получил Диплом авиатора за №178. Побывал также в Англии и Бельгии, ознакомился с новыми моделями аэропланов и строительством подводных лодок. Возвратившись в Россию, много летал, продолжил работу над проектом самолёта. В сентябре 1910 совершил первые ночные полёты (одновременно с М. Н. Ефимовым).

Еще в 1909 – 1910 года Лев Макарович готовил записки, адресованные в правительство и лично к самому Его Императорскому Высочеству Великому Князю Александру Михайловичу Романову, о необходимости создания воздушного флота, которые и толкнули с мертвой точки огромную бюрократическую машину империи к решению вопросов по данной теме. Наступил 1910 поворотный год для русской авиации.

3 мая 1910 – создана Гатчинская Авиашкола, началось сооружение первого в России военного аэродрома, начала работу первая в России воздухоплавательная школа. Официально она именовалась авиационным отделом Офицерской воздухоплавательной школы, а с 19 июля 1914 г. - Военно-авиационной школой.

Сентябрь 1910 - первые семь аэропланов прибыли в Петербург, перед тем как отправить их в Крым, великий князь Александр Михайлович благоразумно решил продемонстрировать новую технику и мастерство пилотов высшим сановникам Российской империи. Расчет оправдался — после того как капитан Лев Мациевич на своем «Фармане» поднял в воздух председателя Государственной Думы Гучкова, а затем премьер-министра Столыпина, те стали большими энтузиастами авиации. 

В Севастопольской школе авиаторов насчитывалось 8 самолетов: 2 биплана «Фарман-IV» , 3 моноплана «Блерио -XI», 1 биплан «Соммер» и 2 моноплана «Антуаниет». Мощность двигателей самолётов колебалась от 40 до 50 лошадиных сил, а скорость полёта едва достигала 70 км/час.

Воздухоплавательные части в то время только появлялись в Российской императорской армии. Все офицеры и нижние чины, служившие в воздухоплавательных частях были энтузиастами-первопроходцами в новом роде войск.

Была полностью сформирована Гатчинская авиашкола, которая дала России целый перечень блестящих лётчиков-асов и организаторов авиационного дела. Но работать в полную силу школа начала позже, поставки самолетов из Франции задерживались, и осенний период в Гатчине (около 40 км от Санкт-Петербурга) не способствовал учебному процессу (непогода). Это стало причиной открытия авиашколы в Севастополе. 

24 ноября 1910 года состоялось открытие Первой русской школы летчиков близ Севастополя на аэродроме «Куликово поле». В 1910 году называлась Севастопольская офицерская школа авиации Отдела воздушного флота. Севастопольская Школа авиаторов открылась на добровольные пожертвования граждан России. В 1910 году в школе авиаторов насчитывалось 8 самолетов: 2 биплана «Фарман-IV» , 3 моноплана «Блерио -XI», 1 биплан «Соммер» и 2 моноплана «Антуаниет». Мощность двигателей самолётов колебалась от 40 до 50 лошадиных сил, а скорость полёта едва достигала 70 км/час.

Открытие Севастопольской авиашколы, ноябрь, 1910 г.

11 ноября 1910 - открытие на Куликовом поле (село Орловка), в Севастополе, авиационной школы Отдела Воздушного Флота (ОВФ), основатель Великий Князь Александр Михайлович Романов (Сандро), на личные средства которого были приобретены во Франции два аэроплана для России.

Группа военных летчиков Офицерской воздухоплавательной школы на балконе во время проведения конкурса военных аэропланов. Баранов В. Г. первый ряд, первый слева – организатор Донской авиации.

1911

26 марта 1911  - официально был открыт аэродром в Гатчине.

 Аэродром Гатчинской авиашколы. 1911.

10 октября 1911 – окончил Офицерскую воздухоплавательную школу Баранов Вячеслав Григорьевич, будущий начальник авиации Донской армии.

Карта аэродрома Гатчинской Авиашколы

.

Офицерская воздухоплавательная школа 4. Гатчина. Группа офицеров Офицерской воздухоплавательной школы перед началом полетов в центре (с бородой) - генерал А.М.Кованько, слева от него - профессор В.В.Кузнецов. 1911. Выпускники ОВШ 1911 г., среди них опознаны: Баранов В. Г., Стоякин В.З. Нижний ряд, третий справа Карамышев Евгений Дмитриевич. Баранов В. Г. – второй ряд четвертый слева. 

26 октября 1911  – российский император Николай II принимал в Ливадийском дворце пилотов-авиаторов. Это были первые выпускники первой в России авиационной школы, начавшей свою работу годом ранее в Севастополе.

Представление в Ливадии императору Николаю II летчиков первого выпуска Севастопольской авиашколы. 1911 октябрь 26. Его Императорское Величество Великий Князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (слева) представляет Государю Императору офицеров Севастопольской Авиационной школы. 1911.

1912

Гатчинская авиационная школа дала России целый перечень блестящих лётчиков-асов и организаторов авиационного дела.

Знак об окончании Офицерской воздухоплавательной школы. 1912.

Гатчинскую авиашколу окончил, в том числе, и организатор Донской авиации Баранов Вячеслав Григорьевич, в последующем, командир 7-го авиадивизиона Донской армии, который в 1920 году стал начальником авиации Донской армии. В своей деятельности он руководствовался исключительно проведением в жизнь задач - собирания и сохранения авиационного имущества своего фронта, и записи происходящих событий донской авиации.

Баранов Вячеслав Григорьевич - подпоручик, (26.02.1988 - 21.06.1964). Родился 26-го февраля 1988 года в станице Луганская, Донецкого округа Войска Донского. из потомственных дворян.

В 1905 году закончил Донской императора Александра III кадетский корпус, после чего до 1908 года обучался в Николаевском инженерном училище.1

5.06.1908 г. выпущен в 4-й саперный батальон.С 24.06.1908 г. - в военной телеграфной роте.

С 31.03. по 30.05.1910 г. -исполнял дела делопроизводителя батальонного суда.

С 29.09.1910 г. - в 5-й воздухоплавательной роте.31.10.1910 г. откомандирован в 4-й саперный батальон.

01.11.1910 г. назначен в переменный состав Офицерской воздухоплавательной школы.

10.10.1911 г., по окончании школы, переведен на службу в 5-ю воздухоплавательную роту младшим офицером.

Окончил 10.10.1911 г., по окончании Офицерскую воздухоплавательную школу (вероятно, начинал обучение в Гатчине (01.11.1910), а окончил в Севастополе (10.10.1911.)

С 24.03.1912 г. - при батальоне воздухоплавательной школы. 28 января 1913 г. присвоено звание — военный лётчик. 14.06.1915. Фактическое место службы: воен. лет. авиац. отр.

С сентября 1918 г. — в Донской армии, с 25.12.1918 г. — полковник, с 26.09.1918 г. по 03.03.1919 г. — командир Донского самолетного дивизиона,с 03.03.1919 г. по 24.03.1920 г. — начальник авиации Донской армии, генерал-майор авиации.

Особым комитетом (1904) были учреждены специальные знаки и жетоны для жертвователей, и для женщин, в том числе. 

Памятный (благодарственный) жетон за пожертвование «не менее трёх рублей единовременно на развитие военно-воздушного флота».

Жетон Особого Комитета за пожертвование на усиление военного флота России.

1 августа 1912  – Баранов Вячеслав Григорьевич, организатор Донской авиации, выдержал экзамен на звание военного летчика.

5 октября 1912 – Баранов В. Г. сдал экзамен на звание «военного летчика» на аппарате «Фарман-7».

Фарман VII №16 из 2-го отряда Авиационного батальона ОВШ (Офицерской Воздухоплавательной Школы), Гатчина 1912–1913 гг. Баранов В. Г. – второй справа. Послужной список: С 29.09.1910 г. - в 5-й воздухоплавательной роте (Гродно). 31.10.1910 г. откомандирован в 4-й саперный батальон. 01.11.1910 г. назначен в переменный состав Офицерской воздухоплавательной школы. 10.10.1911 г., по окончании школы, переведен на службу в 5-ю воздухоплавательную роту младшим офицером (г. Гродно). 24.03.1912 г. - при батальоне воздухоплавательной школы.

12 августа 1912 – указом императора Николая II в стране был сформирован штат Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба Согласно указу, все вопросы организации военного воздухоплавания и авиации были сосредоточены в Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, как Высшего органа оперативно-стратегического управления Русской Императорской Армии, существовавшей с 22 октября (02 ноября) 1721 – 01 (14) сентября 1917. Это отправная точка в истории российской авиации - военно-воздушных сил и гражданского воздушного флота государства. 12 августа 1912 года с тех пор является днем авиации России.

1913

В Российском императорском воздушном флоте учрежден знак военного летчика.

Знак военного летчика. 1913.Такие знаки были у всех офицеров, военлетов, донских летчиках, таких как Баранов В.Г., Стрельников И.И., Ткачёв В. М., инженер поручик Федоров, и многих других.

Великий Князь Александр Михайлович Романов (Сандро), представил на утверждение правительству "Общий план организации воздухоплавания и авиации в России". Всё это позволило положить начало русской авиации.

Вся российская авиация, и военная, и гражданская, выросла благодаря русским офицерам, чье самоотверженное служение делу воздухоплавания обеспечило России достойное место среди авиационных держав мира.

Великий Князь Александр Михайлович является одним из организаторов русской авиации и воздухоплавания. Он деятельно работал над созданием русского воздушного флота, состоя председателем отдела воздушного флота при высочайше учреждённом Комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Результатами его деятельности, в частности, стало командирование за границу весной 1910 г. группы русских морских офицеров, во главе с капитаном Львом Макаровичем Мациевич, для обучения лётному делу и получения дипломов пилотов-авиаторов, а также группы нижних чинов для освоения специальности механиков аэропланов. Вел. Кн. Александр Михайлович стал основателем авиационной школы в г. Севастополе. На личные средства им были приобретены во Франции два аэроплана для России. В 1913 г. именно он представил на утверждение правительству "Общий план организации воздухоплавания и авиации в России". Всё это позволило положить начало русской авиации.

Вся российская авиация, и военная, и гражданская, выросла благодаря русским офицерам, чье самоотверженное служение делу воздухоплавания обеспечило России достойное место среди авиационных держав мира.

 

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"