Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Улица Большая Садовая, 51: [подборка ст.] // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2819

УЛИЦА БОЛЬШАЯ САДОВАЯ, 51

Беленький Г. Дом, которому сто лет // Вечерний Ростов. 1986. 27 дек. (№ 297). С. 3.

Проходя по улице Энгельса, задержитесь, пожалуйста, у дома № 51, в первом этаже которого – кассы находящегося рядом кинотеатра «Победа». Обычный старый трёхэтажный дом. Есть на главной улице Ростова здания куда заметнее. И всё же… Заметили? На фасаде дома, между фигурными завершениями рельефных линий, опоясывающих окна, и полукруглым декоративным оконцем несуществующего четвёртого этажа хорошо видны такие же рельефные цифры: 1886.

Сто лет исполняется нынче дому-юбиляру. Хороший повод рассказать о нём, познакомиться с его жильцами.

Начнём с истории. Это сейчас дом под номером 51 кажется совсем невысоким. А когда его построили, он был первым трёхэтажным зданием на улице Большой Садовой. Ведь тогда центр города только начинал смещаться «от Дона», а центральной улицей ещё была нынешняя Московская. Новый дом, построенный архитектором Н. М. Соколовым по заказу богатого книгоиздателя и торговца Арама Тер-Абрамяна, заметно выделялся на фоне окружающей одно- и двухэтажной застройки.

Не было тогда ещё зданий ни городской думы, ни гостиницы «Московская», ни нынешнего Дома рыбников – трёх творений архитектора Померанцева (того самого, что спроектировал Верхние торговые ряды – нынешний ГУМ – в Москве), ни монументального Волжско-Камского банка, построенного по проекту тоже известного архитектора Бекетова (теперь здесь Дворец пионеров),

Но даже когда появились у дома-юбиляра респектабельные «соседи», он вовсе не утратил своего, если можно так сказать, достоинства. Построенное в стиле московского барокко (точнее, с элементами этого стиля), здание на Большой Садовой выделялось продуманным декором. Своеобразный колорит придавали ему и две колонны над центральным «пузатым» балконом, и декоративные вазы, и цветовое решение, при котором белые рельефные линии вокруг окон хорошо сочетались со светло-коричневым цветом стен.

Несколько слов об архитекторе Соколове – этими сведениями поделился со мной краевед А. П. Зимин. В начале 1886 года 27-летний архитектор выдерживает конкурс на должность главного архитектора, а уже через год становится в Ростове городским архитектором.

Дом на Большой Садовой стал первым, осуществлённым в очень короткий срок, проектом Соколова – трёхэтажное здание было построено в считанные месяцы. В дальнейшем появился ещё ряд интересных зданий – коммерческое училище (ныне главный корпус РИСИ), комплекс Николаевской больницы (в дальнейшем клиники медицинского института), особняк в подражание готики на углу Большой Садовой и Крепостного переулка, крытые павильоны на Старом базаре… Как городской архитектор, Соколов много сделал для решения градостроительных задач, при нём Ростов стал превращаться в по-настоящему большой. европейского масштаба город.

Но вернёмся к первой ростовской работе Соколова. Итак, дом на Большой Садовой, 61 (по старой нумерации). Откроем справочник «Весь Ростов и Нахичевань» – такие регулярно выходили до революции. Так вот, владелец дома – Тер-Абрамян – занимался изданием этих книг. Упоминание о «типолитографии» и книжном магазине на Большой Садовой содержалось даже в универсальном справочнике «Вся Россия» издательства Суворина.

Тер-Абрамян оборудовал своё дело на перовом этаже дома. На верхних жила его семья, многочисленные родственники. Часть дома предприимчивый хозяин превратил в квартиры, сдаваемые внаём.

За несколько лет до Великого Октября к зданию был пристроен первый в городе дом, специально спроектированный для кинотеатра «Арс». Оригинальное здание кинотеатра мало сочеталось с трёхэтажным жилым домом, оно было выполнено совершенно в другом стиле. Но судьбы этих двух домов уже были крепко связаны – и общим номером, и общим двором, куда и был сделан выход из кинотеатра.

Пришла революция. Купеческое семейство «потеснили», частная типография закрылась. Квартиры, сдававшиеся внаём, заселили нуждавшиеся в жилье рабочие, служащие. Часть дома ещё некоторое время занимали учреждения. Так, в начале двадцатых годов здесь работал трест «Севкавпромстрой», имевший отношение к сооружению многих заводов – первенцев первой пятилетки, в том числе и Ростсельмаша.

Всё это хорошо помнит Аракса Георгиевна Тарасьян, проживающая в квартире 29. Несмотря на давно уже пенсионный возраст, она продолжает трудиться кассиром в Ленинском отделении Госбанка. Вместе с родителями она приехала в наш город из Ставрополя в 1920 году. вскоре после освобождения Ростова от белогвардейцев. Заняли комнату, перестроенную из бывшего служебного помещения. Для маленькой Араксы и её двоюродной сестры Лизы (ныне Елизавета Ильинична Цорданиди, учительница-пенсионерка, также живёт в этой квартире) вместе с другими детьми самым большим удовольствием было попасть через служебный ход в кино. Бывший «Арс», восстановленный после гражданской войны, стал называться «Руж», что по-французски означает «красный».

Была ещё радость для юных обитателей дома – рядом, во дворе школы (на месте которой ныне строится новый корпус), размещался цирк-шапито. Впрочем, этот цирк помнят и те, кому сейчас не так уж много лет; работал он до 1957 года, пока не открылся в Ростове стационарный цирк на Будённовском…

Шли годы. Другим становился город. Уже не звенели по улице Энгельса трамваи, уже с балкона разглядывали жильцы непривычные тогда троллейбусы. Как признак улучшающейся жизни, открылся в первом этаже дома кондитерский магазин, позднее преобразованный в консервный. Другую половину первого этажа заняла одна из лучших в городе фотография, где любили сниматься выпускники школ. Кто-то сфотографировался здесь и в солнечное утро 22 июня сорок первого…

Елизавета Ильинична Цорданиди не успела эвакуироваться. Полгода фашистской оккупации было словно страшный сон. Не работал водопровод – за водой ходили вниз по Семашко прямо к Дону, А когда возвращались назад, вспоминает Цорданиди, встречавшиеся на пути фашисты издевательски выбивали из рук вёдра. Приходилось заново идти к реке, да ещё по заснеженным, обледенелым спускам…

Нескольких жильцов дома забрали в гестапо. Потом стало известно, что живших здесь евреев и родственников коммунистов расстреляли.

Израненным, но всё же не разрушенным встретил дом освобождение Ростова. Судьба была к нему благосклонна, если учесть, что почти все здания на улице Энгельса от вокзала до Ворошиловского лежали в руинах. Сгорели и Дом рыбников, и кинотеатр «Гигант» – потом на его месте построили Дворец культуры строителей. Заново пришлось строить здание «Ростовэнерго». А трёхэтажный жилой дом и примыкавший к нему «Руж» стояли.

После войны «Руж» переименовали в «Победу». Здание много раз перестраивали. Сейчас, кстати, кинотеатру во многом возвращён прежний, исторической вид. А дом на Энгельса, 51 породнился с кинотеатром ещё больше: там, где раньше на первом этаже был магазин, теперь – кассы «Победы».

О послевоенной истории дома мне рассказали в квартире № 5, где живёт семейство Дубовых. Интересно, что воспитательница детского сада С. И. Дубова  и родилась в этом доме в 1922 году. Здесь прожила всю жизнь, за исключением войны, когда ушла на фронт медсестрой.

– Когда вернулась в сорок пятом, в нашей квартире на третьем этаже временно размещалось общежитие железнодорожников. Пришлось потесниться – людям надо было где-то жить. Ремонт делали кто как мог. Что ещё запомнилось – это наш подъезд, в котором был заметный след от попавшего сюда, но не взорвавшегося немецкого снаряда.

Сюда, в коммунальную квартиру на пять соседей, переехал вскоре и муж Сусанны Израйлевны – Михаил Тимофеевич Дубов, электромонтёр «Севкавэлектроремонта». Здесь родились у них два сына. Теперь оба уже имеют свои семьи, детей.

Увы – старым домам не так уж «везёт». За последние годы здания капитально ремонтировали только один раз – тогда провели сюда газ, оборудовали ванные или души в квартирах. У многих жильцов появились телефоны. Но в общем-то у этого дома ещё очень много проблем. «Подзапущен» наш юбиляр. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти во двор или в любой подъезд. Может быть, ПЭТ Ленинского района учтёт, что юбилярам обычно делают подарки?

Ну а пока во всех 34 квартирах идёт своя будничная, каждодневная жизнь. Как и в далёкую довоенную пору, ребятишки хитроумными способами «проскальзывают» на сеансы в «Победу». Всё так же работает фотография. А рядом с ней, заняв парадный подъезд с хорошо сохранившимися изразцами, разместилась студия звукозаписи. Отсюда слышны песни Пугачёвой и Леонтьева, а иногда – если заказ сделает кто-то из ветеранов – Шульженко и Бернеса... Во дворе время от времени шумно обсуждают свои проблемы хозяйки, а вечерами объясняются влюблённые...

Словом, обычная жизнь обычного дома, которому нынче сто лет.





 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2020 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"