Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Улица Береговая : [подборка ст.] // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://www.donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2773

УЛИЦА БЕРЕГОВАЯ

Ростовская набережная

Подборку материалов по истории улицы Береговой Ростова-на-Дону начнем со статьи из "Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани-на-Дону" Владимира Сидорова (Ростов-на-Дону, 1994. Т. 1. С. 192-193).

Береговая улица —  практически, правый берег Дона, набережная. Поскольку с Дона, с воды начинались все поселения на месте Ростова, — старейшая из улиц. Это подтверждается находками битых амфор, арибаллов и пр.

Тем не менее, возможно, долго не имела официального названия. На плане Ростова 1868 г., где вышележащие улицы все поименованы (Донская, Канкринская, Воронцовская и т.д.), эта еще безымянна.

Зато, сделавшись однажды Береговой, никогда не переименовывалась.

Картинка из 1861 г.: "...Внизу, правее, были оптовые магазины с сибирским железом, а там опять хлебные греческие и итальянские магазины. Работа с наступлением весны в последних шла самая спешная. У крылец на шестах были растянуты, в виде исполинских навесов, полотняные пелены. Под ними кишмя кишел наемный люд поденщиков; хлеб "перелопачивался", рассыпался по другим пеленам, сушился, очищался на грохота и подсидки, насыпался в мешки и тут же грузился внизу на баржи. Работники носили хлеб, бабы и девки зашивали мешки, отгребали пыль и сор. Везде раздавались веселые шутки, смех и песни. Заработанная цена платилась по количеству работы, а не поденно". (Г. П. Данилевский, «Воля»)

Картинка из 1899 г.: "...По набережной (...), являющейся самым оживленным в навигационное время пунктом города, где от зари до ночи, а нередко и ночью, кишмя кишит многотысячный муравейник грузовых рабочих, тянутся громадные каменные корпуса хлебных амбаров, в которых хранятся миллионы пудов отсылаемого за границу зерна Тут же находятся обширные склады железа и скобяного товара, каменного угля, лесные биржи, торговли рыбой и пр.; проходит товарная ветвь Юго-Восточной железной дороги, представляющая собой то чрезвычайно важное удобство, что дает возможность производить погрузку непосредственно из вагонов в амбары или суда и обратно, и сосредоточены все пароходные пристани пассажирского и грузового движения".

Набережная была давно и жестко поделена. Временами здесь происходили перемены, но стоили они дорого и характера улицы не меняли. Для примера — 1907-1909 годы "...Пятнадцать кварталов, а именно:

1. Станция Ростов-Пристань.

2. Три корпуса магазинов нефедовских (ныне Максимова) до водосточного желоба.

3. Магазины Зиффо, Е. Парамонова, РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли. — B.C.)

4. Магазины Пустовойтова, Ново-Петрококино.

5. От Большого проспекта до Казанского спуска: магазины Петрококино, Штурбина, Осипова, Скараманга(и) и Волго-Донского общества.

6. От Казанского до Царского спуска: Грибанова, Мордовцева, Муссури, Емеса, кобылинские.

7. От Царского до Соборного спуска: городские вновь строящиеся магазины.

8. От Соборного до Таганрогского спуска: старо-вальяновские (Дмитриева), Фомина, Дутикова, мальцевские.

9. От Таганрогского до Соляного: Максимова, Асеева, угольные склады.

10. От Соляного до Почтового: Золотарева, Аморетти, Кистова.

11. От Почтового до Никольского: Панина, Максимова, Кошкина и Максимова.

12. От Никольского до конторы Максимова: пилипинские, Дракина, контора и лесная (биржа) Максимова

13. От Максимова до Братского переулка: Мухина, Анпеткова и Унанова

14. От Братского до Старопочтовой: мельница и магазин Гурвича и др.

15. От Старопочтовой до мельницы Филонова и др."

Но перечень этот идет на запад от Ростов-Пристани, находившейся между Крыловским и Ткачевским спусками, в изножье мореходных классов, а Береговая Ростов-Пристанью не кончалась. Далее к востоку были водопровод, завод Пастухова, угольные склады, электростанции Смирнова и трамвайного общества и, наконец, огромная мельница Парамонова, заходившая уже на Нахичеванскую межу.

Стояли по Береговой и жилые постройки, но — редко.

Еще одна интересная статья с цитатой писателя А. Свирского, имеющая непосредственное отношение к Береговой улице (Сидоров В. С. Береговые притоны // Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону : [в 5 т.] / В. С. Сидоров. Ростов-на-Дону, 1994. Т. 1. С. 193).

Береговые притоны — в районе набережной. Алексей Свирский, "Ростовские трущобы":

"...Ростовские трущобы разделяются на две части: первая часть, к которой принадлежат «Окаянка», «Обжорка», «Полтавцевка», «Гаврюшка» и другие, — носит название новобазарной, вторая часть, к которой принадлежат «Крытый рынок», «Разливное море», «Дон», «Рыбный базар», «Беседа ремесленников» и другие — называется береговою. Посетители притонов первой части почему-то носят название «кондуктора», а посетители второй части называются «рыбаками» или «рыбоедами». Разница между «рыбаками» и «кондукторами» та, что первые, как только у них появятся деньги, непременно пропивают их в своих береговых притонах, а вторые пропивают свои деньги в новобазарных вертепах. В общем же между ними никакой разницы: как те, так и другие — завзятые пьяницы, босяки, не имеющие определенных занятий и места жительства".

Ликвидированы в начале XX века.

Степана Дмитриевича Швецова (1918‑1989), журналиста, краеведа. Автор книг о Ростове на рубеже XIX‑ХХ веков: «В старом Ростове» (1971), «В те годы давние» (1978), «На высоком донском берегу» (1982. Все – в Ростове) и многочисленных газетных публикаций по истории улиц Ростова. Работал в газетах «Молот» и «Вечерний Ростов». Возглавлял Ростовское книжное издательство в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Участник Великой Отечественной войны.

В серии публикаций "Ростовские улицы: из прошлого" краеведа Степана Швецова на страницах "Вечернего Ростова" улице Береговой посвящена отдельная статья (Вечерний Ростов. 1984. 29 мая. С. 3).

Напомним, что Ростов начинался с берега Дона, рос вверх, а от Темерника к Богатому Источнику. В справочнике «Вся область войска Донского на 1899 год» читаем:

«Улицы, на которых сосредоточены главным образом торговля и движение, – это Большая Садовая, Таганрогский проспект, Московская и Береговая (набережная)... По набережной... являющейся самым оживлённым в навигационное время пунктом года, где от зари до ночи, а нередко и ночью кишмя кишит многотысячный муравейник грузовых рабочих, тянутся громадные каменные корпуса хлебных амбаров, в которых хранятся миллионы пудов отсыпаемого за границу зерна. Тут же находятся обширные склады железа и скобяного товара, каменного угля, лесные биржи, торговли рыбой и пр., проходит товарная ветвь Юго-Восточной железной дороги, представляющее собой то чрезвычайно важное удобство, что даёт возможность производить погрузку непосредственно вагонов в амбары или суда и обратно, и сосредоточены все переходные пристани пассажирского и грузового движения».

Цитата великовата, но в ней сказано почти всё. Береговая улица – это была набережная. И на плане 1912 года вся она занята, арендована большая паровая мельница Парамонова на границе с Нахичеванью, электростанция инженера Смирнова и трамвайного общества, угольные склады, чугунолитейный завод Пастухова, водопровод, пристани купцов, таможня, угольные и лесные склады Максимовых, Дракина, хлебные амбары, ветка Юго-Восточной железной дороги и т. д. «Пахнет дёгтем, ворванью, портовым городом, чёрным товаром», – замечал местный журналист.

Перед первой мировой войной закончилось начатое ещё в 1897 году устройство набережной с замощением прилегающих участков – от устья Темерника до Богатянского спуска (ныне Кировский проспект), две с половиной версты. С сохранением, разумеется, всего на берегу расположенного. Обошлось это, как подсчитывали, в 2,5 миллиона рублей. А в январе 1914 года ростовские купцы были ошарашены царским указом Сенату: вдоль правого берега Дона, между оконечностями существующих ростовской и нахичеванской набережных, построить набережную соединительную. Купцы. подсчитав всё, решили: построим сами. Но помешала начавшаяся война.

Разные люди работали на набережной Береговой. Много было приезжих, оседавших потом в Ростове. В 1893 году здесь был А. М. Пешков, тогда ещё не писатель Максим Горький, а просто странствующий молодой человек. На набережной в 1938 году была установлена мемориальная доска: «Здесь, на территории Ростовского-на-Дону порта летом 1891 года работал грузчиком великий пролетарский писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936)». В 1961 году на набережной, против Газетного переулка, установлен и памятник писателю.

Здесь позднее, чем на фабриках и заводах, начиналась тайная революционная работа: что ни говори, а сезонные рабочие, нанявшиеся в порт качурой или носаками, были прежде всего устремлены к заработку. Но события 1905 года подтолкнули и тут рабочих к политике, вынужденное бездействие порта с 1912 года из-за балканской войны, особенно после февраля 1917 года, каждый месяц значил гораздо больше, чем раньше. И на Береговой нашли место подпольные кружки, всё активнее становилась их деятельность.

Благоустройство улицы было проведено уже в советское время. В 1949 году методом народной стройки был приведён в порядок первый участок – от устья Темерника до оси проспекта Соколова, через четверть века реконструкция больше всего коснулась следующего отрезка, до завода «Красный Дон», а затем был реконструирован и спуск к Дону на Будённовском проспекте, построены современный речной вокзал, гостиница, благоустроены дороги и дорожки, тротуары, разбиты цветники, клумбы.

Ростовчане гордятся своей красавицей набережной.

Ростовский писатель Павел Максимов в своем очерке, посвященном 200-летнему юбилею Ростова под названием "Город на Дону" не раз упоминает восстановленную после Великой Отечественной войны набережную Дона не жалея превосходных эпитетов (Дон. 1950. № 1. С. 52).

Идём на донскую набережную. Где мы – в Сочи или в Ялте с их курортными набережными? Нет, мы всё в том же Ростове, на его знаменитом «берегу». Смотришь – и не ве­ришь, что только вчера здесь на каждом шагу высились кучи разного старого портового хлама и развалины бывших купеческих амбаров, а сейчас на их месте – гранитная набережная, молодые тополя, клумбы цветов...

Краевед, исследователь топонимики Ростова Юрий Анатольевич Бибиков, в книге, посвященной Ленинскому району из серии "Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События" (Ростов-на-Дону, 2008), писал:

История сооружения в городе набережной имела глубокие корни. Оно было самым трудным в градостроительной истории Ростова. Первый проект строительства набережной был выдвинут военным строителем - подполковником Шмелевым в 1834 году. Проект остался на бумаге - не нашлось средств.

В 1842 г. ростовцы добиваются разрешения на постройку набережной по проекту корпуса инженеров капитана барона Фиркса. По этому проекту набережная шла на протяжении 433 саж. и представляла ряд свай с каменною отсыпью откосов. Подряд был сдан с торгов керченскому купцу Сазонову, но контракт не утвердили и начатые работы прекратились.

В 1876 г. по Береговой улице пролегли две пары рельсов Юго-Восточной железной дороги. Эта дорога соединилась с идущей с запада Екатерининской и ведущей на юг Владикавказской железными дорогами.

После многих неудачных попыток на протяжении десятилетий 19-го века удалось, наконец, в 1895-1905 годах построить грузотоварную набережную. Ширина реки была уменьшена на 30-50 саженей в разных местах. Длина набережной от устья Темерника до Богатяновского переулка - две с половиной версты. Строительство каждой версты обходилось в миллион рублей. В проект входило устроитство пирса, водопровода, электрического освещения, столовой и чайной, а также оборудование набережной механическими кранами. Донская набережная как новая территория грузотоварного назначения примкнула к Береговой улице, обеспечила ей новую, весьма интенсивную жизнь. До 12 метров расширена проезжая часть улицы Береговой. Улица замощена каменными осколками на щебеночном основании.

В 1899 г. улица Береговая была самой оживленной в навигационное время, где от зари до ночи, а нередко и ночью кипела жизнь. Здесь тянутся громадные каменные корпуса хлебных амбаров, в которых хранятся миллионы пудов отсылаемого за границу зерна. Все пятнадцать кварталов Береговой были поделены в начале 20 века между торговцами.

С Береговой улицы был переброшен через Дон однопутный, разводной по горизонтали железнодорожный мост. В 1926 г. мост несколько приподняли, установив металлические понтоны. Незадолго до войны рядом с наплавным мостом (в створе Буденновского проспекта) началось строительство постоянного. Заняв город, немцы незамедлительно начали достраивать мост, имевший большое стратегическое значение. С помощью советстких военнопленных и жителей города была сделана высокая насыпь и смонтированы специально привезенные из Германии металлические фермы. В конце 1942 года мост уже действовал. Частично разрушенный во время боев за Ростов в феврале 1943 года, Буденновский мост был восстановлен и архитектурно оформлен к 1945 году.

Очередной Генеральный план Ростова был составлен в 1939 году. Война помешала его осуществлению. В 1944 году академик архитектуры В. Н. Соколов составил новый проект реконструкции центральной части набережной. С берега убрали железнодорожные пути, склады. Портовые краны были перенесены выше по течению Дона. Главная идея архитекторов - повернуть город лицом к Дону - включала не только обновление набережной, но и превращение ее в зону отдыха, массовых народных гуляний. Набережную расчистили, на ней разбили бульвары и цветники. В 1949 году ростовчане впервые со дня основания города получили выход на правый берег Дона. Тысячи жителей несколько месяцев в свободное от основной работы время трудились на благоустройстве набережной. Тогда были отлиты и установлены чугунные перила. От прежней торговой набережной сохранились только большие кнехты, изготовленные на заводе Пастухова. Они отлиты еще в 1899 году по заказу ростовского купца Е. Парамонова. Старинные кнехты стали настоящей ростовской достопримечательностью. Никто в Ростове долгие годы не знал, насколько большие эти кнехты, как глубоко они сидят в земле. При ремонте набережной их извлекли их земли, и выяснилось: они действительно гигантские, более двух метров каждый. Над поверхностью земли торчит только третья часть тумбы.

Буденновский мост простоял недолго - два десятилетия и был разобран вскоре после пуска в 1965 году Ворошиловского моста, сооруженного по проекту инженера Н. Кузнецова и архитектора М. Клеймана. Конструкции моста после разборки были использованы при строительстве небольшого моста через Темерник в районе зоопарка. А насыпь, ведущая на старый мост, пригодилась при строительстве эстакады нового речного вокзала. До конца 1980-х Ростовский речной вокзал был крепнейшим в Европе. Он построиен по проекту архитекторов В. Кубасова и Ю. Алексеева в 1975 году. Вытянутое здание напоминает стоящий у причала теплоход. А одиннадцатиэтажная гостиница "Якорь", точно капитанская рубка, усиливает ощущение.

Выставочный зал художников ныне разобран. Это был самый яркий представитель архитектуры сталинского времени в Ростове. Планировалось, что на открытие Волгодонского катала товарищ Сталин лично прибудет в Ростов. Протокол его пребывания предусматривал культурную программу - посещение выставки ростовских художников. В срочном порядке был построен новый зал. Вожд не прибыл, зато в городе появилась галерея, в которой экспонировались произведения живописи.

Одиннадцать зданий на Береговой описаны в документе, составленном в 1993 году архитектором Любовью Волошиновой (Волошинова Л. Ф. Проект зон охраны. Т. 2, кн. 1: Аннотация исторической застройки по ул. Береговой, ул. Донской: арх. № 605. Ростов-на-Дону, 1993. URL: https://vivaldi.dspl.ru/ot0000611/view).

Улица Береговая, 19/1. Переулок Островского, контора и склад Н. Я. Панина. (На 1993 г. куст. информационно-вычислительный центр, управление по заготовке и сбыту сельхозпродуктов)

контора и склад Н. Я. Панина

Здание построено в 1880-е годы по проекту Н. М. Соколова. В оформлении постройки использованы кирпичный декор характерный для готики и русского народного зодчества. В единой композиции фасадов доминируют слабо выступающие раскреповки, завершённые треугольными щипцами, создающими своеобразный силуэт здания. По второму этажу края раскреповок и простенки второго этажа оформлены лопатками и каплевидными вставками в венчающей части и декоративными кронштейнами над междуэтажной тягой. Массивность нижнему этажу придаёт горизонтальная рустовка и прямоугольные широкие с дугообразным верхом проёмы с декоративными замками; облегчённость верхнего этажа – узкие прямоугольные высокие окна, сдвоенные по крайним раскреповкам, обрамлённые кирпичным декором. Архитектурно-художественный облик здания формируют: междуэтажный и подоконный пояса, полуколонки с капителями кубышками и декоративными архивольтами акцентирующие сдвоенные окна, фризовый пояс, карниз, подоконные вставки и нишки второго этажа, строенные полуциркульные филёнки на щипцах раскреповок и пр.

Здание Г-образной конфигурации в плане, двухэтажное с многоскатной крышей, кирпичное. Заменены дверные полотна, большая часть оконных переплётов, решётки, ограждения парапета, кровля.

Памятник последней четверти XIX века – интересный образец промышленного здания в готическом стиле, одна из немногих сохранившихся построек ростовского порта.

Улица Береговая. Здание речного вокзала (на 1993 г. выставочный зал Союза художников)

Здание речного вокзала

Здание построено в 1950–1951 годы, с использованием господствующих в послевоенные годы классицистических форм. Постройка прямоугольная в плане, одноэтажная, с двухскатной крышей и центральным повышенным многоскатным объёмом. Симметричные его фасады прорезаны рядами полуциркульных окон, простенки которых оформлены трёхчетвертными пилястрами композитного ордера, увенчанного трёхчастным антаблементом. В центре северного и южного фасадов главные входы акцентированы разрывом антаблемента, двухскатным фронтоном, связующим тимпан и плоскость стены полуциркульным окном. Симметрия продольных фасадов подчёркнута прямоугольными аттиками над крайними проёмами, где аналогично центральному разорван антаблемент. Архитектурный облик здания дополняют: архивольты проёмов с кронштейнами у основания, подоконники, лепные геральдические вставки-эмблемы в узких глухих простенках северного и южного фасадов.

Памятник советской архитектуры 1950-х годов – интересный образец здания вокзала в неоклассических формах, неотъемлемый элемент комплекса Ростовской набережной.

Улица Береговая, 27. Здание складов (на 1993 г. контора капитана порта)

Береговая, 27. Здание складов

Два складских здания были возведены в 1870-е годы в неоклассическом стиле. В 1910-е годы их объединяла двухэтажная постройка в стиле модерн, которая стала композиционным центром единого фасада. Архитектурно-художественный облик его определяют: ленточная рустовка второго этажа, световые и «глухие» люнеты, оформленные рустованной архивольтой, классический антаблемент, лопатки и пилястры. фланкирующие углы центрального объёма, строенное окно с прямоугольными сандриками над крайними проёмами, объединённое глухим люнетом центрального широкого окна. Облик постройки дополняют ажурные кованые решётки геометрического рисунка сквозных люнетов.

Утрачены первоначальные полотна дверей, устроены новы крыльца, заменена кровля, заложены световые люнеты, растёсана часть проёмов, другие заложены частично с устройством окон.

Здание прямоугольное в плане, одноэтажное с мезонином; кирпичное с многоскатной крышей.

Памятник гражданской архитектуры последней четверти XIX века, интересный пример складского здания с классицистическим решением фасадов, одна из немногих сохранившихся построек ростовского порта.

Улица Береговая, 27В. Жилой дом (на 1993 г. Ростовский отряд экспедиции специальных проводок судов и др.)

Береговая, 27В. Жилой дом

Здание построено в последней четверти XIX века. Симметричный фасад его оформлен с использованием штукатурного классицистического декора. Первый этаж рустован и отделён от второго междуэтажной широкой профилированной тягой. Центральный проём второго этажа выделен тосканскими пилястрами, аналогичные – фланкируют фасад. Здание венчает карниз с сухариками. Архитектурный облик дома дополняют: декоративные замки проёмов. подоконники первого этажа, подоконная и надоконная тяги, подоконные ниши второго этажа.

Заложены центральные окна фасада, устроены два балкона с растёской окон. Утрачены: часть подоконников первого этажа, лепная эмблема над центральным окном. Заменена кровля, оконные переплёты. Заложено и пробито несколько проёмов дворовых фасадов.

Здание прямоугольное, в плане двухэтажное, с многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное.

Памятник архитектуры последней четверти XIX века – жилой дом на хлебной пристани, одна из немногих сохранившихся каменных построек Ростовского порта.

Улица Береговая, 29. Административно-торговое здание. (На 1993 г. УРСа ВДРП и др.)

Береговая, 29

Здание построено в IV четверти XIX века. В его оформлении использован классицистический штукатурный декор: рустовка первого этажа. подоконная тяга, венчающий карниз с сухариками, три входа первого этажа, обрамлённые наличниками; центральный – с массивным декоративным замком.

Архитектурный облик здания изменён растёской и перебивкой большей части оконных проёмов обоих этажей. Заменены оконные переплёты, дверные полотна, крыша. На фасаде устроены два балкона с растёской оконных проёмов. Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с многоскатной крышей; кирпичное, оштукатуренное.

Ценный элемент фоновой застройки последней четверти XIX века – административно-торговое здание хлебной пристани, одна из немногих сохранившихся каменных построек Ростовского порта.

Улица Береговая, 47. Склады зерновые экспортные. Корпус 5 (на 1993 г. Ростовское зональное отделение «Росмонументискусство», «Ленэлектромаш», склады объединения «Одежда»)

Береговая, 47. Склады зерновые экспортные

Корпус построен в 1889 году по проекту Якунина и Шульмана. Здание принадлежало Е. Т. Парамонову. До 1917 года оно использовалось для хранения зерна (первый и второй этаж) и для конторских помещений (третий этаж). Входы на первый этаж с главного южного фасада, на второй и третий – с северного с промежуточной террасы склона.

Здание прямоугольное в плане, трёхэтажное с четырёхскатной крышей, кирпичное.

Фасады выполнены в «кирпичном» стиле. В композиции южного фасада выделяются крайние слабо выступающие ризалиты (акцентирующие два первоначальных входа) и лопатки (соответствующие поперечным несущим стенам). Архитектурный облик здания формируют: цокольный, подоконный, фризовый пояса, широкий междуэтажный пояс с продольными узкими нишами (соответствующими второму этажу), карниз, украшенный декоративными кронштейнами в центральной части фасада, разнообразные наличники верхнего этажа на раскреповках, дополненные дугообразными сандриками, квадратные ниши под окнами первого этажа и др.

На фасаде растёсаны два проёма ворот с заменой первоначальных полотен и устройство новых стальных перемычек. Сбит участок междуэтажного пояса, на его месте пробиты три окна. Заложен проём ворот в крайней восточной раскреповке и балкон над ним.

Памятник промышленной архитектуры последней четверти XIX века – представляет интерес как образец постройки в «кирпичном» стиле, предназначенной для складских и конторских помещений.

Здание является неотъемлемым элементом комплекса экспортных зерновых складов второй половины XIX века, одного из немногих сохранившихся на Дону и в Приазовье.

Улица Береговая, 49. Склады зерновые экспортные. Корпус 3 (на 1993 г. склады универмага «Солнышко» и Управление торговли Ростоблисполкома, мастерские зонального отделения «Росмонументискусство»)

Береговая, 49. Склады зерновые экспортные

Корпус построен в 1869 году по проекту архитекторов Якунина и Шульмана. В конце ХIХ – начале ХХ века здание принадлежало торговому товариществу «Луи Дрейфус и К°»

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с двухскатной крышей; кирпичное с кирпичным декором по фасаду.

Главный фасад разделён на четыре части лопатками (соответствующими поперечным несущим стенам). В каждой части расположено по три полуциркульных проёма, оформленных наличниками и декоративными замками. Архитектурный облик здания также формируют широкий междуэтажный пояс и венчающий карниз с сухариками, подоконные тяги и ниши. В уровне междуэтажного пояса заложены выпускные отверстия для зерна.

В настоящее время заложен ряд проёмов и окон.

Памятник промышленной архитектуры – характерный образец складской постройки третьей четверти XIX века, одного из немногих сохранившихся на Дону.

Улица Береговая, 51А. Склады зерновые экспортные, корпус I. (на 1993 г. часть постройки эксплуатируется областным управлением бытового обслуживания)

Береговая, 51А. Склады зерновые экспортные

Здание построено в середине XIX века по проекту архитекторов Якунина и Шульмана. Оно принадлежало торговому казаку П. Р. Максимову. В конце XIX века у восточного угла возведена одноэтажная кирпичная пристройка.

Корпус прямоугольный в плане, двухэтажный на высоком цоколе, первоначально с четырёхскатной крышей; кирпичный с кирпичным декором по фасаду. Фундаменты, цоколь. карниз из известняка

Композицию фасадов определяет ритм проёмов первого этажа, арочных ниш и окон – второго. Архитектурно-художественный облик здания определяют: простеночные лопатки, междуэтажный пояс, карниз с сухариками, архивольты окон и ниш второго этажа с декоративными замками, их подоконники на кронштейнах, розетки между ними. Сохранился ряд кованых декоративных решёток геометрического рисунка на окнах обоих этажей.

В 1983 году разрушены крыша, деревянные перекрытия, северная стена здания. Часть сгоревших конструкций восстановлена. ныне здание находится в аварийном состоянии.

Памятник промышленной архитектуры – характерный образец зернового склада середины XIX века; является неотъемлемым элементом комплекса экспортных зерновых складов второй половины XIX века, одна из немногих сохранившихся на Дону и в Приазовье.

Улица Береговая, 51В. Склады зерновые экспортные, корпус 2. (на 1993 г. склады «Промторга» и областного управления бытового обслуживания)

Береговая, 51В. Склады зерновые экспортные

Здание построено в 1870-е годы по проекту архитекторов Якунина и Шульмана. До 1917 года оно принадлежало наследникам П. Р. Максимова.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное с многоскатной крышей. кирпичное с кирпичным декором. Силуэт и композицию продольных фасадов определяет ритм щипцовых завершений стен. Ему подчинено завершение окно и ворот на обоих этажах. Щипцовое завершение стен подчёркивает карниз с аркатурным поясом. На главном южном фасаде в уровне междуэтажного перекрытия расположены выпуклые отверстия для зерна, оборудованные деревянными досками. На окнах первого этажа сохранились кованые решётки. в проёмах ворот – дощатые полотна на кованых навесах. Архитектурно-художественный облик здания дополняют подоконные тяги с зубчиками и декоративные клинчатые покрытия.

В 1970-е годы возведена одноэтажная кирпичная пристройка у юго-западного угла здания. В настоящее время частично разобрано обветшалое покрытие стропил. Часть стропил и междуэтажного перекрытия повреждена грибком. Корпус в аварийном состоянии.

Памятник промышленной архитектуры. характерный образец складской постройки третьей четверти XIX века в «кирпичном» стиле, доминирует в застройке набережной. Здание является неотъемлемым элементом комплекса зерновых экспортных складов второй половины XIX века, одного из немногих сохранившихся на Дону и в Приазовье.

Улица Береговая, 59. Здание общества Юго-восточной железной дороги, (на 1993 г. в нём был административный комплекс Велтраком)

Береговая, 59. Здание общества Юго-восточной железной дороги

Здание построено в начале XX века. В его оформлении использованы элементы кирпичного и штукатурного декора, характерные для неоклассического направления стиля модерн. В объёмно-пространственной композиции доминируют крайние ризалиты, завершение аттиками сложной конфигурации. Аналогичный аттик подчёркивает центр и симметрию главного фасада. Архитектурно-художественный облик здания определяют: треугольные профилированные сандрики, наличники с «ушками» и замковыми камнями, гигантские лопатки. которыми оформлены ризалиты, рустованные наличники окон первого этажа, лопатки в простенках верхнего, а также прямоугольные сандрики и массивные подоконники на кронштейнах, междуэтажная тяга, карниз,

Утрачены первоначальное ограждение парапета, заменена кровля.

Здание сложной конфигурации в плане, двухэтажное с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное, оштукатурено.

В 1913 году дом принадлежал обществу Юго-Восточной железной дороги.

Памятник общественной архитектуры начала XX века.

Улица Береговая, 71. Склад мельницы Парамонова (на 1993 г. склад ростовской макаронной фабрики)

Береговая, 71. Склад мельницы Парамонова

Здание построено в начале XX века. Оно входило в комплекс промышленной мельничной застройки, сформировавшейся в 1900-е годы на берегу реки Дон. В оформлении постройки использован кирпичный декор, характерный для романского зодчества.

Композиция фасада представлена ритмом двухъярусных лопаток, объединённых архивольтами и декоративными замками. Углы здания оформлены широкими лопатками. раскрепованными в уровне карниза и увенчанные тумбами с зубцами. оконные проёмы третьего яруса с лучковыми перемычками оформлены П-образными сандриками с декоративными замками. Стены ниже проёмов – рустованы.

Второй ярус фасада под архивольтами прорезан световыми лопатками (ныне заложены). Ниже пояса в основании архивольтов плоскость стены оформлена прямоугольными филёнками, имитирующими проёмы.

Торцовые фасады завершены двухскатными фронтонами. Центральная их часть выделена узкими лопатками, на плоскости между ними помещены узкие полуциркульные ниши. Лопатки увенчаны тумбами с зубчатым основанием. Фронтон по обе стороны от них завершён узким карнизом, подчёркнутым широким фризовым поясом. Лопатки объединены рядом мелких сухариков.

Архитектурный облик здания также формирует кирпичный декор: междуэтажные пояса поребриков и сухариков. мелкие зубчики над архивольтами, геометрические вставки у их основания и др.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное с двухскатной крышей; кирпичное с кирпичным декором.

Заложен ряд проёмов обоих этажей, утрачены тумбы по краям фасадов.

Памятник промышленной архитектуры начала ХХ века, редкий из сохранившихся на Нижнем Дону пример мельничной складской постройки.

Не все здания, описанные в данном документе и подлежащие охране как памятники истории и культуры Ростова, дожили до наших дней. Статья Сергея Простакова рассказывает о том, как было снесено бывшее здание речного вокзала на Береговой 10 в 2006 г. (Простаков С. На набережной снесен зал художников // Вечерний Ростов. 2006. 26 дек.).

Вокруг него велась ожесточенная борьба. Несколько коммерческих структур пытались выкупить этот участок земли на улице Береговой, 10. Одни для себя, другие — обещая художникам решить вопрос с выставками. Однако после сноса здания тему можно считать исчерпанной. Равно как и вопрос: когда же в Ростове будут проходить большие зональные выставки, куда смогут съезжаться мастера со всего юга России? Теперь их даже теоретически представить негде. - Снос выставочного зала Союза художников на набережной Дона это уничтожение как 27-летней истории непрерывной выставочной деятельности, так и одного из красивейших в городе зданий дворцового типа, — считает председатель Ростовской областной организации Союза художников России Олег Валентинович Игнатов. — Визитная карточка нашего города это набережная Дона, центральной частью которой и являлся выставочный зал. Такой образ запечатлен в памяти не одного поколения ростовчан и гостей нашего города. Построили дом для торжественных приемов в «сталинском» стиле. Позже там размещались кассы речного вокзала. Потом здание передали художникам, которые почти три десятка лет проводили там выставки. - Формально здание не входит в список памятников истории и архитектуры, — сообщил председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры А. О. Кожин. — Оно было каким-то образом исключено из списка вновь выявленных строений, подлежащих охране. Жаль, что на его месте наверняка появится какой-нибудь пивной шатер: ими и так уставлена вся набережная! В 2003 году началась реконструкция улицы Береговой. С этого времени зал, находившийся, надо признать, далеко не в лучшем состоянии, был закрыт. За последние пару лет он обветшал окончательно. А добил его пожар, почему-то случившийся именно в этом году, в разгар конфликта организаций, претендующих на этот лакомый участок популярного места отдыха горожан...

Все это время художники обивали пороги чиновников с просьбой дать им место, где можно проводить выставки. - Для выставок регионального — и тем более российского уровня — специализированных площадей в Ростове нет, — продолжает О. В. Игнатов. — Выставочный зал на улице Горького это всего около сотни квадратных метров, а на Береговой, 10, было 600! Разница принципиальная. Третья подряд художественная региональная выставка «Юг России» будет проводиться не в столице Южного федерального округа, а в Краснодаре! В сентябре художники в очередной раз обращались с письмом к главе администрации Ростова с просьбой разъяснить ситуацию, которая сложилась вокруг здания на улице Береговой, 10. Но вопрос так и не был решен. У художников складывается ощущение, что они совсем не нужны городу. Отбирают не только выставочные залы, но и мастерские. - Когда художники задают чиновникам вопрос, почему так происходит, те разводят руками: «Ростов город купеческий, и все идет по законам рынка!», — возмущается Олег Игнатов. — Однако в Ростове несколько учебных заведений, которые готовят профессиональных художников! Кто возьмет на себя смелость заявить, что изобразительное искусство (а может, и культура в целом) Ростову не нужно? В словах Олега Игнатова есть горькая правда. Когда-то государство пестовало художников. Их считали одним из орудий пропаганды. С приходом рыночной экономики стало ясно: художники не слишком приспособлены к изменившимся условиям. Можно отбирать у них все, что захочется. Так происходило последние годы (взять хотя бы изъятие «Красного домика» на углу переулка Крепостного и улицы Большой Садовой: там тоже, кстати, был выставочный зал!). Так происходит и сейчас...

Гаркушенко К. Наша набережная // Молот. 1949. 7 августа.
Дореволюционный Ростов был типичным капиталистическим городом. Окраины, где ютились трудящиеся, тонули в грязи. Там не было ни водопровода, ни освещения. Расположенный на берегу Дона Ростов, по существу, был отрезан от реки. Ее берег на всем протяжении застраивался складами и мелкими заводами. Железнодорожная ветка, сложное прирельсовое хозяйство, горы угля и штыба загромождали набережную в течение многих десятков лет.
За годы советской власти Ростов из купеческого, неблагоустроенного города вырос в крупнейший промышленный и культурный центр юга России. Но проблема выхода к Дону до войны так и не была решена. Только в нынешнем году, впервые после своего двухсотлетнего существования, Ростов, наконец, получил этот выход.
По инициативе Областного комитета партии в текущем году была выдвинута задача благоустройства и реконструкции набережной. Инициатива обкома была горячо поддержана всеми трудящимися города. По призыву партийных и советских организаций десятки тысяч ростовчан в течение нескольких месяцев с энтузиазмом трудились, создавая на берегу Дона замечательный уголок с бульварами, газонами, цветниками, живописными площадками и рядами стройных тополей, протянувшихся полосой вдоль всего берега от проспекта Соколова до Буденновского проспекта. На участке набережной были сняты пролежавшие здесь три четверти века железнодорожные пути, разобраны разрушенные склады и перебазированы в другое место огромные портальные краны. 
Объем работ, проделанных ростовчанами на набережной Дона, превысил первоначальные плановые предположения. Расчищено и спланировано 21 тысяча квадратных метров площади, снято и вывезено свыше 24 тысяч кубических метров грунта, завезено12 тысяч кубических метров чернозема и тырса, посажено 460 семи – и восьмилетних деревьев. На сегодняшний день посеяно13 тысяч квадратных метров газонов и цветников, уложено 6.100 погонных метров бордюров, заасфальтировано 9,5 тысячи квадратных метров мостовой.
Набережная освещена сотнями электрических ламп, заключенных в матовые шары и укрепленных на художественно оформленных траверзах. По гранитной стенке, у самой воды, установлены красивые узорные перила. На участке между проспектами Соколова и Ворошиловским в течение месяца силами ростсельмашевцев и учащихся школы ФЗО № 6 построена замечательная водная станция с трибунами для зрителей на 500 мест. Эта станция по своему архитектурному оформлению является подлинным украшением не только набережной, но и всего города.
Ростовчане хорошо помнят мартовские и апрельские дни, когда на расчистку завалов и планировку берега выходили одновременно тысячи людей с сотнями автомашин и десятками разных механизмов — подъемных кранов, бульдозеров, транспортеров и т. д. На стройке широко развернулось социалистическое соревнование трудящихся районов, отдельных предприятий и учреждений. В течение двух месяцев первенство в соревновании занимали Сталинский район, вышедший на берег Дона вместе с Пролетарским районом после того, как на других участках уже были проделаны большие работы. Несмотря на значительное опоздание, эти районы не только догнали других, но и вышли в числе передовиков соревнования. По итогам июня переходящее Красное знамя Горкома ВКП (б) и Горисполкома присуждено Пролетарскому району города. 
С исключительным подъемом трудились коллективы Госбанка, мореходного училища, швейной фабрики № 4, хлебозавода № 3, артели «За Родину», калориферного, ультрамаринового, радиаторного и многих других заводов. 
Трудящимся Ростова хорошо известны такие передовики социалистического соревнования, как тт. Чекранов и Бавыкин из артели «Грузчик». Коллектив этой артели первым в городе значительно перевыполнил свои обязательства и стал одним из ведущих на работах. С большим подъемом трудились на набережной электромонтеры тт. Дрон, Черевков и Живцов, работники городского треста «Дормост» тт. Долгалев, Стаценко и Лосев, треста зеленого хозяйства — главный инженер тов. Замниус, главный садовник тов. Богданов, старшие садовники тт. Демченко, Хворостьян и другие.
Чугунные перила изготовили трудящиеся заводов «Красный Аксай», радиаторного, «Красное знамя» и «Красный моряк». Модели для них сделаны руками рабочих завода «Красный Дон». Сборку и установку перил производили коллективы Мостостроя № 4, заводов «Красный моряк», радиаторного, «Красный Дон», «Красный Аксай», городских трестов «Очистка», «Дормост». Установленные на набережной скамейки паркового типа сделаны коллективами Ростсельмаша, паровозоремонтного завода имени Ленина, музыкальной фабрики и других предприятий. 
В этой статье невозможно перечислить всех строителей набережной. Их сотни и тысячи. Все они трудились бескорыстно, не покладая рук на благо своего любимого города. В сравнительно короткий срок была проделана огромная работа, результаты которой с удовлетворением отмечают все ростовчане. На днях Горисполком и Горком ВКП (б) подвели итоги социалистического соревнования трудящихся и наградили почетными грамотами 500 участников благоустройства и реконструкции набережной.
Проделана огромная работа, но то, что сделано, — только начало. Впереди огромная задача по восстановлению и благоустройству Ростова. В ближайшие годы наш город должен быть не только полностью восстановлен, но и значительно реконструирован. По проспекту академика тов. Семенова главная магистраль — улица Энгельса должна украситься величественными зданиями. Будут созданы новые площади, парки, сады и скверы. Большое строительство развернется во всех районах города.
Обращенный лицом к Дону город спустится к реке рядом широких гранитных лестниц, опоясанных зелеными насаждениями. На разбитых вдоль берега нижнем и верхнем бульварах будут построены спортивные площадки, а у реки сооружены яхт-клубы. На месте мелких и малоценных строений возникнут новые кварталы с многоэтажными зданиями и внутриквартальными зелеными площадками-садами. 
В процессе восстановления и дальнейшего градостроительства мы, несомненно, встретимся с новыми трудностями, но эти трудности будут преодолены так же, как они преодолевались до сих пор. Под руководством Областного комитета  партии и городской партийной организации ростовчане сделают свой город еще более красивым и благоустроенным, чем он был до войны.

М. Б. Мартиросова




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"