Улица Суворова : [подборка ст.] // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2804
УЛИЦА СУВОРОВА
По сведениям ростовского краеведа Юрия Бибикова Мало-Садовая улица была переименована в честь Суворова Александра Васильевича в 1953 году (Улицы Ростова-на-Дону : люди, события. Ростов-на-Дону, 2009. С. 10-11).
СУВОРОВ Александр Васильевич (13(24).11.1730, Москва - 6(18).05.1800, Петербург), полководец и военный теоpетик, генеpалиссимус. При его непосредственном участии была сооружена линия пограничных крепостей на Юге России от Тамани до Моздока, через Дон и Кубань; прошло переселение большого количества армян, греков и грузин из-под владычества крымского хана Шагин-Гирея в Приазовские степи. Неоднократно бывал на Дону. В декабре 1777 года Александр Васильевич Суворов был назначен командиром Кубанского корпуса и отправился к новому месту службы. Он лично осмотрел всю линию постов по берегу Азовского моря, посетил крепость Димитрия Ростовского. В 1783-1784 годах А. В. Суворов, будучи командующим Кубанским корпусом, находился в штабе корпуса в крепости Дмитрия Ростовского. В дни празднования 250-летия Ростова-на-Дону в сентябре 1999 года на пересечении улицы Суворова и переулка Университетский был установлен памятный бюст великому полководцу.
Девятнадцать зданий на улице Суворова описаны в документе, составленном в 1993 году архитектором Любовью Волошиновой (Волошинова Л. Ф. Проект зон охраны. Т. 2, кн. 14: Аннотация исторической застройки по ул. Суворова, ул. Петровской, ул. Красных Зорь, ул. Седова, ул. Нижне-Бульварной, пер. Нахичеванскому, пер. Державинскому, пер. 7 февраля: арх. № 620. Ростов-на-Дону, 1993. URL: https://vivaldi.dspl.ru/ot0000624/view).
Улица Суворова, 4. Доходный дом
Дом возведён в конце XIX века. В его оформлении использован штукатурный и лепной декор, характерный для неоклассического направления эклектики.
В композиции фасада выделяются две крайние раскреповки, в западной расположен проезд, Первый ярус фасада рустован. Два верхних этажа раскреповок фланкированы пилястрами большого тосканского ордера. Горизонтальное членение осуществляется уступом цоколя, штукатурными междуэтажными и подоконными тягами, декоративным подоконным парапетом двух верхних этажей, широким фризом с рядом декоративных кронштейнов и профилированным венчающим карнизом.
Окна первого этажа оформлены декоративными замками, второго этажа – наличниками с прямыми сандриками, третьего – наличниками с «ушками» и тонкими прямыми сандриками на декоративных кронштейнах(совпадающими с архитравом) .Декоративные замки проёмов третьего этажа на раскреповках акцентированы акантовыми листьями, второго этажа – женскими головками.
В едином стиле со зданием выполнены кованые выгнутые ограждения балконов растительного рисунка. Аналогичные решетки полотен ворот частично заменены.
Со двора пристроена металлическая лестница и галерея.
Здание Г-образное в плане, трёхэтажное, с подвалом, многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.
Памятник архитектуры конца XIX века – доходный дом, отражает неоклассическое направление стиля эклектика и многообразие застройки исторического центра Ростова.
Улица Суворова, 6. Доходный дом
Дом возведён в конце XIX века в стиле эклектика. В оформлении его использован многочисленный штукатурный и лепной декор,характерный для барокко и Ренессанса.
Основу симметричной композиции фасада составляет центральный въезд и два парадных входа по обе стороны от него. Парадные входы выделены сложнодекорированными эдикулами в обоих этажах. На втором этаже эдикулы объединены строенным окном.Карниз над ними увенчан тремя аттиками, завершёнными малыми декоративными портиками. Центральный, с высоким полуциркульным окном, увенчан высоким щипцовым фронтоном со шпилем.
Симметрию фасада подчёркивают крайние по фасаду раскреповки с пониженными аттиками (завершения утрачены). Горизонтальное членение фасада осуществлено: широким междуэтажным поясом, узкими подоконными тягами, высоким фризом с рядом декоративных кронштейнов, профилированным карнизом. В декорировке фасадов использованы разнообразные вариации ордеров: ионические полуколонны в эдикулах парадных входов, тосканские пилястры на крайних раскреповках и в строенном центральном проёме; малые ионические полуколонны в декоративных портиках аттиков, и т. д.
Окна цокольного этажа оформлены П-образными сандриками, объединёнными горизонтальными участками тяг. Прямоугольные окна первого этажа обрамлены наличниками с декоративными замками. Полуциркульные окна второго этажа между раскреповками оформлены наличниками сложной конфигурации с «ушками» и завершены сложнодекорированными изогнутыми сандриками. Своеобразный облик фасаду придаёт многочисленный лепной декор: геральдическая вставка над строенным окном, картуш на сандриках проёмов и над окнами второго этажа,лепные женские головки над парадными входами, малые волюты, фланкирующие пилястровые картинки на аттиках,венки и гирлянды над полуциркульнымипроёмами, парадные двухстворчатые двери с полуциркульной фрамугой, остекление которой выполнено в виде лепесткового рисунка. Полуциркульные проёмы полотен оформлены архивольтами на витых полуколонках, нижние филёнки декорированы геометрическими ячейками с розетками.
На фасаде утрачены завершения крайних аттиков, полотна ворот в проезде, лепные капители в эдикулах второго этажа. Заменены: кровля, балконы, оконные переплёты. К дворовому фасаду пристроена терраса из металлических конструкций, ряд проёмов во внутренних стенах заложен.
Штукатурный и лепной декор значительно повреждён.
Здание П-образное в плане, двухэтажное, с цокольным и аттиковым этажами, с многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное по фасаду.
В предреволюционные годы в здании размещалось консульство Уругвая. Памятник архитектуры конца ХIХ века, редкий для города пример доходного дома с использованием в декорировке мотивов Ренессанса и барокко.
Отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.
Улица Суворова, 7. Доходный дом
Здание построено в конце XIX века. В оформлении его использованы приёмы и декор, характерные для Ренессанса и древнерусского зодчества. В симметричной композиции фасада доминирует центральная раскреповка, акцентирующая проезд, выделенная на втором этаже высоким окном в обрамлении полуколонн и мощной декоративной архивольтой, на третьем – строенным окном, оформленным аркадой. В облике боковых участков фасада также преобладает мотив аркады: укрупнённый в обрамлении высоких полуциркульных окон верхнего этажа и более мелкий в решении декоративного пояса между третьим и четвёртым этажами, в трактовке аркатурного фриза, подчёркивающего венчающий карниз с зубчиками. Архитектурно-художественный облик также формируют: рустовка первого этажа, лопаток второго и третьего, декоративные полуколонки с капителями кубышками, треугольные навершия на лопатках второго этажа, подоконные вставки, декоративные пояса, вставки и др.
Сохранилась одна их двух парадных дверей на фасаде. Она двухстворчатая с остеклённой фрамугой, филёнчатыми полотнами, украшенными барочными резными фронтончиками, профилированными накладными филёнками и отливными планками. Утрачены аттик раскреповки, полотна в проезде, одна парадная дверь. Заменены балконы и часть оконных переплётов.
Здание П-образное в плане, трехэтажное с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, с кирпичным декором.
Памятник гражданской архитектуры – доходный дом в стиле эклектика, градоформирующий элемент улицы, отражает стилистическое многообразие её застройки.
Улица Суворова, 9. Жилой дом (на 1993 год в цокольном этаже архитектурно-планировочное бюро при ГУА и Гостгорисполкома)
Здание построено в конце XIX века. В оформлении его использованы приёмы и декор, характерные для классицизма. В симметричной композиции фасада выделены крайние раскреповки. В западной размещается въезд, в восточной – парадный вход. Раскреповки поэтажно фланкированы лопатками и завершены аттиками. Архитектурно-художественный облик здания формирует штукатурный декор: междуэтажная тяга, карниз, подоконники, наличники, геометрические вставки под карнизом на лопатках в центральных простенках, ниши на аттиках и др.
Центр фасада акцентируется балконом с выгнутым кованым ажурным ограждением. Сохранилась парадная двухстворчатая дверь с остеклённой фрамугой. На филёнчатых её полотнах утрачены декоративные накладки растительного орнамента.
Высота проезда изменена за счёт встройки в него помещения, утрачены завершения аттиков. Значительно повреждена штукатурка и штукатурный декор фасада. В центре фасада имеют место диагональные трещины просадочного характера.
Здание первоначально Г-образное в плане, в начале века дополненное П-образной дворовой пристройкой. Первоначальный корпус двухэтажный с цокольным этажом и многоскатной крышей; кирпичный, оштукатуренный.
Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века – жилой дом в стиле эклектика, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.
Улица Суворова, 13. Жилой дом (на 1993 год в цокольном этаже – кооперативные мастерские)
Здание построено в IV четверти XIX века. В оформлении его использован декор, характерный для барокко и классицизма.
Архитектурно-художественный облик фасада формируют: цокольная и подоконная тяги, трёхчастный антаблемент; обрамление окон профилированными наличниками с «ушками», дополненными сандриками с дугообразными верхом; крайняя западная раскреповка фланкированная ионическими пилястрами и оформленная между ними горизонтальной рустовкой. Оригинальность фасаду придаёт лепной декор: кронштейны сандриков и фриза, вставки растительного барочного орнамента в тимпанах сандриков, гирлянды с цветами между «ушками» наличников, чешуйчатые полосы в филёнках пилястр, крестообразные подоконные филёнки, ряд мелких зубчиков карниза, филёнки в метопах фриза и др.
Лепной и штукатурный декор имеет значительные повреждения и утраты. Только на одном окне сохранились ставни жалюзи. На фасаде устроено два новых входа в подвал, к первоначальному входу пристроено крыльцо, дверные полотна заменены.
Здание Г-образное в плане, одноэтажное, с цокольным этажом и чердачной многоскатной крышей, с небольшой деревянной обшивной галереей на дворовом фасаде и широкой террасой на металлических стойках, возведённой в начале века.
Памятник архитектуры последней четверти XIX века – жилой дом, отражает неоклассическое направление эклектики и многообразие застройки исторического центра города.
Улица Суворова, 19/ пр. Соколова. Жилые дома общества «Новый быт»
Здания построены в 1928 году в стиле конструктивизм по проекту архитектора М. И. Кондратьева. Они представляютсобой два обращённых друг к другу корпуса сложной конфигурации, каждый из которых составлен из подковообразных элементов, образующих внутридворовые пространства. Такая конфигурация корпусов позволяет достигнуть благоприятной ориентации жилых и вспомогательных помещений и сформировать активную пластику фасадов. Её дополняют ризалиты в два окна и раскреповки, акцентирующие лестничные клетки и плоскости стен, выходящих на красную линию застройки. Облик фасадов дополняют: лицевая кирпичная кладка, рисунок переплётов и балконных ограждений, штукатурка цоколя и простенков.
Здания пятиэтажные, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичные.
Комплекс жилых домов в стиле конструктивизм – памятник гражданской архитектуры конца 1920-х годов, редкий пример решения квартальной городской застройки с удачным образованием внутридворовых пространств.
Улица Суворова, 20/22. Особняк Е. Т. Парамонова (на 1993 год - Донской православный центр и правление Союза казаков)
Здание возведено на рубеже XIX–XX веков в стиле эклектика.
В композиции фасада доминируют центральная и крайние раскреповки, завершённые аттиковыми этажами. Архитектурно-художественный облик постройки определяют: рустовка первого этажа и простенков второго, обрамление оконных проёмов второго этажа контрналичниками, украшенными в верхней части стилизованными раковинами, дракончиками, а также розетками; подоконные ниши, орнаментованные акантовыми листами; фриз, оформленный лепными вставками с изображением флоры и фауны.
Раскреповки имеют самостоятельное художественное решение. Их фланкируют парные колонки композитного ордера, завершённые стрельчатой аркой и вертикальной вставкой над ней с растительным орнаментом в центре. Ритм вертикальных проёмов аттикового этажа подчёркивают полуколонки сложного ордера, подоконные ниши с геометрическим орнаментом. Центральная раскреповка, акцентировавшая парадный вход, дополнена двухколонным портиком, обрамляющим нишу, а также подоконными вставками, включающими мотив фриза основной части здания, но дополненными изображениями грифонов.
Изменён облик центральной раскреповки: устроены новый вход и витрина. Заменены оконные переплёты всех окон.
В 1913 году дом принадлежал Е. Т. Парамонову.
Памятник гражданской архитектуры рубежа XIX–XX веков, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.
Улица Суворова, 21/ пр. Соколова, 28. Жилой дом
Дом построен в последней четверти XIX века. В оформлении его использован кирпичный декор, характерный для классицизма и русского стиля. В композиции обоих фасадов акцентируется центральная группа окон, она дополнительно выделяется аттиком с дугообразным центральным верхом, повторяющим очертания розетки. Архитектурно-художественный облик фасадов формируют: мощный кордон, подоконные и фризовые пояса, высокий профилированный карниз, рустованные лопатки, выделяющие углы фасадов, фланкирующие центральные группы окон и первоначальный вход с проспекта (оформлен выгибом карниза), подоконные ниши, простеночные филёнки, обрамления окон в виде наличников и прямоугольных сандриков на узких декоративных кронштейнах, дополненных на центральных окнах декоративными навершиями из розеток и декоративных кокошников, и др.
Заложены: первоначальный вход с проспекта с устройством окна, окна подвала, кроме двух, из которых устроены входы. Разобрана верхняя часть аттика, обращённого к проспекту. Заменена кровля. К северному торцу дома пристроен тамбур. Заменены оконные и дверные заполнения.
Здание Г-образное, в плане, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, с кирпичным декором по фасаду.
Памятник гражданской архитектуры последней четверти XIX века – жилой дом, отражает направление эклектики, обращённое к русскому народному зодчеству, и стилистическое разнообразие застройки исторического центра города.
Улица Суворова, 23. Жилой дом
Здание построено в последней четверти XIX века. В оформлении его использован декор, характерный для барокко и классицизма. К западному торцу здания вскоре после его возведения пристроен коридор, фасад которого оформлен в едином стиле со зданием. Архитектурный облик здания определяют: подоконные и междуэтажные тяги, карниз с зубчиками, обрамление окон на первом этаже наличниками с декоративными замками, на втором – лопатками с декоративным трехчастным антаблементом, фриз которого украшен растительным орнаментом, а также подоконные ниши, наличник парадного входа и др. Оригинальность фасаду придают узкие филёнки в простенках первого этажа с полуциркульными очертаниями верхних и нижних сторон, геометрические вставки в простенках, украшенные измельчённым растительным и цветочным орнаментом.
Здание Г-образное в плане, двухэтажное, с пристроенным коридором и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное, со штукатурным и лепным декором по фасаду.
По восточной части фасада в междуэтажной зоне имеют место диагональные трещины, здесь сбита штукатурка и повреждён лепной декор. Заменены кровля, оконные переплёты и дверные полотна.
Памятник архитектуры последней четверти XIX века – жилой дом, отражает неоклассическое направление эклектики и стилистическое многообразие застройки исторического центра города.
Улица Суворова, 25. Жилой дом (на 1993 год первый этаж – помещение фабрики «Донбувь», второй этаж – санитарно-эпидемиологическая станция Кировского района)
Здание построено в конце XIX века. В оформлении его использованы приёмы и декор, характерные для неоклассического направления эклектики.
В композиции фасада выделены две приближённые к центру раскреповки, оформленные во второмэтаже декоративными портиками, увенчанными аттиками. Портики дополнительно выделены центральными дугообразными выгибами карниза.
Архитектурный облик дома формирует кирпичный стилизованный классицистический декор второго этажа: междуэтажный пояс, фризовый пояс с незначительными изгибами над окнами, венчающий карниз с сухариками, подоконные геометрические вставки, декоративные замки окон, рустовка стен и пилястр портиков, ложные люнеты их центральных проёмов.
Изменены местоположение, конфигурация и габариты проемов нижнего яруса, пробито несколько проёмов для загрузки подвальных помещений, утрачен декор первого этажа (кроме западного участка).
На втором этаже заменены оконные переплёты, один проём заложен, утрачены завершения аттиков.
Здание сложной конфигурации в плане, двухэтажное, с многоскатной крышей, с подвалом; кирпичное, с кирпичным декором по фасаду, побелённое.
Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века – жилой дом, отражает неоклассическое направление эклектики и стилистическое многообразие застройки улицы.
Улица Суворова, 27. Жилой дом
Здание построено в конце XIX века в неоклассическом стиле. В симметричной композиции фасада центральный въезд поэтажно фланкирован лопатками и выделен сдвоенным проёмом (окно и балконная дверь) на втором этаже. По обе стороны от проезда размещены парадные входы. Архитектурно-художественный облик фасада формируют: рустовка первого этажа; подоконные, междуэтажная, фризовая тяги, карниз; обрамление окон первого этажа наличниками с замковыми камнями и подоконной нишей; второго этажа – эдикулами с дугообразными разорванными фронтонами и подоконными нишами и ширинками со вставками в виде алмазных граней, и др.
Утрачены волютообразные лепные элементы в разрывах дугообразных фронтонов, лепная вставка над центральным сдвоенным проёмом, наличник одного парадного входа. Сильно повреждены подоконные тяги и фризы эдикУлица Заменён балкон, полотна дверей, оконные переплёты, колпаки на приямках подвала.
Здание П-образное в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное, со штукатурным декором по фасаду.
Памятник гражданской архитектуры конца XIX века – жилой дом в неоклассическом стиле, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.
Улица Суворова, 28. Дом, в котором жил и работал писатель А. П. Бибик (на 1993 год первый этаж – детсад № 60)
Здание построено в 1927 году в стиле конструктивизма.
Оно секционное, П-образное в плане, четырёхэтажное с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное. На фасаде лестничные клетки с парадными входами выделены раскреповками с ленточным вертикальным остеклением и увенчаны аттиками. Горизонтальное членение фасада осуществляется междуэтажными поясами лицевой кладки и объединённой с квадратными окнами, более тёмной штукатуркой простенков.
Активную пластику фасада формируют вертикальные ряды балконов с решётчатым ограждением. Аналогичные ряды балконов размещены на южном дворовом фасаде.
На фасаде здания установлена мемориальная доска с текстом:
«В этом доме с 1927 по 1938 г.г. жил и работал старейший пролетарский писатель Бибик Алексей Павлович».
Улица Суворова, 32/ пр. Чехова, 54. Доходный дом (на 1993 год первый этаж – магазины фирмы «Эпос» и Т.О.О. «Бриз»)
Здание возведено в конце XIX века в формах эклектики. В оформлении фасадов использованы архитектурные мотивы Ренессанса, русского стиля, классицизма.
Фасады здания представляют собой единую ритмическую композицию, в которой выделяется угловой двухъярусный эркер и слабовыступающие раскреповки (на всю высоту здания) в центре и по краям фасадов. Доминирующее вертикальное членение осуществляется также трёхъярусными простеночными лопатками (раскрепованными на антаблементе), рустованными и декорированными в уровне второго и четвёртого этажей щелевидными нишами. Вертикальному – подчинено горизонтальное членение широким междуэтажным поясом и антаблементом, включающим высокий фриз с метопами и триглифами.
Архитектурный облик здания формируют разнообразные оформления окон в каждом этаже: прямоугольных проёмов первого этажа – простым наличником, полуциркульных окон второго – рустованным наличником с килевидным верхом и подоконной нишей, более низких полуциркульных окон третьего этажа – своеобразным порталом в русском стиле и на верхнем этаже – окном венецианского типа.
Архитектурный облик здания дополняет лаконичный кирпичный декор: междуэтажный пояс мелких зубчиков, подоконные ширинки, круглые ниши «венецианских» окон, подоконники нижнего этажа, рустовка простенков и др. В едином стиле со зданием выполнены кованые полотна ворот в проезде с глухой нижней частью и ажурной решётчатой верхней; деревянные филёнчатые двери парадных входов. Западная дверь с проспекта выполнена с остеклённой фрамугой и верхней расстекловкой верхней части полотен; северная – с остеклением верхней части полотен и ажурной решёткой над ней, резным навершием и отливной планкой над нижней филёнкой.
Здание прямоугольное в плане, с внутренним двором-колодцем, четырёхэтажное. с цокольным этажом и многоскатной крышей, кирпичное, с кирпичным декором на фасадах. Планировка дома – секционная.
Утрачены ограждение кровли и парапеты. С проспекта устроены входы в тамбуры и магазины. На дворовых фасадах перекладывались участки стен, западная дворовая стена имеет диагональные трещины в простенках.
Памятник архитектуры конца XIX века – своеобразный пример доходного дома в стиле эклектика с редким для города сочетанием архитектурных мотивов Ренессанса, русского стиля и классицизма; отражает стилистическое многообразия застройки исторического центра Ростова.
Улица Суворова, 39. Доходный дом (на 1993 год - военкомат Кировского района)
Здание построено в конце ХIХвека. В оформлении его использованы приёмы и кирпичный декор, характерные для неоклассического направления эклектики. В симметричной композиции фасада выделяются крайние раскреповки (западная акцентирует парадный вход).
Архитектурно-художественный облик постройки формируют: подоконные и междуэтажные пояса, карниз с сухариками, наличники оконных проёмов (с прямоугольными сандриками на первом этаже, с треугольными сандриками – на втором), рустовка раскреповок, эдикулы на их полуциркульных проёмах, и др.
В 1970-е годы выполнена надстройка третьего этажа. Заменена парадная дверь и оконные переплёты первого этажа, разобран балкон в центре фасада с частичной закладкой балконного проёма. Здание Г-образное в плане, трёхэтажное, с многоскатной крышей; кирпичное, с кирпичным декором по фасаду, побелённое.
Ценный элемент фоновой застройки конца ХIХ века, отражает неоклассическое направление эклектики и многообразие застройки исторического центра города.
Улица Суворова, 39. Доходный дом
Здание построено в конце ХIХ века. В оформлении его использованы приёмы и кирпичный декор, характерный для неоклассического направления эклектики. В симметричной композиции фасада доминирует центральная раскреповка в три проёма, выделенная на втором этаже полуциркульными окнами. Центральное из них оформлено эдикулой.
Архитектурно-художественный облик фасада также формируют: рустовка первого этажа и лопаток второго, подоконные и междуэтажные пояса, лопатки в простенках сближенных прямоугольных окон второго этажа, полный антаблемент с массивным карнизом, украшенным сухариками, и др.
Разобраны тумбы парапета, завершения центрального аттика и решётки ограждения, заменены балкон и полотна парадного входа. На проёмах первого этажа и двух окнах второго установлены современные решётки.
Здание Г-образное в плане, двухэтажное, с многоскатной крышей и наружной металлической лестницей по дворовому фасаду. Оно кирпичное, с кирпичным декором по фасаду.
Ценный элемент фоновой застройки конца ХIХ века – жилой дом, отражает неоклассическое направление эклектики и многообразие застройки исторического центра.
Улица Суворова, 43. Доходный дом
Здание построено в конце ХIХ века. В оформлении его использованы приёмы и кирпичный декор, характерные для псевдоготического направления эклектики. В ассиметричной композиции фасада проезд акцентирован раскреповкой, завершённой треугольным щипцом с люкарной.
Архитектурно-художественный облик постройки формируют: подоконный и междуэтажный пояса, карниз с фризовым аркатурным поясом, рустованные лопатки в простенках первого этажа, декоративные замки окон, объединённые узким надоконным пояском, лопатки в простенках второго этажа с фигурными декоративными вставками в венчающей части. Проезд фланкирован декоративными фигурными лопатками, второй этаж раскреповки акцентирован сдвоенным проёмом, оформленным по типу венецианского окна.
Заменены балконы, кроме одногона дворовом фасаде. Утрачены кованые полотна ворот в проезде. В верхней части стен всех фасадов наблюдаются волосяные трещины. Разрушен аттик за щипцом.
Здание Г-образное в плане, двухэтажное, с подвалом, с многоскатной крышей и наружными металлическими лестницами на дворовых фасадах.
Ценный элемент фоновой застройки конца ХIХ века, интересный пример жилого дома в псевдоготическом стиле, отражает многообразие застройки старого центра города.
Улица Суворова, 75. Доходный дом
Здание построено в начале XX века. В оформлении его использованы приёмы и декор, характерные для неоклассического направления стиля модерн. В симметричной композиции фасада выделена центральная раскреповка, акцентирующая парадный вход и увенчанная сложным аттиком. Её центричность подчёркивают две крайние раскреповки, в западной размещён проезд. Фасад имеет трехчастное членение: первый этаж рустован, завершён массивной междуэтажной тягой, которая трактуется «основанием» для пьедестала пилонов ионического ордера второго этажа, третий этаж отделён профилированными подоконниками и оформлен едиными наличниками окон с прямоугольными сандриками. Архитектурно-художественный облик также определяют декоративные кронштейны междуэтажной тяги и подоконников, наличники с замковым камнем и прямоугольным сандриком первого этажа и гладкие – с подоконными и надоконными нишами,профилированная архивольта с розеткой над центральным верхним окном, треугольный сандрик на окне под ним, и др. Сохранилась парадная двухстворчатая филёнчатая дверь с остеклённой фрамугой.
На фасаде утрачены завершения крайних раскреповок и декор на центральном аттике,лепной декор трёх капителей и их завершения, кованые полотна ворот в проезде. Заменены балконы, имеют место волосяные трещины по всей плоскости фасада.
Здание Г-образное в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное, со штукатурным и лепным декором по фасаду.
Памятник гражданской архитектуры начала XX века – доходный дом в стиле модерн,отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.
Улица Суворова, 81. Городское здание (на 1993 год - школа-интернат № 48 для слабослышащих детей)
Здание построено в конце XIX века. В оформлении его использованы приёмы и декор, характерные для неоклассического направления эклектики. В симметричной композиции фасада доминируют центральная раскреповка в три окна и две раскреповки крайние (западная акцентирует парадный вход). Архитектурно-художественный облик фасада формирует кирпичный классицистический декор: подоконные и междуэтажные пояса; трёхчастный антаблемент; обрамление проёмов первого этажа – контрналичниками (дополненными прямоугольными сандриками на раскреповке), второго этажа – декоративными лопатками с дугообразными сандриками, на центральной раскреповке – контрналичниками, декоративными замками, дугообразными сандриками. Раскреповки увенчаны аттиками и выделены рустовкой обоих этажей. Основные членения фасада дополняют: подоконные ниши, розетки в тимпанах дугообразных сандриков второго этажа, ширинки в метопах фриза между раскреповками, прямоугольные ниши и геометрические вставки на аттиках, и др.
Утрачены завершения аттиков, заменены парадные двери, устроено новое крыльцо парадного входа, цоколь облицован керамической плиткой. С запада и с севера возведены кирпичные пристройки, равные по высоте самому зданию, к ним выполнены современные одноэтажные пристройки.
Здание П-образноев плане, двухэтажное, с многоскатной крышей и пристройками.
До 1917 года на плане города постройка значилась как городское здание.
Памятник гражданской архитектуры конца XIX века – пример официального здания в неоклассическом стиле, отражает стилистическое многообразие застройки улицы.
Суворова, 127. Флигель трудолюбия (на 1993 год школа-интернат для глухих детей)
Одна из построек «Дома Трудолюбия», обращённая фасадом на улицу Суворова (бывшая Малая Садовая), возведена в конце XIX века. Фасады флигеля оформлены в классических традициях.
Архитектурно-художественный облик дома определяют: подоконная тяга, фриз с рядом ширинок, профилированный карниз, наличники окон с сандриками – прямоугольными в центральной части фасада, дугообразными на крайних окнах. Крайние проёмы дополнительно выделены раскреповками, фланкированными рустованными лопатками.
Прямоугольные сандрики украшены рядом зубчиков.
Несколько проёмов по дворовым фасадам растёсаны, часть – заложена.Заменена кровля. Сохранился участок первоначальной ограды по красной линии застройки. Секции ограды (ажурный кованый орнамент) установлены на каменном цоколе и дополнены в настоящее время кирпичными столбами. Ворота заменены.
Здание прямоугольное в плане, одноэтажное,со скатной крышей;кирпичное, с кирпичным декором по фасаду.
Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века – флигель с классицистическим решением фасадов; отражает стилистическое многообразие застройки улицы.
|