Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Улица Станиславского : [подборка ст.] // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2799

УЛИЦА СТАНИСЛАВСКОГО

Краевед, исследователь топонимики Ростова Юрий Анатольевич Бибиков, в книге, посвященной Ленинскому району из серии "Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События" (Ростов-на-Дону, 2008), писал:

Одна из старейших улиц Ростова названа именем Константина Сергеевича Станиславского (настоящая фамилия Алексеев) (1863-1938), русского режиссера, актера и теоретика театрального искусства, сыгравшего выдающуюся роль в истории отечественного театра.

На гастролях в Ростове МХАТ показал лучшие спектакли своего репертуара. Среди них были такие работы, как «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, постановкой которого в 1898 году открылся новый театр, и «На дне» А.М. Горького. Последний в 1902 году стал откровением — ведь до этого на сцене не видели таких действующих лиц, предпочитая не замечать трагедии людей, раздавленных жизнью. Ростовчане в этих спектаклях увидели многих актеров, которые играли свои роли в премьерах. Это были Станиславский, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова и многие другие. Константин Сергеевич запомнился зрителям и в роли князя Шуйского, и в роли Сатина. А еще был спектакль по комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», где Станиславский играл роль Крутицкого.

О ростовских гастролях в 1925 году интересные свидетельства оставил великий артист В.И. Качалов:

«Это была одна из многих наших поездок. Готовились мы к ней, как всегда, очень тщательно, с чувством большой ответственности. В Ростов мы ехали впервые, и нам хотелось показать здесь спектакли, во многом определявшие лицо нашего театра. Заранее в Ростов были направлены работники постановочной части, которые ознакомились со сценической площадкой, где нам предстояло играть, акустикой зрительного зала, договорились о плане наших творческих встреч с общественностью...».

Гастроли проходили в помещении городского театра, расположенного на углу Таганрогского (теперь Буденовского) проспекта и Сенной улицы (теперь Горького), — на этом месте сейчас высится здание цирка.

Актеры и руководство театра в свободное от спектаклей время встречались с работниками ростовских театров. К.С. Станиславский рассказывал об основных принципах своей режиссерской работы, вспоминал о недавней гастрольной поездке МХАТа в США.

В 1925 году, беседуя с артистами и режиссерами ростовских театров, Станиславский подчеркивал: «Я уже давно понял, что выражения восторга в искусстве губительны. Меня самого чуть не погубили они в молодости. Я мог бы составить большой список актеров, погубленных ранней славой».

Всего несколько дней продолжались гастроли МХАТа в Ростове. Но их влияние на театральную и всю культурную жизнь города было долгим и плодотворным. Ростовчане глубоко ощутили непреходящую ценность, молодость искусства актеров, которых вскоре назвали «великими стариками». В память о первом из них и была названа одна из старейших улиц города.

Начинаясь у путепровода, переходящего в проспект Стачки, улица Станиславского пересекает с востока на запад всю старую часть города. Когда-то эта улица называлась Почтовой потому, что на ее углу с проспектом Соколова находилась почтовая станция, здание которой не сохранилось. Когда почта была переведена в другое место (угол ул. Большой Садовой и пер. Островского), ее переименовали в Старопочтовую, по ней же проходила дорога на Кавказ. На Старопочтовой, самой оживленной улице Ростова начала XIX века, был возведен первый в городе двухэтажный каменный дом, в котором позже разместились: Городская Дума (пробыла она здесь ровно четверть века, переехав в 1899 году роскошный четырехэтажный Городской дом на Большой Садовой, где находится и сегодня.), Мещанская управа, суд. Дом этот на Старопочтовой улице был построен купцом Максимовым и выглядел для своего времени очень респектабельно. Рядом, на живописном Старом базаре с его многочисленными лавками и кабаками, шла бойкая торговля. Угловой крытый рынок на пересечении улицы Станиславского и Буденновского проспекта — известный памятник архитектуры, построенный в 1893 году.

Во второй половине XIX века, в связи с перемещением городского центра на Большую Садовую, Почтовая улица теряет свое значение центральной улицы, но по-прежнему остается торговой.

Дома — это человеческие судьбы. Так, например, доходный дом Л.Ф. Валкенштейна (ул. Станиславского, 104 б). Братья Иосиф, Михаил и Лев Валкенштейна были знакомы с А.П. Чеховым. Лев и Михаил были одноклассниками великого писателя. Он неоднократно останавливался у них дома. Лев Валкенштейн был адвокатом и при этом большим поклонником искусств, являлся совладельцем Асмоловского театра.

Не многие помнят о том, что одна из центральных улиц Ростова-на-Дону Старопочтовая в 1934 году была переименована и носила имя Ивана Дмитриевича Гольмана (1873-1934). Гольман родился в зажиточной семье. Его отец занимался лесным промыслом. В 1884 г. Гольман поступил в ремесленное училище, которое готовило литейщиков. В 1888 г. за два месяца до окончания школы был исключен за плохое поведение. Он поступил на завод, где познакомился с марксистами. С 1898 г. Гольман стал социал-демократом. В мае 1905 г. был организатором вооруженной демонстрации, был арестован, но в сентябре освобожден под залог. После этого продолжил революционную борьбу на юге России. В 1906 г. был арестован и находился в заключении два года. 11 марта 1910 г. был приговорен к смертной казни через повешение, но через 10 дней нахождения в камере смертников был помилован и получил четыре года каторги. Отбывал срок в каторжной тюрьме вместе с Фрунзе. В 1914 г. Гольман вернулся на Кавказ. После разгрома белогвардейцев в мае 1920 года вступил в партию большевиков и был избран заместителем председателем президиума Кубанского совета профсоюзов. Затем назначен ответственным секретарем Кавказского бюро ВЦСПС. С ноября 1920 г. работал заместителем председателя Донского облисполкома. Одновременно, с ноября 1924 г. Гольман стал председателем Донского Окружного Совета по Ростово-Нахичеванскому горсовету. В июне 1930 г. Гольман назначен заместителем председателя правления Северо-Кавказского энергоуправления. Вскоре избран председателем Ревизионной комиссии крайкома ВКП (б). В 1933 году Ростовский горсовет постановил присвоить имя одного из первых председателей горсовета за его революционные заслуги школе поселка Берберовка (Пролетарский р-н). В 1934 г. Гольман умер. В его честь в апреле 1934г. была переименована Старопочтовая улица. В конце тридцатых годов демонстрации в честь Октябрьской революции проходили по улицы Гольмана — одной из главных улиц города. 10 декабря 1938 г. этой улице было возвращено старое имя Старопочтовая. А 27 января 1939 г. Ростовский горсовет, переименовал ее в ул. Станиславского.

Тридцать три здания по четной стороне улицы Станиславского описаны в документе, составленном архитектором Любовью Волошиновой (Проект зон охраны. Т. 2, кн. 12: Аннотация исторической застройки по ул. Станиславского (четная сторона) : арх. № 622. Ростов-на-Дону, 1993. URL: https://vivaldi.dspl.ru/ot0000622/view).

Улица Станиславского, 12.Доходный дом Г. А. Кулиш (на 1993 год - жилой дом с размещением на первом этаже магазина «Рабочая одежда»)

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В оформлении фасадов использован кирпичный декор, характерный для классицизма (рустованные лопатки, прямоугольные сандрики на кронштейнах, профилированный карниз и фриз с кронштейнами).

Здание П-образное в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, побелённое.

В начале века владельцем дома был П. А. Кулиш.

На фасаде здания установлена беломраморная мемориальная доска с текстом: «В этом доме в 1923 году родился и жил до 1929 года видный советский учёный-кибернетик Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик Глушков Виктор Михайлович 1923–1982 г.г.)

Памятник культуры, связанный с жизнью учёного-кибернетика В. М. Глушкова.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века, характерный для дореволюционного Ростова тип доходного дома с размещением на первом этаже торгового заведения.

Замыкая угол квартала, здание отражает стилистическое многообразие его застройки.

Улица Станиславского, 14. Доходный дом М. В. Мроз

Здание построено в конце XIX века. В оформлении его использован кирпичный декор, характерный для романского направления эклектики. В композиции фасада выделены две крайние раскреповки, завершённые аттиками сложной конфигурации (венчающая часть обоих утрачена).

Архитектурно-художественный облик дома формируют: венчающий карниз и фризовый двухъярусный пояс, представленный в центральной части фасада рядами декоративных сухариков и зубчиков между геометрическими вставками в венчающих частях лопаток; по краям раскреповок декоративные кронштейны с массивным аркатурным поясом между ними. Убранство фасада дополняют: рустовка обоих этажей, подоконные ниши второго этажа, декоративные замки над проёмами. Сохранилась парадная дверь с остеклённой фрамугой.

Утрачены первоначальное ограждение балконов, растёсаны дверной и оконный проем западнойраскреповки.

Здание сложной конфигурации в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной чердачной крышей, кирпичное.

В 1913 году дом принадлежал М. В. Мроз.

Здание представляет интерес как ценный элемент фоновой застройки исторического центра города, отражает его стилистическое многообразие.

Улица Станиславского, 16. Доходный дом М. С. Васищевой

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. Симметрия фасадаподчёркнутакрайними раскреповками, увенчанными аттиками (западная – акцентирует проезд). Архитектурно-художественный облик дома определяют: рустовка первого этажа, сандрики разнообразной конфигурации второго и третьего этажей, прямоугольные ниши в простенках, междуэтажные тяги, подоконники и подоконные вставки верхних этажей, фриз, украшенный двумя рядами декоративных зубчиков, венчающий профилированные карниз и др. Сохранилась парадная филёнчатая двухстворчатая дверь с остеклённой фрамугой, полотна её украшенырезными геометрическими накладками. В проезде установлены кованые ажурные решётчатые полотна ворот.

Утрачены завершения аттиков, заменены ограждения балконов.

Здание сложной конфигурации в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное, с кирпичным декором по фасаду.

В 1913 году дом принадлежал М. С. Васищевой.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века – жилой дом в стиле эклектика, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Станиславского, 18. Доходный дом Петровых

Здание построено в конце XIX века. Его архитектурно-художественный облик определяют приёмы и декор, характерные для неоклассического направления эклектики. Симметрию композиции фасада подчёркивают крайние раскреповки, фланкированные на верхних этажах гигантскими полуколоннами. В оформлении использованы: рустовка первого этажа и простенков верхних, карниз с декоративными сухариками, подоконные вставки, междуэтажная тяга; оконные проёмы фланкированы полуколонками (второй этаж) и пилястрами (третий) ионического ордера и завершены сандриками разнообразной конфигурации, и др.

Здание сложной конфигурации в плане, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, с кирпичным декором по фасаду. В 1950-е годы был надстроен четвёртый этаж, заменены ограждения балконов и ворота в проезде.

Первоначально дом принадлежал Ивану и Ксении Петровым.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века – доходный дом, отражает неоклассическое направление эклектики; доминирующий элемент в застройке улицы и исторического центра города.

Улица Станиславского, 22. Доходный дом С. Л. Рувинского

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В композиции фасада преобладает центральная раскреповка, завершённая аттиком, которая акцентирует въезд. Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка первого этажа и простенков второго, обрамление окон верхнего этажа наличниками с ушками и сандриками сложной конфигурации, оформление второго яруса раскреповки декоративным портиком с треугольным фронтоном, междуэтажный и подоконный пояса, фриз с метопами и триглифами, карниз с сухариками. Ценными элементами украшения фасада являются также деревянное ограждение балкона, характерное для конца XIX века, первоначальные ажурные кованые полотна въездных ворот и деревянные двухстворчатые филёнчатые двери с остеклённой фрамугой, украшенные геометрическими декоративными накладками. Утрачено завершение аттика.

Здание П-образной конфигурации в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное. В 1913 году владельцем дома был С. Л. Рувинский.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века – доходный дом, отражает неоклассическое направление эклектики и стилистическое многообразие застройки старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 34. Доходный дом Д. И. Голубева

Здание построено в 1910-е годы. В оформлении фасада использован декор, характерныйдля неоклассического наплавления модерна. В композиции фасада преобладает чёткое горизонтальное членение междуэтажными тягами и ритм лопаток, расположенных в простенках.Лаконичный облик здания дополняют геометрические вставки подоконников и декоративные замки проёмов. Сохранилась парадная двухстворчатая дверь с остеклённой фрамугой, полотна её оформлены геометрическими накладками. Заменены ограждения балконов и полотна ворот впроезде.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с цокольным этажом и двухскатной крышей, кирпичное, с кирпичным декором по фасаду.

В 1913 году владельцем дома был Д. И. Голубев.

Ценный элемент фоновой застройки конца XX века – доходный дом в стиле модерн, доминирует в застройке улицы, отражает стилистическое многообразие её застройки.

Улица Станиславского, 36. Доходный дом О. С. Павленковой

Здание построено в конце XIX века в неоклассическом стиле. Симметрия фасада подчёркнута центральной раскреповкой, завершённой аттиком сложной конфигурации, которая акцентирует парадный вход. Второй и третий этажи раскреповки объединены гигантским портиком с композитными колоннами, парадный вход и окно второго этажа в ней оформлены полуциркульными наличниками и контрналичниками в виде эдикул; сдвоенное окно третьего этажа обрамляют пилястры и архивольты, как и остальные окна третьего этажа.

Архитектурно-художественный облик здания формируют также: рустованные лопатки трёх этажей, подоконные и фризовые ниши с филёнками, междуэтажные и подоконные тяги, высокий антаблемент, лепные декоративные кронштейны сандриков и фриза и др. Сохранилась парадная филёнчатая дверь с остеклённой фрамугой, полотнакоторой украшены профилированными геометрическими накладками. Заменены ограждения балконов.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с подвалом и двухскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по фасаду, украшенное лепным и штукатурным декором.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века – доходный дом в неоклассическом стиле, является доминирующим элементом застройки старейшей улицы города и отражает её стилистическое многообразие.

Улица Станиславского, 46/ 21 пер. Островского. Доходный дом А. А. Шикунова (на 1993 год - жилой дом с размещением на первом этаже магазина «Продукты»)

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика.В оформлении фасадов использован штукатурный декор барокко и классицизма. Первый этаж рустован. Раскреповки второго этажа оформлены лопатками и розетками; оконные проёмы центральных частей фасадов – наличники с «ушками» и дугообразными сандриками.

Здание сложной конфигурации в плане, двухэтажное, с мансардным этажом и подвалом, с многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

В начале ХХ века владельцем дома был А. А. Шикунов.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века, характерный для дореволюционного Ростова тип доходного дома, с размещением на первом этаже торгового заведения. Замыкая угол квартала, здание определяет стилистическое многообразие и масштаб его застройки.

Улица Станиславского,  48/ 24 пер. Островского. Доходный дом А. А. Шикуновой

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В оформлении фасадов использованы элементы кирпичного декора, характерного для барокко и классицизма: профилированные карниз и междуэтажный пояс, обрамление окон второго этажа наличниками и сандриками разнообразной конфигурации, рустовка стен и др.

Здание с двором колодцем, имеющим въезд с переулка. Оно двухэтажное, с чердачной многоскатной крышей и подвалом, кирпичное.

В начале XX века владельцем дома была А. А. Шикунова.

Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века, определяет масштаб и стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 52. Доходный дом Д. Я. Белова (на 1993 год - жилой дом с размещением на 1-м этаже магазина «Дары Дона»)

Здание построено на рубеже XIX и ХХвеков. В оформлении фасадов использованы элементы штукатурного и лепного декора, характерные для классицизма и Ренессанса. Симметрию фасада подчёркивает раскреповка с эркером, завершённая над венчающим карнизом треугольным фронтоном. Второй этаж рустован. Гигантские пилястры третьего и четвёртого этажей объединены над полуциркульными оконными проёмами верхнего этажа массивными архивольтами с декоративными замками. Проёмы третьего этажа обрамлены сложнопрофилированными сандриками и балясником.

Здание прямоугольное в плане, четырёхэтажное, с двухскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

В начале XX века владельцем дома был Д. Я. Белов.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX – начала XX веков, доходный дом в стиле эклектика; определяет масштаб и отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 52. Доходный дом Д. Я. Белова

Здание построено в конце ХIХ века в неоклассическом стиле. В оформлении фасада использован штукатурный и лепной декор: профилированные междуэтажные тяги и карниз, рустовка первого и лопаток верхнего этажей, разнообразные по форме наличники; боковые раскреповки выделены балконами, усложнённым декором оконных проёмов и тумбами парапета (декор утрачен) и др.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное.

В начале XX века владельцем дома был Д. Я. Белов.

Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века, доходный дом в неоклассическом стиле; определяет масштаб и стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 56. Корпус рынка Старого базара

Здание построено в 1890-е годы в неоклассическом стиле по проекту городского архитектора Н. Соколова. Несколько лет спустя возвели двухэтажную пристройку к западному фасаду, где разместились вспомогательные помещения.

Композицию фасадов определяет ритм оконных проёмов двухсветного торгового зала. В простенках размещены пилястры. На фасаде пристройки выделяются две крайние раскреповки с треугольными фронтонами. Простенки по второму этажу оформлены декоративными пилястрами. Вокруг здания по первому этажу с момента строительства корпуса существуют торговые помещения, которые периодически модернизируются.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с пристройками и многоскатной крышей, кирпичное, побелённое.

Памятник архитектуры конца XIX века – корпус рынка на площади Старого базара – неотъемлемый элемент исторического центра города

Улица Станиславского, 58. Подворье кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы

Подворье расположено в историческом центре Ростова-на-Дону на площади Старый базар. Территория подворья имеет форму прямоугольника, вытянутого с востока на запад. Центральное положение на подворье занимает кафедральный собор и четырёхъярусная колокольня. К западу от колокольни расположены сблокированные флигели: угловые двухэтажные, три между ними – одноэтажные. По южной границе участка размещены: современные здания епархиального управления и просфорной, у въезда с северной стороны одноэтажная постройка, возведённая в 1950-е годы.

Ограда подворья – металлическая решётка на кирпичном цоколе. Захоронения у апсиды оформлены надгробиями из искусственного мрамора с крестами,надгробие у северного входа – металлическое.

Собор

Собор возведён в 1860-е годы в русско-византийском стиле по проекту К.А.Тона. Здание представляет собой крещатый храм с притвором.

Собор увенчан пятиглавием с крупным центральным световым барабаном и малыми – угловыми, со шлемовидными завершениями. Рукава креста имеют многоскатные покрытия, притвор – многоскатное покрытие, увенчанное малой главкой на барабане.

Фасады храма расчленены гранёными полуколоннами на прясле и завершены развитым карнизом. Три центральные прясла по всем фасадам увенчаны килевидными закомарами. Стены четверика прорезаны двумя ярусами полуциркульных проёмов, оформленных в нижнем – порталами, наличниками с килевидными архивольтами, пилястрами. Барабаны прорезаны двенадцатью полуциркульными окнами с трёхчетвертными колонками в простенках. Аналогично решены барабаны угловых глав. Главы собора, подкрестные яблоки и кресты позолочены.

Колокольня

Четырёхъярусная колокольня возведена в 1887 году по проекту архитектора А. Кампиони и. художника Д. Лебедева. В 1942–49 годах были снесены три верхних яруса колокольни; нижний ярус до 1992 года использовался как малый храм. Сохранившийся ярус прямоугольный в плане с пилонами по краям всех фасадов. На фоне заглублённой центральной части западного и восточного фасадов выступают ризалиты с полуциркульными проёмами по сводчатой кровле. Стены расчленены уступчатым цоколем, ступенчатыми полками на уровне архивольтов окон, мощным карнизом, профилированными филёнками. Пилоны у основания второго яруса завершены килевидными кокошниками.

Проёмы на западном и восточном фасадах фланкированы колонками с капителями-кубышками, несущими архивольт.

В 1991 году работы по воссозданию трёх ярусов колокольни начаты по проекту архитектора Ю. Солнышкина.

Флигели

Угловые двухэтажные флигеля были построены в 1863 году. В 1870-е годах между ними возведены одноэтажные, которые объединили все постройки у западной границы подворья в единый корпус. В 1942 году северный двухэтажный флигель и примыкающий к нему одноэтажный были взорваны. В 1991–1992 годах проведены реставрация сохранившихся и воссоздание утраченных флигелей по проекту СКФ института «Спецпроектреставрация» (автор архитектор Ю. Солнышкин).

Угловые двухэтажные флигели выполнены в лаконичных формах классицизма. Нижний этаж решён рядом полуциркульных проёмов, верхний – чередованием прямоугольных проёмов и ниш. Нижний ярус оформлен рустовкой и декоративными замками. Во втором ярусе окна украшены сандриками. Горизонтальное членение осуществляется тягами: цокольной, междуэтажной, подоконной. Венчающий карниз профилированный, с выносом.

Фасад центрального флигеля фланкирован лопатками, увенчанными над карнизом килевидными тумбами. Три полуциркульных окна оформлены прямоугольными филёнками и подоконной тягой. Четырёхскатная крыша завершена луковичной главкой. Фасады одноэтажных флигелей прорезаны малыми строенными полуциркульными окнами с профилированными наличниками и декоративными замками и подчёркнуты подоконной тягой. Четыре входа со стороны подворья имеют крыльца с металлическими коваными козырьками.

Решением Ростовского Облисполкома №303 от 16.08.85 г. постройки взяты на госохрану как памятники архитектуры.

Улица Станиславского, 60. Торговый дом П. Р. Максимова (на 1993 год - подвал, склады и магазин, первый этаж – Детская спортивная школа, второй – «Гипроторг» и др.)

Здание построено в 1810-е годы на площади Старый базар. Композицию фасадов определяетритм полуциркульных проёмов обоих этажей. Центральная часть главного фасада, выделена слабовыступающим ризалитом и завершена мезонином (в западной части дома). Фасады оштукатурены и оформлены лопатками, наличниками с полуциркульным и килевидным верхом, междуэтажными тягами, аркатурным фризовым поясом, карнизом с сухариками.

Здание четырёхугольное в плане, с внутренним двором, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей.

В 1850-х годах однуиз лавок в первом этаже арендовал П. Е. Чехов (отец А. П. Чехова). В 1880 году в верхнем этаже дома разместились: городская дума,словестный и сиротский суд, мещанская управа, в первом этаже оставались лавки, сдаваемые внаём.

Редкийиз сохранившихся на юге России тип торгового дома в стиле позднего классицизма. Здание, связанное с жизнью отца А. П. Чехова – П. Е. Чехова.

Улица Станиславского, 92/ пр. Семашко. Доходный дом Ф. А. Ильяшева (на 1993 год - жилой дом с размещением на первом этаже парикмахерской магазина промкооперации)

Дом построен в последней четверти ХIХ века. В оформлении фасадов использованы элементы кирпичного декора, характерные для классицизма: междуэтажные пояса, карниз, рустовка обоих этажей, обрамление окон наличниками и прямоугольными сандриками на декоративных кронштейнах и др.

Здание Г-образное в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное, побелённое.

В начале XX века владельцем дома был Ф. А. Ильяшев.

Памятник гражданской архитектуры последней четверти ХIХ века, определяет масштаб и отражает стилистическое многообразие застройки улицы; представляет интерес как пример доходного дома с размещением на первом этаже торгового заведения, характерный для дореволюционного Ростова.

Улица Станиславского, 94. Жилой дом и дом Е. В. Васильева

Здание построено в последней четверти XIX века в неоклассическом стиле. В оформлении фасада использован штукатурный декор: наличники с «ушками», дугообразные сандрики, замковые камни, подоконные ниши с филёнками, венчающий карниз, цокольная и подоконные тяги. Интересна двухстворчатая филёнчатая парадная дверь с фрамугой, филёнки которой украшены резьбой геометрического орнамента.

По красной линии застройки, рядом с домом, размещены ворота в виде столбов, перекрытых лучковой аркой; увенчанные тумбами и центральным фронтоном, в центре которого располагался герб владельца.

Здание одноэтажное, с подвалом, прямоугольное в плане, с четырёхскатной крышей.

В начале века владельцем дома был Е. В. Васильев.

Памятник гражданской архитектуры последней четверти XIX века; отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 96-б. Доходный дом Е. В. Васильева

Здание построено в 1894 году. В оформлении главного фасада использованы приёмы, характерные для псевдоготического направления эклектики.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с многоскатной крышей, оштукатуренное по главному фасаду. Фасады здания оформлены лепным и штукатурным декором.

Памятник архитектуры конца ХIХ века, доходный дом в стиле эклектика. Отражает стилистическое разнообразие квартала. Является неотъемлемой частью исторической застройки улицы.

Улица Станиславского, 98-б. Жилой дом Ф. Х. Раицына

Здание построено в конце ХIХ века. В оформлении главного фасада использованы приёмы, характерные для неоклассического направления эклектики.

Здание П-образное в плане, двухэтажное, с цокольным этажом, с многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по главному фасаду, оформленному лепным и штукатурным декором.

Памятник архитектуры конца ХIХ века, жилой дом в стиле эклектика, отражает стилистическое разнообразие исторической застройки улицы.

Улица Станиславского, 100-б. Доходный дом В. П. Гощищевой

Здание построено в 1910-е годы. В композиции фасада отражён поиск пластической выразительности, обращённый к стилизации мотивов западноевропейской средневековой архитектуры и классицистического лепного декора.

Здание прямоугольное в плане, четырёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное. На фасаде установлена мемориальная доска с текстом: «В этом здании в 1921 году размещались юго-восточное бюроЦК РКП(б) и ЦК РКСМ, Донком и горком РКП(б); Донком и горком РКСМ».

Памятник архитектуры начала XX века, доходный дом в стиле модерн, доминирует в застройке улицы и отражает её стилистическое разнообразие.

Улица Станиславского, 102. Доходный дом

Зданию построено в конце ХIХ века в стиле эклектика. В оформлении его использованы приёмы и кирпичный декор, характерный для русского народного зодчества.

В композиции фасада центральный вход выделен раскреповкой. Симметрию здания подчёркивают также и две крайние раскреповки фасада и два парадных входа, расположенные по обе стороны от проезда. Раскреповки фланкированы сложнодекорированными лопатками; центральная – вторым фризом с более мелким рядом сухариков и повышенным карнизом. Простеночные лопатки первого этажа оформлены сложнодекорированным рустом.

Окна первого этажа обрамлены контрналичниками, контрналичники парадных входов дополнены декоративными замками. Оконные проёмы второго этажа фланкированы полуколонками с капителями-кубышками, объединёнными П-образными сандриками с карнизом, украшенным зубчиками; простенки между раскреповками второго этажа рустованы.

Архитектурный облик фасада также формируют: междуэтажные пояса, фризовый пояс из квадр над проёмами первого этажа и отдельные квадры, дополняющие рустовку лопаток, поребрик в подоконных нишах, и др.

Сохранилась одна дверь парадного входа с остеклённой фрамугой. Филёнчатые полотна двери в верхнейчасти и средней – украшены дугообразными фронтонами с картушами; поле между ними фланкирован витыми колонками. Нижняя филёнка украшена розетками, в настоящее время двери в неудовлетворительном состоянии.

Заменены балконы и полотна ворот в проезде. К дворовому фасаду пристроена галерея и металлическая лестница.

В центральной части главного фасада наблюдаются диагональные трещины, связанные с просадкой основания.

Дом П-образный в плане, двухэтажный', с многоскатной крышей; кирпичный.

Памятник архитектуры конца ХIХ века – редкий для города пример доходного дома в так называемом «русском стиле», отражает многообразие застройки исторического центра города.

Улица Станиславского, 104-б. Доходный дом Л. Ф. Волкенштейн

Здание построено в конце ХIX – начале ХХ века. В его объёмно-пространственной композиции использованы приёмы, характерные для переходного периода от эклектики к модерну.

Здание сложной конфигурации в плане, трёхэтажное, с многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

По преданиям, в этом доме неоднократно останавливался А. П. Чехов.

Памятник архитектуры ХIX – начале ХХ века, доходный дом переходного периода от неоклассического направления эклектики к модерну; замыкая угол квартала, доминирует в его застройке.

Улица Станиславского, 112. Доходный дом К. Н. Файдыш

Дом построен в последней четверти XIX века по «образцовому проекту» середины века в неоклассическом стиле.

В оформлении фасада использован лаконичный штукатурный декор:профилированная междуэтажная и подоконная тяги,венчающий карниз с сухариками,прямоугольные ниши в простенках и под окнами второго этажа, декоративные люнеты, наличники и др.

Двухстворчатая парадная дверь украшена маскаронами,а также растительным и геометрическим орнаментом.

Здание прямоугольное в плане, с поздними пристройками. Оно двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное.

В началеXX века владельцем дома был К. Н. Файдыш.

Памятник гражданской архитектуры последней четверти XIX века,отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 120/ 10 пр. Ворошиловский. Доходный дом Егоровых (на 1993 год - первый этаж: магазины «Продукты», «Ателье», «Пушинка», второй этаж – жилой)

Здание построено в 1887 году в псевдоготическом стиле. Первый этаж предназначался для торговых помещений, второй – для жилья.

Первоначальные центральные входы главного и торцового фасадов фланкированы пилонами, объединёнными над карнизом щипцеобразными фронтонами.

По обе стороны от центральных входов обоих фасадов размещены квадратные окна торговых помещений, оформленные П-образными сандриками. Ритм узких проёмов верхнего этажа усилен рядом простеночных лопаток, оформленных в верхней части геометрическими каплевидными вставками, объединёнными фризовым поясом зубчиков.

Своеобразие фасаду придаёт: междуэтажный пояс, акцентирующий простеночные лопатки П-образными вставками, пилоны –.двухскатными фронтончиками; гранёные полуколонки с шатровыми навершиями,  фланкирующие щипцеобразные фронтоны, стрельчатая архивольта между ними.

Архитектурный облик формирует также другой кирпичный декор: рустовка лопаток, подоконные  вставки, фризовый пояс поребрика и др.

Здание прямоугольное, двухэтажное, с подвалом, многоскатной крышей.

Изменена конфигурация большей части проёмов первого этажа, заложен первоначальный вход, заменены оконные и дверные заполнения, разрушено завершение одного фронтона, заменена крыша.

В предреволюционное годы дом принадлежал Егоровым, в одном из торговых помещений размещался ресторан «Древняя Русь».

Памятник архитектуры конца ХIХ века, интересный пример доходного дома в псевдоготическом стиле; отражает своеобразие застройки исторического центра Ростова.

Улица Станиславского, 122. Гостиница и гуждвор Нового базара

Здание построено в конце ХIХ века. В оформлении его использованы приёмы и декор, характерные зля классицизма и барокко.

В симметричной композиции фасада выделяется раскреповка, объединяющая на первом этаже центральный проезд и два парадных входа, на втором этаже – четыре полуциркульных окна, над карнизом раскреповка завершена аттиком (верх которого утрачен).

Фасад имеет традиционное поэтажное членение – междуэтажной, подоконными тягами и завершается широким полным антаблементом.

Центральная раскреповка выделяется насыщенностью штукатурного и лепного декора: в простенках первого этажа сдвоенные рустованные лопатки завершены раковинами, между малыми полуциркульными окнами второго – размещены сдвоенные коринфские пилястры, фриз над которыми украшен декоративными кронштейнами и гирляндами, верх проёмов – архивольты с акантовыми листьями на декоративных замках, окна аттика фланкированы тосканскими пилястрами, простенки оформлены орнаментированными филёнками.

Декор левого участка фасада (сохранившего первоначальный вид) более лаконичен: окна второго этажа обрамлены эдикулами, широкие окна первого этажа – наличниками с декоративными замками, простенки нижнего яруса заполнены рустованными лопатками. Филёнчатые двери парадных входов утратили первоначальный вид, кроме полотна левого входа.

Правая часть фасада утратила весь декор и штукатурку; здесь изменена конфигурация проёмов первого яруса. Перестроен мансардный этаж над левой и правой частями зданий, утрачено завершение аттика. Сохранившийся штукатурный и лепной декор имеет значительные повреждения.Со двора устроено несколько новых входов и балконов.

Над центральным проездом по фасаду наблюдаются трещины, свидетельствующие о просадке основания.

Здание прямоугольное в плане, с просторным прямоугольным внутренним дворов, с подвалом и многоскатной крышей. Фасадная часть двухэтажная с мансардным этажом, дворовая – двухэтажная.

Памятник архитектуры конца ХIХ века, интересный пример гостиницыс гужевым двором, фасад которой оформлен классицистическим декором.

Улица Станиславского, 128/10 пр. Соколова. Доходный дом Х. и Л. Рысс. (на 1993 год - жилой дом, на первом этаже – Собес Кировского района)

Здание построено в последней четверти ХIХ века в стиле эклектика. В оформлении фасадов использованы элементы штукатурного декора, характерные для классицизма: рустовка первого этажа и лопаток второго, профилированные междуэтажная тяга и карниз, подоконные ниши и ширинки, наличники со сложными сандриками над окнами второго этажа, декоративные сухарики фриза и др.

Здание двухэтажное, с подвалом, Г-образное в плане, с многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное.

Памятник гражданской архитектуры последней четверти ХIХ века; замыкая угол квартала, определяет масштаб и отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 132/ пр. Чехова. Жилой дом Е. И. Скараманга (на 1993 год - противотуберкулёзный диспансер)

Здание построено в конце ХIХ века в неоклассическом стиле. Впоследствии достроено трёхэтажным корпусом фасадом по проспекту. На рубеже веков к его южному торцу выполнена трёхэтажная пристройка.

В оформлении фасадов использован штукатурный илепной декор: рустовка нижних этажей, обрамление окон пилястрами и сандриками (дугообразными – на втором, прямоугольными – на первом этажах), междуэтажная тяга и карниз с сухариками, орнаментальные вставки и др.

Дом Г-образный в плане; первоначальный корпус двухэтажный, пристроенные – трёхэтажные. Здание с подвалом, многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

В начале XX века владельцем дома был Е. И. Скараманга

Памятник гражданской архитектуры рубежа веков в неоклассическом стиле. Замыкая угол квартала, определяет масштаб застройки и отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского 146. Жилой дом

Здание построено во второй половине XIX века. Оно представляет собой традиционный тип донского жилища – квадратный курень на подклете с пристроенным деревянным коридором по восточному фасаду и тамбуром. Главный северный фасад дома впоследствии был оштукатурен и оформлен в стиле эклектика с использование штукатурного и лепного декора. Облик его определяют: подоконная тяга и пояс, составленный из чередования ниш (прямоугольные дополнены пирамидальным рустом), контрналичники окон (сбиты по длинным сторонам) с декоративными замками, лепные растительные вставки в простенках.

Сохранилась парадная деревянная двухстворчатая дверь с глухой фрамугой украшенная декоративными фронтончиками, геометрическим орнаментом, профилированными накладками, порезками и др.

Заменена кровля, утрачены наличник парадной двери, частично контрналичники окон, декоративные замки над ними.

Дом одноэтажный на подклете, с четырёхскатной крышей и деревянным пристроенным коридором;основной объём кирпичный, оштукатуренный по фасаду.

Памятник гражданской архитектуры второй половины XIX века; отражает взаимосвязь традиций народного жилища и приёмовгородской строительной культуры периода эклектики конца века, входит в исторически сложившуюся застройку старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 158. Доходный дом

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика, В композиции фасада доминирует центральная раскреповка, акцентирующая проезд и ритм простеночных рустованных лопаток. Архитектурно-художественный облик дома формирует также кирпичный декор: декоративные замки над проёмами, подоконные ниши верхнего этажа с поребриком, междуэтажный пояс с зубчиками, фриз с двумя рядами декоративных зубчиков, декоративные кронштейны в венчающей части лопаток, профилированный венчающий карниз, архивольта с замком над центральным балконным проёмом (ныне растёсан) и др. Заменены ограждения балконов, крайние по фасаду оконные проёмы растёсаны с устройством дверей и крылец.

Здание П-образное в плане, двухэтажное, с подвалом, многоскатной крышей и дворовой  пристройкой; кирпичное.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века – доходный дом в стиле эклектика, отражает стилистическое многообразие застройки старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 172. Доходный дом И. и В. Дьяковых

Здание построено в 1890-е годы. В оформлении его использован кирпичный декор, характерный для псевдоготического направления эклектики. В ассиметричной композиции фасада крайняя восточная раскреповка акцентирует въезд, который, как и сдвоенное окно второго этажа, оформлен стрельчатой архивольтой. Архитектурный облик здания формируют: простеночные лопатки второго этажа, завершённые декоративными щипцами, широкий фриз с ширинками, карниз с зубчиками, междуэтажный пояс с сухариками и декоративными кронштейнами по осям лопаток, подоконный пояс первого этажа с геометрическими вставками, и второго – с нишами и рустами и др. Сохранилась парадная двухстворчатая дверь в центре фасада с остеклённой фрамугой и полотнами, украшенными накладками геометрического рисунка. Заменены три первоначальных балкона, колпаки на проёмах и приямках цокольного этажа, полотна ворот в проезде.

Здание Г-образное в плане, двухэтажное, с цокольным этажом и многоскатной крышей; кирпичное.

В 1913 году дом принадлежал Иосифу и Виктории Дьяковым.

Памятник архитектуры конца XIX века – редкий пример доходного дома в псевдоготическом стиле, встречающийся в Ростове; отражает стилистическое многообразие застройки старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 250/ пер. Крепостной. Доходный дом А. и С. Сапко и С. Манеси

Здание построено в 1910-е годы в стиле модерн. В композиции фасада чётко выражено функциональное назначение этажей дома: первый – торговый – представлен чередованием больших квадратных оконных проёмов и узких дверных (центральный заложен); на втором жилой этаже – единый ряд оконных и балконных проёмов дополнен простеночными лопатками. Крайние по фасаду оконный и дверной проёмы фланкированы повышенными лопатками с самостоятельным карнизом. Архитектурно-художественный облик здания формирует стилизованный кирпичный декор: наличники и декоративные замки в верхней части проёмов, каплевидные геометрические вставки на лопатках под междуэтажным поясом, на лопатках верхнего этажа и в фризовой части фасада, подоконники и ниши второго этажа, профилированный венчающий карниз.

Утрачены тумбы парапета и ограждения кровли, два балкона, первоначальные дверные и оконные переплёты.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с подвалом, с двухскатной крышей; кирпичное.

В 1913году дом принадлежал Алексею и Спиридону Сапко и Спиридону Манеси.

Памятник гражданской архитектуры начала XX века – доходный дом в стиле модерн, характерный для дореволюционного Ростова тип дома с магазинами в первом этаже; отражает стилистическое многообразие застройки старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 264. Доходный дом

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В композиции фасада выделены крайние квадратные проёмы, фланкированные лопатками на  всю высоту дома. Архитектурный облик здания формируют: наличники с декоративными замками верхнего этажа, декоративные кокошники второго и первого этажей, а также подоконники на декоративных кронштейнах дополненные на втором этаже рядом зубчиков, междуэтажные пояса и венчающий карниз с рядом декоративных сухариков. Заменены парадная дверь, полотна ворот в проезде, оконные переплёты.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с многоскатной крышей; кирпичное, с кирпичным декором декором по фасаду.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века – доходный дом в стиле эклектика; отражает стилистическое многообразие застройки старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 268. Жилой дом

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. На главном фасаде парадный центральный проезд выделен раскреповкой, увенчанной аттиком, прорезанным сдвоенным окном. Центричность фасаде подчёркнута группировкой во втором этажеполуциркульных проёмов: в раскреповке сдвоенного оконного, по обеим сторонам её – больших балконных. Архитектурно-художественный облик здания формирует кирпичный декор: цокольный, междуэтажный, подоконныепояса, оформление окон первого этажа – сандриками с крайними каплевидными вставками, второго этажа – наличниками и контрналичниками с прямоугольными сандриками, подоконные ниши, колонки с капителями-кубышками и архивольты в обрамлении окна аттика, венчающий карниз с декоративными зубчиками, рустовка стен, пучки полуколонок под балконами (ныне разобранными). Перестроен мансардный этаж. Восточная часть здания имеет трещины просадочного характера – на фасаде по карнизу, на перемычках, в простенках.

Дом прямоугольный в плане, двухэтажный, первоначально с мансардным этажом, подвалом; кирпичный,скирпичнымдекором по фасаду.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века – жилой дом в стиле эклектика, отражает стилистическое многообразие застройки старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 290/ 20 улица Седьмого февраля. Доходный дом (на 1993 год - жилой дом с размещением на первом этаже магазина «Хлеб»)

Здание построено в начале XX века. В оформлении его использован стилизованный кирпичный декор и приёмы, характерные для стиля модерн. Фасады по улицам представляют собой единую композицию, в которой выделены две раскреповки, акцентирующие парадный и угловой входы. Архитектурно-художественный облик дома формируют: гигантские лопатки раскреповок с каплевидными вставками в венчающей части, большой полуциркульный проем лестничной клетки, оформленный архивольтой с декоративным замком, высокие декоративные кронштейны в фризовой части, подоконники проемов верхнего этажа, фризовые ниши, венчающий карниз и др. Заменены балконные ограждения, дверные полотна и оконные переплёты первого этажа. Утрачены завершения раскреповок.

Здание Г-образное в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей.

Ценный элемент фоновой застройки начала XX века – доходный дом в стиле модерн, отражает стилистическое многообразие застройки старейшей улицы города.

Тридцать два здания по нечетной стороне улицы Станиславского описаны в документе, составленном архитектором Любовью Волошиновой (Проект зон охраны. Т. 2, кн. 13: Аннотация исторической застройки по ул. Станиславского (нечетная сторона) : арх. № 623. Ростов-на-Дону, 1993. URL: https://vivaldi.dspl.ru/ot0000622/view).

Улица Станиславского, 15. Доходный дом

Здание построено в начале XX века в стиле модерн с использованием стилизованного штукатурного и лепного декора классицизма. Центральный парадный вход акцентирован порталом, крайние раскреповки завершены аттиками(декор утрачен). Окна под ними украшены лепными вставками с растительным орнаментом. Первый этаж рустован, окна второго и третьего обрамлены наличниками. Здание увенчано карнизом и декоративным фризом в центральной части.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

Памятник гражданской архитектуры начала XX века. Доходный дом в стиле модерн, определяет масштаб и отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 21. Доходный дом М. А. Музыченко

Здание построено в начале XX века. В симметричной композиции фасада использованы кирпичный и штукатурный декор, характерный для неоклассического направления стиля модерн (рустовка первого этажа, гигантские лопатки, объединяющие второй и третий этажи и завершающиеся в центральной части и на раскреповках аттиками; разнообразные по конфигурации наличники и др.).

Дом сложной конфигурации в плане,трёхэтажный с подвалом и многоскатной крышей. В начале XX века владельцем здания был М. А. Музыченко.

Памятник гражданской архитектуры начала XX века в стиле модерн, отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 35. Доходный дом

Здание построено в начале XX века в стиле эклектика с использованием стилизованного кирпичного декора, характерного для классицизма и Ренессанса: центральная и крайние раскреповки завершены декоративными аттиками (декор крайних утрачен), удвоенные полуциркульные проёмы второго и третьего этажей объединены архивольтой, крайние – в третьем выделены аркатурным фризовым поясом, первый этаж рустован, окна второго и третьего с наличниками сложной конфигурации, над парадными двухстворчатыми дверьми размещены круглые окна с наличниками и декоративными замками и др.

Здание П-образное в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное.

Улица Станиславского, 39. Доходный дом

Дом построен в последней четверти XIX века в стиле эклектика с использованием композиционных приёмов и элементов кирпичного декора, характерных для классицизма: центральная раскреповка с треугольным фронтоном, венчающий карниз с сухариками, рустовка обоих этажей, междуэтажные и подоконные пояса, наличники с замками второго этажа. Ворота центрального арочного проезда двухстворчатые с фрамугой икалитками (сетчатые в верхней части).

Здание П-образное в плане, двухэтажное, с многоскатной крышей, кирпичное.

Памятник гражданской архитектуры последней четверти ХIХ века. Доходный дом, отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Фактографическая справка о доме по улице Станиславского, 39, по сведениям, найденным Мяловой О. Б. 10.12.2020 года:

О доходном доме А. К. Науменко (Станиславского, 39) есть упоминание в справочниках «Оценка недвижимых имуществ города Ростова-на-Дону для раскладки государственного налога и других сборов» за период 1894, 19002, 1904-1906, 1908, 1910 и 1915 гг. Адрес дома на 1894 г. — Почтовая улица, 41 и владелец Василий Аранский. На 1900 г. — Почтовая, 47. В справочнике на 1904 г. владельцем указан Науменко Алексей Карпович. На 1906 г. стоимость дома составляла 6400 рублей. На 1908 г. собственником указан Гладков Иван Максимович.

Улица Станиславского, 45. Особняк Е. А. Гавалла

Здание построено во второй половине XIX века в неоклассическом стиле. В оформлении фасада использован штукатурный декор; треугольный фронтон над центральной парадной дверью, профилированный карниз и подоконная тяга, каннелированные лопатки, подоконные ниши с филёнками и др.

Дом прямоугольный в плане, одноэтажный, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичный, оштукатуренный по фасаду.

В начале XX века особняк принадлежал Е. А. Гавалла.

Памятник гражданской архитектуры второй половины XIX века,отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 49. Жилой дом

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В оформлении фасадов использован кирпичный декор, характерный для барокко и классицизма: рустовка цоколя, профилированные междуэтажная тяга и карниз, фриз с декоративными кронштейнами, два вида полуциркульных сандриков, наличники. Крайние по фасадам окна фланкированы пилястрами.

Здание прямоугольное в плане, полутораэтажное, с чердачной крышей; кирпичное, побелённое.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века; замыкая угол квартала, определяет масштаб и отражает стилистическое многообразие застройки города.

Улица Станиславского, 57. Дом градоначальника

Здание построено в первой четверти XIX века в стиле классицизма. Сохранившиеся архитектурные детали (треугольной фронтон и карниз с сухариками, центральная полуциркульная ниша с рустованной архивольтой, крайние по фасаду лопатки) позволяют предположить, что при строительстве был использован образцовый проект начала XIX века.

Здание прямоугольное в плане, одноэтажное, с двухскатной крышей. Оно кирпичное, оштукатуренное. Два полуциркульных оконных проёма по фасаду заложены в верхней части.

По сведениям, полученным от старожилов города, дом принадлежал одному из первых градоначальников Ростова.

В начале XX века владельцем дома была Е. И. Ходжаева.

Памятник истории и архитектуры первой четверти XIX века. Одна из первых каменных построек города.

Улица Станиславского, 59. Доходный дом

Здание построено во второй половине XIX века в стиле эклектика. В оформлении фасада отражены композиционные приёмы и архитектурные мотивы, характерные для неоренессанса и классицизма.

В композиции фасада преобладает поэтажное членение: массивный профилированный карниз украшен сухариками, двухъярусный фриз – аркатурными поясами; лопатки первого этажа обрамлены рельефным рустом, на втором этаже расчленены филёнками и розетками. Парадная дверь двухстворчатая, с остеклённой фрамугой, полотна с профилированными розетками. Над дверью сохранились кованые ажурные кронштейны козырька.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с подвалом и четырёхскатной чердачной крышей;кирпичное,оштукатуренное.

Улица Станиславского, 67. Жилой дом А. Е. Дорохиной

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В симметричной композиции фасада использован кирпичный стилизованный декор, характерный для «русского стиля» (декоративные колонки, ширинки в оформлении сдвоенных полуциркульных проёмов раскреповок) и классицизма (пилястры, треугольные фронтоны, подоконные ниши с филёнками и др.). Центральная часть фасада увенчана профилированным карнизом и декоративным фризом. Завершение раскреповок утрачено.

Дом прямоугольный в плане, двухэтажный, с подвалом, с двухскатной крышей.

В начале XX века владельцем здания была А. Е. Дорохина.

Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века, определяет масштаб и отражает многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского 71/ пер. Газетный. Типография А. М. Гордон (на 1993 год - типография полиграфической фабрики «Малыш»)

Здание типографии построено в конце XIX века. Первый корпус был возведён главным фасадом вдоль улицы, второй, построенный позже, замкнул угол квартала.

Первоначальная постройка двухэтажная с мансардным этажом. Пристройка двухэтажная, с подвалом. Обе со сложными многоскатными крышами.

В оформлении фасадов использован штукатурный декор, характерный для классицизма: рустовка первого этажа и лопаток, обрамление окон в виде пилястр и сандриков (прямоугольных, треугольных и дугообразных). Раскреповки фасада по улице завершены фронтонами. Над угловой частью здания возведена современная кирпичная надстройка.

В конце XIX века типография принадлежала А. М. Гордон.

На фасаде установлена мраморная доска с текстом: «Здесь в 1917 году находилась типография газеты «Наше знамя» – орган Ростово-Нахичеванского комитета РСДРП (б)».

Памятник истории установления Советской власти на Дону. Памятник промышленной архитектуры конца XIX века.

Улица Станиславского, 75. Доходный дом И. Р. Гоц (на 1993 год - жилой дом с размещением на первом этаже Ростовского комбината надомного труда)

Здание построено в 1910-е годы. В оформлении его использованы композиционные приёмы и декор, характерный для неоклассического направления стиля модерн. Симметрия фасада подчёркнута центральной раскреповкой, акцентирующей парадный вход и въезд, которая завершена аттиком сложной конфигурации. Архитектурно-художественный облик здания определяет штукатурный декор: рустовка всех этажей, междуэтажная тяга с сухариками, карниз, разорванный аттиком, с большой полуциркульной нишей над двумя оконными проёмами, овальный проём над парадной дверью, а также ажурное кованое ограждение лоджии (ныне обшитое) и подоконные решётки верхнего этажа. Лаконичный декор фасада дополняет лепной орнаментированный фризовый пояс и геометрический и растительный декор полуциркульной ниши аттика. Утрачено первоначальноеограждение балконов, полотна дверей и ворот, несколько подоконных решёток, фрагменты штукатурного и лепного декора.

Здание П-образной конфигурации в плане, трёхэтажное, с высоким цокольным этажом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное.

В 1913 году дом принадлежал И. Р. Гоц.

Памятник гражданской архитектуры начала XX века – доходный дом в стиле модерн, является доминирующим элементом улицы, отражает стилистическое многообразие застройки центра.

Улица Станиславского, 77. Особняк

Особняк построен в последней четверти XIX века в неоклассическом стиле. В оформлении использован штукатурный и лепной  декор. Плоскость фасада трактуются в виде декоративной аркады, состоящей из рустованных пилястр и профилированных архивольт, люнеты украшены пальметрами. Здание завершает массивный профилированный карниз с декоративными кронштейнами. Архитектурно-художественный облик фасада дополняют: рельеф с грифонами над парадной дверью, картуши, подоконные вставки с цветочным орнаментом, пояски с иониками и др.

В створе здания под единый карниз расположены полуциркульные ворота. Сохранилась первоначальная кованая ажурная фрамуга, выполненная с использованием мотивов флоры и фауны.

Здание прямоугольное в плане, одноэтажное, с четырёхскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

Памятник гражданской архитектуры последней четверти XIX века. Особняк в неоклассическом стиле; отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 79. Особняк Н. А. Панина

Дом построен в конце XIX века в неоклассическом стиле. Симметричный фасад оформлен штукатурным и лепным декором. Раскреповки фланкированы рустованными пилястрами и завершены аттиками (декор утрачен); над полуциркульными проёмами размещены прямоугольные сандрики на декоративных кронштейнах. Оконные проёмы средней части с наличниками и сандриками аналогичны крайним, центральный – выделен треугольным сандриком. Лепной декор (картуши, декоративные кронштейны, пальметры, раковины) дополняют убранство фасада. Парадная дверь украшена накладной резьбой, использующей орнаментальные классицистические мотивы.

К фасаду здания примыкают двухстворчатые кованые ворота на кирпичных столбах, выполненные в едином стиле со зданием.

Дом прямоугольный в плане, одноэтажный, с многоскатной крышей; кирпичный, оштукатуренный по фасаду.

В начале века особняк принадлежал Н. А. Панину.

Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века. Редкий для Ростова образец особняка в неоклассическом стиле

Улица Станиславского, 91. Доходный дом И. Д. Кукса (на 1993 год - в ведении горздрава)

Здание построено в конце XIX века. В оформлении фасада использованы элементы лепного и штукатурного декора, характерные для Ренессанса и «русского стиля». Крайние по фасаду раскреповки выделены балконами, сдвоенными полуциркульными оконными проёмами, обрамлёнными композицией из лопаток, полуколонок, малых и больших архивольт, и увенчанные сложными декоративными завершениями (западное утрачено). Первый этаж дома рустован. В простенках второго – размещены сложноорнаментированные лопатки. Фриз украшен кокошниками и машикулями. Архитектурно-художественный облик фасада дополняет многочисленный лепной декор: арабески, розетки и др.

Парадная дверь двухстворчатая, остеклённая, с фрамугой. В её оформлении повторены архитектурные и орнаментальные мотивы, использованные в решении фасада.

Здание Г-образное в плане, двухэтажное, с многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

В начале XX века владельцем дома был И. Д. Кукса.

Памятник гражданской архитектуры конца Х1Хв., редкий для Ростова пример доходного дома с использованием архитектурных мотивов Ренессанса, определяет масштаб и отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 95. Особняк И. Д. Кукса

Здание построено в 1870-е годы в неоклассическом стиле.

Фасад оформлен штукатурным декором: лопатки первого этажа рустованы, в простенках второго этажа размещены дорические пилястры с каннелюрами, оконные проёмы обрамлены профилированными наличниками (на первом этаже с замковыми камнями), венчающий карниз и междуэтажная тяга профилированы. Над входной дверью кованый козырёк с растительным

орнаментом, в вензеле которого помещены инициалы владельца.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей.

В начале XX века владельцем дома был И. Д. Кукса.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века, отражает стилистическое многообразие застройки улицы. Редкий пример комплекса, включающего жилой и доходный дом, принадлежащих одному владельцу

Улица Станиславского 97. Доходный дом И. Д. Кукса

Здание построено в конце XIX века. В оформлении фасада использованы элементы штукатурного декора, характерные для классицизма: поэтажный руст лопаток, более рельефный на раскреповках, замковые камни над окнами 2-го и 3-го этажей, прямоугольные подоконные ниши с филёнками.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с надстроенным в 1940-е – 1950-х годах четвёртым этажом, с многоскатной крышей.

В начале XX века его владельцем был И. Д. Кукса.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века. Редкий пример комплекса жилого и доходного дома, принадлежащих одному хозяину.

Улица Станиславского, 99/22 пр. Чехова. Доходный дом Э. Н. Туманова (на 1993 год - жилой дом с размещением на первом этаже магазина «Продукты»)

Здание построено во второй половине XIX века в неоклассическом стиле. В оформлении фасадов использованы штукатурный декор: гигантские лопатки, объединяющие два этажа и разделяющие весь объём здания на секции с самостоятельными входами с улицы, декоративные лопатки второго этажа, профилированный карниз, междуэтажная и подоконная тяги и др.

Дом прямоугольный в плане, двухэтажный, с подвалом, четырёхскатной крышей и террасой по северному фасаду; кирпичный, оштукатуренный.

В начале XX века его владельцем был Э. Н. Туманов.

Памятник гражданской архитектуры второй половины XIX века, характерный для дореволюционного Ростова тип доходного дома с размещением на первом этаже торговых заведений. Замыкая угол квартала, здание определяет масштаб и отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 103. Доходный дом

Здание построено в начале XX века. В оформлении фасада использованы элементы стилизованного штукатурного декора, характерного для классицизма. Центральный проезд выделен раскреповкой, увенчанной аттиком (декор утрачен). Поэтажное членение осуществляется профилированными междуэтажными тягами, первый и второй этажи рустованы, окна второго и третьего обрамлены наличниками с орнаментированными замковыми камнями, в простенках полуциркульных окон третьего этажа размещены рельефы с геральдического растительного рисунка, фриз украшен меандром, карниз профилирован.

Здание прямоугольное в плане, с внутренним двором. Оно трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное.

Памятник гражданской архитектуры начала XX века. Доходный дом, определяет масштаб и отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 107/ пер. Крыловской, 19. Доходный дом

Дом построен в последней четверти XIX века в стиле эклектика, с использованием элементов кирпичного декора, характерного для классицизма: рустовки первого и второго этажей, наличники и треугольные сандрики второго этажа, междуэтажный пояс, декоративный фриз и карниз и др.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное.

Памятник гражданской архитектуры последней четверти ХIХ века. Доходный дом, определяет масштаб и отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 109/ пер. Крыловской, 18. Доходный дом Ц. и Э. Копелиович (на 1993 год цокольный этаж занимал Ростовский областной комбинат ВДОАМ)

Здание построено в начале ХХ века. В оформлении его использованы кирпичный декор и приёмы, характерные для неоклассического направления эклектики. Фасады по улице и переулку представляютсобой единую ритмическую композицию. Раскреповка парадного входа (по переулку), центральная (по улице) и угловая акцентируются аттиками над деревянным карнизом, обшитым листовым железом. Архитектурно-художественный облик здания формируют: рустовка стен, обрамления окон (на первом этаже – наличниками с «ушками» и декоративными замками, подоконниками; на втором – лопатками с прямоугольными фронтончиками), подоконные вставки обоих этажей, фризовый пояс с сухариками. Сохранились кованые полотна ворот стилизованного рисунка. Заменены балконы, оконные переплёты, разобраны верхние и боковые части аттиков и ограждения парапетов между ними, местами утрачена обветшалая обшивка карниза.

Здание П-образное в плане, двухэтажное, с цокольным этажом и многоскатной крышей; кирпичное.

В 1913 году дом принадлежал Цецилин и Эстер Копелиович.

Памятник архитектуры начала ХХвека – доходный дом в стиле эклектика, является градоформирующим элементом улицы и отражает её стилистическое многообразие.

Улица Станиславского, 115-а/ пер. Кольцовский. Доходный дом с размещением на первом этаже магазинов (на 1993 год на первом этаже – фирменный магазин ТПП РТЭУ ОТМ)

Здание построено в начале XX века. В оформлении его использованы элементы кирпичного декора характерные для неоклассического направления эклектики. Симметрию главного фасада подчёркивает центральная раскреповка, увенчанная аттиком. Архитектурно-художественный облик здания формируют: наличники окон (простые на первом этаже, дополненные прямоугольными сандриками – на втором, с замковыми вставками над третьим), междуэтажный и подоконные пояса, треугольные сандрики над тремя входами с магазины, профилированный фриз и карниз, и др. Облик здания дополняют балконы по обе стороны от центральной раскреповки на главном фасаде и кованые полотна ворот на въезде по переулку. Утрачено завершение аттика, оконные переплёты и дверные полотна. Здание Г-образное в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное.

Ценный элемент фоновой застройки начала XX века, доходный дом в стиле эклектика, является градоформирующим элементом улицы и отражает её стилистическое многообразие.

Улица Станиславского, 129. Жилой дом

Здание построено в последней четверти XIX века. В оформлении его использованы элементы кирпичного декора, характерные для неоклассического направления эклектики. В композиции фасада выделены две крайние раскреповки, оформленные на втором этаже декоративными ионическими портиками, увенчанными треугольными фронтонами и аттиками. Крайняя западная акцентирует въезд.

Архитектурно-художественный облик здания формируют: рустовка первого этажа и лопаток раскреповок, простые наличники с «ушками» на втором этаже, подоконные ниши, профилированный карниз, а также деревянные ставни с жалюзи и кованые полотна ворот ажурного растительного рисунка.

Заменены балконы, утрачены завершения аттиков.

Дом П-образный в плане, двухэтажный, с многоскатной крышей, кирпичный.

Памятник архитектуры последней четверти XIX века – жилой дом, отражает неоклассическое направление стиля эклектика и многообразие застройки старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 133. Дом, в котором с 1936 по 1940 год жила путешественница и геолог М. П. Черская

Дом построен в 1870-е годы. В оформлении фасада использован кирпичный декор, выполненный в классических традициях: рустовка обоих этажей, наличники с дугообразными сандриками, фризовый пояс, карниз.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с четырёхскатной крышей.

В конце XIX – начале XX веков использовалось как доходный дом, впоследствии под жильё.

На фасаде здания установлена беломраморная доска с текстом: «В этом доме с 1936 по 1940 годы проживала выдающаяся русская путешественница и геолог Мавра Павловна Черская. (1857–1940 г. г.)»

Мемориальное здание, связанное с жизнью и деятельностью известной путешественницы и геолога М. П. Черской.

Здание представляет собой ценный элемент фоновой застройки последней четверти XIX века.

Улица Станиславского, 135. Доходный дом (на 1993 год - в цокольном этаже приёмный пункт вторсырья магазина № 4)

Здание построено в конце XIX века. В оформлении его использованы элементы кирпичного декора, характерные для неоклассического направления эклектики. Композиция фасада симметрична. В центре размещён проезд, по краям – парадные входы, над которыми окна выделены дугообразными сандриками, разорван фризовый пояс и устроены аттики.

Архитектурно-художественный облик здания формируют: подоконные и междуэтажные пояса, рустованные лопатки первого и рустовка верхнихэтажей, обрамления окон верхних этажей наличниками (с треугольными сандриками на втором и прямоугольными на третьем этажах); подоконники на декоративных кронштейнах, подоконные ниши, венчающий карниз. Сохранились старые филёнчатые полотна парадных дверей, украшенные геометрическими накладками.

Здание П-образное в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное. Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века – доходный дом, отражает неоклассическое направление эклектики и стилистическое многообразие застройки старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 149. Доходный дом

Здание построено в конце XIX – начале ХХ вв. В его оформлении использованы кирпичный декор и приёмы, характерные для классицизма и русского стиля. В композиции выделяется центральная раскреповка, увенчанная аттиком. Архитектурно-художественный облик здания формируют: рустовка цокольного этажа, обрамление окон первого этажа – подоконными нишами и декоративными замками, окон второго этажа – наличниками и двойными сандриками, антаблемент из фриза с триглифами и профилированным карнизом, подоконные и междуэтажные пояса. Верхние окна выделены наличниками с ушками и сандриками с треугольным верхом. Сохранилась парадная дверь с фрамугой и полотнами, с крестообразными филёнками.

Заменены балконы и оконные переплёты, утрачены завершения аттиков.

Здание П-образное в плане, двухэтажное, с цокольным этажом и многоскатной крышей; кирпичное

Ценный градоформирующий элемент фоновой застройки конца XIX – начала ХХ вв. Доходный дом в стиле эклектика, отражает стилистическое многообразие застройки старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 153. Доходный дом

Здание построено в начале XX века. В оформлении его использованы кирпичный декор и приёмы, характерные для стиля модерн. В ассиметричной композиции фасада преобладает членение гигантскими лопатками на всю высоту здания. Архитектурно-художественный облик здания формируют: подоконные ниши первого этажа, подоконные вставки третьего, декоративные клинчатые перемычки окон, каплевидные вставки в венчающих частях лопаток. Над крайними лопатками сохранились тумбы парапета, остальная часть ограждения кровли утрачена.

Заменены первоначальные балконы, парадная дверь, часть оконных переплётов.

Здание П-образное в плане, трехэтажное с цокольным этажом и многоскатной крышей; кирпичное. Ценный элемент фоновой застройки начала ХХвека – доходный дом в стиле модерн, отражаетстилистическое многообразие застройки старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 161. Жилой дом М. Л. Жебровской

Здание построено в последней четверти XIX века. В оформлении фасада использованы элементы кирпичного декора, характерные для барокко и классицизма: рустовка первого этажа, наличники с ушками и замковыми камнями, центральный оконный проём акцентирован полуколоннами ионического ордера на тумбах с кронштейнами, профилированные карниз и междуэтажная тяга и т. д. Дом прямоугольный в плане, двухэтажный, с подвалом и многоскатной крышей.

В начале XX века здание принадлежало М. Л. Жебровской.

Ценный элемент фоновой застройки последней четверти ХIХ века, отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Станиславского, 183/38 пер. Крепостной. Доходный дом Ц. О. Эльштейн

Здание построено в конце ХIХ века. В оформлении его использованы приёмы и кирпичный декор, характерные для барокко и классицизма. Фасады по улице и переулку представляют собой единую композицию, в которой выделяются угловая раскреповка, и центральная – на главном фасаде, увенчанная дугообразным фронтоном. Архитектурно-художественный облик здания формируют: рустовка простенков, простые наличники с прямоугольными сандриками первого этажа, на втором – наличники с «ушками» и узкими дугообразными сандриками на высоких декоративных кронштейнах, образующими своеобразный фриз; подоконные, междуэтажный, надоконный пояса, профилированный венчающий карниз и др. Заложен угловой вход, разобран балкон над ним, его дверной проём частично заложен с устройством окна. На дворовых фасадах первоначальная галерея на металлических стойках частично заменена несколькими кирпичными тамбурами.

В 1913 году дом принадлежал Ципе Ошеровне Эльштейн.

Здание Г-образное в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное. Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века – доходный дом в стиле эклектика, отражает стилистическое многообразие застройки старейшей улицы города.

Улица Станиславского, 209/ пер. Державинский. Жилой дом К. Богатина (на 1993 год - магазин «Продукты» на первом этаже)

Здание построено во второй половине XIX века по «образцовому проекту» с использованием элементов и декора, характерных для народной донской архитектуры: галдареи, глухого зашитого досками коридора, парадного крыльца (ныне утрачено).

В оформлении фасадов использован кирпичный классицистический декор: наличники полуциркульные сандрики с сухариками, прямоугольные подоконные ниши, карниз междуэтажный и подоконный пояс, лопатки.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей.

В начале XX века дом принадлежал К. Богатину,

Памятник гражданской архитектуры второй половины XIX века, определяет масштаб и отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Редкий для города образец постройки, включающей традиционные элементы городского и народного донского жилища

Улица Станиславского, 243/23. Доходный дом

Здание построено в 1910-е г.г. В оформлении использованы элементы кирпичного декора, характерные для эклектики и модерна.

В композиции фасадов преобладают вертикальные членения гигантскими лопатками, декорированными в верхней части. Над окнами второго и третьего этажей размещены вставки геометрического орнамента. Карниз и аттик утрачены.

Здание Г-образное в плане, двухэтажное, с цокольным этажом и многоскатной крышей; кирпичное, побелённое.

Ценный элемент фоновой застройки начала XX века – доходный дом в стиле модерн, определяет масштаб и отражает стилистическое многообразие застройки квартала.




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"