Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Переулок Островского : [подборка ст.] // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://www.donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2770

ПЕРЕУЛОК ОСТРОВСКОГО

Краевед, исследователь топонимики Ростова Юрий Анатольевич Бибиков, в книге, посвященной Ленинскому району из серии "Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События" (Ростов-на-Дону, 2008), писал:

Любопытна история Кривого спуска, который дает начало переулку у Дона. Свое первоначальное название он получил из-за своей конфигурации. Один из старожилов Ростова казак Григорий Шамардин рассказал, что кривой поворот спуска был вызван тем, что на месте лесопильного завода располагались остатки древнего каменного крепостного строения, которое жители разобрали для устройства подпорных стенок нынешних домов по переулку Островского. После первой мировой войны спуск получил название Почтовый, а после гражданской ему было присвоено имя писателя Николая Алексеевича Островского.

Ростовский журналист Степан Швецов в серии статей "Ростовские улицы: из прошлого" более подробно остановился на дореволюционной истории переулка Островского (Швецов С. Д. Переулок Островского // Вечерний Ростов. 1984. 26 мая. С. 2.)

Давным-давно это было. Первый переулок. Потом стал Почтовым – на нём, у пересечения его Большой Садовой улицы, располагалась городская почтовая станция.

Переулок был из-за близости к городскому центру оживлённым, особенно у Большой Садовой. Здесь по адресу «Почтовый переулок, собственный дом» находилась основанная в 1863 году макаронная фабрика и пивоваренный завод гласного городской думы купца Н. И. Чурилина. В вышедшей в 1910 году книжке П. Алтунджи «Крупнейшие торгово-промышленные и технические фирмы города Ростова на Дону» о них рассказывалось очень лестно: макаронная фабрика давала в год «до 100 тысяч пудов товара», причём продукция её расходилась в Крыму, Петербурге, Москве, Закаспийском крае и в Сибири, а пивзавод производил до 400 тысяч вёдер пива, которое шло не только в Ростов и Нахичевань, но и во все уголки Донской области, на Кубань, в Екатеринославскую губернию (Екатеринослав – ныне Днепр). Как видно, это были предприятия из числа ведущих в городе.

Известны были и другие дома, обступавшие переулок. Здесь, согласно адресам, указанным в справочнике «Весь Ростов и Нахичевань на Дону» за 1914 год, находились электрическое акционерное общество «Сименс и Гальске», товарищество «Антон Эрлангер и К°», обещавшее продать, доставить оборудование мельниц, водяные турбины, дизели; техническая контора Ланца, снабжавшая земледельческими орудиями. В тех же домах снимали помещения редакция и контора газеты «Донская речь» – в 1904 году, мебельный магазин Боммера, книжная торговля А. С. Суворина и т. д.

В 1913 году на углу Почтового и Большой Садовой, на участке, завещанном городу купцом Троянкиным, началось строительство городского доходного дома (ныне здания пединститута). Весь он, по расчётам городской думы, должен был сдаваться внаём. Но жизнь распорядилась иначе.

Началась империалистическая война, и в обещавшем немалые барыши доме сначала расположился лазарет Земского союза, а затем, с прибытием Варшавского университета, он стал главным его зданием. В местной газете 11 декабря 1915 года можно было читать: «Вчера началось чтение лекций на историко-философском факультете Варшавского университета в доходном доме. Вход для гг. студентов с Почтового переулка».

После смерти в 1936 году советского писателя-борца, автора широко известного романа «Как закалялась сталь» Николая Алексеевича Островского, переулок был назван его именем.

Тринадцать зданий по переулку Островского описаны в документе, составленном архитектором Любовью Волошиновой (Проект зон охраны. Т. 2, кн. 11: Аннотация исторической застройки по пер. Доломановскому, пер. Братскому, пер. Халтуринскому, пер. Островскому, пр. Буденновскому, пр. Семашко, пер. Соборному : арх. № 614. Ростов-на-Дону, 1993. URL: https://vivaldi.dspl.ru/ot0000621/view).

Переулок Островского, 5. Жилой дом М. Л. Шамардиной

Здание возведено в 1870-е годы. В его оформлении использованы композиционные приёмы, характерные для народного зодчества казачьих станиц.

Архитектурно-художественный облик здания определяет кирпичный декор: рустовка нижнего этажа, обрамление оконных проёмов наличниками, завершёнными простыми сандриками с декоративными замковыми камнями и сложной конфигурации, украшенными сухариками, а также подоконные ниши и тяги, декоративные вставки на угловых лопатках, галдарея, обшитый досками коридор, с деревянной междуэтажной лестницей.

Утрачены парадное деревянное крыльцо в юго-западной части дома, балясник с точёными балясинами, заменены оконные переплеты. Утрачена ограда с воротами.

В 1913 году дом принадлежал М. А. Шамардиной.

Ценный элемент фоновой застройки – интересный пример городской постройки, возведенный с использованием элементов народной архитектуры.

Переулок Островского, 7. Доходный дом К. П. Евгеньева

Здание построено в конце ХIХ веке в стиле эклектика.

В его объёмно-пространственной композиции преобладают центральная и крайние раскреповки. В оформлении фасадов использованы элементы кирпичного декора, характерные для барокко и классицизма.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка стен первого этажа и лопаток раскреповок второго этажа, аркада в оформлении полуциркульных проёмов, подоконные филёнки, междуэтажная и подоконные тяги, антаблемент, двухстворчатая филёнчатая дверь и др. Утрачен первоначальный балкон, полотна въездных ворот.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с цокольным этажом, подвалом и двухскатной крышей, кирпичное.

В 1913 году дом принадлежал К. П. Евгеньеву.

Памятник гражданской архитектуры конца XIX века. Отражает стилистические особенности застройки исторического центра города.

Переулок Островского, 47. Корпус пивоваренного завода Н. И. Чурилина

Здание построено в последней четверти XIX века в стиле эклектика. В его оформлении использованы декоративные элементы романского стиля.

Архитектурно-художественный облик здания формируют: междуэтажная тяга и карниз, оформленные поребриком, аркатурный фризовый пояс и поясок с сухариками; лопатки по краям и в центре, осуществляющие трёхчастное членение фасада; сдвоенные оконные проёмы, оформленные в уровне первого этажа сандриком, а в уровне второго этажа «бровками».

Фронтон торцового фасада оформлен сдвоенными полуциркульными оконными проёмами с контрналичниками.

Утрачены: кровля, заполнения проёмов, кирпичные детали декора, оконные и дверные проёмы частью заложены, перебиты и выполнены новые.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с двухскатной крышей, кирпичное.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века – интересный образец промышленной постройки в стиле эклектика.

Переулок Островского, 63. Доходный дом Е. Т. Лисицына

Здание построено в 1905 году в стиле эклектика. В его оформлении использованы элементы ренессанса и классицизма.

В композиции фасада выделяется центральная раскреповка, акцентируемая въездом, сдвоенными проёмами на двух верхних этажах, и балконом.

Архитектурно-художественный облик фасада дополняют: клинчатые перемычки с декоративным замковым камнем, междуэтажный пояс над ними; гигантские пилястры двух верхних этажей; развитый антаблемент, фриз которого декорирован «кнопками»; наличники с «ушами» и сложные сандрики окон второго этажа; обрамление окон третьего этажа полуколоннами и профилированной архивольтой с декоративным замковым камнем; ажурные кованые ограждения балконов; декоративные кронштейны с лепными масками львов, фланкирующие въезд.

Утрачены заполнения оконных проёмов первые двух этажей, ограждение балкона второго этажа, створка ворот, первоначальные галереи и лестницы дворового фасада.

Здание П-образной конфигурации в плане, трёхэтажное, с подвалом, многоскатной крышей, наружными галереями и лестницами со стороны дворовых фасадов, кирпичное; отдельные элементы декора выполнены из камня: полуколонки, отдельные элементы карниза и сандриков, «кнопки».

В начале XX века дом принадлежал В. Т. Лисицину.

Ценный элемент фоновой застройки начала XX века, отражает стилистическое многообразие застройки города

Переулок Островского, 64. Жилой дом П. И. Кочеткова

Здание построено в 1890-е годы в стиле эклектика. В его оформлении использованы классицистические и ренессансные мотивы.

В композиции фасада выделяется крайняя раскреповка, акцентирующая парадный вход с крыльцом и рустованная пилястра на противоположном углу фасада. Раскреповка оформлена рустами, вход выделен полуциркульным проёмом.

Архитектурно-художественный облик главного фасада определяют: рустовка стен, подоконная тяга, квадратные и прямоугольные ширинки в подоконной зоне, обрамление окон в виде эдикулы с лучковым фронтоном, архитрав и карниз с модульонами. Оконные пилястры и нижняя часть сандриков оштукатурены, гейсон и модульоны выполнены из камня. Наличники окон дворовых фасадов оштукатурены.

Утрачены наружные жалюзийные ставни, элементы крыльца. Здание подвержено осадочным деформациям.

Здание прямоугольное в плане, одноэтажное с подвалом, с вальмовой крышей, кирпичное.

В начале XX века дом принадлежал П. И. Кочеткову.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века, отражает стилистическое многообразие застройки города.

Переулок Островского, 66. Жилой дом Я. И. Кривобокова

Здание построено в последней четверти XIX века в стиле эклектика. В его оформлении использованы классицистические формы и приёмы.

В композиции фасада выделяется центральная раскреповка, акцентирующая въезд, фланкированная в уровне второго этажа рустованными пилястрами, декорированная крупномерными сухариками во фризовой зоне. Фасад фланкируют пилястры, оформленные в междуэтажной зоне филёнками.

Архитектурно-художественный облик здания дополняют: профилированная междуэтажная тяга с сухариками; профилированные подоконники и сандрики с декоративными замковыми камнями окон первого этажа; ритмически членный подоконный парапет; сандрики на консолях окон второго этажа, объединённые венчающей полочкой; венчающий карниз с кронштейнами и сухариками, рустовка простенков второго этажа.

Утрачены полотна ворот, наружные ставни, частично заполнения проемов и элементы декорировки фасада, первоначальная галерея с лестницами со стороны дворового фасада.

Здание прямоугольное в плане, двухэтажное с подвалом, с наружной галереей со стороны дворового фасада, вальмовой крышей, кирпичное, оштукатуренное.

В начале XX века дом принадлежал Я. И. Кривобокову.

Здание, в котором родился и жил Ф. И. Кривобоков (В. И. Невский), член Первого Донкома РСДРП, ценный элемент фоновой застройки, отражающий стилистическое многообразие застройки города.

Переулок Островского, 67. Доходный дом Р. П. Лихачёва

Здание построено в 1900-е годы в стиле эклектика. В оформлении фасада использованы элементы классицистического и ренессансного декора.

В композиции фасада выделяется центральная раскреповка с въездом, балконом на втором этаже, сдвоенными проёмами второго и третьего этажа. Проёмы второго этажа в пределах раскреповки объединены декоративным разорванным фронтоном на консолях. Раскреповку венчает аттик сложной конфигурации с узкими полуциркульными слуховыми окнами.

Архитектурно-художественный облик здания определяют: рустовка стен, обрамление окон контрналичниками различной конфигурации, треугольные и полуциркульные сандрики на консолях над окнами второго этажа, декоративные замковые камни на полуциркульных контрналичниках окон третьего этажа, объединённые тягой архитрава, венчающий карниз, фриз с триглифами и ширинками в метопах, декоративные кронштейны с лепными масками львов, фланкирующие въезд.

Утрачены парадные двери, ажурное кованое ограждение балкона, калитка и филёнка полотен ворот, завершение аттика, первоначальные галереи и лестницы дворового фасада; окна подвала заложены.

Здание П-образной конфигурации в плане, трёхэтажное, с двухэтажным Г-образной конфигурации флигелем, с подвалом, многоскатной крышей, галереями и лестницами со стороны дворового фасада, кирпичное. Отдельные элементы декора выполнены из камня: консоли, кнопки, детали карниза.

В начале XX века дом принадлежал Р. П. Лихачёву.

Ценный элемент фоновой застройки начала XX века, отражает стилистическое многообразие застройки города.

Переулок Островского, 80. Доходный дом С. И. Сыроедова

Здание построено в конце ХIX века в стиле эклектика. В его оформлении использованы элементы и мотивы романского и русского народного зодчества. В композиции здания доминируют центральная (с въездом) и две крайние раскреповки, завершённые аттиками сложной конфигурации.

Раскреповки фланкированы пилястрами, рустованными в уровне первого этажа, оформлены филёнкой в уровне второго и декорированы в уровне аттика стилизованными консолями.

Архитектурно-художественный облик здания дополняют: рустовка стен первого этажа, междуэтажная и подоконные тяги, декоративный фриз, карниз с сухариками, сандрики с декоративным рустом над окнами первого этажа и П-образной конфигурации над окнами второго, филёнки с бриллиантовым рустом на пилястрах, геометрический орнамент в подоконных никак второго этажа. Утрачены заполнения проёмов, крыльца и элементы парадных входов в крайних раскреповках, плиты и ограждения двух балконов, нижняя филёнка полотна ворот, первоначальная галерея и лестницы со стороны дворового фасада. Окна подвала частью заложены.

Зданий П-образной конфигурации в плане, двухэтажное, с подвалом и многоскатной крышей, кирпичное.

В начале XX века дом принадлежал С. И. Сыроедову.

Ценный элемент фоновой застройки конца ХIX века, отражает стилистическое многообразие исторической застройки города.

Переулок Островского, 84. Дом А. М. Шевырёва

Здание построено в 1894 году в стиле эклектика. В его оформлении использованы элементы и декор, характерные для Ренессанса.

В композиции фасада выделена крайняя раскреповка, акцентирующая въезд. Раскреповка оформлена рустами в уровне первого этажа, сдвоенными проёмами, обрамлёнными лопатками с единым дугообразным фронтоном, завершена аттиком в форме щипца с полуциркульным окном.

Архитектурно-художественный облик здания формирует: цокольный, междуэтажный и карнизный пояса; рустовка стен и сандрики П-образной конфигурации с декоративным замковым камнем- в уровне первого этажа; наличники с рустами, декоративные люнеты над окнами второго этажа. Ряду проёмов основной части фасада отвечают полуциркульные окна мансарды, обрамлённые каменными наличниками и профилированной архивольтой.

Утрачен первоначальный балкон, полотна ворот, заполнения оконных проёмов, первоначальные ограждения мансарды и крыша.

Здание сложной П-образной конфигурации в плане, двухэтажное, с мансардой и подвалом, многоскатной крышей, кирпичное, отдельные декоративные элементы выполнены из камня.

В начале XX века дом принадлежал А. М. Шевырёву.

Ценный элемент фоновой застройки конца ХIХ века, отражает стилистическое многообразие исторической застройки города.

Переулок Островского, 86. Доходный дом И. А. Лангберта

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В его оформлении использованы элементы и декор, характерные для Ренессанса.

Архитектурно-художественный облик здания формируют: рустовка стен первого этажа, обрамление полуциркульных окон второго этажа, решённое в виде аркады с простой архивольтой на  каменных полуколонках с тумбами, на консолях, сандрики П-образной конфигурации, ширинки, карниз, аркатурный фризовый пояс.

Утрачены деревянные полотна ворот, балкон, заполнения оконных проёмов первого этажа, фрагментарно кладка и детали карниза.

Здание Г-образной конфигурации в плане, двух этажное, с подвалом, деревянной галереей со стороны дворового фасада, скатной крышей, кирпичное. Выносные элементы карниза, замковые камни, полуколонки и консоли выполнены из камня.

В начале века дом принадлежал И. А. Лангберту.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века, отражает стилистическое многообразие исторической застройки города.

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика.

Улица Островского, 88. Жилой дом Е. М. Дьячковой

Его архитектурно-художественный облик определяют: рустовка первого этажа и простенков верхнего, обрамление оконных проёмов простыми и профилированными наличниками, прямоугольные сандрики на декоративных кронштейнах второго этажа, подоконные ниши, междуэтажная и подоконные тяги, карниз с сухариками.

Здание прямоугольное в плане с внутренним двором-колодцем, двухэтажное с полуподвалом и многоскатной крышей, кирпичное.

Устроен балкон, изменено оформление полуподвального этажа (утрачены решетки), утрачены ворота.

В 1913 году дом принадлежал Е. М. Дьячковой.

Ценный элемент фоновой застройки конца ХIХ века, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.

Переулок Островского, 89. Доходный дом О. Ф. Дорогановой

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В композиции фасада выделена центральная раскреповка, акцентирующая первоначальный парадный вход. Раскреповка и углы здания фланкированы пилястрами с рустами. Архитектурно-художественный облик здания формируют: рустовка стен; подоконная и междуэтажная тяги; карниз с сухариками; контрналичники и декоративные замковые камни окон первого этажа; сандрики П-образной конфигурации, объединённые простеночными поясками, окон второго этажа.

Утрачены элементы парадного входа, первоначальный балкон, заполнения оконных проёмов (частично); юго-восточный угол здания в уровне второго этажа переложен.

Здание П-образной конфигурации в плане, двухэтажное, с подвалом, скатной крышей, кирпичное.

В начале XX века дом принадлежал О. Ф. Дорогановой.

Ценный элемент фоновой застройки конца XIX века, отражает стилистическое многообразие исторической застройки города.

Переулок Островского, 90. Доходный дом В. С. Молчановой

Здание построено в конце XIX века в стиле эклектика. В его оформлении использованы приёмы и элементы ренессанса. В композиции фасада выделены крайние раскреповки, завершённые аттиками с треугольными фронтонами. В правой раскреповке размещён въезд, перекрытый системой крестовых сводов. Архитектурно-художественный облик здания формируют: рустовка стен; горизонтальные междуэтажные и подоконные тяги; антаблемент; рустованное обрамление полуциркульных окон двух верхних этажей; подоконные ширинки и филёнки; кованое парапетное ограждение. Поэтажные членения представлены: в уровне второго этажа каменными пилястрами с рустами в нижней части, в уровне третьего – кирпичными пилястрами.

Последним ремонтом уничтожены первоначальные заполнения проёмов, жалюзийные ставни, кованые ажурные полотна ворот, элементы входа в левой раскреповке.

Здание Г-образное в плане, трёхэтажное, с многоскатной крышей, кирпичное. Отдельные элементы декора выполнены из камня: пилястры, замковые камни, карниз.

В начале XX века дом принадлежал В. С. Молчановой.





 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2020 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"