Газетный переулок : [подборка ст.] // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2786
ГАЗЕТНЫЙ ПЕРЕУЛОК
Швецов С. Д. Газетный переулок // Вечерний Ростов. 1984. 1 июня. С. 3. (Ростовские улицы : из прошлого)
До Октябрьской революции переулок назывался казанским – по церкви этого же наименования, располагавшейся между Никольской и Казанской улицами (ныне улица Социалистическая и Серафимовича). После революции назван Газетным.
Дореволюционный Казанский доходил от берега Дона разве что до Скобелевской (ныне Красноармейской) улицы. Дальше был Сенной базар и неправильная, без планировки, застройка.
Здесь было тише, чем на Большом проспекте или в Николаевском переулке (сейчас Ворошиловский и проспект Семашко). Но центральное в городе положение, конечно, сказывалось. От набережной до Воронцовской (теперь улица Баумана) и Тургеневской улиц тут не было заметных построек – частные дома на спуске. На Тургеневской же стояла еврейская солдатская синагога. А за нею начинались владения и дома именитых ростовских купцов – Кулакова, Чуева, Маврогордато, Мухина...
«Казанский пер., дом Шварца», – этот адрес много лет в начале века указывался для обозначения контроля сборов Владикавказской железной дороги. В доме № 35 Дмитриевской улицы (теперь улица Шаумяна) снимали помещения, судя по справочнику 1914 года, редакция газеты «Южный телеграф»представительство банкирского дома «Ландау и К°».
На Казанском, от Тургеневской до Большой Садовой, охотно селились юристы, врачи, строительные подрядчики. Место было выгодное, престижное.
На Большой Садовой к переулку подступало здание правления Волжско-Камского коммерческого банка (ныне Дворец пионеров). Первый этаж его сдавался под торговые помещения - кондитерский магазин Абрикосова, кондитерский и винный Арзумова, магазин обуви «Колумб» Минха и Неффа.
За банком располагалась построенная ещё в семидесятых годах прошлого века первая в Ростове паровая мельница купца Солодова (сейчас здесь Дом работников просвещения).
Дальше заметных строений уже не было. Впрочем, на переулке и Скобелевской (ныне Красноармейской) улице находилась асмоловская табачная фабрика (сейчас ДГТФ). На её здании установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь 7 (20) 1905 года состоялся митинг бастовавших работниц табачной фабрики. На безоружных женщин напала царская конная полиция и зверски расправилась с ними».
Десять зданий по переулку Газетному описано в документе, составленном в 1993 году архитектором Любовью Волошиновой (Волошинова Л. Ф. Проект зон охраны. Т. 2, кн. 16: Аннотация исторической застройки по пер. Газетному, пр. Ворошиловский, пр. Соколова, ул. Чехова, пер. Университетский, пр. Кировскому, пер. Журавлева: арх. № 644. Ростов-на-Дону, 1993. URL: https://vivaldi.dspl.ru/ot0000625/view).
Улица Темерницкая, 70/34 переулок Газетный. Гостиница «Петроград» (на 1993 год - гостиница «Дон»)
Здание построено в 1910-е годы. В оформлении фасадов использованы приёмы и стилизованный декор, характерный для стиля модерн.
Здание П-образное в плане, четырёхэтажное, с многоскатной чердачной крышей и подвалом; кирпичное, оштукатуренное по фасадам.
Гостиница расположена в торце квартала; это определяет композицию фасадов, аналогичную по улицам и переулку. Угловые раскреповки (первоначально выделенные эркерами) завершены прямоугольными аттиками, центральные по фасадам – аттиками сложной конфигурации с арочными окнами. Завершение здания составляют аттики, чередующиеся с участками прямых выносных карнизов. Выразительную пластику фасадов формируют балконы – прямоугольные во втором и четвёртом этажах, с решётчатым ограждением, и полукруглые, на декоративных кронштейнах, в третьем этаже, с глухим ограждением. Облик фасадов дополняет штукатурный и лепной декор: большой полуциркульный проём главного входа украшен горельефами химер и женской маской, аттик над ним увенчан картушем с женской маской и орнаментирован цветочным рельефом, аттики угловых раскреповок украшают ниши с розетками и аналогичным растительным орнаментом, углы и края их замыкают тумбы с фиалами; простенки первого этажа объединены рустовкой; композицию фасадов дополняет геометрический рисунок оконных переплётов и кованых ограждений балконов.
В 1914 году дом принадлежал С. Д. Срабионову.
В настоящее время утрачены завершения угловых фронтонов, разобраны два узловых эркера, несколько декоративных кронштейнов балконов, заменён ряд оконных переплётов и парадные двери.
В 1926 и 1927 годах в здании останавливался В. В. Маяковский, в 1934 году – А. П. Гайдар.
Памятник гражданской архитектуры начала ХХ века – здание гостиницы в стиле модерн, является неотъемлемым градоформирующим элементом исторического центра Ростова.
Переулок Газетный, 8. Особняк И. И. Трояновского (на 1993 год - детский сад № 68)
Здание построено в конце XIX века в неоклассическом стиле. В его оформлении использованы композиционные приёмы и элементы декора, характерные для переходного периода от эклектики к модерну.
В композиции фасада преобладают два объёма, выделяющие функциональное назначение помещений – жилые и вспомогательные.
Двухколонный дорический портик, завершённый прямоугольным аттиком, акцентирует главный вход, а строенные оконные проёмы парадного зала оформлены каннелированними пилястрами дорического ордера и гермами, увенчанными антаблементом и центральным дугообразным фронтоном. Архитектурно-художественный облик здания дополняют также дорические пилястры в простенках, подоконные филёнки, профилированные наличники оконных и дверного проёмов, разнообразные антаблементы разных по высоте объёмов здания и др.
Утрачено завершение аттика, заменена парадная дверь.
Здание сложной конфигурации в плане, одноэтажное, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.
В 1914 году особняк принадлежал И. И. Трояновскому.
Памятник гражданской архитекторы конца XIX века, редкий для города образец особняка в неоклассическом стиле, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.
Переулок Газетный, 47. Дом Солодова (на 1993 год - Дом работников просвещения, а также компания «Эдвард Интраст»)
Жилой дом Солодова был построен в середине XIX века. Главный фасад с центральным входом обращён к переулку.
В 1880-е годы здание было расширено за счёт пристройки двухэтажного крыла по проекту городского архитектора М. А. Дорошенко. Владельцем достроенного дома в 1880-н годы был Солодов.
Жилой дом возводился в классическом стиле предположительно по «образцовому» проекту. Композиция фасада определяет ритм оконных проёмов, оформленных профилированными наличниками, прямоугольные сандрики с сухариками и филёнки под окнами второго этажа, розетки в подоконных нишах, междуэтажная и подоконные тяги, карниз с сухариками и др.
В композиции фасада дома, построенного в 1880-е годы в стиле эклектика, доминирует ритм раскреповок, оформленных парными пилястрами ионического ордера; крайние пары завешены аттиками сложной конфигурации (стены шатров).
Архитектурно-художественный облик здания определяют: оформление полуциркульных оконных проёмов простыми наличниками и профилированными архивольтами с замковыми камнями на декоративных кронштейнах, рустовка первого этажа, междуэтажная и подоконная тяги, антаблемент, профилированные филёнки в простенках пилястр, ажурное металлическое ограждение парапета, а также лепной декор: акантовые листы и маскароны украшающие замковые камни и кронштейны, картуши с женскими головками и маскароны в оформлении аттиков.
Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с подвалом в центральной части здания (полностью не обследован), с чердачной крышей, завершённой двумя четырёхгранными шатрами; оштукатуренное.
В ходе ремонтов неоднократно переделывался дворовой фасад; предположительно после войны переделана крыша над пристроенным объёмом, заменено покрытие. Утрачены решётки на окнах первого этажа, частично заменены заполнения оконных и дверных проёмов на фасаде. Утрачено первоначальное заполнение оконных и дверного проёмов.
Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века, интересный пример особняка в стиле эклектика, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.
Переулок Газетный, 49. Здание мельницы Соколова
Здание построено в 1870-е годы купцом Солодовым и предназначалось для мукомольного производства. Оно прямоугольное в плане, двухэтажное, с центральным повышенным объёмом, завершённым шатром. На главный фасад он выходит центральным слабовыступающим ризалитом, выделявшем парадный вход (заложен частично с устройством окна). Симметрию фасада подчёркивают крайние раскреповки, завершённые аттиками. Фасад здания оформлен с использованием приёмов и штукатурного декора, характерного для псевдоготики и Ренессанса. Архитектурно-художественный облик фасада формируют рустовка первого этажа, профилированные наличники и архивольты высоких полуциркульных проёмов, килевидные архивольты на декоративных лопатках окон второго этажа, массивный аркатурный фризовый пояс, карниз с зубчиками, высокий карниз центрального повышенного объёма с массивными раскреповками фланкирующих его лопаток, а также многочисленные ширинки, прямоугольные ниши лопаток, килевидные ниши на геометрических фризовых вставках, и др. Самобытность фасаду придают крайние проёмы второго этажа с веерообразными сводами, фрамуга которых состоит из трёх объединённых воедино колец (одна из них утрачена).
Со двора перестроена наружная металлическая лестница. На фасаде разобран балкон, частично заложены с устройством окон центральный и крайние первоначальные входы. Утрачены завершения аттиков и шатра.
Здание кирпичное, с кирпичным и штукатурным декором по фасаду.
Памятник промышленной архитектуры третьей четверти XIX века – редкий для Ростова пример размещения мельницы в городской застройке с использованием в оформлении фасада мотивов псевдоготики и Ренессанса, трансформирующий элемент переулка и улицы.
Переулок Газетный, 50. Доходный дом
Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В его оформлении использованы элементы декора, характерные для классицизма.
В композиции фасада доминирует центральная раскреповка, завершённая аттиком сложной конфигурации.
Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка первого этажа и лопаток второго; обрамление оконных проёмов второго этажа полуциркульными сандриками на кронштейнах и лопатками; подоконные филёнки, сухарики и лопатки в оформлении аттикового атака, междуэтажная и подоконные тяги, карниз и др.
Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с цокольным и аттиковым этажами и многоскатной крышей, кирпичное, побелённое.
Заменена кровля, утрачены первоначальные дверные заполнения цокольного этажа и одного основного ограждения балкона, оконные переплёты некоторых проёмов. Устроена решётка на оконном проёме цокольного этажа.
Памятник гражданской архитектуры конца XIX века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города и является её неотъемлемой частью.
Переулок Газетный, 52. Жилой дом П. Г. Португалова (на 1993 год - жилой дом с размещением на первом этаже «Витражного салона»)
Здание построено в конце XIX века. В его оформлении использован штукатурный и кирпичный декор, характерный для народной архитектуры Дона.
В композиции преобладает раскреповка, акцентирующая парадный вход.
Архитектурно-художественный облик здания определяют: обрамление оконных проёмов верх него этажа профилированными наличниками и стилизованными сандриками сложной конфигурации, символизирующими благополучие дома, подоконные ниши, междуэтажная и подоконная тяги, антаблемент, карниз которого украшен сухариками, вертикальные ниши и ширинки, акцентирующие углы дома и раскреповки, и др.
Утрачены прямоугольные сандрики над окнами первого этажа, прорублен дверной проём, заменены оконные переплёты.
Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с подвалом и четырёхскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.
В 1913 году дом принадлежал П. Г. Португалову.
Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века, интересный пример жилого дома, декор которого сочетает элементы народного и городского жилища.
Переулок Газетный, 54. Доходный дом В. С. Роева (на 1993 год - жилой дом с размещением на первом этаже магазина «Кулинария»)
Здание построено в конце XIX века. В его оформлении использован штукатурный декор, характерный для неоклассического направления эклектики.
В композиции преобладают угловая, центральная (по переулку Газетному) и крайние (южная и восточная) раскреповки.
Его архитектурно-художественный облик определяют: рустовка нижнего этажа и простенков верхнего, обрамление оконных и дверных проёмов второго этажа наличниками с «ушками» и сандриками сложной конфигурации, подоконные филёнки, а также междуэтажная тяга, антаблемент и др.
Частично утрачены оконные переплёты, Заменены дверные полотна, балконы.
Здание Г-образной конфигурации в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей.
В 1913 году дом принадлежал В. С. Роеву.
Памятник гражданской архитектуры конца XIX века, определяет масштаб застройки и отражает стилистическое многообразие исторического центра города.
Переулок Газетный, 58. Доходный дом
Здание построено в конце XIX века. В его оформлении использован кирпичный декор, характерный для неоклассического направления эклектики.
В композиции преобладают крайние раскреповки, завершенные аттиками (их венчающая часть утрачена).
Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка первого этажа и простенков верхнего, обрамление оконных проёмов второго этажа контрналичникеми с «ушками» и замковыми камнями, прямоугольными сандриками, подоконные ниши, междуэтажная и подоконные тяги, карниз и др.
Здание сложной конфигурации в плане, двухэтажное, с цокольным этажом в северной части и подвалом в южной, многоскатной крышей, кирпичное.
Утрачены центральный и боковые аттики, первоначальные балконы, ворота, слуховые окна.
Переулок Газетный. 70. Доходный дом В. С. Роева
Здание построено в конце XIX века. В его оформлении использован кирпичный'декор, характерный для неоклассического направления эклектики. Фасады по улице и переулку решены аналогично и объединены угловым эркером. В композиции фасадов доминируют также центральные и крайние раскреповки, завершённые, как и эркер, аттиками сложной конфигурации. Архитектурно-художественный облик здания определяют: разнообразная рустовка первого этажа, простенков и подоконных ниш второго, треугольные сандрики и пилястры, обрамляющие проёмы верхнего, декоративные портики эркеров, мощные кронштейны, поддерживающие их, подоконная и междуэтажная тяги, высокий трехчастный антаблемент, и др.
Утрачена двухстворчатая дверь с фрамугой, заменена кровля, решётки цокольного этажа, оконных переплётов.
Здание Г-образной конфигурации в плане, двухэтажное, с цокольным этапом и многоскатной крышей, кирпичное, с кирпичным декором по фасаду.
В 1913 году дом принадлежал В. С. Роеву.
Памятник гражданской архитектуры конца XIX века; замыкая угол квартала, является его градоформирующим элементом, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.
|