Подземные переходы Ростова-на-Дону : [подборка ст.]. 2023 // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост.: М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2857
Подземные переходы Ростова-на-Дону
БУДЕННОВСКИЙ ПРОСПЕКТ
Быков Б. На строительстве подземного перехода // Вечерний Ростов. 1971. 1 дек. С. 1.
На проспекте Буденновском у Центрального рынка продолжается строительство нового подземного пешеходного перехода. В рекордно короткий срок, за шесть дней, здесь был завершен самый важный и ответственный участок стройки — центральная часть перехода.
— На него нам отводилось восемь дней, — рассказывает начальник участка мостоотряда № 10 В. И. Мирута. — Такой ограниченный срок объясняется тем, что прежде чем начать работы, мы вынуждены были перекрыть движение по проспекту Буденновскому у рынка и изменить маршруты многих трамваев.
За шесть дней передовые экскаваторщики десятого мостоотряда С. В. Селевейстер и М. Я Дорошенко вместе со своими сменщиками вынули около 300 кубических метров грунта. Хорошо потрудились и бригады С. Я. Панченко, Т. М. Мироненко, И. Ф. Гурикова и М. А. Бобровского, уложив свыше 170 кубометров железобетона, произведя большой объем гидроизоляционных работ. А бригада мастера И. В. Задорожного из трамвайно-троллейбусного управления совместно с бригадами энергетиков Я. П. Попова и Г. Н. Чубрикова в течение ночи восстановили путевое хозяйство и электрическую часть над переходом.
— Сейчас весь фундамент подземного тоннеля готов, — говорит прораб этой важной городской новостройки Н. Г. Коропенко. — Полностью собрана и центральная часть перехода.
А вчера бригада отделочников, возглавляемая В. И. Пасмурцевым, приступила к облицовке стен тоннеля и западного входа. В первом квартале нового года подземный пешеходный переход вступит в строй.
С фотокамерой по городу // Вечерний Ростов. 1971. 17 июня. С. 2.
Подходят к концу отделочные работы северной стороны подземного перехода на Буденновском проспекте. Бригада облицовщиков, в которой трое мужчин — В. И. Пасмурцев (бригадир), В. Н. Горшков, А. П. Сагатов, и одна женщина — Е. А. Бурлачка — ежедневно перевыполняет норму на 30–40 процентов.
Боков И. У строителей подземного перехода // Вечерний Ростов. 1971. 20 ноября. С. 1.
На проспекте Буденновском, у Центрального рынка, продолжается строительство нового подземного пешеходного перехода. Один за другим подходят сюда тяжеловесные «зилы» и «мазы». С утра до вечера, не смолкая, гудят тракторы, бульдозеры, экскаваторы. Работы идут успешно. Западная часть перехода длиною около 20 метров уже завершена. Теперь тут осталось приложить руки плиточникам, малярам, штукатурам.
А сегодня утром начались работы на самом важном и ответственном участке — центральной части перехода. Его длина более 20 метров.
— Этот участок мы должны сдать за рекордно короткий срок — за восемь рабочих дней, — рассказывает секретарь парткома мостоотряда № 10 Иван Андреевич Финогенов. — Работы будут вестись в две смены, в субботние и воскресные дни.
Такое ограниченное время и напряженный ритм понятны. Ведь для того чтобы начать здесь работы, пришлось перекрыть движение по проспекту Буденновскому у рынка, изменить маршруты многих трамваев.
— Это, естественно вызовет, временные неудобства у жителей микрорайона, — продолжает И. А. Финогенов, — но мы уверены, что наши строители не подведут, все работы закончат в срок.
В это нельзя не верить. На строительстве перехода трудятся уже известные многим читателям бригады десятого мостоотряда Ивана Федоровича Гурикова и Семена Яковлевича Панченко. Это их руками создавались подземные переходы на улице Энгельса и в других местах. Не занимать опыта и передовым экскаваторщикам Виктору Романовичу Торшун, Георгию Михайловичу Творсгову, Сергею Васильевичу Селевейстеру и Михаилу Яковлевичу Дорошенко. Двумя экскаваторами за восемь дней они должны вынуть около 1300 кубометров грунта.
После окончания строительства центральной части перехода рабочие трамвайно-троллейбусного управления обязались в течение суток восстановить трамвайное полотно и пустить трамвай по старым маршрутам.
Новый подземный переход будет, пожалуй, самым большим в городе. Его длина свыше 60 метров, ширина 8 метров. В начале 1972 года он должен вступить в строй.
Белогорцева В. Тротуар уйдет под землю // Вечерний Ростов. 1971. 22 апреля. С. 1.
Угол улицы Энгельса и проспекта Буденновского… В полную мощь своих «легких» работает компрессор, вгрызаются в землю отбойные молотки, а ковш экскаватора отбрасывает землю в самосвал. Уже прорыта длинная траншея. Виднеются линии коммуникаций: их предстоит обойти, не нарушив. В привычный шум города врываются тяжелые удары сваебойного молота, смонтированного бригадами С. Я. Панченко и В. И. Костенко. На восьмиметровую глубину он должен вбить шпунт для того, чтобы при рытье котлована не обрушилась земля.
Третий день идет строительство нового подземного перехода, который пересечёт улицу Энгельса на Буденновском проспекте. Закончена организация строительной площадки, подвезено основное оборудование и стройматериалы. Завершается определение расположения кабелей.
— В этом отношения здесь труднее, чем на прежнем переходе: очень сложное переплетение многочисленных кабелей, — говорит начальник участка мостоотряда № 10 В. И. Мирута.
— Кто будет занят на строительстве перехода в этот раз? — спросили мы В. И. Мируту.
— Так же, как и на строительстве подземного перехода на Ворошиловском проспекте, здесь работают три комплексные бригады И. Ф. Гурикова, В. И. Костенко и С. Я. Панченко. Сегодня с утра начала забивать шпунт бригада Гурикова. Эту предварительную работу перед рытьем котлована мы думаем закончить за три дня...
Работы на новом подземном переходе начались. Пожелаем строителям успешно завершить их.
Вечерний Ростов. 1971. 23 октября. С. 1.
На углу улицы Московской и Буденновского проспекта началось сооружение подземного перехода. Его ведет коллектив мостоотряда № 10. Уже закончена укладка бетона в фундамент западной части перехода. Сейчас роется котлован для укладки бетона под лестничный марш.
Белогорцева В. Переход на Буденновском сдан! // Вечерний Ростов. 1972. 19 июля. С. 1.
В воскресный день на углу Буденновского проспекта и улицы Энгельса было особенно многолюдно. Строители сдавали ростовчанам очередной подземный переход.
На открытии перехода присутствовали первый секретарь горкома партии Н. М. Иваницкий, председатель горисполкома Г. Е. Коновалов, строители. От имени горкома партии и горисполкома строителей поздравил и поблагодарил Г. Е. Коновалов.
— За три месяца, — сказал он, — в сложных условиях и с высоким качеством строители участка мостоотряда № 10 во главе с прорабом Виктором Ивановичем Мирутой успешно завершили строительство еще одного хорошего сооружения. Виктор Иванович вместе со своими мостовиками дарит нам уже второй отличный переход. Поблагодарим строителей за отличную работу и пожелаем им успехов на стройках новых переходов — в районе аэропорта и перекрестка Буденновского проспекта и Московской улицы.
Ленточка перерезана. Первые пешеходы спускаются по лестнице…
87 суток, днем и ночью шла работа на этом переходе. Три комплексные бригады — Семена Яковлевича Панченко, Виктора Ивановича Костенко и Ивана Федоровича Гурикова — отлично показали себя и на этом сложном участке.
Новый подземный переход совершеннее прежних. Вдвое шире, чем на переходе Ворошиловского проспекта, его тоннельная часть, лестничные марши раздались на метр. Кроме уже знакомого нам отделочного материала — естественного камня, доставленного из Гантиади, использована более яркой расцветки черно-красная плитка с веселым названием «кабанчик», отчего стены тоннеля, освещаемые мягким неоновым светом, выглядят живописно. Тоннель разделяется на две части колоннами, облицованными розоватым камнем. Покрытый бесцветным лаком, армянский фельзит (у автора статьи написано ферзит) эффектно имитирует дерево. Путь в тоннель открывают гранитные парапеты.
— Что помогло строителям завершить работы на объекте раньше срока? — спрашиваем мы.
— Прежде всего — опыт, накопившийся на строительстве прежних переходов, — отвечает заместитель начальника мостоотряда № 10 Виктор Степанович Зурабьян. — Это сказалось на повышении производительности труда, благодаря чему мы и сдаем переход на четыре дня раньше, чем предусматривалось графиком.
Хорошо потрудились все мостоотрядовцы, но особенно монтажники Сергей Яковлевич Минин, Константин Федорович Андреев, Николай Яковлевич Коробкин, экскаваторщик Николай Яковлевич Дорошенко. Добрым словом поминают строители и своих снабженцев Владимира Аркадьевича Саямова и Бориса Андреевича Петракова — от них в немалой степени зависел успех.
Неплохими помощниками были практиканты — учащиеся Ростовского автодорожного техникума. Они пришли на стройку почти в самом начале работы, участвовали в монтаже.
Дмитриев С. Вторая очередь // Вечерний Ростов. 1972. 4 ноября. С. 4.
Подземный пешеходный переход. Точнее, ответвление перехода у Центрального рынка. Ведущие вниз ступеньки, тоннель у института «Гипропласт» — все обычное, много раз виденное. И вдруг, когда над головой уже смыкается бетонный свод, замечаешь нечто, привлекающее взор яркими красками.
...Над речной кручей виден казачий хутор... Двое у самой воды — казачка с ведрами, горбоносый, смуглый казак с конем... Двое в лодке — молодой казак с натугой тянет на себя из воды золотистого сазана, старик держит в руках подсак...
Это — во всю длинную стену. А на другой — камыш над тихой рекою, плывущие вдаль облака.
Ошибиться нельзя: наш донской пейзаж, знакомые по «Тихому Дону» М. А. Шолохова хутор Татарский, Григорий Мелехов и Аксинья, Пантелей Прокофьевич... На этот раз они ожили не в красках живописи, а в цветном кафеле. Хорошая, красивая, интересная работа!
Автор ее — строитель, бригадир плиточников из десятого мостоотряда Юрий Никитович Лабинцев, мастер своего дела с пятнадцатилетним стажем. Ему хорошо помогли товарищи по бригаде — ударники коммунистического труда супруги Дмитрий и Антонина Черенковы, Надя Меляхина, Валя Чеботарева, Галя Лантух, Аня Заколодная. Их трудом так украшены здесь стены.
Сегодня вторая очередь важной «подземки» на стыке путей городского транспорта сдана в эксплуатацию. На сооружении ее хорошо потрудились комплексные бригады Ивана Федоровича Гурикова и Виктора Сергеевича Куликова, бригады мозаичников под руководством Ивана Ивановича Мазюкова, отделочников Владимира Иосифовича Пасмурцева и другие. Гранит ступеней — дело рук членов звена Павла Федоровича Бутылкина.
Ростовчанам знакома первая очередь этого перехода, оформленная строителями мостоотряда № 10 с большой выдумкой и вкусом. Можно сказать с полным основанием: вторая еще лучше.
Дудченко В. Еще один подземный переход // Вечерний Ростов. 1971. 4 ноября. С. 1.
На пересечении улицы Московской и проспекта Буденновского идет строительство еще одного подземного перехода. Сейчас ведется прокладка первой очереди перехода. Она пересечет под землей Буденновский проспект.
… Осенний день короток. Над котлованом вспыхивает яркий свет прожекторов. Стройка не затихает. А в «штабном» вагончике, потирая озябшие руки, склонились над проектом начальник строительства старший прораб В. И. Мирута и прораб Н. Г. Коропенко. Вновь и вновь увязывают, согласовывают, спорят…
Имена, уже знакомые читателям. Да, строительство ведет участок коммунистического труда мостоотряд № 10. От гула работающих механизмов и проходящего мимо транспорта вагончик слегка вздрагивает, покачивается.
— Сделано уже немало, — рассказывает В. И. Мирута. — Вынуто 1200 кубометров грунта, часть его уже вывезена, закончены изоляционные работы. Трудимся в соответствии с графиком. Завершение работ первой очереди планируем на первый квартал 1972 года.
Сейчас ведется монтаж железобетонных конструкций. Громко урча, грузовики подвозят плиты, стеновые блоки. Монтажники ведут установку колонн, плит перекрытий, монтируют лестничные марши. Бригада коммунистического труда С. Я. Панченко и бригада И. Ф. Гурикова работают отлично.
Хорошо, с полной отдачей сил трудятся монтажники Ф. Д. Савицкий, Я. Н. Коробкин, Е. А. Пухов, В. Н. Подолянкин, электрик Т. М. Буеркин. На любом из строительных механизмов с успехом работает механизатор-универсал Н. Я. Дорошенко.
Для строителей стало уже правилом: ежедневно выполнять производственную норму на 125—130 процентов.
…В сквере между улицами Станиславского и Московской до поздней ночи не смолкает гул механизмов, неторопливо движется стрела крана. Через несколько месяцев и здесь тротуар уведет пешеходов под землю.
Пухов К. Тротуар под землей // Вечерний Ростов. 1972. 10 июля. С. 2.
Мостоотряд № 10 продолжает сооружение третьей очереди подземного пешеходного перехода у Центрального рынка с выходом на Буденновский проспект у здания Высшей партийной школы. Работы ведут комплексная бригада ударников коммунистического труда под началом Ивана Федоровича Гурикова и звено плотников-опалубщиков, которое возглавляет Николай Васильевич Дейник.
— Проходка нового тоннеля, — говорит начальник стройки В. И. Мирута, — сопряжена с большими трудностями. На его трассе пролегает несколько линий связи, водопровода и других подземных коммуникаций. А на днях были неожиданно обнаружены не указанные на схеме заржавевшие электрические кабели. Пришлось срочно вызывать аварийную группу электриков.
Одновременно со вскрышными работами ведется и бетонирование котлована. В нем уже установлено около пятнадцати погонных метров стеновых блоков, примыкающих к действующей части перехода. Ведется подготовка к укладке лестничных маршей на выходе из тоннеля. После прошедшего ливня из котлована выкачаны тонны дождевой воды.
А в тоннеле второй очереди перехода с выходом на Буденновский проспект у здания института «Гипропласт» развертываются отделочные работы. Здесь трудится бригада плиточных дел мастера Юрия Никитовича Лабинцева, которая, по всеобщей оценке ростовчан и их гостей, так удачно отделала стены «подземки», проложенной под Буденновским проспектом. Бригаде предстоит украсить стены тоннеля живописными панно из кусочков разноцветных кафельных плиток. Работа очень интересная и ответственная, члены бригады просто увлечены ею. Еще бы, такого им выполнять до этого еще но приходилось.
— На одной из стен тоннеля, — рассказывает Ю. Н. Лабинцев — будет помещено большое панно, как бы иллюстрирующее шолоховский роман «Тихий Дон». На предоставленных нам ради этого двадцати трех погонных метрах будут изображены казачий курень, Аксинья, Григорий Мелехов вместе с его боевым конем... А на противоположной стене тоннеля панно покажет современный Ростов, каким он виден с левого берега Дона...
Пожелаем же мастерам-плиточникам доброго творческого успеха.
ВОРОШИЛОВСКИЙ ПРОСПЕКТ
Ираклиев Б. Тротуар под землей // Вечерний Ростов. 1971. 12 апреля. С. 4.
Еще накануне вечером эта небольшая строительная площадка на перекрестке улицы Энгельса и проспекта Ворошиловского была ограждена деревянным забором. А вчера в полдень сотни ростовчан были свидетелями торжественного открытия нового подземного пешеходного перехода. Присутствующий на открытии председатель горисполкома Г. Е. Коновалов тепло поблагодарил строителей за добрый подарок ростовчанам.
— Этот туннель построен коллективом трех комплексных бригад под руководством начальника участка В. И. Микруты, — рассказывает заместитель начальника мостоотряда № 10 Ц. С. Зуравьян. — Как видите, он пересекает главную магистраль города — улицу Энгельса и будет очень удобен как для пешеходов, так и для водителей автотранспорта.
Ширина туннеля 4 метра, высота — 2,35 метра. Это вполне обеспечивает свободное движение пешеходов в двух направлениях. Стены подземной части облицованы красивой керамической плиткой, а оба входа отделаны естественным камнем с берегов Черного моря. Со стороны кинотеатра «Буревестник» в туннеле размещены подсобные помещения — насосная и рамка ТЭЦ. В зимнее время отопительная система, устроенная в ступенях подземного перехода, будет обогревать их, не допуская обледенения.
Это интересное инженерное сооружение построено за три месяца — на 20 дней раньше намеченного срока. Причем, движение транспорта по улице Энгельса ни на минуту не прекращалось. За такое короткое время здесь выполнен большой объем работ. Только земли вынуто около четырех тысяч кубометров. А земляные работы вести было нелегко. Нередко приходилось работать вручную, потому что в этом месте много коммуникаций, проложенных еще в довоенное время, планы которых потерялись во время войны.
Теперь остается назвать тех, чьими золотыми руками подготовлен этот замечательный подарок ростовчанам. Новый подземный переход построен передовыми комплексными бригадами мостоотряда № 10 Виктора Сергеевича Куликова, Виталия Ивановича Костенко и Ивана Федоровича Гурикова. Строительство завершила бригада отделочников Владимира Иосифовича Пасмусова.
Сейчас строители переходят на строительство нового подземного перехода.
Вечерний Ростов. 1971. 30 января. С. 1.
Строительство нового подземного перехода на углу Энгельса и Ворошиловского проспекта идет полным ходом. Только за 15 дней строители мостоотряда № 10 вынули 980 кубометров грунта. А всего здесь необходимо вынуть 1500 кубометров.
РОСТСЕЛЬМАШ
Тихомирова В. Подземный переход у «Ростсельмаша» // Вечерний Ростов. 1971. 29 марта. С. 2.
Окажем помощь «Ростсельмашу» — дружно решил коллектив мостостроительного поезда № 469 в ответ на просьбу руководителей завода построить пешеходный тоннель под железнодорожными путями у вокзала станции «Сельмаш» и двух путепроводов над заводскими железнодорожными путями и улицей Страна Советов.
Три сверхплановых объекта мостостроители обязались ввести в строй в нынешнем году. Институт «Гипрокомбайнпром» готовит рабочие чертежи,
О том, как сейчас идут дела на строительстве пешеходного тоннеля, наш сегодняшний рассказ.
Этот пешеходный тоннель отметил свое рождение более месяца назад. Его назначение — соединять заводоуправление предприятия - гиганта с вокзалом станции «Сельмаш». Здесь и строит еще один подъемный переход коллектив мостостроительного поезда № 469.
— Наша стройка, — рассказал начальник участка, старший прораб мостопоезда Семен Федорович Христофоров, — как бы делится на два этапа. Вначале мы осуществим проход под железной дорогой, а затем — под улицей Вавилова, которая должна стать скоростной магистралью. В перспективе проспект Сельмаш будет непосредственно связан очень коротким подземным путем с заводоуправлением «Ростсельмаша».
Вместе с руководителем работ С. Ф. Христофоровым, старшим инженером мостопоезда № 469 Иваном Федоровичем Голодным и главным архитектором проекта института «Гипрокомбайнпром» Давидом Абрамовичем Сельцовским мы рассматриваем карту-чертеж.
Протяженность первой очереди тоннеля — 80 метров, ширина — 8 метров. Два выхода — к заводоуправлению и на платформу железнодорожной станции к электропоездам — обеспечат безопасность тысяч пешеходов, поток которых здесь особенно велик в утренние и предвечерние часы, когда ростсельмашевцы идут на завод или возвращаются после смены.
Сегодня перед мостостроителями стоит задача — переключить движение поездов на временные металлические пакеты (специфический термин многотонных строений), чтобы с одной стороны, не мешать прохождению вагонов, а с другой — продолжать разрывать грунт для будущего тоннеля.
Уложены пакеты уже на трех путях. Делается это в так называемое «окно» — короткие часы, когда движение поездов прекращается.
Чтобы представить себе, насколько сложна и ответственна эта работа, достаточно сказать, что график всех операций (а их выполняют гигантские экскаваторы и бульдозеры) рассчитан вовсе не на минуты, а на секунды.
В первое девятичасовое «окно» был разобран 50-метровый участок пути, разрыт грунт под опоры металлического пакета, смонтированы временные опоры, установлено металлическое мостовое полотно. Бригада монтажников под руководством Александра Федоровича Райфуры выполнила работы с ювелирной точностью. А сегодня они вместе с другими мостостроителями готовятся к выемке грунта.
Дополнительные трудности создает обилие всякого рода подземных коммуникаций в микрорайоне сельмашевского вокзала — их надо осторожно перенести.
Темп работ на этой небольшой строительной площадке — всего каких-нибудь 2000 квадратных метров! — просто поразителен. Вот врезается в почву ковш экскаватора, которым управляет один из лучших экскаваторщиков-бульдозеристов Геннадий Мажинский, а шофер Василий Сиденко неутомимо вывозит грунт.
Неподалеку склонился газоэлектросварщик Павел Занин. Бригада плотников под руководством Ивана Фроловича Коростылева «колдует» возле пакета. Шофер Алексей Сергеевич Щелковский всю свою смену возит на строку необходимые конструкции — звенья будущего тоннеля.
За короткий срок сделано очень много. И одна из причин успеха — высокая культура труда строителей. Вся площадка огорожена аккуратным добротным забором. Привозимые стройматериалы не разбросаны по площадке, они складируются в определенном месте. Все работы механизированы. Бытовки отлично оборудованы: здесь чисто, уютно, тепло, есть раздевалки, умывальники, в течение всего рабочего дня — горячий чай. К услугам строителей в часы отдыха — свежие газеты, журналы, радиоприемники.
— Первую очередь пешеходного тоннеля сдадим под отделочные работы стройуправлению № 106 в начале лета, — говорит С. Ф. Христофоров. — В эти предсъездовские дни весь коллектив работает особенно слаженно.
— Многое, разумеется, зависит и от других организаций, — замечает начальник мостостроительного поезда Б. М. Чигвария, — Батайского завода мостовых железобетонных конструкций управления Северо-Кавказской железной дороги, треста «Кавтранспром» и, естественно, от руководства завода «Ростсельмаш». Пока мостостроители не обижаются. И есть все основания полагать, что вскоре подземный тоннель вступит в строй.
Рыжов Н. У станции Сельмаш // Вечерний Ростов. 1971. 24 июня.
Строители участка мостопоезда № 469 ведут сооружение подземного пешеходного перехода у заводоуправления «Ростсельмаша». Как идут здесь дела? На этот вопрос нашего корреспондента отвечает начальнику участка Семен Федорович Христофоров.
— Прежде всего надо сказать, что этот переход будет самым большим в городе. Протяженность его составит 76 метров, ширина — 8 метров, высота внутри — 2,35 метра. В него будут вести три двусторонних лестничных схода: у железнодорожной станции Сельмаш, на улице Менжинского и у заводоуправления «Ростсельмаша».
Строительство перехода разбито на две очереди. Первая — переход под линией железнодорожных путей — сейчас в стадии завершения.
Строители работают четко и слаженно. В числе передовиков можно назвать механика К. А. Белоглазова, бульдозериста-экскаваторщика Г. В. Мажинского, монтажников-электросварщиков Н. С. Чурина, И. Ф. Коростылева, Л. Ф. Рамфура, слесарей А. А. Чумаченко, А. И. Юлиненко, крановщика М. Т. Габдуллина. Все они, как правило, владеют несколькими специальностями, любое время могут заменить друг друга. А нормы выработки выполняют на 125–135 процентов. Не зря участку присвоено звание коллектива коммунистического труда.
Первая очередь подземного перехода будет сдана в начале июля. От станции Сельмаш люди смогут пройти на улицу Менжинского, к остановкам поездов электрички, автобусов и троллейбусов, а оттуда — к троллейбусам № 1 и № 5, к трамваям № 2, 10, 11, идущим к центру города.
|