Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Будённовский проспект : [подборка ст.] // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2778

БУДЁННОВСКИЙ ПРОСПЕКТ

Блистательный Таганрогский (Буденновский) проспект достоин не только статей, но и целых книг. Первая такая книга издана в 2001 г. "Путешествия по старому Ростову" (часть 2-я), её авторы: В. Лобжанидзе, Г. Лаптев и В. Кустов. Почитать книгу можно в Донской публичной библиотеке. Здесь же мы публикуем несколько небольших заметок краеведов С. Швецова, А. Терещенко и С. Максимова. (Швецов С. Д. Будённовский проспект // Вечерний Ростов. 1984. 30 мая. С. 3).

Одна из старейших улиц города. Еще на плане Ростова, сделанном в 1767 году, по данным генерала Медера, показана, вплоть до Дона, проходящая между Доломановским и Солдатским форштадтами «Таганрогская дорога». Затем Таганрогской была названа улица, а в прошлом веке появился уже Таганрогский проспект.

С давних пор он казался главной транспортной магистралью города. По донскому спуску поднимались подводы со всем, что привозилось в Ростовский порт на пароходах и парусниках, баржах и в поездах. Шли в Ростов или на левый, «ногайский» берег Дона, через наплавной мост гружённые различным добром телеги.

Вот как описывала газета «Приазовский край» в августе 1903 года этот спуск:

«Зигзагами поднимаются в гору тяжело гружённые подводы. Здоровенные тяжеловозы напрягают мускулы и, вытянувшись и крутя головой, тащат в гору возы... Мерно шагает рабочий рядом, пустив вожжи. Вывернув поля поярковой шляпы, он закрыл от солнца глаза. Пахнет дёгтем, ворванью, портовым городом, чёрным товаром...

По наплавному мосту длинной вереницей ползут за реку и из-за реки подводы, целый поток лошадей и людей с арбузами, дынями, овощами, шерстью, кирпичом...»

...Попробуем взглянуть на Таганрогский проспект конца прошлого – начала нынешнего века. Кстати, фотографий этого периода немало. На них – наплавной мост через Дон, спуск к реке, поворачивающий с проспекта у Старого базара трамвай, добротные купеческие дома Старого города (примерно от Ворошиловского проспекта до реки Темерник), перекрёсток Таганрогского и Большой Садовой, «асмоловский» театр, цирк Машонкиной... Широкая, разъезженная улица, драгали, извозчики, гуляющие пешеходы, городовые...

Известно, что в своё время проспект, как оживлённую транспортную магистраль, украшали даже мосты. И первый – «Байковский» – перекрывший Генеральскую балку у пивоваренного завода «Южная Бавария» (завод был построен ростовским купцом Шартаном в 1874 году, а затем перекуплен немецкой фирмой «Стукен и К°», в 1920 году национализирован. Сейчас – пивзавод «Заря»), и в связи с «урегулированием» балки разобранный в 1893 году. Другой мост был на углу проспекта и Скобелевской улицы (Красноармейская) через сточную канаву (в 1904 году тут был поставлен даже бетонный мост, шириною, как отмечалось в печати, 5 саженей).

Дома на проспекте были, конечно, пониже, чем на Большой Садовой. Но – театр, табачная фабрика Кушнарёва! В 1913 году появились на проспекте и огромные для того времени дома: на спуске к Дону – братьев Дутиковых, за Пушкинской – Чирикова (сейчас – здание института «Гипростройдормаш» и здание Главсевкавстроя). А далее, за Скобелевской, склады торгово-промышленного товарищества «Владимир Алексеев» (кстати, этим товариществом руководил одно время, как известно, К. С. Станиславский), казённый винный склад (сейчас ликёро-водочный завод) и выставка животноводства – с правой стороны, и Новое поселение – Нахаловка, появившееся в восьмидесятых – с левой стороны.

Проспект – самый, пожалуй, «революционный» в Ростове, после Темерника. Оно видел много рабочих выступлений. Через него проходили ряды рабочих – участников мартовской политической демонстрации 1903 года. В бурном 1905 году стремительно шли по нему отряды рабочей самообороны, спешившие на Старый базар, чтобы прекратить там черносотенный погром. Тогда же кипели многолюдные митинге в театре, цирке, Новопоселенском саду, проводили свою «демонстрацию» правительственный войска 13 декабря 1905 года. А потом – дни восстания, когда загородившийся баррикадами Темерник прикрывало с тыла Новое поселение, и глухо ухали бомбы, звучали выстрелы винтовок у Новопоселенского сада.

Видел проспект и январский день 1920 года, когда Красная Армия выбила белогвардейцев из Ростова. Текли и текли по проспекту полки Первой Конной армии, 8-й армии Южного фронта.

И в честь командующего Первой Конной, впоследствии Маршала Советского Союза, трижды Героя Советского Союза Семёна Михайловича Будённого, в 1923 году проспект был назван Будённовским. Здесь же, на перекрёстке проспекта и Пушкинской улицы, установлен его бюст.

Александр Терещенко рассказывает о проспекте в своей книге, посвященной "именным" улицам Ростова (Терещенко А. Г. Их именами названы улицы Ростова. Ростов-на-Дону, 1969. С. 19-21).

Проспект назван в 1923 году в честь народного героя Дона и всей нашей страны, выдающегося полководца Советской Армии, Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

В XVIII веке здесь проходила Таганрогская дорога, отделяющая Солдатский форштадт от Доломановского. Затем, с ростом города, по линии этой дороги сложилась одна из центральных магистралей Ростова - Таганрогский проспект. Здесь проходил главный путь на Кавказ. По этой дороге в 1820 году проезжал на Кавказ Александр Сергеевич Пушкин.

"Улицы все правильны и в хорошую погоду кажутся опрятными и веселыми, зато, когда пойдут дожди, и грязь поглотит все пространство, город мертвеет на многие недели... Извозчики и частные лица употребляют особого рода "дроги"... они одни не тонут в океанах ростовской грязи", - так А. И. Свирский писал о ростовских улицах той поры. Только перед мировой войной на Таганрогском проспекте начали появляться многоэтажные дома: гостиница "Палас-отель" (теперь штаб СКВО), так называемый дом Чирикова (административное здание напротив цирка) и другие.

В январе 1920 года, в исторические дни освобождения города от белых, по проспекту проходили отряды 1-й Конной армии и 8-й армии Южного фронта, сыгравших решающую роль в разгроме врага у Ростова.

В советское время на Буденновском проспекте выросло много современных красивых зданий: пятиэтажный корпус Высшей партийной школы, проектный институт Гипропласт, редакция и типография газеты "Молот", окружной Дом офицеров, городской цирк, гостиница "Ростов", крупнейшая в стране обувная фабрика, школа-интернат.

Заканчивается проспект в районе Рабочего городка, переходя в Каменоломенское шоссе.

В апреле 1966 года на углу Буденновского проспекта и Пушкинской улицы, в торжественной обстановке был открыт бюст (работа Е. В. Вучетича) выдающегося полководца Советской Армии, Маршала Советского Союза, трижды Героя Советского Союза, Семена Михайловича Буденного.

Небольшой фрагмент из публикации ростовского писателя Павла Максимова (Максимов П. Х. Город на Дону // Дон. 1950. № 1. С. 19).

Через Таганрогский (ныне Будённовский) проспект, чуть ниже того места, где сейчас стоит здание редакции газеты «Молот», проходила балка Генеральская. Через неё был перекинут деревянный мостик. В 60–70-е годы, при городском голове Байкове, балка была засыпана и через неё был построен каменный мост длиной в шесть метров. На доме, который стоит и сейчас, в самой низине была укреплена мраморная доска, на которой золотыми буквами было высечено: «Байковский мост» и дата.

Краевед, исследователь топонимики Ростова Юрий Анатольевич Бибиков, в книге, посвященной Ленинскому району из серии "Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События" (Ростов-на-Дону, 2008), писал:

Буденновский проспект с 1923 года носит имя Семена Михайловича Буденного (1883-1973) героя Гражданской войны, Маршала Советского Союза (1935), трижды Героя Советского Союза. Родился в бедной крестьянской семье в хуторе Козюрин, ныне Пролетарский район Ростовской области. С 1903 г. в армии, служил в 46-м Донском казачьем полку, участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. Окончил Петербургскую школу наездников (1908). До 1914 служил в Приморском драгунском полку. Участвовал в 1-й мировой войне на германском, австрийском и кавказском фронтах, был награждён четырьмя георгиевскими крестами за храбрость. Летом 1917 г. вместе с Кавказской дивизией прибыл в Минск, где был избран председателем полкового комитета. В августе 1917 г. участвовал в руководстве разоружением эшелонов корниловских войск в Орше. После Октябрьской революции вернулся на Дон, в станицу Платовскую, был избран членом Сальского окружного исполкома. В 1918 г. сформировал конный отряд для борьбы с белогвардейцами, который вырос в полк, бригаду, а затем кавалерийскую дивизию, успешно действовавшую под Царицыном. В июне 1919 г. был создан конный корпус под командованием Буденного, сыгравший решающую роль в разгроме белогвардейцев в Воронежско-Касторненской операции. В ноябре 1919 г. корпус был реорганизован в 1-ю Конную армию во главе с Буденным, которая сыграла важную роль в ряде крупных операций Гражданской войны против войск Деникина, армий Пилсудского на Украине и Врангеля в Северной Таврии и Крыму. В 1921-1923г.г. член РВС, а затем зам. команд. Северо-Кавказского военного округа. Провёл большую работу по организации и руководству конными заводами, которые в результате многолетней работы вывели новые породы лошадей — будённовскую и терскую. Окончил Военную академию им. Фрунзе (1932). С 1937г. командовал войсками Московского военного округа. Во время Великой Отечеств, войны находился в составе Ставки Верховного Главнокомандования, был командующим группой войск армий резерва Ставки (июнь — июль 1941 г.), главнокомандующим войсками Юго-Западного направления (июль-сентябрь 1941 г.), главнокомандующим войсками Северо-Кавказского направления (апрель — май 1942 г.), командующим Северо-Кавказским фронтом (май — сентябрь 1942г.). С января 1943 команд, кавалерией Советской Армии. Награждён семью орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, орденом Красного Знамени Азербайджанской ССР, Трудового Красного Знамени Узбекской ССР, орденами Монгольской народной республики, золотым боевым оружием с орденом Красного Знамени на нём, почётным революционным огнестрельным оружием с орденом Красного Знамени на нём и почётным оружием — шашкой с изображением Государственного герба СССР, а также медалями.

В 1967 г. Ростовский городской совет присвоил С.М. Буденному звание «Почетный гражданин города Ростова-на-Дону».

В январе 1920 года, в дни освобождения города от белых, по тогда Таганрогскому проспекту проходили отряды 1-й Конной армии и 8-й армии Южного фронта, сыгравших решающую роль в боях под Ростовом.

По проспекту в XVIII веке проходила Таганрогская дорога, отделяющая Солдатский форштадт от Доломановского. Затем, с ростом города, по линии этой дороги сложилась одна из центральных магистралей Ростова — Таганрогский проспект. Здесь проходил главный путь на Кавказ. По этой дороге в 1820 году проезжал на Кавказ Александр Сергеевич Пушкин.

Путь на Ростов проходил по почтовому тракту. До станицы Самбекской ехали 17 верст, до Морско-Чулекской — 14, до Мокро-Чалтырской — 20 и от нее к Ростову еще 17 верст. Перед посещением края императором Александром I в 1818 г. Таганрогская дорога, как и другие, была приведена в порядок. В местах пересечения дороги балками, оврагами и реками были наведены и поправлены деревянные мосты, а поскольку леса вблизи не имелось, то вдоль тракта стояли лишь верстовые столбы. В стороне и позади оставались дачи и хутора помещиков, служилых казаков или их вдов и казенных поселян.

Один из основных путей в Ростов вел через Генеральную балку к домам жителей, другой — дальше к северным воротам крепости и в объезд ее, была дорога вне города и к западным воротам. Согласно плану А.И. Ригельмана, составленному в 1768 г., в Димитриевской крепости не было почтовой станции, и проезжающие военные оставляли лошадей в конюшнях и при казармах. По описаниям же Ростова 1801 и 1836 гг. и на плане 1811 г., утвержденном Александром I, в городе имелась одна почтовая контора. Поэтому для новых гостей наиболее вероятен обычный маршрут путешественников. Предъявив подорожные у въезда в город, они проезжали улицами Доломановского и Солдатского форштадтов и направлялись к почтовой конторе.

Через проспект был проложен небольшой деревянный мостик. В 1863 году на Таганрогском проспекте, через Генеральную балку, вместо деревянного построили каменный мост длиной 43 метра и шириной 5 метров. Городское общество постановило назвать этот мост «Байковским» в честь, городского головы, Андрея Матвеевича Байкова. Он перекрывал Генеральную балку у пиво-медоваренного завода «Южная Бавария». Задолго до этого стали возникать небольшие домики за Генеральной балкой. Застройка этой, новой части города предусматривалась планом, утвержденном еще в 1845 году.

В связи с «урегулированием» балки при прокладке канализационного коллектора мост был разобран в 1893 г.

Другой мост был на углу Таганрогского проспекта и Скобелевской улицы (Красноармейской) через сточную канаву.

«Улицы все правильны и в хорошую погоду кажутся опрятными и веселыми, зато, когда пойдут дожди, и грязь поглотит все пространство, город мертвеет на многие недели... Извозчики и частные лица употребляют особого рода «дроги»... они одни не тонут в океанах ростовской грязи», — так писал А. И. Свирский о ростовских улицах той поры. Только перед мировой войной на Таганрогском проспекте начали появляться многоэтажные дома: гостиница «Палас-отель» (теперь штаб СКВО) и другие. На проспекте находилось несколько учебных заведений, клубов, в том числе построенный незадолго до революции огромный Зимний коммерческий клуб с залом на тысячу мест (ныне Дом офицеров). Производственное здание водочного завода удивляло своей изысканной архитектурой. Было возведено несколько прекрасных по своим архитектурным достоинствам доходных домов, в том числе, так называемый дом Чирикова, здание вблизи улицы Сенной (М. Горького). Сейчас здесь размещается городское управление внутренних дел. Целый ряд великолепных старых зданий, физический факультет университета, так называемый «Черный магазин», музей народов Кавказа — оказались утраченными полностью. Роскошная пятиэтажная гостиница «Астория», не раз горевшая, превратилась в не выразительный трехэтажный «Дом обуви», утратив свое самое главное украшение — великолепные витражи на первых двух этажах.

В 1931 году, на месте Петропавловской богадельни построенной владельцем табачной фабрики В. Асмоловым, началось строительство одной из крупнейших гостиниц города. В 1934 году гостиница «Ростов» стала украшением города. Автор проекта И.Е. Черкисиан, Х.Х. Чалхушьян и JI.JI. Эберг. Фасад гостиницы украсил горельеф работы нашего земляка скульптора Сергея Григорьевича Королькова (1905 — 1967). Который был первым и лучшим, по мнению специалистов, иллюстратором «Тихого Дона» М.А. Шолохова.

«Архитектурными воротами Ростова» называют перекресток Буденовского проспекта и улицы Большой Садовой. Центральный универмаг с башенкой и курантами, роскошный «сталинский» дом с кафе «Золотой колос» и тоже с башенкой, два сквера с фонтанами — у консерватории им. Рахманинова и Дома книги — таков этот самый оживленный перекресток района.

Ростов — ЦУМ — памятник архитектуры начала XX века, в оформлении которого использовались черты рационального направления стиля модерн, очень модного в то время. Дом построен по проекту архитектора Е.М. Гулина. Место для торгового центра просто идеальное. Идея построить Торговый дом пришла в голову известному в те времена судовладельцу Г.Г. Пустовойтову. Ему принадлежал весь квартал по Таганрогскому пр. до Дмитриевской (Социалистической) улицы. И вот Пустовойтов в 1910 году, на месте аптеки выстраивает грандиозное здание. Оно поучило название «Торговый Дом Г.Г. Пустовойтова». По истории Торгового Дома можно во многом проследить историю самого Ростова за последнюю сотню лет.

В двадцатые годы Торговый Дом был национализирован, и в нем разместился Главный универмаг (ГУМ). В четырехэтажном корпусе в 1930-е годы располагались важные советские учреждения и научная библиотека Донского Государственного университета, управление торговой рекламы и сети общественного питания Наркомторга СССР.

В годы оккупации Ростова (1942-1943) здание в значительной степени пострадало от немецких авиабомб. Научная библиотека Донского Госуниверситета была уничтожена полностью. Полуразрушенное здание реконструировалось вплоть до 1951 года. В это время на здании появились «башенные» часы, которые сейчас стали одним из символов Ростова. В 1972 году механизм часов восстанавливал часовой мастер А. Какичев. Он до сих пор следит за работой этих трехметровых «ходиков» заботясь о том, чтобы время они показывали всегда точно, бой и гимн Ростова тоже играли исправно. Сейчас часы исполняют гимн два раза в час и отбивают время лишь с девяти утра до девяти вечера. В 80-х годах прошлого столетия часы били круглосуточно. Местные жители, живущие в домах напротив, были недовольны этим «громкоговорителем». Часы останавливали на несколько лет. В 1998 году им снова «дали ход», снабдив часы сложной электронной системой. С тех пор идут они достаточно точно, и жить никому не мешают.

В 1965 г. к южному фасаду основного объема здания пристраивается новый корпус. С этого момента Главный Универмаг становится Центральным Универмагом или ЦУМом.

На противоположном углу с фасадом на Буденновский разместилась Ростовская консерватория им. С.В. Рахманинова. Консерваторию пристроили к дому М.П. Яблоновой, в котором располагалась престижная в городе гостиница «Европа» с фасадом на Большую Садовую).

На северо-западном углу перекрестка до войны стоял знаменитый «Черный магазин» (такое название получил из-за окраски стен) в котором во время бомбежки погибли десятки мирных жителей. На этом месте в 1948 году по проекту архитектора Л. Эберга построено здание «Дома книги».

Именно на этом оживленном перекрестке в 1933 году в Ростове установили первый электрический светофор.

А в 1971 году построили самый красивый в городе подземный переход с замечательными мозаичными картинами на темы прошлого Ростова.

Интересно, что на углу проспекта Буденновского и ул. Станиславского в шестиэтажном жилом доме, построенном в 1954 году на первом этаже, был размещен, первый в городе междугородный автовокзал. В дальнейшем, в 1961 году, он переехал на нынешний просп. Шолохова, а вокзальное помещение заняли магазины.

В апреле 1966 года на углу Буденовского проспекта и Пушкинской улицы, был открыт бюст (работа Е.В. Вучетича) маршала Советского Союза, трижды Героя Советского Союза, Семена Михайловича Буденного.

Уже в наше время на проспекте возле дома 35 появилась современная скульптура под названием «Горожанин» (авторский коллектив: архитектор Г.Н. Шевченко, скульптор О.В. Кукушкин). Прототипом скульптуры послужил Иван Александрович Супрунов, ростовский купец первой гильдии, известный донской конезаводчик и владелец мукомольни.

Заканчивается проспект в районе Рабочего городка, переходя в Стадионную улицу (ранее — Каменоломенское шоссе).

Двадцать одно здание по проспекту Буденновскому описаны в документе, составленном архитектором Любовью Волошиновой (Проект зон охраны. Т. 2, кн. 11: Аннотация исторической застройки по пер. Доломановскому, пер. Братскому, пер. Халтуринскому, пер. Островскому, пр. Буденновскому, пр. Семашко, пер. Соборному : арх. № 614. Ростов-на-Дону, 1993. URL: https://vivaldi.dspl.ru/ot0000621/view).

Проспект Будённовский, 3. Доходный дом братьев Дутиковых (на 1993 год - «ГипроНИИстройдормаш» и магазин «Медтехника»)

Здание построено в 1913 году по проекту городского архитектора Л. Ф. Эберга. В оформлении его использованы приёмы и декор, характерные для неоклассического направления стиля модерн. В асимметричной композиции фасада доминирует крайняя южная раскреповка, оформленная гигантскими композитными колоннами; объединёнными на четвёртом этаже аркадой и завершённой ступенчатым аттиком. Архитектурный облик здания также формируют рустованные гигантские лопатки трёх нижних этажей, завершенные мощной междуэтажной тягой; прямоугольные сандрики на декоративных кронштейнах с лепными навершиями и подоконники на декоративных кронштейнах верхних полуциркульных окон, венчающий профилированный карниз.

Утрачен штукатурный и лепной декор над верхними строенными окнами раскреповки и на аттике фасада, заменены парадные дверные полотна и переплёты части оконных проёмов.

Первоначальная часть здания прямоугольная в плане, обращена протяжённым фасадом к проспекту, в послевоенные годы она была достроена протяжённым пятиэтажным крылом вдоль улицы, которое в конце 1960-х годов продолжено протяжённой шестиэтажной пристройкой, образовавшей коре неправильной формы.

Первоначальная часть здания пятиэтажная, кирпичная, оштукатуренная по фасаду, с немногочисленным штукатурным и лепным декором.

В предреволюционные годы дом принадлежал братьям Дутиковым.

Памятник архитектуры начала ХХ века – доходный дом в стиле модерн, неотъемлемый трансформирующий элемент исторического центра города,

Проспект Будённовский, 9 / улица Обороны. Доходный дом Асмаевых (на 1993 год - жилой дом с размещением на первом этаже кафе «Встреча»)

Здание построено в 1890-е годы. В оформлении фасадов использованы приёмы и многочисленный кирпичный декор, характерные для неорусского направления эклектики. Фасады по проспекту и переулку представляют единую ритмическую композицию. Центр каждого фасада и угловая часть здания выделена раскреповками. Архитектурно-художественный облик дома формируют: лопатки первого этажа с выпуклыми рустами, декоративные подоконные и междуэтажные пояса, вертикальные ряды ширинок в простенках верхних этажей, оформление окон третьего и четвертого этажей лопатками с поясками, декоративными перемычками и сандриками в виде разнообразных кокошников (в центре фасадов верхние окна с треугольными сандриками), венчающий карниз с аркатурным поясом, пирамидальные русты в нишах над лопатками первого этажа и др. Облик здания дополняли балконы с выпуклыми коваными ажурными ограждениями, ныне полностью заменённые. Заменены также оконные переплёты и дверные полотна, угловой вход превращён в оконный проём.

Здание П-образное в плане, трёхэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное.

В 1913 году дом принадлежал Александру и Никогосу Асмаевым.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века – интересный образец доходного дома, отражает неорусское направление эклектики. Здание входит в комплекс площади Старый базар как неотъемлемый градоформирующий элемент.

Проспект Будённовский 22/46 улица Серафимовича. Торговый дом Петра Хохладжева (на 1993 год - «Дом обуви», народный суд Ленинского района и др.)

Дом построен  в 1905 году в стиле модерн по проекту гражданского инженера С. В. Попилина.

На первом и втором этажах размещались магазины и рестораны; третий, четвёртый, пятый занимали гостиница и конторы. В 1910-е годы на западном фасаде демонтированы балконы и разобран гигантский портик парадного входа. В 1941–1943 годах разрушены два верхних этажа. В послевоенные годы выполнена новая крыша, карниз, аттики, тумбы и решётки парапета; демонтированы оставшиеся фрагменты двух угловых эркеров, сбиты лепные орнаменты в простенках, заменены витражи нижних этажей и балконы.

Современный облик здания формируют гигантские лопатки простенков, крайние и угловые раскреповки с аттиками. Сохранились первоначальные основания лопаток в виде гранитных пьедесталов. Лопатки и угловые раскреповки облицованы зелёной глазурованной плиткой, остальные плоскости фасадов, участки карниза между лопатками и аттиками – оштукатурены. Главный вход выделен современным козырьком.

Рекомендуется восстановить два утраченных этажа и первоначальный архитектурно-художественный облик здания,

Проспект Будённовский 27. Административное здание «Заготзерно» (на 1993 год - АО Ростов-хлебопродукт)

Здание построено в начале XX века. В 1940-е годы здание было разрушено (главный фасад почти полностью сохранился), в 1949 году восстановлено по проекту архитектора В. В. Леонтьева с использованием форм и декора, господствовавших в архитектуре послевоенных лет. При восстановлении здания боковой фасад был решён с использованием ритма и элементов главного фасада.

Центральная часть главного фасада подчёркнута гигантским портиком в уровне второго и третьего этажей, образованным полуколоннами сложного ордера. Портик увенчан мощным карнизом с сухариками и аттиком с полуциркульным окном и люкарнами. Центричность главного фасада подчёркнута боковыми раскреповками со сдвоенными проёмами, завершёнными аттиками с балюстрадами в нишах. Архитектурно-художественный облик здания дополняет лепной декор в междуэтажной зоне (второй – третий этажи), в межоконных простенках третьего этажа и на центральном аттике.

Здание Г-образной конфигурации в плане, трёхэтажное, со скатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

Ценный элемент фоновой застройки, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Проспект Будённовский, 33. Контора мельницы И. А. Супрунова

Здание построено в конце XIX века. В его оформлении использован кирпичный декор, ассоциирующийся с убранством русских домов – теремов ХVI– ХV веков. В композиции фасада выделены центральная и крайние раскреповки, насыщенные декором, которые акцентируют входы с проспекта. Балконный и оконные проёмы второго этажа фланкированы сложно-декорированными лопатками, объединёнными прямоугольными сандриками с декоративными сухариками. Три входа акцентированы аналогичными декоративными лопатками, объединёнными лучковой перемычкой и завершённые треугольными сандриками.

Архитектурно-художественный облик дома дополняет многочисленный кирпичный декор: декоративные полуколонки и геометрические вставки на лопатках раскреповок, рустовка простенков нижнего этажа, обрамление оконных проёмов (там же) полуколонками, поребриком, поясками с зубчиками; подоконные ниши, с филёнками и подзорами геометрического рисунка.

Дом прямоугольный в плане – двухэтажный, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичный, побелённый по фасаду.

Утрачено первоначальное деревянное ограждение балкона в виде точёных балясин; заложено несколько оконных проёмов по южному фасаду, одна дверь парадного входа. Кровля из металлических листов заменена шиферной. Разобраны аттики и ограждения кровли. Заменены дверные полотна и часть оконных переплетов.

В 1913 году владельцем дома был И. А. Супрунов.

Первый этаж занимала контора мельницы, которая располагалась внутри квартала, второй – использовался для жилья служащих.

Памятник архитектуры конца XIX века – интересный пример дома в русском стиле, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра.

Проспект Будённовский, 34. Здание коммерческого клуба (на 1993 год - Дом офицеров Советской армии СКВО)

Здание коммерческого клуба построено в 1914 году по проекту архитектора А. А. Закиева в стиле неоклассицизм .

В объёмно-пространственной композиции доминируют слабовыступающие раскреповки, завершённые аттиками.

В его оформлении использованы элементы классицистического декора.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: портик, акцентирующий парадный вход и состоящий из пилястр дорического ордера, архитрава и карниза с сухариками, рустовка нижнего этажа; гигантские полуколонны ионического ордера и антаблемент, которыми оформлен фасад между раскреповками, а также штукатурный и лепной декор: замковые камни, декоративные вставки растительного орнамента, многофигурные рельефные композиции в простенках 4-го этажа и над окнами 2-го, профилированные архивольты, орнаментированные вставки над дверными проёмами парадного входа, и др.

Утрачены первоначальные двери парадного входа, частично заменены оконные переплёты, утрачено завершение аттиков с декором.

Здание сложной конфигурации в плане, четырёхэтажное с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

Памятник общественной архитектуры начала ХХ века, интересный пример клубного сооружениям стиле неоклассицизма.

Проспект Будённовский, 35. Доходный дом И. М. Супрунова (на 1993 год - жилой дом, 1–2 этажи – школа, магазин, ателье)

Здание построено в конце ХIХ века. В его оформлении использованы приёмы и штукатурный декор, характерный для неоклассического направления эклектики. В композиции главного фасада доминируют центральная и крайние раскреповки, завершённые аттиками сложной конфигурации.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка трех нижних этажей, обрамление полуциркульных оконных проёмов четвёртого декоративными лопатками и треугольными сандриками на декоративных кронштейнах, пятого этажа – простыми наличниками; а также профилированные архивольты сдвоенных полуциркульных окон на аттиках, лепные раковины над ними, цветочные надоконные вставки под треугольными сандриками, декоративные полуколонны, фланкирующие парадные арочные входы, и др.

Утрачены первоначальное ограждение парапета и балконов. Заменены оконные переплёты нижних этажей и дверные полотна четырёх входов, полотна ворот в центральном проезде.

Здание сложной конфигурации в плане, пятиэтажное, с подвалом и многоскатной крышей; кирпичное;

Три нижних этажа оштукатурены, верхние со штукатурным декором.

В 1913 году дом принадлежал известному в городе предпринимателю И. М.Супрунову.

Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века – доходный дом, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра, является неотъемлемым градоформирующим элементом проспекта.

Проспект Будённовский, 37. Редакция газеты «Молот» (на 1993 год - Союз журналистов России, информационно-телеграфное агенство России ИТАР-ТАСС)

Здание построено в конце 1920-х годов. В 1940-е годы оно было разрушено, а в конце 1940-х – начале 1950-х годов восстановлено с использованием форм и приёмов, господствующих в архитектуре послевоенных лет. В результате восстановления было сохранено объёмное решение здания и композиционное построение фасада.

В композиции фасада выделена слабовыраженная крайняя раскреповка с главным входом, акцентированным мощными столбами в плоскости фасада, завершённая дополнительным этажом над карнизом.

Архитектурно-художественный облик фасада формируют: гигантские пилястры, основанием которым визуально служит рустованный первый этаж; сдвоенные оконные проёмы первого и крупномасштабные оконные проёмы верхних этажей; венчающий карниз с сухариками и др.

Здание прямоугольное в плане, четырёхэтажное, с подвальным этажом, скатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

Ценный элемент фоновой застройки, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Проспект Буденновский Проспект 39, 41. Доходный дом Е. Е. Скордиа (на 1993 год - аптека, Ростовский архитектурный институт, Союз журналистов России и др.)

Здание построено в 1910-е годы. В его объёмно-пространственной композиции доминируют раскреповки, завершённые аттиками.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка нижнего этажа, ленточные ниши в раскреповках, декорированные ложные люнеты и профилированные прямоугольные сандрики на кронштейнах над окнами верхнего этажа центральной раскреповки, междуэтажные тяги.

Утрачены декор фасада, первоначальные полотна дверей, кованое  ограждение балконов; заменены оконные переплеты.

Здание П-образное в плане, пятиэтажное, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

В 1913 году дом принадлежал Е. Е. Скордиа.

Замыкая угол квартала, является важным градоформирующим элементом старейшей улицы Ростова.

Проспект Будённовский, 42. Ресторан пивоваренного завода «Новая Бавария» (на 1993 год - акционерное общество «Пивзавод»)

Здание построено в 1870–80 годах и принадлежало торговому дому «Карл Стукен и К°». Оно оформлено кирпичным декором, характерным для псевдоготического направления стиля эклектика.

В двухъярусной композиции фасада доминирует ритм простеночных лопаток второго этажа на высоких двухъярусных фигурных кронштейнах с гранёным основанием. Лопатки увенчаны над карнизом парапетными столбиками с двухскатным покрытием и с шатровым верхом над раскреповками, столбы которых объединены невысокими аттиками.

Своеобразный облик фасада формирует кирпичный декор: массивные килевидные кокошники над окнами первого этажа и П-образные

на окнах второго, подоконный пояс, фриз и венчающий карниз с зубчиками, декоративные щели со стреловидными архивольтами в верхней зоне кронштейнов, крестообразные вставки парапета, розетки над дугами крайних кокошников и др.

В конце XIX века к северному торцу пристроен производственный корпус, разобран крайний парапетный столб и лопатка фасада. Изменено положение парадного входа; над новым устроен современный козырёк, заменены окон­ные переплёты и дверные полотна.

Утрачены шатры со шпилями над столбами парапета, разобраны высокие шатры со шпилями и завершения аттиков между ними.

Здание прямоугольное в  плане, с пристроенными производственными корпусами; с многоскатной крышей, кирпичное, с кирпичным декором.

Памятник архитектуры конца ХIХ века, интересный образец общественной постройки в псевдоготическом стиле; отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра.

Проспект Будённовский, 43/ 53. Доходный дом В. Я. Кундури, Б. Е. и Е. Г. Кундури (на 1993 год - здание штаба СКВО)

Здание построено в последней четверти ХIХ века для табачной фабрики Я. С. Кушнарёва. В начале XX века реконструировано новыми владельцами Кундури с использованием форм, характерных для неоклассического направления эклектики. После реконструкции в здании разместился «Палас- отель». В 1930-е годы была выполнена надстройка двух верхних этажей (по проекту архитекторов Монтвида и А.Зимина) с изменением масштабного построения и архитектурно-художественного убранства фасадов.

Угловое положение здания в квартале определило построение композиции, в которой доминирует угловой гранёный объём, переходящий в ступенчатую восьмигранную башню, увенчанную куполом со шпилем.

Архитектурно-художественный облик здания формируют: этажи, завершённые балконом-лоджией (на раскреповках); гигантские пилястры композитного ордера, объединяющие первый – четвёртый этажи; гигантские пилястры ионического ордера на второй – четвертый этажи; сдвоенные оконные проёмы, фланкированные пилястрами композитного ордера; портал главного входя; балконы различной конфигурации и художественного решения; вазы на ступенчатом аттике фасада по проспекту; орнаментованные филёнки под окнами; декорированные архивольты и люнеты; лепной декор (армейская и советская символика) и др.

Здание сложной П-образной конфигурации в плане, пятиэтажное со скатной крышей, глухим парапетом и аттиками, кирпичное, оштукатуренное.

Ценный градоформирующий элемент застройки важнейших улиц города; отражает стилистическое многообразие исторической застройки города.

Проспект Будённовский, 43. Доходный дом П. Д. Машонкиной – Торговый дом «Стукен и К°» (на 1993 год - корпус штаба СКВО)

Здание построено в конце ХIХ века в стиле эклектика; в его оформлении  использованы приёмы и декор, характерные для ренессанса и романского стиля.

В композиции фасада выделены крайние раскреповки, фланкирующие сложнодекорированные пилястрами и завершённые аттиками; в первой раскреповке размещён парадный вход. В уровне второго и третьего этажей раскреповки акцентированы балконами различной конфигурации с ажурными коваными ограждениями.

Центральная часть фасада трактована в виде декоративной аркады, объединяющей два верхних этажа, основанием которой служит первый этаж, оформленный бриллиантовым рустом в простенках.

Архитектурно-художественный облик здания дополняют: декоративные вставки, узкие полуциркульные ниши с лепным декором, имитирующим резьбу, пояски с бриллиантовым рустом и квадрами на раскреповках; кубические орнаментованные капители аркады; ширинки, декорированные в подоконной зоне третьего этажа лепными композициями с грифонами, а в уровне второго – лепниной, имитирующей резьбу; декоративные подоконник с зубчиками; аркатурный фризовый пояс; парапет, представленный тумбами и ажурными коваными секциями; парадные двери, декорированные горельефной резьбой.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, со скатной крышей, кирпичное. Утрачены отдельные элементы декорировки, на проёмах первого этажа установлены решётки; отделка набрызгом по кирпичу – поздняя.

В начале века дом принадлежал П. Д. Машонкиной, сдавался Торговому дому «Стукен и К°».

Памятник гражданской архитектуры конца  ХIХ века, отражает стилистическое многообразие исторической застройки города.

Проспект Будённовский, 45. Цирк

Здание построено в 1957 году по проекту архитекторов Г. А. Петрова и А. В. Барулина с использованием форм и приёмов, господствующих в архитектуре послевоенных лет.

Центральная композиция главного фасада решена в виде шестиколонного портика композитного ордера, фланкированного пилястрами и завершённого треугольным фронтоном. В тимпане фронтона размещена квадрига с фанфаристами на переднем плане.

Архитектурно-художественный облик главного фасада определяют: полуциркульные окна и французские балконы; круглые окна над экседрами и полуциркульными окнами; парадные двери, размещённые в нишах с лучковым завершением; лепные композиции во фризе; скульптуры цирковых

артистов в экседрах и др. Боковые фасады оформлены ритмом гигантских пилястр композитного ордера. В их архитектурном решении использованы элементы декора главного фасада.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное, с двухскатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

Памятник архитектуры 1950-х годов, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города

Проспект Будённовский, 48. Доходный дом В. К. Чирикова (на 1993 год - хоз. ассоциация «Ростовстрой», межреспубликанское объединение «Стройметаллы» и др.)

Здание построено в 1913 году по проекту городского архитектора Л. Ф. Эберга. В оформлении его использованы приёмы, штукатурный и лепной декор, характерные для неоклассического направления стиля модерн. В симметричной композиции фасада доминирует центральная раскреповка, образованная двумя гигантскими прямоугольными в плане) эркерами, объединёнными на верхнем этаже массивной аркой и увенчанной над карнизом декоративной надстройкой с аркадой. Богатую пластику фасада формируют крайние дугообразные в плане трехъярусные эркеры, балконы, гигантские композитные колонны на декоративных кронштейнах в центральной раскреповке. Архитектурно-художественный облик здания также формируют: декоративные колонки и ряды балясин в оформлении сдвоенных и строенных окон третьего этажа, рустовка простенков нижних этажей, подоконники на декоративных кронштейнах и замковые камни второго этажа, фризовые пояса пальметров под междуэтажными карнизами эркеров, венчающий карниз с модульонами, ряды пилястр в простенках узких окон верхнего этажа, гирлянды в подоконных нишах, листы аканта на замках арок, медальоны, эмблемы над сдвоенными окнами и др.

Цоколь облицован полированным гранитом, утрачена рустовка простенков верхних этажей, заменены полотна парадных дверей.

Здание сложной конфигурации в плане, пятиэтажное, с многоскатной крышей; кирпичное, по фасаду оштукатуренное, со штукатурным и лепным декором.

В дореволюционные годы дом принадлежал В. К. Чирикову.

Памятник архитектуры начала XX века – доходный дом в стиле модерн, неотъемлемый градоформирующий элемент старого центра города, решением Ростовского облисполкома № 303от 16.08.85 года здание взято на государственный учет и охрану.

Проспект Будённовский, 52. Жилой дом со встроенными учреждениями соцкультбыта

Здание построено в 1930-е годы. В начале 1950-х годов здание было восстановлено с использованием форм и приёмов, господствующих в архитектуре послевоенных лет.

Положение здания на пересечении проспекта Буденовского и улицы Максима Горького определило построение объёмной композиции, в которой преобладает угловой ризалит.

В оформлении ризалита, завершённого высоким аттиком, преобладают вертикальные членения, представленные лопатками, композиционным размещением угловых балконов и проёмов, что позволяет трактовать ризалит как башню.

Архитектурно-художественный облик здания дополняют: междуэтажный карниз, членящий здание на две разномасштабные части – первый этаж с проёмами витрин – крупного масштаба и верхние четыре этажа – измельчённого масштаба: сдвоенные проёмы, в верхнем этаже завершённые полуциркульными арками, оформленными архивольтами; лопатки и др.

Здание сложной Г-образной конфигурации в плане, пятиэтажное, со скатной крышей, кирпичное, оштукатуренное.

Градоформирующий элемент улицы, ценный фоновый элемент её исторической застройки

Проспект Будённовский, 59. Гостиница «Ростов»

Здание гостиницы «Ростов» построено в 1932–1934 годах по проекту архитекторов И. Е. Черкесиана, Х. Х.Чалхушьяна, Л .Л. Эберга в стиле конструктивизм. В 1965 году восстановлено по проекту, выполненному спе­циалистами института «Ростовгражданпроект» с сохранением первоначального внешнего облика основного здания (с северной стороны к основному объёму пристроен двухэтажный корпус).

Угловое положение здания в квартале, на пересечении важнейших магистралей города (проспекта Будённовского и улицы Красноармейской) определило построение объёмной композиции и проработку фасадов. Композиция главного фасада (по проспекту Будённовскому) представлена сочетанием различных по конфигурации, высоте и пластике объёмов, подчинённых единой композиционной оси, акцентированной центральным объёмом ресторана, крайними ризалитами, раскреповкой, завершённой горельефной композицией во фризе. В композиции фасада по улице Красноармейской выделены крайние ризалиты и дугообразный остеклённый эркер в центре западающей части фасада.

Одним из приёмов, характерных для конструктивизма, является введение сплошного ленточного остекления, что нашло отражение в архитектурном решении фасадов гостиницы. Сплошное остекление в уровне первого этажа придает лёгкость центральному объёму и зрительно увеличивает внутреннее пространство.

Здание сложной конфигурации в плане, шести- и семиэтажное, с подвалом, кирпичное, оштукатуренное.

Памятник архитектуры середины XX века в стиле конструктивизм, отражает стилистическое многообразие застройки города.

Проспект Будённовский, 67. Жилой дом

Здание построено в начале XX века. В его оформлении использован кирпичный декор, характерный для эклектики.

В объёмно-пространственной композиции преобладают раскреповки, завершённые аттиками сложной конфигурации.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка обоих этажей, обрамление оконных проёмов верхнего этажа, контрналичниками с «ушами» и замковыми камнями, а также междуэтажная и подоконные тяги, антаблемент, ажурное ограждение углового балкона на декоративных кирпичных кронштейнах.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с подвалом и двухскатной крышей, кирпичное.

Ценный элемент фоновой застройки. Закрепляя угол квартала, является градоформирующим элементом одной из старейших улиц города.

Проспект Будённовский, 68/61. Комплекс жилых домов для рабочих ликёро-водочного завода

Буденновский 68/61

Жилой комплекс возведён в 1920–1931 годах по проекту гражданского инженера М. И. Кондратьева. В основу планировочной структуры был заложен новый для этого периода тип квартиры и новая объёмно-пространственная композиция дома.

Основной единицей построения комплекса является жилой корпус, достаточно сложный по своей планировочной структуре и композиции.

Комплекс состоит из трёх жилых домов, образующих единую композицию, организационным началом которой является симметрия.

Корпуса поставлены сообразно с принципами строчной застройки параллельными рядами с ориентацией протяжённых фасадов в широтном направлении.

Два центральных блока значительно короче крайних и объединяются в единый объём в глубине квартала. Крайние корпуса со стороны Будённовского проспекта связаны с центральным небольшими одноэтажными вставками с проездами.

Каждый из четырёх торцевых фасадов со стороны проспекта завершается асимметрично расположенной башней-эркером, которая сдвинута к центру композиции комплекса. Основная композиционная тема – контраст вертикали (башни) и горизонтали (угловые балконы-лоджии), причём вер­тикаль усилена моделировкой кирпичной стены.

Фасады, ориентированные на юг, на улицу Лермонтовскую, по основным формальным признакам явно парадные. Они представлены ритмом ризалитов, фланкирующих лестничные клетки с вертикальным ленточным остеклением и балконами, размещёнными между ними. Северные фасады решены подчёркнуто утилитарно: маленькие окна-бойницы служебных помещений доминируют в общей композиции монументальных поверхностей стен.

Корпуса комплекса сложной конфигурации в плане, пятиэтажные, с подвалами, со скатными крышами, кирпичные.

Памятник гражданской архитектуры в стиле конструктивизм отражает поиск новых социальных установок общества, ценный градоформирующий элемент одной из главных улиц города.

Проспект Будённовский, 69. Доходный дом Дракиных (на 1993 год - Областная военная прокуратура)

Здание построено в 1880-e годы в стиле эклектика.

В объемно-пространственной композиции доминируют раскреповки, завершённые аттиками сложной конфигурации.

Пластическую выразительность фасада, его архитектурно-художественный облик определяет кирпичный декор: рустовка первого этажа и простенков второго, рустованные с замковыми камнями наличники окон и двери, профилированные архивольты или наличники, лопатки, опирающиеся на декоративные кронштейны в оформлении раскреповок, а также треугольные сандрики на кронштейнах, простые наличники оконных проёмов, междуэтажная тяга и антаблемент, прерывающиеся элементами декора самостоятельно решённых раскреповок. Представляет интерес ажурное кованое ограждение с растительным орнаментом балкона и полотна въездных ворот, в верхней части которых находится дата – 1886.

Здание Г-образной конфигурации в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное.

В 1913 году дом принадлежал Константину и Клеопатре Дрянкиным.

Утрачено завершение углового аттика, установлены решетки на окнах первого этажа.

Памятник гражданской архитектуры конца ХIХ века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города, замыкая угол квартала, является важным градоформирующим элементом старейшей улицы Ростова

Проспект Будённовский, 70. Казённые винные склады (на 1993 год - Ростовский винно-водочный завод)

Корпуса казенных винных складов возведены в 1900-х годах.

В 1930-е годы предприятие стаю называться Ростовским спирто-водочным заводом Азово- Черноморского треста Главликёрводки.

В 1946 году завод был восстановлен после разрушений  1942–1943 годов.

До 1952 года он подчинялся Северо-Кавказскому тресту «Главликёрводка» и именовался Ликёро-водочным заводом.

Приказом Росглаввино №216 от 23/УП – 1970 года Ростовский ликёро-водочный завод был переименован в Ростовский винно-водочный завод.

Комплекс «Казённые винные склады» включает следующие сооружения: здание заводоуправления и розливной участок, контору спиртового отделения с подсобными помещениями и подвалом для цистерн, спиртовое отделение со складскими помещениями.

Здание заводоуправления возведено в стиле эклектика.

Его объёмно-пространственную композицию определяют: слабовыступающие ризалиты, завершённые аттиковыми этажами, увенчанными аттиками и разных размеров тумбами.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: гигантские лопатки раскреповок, оформленные в верхней части кованными вставками растительного орнамента, обрамления оконных проёмов архивольтами с замковыми камнями и пилястрами дорического ордера в простенках, междуэтажные тяги с сухариками, двухъярусные фриз и карниз над основной частью здания. Нижняя их плоскость оформлена профилированными тягами и сухариками, верхняя – ритмом ниш и лопаток в простенках, а также декоративными сухариками, создающими интересный пластический эффект

Заложены первоначальные двери, устроены новые, заменены переплёты некоторых окон. К стене восточного фасада сделаны пристройки.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с цокольным этажом и аттиковым (на раскреповках), кирпичное, побелённое.

Памятник промышленной архитектуры рубежа ХIХ–ХХ веков. Отражает стилистические особенности застройки исторического центра города. Представляет интерес как одна из построек единого промышленного комплекса.

Контора спиртового отделения

Здание Г-образной конфигурации в плане, одноэтажное, с подвалом и многоскатной крышей. Его архитектурный облик определяют: аттик сложной конфигурации, с ложным люнетом обрамлённый рустованными наличниками; лопатки, фланкирующие углы, фасады, а также сухарики и профилированный карниз.

Корпус заводоуправления и контора спиртового отделения объединены забором, оформленным нишами и геометрическими вставками. Утрачены первоначальные полотна ворот

Корпус спиртового отделения

Постройка представляет собой прямоугольное в плане, двухэтажное сооружение с подвалом и многоскатной крышей.

Его архитектурный облик определяют: ритм разных размеров крестообразных ниш и лопаток, а также карниз с сухариками и тяга, оформленная сухариками между нишами.

Постройки казённых винных складов представляет интерес как один из немногих сохранившихся комплексов промышленных сооружений рубежа XIX–XX веков.

Проспект Будённовский, 76. Склады промышленно-торгового товарищества «Владим. Алексеева» (на 1993 год - военная комендатура гарнизона)

Здание построено в 1880-е годы. В его оформлении использованы приёмы и кирпичный декор, характерные для эклектики.

В объёмно-пространственной композиции доминирует центральная раскреповка, завершённая аттиком сложной конфигурации, которая акцентирует главный въезд.

Архитектурно-художественный облик постройки определяют лопатки, объединяющие два этажа, рустованные лучковые перемычки над окнами; антаблемент, цветочный орнамент филёнок в дугах над аркой въезда, а также растительный орнамент кованых решеток окон нижнего этажа и въездных ворот.

Утрачен шатёр, венчающий аттик над въездной аркой, устроены въезды с металлическими полотнами.

Здание П- образное в плане, двухэтажное, с одноэтажными пристройками, с подвалом и двухскатной кровлей, кирпичное. В 1920-е годы к нему достроены одноэтажные пристройки по улицам Лермонтовской и Тельмана.

В 1913 году  в здании размещались склады Промышленно-торгового товарищества «Владим. Алексеева».

Памятник промышленной архитектуры конца XIX века. Интересный пример складских помещений.





 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2020 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"