Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Донской край в целом / История города Ростова-на-Дону

Начало см. История Ростова-на-Дону. Глава 1, продолжение см. История Ростова-на-Дону. Глава 39

Григорий Христофорович Чалхушьян

ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Историческая записка о городе Ростове-на-Дону

НОВЫЙ РОСТОВ (1870-1886)

ГЛАВА XXXVIII, Часть II

Рыбные лавки

История старого базара - корпусные каменные магазины

Крытый рынок

Мост через Темерник

Закрытие Генеральной балки

Канализация Темерника

Центральная товарная станция

Конножелезная дорога. Ростовская конка

Набережные и мостовые Ростова

Рыбные лавки

Еще в 60-х годах А. М. Байков представил проект о перенесении рыбных лавок на косынку у слияния реки Темерника с Доном; торги состоялись, но предприниматели не приступили к постройке лавок.

В конце 1876 года исполняющий должность городского головы А. М. Баташев поставил на вид Думе о необходимости перенесения рыбных лавок на косынку, тем более, что по положению Ростовской набережной, местность против Соленого спуска, занятая рыбными лавками должна была получить иное назначение. Раздача земель произведена по вынутым жребиям; места отведены по постановлению Думы на 12 лет, считая таковой срок с 1877 года с платою по 50 р. ежегодно за каждый участок земли. Постройки должны быть возведены по планам и фасадам, одобренным Управою, по истечении же 12-летнего срока, в случае если не состоится особого соглашения на дальнейшее арендование земель, лавки должны быть снесены, а места очищены и сравнены. К 1877 году лавки были построены.

Корпусные каменные магазины старого базара

7 мая 1879 года Городская Дума по выслушивании доклада комиссии по разработке условия на отдачу в аренду городской земли, находящейся под корпусом деревянных лавок на Старом базаре, по линии Московской улицы, определила: поручить Городской Управе представить проект плана и фасада корпуса каменных лавок, коими заменить существующие деревянные; 18 значащихся на этом участке мест городской земли, отдавать желающим с торгов; арендаторы должны построить каждый на своем месте каменное здание по проекту и за надзором городового архитектора. Срок аренды с 1 января 1881 года на 20 лет, т. е. по 1 января 1900 года. Торги состоялись, годовая арендная плата за место варьирует между 200 и 250 руб. По окончании 20-летнего срока город — полный хозяин этих лавок.

Крытый рынок

В 1885 году возбужден и в принципе решен вопрос о крытом рынке для мясной и рыбной торговли. Здание по середине (по Полицейской улице) должно быть разделено красивыми высокими воротами, в верху коих будет устроено помещение для городского комиссара; полы в лавках и во дворе будут асфальтовые; в здании всюду будет проведена вода и устроены хорошие стоки воды. Основания этого проекта утверждены Думою в заседании 17 мая 1885 года, причем при составлении сего проекта должны быть приняты во внимание заявления гласного М. М. Топчиева относительно возможного изолирования рыбы от мяса и гласного И. И. Авилова о развозе мяса по лавкам на повозках, взамен предполагаемой перекладки туши на вагончики.

Мост через Темерник

В конце 1881 года неудовлетворительное состояние деревянного моста через р. Темерник, по направлению Темерницкого спуска, заставило Городское Управление обратить на него особое внимание. Тщательный технический осмотр привел к тому заключению, что по крайней ветхости материала никакой ремонт не может сделать мост годным для дальнейшего существования. По настоянию городского головы Н. И. Кузьмина Дума остановилась на устройстве железного моста, на что и ассигновала 10,700 р. В 1882 году новый мост открыт для езды.

Закрытие Генеральной балки

Генеральная балка, проходящая через сад, начинается у имения Шабаева и тянется до впадения в Темерник, имея всего длины 880 саж. Балка эта рассадница всяких болезней и миазмов и одна из главных причин отсутствия естественного прироста населения, какое мы замечаем до 1884 года. И странно, что до 1884 года никто не обращает на эту балку должного внимания. А. М. Байков в 1884 году представляет городу проект закрытия Генеральной балки, устройством каменной сточной трубы, и в том же году приступает к выполнению своего проекта. Но так как и посторонние лица могут спускать в проектируемую трубу жидкие нечистоты, то признано справедливым участие в расходах по сооружению трубы и частных лиц. К 1 января 1886 года закрыто Генеральной балки трубой на средства города 160 саж. и частными лицами 233 саж.; осталось закрыть: городу 170 и частным лицам 335 саж. Закрытие Генеральной балки близится к концу.

Канализация Темерника

После закрытия Генеральной балки, канализация Темерника есть дело первостепенной вопиющей важности. 24 октября 1886 года финансовая комиссия подробно рассматривала вопрос о канализации Темерника. Председательствовал Байков; присутствовали члены комиссии И. И. Авилов, А. Н. Бойченко, С. А. Богославский, Г. Е. Коган, П. Р. Максимов, К. А. Маслов, И. С. Панченко, Ф. Н. Соловьев, Е. П. Шортан, Г. И. Шушпанов; члены Городской управы: Н. И. Чурилин, С. В. Журавлев, Г. А. Журавлев, И. Т. Деменин, Д. Н. Епифанов.

«Как известно, — говорится в журналах финансовой комиссии за № 14, — река Темерник была в старину настоль обильна водою, что в устья ее свободно заходили для стоянки небольшие парусные каботажные суда. Впоследствии по мере расширения городского поселения, долина Темерника и само русло мало по малу засорялись свалкою всяких нечистот, и так как против этого надлежащих мер своевременно не принималось, то Темерник обратился в небольшой ручеек, а берега его в сплошную клоаку с вонючими лужами загнивающей, но не имеющей никакого стока, воды. Возник весьма важный в санитарном отношении вопрос об оздоровлении Темерника, и угрожающий характер его заслонил собою на некоторое время не менее важный для интересов городского населения вопрос о приведении устья Темерника в прежнее состояние, т. е. в удобную для стоянки каботажных судов бухту». Но оказалось, что и оздоровление долины Темерника и превращение засоренного устья его в удобную, постоянно водою снабженную бухту — находятся в тесной связи. То и другое может быть достигнуто посредством производства известных земляных работ. Если конечною целью их поставить одно оздоровление долины Темерника, то будет не расчетливо не воспользоваться этими работами и для другой цели — канализации самого Темерника, так как эта последняя потребовала бы лишь некоторого, относительно небольшого изменения характера и направления работ, предпринятых для первой цели. В августе месяце 1884 года Городская Управа обсуждала вопрос о канализации р. Темерника и устройства убежища для парусных каботажных и малых паровых судов при впадении Темерника в Дон. При этом решено, предварительно каких-либо мероприятий по этому вопросу, как в видах санитарных, так и в интересах сбережения предстоящего труда по очистке русла р. Темерника, прекратить возможность дальнейшего засорения его. С этой целью прекращена свалка в р. Темерник и в его долину всяких нечистот и отбросов, организовал надзор за этим, поставлены сторожа и на берегового комиссара возложено наблюдение за незасорением речки и ее берегов.

Затем Городская Управа приступила к спланированию долины р. Темерника, от переезда к лесной бирже Голицына до железнодорожного моста обводной ветви Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги с целью засыпки находящейся там глубокой балки, образовавшейся от стока воды. С одобрения Городской Думы по означенной балке устроена деревянная сточная труба вдоль рельсов железной дороги и образована площадка, одна часть которой предназначена для разгрузки доставляемого по железной дороге для городских мостовых камня, а другая отдана была под склад мяса». Городская Управа, поручив городскому технику Касселю составить проект урегулирования Темерника, пригласила для совещания представителей трех железных дорог: Воронежской, Кавказской и Харьковской, так как р. Темерник граничит с землями этих дорог. План урегулирования р. Темерника, одобренный финансовой комиссией, внесен на рассмотрение Городской Думы, которая в заседании 26 апреля 1885 года признана в принципе урегулирование р. Темерника весьма желательным. «Между тем, — продолжает журналист,— Городская Управа, в видах оздоровления болотистых берегов р. Темерника, распорядилась засыпкою их землей в черте владения Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги, каковую засыпку и продолжала до настоящего времени. С устройством же каменной трубы по Генеральной балке в Городском Саду и на Никольском переулке, для засыпки коей городу понадобилась земля, Городская Управа засыпкой берегов Темерника приостановилась и обратилась к Управлению Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги с предложением принять на счет этой дороги дальнейшую засыпку берегов в пределах владения ее...

Управляющий Козлово-Воронежско-Ростовской железной дорогой инженер В. А. Иванов, в бытность его в прошедшем сентябре в Ростове, осмотрел произведенные по распоряжению города работы по засыпке берегов Темерника в пределах владения дороги, вполне их одобрил, причем признал вполне справедливым участвовать средствами дороги в дальнейших работах по засыпке и урегулированию берегов Темерника, в черте владений дороги. Он согласился производить эти работы по однообразному с Городским Управлением типу. Сообщив об этом начальнику участка Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги, инженеру Э. О. Лащу, Городская Управа просила войти в соглашение с городским техником Касселем о начертании однообразного для города и дороги плана дальнейших работ по засыпке и урегулированию берегов р. Темерника и о составлении проекта укрепления берегов. По приглашению городского головы гг. члены финансовой комиссии осматривали всю местность Темерника. По сообщению И. С. Панченко, близко знакомого со всей этой местностью, разность горизонта от 0 на реке Дон при устье Темерника (принимая 0 на самом низком горизонте воды, какой бывает на р. Дон) и до того места, где Генеральная балка выйдет на р. Темерник, составляет 5 1/2 аршина. Протяжение между обеими точками немного больше 500 саж». Финансовая комиссия находит, что канализация Темерника — большое благодеяние для города в санитарном отношении, а если при этом глубина воды будет доходить до 2 или 3 аршин, небольшие суда войдут в Темерник и берега р. Дона очистятся от стеснения. Следует забить штуптовые сваи при впадение р. Темерника в Дон, течение Темерника отвести, землю же из Темерника вывозить за линию канала; земли этой хватит на засыпку; «берег р. Темерника укрепить, поделав вдоль его тротуары, которые обсадить деревьями.

Против Генеральной трубы устроить перемычку (плотину), по которой пустить ту улицу, которая пойдет мимо имений Бочарова и мельницы Баканова; в этой перемычке оставить сток для Темерника. «Эти общие мысли финансовая комиссия полагает представить на благоусмотрение Городской Думы и предложить ей для подробной их разработки и составления сметных соображений избрать комиссию, с приглашением в нее кроме гг. гласных, таких специальных лиц, которые могли бы быть полезны делу, и с предоставлением ей права приглашать для совещаний, кого комиссия признает нужным. При этом финансовая комиссия полагала бы, не зависимо непосредственных сношений с управлением Воронежской дороги относительно устройства на средства общества этой дороги принадлежащего ей берега Темерника по однообразному с Городским Управлением плану, возбудить об этом ходатайство в Министерстве путей сообщения». Журнал этот доложен Думе в заседании ее от 3 ноября 1886 года. «Признавая вопрос об урегулировании р. Темерника вызванным постоянной потребностью, как в хозяйственном, так и в санитарном отношениях», Дума разделяет все предположения финансовой комиссии и принимает как необходимые и целесообразные меры. Комиссия образована.

Центральная товарная станция

В 1885 году выдвинут вопрос о сооружении центральной товарной станции для трех, сходящихся в г. Ростове, железных дорог: Курско-Харьковско-Азовской, Козлово-Воронежско-Ростовской и Ростовско-Владикавказской, которые находились в весьма затруднительном положении при передаче хлебных грузов с одной дороги на другую. В начале дороги весьма сочувствовали этому проекту, но вскоре и охладели. Козлово-Воронежско-Ростовская железная дорога увеличила количество путей, привоз хлеба с Кавказа уменьшился и начата постройка Новороссийской железной дороги, так что повторенное ходатайство Думы не находило поддержки и г. Екатеринославский губернатор на ходатайство Городской думы об устройстве центральной товарной станции на ярмарочной площади, уведомив городского голову, что Министерство путей сообщения признает в настоящее время, ввиду строящейся новороссийской ветви, разрешение вопроса о центральной станции преждевременным, тем более, что ни одна из дорог не изъявила желания участвовать в расходах по постройке станции. Позднее вопрос этот возбуждает военное ведомство, желающее иметь у г. Ростова на Дону центральную военную станцию на случай мобилизации. По получении об этом сообщения от Военного министерства, Министерство путей сообщения образовало комиссию под председательством инспектора железных дорог, инженера, статского советника Штрамберга, из представителей военного ведомства, трех заинтересованных дорог и городских голов Ростова на Дону и Нахичевани.

Дорогу железную предполагается от станции «Нахичевань» провести ближе к Ростову, около Сенной площади начать сооружение, принадлежащее станции, и затем спустить путь, обойдя дачи, около начала Темерницкого поселения к теперешнему пути. Все движение дороги пойдет по этой линии, так что военная станция неизбежно сделается и товарной, и пассажирской. Ввиду громадной важности предположенной станции для Ростова, Дума в заседании 13 июля 1885 года постановила отвести безвозмездно из городской земли сколько окажется нужным. Наконец, в заседании 15 ноября того же года, согласно с заявлением А. М. Байкова, Дума постановила ходатайствовать в Министерство путей сообщения не считать находящийся в рассмотрении его проект центральной станции на земле г. Ростова окончательным и если таковой признан будет неудовлетворительным почему-либо, то отложить решение вопроса о центральной станции до представления Городским Управлением своих изысканий и другого проекта.

Конножелезная дорога. Ростовская конка

Впервые вопрос о конножелезной дороге возбужден нахичеванским городским головой И. М. Аладжаловым. «В заседании Нахичеванской на Дону Думы 2 сего декабря (1878 г.), — пишет он ростовскому городскому голове Н. И. Кузьмину, — представлен был мною на обсуждение вопрос о необходимости проведения конножелезной дороги из Нахичевани в Ростов. Вопрос этот возбужден мною ввиду крайней потребности облегчения с Ростовом сообщения увеличивающегося год от году. Громадное торговое развитие Ростова в последние 15 лет привлекло туда большинство торговцев нашего города, которые в развитии там принимали немалое участие...» [1].

Для рассмотрения вопроса и составления соображений, на основании коих могло быть допущено устройство конножелезной дороги образована комиссия из гг. гласных А. К. Кривошеина, И. С. Панченко и И. Ф. Волкенштейна. Комиссия эта в принципе решила, что для Ростова устройство конножелезных дорог желательно. В 1882 году гг. Добрышин и Камбье предлагают устроить в городе рельсовые пути для перевозки пассажиров и грузов. Назначена новая комиссия, которая признала опять устройство конки в городе необходимым, но между городом и гг. Добрышиным и Камбье не последовало согласия.

В заседании 25 апреля 1884 года Дума признала устройство конки нежелательным, но необходимым и положила: предоставить Городской Управе с комиссиями: финансовой, по замощению города на счет полукопеечного сбора, по устройству мостовых — и при участии лиц, состоящих в комиссии, выработавшей первоначальный проект кондиций на устройство конножелезных дорог, — безотлагательно пригласить гг. соискателей, обсудить с ними и, если потребует соглашения в главных основаниях, выработать и предоставить кондиции, если же соглашение не последует, сделать через газеты вызов желающих взять на себя устройство проектированных линий.

После долгих перипетий, вопрос об устройстве в городе рельсовых путей окончательно разрешен в 1885 году. Предприниматель барон Беккендорф, с которым город и заключил формальный контракт [2].

Набережные и мостовые Ростова

Настоятельная необходимость в сооружении набережной Ростовского порта признана правительством и представляется предметом первой важности как для населения Ростова, так и для торгующего сословия местностей, имеющих с Ростовом торговые сношения. Поэтому, начиная с 1876 года Городским Управлением испрашивается на сооружение набережной пособие от правительства в количестве 500 т. р., каковое ходатайство не было удовлетворено. В 80-х годах необходимость в хорошей набережной усиливается ввиду строющейся новороссийской дороги, чувствуется эта необходимость и в устройстве мостовых: многие из улиц и площадей, ведущих к порту, не имеют совершенно мостовых и делаясь с каждым годом все более и более недоступными для движения, подвергают в тоже время постоянной порче и мостовые, существующие на других улицах. А между тем еще в 1871 году при городском голове П. Р. Максимове Городская Управа, изыскивая средства для устройства мостовых и обсуждая меры для содержания их в исправности, остановилась на мысли о необходимости замещения всего города и предложила с этой целью установить сбор по 1/4 к. с пуда ввозимых и отпускаемых товаров. 7 февраля 1872 года Дума, разделяя мнение Управы о всеобщем замощении города для разработки вопроса образовала комиссию из гг. гласных: А. Н. Бойченко, М. М. Топчиева, И. Ф. Волкенштейна, А. Ф. Данилова, П. О. Войцеховского и А. И. Золотарева. В обстоятельных докладах, обсуждавшихся Городской Думой 29 марта 1872 года и 30 января 1873 года, комиссия предоставила свои соображения, весьма дельные и многосторонние, обсудив вопрос в санитарном, торговом, техническом и финансовом отношениях. Отсутствие хороших мостовых, весьма обильный источник многоразличных болезней и причина значительной смертности Ростова; постепенное устройство мостовых — непроизводительная затрата капитала: мостовые подвергаются быстрой порче от соседства немощенных улиц; только всеобщее и одновременное замощение города представляется целесообразной мерой. Вот исходные точки зрения этой комиссии. Вступив в должность, городской голова А. М. Байков нашел готовыми проекты набережной и мостовых. Проект набережной составлен инженером Э. М. Зубовым, а проект мостовых — инженером В. Е. Воробьевым. По одобрению их Городской Думой А. М. Байков исходатайствовал утверждение проектов губернским начальством г. Временным Одесским генерал-губернатором и Министром Внутренних Дел, утвердившим первый проект набережной 26 июня, второй — мостовых 13 декабря 1885 года. Сметы таковы: на набережную 1,631,482 р. и на мостовые 1,764,680 р., на оба же сооружения 3,396,162 р. Ростовской Городской Думой полукопеечный сбор предназначен: а) на устройство набережной р. Дона и б) устройство мостовых. Министерство финансов на отнесение означенных сооружений на счет этого сбора уже изъявлено желание. Все же полукопеечного сбора поступило до 1886 года, когда обсуждался вопрос, 354 т.р. и ежегодное поступление ожидалось по четырехлетней сложности по 117,500 р. Последовательно А. М. Байков предлагает вопросы: «начинать ли набережную и мостовые немедленно по утверждении проектов?». «Производить ли работы, ограничиваясь в размере и во времени исполнения их ежегодными лишь поступлениями полукопеечного сбора или же изыскивать средства, которые дали бы возможность разделить работы на известное, определенное число лет, сообразуясь только с технической и хозяйственной возможностью». Дума решает: приступить к работам немедленно и оба сооружения производить частями настолько обширными, насколько позволят хозяйственные и технические соображения в согласовании с местными условиями; следует разделить исполнение работ набережной (как полагает инженер Зубов) на 6 лет, а мостовых на 10 лет и сообразно этому сделать расчет. «Какие средства, — продолжает А. М. Байков, — может иметь город для осуществления в эти сроки сооружение набережной и мостовых? В наличности полукопеечного сбора 350 т. р. и ежегодного поступления по средней сложности предвидится 117,500 р. в год; средств этих, конечно, далеко не достаточно для предполагаемого способа исполнения работ. Ввиду возможного посягательства на эти средства (вроде обращения на элеваторы) следует, прежде всего, озаботиться закреплением их исполнения на набережную и мостовые. Не только позволяется надеяться, но можно с уверенностью высказать предположение, что правительство, столь много заботящееся об удобствах нагрузки и выгрузки товаров, такой щедрой рукой дающее средства на устройство канала в С.-Петербурге, портовых сооружений в Одессе и Мариуполе, набережной в Николаеве и т. п., не откажет в пособии городу Ростову, который доставляет государству своей торговлей и производительностью значительные доходы. Уверенность эта усиливается тем, что при сооружении Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги предполагалось строить набрежную на счет капитала железной дороги, и ассигновано было на это правительством 400 т. р.

Затем следовало бы обеспечить недостающую сумму займом. Но заем на всю эту сумму, более двух миллионов были бы в данное время не по силам нашему городу. Необходимо ограничиться займом, для покрытия которого город не встретил бы никаких затруднений в будущем, и реализация которого основана была бы на полукопеечном сборе. Предполагая назначить по городским облигациям 6 % интересов и 2 % погашений, всего благоразумнее придержаться одного миллиона... Следует испросить разрешить выпустить на эту сумму городских облигаций, обеспеченных полукопеечным сбором...» [3].

Городская дума 28 января 1886 года постановила: ходатайствовать о предоставлении городу Ростову на Дону право выпустить облигации, гарантированные в платеже % и погашения полукопеечным сбором на сумму до одного миллиона и просить правительство об отпуске городу пособия на сооружение набережной реки Дона в размере недостающей у города на это сооружение суммы.

Мы говорили только о выдающихся сооружениях, не касаясь колодца, устроенного городом в 1885 году в Новом поселении (другой колодезь проектируется в Затемерницком), навеса для чернорабочих на старом базаре, деревянной трубы для закрытия канавы на расстоянии 58,66 погон, саж. между переездом на пристань Галицына и железнодорожным через р. Темерник мостом и массы других работ, предпринимаемых городским управлением, в последнее время сильно озабоченным о доставлении возможно больших удобств жителям и об улучшении гигиенических условий нашей местности, климатические особенности которой и без того довольно неблагоприятны.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Отнош. Нахич. гор. гол. от 23 декабря 1878 г. за № 1270
  2. Права свои Беккендорф переуступил бельгийскому анонимному акционерному обществу, представитель которого — И. М. Файн.
  3. Доклад комиссии. Январь 1886 г. Ростов на Дону 1886 г. Кроме этой брошюры материалами для этой главы служили Вед. Р.н/Д. Гор. упр. за 1872 г. № 2, 4, 14, 15, 18; за 1873 г. № 14, 21, 51; за 1875 г. № 12,18, 20; за 1879 г. № 43; за 1881 г. № 45, 48 и за 1886 г. № 16, 20, 26, 38 и 49. Журналы заседаний Думы за 1877 г. стр. 74; за 1879 г. стр. 48; за 1882 г. 107 и 132; за 1884 г. стр. 84 и за 1885 г. стр. 32, 35, 87, 92, 100, 109, 183 и 321.

Начало см. История Ростова-на-Дону. Глава 1, продолжение см. История Ростова-на-Дону. Глава 39

ИСТОРИЯ СТАРОГО РОСТОВА
ИСТОРИЯ РОСТОВА ЭПОХИ БАЙКОВСКОЙ (1861-1870)
ИСТОРИЯ НОВОГО РОСТОВА (1870-1886)




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2019 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"