Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Чалхушьян Г. Х. Историческая записка о городе Ростове-на-Дону. Глава 38. Ч. 1 // Донской временник. Год 2003-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2002. Вып. 11. С. 156-160. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=834

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2003-й

История города Ростова-на-Дону

Г. Х. Чалхушьян

ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Историческая записка о городе Ростове-на-Дону

НОВЫЙ РОСТОВ (1870-1886)

ГЛАВА XXXVIII, Часть I

 

Ростово-Владикавказская железная дорога. Влияние железных дорог на развитие Ростова

Водные сообщения

Статистические данные о вывозе из Ростова

Пожарное депо

Новые церкви Ростова

Памятник Государю Императору Александру II в Ростове

Реальное училище

Гимназии Ростова

Центральные бойни

Открытие Ростово-Владикавказской железной дороги. Влияние железных дорог на развитие Ростова. Водные сообщения. Статистические данные о вывозе из Ростова. Пожарное депо. Новые церкви. Памятник Александру II. Реальное училище. Гимназия мужская и женская. Центральные бойни.

Переходим от учреждений к сооружениям. На первом плане стоит Ростово-Владикавказская железная дорога.

Ростово-Владикавказская железная дорога. Влияние железных дорог на развитие Ростова

«В настоящее время, — читаем мы в журнале Городской Думы от 4 мая 1872 года, — в высших правительственных сферах рассматривается вопрос о проведении Владикавказской железной дороги, которая направляется на Ростов, как на соединительный с другими дорогами пункт. Дорога эта должна принести городу несомненную пользу, еще больше увеличить его значение...». 2 июня 1872 года Высочайше утвержден устав Общества Ростовско-Владикавказской железной дороги; агент дороги г. Гельт приезжает в Ростов. Его встречает комиссия по отчуждению городских земель под линию и станцию, состоящая из председателя А. Бойченко и членов: М. Топчиева, Н. Мордовцева, Н. Ященко и И. Дегтяревского. Ростов уступил железнодорожному обществу безвозмездно 22 десятины 1426 кв. саж. городской земли в долине р. Темерника и 10 т. р. на снос зданий. В 1875 году Ростовско-Владикавказская железная дорога официально открыта.

Во второй половине 70-х годов проведены обходная линия, и узел трех железных дорог: г Воронежско-Ростовской, Курско-Харьковско-Азовской и Ростовско-Владикавказской — очутился в головах нашего города. Так как в Новом Ростове проведены все линии, то мы, согласно нашему обещанию, рассмотрим теперь влияние железных дорог на Ростов. Что железные дороги много способствовали развитию, расширению, разрастанию Ростова на Дону, это факт, которого никто не станет отрицать. Но многие, в особенности туристы, излишне увлекаются, приписывая значение Ростова исключительно вышеприведенным трем линиям дорог. Так г. Филиппов полагает, что «Ростов вырос внезапно с проведением к нему железных дорог и сразу уничтожил портовый Таганрог, который стоит теперь скучный и совершенно безжизненный...» [1]. Не мудрствуя лукаво, мы смело можем сказать, что Ростов вырос еще до проведения железных дорог и Таганрог до 1868 года стоял скучный, безжизненный. Воронежско-Ростовская и Курско-Харьковско-Азовская железная дорога не открыли даже для Ростова ни одного рынка и только Ростовско-Владикавказская железная дорога связала наш город с Кавказом и Закавказьем. Железные дороги обеспечили торговлю, сделали передвижение более легким и удобным и этим дали толчок ростовской торговле и развили ее шире, больше. Впрочем, все это относится к позднейшему времени. Из интересного «Путевого журнала» Высочайше утвержденной подкомиссией для исследования железнодорожного дела, присланного городскому голове Н. И. Кузьмину князем Щербатовым в 1880 году, мы узнаем, что ввиду многих несоответствий в тарифах и задержках на железных дорогах, многие товары отправляют на фурах; в 1879 году Алексеев отправил в Харьков 500 фур шерсти и другой какой-то отправитель 100 фур. В 1880 году рыбу отправляют в далекие губернии на лошадях. От задержек и пропаж на железных дорогах товары не только в Харькове, но далее в Курске на Коренную ярмарку отправляют на фурах [2]: экономическая жизнь била ключом, остановить ее развитие было нельзя.

Водные сообщения

В Байковской эпохе мы увидели, как все увлекались железными дорогами, такое опьянение охватило и всю Россию. А между тем забыли, оставили без всякой поддержки природные водные сообщения. Хопер, Медведица, Сура и Кадада при их несчастном положении, как верно замечает почтенный Д. Л. Мордовцев, — «представляют больное место Поволжья, такое больное место, от излечения которого много зависит подъем экономического уровня всего этого края. Худое состояние этих рек в первой мере вредит производителям страны и падает прямым дефицитом на их заработки. Добытый ими хлеб, ввиду трудностей и неудобств в доставке к центрам потреблений, всегда продается по несоответственно пониженным ценам» [3]. Да разве один Хопер, Медведица, Сура и Кадада, а Дон? Разве Дон не рискует превратиться в непроездную реку? «Земство, продолжает дело Мордовцева, увлеклось общим течением — железнодорожным опьянением, которое и довело его до необходимости делать новый налог на земли для покрытия обязательной гарантии. Занятое другими делами, оно оставило почти целую половину Поволжья без забот об улучшении естественных путей сообщения.

Естественным последствием этого было то, что Западная Европа отвернулась от нашего Поволжского и Донского хлеба, как от слишком дорогого, и обратила свои взоры преимущественно на хлеба американские, где пути сообщения не так опасны, как у нас. Поэтому вывоз из Ростова в Европу нашего хлеба и сала уменьшался в следующей неутешительной прогрессии.

Статистические данные о вывозе из Ростова

Хлеба

В 1868 году 1,588,706 ч.

1869             1,551,217

1870              2,162,580

1871              1,877,926

1872               840,833

Льна

В 1868 году 490,010 ч.

1869            535,158

1870             490,305

1871             610,647

1872             534,341

Сала

В 1868 году 219,240 ч.

1869             120,982

1870              127,352

1871              120,133

1872               56,209

«Если такое же уменьшение последует и дальше, то экономический уровень положения едва ли поднимется» [4]. Заметим мимоходом, что если железные дороги нам открыли новые рынки: Кавказ и Закавказье, благодаря же железным дорогам мы лишились кое-чего, так Грязе-Царицынская дорога убила, можно сказать, наш богатый Медведицко-Хоперский район: часть хлебных избытков его стала извлекаться отсюда уже новыми путями, северными.

На отпускную торговлю нашу железные дороги заметного влияния не произвели; после отпускной торговли на первое плане стоит лесная торговля, тоже не имеющая отношения к железным дорогам, во всем этом мы убедимся несколько ниже в отделе торговли. В чем же надо искать влияния железных дорог на наш рынок, влияние неотразимое, мощное и сильное? Железные дороги не заменили собою Дона, а лишь упрочили то, что давал и дает Дон и таким образом обеспечили нашу судьбу: они легко могли проходить мимо, и Ростов, не включенный в сеть железных дорог, напоминал бы судьбу Ставрополя и многих других городов, оставшихся в стороне от последних. Значит самое важное значение для нас железных дорог — отрицательного свойства; во-вторых, железные дороги способствовали в широких размерах сбыту изделий наших фабрик, заводов, отсюда усиление внутренней торговли — всех ее видов и большая или меньшая степень процветания заводской промышленности. Наконец, хотя и прежде мы имели связи с Кавказом, но эти связи были случайные, слабые, теперь же Владикавказская железная дорога установила эту связь на прочных основаниях раз навсегда: кавказские поля но крытые прежде бурьянам и ковылем стали скоро покрываться колосьями золотящейся ржи и пшеницы и повалило к нам оттуда хлеба да так сильно, что то и дело мы жалуемся на «ничтожность» подвижного состава дороги.

Пожарное депо

Образованный в г. Ростове комитет по устройству пожарной части на счет сумм, назначенных Министерством Внутренних Дел в пособие г. Ростову из страхового сбора, на основании определения своего, состоявшегося 16 октября 1872 года, поручил члену своему Волкенштейну составить соображения относительно устройства помещения для пожарной части. Г. Волкенштейн прояснил, что необходимость постройки постоянного помещения для городской пожарной команды признано уже давно, и на устройство этого помещения было ассигновано из городского запасного капитала 15 т, р. и заготовлен проект постройки. Постройка помещений для пожарной команды предполагалась на месте, где ныне находится контора Государственного Банка.

Но запасный капитал истощился, материалы и рабочие вздорожали, возникло предположение приспособить бывшие жандармские казармы к помещению пожарной команды. Проект этот оставлен без исполнения, между тем по поручению комитета осматривавшие помещение пожарной части гг. Бойченко, Лебедев и Телешов пришли к тому заключению, что городское пожарное депо необходимо. В конце декабря 1872 года составлена смета, а к 1874 году, мы уже застаем пожарное депо. В 1885 же году устроены, как мы уже выше сказали, пожарные посты: в Новом поселении и на Берегу; теперь приступают к постройке еще двух постов: на Богатом и Затемерницком поселении.

Новые церкви Ростова

6 июня 1872 года в Затемерницкой части г. Ростова заложена церковь во имя Рождества Крестителя Господня Иоанна.

25 мая 1875 года освящено место и проходит закладка храма во имя святого Александра Невского в память чудесного избавления от опасности драгоценной жизни Государя Императора 4 апреля 1866 и 25 мая 1867 годов. Как нам известно, предполагалось первоначально построить часовню. Но в 1872 году Управа при городском голове П. Р. Максимове представляет доклад о построении храма во имя святого Александра Невского взамен часовни. Открыта тотчас же подписка и назначены попечители: протоиерей Н. Ручкин, П. Р. Максимов, И. Д. Дегтяревский, П. И. Ильин, М. И. Грибанов, М. М. Топчиев, Д. Ф. Кузьмин, А. А. Дмитриев и Т. П. Кукса. 18 октября.1879 года в присутствии Екатеринославского губернатора И. Н. Дурново, ростовского городского головы Н. И. Кузьмина, попечительного совета ростовской Петропавловской Богадельни и многих граждан происходит освящение устроенной при последней на средства Г. И. Шушпанова домовой церкви во имя Скорбящей Божьей Матери. Наконец, в 1886 году окончена колокольня Собора.

Памятник Государю Императору Александру II в Ростове

Городской голова Н. И. Кузьмин 13 июля 1881 года поставляет Думу в известность, что Государь Император по всеподданнейшему докладу г. Министра Внутренних Дел Высочайше соизволил разрешить соорудить в Ростове н/Д памятник в Бозе почившему Государю Императору Александру II. Открыта подписка. В 1885 году окончательно решен вопрос о месте для предполагаемого к сооружению памятника, для: чего предназначается Соборная площадь, причем центр памятника приходится на пересечении линии середины бульваров и середины Соборного переулка.

В четверг 17 апреля 1886 года последовало торжественное освящение этого места; по фигуре основания памятника мостовая вынута и утрамбовано место песком; поставлен красивый крест, какой всегда ставится при постройках; ближе к собору устроена эстрада для духовенства. Ростов не запомнит такого торжества, которое отметили в одной из последних газет. Памятник заказан академику М. О. Микешину, автору памятников тысячелетия России и Екатерины Великой. Малая модель памятника (в 1/8 часть колоссальной величины) выработана окончательно; работа статуи в собственной мастерской академика М. О. Микешина идет весьма успешно: фигура Императора сделана и выверена окончательно; голова, ее сходство и экспрессия вполне удались, руки тоже. М. О. Микешин хлопочет достать из музея Аничковского дворца пару сапог покойного государя на колодках и Его же собственные — мундир и парадные штаны, чтобы все детали одежды сделать с возможною точностью. Окончательная обработка пьедестала произведена М. О. Микешиным при участии и одобрении профессора Д. И. Гримма; фундамент же памятника окончен, и посланы из Ростова М. О. Микешину на выбор образцы камней пьедестала.

Реальное училище

Первоначально Реальное училище помещалось в наемном доме, но неудобства помещения в неприспособленных частных домах многолюдного училища вынудило городское общество, почти вслед за открытием училища, озаботится постройкою для него особого дома, и в заседании Думы 24 декабря 1874 года выбор этот окончательно решен. Правительство по ходатайству Городского общества выдало на постройку дома заимообразно 200 т. р. и 19 июня 1876 года положены первые камни здания, а в сентябре 1877 года училище уже было переведено в свой собственный дом. Здание Реального училища, помещающееся на самой лучшей улице г. Ростова — Садовой, рядом с Городским Садом, принадлежит к числу самых больших домов города и вполне удовлетворяет своему назначению. Химическая лаборатория помещается отдельно, в особом одноэтажном домике во дворе, квартиры же директора, инспектора и помощников классных наставников находятся в самом здании. Отапливается дом при помощи 5 колориферов, расположенных в подвальном этаже, и от пожара защищается проведенной из городского водопровода водой, а также особым пожарными колодцами, находящимися во дворе.

Гимназии

Неудобство помещений мужской и женской гимназий сознаны давно. Помещения эти совершенно не соответствуют своему назначению, в особенности помещение мужской классической гимназии. Вот почему Дума не раз обращается к одному и тому же вопросу — необходимости построить здания для этих гимназий. Здание классической гимназии, по-видимому, мы будем иметь скоро, но здание женской гимназии — вопрос далекого будущего [5]. Город отвел уже место для мужской классической гимназии. В заседании Думы 28 мая 1886 года А. М. Байков предлагает сообщенный ему почетным попечителем мужской гимназии Г. И. Шушпановым и одобренный директором план расположения помещений предполагаемого к постройке на отведенном городом месте здания гимназии. Так как осуществление этой постройки средствами Министерства народного просвещения в скором времени ожидать нельзя, то городское самоуправление, радея об удобствах гимназии предлагает такую комбинацию: министерство ежегодно тратит на наши помещения около 12 т. р. Город может построить собственное здание для гимназии, а вышеозначенная арендная плата достаточна для покрытия в течение известного числа лет затраченной на постройку суммы, считая капитал и проценты, после чего город имел бы свободное, приносящее чистый доход, имущество. Правда, на это здание может пойти более 100 т. р., но гласный Шушпанов гарантирует максимум стоимости постройки в 100 т. р., принимая на себя весь риск перерасхода сверх этой суммы.

Городская Дума, признавая такое предложение в принципе выгодным, положила поручить Городской Управе представить доклад с подробными соображениями и с эскизным проектом здания, а также с точными данными о его стоимости.

Центральные бойни

По постановлении Городской Думы 1 сентября 1873 года, Городская Управа отвела безвозмездно временно ростовскому 2-й гильдии купцу Дмитрию Ильичу Алфераки и Новохоперскому 2-й гильдии купцу Гавриилу Васильеву Курти для устройства центральных боен, на принадлежащей городу земле, в верх по Сычевой балке, около нахичеванской границы, место длиною 60 саж. и шириною 200 саж.

Главные пункты нотариального контракта, заключенного городом с предпринимателями, таковы: здание для центральной бойни и при ней какие потребуются постройки предприниматели возводят на собственный капитал, не требуя от города никакого пособия, и как бойни, так и прочие постройки при них должны быть выстроены по утвержденным городской управой планам и фасадам, из кирпича или бутового камня. При бойне должны быть устроены колодези, от которых вдоль всего здания должны быть проложены желоба в каждый отдельный номер, вентилируемый четырьмя окнами. Для приезда, в случае надобности, и жительства ветеринарного врача и надсмотрщика от Управы, должны быть выстроены удобные помещения; срок пользования отведенным местом двадцатилетний, после которого все здания фундаментальные и временные поступают в собственность города безвозмездно. Убой скота на городской центральной бойне производится исключительно по способу, принятому в С.-Петербурге, на Гутовской бойне, т. е. посредством прокола становой жилы. Предприниматели должны иметь такое количество рабочих, чтобы мясоторговцы не встречали бы препятствий в убое скота, причем для мясоторговцев обязательно производить убой скота на центральной бойне, где приготовляемый для убоя скот предварительно свидетельствуется определенным для того ветеринарным врачом. За убиваемый на бойне скот определяется следующая плата: за убой скота рабочими предпринимателей: крупного 50 к., мелкого 5 к.; рабочим же мясоторговцев: крупного 30 к. и мелкого 3 к. за штуку. Из всей суммы, полученной за убой скота на центральной бойне одна пятая часть поступит в доход города.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Стр. 28 Эпоха № 9, 1886 г.
  2. См. № 40,41 и 42 Вед. за 1880 г.
  3. Совр. экон. знач. Поволжья. Дело 1873 г. № 8 стр. 28
  4. Там же стр. 28-29
  5. Впрочем, в заседании 27 марта 1884 года Дума определила свободное городское место близ конторы Государственного банка оставить для предполагаемой в будущем постройки здания под помещение местной гимназии

Начало см. История города Ростова-на-Дону. Глава 1, продолжение см. История города Ростова-на-Дону. Глава 38. Ч. 2

ИСТОРИЯ СТАРОГО РОСТОВА
ИСТОРИЯ РОСТОВА ЭПОХИ БАЙКОВСКОЙ (1861-1870)
ИСТОРИЯ НОВОГО РОСТОВА (1870-1886)



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"