Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Ворошиловский проспект : [подборка ст.] // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2779

ВОРОШИЛОВСКИЙ ПРОСПЕКТ

Швецов С. Д. Ворошиловский проспект // Вечерний Ростов. 1984. 8 июля. С. 3. (Ростовские улицы : из прошлого)

В 1814 году по утверждённому в столице плану заселения Ростова здесь проходила восточная окраина города. Но уже спустя двадцать с небольшим лет тут появилась улица – без мостовых, без фонарей, уставленная одноэтажными домами с камышовыми крышами. Вскоре её, словно в насмешку назвали Большим проспектом.

Проспект застраивался хаотически. Торговые склады, ночлежные дома, подъём от реки в город. Старожилы-ростовчане, конечно, помнят и дорогу здесь – крутую, извивно поднимавшуюся в гору по дну глубокой выемки. А на взлобке – массивный собор Александра Невского, или, как его ещё называли, Новый собор. Строился он на деньги ростовского купечества по проекту академика архитектуры А. А. Ященко. Строился долго, начиная с 1891 года, и только спустя 17 лет был торжественно освящён.

За собором раскинулся новый базар (сейчас на этом месте расположены Дом Советов и площадь Советов). Длинные торговые ряды, рундуки, навесы, лавки, толпы народа...

А по другую сторону проспекта – двух- и трёхэтажные дома купцов.

За Большой Садовой – стояли друг против друга высокие дома купцов Мелконова-Езекова и Чернова. (Первый, где в советское время находился радиоцентр, был разрушен гитлеровскими оккупантами – сейчас на этом месте дом, в котором расположен кинотеатр «Буревестник», во втором доме размещается институт народного хозяйства).

Говорят, что два этих ростовских «столпа» поспорили за карточным столом: кто построит дом лучше, красивее? Оба они были закончены в 1898 году.

Большой известностью пользовался в Ростове дом Мелконова-Езекова. Он привлекал к себе внимание тем, что в нём размещался Ростовский клуб – место встречи ростовской интеллигенции. В клубе устраивались вечера, балы, лекции, выступали приезжие знаменитости. Так, согласно объявлению в местных газетах, в конце марта 1914 года, тут выступал с лекциями на темы «Океания» и «Поэзия как волшебство» известный поэт-символист К. Д. Бальмонт. Здесь же, у «старшего брата», временно снимали себе помещения клуб коммивояжёров, женский клуб, латышский клуб, поблизости – на углу Большого и Дмитриевской (ныне улица Шаумяна) – клуб моряков. «Против нового собора, на углу Дмитриевской улицы», – указывали в 1914 году свой адрес «Театральное агентство сценических деятелей и театров варьете» в редакции газеты «Ростовское эхо».

На углу Мало-Садовой  (сейчас улица Суворова) находилось страховое общество «Россия». И буквально перед самой Первой мировой войной заключило с ним контракт о найме помещения Немецкое общество.

Почти напротив, через проспект построили в конце прошлого века свои банки братья Дутиковы. Потом это стало одним из пользующихся дурной славой мест в городе – здесь полиция нередко находила долго разыскивавшихся уголовных преступников.

В конце 80-х годов по проспекту прошла линия конно-железной дороги. Затем её сменил электрический трамвай.

На перекрёстке Большого и Сенной начинался Сенной базар, где преимущественно торговали фуражом, ковали в кузницах лошадей. А далее, отмечалось на плане 1914 года, раскинулся городской выгон, т. е место для пастьбы скота. И на этом выгоне был ещё один базар – ремесленный. Но торговали там часто и те, кто не имел ремесленного опыта. Это вызывало жалобы ремесленников в свою управу, в городскую думу. А в 1913 году, когда постройки ремесленников как арендаторов городской земли, обложили сбором, ремесленники обратились в городскую управу с заявлением о непосильного этого обложения. «Мы – нищие, – писали они, – а по роду жизни – цыгане, и весь наш скарб, называемый мастерской, и жильё хуже цыганского шатра».

Дальше была уже степь. Здесь, в удалении от города, находилось Братское кладбище, а через дорогу от него во время весенних «праздников древонасаждения» была заложена так называемая городская роща (ныне Городской Комсомольский парк). 12 июня 1916 года, как сообщают местные газеты, роща была «открыта для общего пользования».

В 1912 году, после убийства в Киеве известного реакционера П. А. Столыпина, согласно царскому указу, проспект стал именоваться Большим Столыпинским. Это название в официальных бумагах он сохранил до Октября.

Вскоре после освобождения города от белогвардейцев в 1923 году он был переименован в честь одного из руководителей 1-й Конной армии, выбившей белых их города, – Климента Ефремовича Ворошилова.

Максимов П. Х. Город на Дону // Дон. 1950. № 1. С. 8.

На некотором расстоянии к западу от крепости, по линии нынешнего Ворошиловского проспекта, выросла Солдатская слободка, населённая отставными солдатами крепости Дмитрия Ростовского. Но, по-видимому, «планы» (участки для застройки) давали отставным солдатам и в других местах.

Двенадцать зданий по проспекту Ворошиловскому описано в документе, составленном в 1993 году архитектором Любовью Волошиновой (Волошинова Л. Ф. Проект зон охраны. Т. 2, кн. 16: Аннотация исторической застройки по пер. Газетному, пр. Ворошиловский, пр. Соколова, ул. Чехова, пер. Университетский, пр. Кировскому, пер. Журавлева: арх. № 644. Ростов-на-Дону, 1993. URL: https://vivaldi.dspl.ru/ot0000625/view).

Проспект Ворошиловский, 8. Жилой дом

Дом построен в 1928 году. В оформлении фасада использованы приёмы, характерные для конструктивизма. Здание расположено с отступом от красной линии.

В композиции троечастного главного фасада преобладают два объёма, акцентированные угловыми балконами и связанные между собой вставкой, завершённой аттиком с люкарной.

Главный фасад построен на чередовании цветовой гаммы открытой кладки и оштукатуренных простенков, визуально объединяющих проёмы в единую ленту.

Здание сложной конфигурации в плане, с объёмным построением, развитым в глубину квартала; пяти- и четырёхэтажное, с цокольным этажом, многоскатной крышей, кирпичное.

Здание, в котором жил и работал с 1944 по 1959 год народный артист РСФСР Г. Е. Леондор.

Ценный элемент историко-архитектурной среды.

Проспект Ворошиловский, 10. Доходный дом Л. О. Ошеровской

Здание построено в 1900-е годы. В его оформлении использованы стилизованный приём и декор, характерные для стиля модерн.

В композиции фасада преобладают вертикальные членения, представленные лопатками; оконными проёмами, близкими по пропорциям, но различными по форме; ритмом балконов. Горизонтальные пояски делят здание на ярусы, отличающиеся пластикой и плотностью декора. Центральная раскреповка, акцентирующая вход и въезд, завершена лучковым фронтоном с люкарной в центре и двумя сложными аттиками со слуховыми окнами.

Архитектурно-художественный облик фасада определяют: оконные проёмы с перемычками различной конфигурации, декоративные подоконники и подоконные вставки, стилизованные кронштейны в венчающей части, гигантские лопатки ризалита, дугообразный балкон над въездом.

Утрачены ажурные металлические ограждения, крыши, полотна ворот.

Здание сложной Г-образной конфигурации в плане, четырёхэтажное, с цокольным этажом, многоскатной крышей, кирпичное.

В начале XX века дом принадлежал Л. И. Ошеровской.

Ценный элемент фоновой застройки начала XX века, отражает стилистическое многообразие застройки города.

Проспект Ворошиловский, 17/ улица Баумана. Доходный дом Я. Г. Эсс

Здание построено в начале XX века. В его оформлении использован кирпичный декор, характерный для стиля модерн.

В объёмно-пространственной композиции доминируют крайние по улице и проспекту раскреповки, завершённые аттиками сложной конфигурации. Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка первого этажа, обрамление полуциркульных окон архивольтами и лопатками, неглубокие простеночные ниши двух верхних этажей, овальные ниши над окнами второго этажа, стилизованные наличники на угловых раскреповках, и др.

Ограждения балконов закрыты реечными щитами, заменена часть переплётов, устроен тамбур в угловой части дома.

Здание Г-образное в плане, четырёхэтажное, с цокольным этажом и многоскатной крышей; кирпичное, с кирпичным декором по фасадам, побелённое.

В 1913 году дом принадлежал Я. Г. Эсс.

Памятник гражданской архитектуры начала XX века. Замыкая угол квартала, является его градоформирующим элементом, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Проспект Ворошиловский, 18. Доходный дом (на 1993 год - жилой дом с размещением на первом этаже научно-технической библиотеки)

Здание возведено в конце ХIХ века в стиле эклектика. В его оформлении использованы эле­менты штукатурного и лепного орнамента, характерные для классицизма и барокко.

В композиции фасада доминируют две раскреповки. Верхние этажи раскреповок (второй, третий) имеют поэтажное членение парными пилястрами ионического и дорического ордера, оконные проёмы сдвоенные (второй этаж) и строенные. Проёмы раскреповок оформлены треугольной и сложной конфигурации сандриками, пилястрами, а также наличниками с «ушками». Первый этаж раскреповок и простенки основной части здания рустованы, оконные проёмы верхних этажей обрамляют наличники с «ушками»,

украшенные замковыми камнями, крайние (второй этаж) сандриками сложной конфигурации с декоративными тимпанами.

Архитектурно-художественный облик здания дополняет лепной растительный и цветочный орнамент (картуши, пальметты, окантовый лист) в нижней части пилястр, в замковых камнях, кронштейнах, в тимпанах, сандриках и т.д., а также ажурное металлическое ограждение балконов, междуэтажная и подоконные тяги, антаблемент.

Здание сложной конфигурации в плане, трёхэтажное, с чердачной крышей и подвалом, оштукатуренное.

Утрачены первоначальные заполнения оконных проёмов.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Проспект Ворошиловский, 20. Доходный дом В. М. Ширмана (на 1993 год - гостиница «Южная» и ресторан)

Здание построено в 1911 году по проекту архитектора А. Х. Закиева. В его оформлении использованы приёмы и декор, характерные для неоклассического направления стиля модерн. Фасады по проспекту и улице представляют собой единую ритмическую композицию, в которой выделяются раскреповки на всю высоту здания, завершённые аттиками. Центральная раскреповка на главном фасаде акцентирована дугообразным фронтоном над арочным окном. Боковые раскреповки здесь дополнены двухъярусными .дугообразными в плане эркерами и балконами под ними. Архитектурно-художественный облик здания также формируют: мощные карнизы раскреповок и карнизные тяги чет­вёртого этажа с сухариками, балюстрады аттиков, французские балкончики с ажурными решетками геометрического рисунка, лепные фризовые пояса из пальметров, вставки из гирлянд с венками цветочного орнамента и геральдического, и др.

Здание прямоугольное в плане, с внутренним двором-колодцем, пятиэтажное, с подвалом и многоскатной крышей. Оно кирпичное, оштукатуренное по фасаду, с лепными и штукатурными деталями по фасадам.

На главном фасаде заложены окна подвала, приямки засыпаны. Разобран угловой аттик со скульптурной группой. Заменены наружные двери и витражи первого этажа, заложен угловой вход, над главным входом устроен современный козырёк.

На фасаде здания по проспекту установлены две мемориальные доски с текстами: «В этом здании в 1922 г. был создан первый пионерский отряд "Спартак" и в 1923 г. центральный Клуб юных пионеров г. Ростова-на-Дону". В этом доме выступал 28 ноября 1926 г. лучший талантливейший поэт нашей советской эпохи В. В. Маяковский».

Памятник архитектуры начала XX века, характерный пример общественного здания в стиле модерн; градоформирующий элемент исторически сложившейся застройки центрального проспекта Ростова.

Памятник связан с творческой деятельностью выдающегося русского советского поэта В. В. Маяковского.

Проспект Ворошиловский, 25/ Проспект Обороны, 107. Доходный дом И. В. Котлярова (на 1993 год - ЦНИИ «Проектстальконструкция», кафе «Охотник»)

Здание построено в конце ХIХ века в неоклассическом стиле. В композиции фасада доминируют несколько раскреповок на всю высоту дома, завершённых аттиками, которые акцентируют входы.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: поэтажное членение фасада пилястрами и полуколоннами(на раскреповках) дорического ордера, рустованными лопатками; обрамление прямоугольных оконных проёмов наличниками, простыми с «ушами» и с сандриками разнообразной конфигурации, полуциркульных проёмов – профилированными архивольтами и пилястрами, а также филёнки в подоконных нишах, междуэтажные и подоконные тяги, фриз с декоративными триглифами и профилированный карниз и др. Здание завершает ограждение кровли, составленное из кованых решёток гео­метрического рисунка, тумб парапета и аттиков.

Утрачены завершения аттиков, изменены крыльца трёх входов, заменены балконы, устроен новый вход в цокольный этаж, цоколь облицован плитами искусственного мрамора.

Здание Г-образной конфигурация в плане, трёхэтажное, с цокольным этажом и многоскатной крышей, кирпичное, с кирпичным декором на фасаде.

В 1913 году дом принадлежал И. В. Котлярову.

Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века – доходный дом в неоклассическом стиле. Здание является градоформирующим элементом улицы и квартала, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Проспект Ворошиловский, 28. Доходный дом А. М. Гордона (на 1993 год - отделение ГАИ ОВД администрации Кировского района)

Здание построено в 1900 году в стиле эклектика. В оформлении фасада использованы приёмы и элементы ренессансного декора. В композиции фасада выделены центральная и две крайние раскреповки на всю высоту здания, увенчанные аттиками; рустованные лопатки, объединяющие первый и второй этажи; рустованные пилястры третьего этажа; горизонтальный междуэтажный пояс с гладким полем подоконного парапета, отделяющий третий этаж от нижних двух. Архитектурно-художественный облик фасада определяют: декоративные замковые камни, подоконные доски; полуциркульные

окна третьего этажа в обрамлении из рустованных пилястр, завершённые архивольтом с замковым камнем; венчающий карниз с зубчиками. Центральная раскреповка оформлена в уровне второго этажа филёнкой с полуциркульным завершением и барельефным изображением женской фигуры на плоскости филёнки, а в уровне третьего этажа – экседрой со скульптурным изображением женской фигуры,

Утрачены полотна ворот, балконы с выгнутым металлическим ограждением, дверные проёмы заложены в нижней зоне; разобраны простенки первого этажа (нарушена конструктивная схема здания).

Здание П-образной конфигурации в плане, трёхэтажное, с подвалом, скатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

В канале XX века дам принадлежал А. М. Гордону.

Памятник архитектуры начала ХХ века, отражает стилистическое многообразие застройки города.

Проспект Ворошиловский, 29. Доходный дом В. М. Котлярова (на 1993 год - средняя специальная школа № 45 имени С. М. Кирова)

Здание построено в 1875 году по образцовому проекту в стиле классицизм.

Его фасады решены просто и лаконично. Архитектурно-художественный облик здания определяют: простые наличники и прямоугольные сандрики в оформлении оконных проёмов второго этажа, профилированные рамки в простенках, на которые опираются архивольты над прямоугольными окнами первого этажа, подоконные ниши, междуэтажная и подоконные тяги и т.д.

Здание П-образной конфигурации в плане, двухэтажное, с цокольным этаком и чердачной многоскатной крышей, кирпичное. оштукатуренное.

Утрачено первоначальное оформление цокольного этажа, а также первоначальные дверные и оконные заполнения.

В начале XX века дом принадлежал В. М. Котлярову. Его арендовали: еврейская школа, сапожная мастерская и другие учреждения.

Памятник общественной архитектуры второй четверти ХIХ века; замыкая угол квартала, является веяным градоформирующим элементом, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Проспект Ворошиловский, 31, 33. Доходный дом С. И. Шендерова (на 1993 год - Главюгтрубпроводстрой» и др.)

Здание построено в конце XIX века по проекту архитектора Л. М. Соколова. В его оформлении использованы композиционные приёмы и элементы декора, характерные для переходного периода от эклектики к модерну.

Здание П-образной конфигурации в плане, с фасадами, обращёнными на улицы (Серафимовича и Темерницкую) и проспект Ворошиловский (последний трактуется как главный). Края главного фасада выделены раскреповками, углы здания увенчаны высокими шатрами со шпилями. Центральная раскреповка фланкируется лопатками второго этажа, арочными нишами между ними, и завершается аттиком.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка обоих этажей, многочисленный лепной декор над окнами, в простенках, подоконных нишах, на фризе; на фасадах по улицам над верхними окнами вставки, составленные из головок гермеса на декоративных замках, гирлянд и др. Полуциркульные окна в центральной нише главного фасада объединены полуколонной с эмблемой-медальоном над капителью. Симметрию главного фасада также подчёркивают два протяжённых балкона с ажурными коваными ограждениями растительного рисунка.

Утрачено завершение центрального аттика. Заменены оконные переплёты и дверные полотна, на фасадах по улицам устроены новые балконы. Имеет утраты и повреждения штукатурный и лепной декор всех фасадов.

Здание двухэтажное, с подвалом, многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное, со штукатурным и лепным декором по фасадам.

В 1913г. дом принадлежал С. И. Шендерову. Здесь арендовали помещения разные торговые учреждения.

Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века – доходный дом, отражает переходный период от эклектики к модерну, является градоформирующим элементом квартала, отражает многообразие застройки исторического центра города.

Проспект Ворошиловский, 39. Доходный дом Н. Н. Аджемова (на 1993 год - жилой дом с размещением на первом этаже кафе «Надежда»)

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В его оформлении использованы эле­менты штукатурного декора, характерные для классицизма.

В композиции фасадов по улице и проспекту доминируют крайние раскреповки, завершённые аттиками сложной конфигурации.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка первого этажа, наличники с «ушками», замковыми камнями; прямоугольные и сложной конфигурации сандрики на кронштейнах над окнами верхнего этажа, а также подоконные ниши, подоконные и междуэтажные тяги, антаблемент в основной части здания, прерываемый раскреповками, и др.

Здание прямоугольное в плане, кирпичное, оштукатуренное, двухэтажное, с подвалом и чердачной крышей.

Утрачены первоначальные заполнения оконных и дверных проёмов, ограждения балконов; заложен оконный проём по улице.

В 1913 году дом принадлежал Н. Н. Аджемову.

Памятник градоформирующим элементом, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Проспект Ворошиловский, 59. Доходный дом Ф. М. и М. М. Дутиковых (на 1993 год - городская баня)

Здание построено в 1890-e годы в стиле эклектика. В его внешнем оформлении использованы элементы и декоративные мотивы «восточных стилей».

В архитектурно-художественном оформлении здания выделяется междуэтажный, визуально венчающий карниз, членящий фасад на две части. Нижняя часть включает два основных этажа, верхняя трактована как парапет, – мансардный этаж и, собственно, парапет. Особо акцентирован угол здания в виде стилизованной ярусной башни.

Парадный вход и башня подчёркнуты раскреповками с укрупнённым масштабом проёмов и более активным пластическим решением. Лопатки раскреповок оформлены сдвоенными полуколонками с кубическими капителями. Раскреповки в уровне мансардного этажа оформлены декоративными пристенными портиками, во внутреннем поле которых размещены узкие проёмы и ниши, объединённые подковообразной аркатурой. Центральная раскреповка завершена ступенчатым аттиком с титульной надписью в центре.

Ритмическая композиция фасада организована горизонтальными тягами и ярусными лопатками, между которыми размешены однотипные композиции.

Композиции нижних этажей представлены узкими полуциркульными проёмами в центре, нишами различного декоративного оформления по краям и аркатурами, композиции мансардного этажа формируют тройные окна, фланкированные пилястрами и ширинками с бриллиантовыми квадрами.

Фасад завершён парапетом, подчинённым общему ритму. Филёнки парапета оформлены оригинальным геометрическим орнаментом.

Декоративное убранство бокового фасада по переулку Малому почти не сохранилось. Во внутреннем пространстве здания выделяется нейтральный атриумный зал с парадной лестницей, завершённый световым фонарём.

Утрачены: завершение башни, заполнения проёмов; фрагментарно декор, парапеты, парадная лестница и др.

Здание трапециевидной конфигурации в плане, двухэтажное, с подвалом и мансардным этажом, многоскатной крышей и световым фонарём, кирпичное, оштукатуренное.

В начале XX века здание принадлежало Ф. М. и М. М. Дутиковым

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века, редкий для города пример доходного дома определённого функционального назначения в стиле эклектика, с использованием элементов «восточных стилей», неотъемлемый градоформирующий элемент одного из центральных проспектов.

Проспект Ворошиловский, 63. Доходный дом Е. И. Хармаджева

Здание построено в 1900-е годы. В оформление фасадов использованы приёмы и декор, характерные для переходного периода от эклектики к модерну. Архитектурно-художественный облик фасада формируют: поэтажные членения, представленные пилястрами и лопатками, подоконные ниши, декорированные лепными венками, фриз, решённый чередованием стилизованных кронштейнов и филёнок с лиственными гирляндами, аттик с узкими полуциркульными слуховыми окнами, междуэтажные тяги, венчающий карниз, кованое ажурное металлическое ограждение балконов.

Утрачены кованые ажурные полотна ворот, ограждение крыши, завершение аттиков и столбиков парапета, декор – фрагментарно. Утрачено конструктивное и архитектурное решение витрин и проёмов первого этажа,

Здание П-образной конфигурации в плане, трёхэтажное, с подвалом, скатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

В начале ХХ века дом принадлежал Е. И. Хармаджеву.

Памятник архитектуры накала XX века, отражает стилистическое многообразие застройки города.




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"