Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Пушкинская улица : [подборка ст.] // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2780

ПУШКИНСКАЯ УЛИЦА

Краевед, исследователь топонимики Ростова Юрий Анатольевич Бибиков, в книге, посвященной Ленинскому району из серии "Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События" (Ростов-на-Дону, 2008), писал:

Улица Пушкинская расположена от переулка Доломановского до Театрального проспекта, параллельно Большой Садовой. Названа в честь великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, впервые побывавшего в нашем городе полтора десятилетия спустя после того, как он официально был назван Ростовом.

Пушкинской улица зовется с 1885 года. Начальное название ее — Кузнецкая. Так ее называли еще в начале XIX века потому, что здесь, на тогдашней городской окраине селились кузнецы. Здесь они жили и работали в маленьких мастерских.

На северных склонах Генеральной балки (ныне парк им. М. Горького) образовалось поселение Забалка.

Со временем широкая Кузнецкая улица перестала быть окраиной. И было решено проложить по ней прогулочный бульвар. Первые участки бульвара — от Таганрогского проспекта к западу, и к востоку, до Николаевского переулка (Семашко — Соборного) — были спланированы в 1890 — е годы. Улицей красивых особняков и доходных домов Пушкинская стала к началу XX века. И тогда завершились работы по созданию бульвара. Здесь появились великолепные особняки, это особняк А.А. Домбровского с его парадной мраморной лестницей — теперь здесь размещается музей изобразительных искусств. Трехэтажный дом, с башенкой построенный для градоначальника на углу Николаевского переулка. В доходном доме градоначальника Зворькина, с 1923 по 1926 гг. жил и работал драматург В.М. Киршон, (ул. Пушкинская, 89).

Между нынешним проспектом Буденновским и переулком Островского сохранился так называемый «гостевой дом для августейших особ» и здание ресторации Кушнарева. Когда-то корпус табачной фабрики Кушнарева на углу Таганрогского проспекта перестроили в лучший в то время «Палас-отель», в котором останавливался император Николай II с семьей и свитой. Сейчас в этом надстроенном двумя этажами доме — штаб СКВО. Восточная часть улицы до Богатянов-ского еще была населена беднотой. Здешние хибарки мало отличались от хибарок Нового поселения. Эта часть улицы после революции стала застраиваться новыми зданиями.

Строились новые здания в советские годы и в центральной части бульвара. Построен очень оригинальный семиэтажный жилой дом на углу Пушкинской и Газетного переулка выполнен в традициях конструктивизма. У парка им. М. Горького появилось здание киноконцертного зала «Россия». С 1959 года, тут размещался один из первых в СССР панорамных кинотеатров. Его здание строилось гораздо раньше, перед войной, для театра эстрады, но просуществовало в этом качестве всего несколько месяцев и во время войны было разрушено.

В центре бульвара, разбитого на всем протяжении улицы, воздвигнут памятник А.С. Пушкину. С пьедестала из красного полированного гранита на нас смотрит вечно молодой бронзовый поэт — наверное, таким он был в Ростове.

Швецов С. Д. Пушкинская // Вечерний Ростов. 1984. 7 июля. С. 3. (Ростовские улицы : из прошлого)

Впервые появилась на карте города 1870 года. Первоначальное её название – Кузнецкая.

В 1885 году городская дума приняла решение переименовать её, назвав именем Александра Сергеевича Пушкина. Великий русский поэт бывал в нашем городе, проезжая здесь в 1820 году. Тогда, отправившись в южную ссылку, он заболел в Екатеринославе (ныне Днепр), и ему было разрешено поехать для лечения на Кавказские минеральные воды и в Крым вместе с направлявшейся туда семьёй генерала Раевского. В Ростове Раевский и Пушкин осмотрели крепость, побывали у Богатого Колодезя. Проезжал поэт через Дон и в 1829 году, когда без разрешения отправился из Петербурга на театр военных действий в Закавказье.

Улица была неблагоустроенной. Правда, на ней в 1884 году были установлены лотки для стока дождевых вод в близко расположенную Генеральскую балку. Но в ростовской газете ещё 24 мая 1898 года сообщалось, что домовладельцы, проживающие здесь между Покровским (ныне переулок Журавлёва) и Крепостным переулком обратились в городскую управу с просьбой принять меры к упорядочению улицы. Дело в том, писали они, что эта часть её продолжена по валам и выемкам бывшей крепости Дмитрия Ростовского. Их при постройке города засыпали навозом, но не сделали уклонов для стока вод. Мостовых же и тротуаров нет, от воды образовалось непросыхающее болото.

Создание улицы, как бульварной, одной из красивейших в городе, печать того времени связывала с именем табачного фабриканта Я. С. Кушнарёва. Во II томе «Записок Ростовского на Дону общества истории Древностей и Природы» говорилось, что по его инициативе насаждён Пушкинский бульвар.

В начале нынешнего века на улице насыпали земляную подушку. Одной из первых она, после Большой Садовой, в 1904 году получила электрическое освещение. Но, отмечалось в газетах, «пока ещё в дозах гомеопатических»: между Николаевским переулком (ныне проспект Семашко) и Таганрогским проспектом, причём горели электрические фонари здесь до часу ночи.

Усиленно обживали улицу купцы. На углу её и Таганрогского проспекта расположился дом Кушнарёва, через улицу – дом его зятя Скордиа, на проспекте было владение Чирикова, торгового дома «Карл Стукен». За ним шли городской сад и «Екатерининская» женская гимназия. Сюда же, на Пушкинскую улицу, купец Супрунов перевёз дом из Италии. В доме у Николаевского переулка (теперь проспект Семашко), как указывалось в справочнике 1914 года, располагалось управление градоначальства, у большого проспекта – мещанская управа, ведавшая делами «мещанского сословия». Это учреждение существовало в городе с 1872 года. В газете за апрель 1905 года назывались цифры: в обществе насчитывается около «50 тысяч обоего пола» христиан и «2500 душ» евреев. Управа занималась сбором взносов, выдавала виды на жительство и удостоверения на вступление в брак.

Давно и хорошо известная ростовчанам, как парадная, бульварная, Пушкинская улица теперь благоустроена и реконструирована. Здесь обновлены озеленение, освещение, она замощена на протяжении целых кварталов плиткой, разбиты дорожки, поставлены новые скамейки и т. д. На перекрёстке её и Ворошиловского проспекта установлен памятник А. С. Пушкину, на пересечении с Будённовским проспектом – бронзовый бюст трижды Героя Советского Союза Семёна Михайловича Будённого.

Терещенко А. Г. Их именами названы улицы Ростова. Ростов-на-Дону, 1969. С. 88-89.

Одна из красивейших улиц нашего города носит имя великого русского писателя, замечательного поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837).

Впервые А. С. Пушкин побывал на Дону в 1820 году вместе с ехавшей на Кавказ семьей известного героя Отечественной войны 1812 года Н. П. Раевского.

В те годы улица была неблагоустроенной.

Установленные в 1884 году на улице лотки для стока дождевой воды в Генеральную балку считались, вероятно, большим достижением: об этом писали местные газеты. Один из современников так живописал нравы обитателей улицы в начале 90-х годов прошлого века. «Пушкинская богата трактирными заведениями, посетителями которых являются большей частью кузнецы (недаром она раньше называлась Кузнецкой). Ни один мастеровой на свете, мне кажется, не умеет так скверно ругаться, как ростовский кузнец. Нетрудно себе представить, что творится на Пушкинской улице в воскресенье и праздничные дни, когда целые банды пьяных кузнецов, которые еще с трехлетнего возраста умели чертыхаться, с шумом и гамом проходят по улице. Горе той женщине или девушке, которая осмелится без провожатого выйти на улицу».

В начале текущего столетия в городе усилилось строительство, проходили работы по благоустройству на центральных и близлежащих к центру улицах. Все это коснулось и Пушкинской. Посередине улицы насыпали земляную подушку, провели электричество, и улица стала считаться аристократической.

В наши дни Пушкинская улица - одна из самых красивых в городе. Неповторимое своеобразие придает ей старинный бульвар, реконструированный в последние годы. Новые входы, площадки, лестницы, зелень самых разнообразных декоративных деревьев и кустарников, удобные скамьи и оригинальные светильники делают его очень современным и уютным. Здесь установлен памятник поэту, чьим именем названа улица. Неподалеку, в старом особняке, расположен областной Музей изобразительных искусств.

Сорок восемь зданий по Пушкинской улице описаны в документе, составленном архитектором Любовью Волошиновой (Проект зон охраны. Т. 2, кн. 10: Аннотация исторической застройки по ул. Пушкинской : арх. № 613. Ростов-на-Дону, 1993. URL: https://vivaldi.dspl.ru/ot0000620/view).

Улица Пушкинская, 5. Особняк

Здание построено в конце XIX века. В оформлении  его использован декор, характерный для неорусского  направления эклектики. В ассиметричной композиции фасада выделяются две раскреповки; крайняя западная акцентирует парадный вход. Архитектурно-художественный облик дома формируют: простеночные лопатки, оформленные ширинками, декоративные лопатки на фигурных кронштейнах, фланкирующие окна, надоконные пояса ширинок, венчающий карниз, подчёркнутый зубчиками, над проёмами ложный аттик, завершённый дугообразными фронтонами над тремя окнами, прорезанными люкарнами. Сохранились парадные филёнчатые двери с фрамугой, украшенные резными фронтончиками, розетками, профилированными калёвками и штапиками. В створе с домом размещены ворота.

Дом Г-образный в плане, одноэтажный, с цокольным этажом и многоскатной крышей, с дворовой пристройкой. Кирпичный, с кирпичным декором по фасаду.

Памятник архитектуры конца XIX века – особняк в русском стиле, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 13. Жилой дом И. Т. Бакулиной

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В его оформлении использованы мотивы и декор, характерные для романской архитектуры. В композиции фасада выделены крайние раскреповки, завершённые аттиками сложной конфигурации. В правой раскреповке размещён въезд. Фризовая часть раскреповок решена в виде аркатурно-колончатого пояса. Обращение окон раскреповок представлено декоративной полуциркульной аркой на полуколоннах.

Центральная часть фасада трактована в виде декоративной аркады в уровне второго этажа. Полуколонны с кубическими капителями, формирующие аркаду, опираются на консоли и завершены архивольтами. Ряду проёмов в центральной части фасада отвечают полуциркульные окна мансарды. Завершение мансарды имеет пилообразный силуэт.

Архитектурно-художественный облик фасада дополняют: рустовка простеночных лопаток в уровне первого этажа и стен раскреповок, прямоугольные подоконные ширинки, аркатурный фризовый пояс, карниз с сухариками, сандрики П-образной конфигурации с декоративным замковым камнем.

Утрачены: полотна ворот, жалюзийные ставни, передний вход рядом с въездом; дверной проём заложен.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное с коридором и подвалом, многоскатной крышей, кирпичное; дворовой фасад оштукатурен.

Отдельные элементы декоративного убранства выполнены из камня: замковые камни, полуколонки обрамления окон мансарды, аркады второго этажа, аркатурно-колончатого пояса раскреповок.

В начале XX века дом принадлежал И. Т. Бакулину.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века в стиле эклектика, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 14. Жилой дом Галкиных (на 1993 год - детские ясли № 18)

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В композиции фасада использованы приёмы, характерные для классицизма и барокко. Здание П-образной конфигурации в плане, двухэтажное с цокольным этажом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по главному фасаду. Фасады оформлены лепным и штукатурным декором.

Памятник архитектуры конца XIX века, жилой дом в стиле эклектика. Отражает стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Пушкинская, 19. Жилой и доходный дом В. В. Бетаки

Здание построено в 1904 году в стиле эклектика. В оформлении фасада использован классицистический штукатурный декор. В композиции фасада выделены крайние раскреповки, акцентирующие парадный вход и въезд.

Раскреповки в уровне первого этажа фланкированы пилястрами, объединёнными в междуэтажной зоне антаблементом, фриз которого оформлен прямоугольными и круглыми филёнками. Сдвоенные оконные проёмы в уровне второго этажа обрамлены пилястрами и единым антаблементом. Вход в здание оформляет ажурный кованый козырёк крыльца.

Архитектурно-художественный облик здания дополняют: междуэтажные и подоконные профилированные тяги, антаблемент, филёнки в простенках и под окнами второго этажа, обрамление окон второго этажа пилястрами с рустами и сандриками с треугольные фронтонами.

Утрачены первоначальные полотна ворот, балкон, жалюзийные ставни окон второго этажа. Здание Г-образной конфигурации в плане, двухэтажное, с подвалом, многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное со стороны главного фасада. В начале XX века дом принадлежал В. В. Бетаки.

Ценный элемент фоновой застройки начала XX века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 22. Доходный дом Д. С. Поповой

Здание построено в 1910-е годы по проекту архитектора О. Н. Зеленского.

В композиции фасада использованы приёмы, характерные для неоклассического направления стиля модерн. Здание Г-образной конфигурации в плане, трёхэтажное с цокольным этажом и многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное по главному фасаду. Фасады оформлены лепным и штукатурным декором.

В этом здании в 1910–1930 годах жил и работал ростовский архитектор В. В. Попов.

Памятник архитектуры начала ХХ века, доходный дом в стиле модерн; определяет масштаб застройки и стилистическое многообразие застройки улицы.

Мемориальное здание связано с жизнью и творчеством известного архитектора В. В. Попова.

Улица Пушкинская, 31. Доходный дом (на 1993 год - поликлиническое отделение горбольницы № 8)

Здание построено в 1910-е годы. В оформлении фасада использованы элементы декора, характерные для неоклассического направления стиля модерн. Симметрию главного фасада подчёркивает центральная раскреповка, завершённая аттиком, акцентирующая парадный вход. Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка первого этажа, гигантские лопатки трёх верхних, подоконные ниши (раскреповки) с растительным орнаментом, на боковых частях фасада – оформленные «под шубу», парапет, венчающий карниз, а также ажурные кованые ограждения балконов и подоконные решётки.

Утрачены завершения центрального аттика, часть карниза. Заменены оконные переплёты, парадная дверь и полотна ворот в проезде.

Здание П-образное в плане, четырёхэтажное с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное по фасаду.

Памятник гражданской архитектуры начала ХХ века – доходный дом в стиле модерн, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 33. Жилой дом М. Т. Колотиловой

Здание построено в начале XX века в стиле эклектика с использованием классицистического декора. В композиции зданий выделена восточная раскреповка с парадным входом на первом и балконом на втором этаже, завершённая треугольным фронтоном.

Архитектурно-художественный облик здания формируют: рустованные простеночные пилястры первого этажа; рустовка стен второго этажа; профилированные цокольная, подоконные, междуэтажная тяги и венчающий карниз; декоративные замковые камни над окнами первого этажа; обрамление проёмов второго этажа пилястрами с филёнками и сандриками с треугольными фронтонами. На торцовом фасаде заложены оконные проёмы второго этажа.

Здание Г-образной конфигурации в плане (вместе с флигелем).двухэтажное с подвалом, скатной крышей, кирпичное, оштукатуренное (главный и торцовый фасады).

В начале XX века дом принадлежал М. Т. Колотиловой.

Ценный элемент фоновой застройки начала XX века в стиле эклектика, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 34. Доходный дом

Здание построено в начале ХХ века по проекту архитектора Зеленского. В его оформлении использованы элементы декора, характерные для неоклассического направления стиля модерн. Фасад решён строго и лаконично. Архитектурно-художественный облик здания определяют: ложные люнеты над окнами второго этажа, междуэтажная тяга, высокий антаблемент, фриз которого украшен гирляндами и триглифами, аттик сложной конфигурации, крайние тумбы парапета, а также ажурные решётки балконов и подоконников, полотна въездных ворот. Утрачены ограждения парапета, штукатурный декор аттика и тумб, оконные переплёты первого этажа.

Здание прямоугольное в плане, с подвалом и двухскатной крышей; кирпичное, по фасаду оштукатуренное.

Памятник гражданской архитектуры начала ХХ века – доходный дом в стиле модерн, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 41. Жилой дом К. Н. Руденького

Здание построено в начале XX века в стиле эклектика с использованием элементов и декора классики и ренессанса. В композиции фасада выделяются: восточная раскреповка, завершённая фронтоном, акцентирующая парадный вход, и западная раскреповка с балконами на двух верхних этажах и въездом (проём въезда заложен, устроены комнаты).

Архитектурно-художественный облик здания формируют: подоконные и междуэтажные тяги, антаблемент, рустовка стен первого этажа и угловые русты в уровне верхних этажей восточной раскреповки, пилястры с филёнками и рустами, фланкирующие западную раскреповку, оконные проёмы различной конфигурации, обрамлённые контрналичниками с декоративным замковым камнем (второго и третьего этажей) и др.

Утрачены элементы первоначального въезда, заполнения проёмов, балконы; в начале 1990-х годов в здании проведён капитальный ремонт.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с двухскатной крышей, кирпичное.

В начале XX века дом принадлежал К. Н. Руденькому.

Ценный элемент фоновой застройки начала XX века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 43. Жилой и доходный дом Л. И. Минца

Здание построено в начале XX века в стиле эклектика. В его  оформлении использованы штукатурный декор, характерный для классицизма.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: подоконные и междуэтажные тяги антаблемент, наличники с «ушами» и ширинками над окнами, прямолинейными сандриками проёмов первого этажа обрамление окон второго этажа в виде эдикулы с треугольным фронтоном. Междуэтажный подоконный парапет решён чередованием лопаток и ширинок.

Утрачены элементы входа, деревянные филёнчатые полотна ворот, ажурные кованые ограждения балконов.

Здание Г-образной конфигурации в плане, двухэтажное, со скатной крышей, кирпичное, с оштукатуренным главным фасадом.

В начале XX века здание с флигелем принадлежало Л. И. Минцу.

Ценный элемент фоновой застройки начала XX века, отражает стилистическое многообразие исторического центра города.

Улица Пушкинская, 45/ пер. Островского. Доходный дом А. М. Вайнштейн (на 1993 год - жилой дом, 1-й этаж – парикмахерская)

Здание построено в конце XIX века. В оформлении фасадов использованы приёмы и декор, характерные для неоклассического направления эклектики. Здание Г-образной конфигурациив плане, двухэтажное с многоскатной крышей; кирпичное, с кирпичным декором по фасадам.

Памятник архитектуры конца XIX века, доходный дом в стиле эклектика; определяет стилистическую особенность застройки квартала.

Улица Пушкинская, 47/ пер. Островского. Жилой дом Н. А. Поповой (на 1993 год - гостиница СКВО)

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В композиции фасадов использованы приёмы, характерные для классицизма и барокко. Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с цокольным этажом и четырёхскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное. Фасады оформлены штукатурным и лепным декором.

Памятник архитектуры конца XIX века в стиле эклектика; определяет стилистическую особенность застройки квартала.

Улица Пушкинская, 51. Доходный дом В. С. Кушнарёва (на 1993 год - корпус штаба СКВО)

Здание построено в начале XX века в стиле эклектика. В его оформлении использованы элементы и декоративные мотивы «восточных стилей».

В композиции главного фасада доминирует раскреповка на всю высоту здания, объединяющая оконные проёмы залов первого и второго этажей. Насыщенная декорировка раскреповки задаёт укрупнённую меру фасаду, крайние его участки сохраняют поэтажное членение. Высокий цоколь подчёркнут мощным профилированным кордоном и низкой подоконной тягой ступенчатого очертания. Полуциркульные окна второго этажа обрамляют подковообразные архивольты на декоративных колонках. Простенки центральных проёмов декорированы сложными лопатками (в нижней части со сдвоенными мавританскими колонками на тумбах, в верхней – рустовкой). Фризовый пояс составлен из сложных орнаментированных ниш с дугообразным верхом. Мощный венчающий карниз завершён низким парапетом и невысокими аттиками над крайними участками фасада.

Оригинальность зданию придают арабески центральной раскреповки, объединяющие проёмы первого и второго этажей, венчающие рустованные лопатки, соединяющие капители сдвоенных колонок; восточные мотивы орнаментов, украшающих капители, карниз, фриз и др.

В едином стиле со зданием выполнены кованые решётки ограждений балконов, массивный полуциркульный навес над парадным входом и ворота, примыкающие к западному торцу дома.

Утрачен лепной декор аттиков, заменены оконные заполнения.

Здание прямоугольное в плане, с высоким цокольным этажом, с многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

Решением Облисполкома от 16.08.85 года № 303 здание взято на охрану как памятник архитектуры.

Улица Пушкинская, 53. Жилой дом В. Я. Кундури (на 1993 год - корпус штаба СКВО)

Здание построено в последней четверти XIX века для табачной фабрики Я. С. Кушнарёва. В начале XX века было куплено В. Я. Кундури и перестроено в стиле модерн.

В симметричной композиции главного фасада центральный парадный вход фланкирован двумя раскреповками на всю высоту здания. Их аттики с дугообразными завершениями и аттик центрального пилястрового портика третьего этажа определяют своеобразный силуэт фасада.

Архитектурный облик здания формирует классицистический стилизованный декор: дорический портик главного входа с треугольным фронтоном; гигантские лопатки раскреповок (рустованные и увенчанные сложнодекорированными кронштейнами; эдикулы, обрамляющие проёмы второго этажа; фриз, украшенный лепными вставками с гирляндами, и профилированный венчающий карниз; участки поясов, объединяющие проёмы в центральной части фасада; междуэтажные тяги и др.

Активную пластику раскреповок подчёркивают балконы; дугообразные, с решётчатым ограждением на третьем этаже и прямоугольные на втором; (решётки ограждения последних между угловыми тумбами заменены). Штукатурный декор на аттиках раскреповок имеет значительные повреждения.

Здание Г-образное в плане, трехэтажное, с цокольным этажом, многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

В 1913 году здание принадлежало В. Я. Кундури.

Памятник архитектуры начала  XX века, доходный дом в стиле модерн; входит в комплекс исторической застройки улицы Пушкинской.

Улица Пушкинская, 52. Панорамный театр «Россия» на 1993 год

Здание построено в 1959 году по проекту архитектора Л. Л. Эберга.

Лаконичный объём здания ограничивает с юга территорию старейшего городского парка. Главный восточный фасад обращён к парадному входу в парк и решён стилизованным портиком из восьми пилонов с центральным входом. Основной объём здания со зрительным залом имеет единый карниз и аттик. На северном и южном фасадах размещены аналогичные четырёхпилонные портики (акцентирующие вспомогательные входы в фойе), козырьки над наличниками выходов из зрительного зала.

Архитектурный облик здания строится на сочетании гладких оштукатуренных плоскостей стен и пилонов с вертикальным ленточным остеклением.

С запада к основному объёму кинотеатра примыкает трёхэтажный пониженный объём, включающий вспомогательные и административные помещения.

Здание с подвалом, с многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное.

Памятник истории развития кинематографии, редкий для Юга России пример панорамного кинотеатра.

Улица Пушкинская, 55/46 пр. Будённовский. Доходный дом Чириковых с размещением на первом этаже торговых помещений

Здание построено в конце XIX века. В оформлении фасада использованы приёмы и штукатурный декор, характерные для Ренессанса и классицизма. Здание П-образное в плане, двухэтажное, с многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по фасадам.

Памятник архитектуры конца XIX века – дом в стиле эклектика, определяет стилистическую особенность застройки квартала.

Улица Пушкинская, 57. Доходный дом Д. П. Дедова

Здание построено в конце XIX – начале XX века в стиле эклектика. В композиции фасада использованы элементы штукатурного и лепного декора, характерные для Ренессанса и классицизма. Здание П-образное в плане, трёхэтажное с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по фасаду.

Памятник архитектуры конца ХIХ – начала XX века – доходный дом в стиле модерн; определяет масштаб и стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Пушкинская, 59. Доходный дом Воротниковых (на 1993 год 1–2 этажи – поликлиника № 9 и приёмная горисполкома, 3-й этаж – жилой)

Здание построено в конце ХIХ – начала XX века в стиле эклектика.  В композиции фасада использованы элементы штукатурного и лепного декора, характерные для  Ренессанса и классицизма. Здание П-образное в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по фасаду.

Памятник архитектуры XIX – начала ХХ века, доходный дом в стиле эклектика, определяет масштаб и стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Пушкинская, 65. Доходный дом С. Н. Мнацаканова

Здание построено в начале XX века предположительно по проекту архитекторов Е. Гулиня и С. В. Попилина. В оформлении фасада отразились поиски стилизации приёмов и орнаментальных мотивов восточной архитектуры. Здание П-образной конфигурации в плане, трёхэтажное с многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по фасаду.

Памятник архитектуры начала XX века – доходный дом в стиле модерн; определяет  масштаб и стилистическое многообразие застройки квартала.

Улица Пушкинская, 71/25 пер. Подбельского. Доходный дом И. Ф. Чернявского

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В композиции фасадов использованы приёмы и декор, характерные для барокко и классицизма. Здание Г-образной конфигурации в пеане, двухэтажное, с многоскатной крышей; кирпичное, с кирпичным декором по фасадам.

Памятник архитектуры конца XIX века – доходный дом в стиле эклектика; отражает стилистическую особенность застройки квартала.

Улица Пушкинская, 75. Доходный дом И., А., Э. Лаш

Здание  построено в начале XX века в стиле модерн. В композиции главного фасада использована стилизация мотивов готической архитектуры (щипцовые  завершения раскреповок, слуховые окна сложной конфигурации, штукатурный к лепной декор). Здание Г-образной конфигурации в плане, четырёхэтажное, с смногоскатной крышей; кирпичное;  оштукатуренное по фасаду.

Памятник архитектуры начала XX века – доходный доя в стиле модерн, определяет масштаб и стилистическое многообразие застройки улицы.

Улица Пушкинская, 76. Доходный дом Е. Д. Рубан (на 1993 год - детский комбинат ясли-сад «Малышка»)

Здание построено в конце XIX века. В его оформлении использованы композиционные приёмы и элементы декора, характерные для неоклассического направления эклектики. Засад решён строго и лаконично. Симметрию композиции подчёркивает центральный ризалит, завершённый аттиком сложной конфигурации. Первый этаж рустован. Полуциркульные оконные проёмы второго обрамляют пилястры дорического ордера и профилированные архивольты с замковыми камнями. В простенках помещены пилястры, поддерживающие антамблемент, фриз которого украшен кронштейнами, триглифами (на раскреповке) и нишами. Своеобразный силуэт здания формирует аттик, украшенный солярными знаками, горизонтальными нитками, треугольный фронтон над сдвоенным проёмом слухового окна.

Заменены полотна и ограждения балконов.

Здание Г-образной конфигурации в плане, двухэтажное с подвалом и чердачной многоскатной крышей, кирпичное.

В 1913 году дом принадлежал Е. Д. Рубан, по первому мужу Певуновой.

Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века, интересный образец доходного дома в стиле эклектика, отражает неоклассическое направление эклектика и стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 79. Особняк И. А. Супрунова

Здание построено в начале XX века  в стиле модерн. По преданию, его привёз из Италии владелец И. А.Супрунов. Оно расположено в глубине участка, по красной линии застройки размещена ограда из каменного цоколя и столбов, между которыми установлены кованые решётки и полотна въездных ворот со стилизованным геометрическим и цветочным орнаментом.

В 1940-е годы была утрачена часть второго этажа, восстановленная в 1950-е годы.

В асимметричной композиции фасада преобладает ризалит с расположенными в центре лоджиями, ограждёнными балюстрадой, которые акцентированы аттиком сложной конфигурации. Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка цокольного этажа (по преданию, цокольным этаж первона­чально был облицован чёрным гранитом и инкрустирован мрамором), люнеты, украшенные лепным растительным орнаментом; рустовка простенков верхнего этажа; обрамление окон второго этажа профилированными наличниками и подоконными филёнками; высокий антаблемент, включающий карниз с модульонами. Остальные фасады решены просто и лаконично. Их первоначальный декор – лепнина люнетов, рустовка верхнего этажа западного фасада и т. д. – утрачены в 1940-е годы.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с цокольным этажом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по фасаду.

Памятник гражданской архитектуры начала XX века, интересным образец особняка в стиле модерн с использованием классицистических элементов декора.

Улица Пушкинская, 83. Доходный дом А. К. Кветкиной

Здание построено в 1897 году в стиле эклектика. В композиции главного фасада

использованы приёмы, характерные для барокко и классицизма. Здание П-образной конфигураций в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по фасаду. Фасады здания оформлены штукатурным и лепным декором.

Памятник архитектуры конца XIX века – доходный дом в стиле эклектика, отражает стилистическое разнообразие застройки улицы.

Улица Пушкинская, 89. Дом, в котором с 1923 по 1926 год жил и работал драматург В. М. Киршон

Здание построено в 1914 году по проекту гражданского инженера В. В. Попова как доходный дом. Его владельцем был градоначальник Зворыкин. В начале 1920-х годов здание национализировано и передано для жилья преподавателей и учащихся Донское советской партийной школы.

Здание сложной конфигурации в плане, трёхэтажное, с высоким цокольным этажом, многоскатной крышей; кирпичное. В отделке использованы штукатурка, керамическая плитка, цоколь облицован природным камнем.

Парадные фасады составляют единую композицию, в которой выделяются двухъярусные эркеры верхних этажей и раскреповка с аттиками. Угловое положение дома в квартале акцентируется шестиугольным в плане эркером, завершённым двухъярусной башенкой со шлемовидным покрытием, обрамлённой у основания балконом. В оформлении фасадов использованы архитектурные элементы, характерные для готики: фризовый пояс с трёхчетвертными колонками сложного ордера, стилизованные кокошники первого этажа, ряд стрельчатых ниш на ограждении углового балкона, лопатки раскреповок, аттиков, парадный стрельчатый дверной проём с фрамугой и др. Утрачено шлемовидное завершение эркера южного фасада, лепная композиция растительного орнамента у основания эркера, изменены балконы.

На фасаде здания установлена мемориальная доска с барельефом писателя и текстом: «В этом доме в 1923–1926 г.г. жил и работал известный советский драматург Владимир Михайлович Киршон, один из создателей первой Ростовской писательской организации».

Памятник архитектуры начала XX века, редкий для города пример доходного дома с использованием элементов готики; неотъемлемый градоформирующий элемент улицы, отражает стилистическое  многообразие застройки исторического центра города.

Мемориальное здание, связанное с жизнью, творчеством и деятельностью известного советского драматурга В. М. Киршона, создателя и первого руководителя Ростовского отделения РАПП.

Решением Ростовского Облисполкома № 303 от 16.08.85 г. здание взято на государственный учёт и охрану.

Улица Пушкинская, 91. Доходный дом П. П. Афончиковой

Здание построено в конце XIX века. В оформлении его использованы приёмы и декор, характерные для неоклассического направления эклектики, В ассиметричной композиции главного фасада выделены две раскреповки: крайняя восточная (акцентирующая парадный вход) и тяготеющая к центру, прорезанная в обоих этажах полуциркульными окнами и завершённая сложным аттиком. Архитектурно-художественный облик здания определяют: обрамления окон первого этажа простыми контрналичниками, второго – наличниками с «ушками» и замковыми камнями; междуэтажный пояс с геометрическими вставками; антаблемент с фризом, представленный ритмом прямоугольных ниш; профилированные наличники полуциркульных окон с декоративным замком на втором этаже, фланкированные в каждом ярусе лопатками, как и края обоих фасадов.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с высоким цокольным этажом и четырёхскатной крышей, кирпичное, с кирпичным декором по фасаду.

В 1913 году дом принадлежал О. П. Афончиковой.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века – доходный дом, отражает неоклассическое направление эклектики и многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 93. Жилой дом Н. Г. Гавала

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В композиции фасада использована стилизация приёмов и мотивов романской архитектуры. Здание Г-образной конфигурации в плане, двухэтажное с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное по фасаду. В настоящее время изменена конфигурация крыши, разобраны завершения крайних раскреповок фасада. Техническое состояние здания – неудовлетворительное.

Памятник архитектуры конца XIX века – жилой дом в стиле эклектика, отражает стилистическое разнообразие застройки улицы.

Улица Пушкинская, 105-а. Особняк И. М. Файна

Здание построено в 1910-е годы. В оформлении фасада использованы приёмы, характерные для неоклассического направления стиля модерн. Здание прямоугольное в плане, одноэтажное, с цокольным этажом и многоскатной крышей; оштукатуренное по главному фасаду. Фасады оформлены лепным и штукатурным декором.

Памятник архитектуры начала XX века –  особняк в стиле модерн, отражает стилистическое разнообразие застройки улицы.

Улица Пушкинская, 105/ Газетный пер. Доходный дом Г. М. Пухивич

Здание построено в 1910-е годы. В композиции фасадов использованы приёмы, характерные для  неоклассического направления стиля модерн. Здание сложной конфигурации в плане, с внутренним двором-колодцем, трехэтажное с многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по фасадам. Фасады оформлены лепным и штукатурным декором.

Памятник архитектуры начала XX века – доходный дом в стиле модерн; замыкая угол квартала, определяет масштаб его застройки.

Улица Пушкинская, 106. Доходный дом Бострикиных

Здание построено в 1900-е годы предположительно по проекту архитектора С. В. Попилина. В композиции фасада отражены поиски стилизации классицистических и орнаментальных растительных мотивов, характерных для стиля модерн. Пластическую выразительность фасаде формируют: парапет и центральный аттик, венчающий карниз сложной конфигурации, гигантские лопатки, балконы, а также многочисленный лепной и штукатурный декор. Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное с многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по фасаду.

Памятник архитектуры начала ХХ века – доходный дом в стиле модерн, является неотъемлемым элементом исторической застройки улицы.

Улица Пушкинская, 108. Доходный дом Х. Ш. Шуляцкого

Здание построено в 1910-е годы. В оформлении фасада использованы элементы стилизованного декора, характерные для переходного периода от неоклассического направления эклектики к модерну. В композиции преобладает центральная раскреповка, завершённая аттиком, которая акцентирует парадный вход. Она визуально делит фасад на две части. В восточной преобладают большие (сдвоенные) и сложной конфигурации проёмы, в западной – ритм узких, удлинённых. Все они оформлены простыми наличниками и прямоугольными сандриками. Архитектурно-художественный облик здания дополняют: рустовка простенков всех этажей, подоконные ниши с филёнками, замковые камни и венчающий карниз с сухариками, подоконные и междуэтажные пояса.

Здание г-образной конфигурации в плане, кирпичное, трёхэтажное с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное.

В 1913 году дом предположительно принадлежал Х. Ш. Шуляцкому.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX – начала XX века, интересный образец доходного дома переходного периода от эклектики к модерну.

Улица Пушкинская, 110. Доходный дом М. К. Капустянского

Здание построено в конце XIX века. В оформлении его использованы декор и приёмы, характерные для неоклассического направления эклектики. Фасад решён строго и лаконично. Архитектурно-художественный облик здания формируют: рустовка цокольного и первого этажей, сдвоенные и строенные пилястры, фланкирующие оконные проёмы верхнего этажа, прямоугольные профилированные сандрики над ними, междуэтажная тяга, подоконники первого этажа, венчающий карниз, замковые камни и др.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное с цокольным этажом и четырёхскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное.

В 1913 году дом принадлежал М. К. Капустянскому.

Ценный элемент фоновой  застройки конца XIX века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 112. Доходный дом

Здание построено конце XIX века.

В оформлении его использованы элементы декора, характерные для неоклассического направления эклектики. В симметричной композиции фасада выделена центральная раскреповка, акцентирующая въезд, На втором этаже она акцентируется сдвоенным окном, оформленным колонками и декоративными архивольтами. Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка первого этажа, междуэтажная и подоконная тяги, профилированный карниз, наличники и сандрики треугольной и дугообразной конфигурации на окнах второго этажа, подоконные ниши и др. Сохранились кованые ажурные полотна ворот в  проезде и парадные филёнчатые двери, украшенные резными накладками. Заменено ограждение балкона.

Здание П-образное в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, с кирпичным, декором по фасаду.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века; отражает неоклассическое направление эклектики и стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 114. Особняк М. Т. Лободы (на 1993 год - Союз композиторов России и Союз писателей России, Ростовское отделение)

Здание возведено на рубеже XIX – XX веков в стиле эклектика, В его оформлении использованы элементы декора и композиционные приёмы, характерные для классицизма.

В объёмно-пространственной композиции доминируют крайние ризалиты и центральный полукруглый эркер со шлемовидным завершением.

Архитектурно-художественный облик постройки определяет: рустовка стен обоих этажей, междуэтажная тяга, карниз  и  фриз эркера, оформленный гирляндами, замковые камни и ложные профилированные люнеты над окнами второго этажа, балюстрада балкона и подоконных ниш.

Устроена новая входная лестница, крытая одноэтажная пристройка с балюстрадой (в северо-восточной части), ступенчатые аттики ризалитов.

В 1913 году особняк принадлежал М. Т. Лободе.

Памятник гражданской архитектуры рубежа XIX – XХ веков, отражает стилистические особенности застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 115. Особняк А. А. Домбровского (ныне Ростовский музей изобразительных искусств)

Особняк построен в 1898 году А. А. Домбровским по проекту архитектора Н. А. Дорошенко. В 1913 году он принадлежал юристу Северо-Кавказской железной дороги А. П. Петрову. Фасады здания оформлены с использованием архитектурных: мотивов классицизма, барокко, ренессанса. Композиция фасада асимметрична. В простенках высоких полуциркульных окон размещены строенные пилястры композитного ордера,опирающиеся на высокий цоколь и несущие полный антаблемент, увенчанный балюстрадой парапета. Фриз украшен лепными вставками: из грифонов и венков с женскими головками – над окнами, и картушами, надпилястрами. Архитектурно-художественный облик особняка формируют: кариатиды и архивольты полуциркульных окон, декоративные замки проёмов, треугольные сандрики, геральдическая вставка над парадным входом, модульоны карниза, декоративные вазы на тумбах парапета и др. Перед парадным входом размещена небольшая терраса и мраморная лестница. По красной линии застройки сохранилась часть ажурной кованой ограды на каменном основании, с калиткой напротив главного входа и воротами перед проездом. Ограда выполнена в едином стиле с фасадом.

Особняк сложной конфигурации в плане, одноэтажный с высоким цокольным этажом и надстроенной мансардой; кирпичный,оштукатуренный. В настоящее время разобраны навес террасы на дворовом фасаде, заложены проёмы на западном и северном фасадах.

Представляют исторический и художественный интерес убранство вестибюля, плафоны парадных залов, наружные и внутренние двери,украшенные резьбой растительного орнамента.

Здание взято на государственный учёт и охрану Установлением Совета министров РСФСР от 24.05.66; Решением Ростовского Облисполкома № 628 от 04.07.83 г.

Особняк является памятником архитектуры конца ХIХ века, отражает неоклассическое направление эклектики и многообразие исторической застройки центра города.

Улица Пушкинская, 116. Доходный дом Л. И. Крамер

Здание построено в 1900-е годы предположительно по проекту ростовского архитектора П. Любимова.

В композиции фасада отражены поиски стилизации классических приёмов и орнаментальных растительных мотивов. Пластическую выразительность фасадов формируют: центральная раскреповка с дугообразным завершением, штукатурный и лепной декор, балконы.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное по главному фасаду.

Памятник архитектуры XX века – доходный дом в стиле модерн. Является неотъемлемым элементом исторической застройки улицы.

Улица Пушкинская, 117. Доходный дом А. А. Домбровского (на 1993 год - жилой дом с размещением в цокольном этаже кооператива «Славяночка»)

Здание построено на рубеже ХIХ – ХХ веков в стиле эклектика. В его оформлении использованы стилизованные элементы декора, характерные для классицизма и русского народного зодчества. В асимметричной композиции фасада преобладают крайние раскреповки, завершённые аттиками сложной конфигурации, акцентирующие арочный въезд и парадный вход. Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка лопаток второго и третьего этажей, обрамление оконных проёмов разнообразными наличниками: простыми, с замковыми камнями (второй этаж), профилированными архивольтами и лопатками (третий этаж); а также междуэтажные тяги, сандрики сложной конфигурации, мощный выносной венчающий карниз, разорванный в зоне люкарны восточной раскреповки и др. Сохранилось первоначальное заполнение фрамуги парадного входа. Заменены балконы, полотна въездных ворот, двухстворчатая парадная дверь.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с цокольным этажом и многоскатной чердачной крышей.

Здание прямоугольное в плане, кирпичное, с кирпичным декором по фасаду, побелённое.

В 1913 году дом принадлежал А. А. Домбровскому.

Памятник гражданской архитектуры рубежа XIX – ХX веков – доходный дом в стиле эклектика, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 118. Доходный дом Н. В. Третьякова

Здание возведено в конце XIX века в стиле эклектика.

В его оформлении использованы элементы кирпичного классицистического декора.

Архитектурно-художественный облик постройки определяют: рустовка простенков и лопаток обоих этажей, простые сандрики с замковыми камнями, подоконные ниши, междуэтажная и подоконная тяги, карниз, двухстворчатая резная дверь с фрамугой, ажурное ограждение балкона.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с подвалом и двухскатной крышей,кирпичное.

В 1913 году дом принадлежал Н. В. Третьякову.

Утрачены верхняя часть карниза, заменены оконные переплёты некоторых окон, ставни.

Ценный элемент фоновой застройки, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 121. Доходный дом Грибановых

Здание построено в 1910-е годы. В оформлении использованы стилизованный штукатурный декор, характерный для неоклассического направления стиля модерн. В асимметричной композиции фасада въезд выделен крайней западной раскреповкой, завершённой выгибом карни­за. Архитектурно-художественный облик здания определяют: лопатки с филёнками объединяющие второй и третий этажи, геометрические междуэтажные вставки, розетки, объединённые профилированной тягой, над окнами первого этажа массивный антаблемент, архивольты с замками окон верхнего этажа, и др. Парадная дверь оформлена резьбой и декоративной кованой решёткой цветочного орнамента. Заменены ограждения балконов и полотна ворот.

Здание Г-образной конфигурации в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное. В 1913 году дом принадлежал Грибановым.

Памятник гражданской архитектуры начала XX века – интересный пример доходного дома в стиле модерн; отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 132/ улица Чехова. Доходный дом Х. Ш. Гринштейн  (на 1993 год - жилой дом, 1-й этаж – магазин «Хлеб» и другие учреждения)

Здание построено в конце ХIX века. В композиции фасадов использованы приёмы и декор, характерные для неоклассического направления эклектики. Здание Г-образной конфигурации в плане, трёхэтажное с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное, с кирпичным декором по фасадам.

В 1900–1910-е годы в доме жил и работал ростовский городской архитектор Г. Васильев.

Памятник архитектуры конца ХIХ века – доходный дом в стиле эклектика.

Мемориальное здание, связанное с жизнью и творчеством ростовского городского архитектора Г. Васильева.

Улица Пушкинская, 135/ пр. Соколова. Доходный дом П. С. Шатова

Здание построено в 1910-е годы. В его объёмно-пространственной композиции отразились поиски функциональных и конструктивных решений, характерные для стиля модерн. Пластическую выразительность фасадов формируют: прямоугольные и дугообразные в плане эркеры, балконы, штукатурный и лепной декор. Здание Г-образной конфигурации в плане, пятиэтажное с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное по фасадам.

Памятник архитектуры начала XX века – доходный дом в стиле модерн. Неотъемлемый градоформирующий элемент улицы.

Улица Пушкинская, 140. Городское училище Е. Т. Парамонова (СКНЦ Высшей школы)

Здание построено в 1914 году по проекту городского архитектора Г. Н. Васильева. В оформлении использованы приёмы и декор, характерные для неоклассического направления стиля модерн. Плоскость фасада разделена на два яруса массивной междуэтажной тягой: нижний ярус с рустованными простенками трактуется как подиум декоративным колоннадам второго этажа. Парадный вход размещён на главной композиционной оси и оформлен массивным прямоугольным сандриком на декоративных кронштейнах. Парадный вестибюль и лестничный холл выделены на фасаде центральным портиком с тосканскими колоннами, увенчанным треугольным фронтоном. Портик, заглублённый в плоскости второго этажа, подчёркивают боковые ризалиты с самостоятельными карнизами, простенки ризалитов оформлены каннелированными полуколоннами и орнаментированными фризом. Лаконичную композицию фасада дополняют немногочисленные лепные и штукатурные детали: барельефные многофигурные вставки под фронтоном центрального портика, полосы меандра и розетки на фризе боковых декоративных колоннад, подоконники.

В 1940-е годы на главном фасаде утрачены завершения тумб, лепная вставка фронтона. В настоящее время заменены оконные переплёты и парадная дверь.

Здание П-образное в плане, двухэтажное, с многоскатной чердачной крышей и подвалом; кирпичное, оштукатуренное.

Здание выстроено на средства родственников Г. Парамонова и названо его именем.

Памятник архитектуры начала XX века – редкий для города образец училища в стиле модерн, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра Ростова.

Здание взято на государственный учёт и охрану Решением Ростовского Облисполкома № 303 от 16.08.85.

Улица Пушкинская, 141. Доходный дом

Дом построен в конце XIX века. В оформлении его использованы приёмы и декор, характерные для неоклассического направления эклектики. В композиции фасада выделяется центральная раскреповка, акцентирующая въезд и увенчанная над карнизом сложным аттиком с круглым окном. Завершение здания составляют также тумбы парапета. Архитектурный облик здания формируют: междуэтажные пояса, антаблемент, включающий фриз с метопами и триглифами и профилированный карниз; рустовка первого и второго этажей, обрамление окон второго и третьего в виде эдикУлица Сохранились ажурные кованые полотна ворот и первоначальные филёнчатые полотна парадных дверей. Заменены ограждения балконов, козырёк над парадным входом, часть оконных переплётов.

Здание прямоугольное в плане, с двумя пристроенными крыльями, трехэтажное, с многоскатной крышей, с пристроенными галереями вдоль дворовых фасадов; кирпичное с кирпичным декором по главному фасаду.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века – доходный дом, отражает неоклассическое направление эклектики, доминирует в застройке квартала.

Улица Пушкинская, 145. Дом, в котором проживали Клара и Соломон Райзманы, активные участники революционных событий 1903–1905 годов в Ростове-на-Дону

Дом построен в IV четверти XIX века. В оформлении его использован кирпичный классицистический декор. В симметричной композиции главного фасада центральный проезд акцентирован раскреповкой, увенчанной треугольным фронтоном и аттиком. Архитектурный облик постройки формируют: рустовка первого этажа; цокольный междуэтажный, подоконные пояса; венчающий карниз; подоконные ниши и декоративный замки проёмов; рустованные лопатки с ионическими капителями в простенках второго этажа и др. Сохранилась парадная двухстворчатая филёнчатая дверь с геометрическими накладками. Кованые решётчатые ворота в проезде сохранили орнамент только в верхней части полотен.

Здание П-образное в плане, с подвалом, многоскатной крышей, деревянной галереей и наружной лестницей вдоль дворового фасада.

На главном фасаде здания установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме проживали активные участники революционных событии 1903–1905 гг. в Ростове-на-Дону Клара и Соломон Райзман».

Исторический памятник, связанный с революционным движением на Дону 1903–1905 гг.

Ценный элемент фоновой застройки последней четверти XIX века – жилой дом в стиле эклектика.

Улица Пушкинская, 148. Особняк Н. Е. Парамонова. На 1993 год - библиотека Ростовского государственного университета

Здание построено в 1914 году по проекту архитектора Ф. Ф. Эберга в неоклассическом стиле.

Прямоугольная конфигурация особняка и облик фасадов отражают его внутреннюю планировочную структуру. Она симметрична. По главной композиционной оси север – юг расположены парадный вестибюль, атриумный зал, гостиная, терраса – связанные анфиладно. С обеих сторон к ним примыкают вспомогательные комнаты. Особняк одноэтажный с высоким цокольным этажом и многоскатной крышей со световым пирамидальным фонарём над атриумным залом. Все четыре фасада имеют единую ордерную декорировку. Цокольный этаж рустован, стены основного – оформлены колоннадами и пилястрами ионического ордера, увенчанными полным антаблементом и балюстрадами по парапету.

На главном северном фасаде парадный вход выделен распашной лестницей, большой лоджией и колоннадой с аттиком. Симметрию фасада подчёркивают крайние по фасаду строенные окна, оформленные коринфскими портиками на декоративных кронштейнах. Открытая терраса южного фасада акцентируется двумя рядами колонн, перекрытых архитравом (капители утрачены).

Основные членения фасада подчёркивает лепной декор: пояса пальметок на аттике и карнизе, надоконные ниши южного фасада (прямоугольные с грифонами, круглые – с масками Медузы Горогоны), акротерии на тумбах парапета и др.)

До начала 1918 года здание принадлежало Н. Е. Парамонову, затем в нём работал Ростово-Нахичеванский революционный комитет; в 1920–1930-е годы – было в ведении разных государственных учреждений, с 1949 года оно передано библиотеке Ростовского государственного университета.

Первоначальные границы участка особняка изменены: в послевоенные годы отгорожена южная часть домовладения с двухэтажным флигелем, в начале 1970-х годов снесена ограда особняка по красной линии застройки улицы.

Памятник гражданской архитектуры начала ХХ века, редкий для области образец особняка в неоклассическом стиле.

Решением Ростовского облисполкома № 303 от 16.08.85 здание принято на государственный учёт и охрану.

Улица Пушкинская, 151. Доходный дом

Здание построено в конце XIX века. В оформлении его использованы приёмы и штукатурный декор, характерные для неорусского направления эклектики. В симметричной композиции доминирует центральная раскреповка, акцентирующая центральный проезд, увенчанная сложнодекорированным аттиком. Архитектурно-художественный облик определяют: междуэтажные и подоконные тяги, трёхчастный антаблемент с высоким фризом, украшенным сдвоенными декоративными кронштейнами и подковообразными вставками между ними и завершённом массивным профилированным карнизом, обрамление окон второго этажа сложкопрофилированными лопатками и объединённых единой ломаной тягой с подковообразными выгибами над каждым проёмом окон верхнего и первого этажей – с декоративными замками, рустовка простенков первого этажа и архивольты проезда, и др. Своеобразие фасаду придает декоративная насыщенность верхнего яруса раскреповки: крайние плоскости оформлены полуколонками с капителями кубышками и увенчаны трехдугими фронтончиками, центральный балконный проём оформлен декоративным замком. Фриз над ними выделен ширинками и геометрическими вставками, аттик – архивольтой на декоративных лопатках, объединённой с крайними тумбами – тягой.

Утрачен декор раскреповки на втором этаже, полотна ворот в проезде, заменены балконы.

Здание П-образное в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное, со штукатурным декором по фасаду.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века – доходный дом в русском стиле, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 173. Особняк О. К. Даниловой. На 1993 год - Областное медицинское училище № 1

Здание построено в стиле эклектика. В его оформлении использованы элементы кирпичного декора, характерные для русского зодчества ХVII века.

В объёмно-пространственной композиции доминируют слабовыступающие ризалиты, завершённые прямоугольными аттиками.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: обрамление оконных проёмов профилированными наличниками первого этажа, декоративными полуколонками и разнообразными сандриками (треугольными, щипцеобразными, сложной конфигурации), архивольтами, рустовка ризалитов, геометрические вставки, аркатурные пояса, подоконные ниши и др.

Здание прямоугольное в плане, двуэтажное, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное. В 1913 году дом принадлежал О. К. Даниловой.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Улица Пушкинская, 173. Жилой дом

Здание построено в последней четверти XIX века. В оформлении его использованы приёмы и декор, характерные для неорусского направления эклектики. Архитектурно-художественный облик фасада формируют простые наличники окон цокольного этажа; профилированные наличники с «ушками» – основного, декорированный междуэтажный пояс с поребриком и зубчиками, фриз на декоративных кронштейнах и карниз с зубчиками. Оригинальность фасаду придают ширинки в основании лопаток, узкие ниши в уровне основного этажа и геометрические вставки в венчающей их части. Сохранилась парадная двухстворчатая филёнчатая дверь парадного входа. Утрачен козырёк над ней.

Здание Г-образное в плане, одноэтажное, с цокольным этажом и многоскатной крышей, с деревянной галереей по дворовому фасаду; кирпичное, с кирпичным декором по фасаду.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX – начала ХХ века – жилой дом в русском стиле, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"