Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Улица Максима Горького : [подборка ст.] // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2781

УЛИЦА МАКСИМА ГОРЬКОГО

Краевед, исследователь топонимики Ростова Юрий Анатольевич Бибиков, в книге, посвященной Ленинскому району из серии "Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События" (Ростов-на-Дону, 2008), писал:

Максим Горький не раз бывал на Дону. Странствуя по Руси в голодный 1891 год он впервые пришел в Ростов. Ему было тогда 23 года. Алексей Пешков работал в Ростовском порту, выгружал сырые кожи, тюки с турецким табаком, мешки с зерном и другие товары. Работали по двенадцать-четырнадцать часов в день. Вокруг Пешкова всегда крутился народ: он и газету прочитает, и расскажет что-нибудь хорошее интересное. В это время он жил в ночлежном доме на углу Большого пр. (Ворошиловский) и Донской улицы. Хозяйкой его была старуха Леонтьевна. В комнатах ночевало по двадцать и больше человек. В этот ночлежный доме будущий писатель переселился после того, как некоторое время прожил в небольшой хатенке 26 в Державинеком переулке у портового грузчика Н.Г. Щербакова.

После ухода из Ростова Горький не забывал тех, с кем свела его судьба. Он писал им письма, сообщал о своих делах, призывал к борьбе за лучшую долю.

Второй раз Горький побывал в Ростове в 1928 году. Его встретили на перроне, где прошел митинг. После чего Горький продолжил свой путь. В третий раз А.М. Горький посетил Ростов летом 1929 года. Он встречался с железнодорожниками, побывал на «Сельмаше». Ходил из цеха в цех, внимательно слушал рассказы о работе завода. В те же дни Горький посетил зерносовхоз «Гигант».

Имя Горького в Ростове носят Академический театр драмы, городская библиотека, городской парк культуры и отдыха.

Сенная (ныне Горького) была последней улицей на севере города, тихим захолустьем, на ней опасно было появляться не только ночью, но и днем. Здесь путника в любую минуту могли ограбить.

На Сенной улице, вблизи от расположенных на соседних улицах учебных заведений, были сконцентрированы все ростовские дома, увешанные «красными фонарями», или как их называло население: «институты без древних языков».

В 1885г. отцам города пришла в голову мысль увековечить память известного русского писателя Тургенева. Долго не раздумывали и переименовали Сенную улицу в Тургеневскую.

Местные газеты подняли шум, посыпались протесты: «Неужели имя писателя не может носить какая-либо другая улица, на которой нет подобных заведений?». Общественность города требовала или дать имя Тургеневской какой-либо другой улице, или убрать с Сенной улицы непристойные заведения.

Городская Дума отклонила предложение убрать «дома свиданий» на окраину, не то жители окраины встретят это переселение с дрекольями и палками в руках.

«Тургеневский инцидент» продолжался десять лет и служил причиной неоднократных дебатов в Думе. Некоторые гласные недоумевали: зачем Ростову вообще улица с именем Тургенева?

Наконец, в 1895г. было восстановлено название Сенной, а Тургеневской назвали Полицейскую улицу. Но этим дело не закончилось. В 1913 году в связи с трехсотлетием царского дома Романовых Сенную переименовали в Романовскую, она называлась так до 1917 года. После свержения царя улица снова стала Сенной. Имя советского писателя М. Горького улица получила 1934 году еще при его жизни.

Сто лет назад самым высоким зданием Ростова, наряду с колокольней собора на Старом базаре, была пожарная каланча. Она и сейчас в перестроенном виде сохранилась на ул. М. Горького. На каланче круглые сутки ходил дозорный, высматривая, не появился ли где-нибудь подозрительный дымок.

В 1909 -1911 г.г. была построена Сенная трамвайная линия от пер. Доломановского до Большого (ныне Ворошиловского) проспекта. Интересна эта линия тем, что от Доломановского она идет вдоль тротуара четной стороны, а за проспектом Таганрогским сворачивает влево и идет вдоль тротуара нечетной стороны, в то время как все остальные трамвайные линии прокладывались по середине улицы. В этом «заслуга» двух гласных городской Думы, чьи особняки находились на Сенной: у одного на нечетной стороне, а у другого на четной. Так в начале прошлого века отцы города пытались бороться с шумом в своих особняках.

В сентябре 1932 года в СССР широко отмечалось сорокалетие литературно-общественной деятельности основателя пролетарской литературы Максима Горького. Ростовский горсовет постановил переименовать Сенную в улицу имени Максима Горького. Литераторы решили не отставать. И обратились в городской совет с предложением присвоить имя Горького строящемуся драматическому театру. До этого он назывался: «Большой рабочий театр».

Швецов С. Д. Имени Горького // Вечерний Ростов. 1984. 7 июля. С. 3. (Ростовские улицы : из прошлого)

Своё первое название – Сенная – получила улица по имени Сенного базара, вплотную тогда примыкавшего к ней. Он был большой, вместительный, простирался почти от Николаевского до Малого переулков, до Гимназической улицы на севере (сейчас проспекты Семашко, Чехова, улица имени греческого города Волос). Торговали там, в основном, сеном и другим фуражом, подковывали лошадей в кузнечном ряду. Но – по порядку...

Впрочем, сама Сенная, как и другие ростовские улицы, застраивалась не по порядку, а местами и разновременно. Начинаясь от Доломановского переулка, шла она до границы с Нахичеванью. В её начале дома строила беднота – маленькие, саманные. Только и было здесь заметного, что на углу Почтового переулка (ныне – переулок) в 1914 году значилась частная женская гимназия Т. Г. Берберовой.

У Таганрогского (сейчас – Будённовского) проспекта встало здание цирка-театра Машонкиной – сначала деревянного, а в 1907 году – каменного. За проспектом к началу нынешнего века открылось техническое железнодорожное училище (ныне железнодорожный техникум), далее за ним в указателе 1914 года значились рисовальные классы с художественными ремесленными мастерскими при торговой школе общества взаимного вспомоществования приказчиков, частная мужская гимназия Н. П. Степанова.

А затем, собственно, и начинался Сенной базар. Место, занимаемое им, не раз предлагалось использовать. В восьмидесятых годах прошлого столетия городской голова А. К. Кривошеев намечал разбить на Сенной площади парк. Проект был даже одобрен городской думой, утверждён к исполнению. Но это исполнено не было, а затем и сам Кривошеин уехал служить в Петербург, стал министром путей сообщения. В 1913 году, когда городской думой ставился вопрос об открытии в городе университета, дебатировалось предложение о строительстве его зданий тоже на площади Сенного базара. Но и это отпало.

Из истории улицы известен так называемый «тургеневский инцидент». Дело заключалось в том, что в 90-х годах городская дума переименовала Сенную в Тургеневскую. Репортёр местной газеты А. И. Свирский (тогда ещё не писатель) увидел на ней там и тут дома терпимости и выступил в печати, сообщив о неприглядности думского решения: памяти создателя замечательных женских образов посвящается улица, где беззастенчиво торгуют женским телом. Поднялся скандал на всю Россию, вмешался российский литературный фонд, и купеческая дума вынуждена была отменить своё решение, оставив улице прежнее название и переименовав в Тургеневскую бывшую Полицейскую.

Городская дума перенесла конфуз довольно спокойно. В начале нынешнего века по улице был пущен трамвай, причём, как указывалось в изданных уже в 1914 году «Кратких сведениях о г. Ростове на Дону», протяжение трамвайных линий по Сенной линии составило «3690 метров, разъездов – 344». Но до вокзала трамвай не ходил, общество Юго-Восточной железной дороги не давало согласие на пересечение им железнодорожных путей.

В 1914 году Сенную всё-таки переименовали. В местной газете 11 июля того года сообщалось, что согласно царскому «соизволению» она теперь называется Романовской. Только при Советской власти обрела она прежнее название Сенной.

А в 1936 году улица была названа в честь великого пролетарского писателя Алексея Максимовича Горького. И на это были основания: Максим Горький трижды бывал в Ростове: в 1891 году он работал в ростовском порту, в 1928-м был в нём проездом на Кавказ, в 1929-м – встречался с рабочими паровозоремонтного завода имени Ленина и железнодорожниками Ростовского узла, побывал на строительстве Ростсельмаша.

Терещенко А. Г. Их именами названы улицы Ростова. Ростов-на-Дону, 1969. С. 30-31.

Одна из центральных улиц города, названа в честь великого пролетарского писателя Алексея Максимовича Горького (1868 - 1936). Максим Горький трижды посетил наш город. Впервые он побывал на Дону в 1891 году. Путешествуя пешком по России, 23-летний Горький пришел в Ростов и нанялся в порту грузчиком.

В память об этом 28 марта 1938 года на Береговой улице была установлена мемориальная доска: «Здесь на территории Ростовского-на-Дону порта летом 1891 года работал грузчиком великий пролетарский писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936)». А в 1961 году на набережной был установлен скульптурный памятник писателю.

Второй раз Горький был в Ростове в июле 1928 года проездом на Кавказ. Алексей Максимович выступил с речью.

В третий, и последний раз, А. М. Горький был в Ростове в конце августа и в начале сентября 1929 года. Он встречался с рабочими паровозоремонтного завода имени Ленина и железнодорожниками Ростовского узла, побывал на строительстве Ростсельмаша, выступил с речью на митинге.

По улице М. Горького размещен ряд важных предприятий и учебных заведений.

Между проспектом К. Маркса и Газетным переулком на улицу М. Горького выходит фасадом одно из старейших предприятий города - Донская государственная табачная фабрика (ДГТФ). На здании фабрики установлена мемориальная доска: «Здесь 7 (20) ноября 1905 года состоялся митинг бастовавших работниц табачной фабрики. На безоружных женщин напала царская конная полиция и зверски расправилась с ними».

Между проспектами Университетским и Кировским, на бывшей Тюремной площади, разбит живописный сквер имени 1-й Конной армии.

Здесь же установлена мемориальная доска с надписью в память о событиях 1905 года: «18 октября 1905 года на этой площади состоялся массовый митинг в связи с освобождением из тюрьмы революционеров. На участников митинга напали черносотенцы и царские войска. Было убито и ранено много участников митинга».

Максимов П. Х. Город на Дону // Дон. 1950. № 1. С. 7, 18, 30.

Крепость Дмитрия Ростовского занимала обширную площадь в пределах нынешних улиц и переулков: с востока – Нахичеванского и Крепостного переулков, с запада – проспекта Осоавиахима, с севера – улицы М. Горького, и с юга, со стороны Дона – улицы Станиславского. <...>

Город кончался на Большой Садовой улице у Генеральской балки. Потом вдоль северной стороны этой балки протянулись улицы Кузнечная (ныне Пушкинская) и Сенная (ныне ул. М. Горького), названная так потому, что проходила мимо пустыря, на котором был сенной базар. <...>

На углу нынешнего Будённовского проспекта и улицы им. Горького, на месте сожжённого немцами Театра музкомедии, стоял цирк-балаган купчихи Машонкиной. На высокие подмостки у входа в него в антрактах выбегали клоуны с размалёванными физиономиями и в шутовских колпаках, зазывали публику:

– А ну, сюда, сюда! Навались, навались, у кого деньги завелись! Начинаем наше гала-представление...

Восемнадцать зданий по улице Горького описаны в документе, составленном в 1993 году архитектором Любовью Волошиновой (Волошинова Л. Ф. Проект зон охраны. Т. 2, кн. 15: Аннотация исторической застройки по ул. Горького, ул. Красноармейской: арх. № 621. Ростов-на-Дону, 1993.

улица Горького, 13. Доходный дом М. С. Троицкой

Здание построено в последней четверти ХIХ века. В его оформлении использован кирпичный и штукатурный декор, характерный для неоклассического направления эклектики. Фасад по переулку и более протяжённый – по улице оформлены аналогично. Их архитектурно-художественный облик определяют: рустовка простенков и замковые камни над окнами верхнего этажа, подоконные ниши, профилированный карниз, двухстворчатые филёнчатые ставни цокольного этажа.

Устроен входной тамбур в угловой части здания, заложено несколько оконных проёмов цокольного этажа, частично заменены оконные переплёты верхнего. Здание прямоугольное в плане, одноэтажное с цокольным этажом и многоскатной крышей; кирпичное, побелённое. В 1913 году дом принадлежал М. С.Троицкой. Ценный элемент фоновой застройки конца ХIХ века – отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

улица Горького, 67. Доходный дом

Здание построено в конце ХIХ века. В его оформлении использован кирпичный декор, характерный для неоклассического направления эклектики. Архитектурно-художественный облик фасада определяют: рустовка простенков обоих этажей, ритм оконных проёмов, обрамлённых на втором этаже простыми наличниками с дугообразными сандриками, на первом этаже – наличниками(дверные проёмы) и полуналичниками (оконные проёмы), подоконный и междуэтажные пояса, карниз и др.

Сохранились первоначальные полотна въездных ворот. Один дверной проём заложен с разборкой крыльца. Заменены дверные полотна парадного входа и оконные переплёты первого этажа. Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей. Ценный элемент фоновой застройки; отражает её стилистическое многообразие в историческом центре города.

улица Горького, 71. Доходный дом А. Г. Шмидта

Здание построено на рубеже XIX – XX веков. В его оформлении использованы композиционные приёмы и штукатурный декор, характерные для переходного периода от эклектики к модерну. Симметричную композицию подчёркивает двухскатный аттик с люнетом над окнами верхнего этажа, который акцентирует два парадных входа и въезд между ними. Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка трёх верхних этажей, разнообразные сандрики проёмов (сложной конфигурации), с замковыми камнями, прямоугольные на кронштейнах), наличники второго этажа, вставки с цветочным и геометрическим орнаментом над окнами третьего этажа, картуши в тимпанах фронтонов над дверными полотнами, которые прерывают междуэтажный пояс с меандром, и др.

Утрачены первоначальные ограждения балконов, полотна въездных ворот. Заменены полотна парадных дверей и часть оконных переплётов. Здание П-образное в плане, четырёхэтажное, с многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное, со штукатурным и лепным декором по фасаду. В 1913 год дом предположительно принадлежал А. Г. Шмидту. Памятник гражданской архитектуры рубежа XIX – XX веков; интересный пример доходного дома переходного периода от эклектики к модерну, неотъемлемый градоформирующий элемент улицы.

улица Горького, 75. Здание частной гимназии Берберовой (ныне корпус художественно-графического факультета Южного федерального университета)

В архитектуре здания использованы приёмы и кирпичный декор, характерные для неоклассического направления стиля модерн. В объёмно-пространственной композиции доминируют центральные раскреповки по улице и переулку, завершённые трапециевидными аттиками. Архитектурно-художественный облик постройки определяют: гигантские лопатки раскреповок и рустованные на крайних участках главного фасада, профилированные архивольты с замковыми камнями над полуциркульными проёмами верхнего этажа, двухстворчатая металлическая дверь с фрамугой и примыкающими к ней узкими оконными проёмами с витражами геометрического и цветочного орнамента. Полотна двери и фрамуга оформлены накладными коваными элементами (гирляндами, розетками и т. п.). Утрачены завершения аттиков, заменены балконы.

Здание П-образное в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное. В 1913 году в доме размещалась частная гимназия Берберовой. Памятник общественной архитектуры начала ХХ века, интересный образец учебного здания в стиле модерн. Отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

улица Горького, 88 Здание торговой школы, где в октрябре, ноябре 1915 года выступал с концертами С. В. Рахманинов (ныне корпус Южного федерального университета).

Здание построено в 1905 году для Торговой школы. Здание Н-образное в плане, трёхэтажное, с подвалом, многоскатной чердачной крышей; кирпичное, частично оштукатуренное. В симметричной композиции главного фасада выделен центральный ризалит с антаблементом (включающим чердачный этаж) и аттиком. Парадный вход – в центре его выделен большим полуциркульным проёмом с массивной профилированной архивольтой на декоративных кронштейнах. Два верхних этажа объединены лопатками, увенчанными широким декоративным фризом и профилированным карнизом. В простенках ризалита над верхними окнами лопатки объединены декоративными лучковыми перемычками. Лучковые и клинчатые перемычки оконных проёмов выступают из плоскости стен и оформлены декоративными замками. Парапет боковых частей фасада составляют тумбы и современные решётчатые ограждения.

В актовом зале на третьем этаже Торговой школы в октябре и ноябре 1915 года по приглашению Ростовского отделения музыкального общества проходили концерты С. В.Рахманинова. В декабре 1915 года в здании разместился один из факультетов эвакуированного в Ростов Варшавского русского университета. В 1917 году университет переименован в Донской.

В порядном холле первого этажа установлены две мраморные мемориальные доски с текстами: «В 1916–1919 г.г. на естественном факультете Донского университета училась Борко Этель Абрамовна – активная участница Ростовского подполья. Героически погибла в белогвардейском застенке 19 августа 1942 года»; «В этом здании 8 июня 1942 г. во время бомбардировки фашистской авиации погибли сотрудники экспериментальных мастерских Ростовского госуниверситета, выполнявшие заказы для фронта: Гришевская А. Д., Спивакова Е. А., Дмитриева Г. И,, Сизоненко И. К., Мигдальская С. А., Минаева B. C., Путинцева О. Л., Очкина М. Г., Пеньков М. А., Шильник П. С., Ронская М. А., Шахова В. С., Рысс Л. А.». В начале 20-х годов в здании работали известные учёные: математики М. М. Мордухай-Болтовской и Н. М. Нестерович, физик Е. В. Богословский. С 1936 по 1941 год здесь учился известнный русский писатель А. И. Солженицын.

В послевоенные годы дворовое крыло здания восстановлено не в полном объёме. На главном фасаде не восстановлены завершения аттика и ограждения парапета. Здание, связанное с концертной деятельностью русского композитора и пианиста С. В. Рахманинова. Памятник общественной архитектуры, интересный образен учебного здания. Исторический памятник, связанный с развитием науки – историей формирования Ростовского государственного университета, крупнейшего научного центра на Дону и Северном Кавказе.

улица Горького, 94/80 проспект Семашко. Доходный дом

Здание построено в конце XIX – начале ХХ века. В оформлении его использован декор характерный для классицизма и барокко. Дом занимает угловое положение в квартале. В объёмной композиции доминирует угловая часть здания, фланкированная на фасаде рустованными лопатками и завершённая над карнизом аттиками, увенчанными шатром со шпилем. Крайние на фасадах проёмы аналогично фланкированы лопатками и акцентированы аттиками (завершения которых утрачены).

Архитектурный облик здания формирует лаконичный кирпичный декор: подоконные и междуэтажная тяги, рустовка первого этажа, наличники цокольного и второго этажей с декоративными замками, карниз, раскрепованный в угловой части фасада, подоконные ниши с филёнками, и др.

Оригинальность фасадам придают решётки ограждения балконов в виде кованых -решёток стилизованного геометрического рисунка. В едином стиле решена и дверь парадного входа с остеклённой фрамугой и полотнами, украшенными резными колонками, картушами, профилированными накладками и др. Заменена угловая дверь, изменён вход в цокольный этаж с проспекта, утрачено ограждение кровли. Здание Г-образное в плане, двухэтажное, с цокольным этажом, с многоскатной чердачной крышей; кирпичное. Ценный элемент фоновой застройки конца XIX – начала ХХ века. Характерный для предреволюционного Ростова тип жилого дома с магазином в первом этаже.

переулок Газетный, 82/ улица Горького, 106. Здание гимназии Филипьевой (ныне средняя школа № 49).

Здание построено е 1910-е годы по проекту архитектора В. В. Попова. В его оформлении использованы элементы кирпичного декора, характерные для неоклассического направления стиля модерн. В объёмно-пространственной композиции преобладают раскрепавки по улице и переулку, а также полуциркульный угловой объём.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: одинарные и парные (на раскреповках) гигантские пилястры ионического ордера, междуэтажная тяга, кардон, антамблемент, а также немногочисленный лепной декор – венки и вензель императрицы Марии Фёдоровны на угловой раскреповке, капители, пилястры и др.

При возведении гимназии использовался высококачественный кирпич, в некоторых местах глазурованный и покрытый коричневой поливой. Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с цокольным этажом и многоскатной крышей. Памятник общественной архитектуры начала XX века, интересный пример гимназического здания в стиле модерн.

улица Горького, 115/33. Мужская гимназия (на 1993 год средняя школа имени М. Горького).

Здание построено в 1915 году в стиле модерн, предположительно по проекту П. Любимова. Парадные фасады составляют сложную ритмическую композицию, которую определяют ряд оконных проёмов, раскреповок, ризалит и лопатки, возвышающиеся над карнизом. Раскреповка, акцентирующая первоначальный парадный вход в здание, фланкирована лопатками, увенчана дугообразным фронтоном со сложным замком и шпилем. Ризалит парадной лестницы выделен по высоте, завершён самостоятельным карнизом, пирамидальным шатром и оформлен оконными проёмами усложнённой формы.

Архитектурно-художественный облик здания дополняют геометрические каплевидные вставки и стилизованные венки на лопатках; стилизованные сандрики и подоконные вставки геометрического рисунка; пояски, тяги, значительно выступающий карниз на стилизованный кронштейнах; парапет, представленный столбиками и решётками с рисунком в виде сложно изогнутых кривых. Утрачен козырёк парадного входа, шпиль шатра, заложены несколько проёмов, в т. ч. парадный вяод. В 1970-е годы выполнены две четырёхэтажные пристройки к зданию. Здание П-образной конфигурации в плане, трёхэтажное, с подвалом, скатной крышей, кирпичное.

В 1977 году на здании установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь в 1908–1916 гг. учился создатель крупнейших радиовещательных станций, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик Минц Александр Львович». Памятник общественной архитектуры начала XX века, интересный образец учебного здания в стиле модерн. Решением Облисполкома от 16.08.85 г. № 303 здание взято на охрану как памятник архитектуры.

улица Горького, 119. Доходный дом

Здание построено в начале ХХ века. В оформлении его использован стилизованный декор, характерный для классицизма. В симметричной композиции фасада доминирует центральная раскреповка, акцентирующая проезд и увенчанная аттиком.

Архитектурный облик фасада формируют: рустовка первого этажа, междуэтажный пояс над ней, фризовый пояс, карниз, обрамление окон – первого этажа прямоугольными сандриками на декоративных кронштейнах, второго – эдикулами, третьего – узкими контрналичниками. Центральная раскреповка фланкирована двухъярусными лопатками с каплевидными геометрическими вставками в верхней части, обрамление окна второго этажа здесь дополнено треугольным фронтончиком, контрналичник полуциркульного окна верхнего этажа – декоративным замком. Ограждение кровли, кроме аттика, составляют тумбы парапета и решётчатые секции ограждения.

Утрачены полотна ворот в проезде, заменены двери парадного входа, балконы, решётки ограждения кровли, разрушены завершения аттика и тумб парапета. Здание П-образной конфигурации в плане, трёхэтажное, с многоскатной крышей, с подвалом и пристроенными галереями вдоль дворовых фасадов; кирпичное, с кирпичным декором по фасаду. Ценный элемент фоновой застройки начала ХХ века, отражает стилистическое многообразие застройки улицы и является её градоформирующим элементом.

улица Горького, 153. Доходный дом Н. Д. Пашина

Здание построено в 1914 году. В его оформлении использован кирпичный и лепной стилизованный декор, характерный для стиля модерн. В композиции фасада выделяются крайние раскреповки, завершённые парапетными тумбами (их венчающая часть и ограждения утрачены). В центральной части фасада они объединены аттиком сложной конфигурации.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: венки аттика, фриз, украшенный растительными вставками и венками, ниши с раковинами в углах, лепные композиции над окнами второго этажа раскреповок, состоящие из грифонов, несущих гирлянды с вазонами, и др. Утрачены полотна ворот в проезде. Устроены новые балконы и вход в подвал, заложен оконный проём по фасаду. Здание сложной конфигурации в плане, трёхэтажное, с чердачной крышей и подвалом; кирпичное.

В 1913 году дом принадлежал И.Д.Пашину. Памятник гражданской архитектуры начала ХХ века – доходный дом в стиле модерн, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

улица Горького, 167. Жилой дом С. К. Таваниоти

Здание построено в конце ХIХ века. В его оформлении использован кирпичный декор, характерный для неоренессанса. В композиции фасада доминируют крайние слабо выступающие ризалиты, акцентирующие парадный вход и въезд, завершённые прямоугольными аттиками. Архитектурно-художественный облик постройки определяют: ритм полуциркульных проёмов второго этажа, оформленных профилированными архивольтами и пилястрами, рустовка нижнего этажа и лопаток, фланкирующих углы верхнего, подоконные филёнки, а также фриз, украшенный зубчиками и сухариками, дополненный на раскреповках прямоугольными нишами, карниз, и др.

Утрачены завершения аттиков, устроен балкон над парадным входом, заложен центральный оконный проём второго этажа. Здание прямоугольное в плане, с современными пристройками, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное. В 1913 году дом принадлежал С. К. Таваниоти. Ценный элемент фоновой застройки конца ХIХ века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города, интересный образец жилого дома в стиле неоренессанс.

улица Горького, 179. Доходный дом А. И. Королёва

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В его оформлении использованы элементы и декор, характерные для классицизма. В композиции фасада наделена центральная раскреповка с въездом, балконом на декоративных кронштейнах и полуциркульным проёмом в уровне второго этажа. Раскреповка фланкирована в уровне второго этажа полуколоннами коринфского ордера, поддерживающими непосредственно карниз.

Архитектурно-художественный облик фасада определяют: рустовка стен первого этажа, междуэтажный пояс и венчающий карниз; подоконные пояса; ширинки и филёнки в виде квадров, пилястры ионического ордера на пьедесталах в рустованных простенках второго этажа, объединённые антаблементом; декоративные замковые камни; филёнки с зубчиками в простенках первого этажа. Утрачены первоначальные заполнения проёмов, ограждение балкона, нижняя филенка ворот, аттик. Здание П-образной конфигурации в плане, двухэтажное, с цокольным этажом, скатной крышей, кирпичное. Пилястры, полуколонны, квадры, элементы карниза выполнены из камня.

В начале XX века дом принадлежал А. И. Королёву. Памятник архитектуры конца XIX века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

улица Горького, 185. Доходный дом А. Н. Сапковой

Здание построено в конце ХIХ века. В его оформлении использованы приёмы, кирпичный и каменный декор, характерные для неоклассического направления эклектики. Симметрию композиции фасада подчёркивает центральная раскреповка, завершённая аттиком, которая акцентирует въезд.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка первого и простенков второго этажей, обрамление оконных проёмов верхнего – пилястрами, замковыми камнями и прямоугольными сандриками; подоконные филёнки и геометрические вставки, портал в оформлении полуциркульного проема раскреповки, междуэтажная и подоконная тяги, карниз с зубчиками, ажурное кованое ограждение балконов, и др.

Утрачены первоначальные полотна въездных ворот, в верхней части проезда устроено жилое помещение, заменена дверь цокольного этажа и часть его оконных переплётов. Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с цокольным этажом и двухскатной крышей; кирпичное, с кирпичным и каменным декором по фасаду. В 1913 году дом принадлежал А. Н. Сапковой. Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

улица М. Горького, 195. Доходный дом Ф. Фридлянд

Здание построено в начале XX века в стиле модерн. Архитектурно-художественный облик здания определяют: лаконично декорированный первый этаж и насыщенные декором стены второго-четвёртого этажей. В первом этаже размещён въезд и два парадных входа. Вертикальные членения верхних трех этажей представлены лопатками: с поясками – в уровне второго этажа и с каплевидным геометрическим орнаментом – в уровне третьего-четвёртого этажей.

Декоративное убранство фасада дополняют: простые наличники и П-образные сандрики проёмов первого этажа; ширинки сложной конфигурации, наличники со стилизованными консолями, надоконный поясок с филёнками над проёмами второго этажа; ширинки с рельефным шахматным орнаментом под окнами третьего и над окнами четвёртого этажей; сандрики П-образной конфигурации с декоративными "кнопками" над окнами третьего этажа, и др.

Утрачены нижние части полотен и калитка ворот, первоначальные балконы, частью – заполнения проёмов, галереи дворового фасада. Здание Г-образной конфигурации в плане, четырёхэтажное, с подвалом, скатной крышей, кирпичное, оштукатуренное по главному фасаду. В начале XX века дом принадлежал Ф. Фридлянд. Ценный элемент фоновой застройки начала XX века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

улица М. Горького, 207. Доходный дом В. К. Богатина

Здание построено в конце ХIХ века. В его оформлении использован кирпичный декор, характерный для эклектики. Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка простенков обоих этажей, обрамление оконных проёмов контрналичниками с «ушками», подоконные ниши, сандрики сложной конфигурации на окнах верхнего этажа, подоконные пояса, карниз и др. Здание прямоугольное в плане, с внутренним двором-колодцем, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное. В 1913 году дом предположительно принадлежал В. К. Богатину. Ценный элемент фоновой застройки, отражает её стилистическое многообразие в историческом центре города.

улица М. Горького, 211. Доходный дом Н. Д.Седненко

Здание построено в 1910-е годы. В его оформлении использованы приёмы и стилизованный декор, характерные для неоклассического направления стиля модерн. Симметрию фасада подчёркивает центральная раскреповка, увенчанная аттиком сложной конфигурации. Раскреповка фланкирована гигантскими лопатками, завершёнными маскаронами, между которыми на уровне верхнего этажа размещены малые лопатки, оформленные венками. Архитектурно-художественный облик постройки дополняют: подоконные вставки, украшенные гирляндами, разнообразные по конфигурации сандрики, подоконная и междуэтажная тяги, карниз, ажурное кованое ограждение балконов и др.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с высоким цокольным этажом, многоскатной крышей, кирпичное, с кирпичным и лепным декором по фасаду. В 1913 году дом принадлежал Н. Д. Седненко. Памятник гражданской архитектуры начала ХХ века – интересный пример доходного дома в стиле модерн, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

улица М. Горького, 215. Доходный дом Я. А. Митерштейн

Здание построено в конце ХIХ века. В его оформлении использован кирпичный декор, характерный для неоклассического направления эклектики. Фасады по улице и переулку решены аналогично. Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка основных этажей, обрамление оконных проёмов второго этажа контрналичниками с замковыми камнями, подоконные ниши и филёнки, междуэтажные и подоконные профилированные тяги, фриз и карниз. Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с высоким цокольным этажом, с многоскатной крышей; кирпичное.

Устроен новый балкон, заменена кровля и большая часть оконных переплётов, на окнах цокольного этажа установлены современные решётки. В 1913 году дом принадлежал Я. А. Митерштейн.Ценный элемент фоновой застройки конца ХIХ века – отражает стилистическое многообразие улицы. Замыкая угол квартала, является его историческим градоформирующим элементом.





 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2020 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"