Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону. Глава 4 // Донской временник. Год 1999-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1998. Вып. 7. С.118-120 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=784

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1999-й

История города Ростова-на-Дону

Г. Х. Чалхушьян

ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Историческая записка о городе Ростове-на-Дону

ГЛАВА IV

Внешняя торговля. Господство турецкого флага. Константинопольская коммерческая компания. Казацкий город Черкасск. Кучук-Кайнарджийский мир 10 июля 1774 года. «Сиднев, Джемс и К°». Чума. Объявление Азовского моря «практическим». Генерал-майор П. А. Папков, граф Ланжерон и проект о закрытии Азовского моря. Рескрипт Александра I 31 мая 1818 года. Барон Кампенгаузен — первый главный попечитель купеческого судоходства по Азовскому морю.

«Довольно взглянуть на медали Ольвии,
Херсонеса и сравнить их с нынешними
таможенными отчетами Одессы, Феодосии
и Ростова-на-Дону, чтобы видеть,
что хлеб, рыба соленая и сушеная,
вино, скот, лошади и меха были здесь всегда
главными отпускными статьями».
(А. А. Скальковский, Журн. М. В. Д. Ч. 29, кн. 3. Год 1850-й).

Переходя к торговле старого Ростова, мы начинаем с внешней торговли и ей уделяем настоящую главу; мы начинаем с внешней торговли потому, что она является главной артерией экономической жизни нашего города, опережает внутреннюю торговлю. Да и самый Ростов делается известен, как коммерческий порт, как международный рынок, и расширяется, развивается, как таковой. И так как естественный выход ростовского экспорта — Азовское море, так как Ростов близко, заинтересован всем, что касается вообще Азовской торговли и Азовского бассейна, — внешней торговле старого Ростова мы предпошлем исторический очерк торговли Азовского моря [1]. Русская торговля в Азовском море развивалась весьма туго и получила сколько-нибудь самостоятельное значение лишь в царствование Императрицы Екатерины II. Старания Петра Великого возродить торговлю в Азовском море не имели успеха; такова же была участь всех усилий преемников его, не перестававших стремиться к исполнению предначертаний мудрого монарха. Возгоревшая при Императрице Анне Иоанновне война с Турцией окончилась в 1739 году трактатом, по которому постановлено: срыть укрепления Азова и объявить торговлю между обоими государствами свободными, однако с тем, чтобы на Черном море производилась она исключительно на турецких судах. Судоходством обладали турки, дела же торговые находились в руках донских казаков. Турецкие суда обыкновенно ходили в Таганрог, потому что мелководье реки Дона препятствовало плаванию в Черкасск; казаки доставляли туда свои товары на ладьях.

Господство турецкого флага было весьма тягостно и в зародыше убивало всякую торговую операцию. Не мудрено, поэтому, если с 1746 по 1748 год к Таганрогскому порту прибыло только 38 судов. В 1753 году правительство, видя такое ничтожное состояние азовской торговли и изыскивая средства для ее возвышения, издает сенатский указ, коим приглашает всех купцов, желающих завести конторы в Темерникове (это та Темерницкая пристань, о которой мы раз уже говорили и к которой мы возвратимся после опять) для открытия торговли с Константинополем и портами Средиземного моря, явиться с предложением в Сенат. После двукратного вызова, в 1755 году составляется компания из Московского 1-й гильдии купца и фабриканта Василия Хастатова, Калужского первостатейного купца Никиты Шемякина и Ярославского первостатейного купца Алексея Ярославцева. Указом 1756 года повелено этой компании называться «Константинопольскою коммерческою компанией» и предоставлено ей исключительное право торговли с Константинополем, но всякому из русско-подданных дозволено участвовать в компании взятием акций. Первоначальный капитал состоит из 50,000 рублей ассигнациями и разделен на 100 акций, каждая в 500 р. ассиг. Компания учреждает три конторы: одну, главную, в Москве, другую в Темерникове, а третью в Константинополе. Товары отправляются из Темерникова. Сюда переводится Черкасская таможня.

В 1758 году компания открыла свои действия, торговые дела ее стали приметно возрастать, особенно по привозу: в 1758 году привезено на 52.077 р. ассиг.; отпущено на 34.914 р. ассиг.; в 1762 году привезено на 128.906 р. ассиг.; отпущено на 41.315 р. ассиг. Чрез шесть лет по учреждении этой компании, она была уничтожена указом Императора Петра III, 27 марта 1762 года. Свободная торговля и отменение монополии делу не помогли. По закрытии Темерниковской компании казацкий город Черкасск (вернее, Старочеркасская станица) делается средоточием Азовской торговли. Сюда съезжаются для мены русские, казаки, турки, евреи и, в особенности, армяне и греки. Армянские и греческие купцы отправляются сперва в Таганрог для выдержания карантина, а оттуда ввозят товары свои сухим путем в Черкасск, по уплате за них пошлины в Темерникове. Впоследствии эти пошлины собираются у самой крепости Св. Дмитрия Ростовского. Главнейшие из привозимых товаров: вина греческие, фрукты, масло деревянное, сарачинское пшено, крашеный холст и хлопчатая бумага, а из отпускных: хлеб (в зерне), икра, масло коровье, холст беленый и небеленый, чугун, железо, кожи сырые, веревки и канаты.

В 1768 году возгорелась с Турцией новая война, остановившая и затормозившая торговлю, но Кучук-Кайнарджийский мир 10 июля 1774 года упрочил ее уже раз навсегда. Русскому флагу обеспечена свобода судоходства на всех Турецких морях, обеспечено право проходить чрез Дарданелы и русской торговле предоставлены все льготы, коими пользовались государства, состоявшие в самых дружественных сношениях с Турцией. Порта признает власть России над Азовом, Таганрогом, Кинбурном, Керчью, Еникалем и большим пространством земли между Бугом и Днестром.

Этот трактат положил твердое основание упрочению русской торговли в Черноморских водах. Последствия Кучук-Кайнарджийского мира и последовавшего спустя некоторое время присоединения Крыма были столь очевидны, что еще в 1805 году барон Антуан, бывший мэр Марселя и опытный публицист Пейсомел предсказывали будущее величие Новороссийского края вообще и Одессы, Таганрога и Ростова на-Дону, в частности; идеи их верны, предсказания справедливы, отступления и неточности лишь в именах и названиях.

Для поощрения торговли, тарифами 1775 и 1782 годов пошлины со всех привозных товаров уменьшены четвертою частью, отменен ластовый сбор с приходящих и отходящих кораблей и сверх того дарованы разные другие льготы. Сенат издает наставление купцам, в котором показаны все товары, могущие иметь выгодный сбыт в Константинополе, с расчетом всех издержек от Таганрога до этого порта; исчислено, что 28 статей могут доставить не менее 10 и иногда 50 и более процентов барыша. Для распространения сбыта русских товаров в Левант, Италию, Францию, Испанию и Португалию, в 1776 году основан торговый дом в Константинополе с пособием от казны и с значительными привилегиями. Торговый дом принимает фирму «Сиднев, Джемс и К°» и англичанин Вильям Итан (Eton) берется доставить этому дому известность и связь в Англии, Франции, Италии и Германии. Торговые сношения производятся через Таганрог, где учреждена контора. Несогласия, возникшие между участниками, неприязненное расположение Порты Оттоманской, — вот главные причины неудачных действий этого торгового дома. Торговля ограничивается Таганрогом, Еникалем и Константинополем и состоит в снабжении крымских татар и турок русскими произведениями посредством мены на собственные товары их.

Слабые успехи возникавшей русской торговли Азовского и Черноморского бассейнов следует приписать: во-первых, недостатку в то время в русском купечестве капиталов, торговых знаний и связей за границею, без которых оно не могло основать новых отраслей внешней торговли; во-вторых, недостатку русских кораблей и матросов и, в-третьих, неимению в Турции консулов, которые охраняли бы торговые права русских подданных и наблюдали за исполнением преимуществ, дарованных им трактатами. В этом отношении существенную пользу оказал трактат 10 июня 1783 года, заключенный Екатериною II с Портою, в силу которого русские в Турции со всех привозных и отпускных товаров должны были платить 3 % пошлины, по определенному тарифу; русским консулам предоставлены были равные права с английскими и французскими, и все преимущества, дарованные венецианам, французам и англичанам по конвенциям их с Портою, распространены на русскоподданных.

Едва торговля начала пользоваться выгодами этого важного торгового трактата, как новая война с Турцией (с 1787 по 1791 год) прекратила свободу мореплавания. Тем не менее, в исходе XVIII столетия азовская торговля, сосредоточенная в Таганроге, уже значительно распространилась, если принять в соображение преграды, затруднявшие ее успехи. Общий оборот торговли Таганрога в 1796 году составлял 736.000 р. ассигн., а в 1797 году 1.801.000 р. ассиг.

В 1795 году возникает новый торговый порт — Одесса. Она вскоре подавила соперничеством своим Очаков, Херсон и Николаев, но Таганрог еще удерживал перевес: в 1793—1797 гг. общий оборот по привозу и отпуску простирался в нем до 857.000 р. ассиг., а в Одессе только до 150.000 руб. ассиг. С наступлением нынешнего столетия торговля Одессы начала приметно возрастать, этому способствовало образование в этом порте главной складки произведений Волыни, Подолии и Малороссии, привлекшее в этот порт преимущественно иностранцев. Таганрог, однако, не пострадал бы от такого совместничества Одессы, мог бы с честью соперничать с нею, если бы не существовал ненормальный порядок вещей, в силу которого и Одесса и Таганрог составляли одинаково части Новороссийского и Бессарабского генерал-губернаторства, оба одинаково зависели от лиц, живших в Одессе и более заинтересованных в процветании последней, чем далекого Таганрога. Отсюда, с одной стороны, масса привилегий, по отношению к Одессе и масса придирок по отношению к Таганрогу. Для первой не жалели «ни казны, ни живота», тогда как старались остановить, затормозить даже естественное развитие второго.

По заключению мира с Портою 16 мая 1812 года в Бухаресте, после пятилетней войны, от пришедших из Турции кораблей открылась в Черноморских портах чума, свирепствовавшая в то время в Турции. Сначала она появилась в Одессе, потом в Феодосии, и из этих двух мест разнеслась по всему почти Новороссийскому краю. При первом известии о чуме, обнаружившейся в Одессе и Феодосии, Таганрогский градоначальник генерал-майор Петр Афанасьевич Папков, как попечитель Азовского мореплавания, не дожидаясь разрешения начальства, предписал Керченской заставе, состоявшей в его ведении, не пропускать решительно ни одного корабля, ни своего, ни заграничного в Азовское море, и тем спас здешний край от бедствия, постигшего тогда почти все Черноморские порты. Эта мера предосторожности, предписанная временем и обстоятельствами по настояниям Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, сочтена была необходимостью навсегда. Азовское море объявлено практическим, торговля в Таганроге прекратилась. Неоднократные сильные представления градоначальника Папкова против ограничения плавания судам заграничным по Азовскому морю остаются без всякого внимания. Тогда Папков решается на все, только бы избавить город Таганрог и весь здешний край от неминуемого разорения. Повсеместный неурожай в Европе в это время возвысил цену на хлеб. В Одессе и других Черноморских портах пшеница доходила до 50 р. ассиг. за четверть, а в Азовских портах не превышала 18 рублей ассиг. по недостатку судов. Слишком 300 кораблей, адресованных в Таганрог, простоявши в Феодосийском карантине от 2 до 3 недель и не имея способов выгружать собственные товары для карантинного очищения, ни даже необходимого продовольствия, начали расходиться из Феодосии, иные в Одессу, другие обратно заграницу. В это критическое время для Таганрога (1815 г.) градоначальник Папков дает самовластно предписание Керченской заставе пропускать все суда без исключения в Таганрог, после положенной обсервации, и здесь дозволяет им нагружаться в самый день прихода своего под карантинным наблюдением. Суда, бывшие в Феодосии, извещенные об этом распоряжении, все пускаются в Таганрог, и пшеница от 18 р. в две недели поднимается до 45 р. ассиг. Результат превзошел ожидания, и правительство, убедившись на опыте в справедливости представлений Папкова, не только не взыскало с него за беспримерные, самовластные распоряжения, но признало и утвердило их.

Однако Азовское море не перестает с тех пор оставлять постоянный предмет, быть может, несколько назойливых забот Одесского главного начальства; представляются правительству несколько проектов о закрытии Азовского моря для иностранных кораблей, под разными предлогами, то Одесса опасается внесения чумы, то боится конечного обмеления Азовского моря, то, наконец, находит, что Азовское море, только будучи практическим, окажет пользу России и всему приазовскому краю.

В 1818 году Херсонский военный губернатор, начальник Новороссийского края, граф Ланжерон, представляет проект Императору Александру I о необходимости закрыть Азовское море и обратить таганрогский порт для одной внутренней торговли. Император Александр, бывший лично в Таганроге, убеждается, как пагубна была бы эта мера, если бы была приведена в исполнение. В многознаменательном рескрипте на имя графа Ланжерона от 31 мая 1818 года, отвергнув представление о закрытии Азовского моря, добрейший из людей, Император Александр I пишет:

«Во время пребывания моего в Одессе представляли вы мне закрыть вход иностранным купеческим кораблям в Азовское море и обратить Таганрогский порт для одной внутренней торговли, уверяя меня при том, что и жители города Таганрога, преобразив свою торговлю в прибрежную или каботажную, найдут в оной свои выгоды. В приезд же мой ныне чрез Таганрог принесены мне были от Таганрогского гражданства просьбы, в копиях при сем препровождаемые, из коих вы ясно видите, что от преобразования порта в этом городе жители оного не только потерпят потерю в своих заведениях, но неизбежно должны подвергнуться совершенному разорению. С другой стороны, я, по личному моему осмотру, нашел, сколь значительные уже строения в Таганроге, единою целию торговлю имеющий; и с тем вместе удостоверился, что представляемые вами выгоды каботажного по Азовскому морю торга никак существовать не могут за неимением способных к тому судов. Представляя все это нам на вид, я должен при этом случае сделать следующее вам мое замечание: партикулярные просьбы об уничтожении в одном городе торговли и учреждении оной в другом могут быть позволительны, как виды частные, но представления в сем виде чиновника, облеченного моею доверенностью, должны быть всегда основаны на общих государственных соображениях, дабы противным тому действием не ввести тогда правительство в неизбежную ошибку; случай, который, если бы я не проезжал чрез Таганрог, легко мог бы встретиться от одного сделанного ими подобного мне представления и произвесть собою самые несчастные последствия для целого торгового города».

Если мы целиком привели этот рескрипт, то руководствовались не одним желанием представить памятник проницательности Благословенного и пагубных предположений закрытия Азовского моря для иностранных кораблей, предположение чисто эгоистичного свойства и далеко «не основанных на общих государственных соображениях», привели мы этот рескрипт потому, что он спас Таганрог и весь край от неминуемого разорения и обеспечил, упрочив будущность Ростова на-Дону, этого законного наследника Таганрога. Исторический очерк торговли Азовского бассейна мы закончим проектом барона Балтазара Балтазаровича Кампенгаузена о лучшем устройстве плавания по Азовскому морю, представленном Императору Александру I. Проект касался попечительства о купеческом по Азовскому морю судоходстве, на что последовал указ 8 мая 1808 года следующего содержания: «Для особенного покровительства купеческого мореплавания по Азовскому морю, а более для поощрения собственного судоходства, мы признали за благо, все предметы к тому относящиеся вверить попечению одного лица под именем главного попечителя купеческого судоходства по Азовскому морю, возлагая ныне сие звание на Таганрогского градоначальника действительного камергера барона Кампенгаузена, с оставлением его при настоящей должности. В ведении главного попечителя должны состоять все устроенные на мысах и на отмелях оного моря береговые и плавучие маяки, все по берегам оного купеческие пристания, верфи и прочие к тому предмету относящиеся. Сверх того попечитель должен иметь полные сведения о всех купеческих судах и лодках, по тому морю плавающих, снабжать их надлежащими видами и представлять нам чрез министров коммерции ежегодно отчет как о состоянии и приращении этой промышленности, так и о всех мерах к поощрению и улучшению оных».

Попечительство о купеческом судоходстве оказало большие услуги торговле Азовского моря и более или менее развило ее, несмотря на все парализовавшие ее силы.

Покончив с вопросом о торговле Азовского бассейна, которому в виду важности его для города, историческую записку коего мы составляем, мы выделив особую главу, переходим непосредственно к внешней торговле города Ростова на-Дону.

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Для этого мы воспользуемся следующими сочинениями: «Азовское море с его приморскими и портовыми городами, их жителями, промыслами и торговлею внутри и вне России» О. А. Ф. (Спб., 1855); Памятная книжка Таганрогского градоначальства на 1865 г.; «Ростов-на-дону и торговля Азовского бассейна» А. А. Скальковского (Одесса, 1966); «История торговли в Новороссийском крае» А. А. Скальковского. Ст. П. Март 1850 г. (Журн. МВД)

Начало см. История города Ростова-на-Дону. Глава 1, продолжение см. История города Ростова-на-Дону. Глава 5

ИСТОРИЯ СТАРОГО РОСТОВА
ИСТОРИЯ РОСТОВА ЭПОХИ БАЙКОВСКОЙ (1861-1870)
ИСТОРИЯ НОВОГО РОСТОВА (1870-1886)



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"