Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Переулок Братский : [подборка ст.] // Ростовские улицы : исторический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. М. Б. Мартиросова. Ростов-на-Дону, 2018- . URL: http://www.donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2753

ПЕРЕУЛОК БРАТСКИЙ

Все версии возникновения переулка Братского собраны в работе ростовского историка Владимира Сидорова (Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону : [в 5 т.] / В. С. Сидоров. Ростов-на-Дону, 1994. Т. 1. С. 285-286).

Братский переулок — третье по хронологическому счету название этого переулка.

Первоначально — Староострожный, по стоявшей некогда здесь, в доломановском углу, тюряге. Далее — просто Третий переулок. А с 1879 г. — Братский.

Существуют две версии в объяснение этого названия. Одна (А. П. Зимин, С. Д. Швецов) связывает его с братскими погребениями на Всехсвятском кладбище (по хронологии Краснянского и Парецкого — Шестом) в Новом поселении. Но М. Б. Краснянский придерживался другой версии. "В северной части города — от Большой Садовой улицы до Пушкинской (раньше Кузнечной), — писал он, — и от Никольского переулка до Доломановского не было улицы Согласия и Братского переулка; здесь расположен был сад Александра Осиповича, Ивана Осиповича и Петра Осиповича Войцеховских (один из них был директором Государственного банка), которые, с братского своего согласия, решили бывший Третий (ныне Братский) переулок протянуть через свое имение до Кузнечной (...) улицы и назвать переулок Братским, а вновь прорезанную улицу — Согласием. Городская дума в заседании своем от 1. 11.1879 г., заслушав заявление гг. Войцеховских, постановила назвать улицы предложенными (...) наименованиями. Вопрос этот выяснил нам один из наследников Войцеховского, который доставил и подтверждение".

Мы подчеркнули последнее слово, поскольку думское решение подтверждает версию Краснянского лишь отчасти. Вот оно: "Слушали (...) заявление коллежского советника Ивана, штабс-капитана Петра и губернского секретаря Александра Войцеховских об изменении плана квартала, в коем находится их имение и о вознаграждении их за отходящее место под поперечную улицу". Постановили: "Согласиться на изменение плана квартала, заключающего в себе место наследников Войцеховских, с обязательством, чтобы они отчудили в собственность города то количество земли, какое отходит под улицу согласно представленной при заявлении скопировки, без всякого со стороны города вознаграждения, и спланировали бы образовавшуюся на том месте улицу по указанию городской управы".

Как видим, о названии — ни звука. Зная нестрогость Краснянского по части документальной базы, не решаемся безусловно принять на веру, что Войцеховский "доставил" именно подтверждение. Но данную версию все-таки сообщаем. У Краснянского здесь были последователи. "За каждый клочок городской земли шла ожесточенная борьба, — пишет современный краевед А. Рысев. — Даже родственные чувства не могли примирить хищников. Так, братья Войцеховские долго не могли поделить между собой владения в этом районе. А когда, наконец, помирились, то назвали улицу, упирающуюся во владения купцов Панченко, Бочарова и Новосельцева, улицей Согласия, а переулок, на который выходили их дома, — Братским".

В ("на") Братском переулке находились два крупные мукомольные предприятия — мельница Я. С. Гурвича, внизу, на придонском отрезке Братского, называвшемся Смирновским спуском, и мельница братьев Рысс, к северу от Большой Садовой, подле Генеральной балки (старинная кирпичная труба здесь была обрушена совсем недавно, а часть корпусов уцелела доныне).

С Братского начиналась линия конки, впоследствии — трамвая. Объявление в "Приазовском крае" от 7.2.1914 г. "Трамвайное движение. В настоящее время на трамвайных линиях циркулируют — по Большой Садовой (...) 4 новых вагона (Братский переулок — памятник Екатерине) и 4 старых вагона (Братский переулок — Граница)".

Или такая деталь эпохи: "Вчера, по распоряжению Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, на углу Большой Садовой улицы и Братского переулка усиленный наряд милиционеров осматривал все вещи у лиц, ехавших на извозчиках на вокзал и с вокзала, а также возы у дрягилей. Все вещи и товар, которые запрещены к вывозу из города, задерживались и отправлялись в Совет" ("Ростовская речь", 31.8.1917 г.).

По Братскому проживали известнейшие в городе Федор Матвеевич Дутиков, Иван Мартынович Шапошников и Евстафий Герасимович Кундури (последний — на углу Большой Садовой). В общем, это характерный староростовский нереулок, относительно сохранивший по сегодняшний день свою родовую физиономию.

Не удивительно, что ростовский писатель-большевик Павел Максимов в своем очерке о Ростове придерживается версии о ссоре местных братьев-богачей (Максимов П. Х. Город на Дону // Дон. 1950. № 1. С. 12).

В нижней части бывшей [Генеральской] балки проходят сейчас Братский переулок и переулок Согласия. Откуда идут эти названия? Владельцы большого земельного участка братья Войцеховские долго никак не могли разделить между собой этот участок. Наконец, помирились и разделили. В память этого «события» и были даны переулкам эти названия.

Ниже представлена, упомянутая Владимиром Сидоровым, топоминическая версия ростовского журналиста Степана Швецова, опубликованная в газетной серии "Ростовские улицы: из прошлого". Он также уделяет особое внимание санитарному состоянию переулка (Швецов С. Д. Переулок Братский // Вечерний Ростов. 1984. 25 мая. С. 1).

Ростов, как известно, начинался от берега Дона. Можно сказать, что город рос от воды, от набережной. И, естественно, первыми на этом пути были «спуски». Они были устроены, как об этом говорится в литературе, в 1849–1850 годах. Их было немало. Были Банный (спуск к Дону на нынешнем Ворошиловском проспекте), Свиной (на Газетном переулке), Пилипенский (на проспекте Семашко), Соляной, Кривой (на переулке Островского), Смирновский и другие. Большинство из них назывались так короткое время, потому что названия их были главным образом связаны с именами купцов. возводивших здесь свои торговые заведения.. Но купцы менялись, спуски получали новые названия.

Яркую характеристику этим спускам дал А. И. Свирский. Он писал: «По своей неправильности и крутизне спуски или улицы, ведущие к берегу Дона, скорее напоминают глубокие ущелья Кавказских гор...»

Со Смирновского спуска и начинался Братский переулок. Это название пришло, конечно, не сразу. Так как по переулку располагалась когда-то местная тюрьма, он и назывался Острожным, Староострожным. Потом магистрат решил назвать переулок более пристойно. Его переименовали в Братский – по старому кладбищу при Всехсвятской церкви (на этом месте теперь Дворец спорта).

Переулок был плохо благоустроенным, хотя широко использовался для гужевого движения. По нему шли товары в порт и из порта. В 1903 году, например, долго вспоминался случай, когда в дорожной грязи здесь застряли похоронные дроги. Родственники умершего вынуждены были снять гроб, вытаскивать на сухое пустую телегу. Рассказывали, что в переулке примерно в то же время застряла в грязи и свадьба.

– Жених – невесту на руки, приданое повытаскивали...

Тогда же дело едва не окончилось трагедией: в грязь улицы попала пятилетняя девочка. Она чуть не утонула – вытащил её отец.

Местная газета в 1911 году писала, обращаясь к московской комиссии городской думы: «Мостовая Братского переулка совершенно испортилась, и гружёные подводы с трудом движутся».

На Братском переулке начиналась в своё время конная дорога. Позже и электрический трамвай. В частности. в газете «Приазовский край» 7 февраля 1914 года печаталось сообщение: «Трамвайное движение. В настоящее время на трамвайных линиях циркулирует – по Большой Садовой... – 4 новых вагона (Братский пер. – памятник Екатерине) и 4 старых вагона (Братский пер. – граница)...».

Одноколейный маршрут № 4 был затем продолжен и на пути «Бойни – Смирновский спуск». А ростовчане. конечно, помнят более позднюю надпись на вагонах этого маршрута: «Мясокомбинат – хлебозавод».

Краевед, исследователь топонимики Ростова Юрий Анатольевич Бибиков, в книге, посвященной Ленинскому району из серии "Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События" (Ростов-на-Дону, 2008), писал:

Братский переулок — один из старейших в городе ранее носил название Староострожный, — здесь стоял когда-то острог. Позже он назывался просто Третий переулок. А с 1879 г. переулок приобрел сегодняшнее название. Существует несколько версий в объяснении этого названия. Одна связывает его с братскими погребениями в районе Нового поселения. Там находился Братский курган. Высота Братского кургана достигала 3 сажени. Окружность основания кургана имела 60 сажень. (1 сажень — 2,11336 м) Братский курган принадлежит к древней насыпи — началу металлического периода. В нем было обнаружено пять мужских захоронений разных периодов.

Другая версия — на участке от Большой Садовой до Кузнечной (Пушкинской) и от Никольского переулка (Халтуринского) до Доломановского располагался сад братьев Войцеховских. Они по братскому согласию решили Третий переулок продлить на север до Кузнечной и назвать Братским, а новую улицу, пересекающую переулок назвать — улица Согласия в знак согласия между собой при переделе земельного участка. Доходный дом Войцеховских, построенный в конце XIX в. сохранился до наших дней (ул. Большая Садовая, 19).

Южная часть Братского переулка раньше называлась Смирновский спуск. В середине XIX века ростовский коммерсант Смирнов построил на спуске бани, и он стал называться Смирновским, а спустя время получил название Братского. В этом районе находилась мельница Я.С. Гурвича и к северу от Большой Садовой мельница братьев Рысс, а между Скобелевской (Красноармейской) и Ермоловской (Малюгиной) улицей христианское и еврейское кладбище, а так же и Новопоселенский базар. В феврале 1914 года от Братского по Большой Садовой начали ходить четыре новых вагона трамвая до памятника Екатерине и четыре старых вагона до Границы (Театральная площадь).

Спуск к Дону по Братскому переулку назывался Острожным. Здесь находилась первая тюрьма города. В народе ее называли «Тюремный замок».

Три здания по переулку Братскому описаны в документе, составленном архитектором Любовью Волошиновой (Проект зон охраны. Т. 2, кн. 11: Аннотация исторической застройки по пер. Доломановскому, пер. Братскому, пер. Халтуринскому, пер. Островскому, пр. Буденновскому, пр. Семашко, пер. Соборному : арх. № 614. Ростов-на-Дону, 1993. URL: https://vivaldi.dspl.ru/ot0000621/view).

Переулок Братский, 35. Доходный дом

Здание возведено в конце XIX века в стиле эклектика, В оформлении его использован штукатурный и лепной декор, характерный для барокко, ренессанса, классицизма.

В симметричной композиции фасада доминируют три раскреповки: центральная, акцентирующая проезд) завершена аттиком и четырёхгранным шатром; две крайние по фасаду раскреповки – двухскатными аттиками с арочными окнами (разделёнными импостом). Два парадных входа расположены по обе стороны центрального проезда.

Доминирующее вертикальное членение фасада акцентируется поэтажными лопатками, фланкирующими раскреповки фасада.

Проёмы первого этажа оформлены широкими наличниками с декоративными замками и узкими прямыми сандриками, окна второго этажа – наличниками с контрналичниками с аналогичными сандриками, наличники проёмов третьего объединены архитравом и дополнены по фризу ложными люнетами с рельефными раковинами.

Переулок Братский, 41. Корпус гончарно-цементного завода

Корпус построен в конце ХIX века для гончарно-цементного завода. В оформлении его использован кирпичный декор, характерный для стиля эклектика.

Главный восточный фасад акцентирован полуциркульными окнами второго этажа и аркатурным фризовым поясом. Архитектурно-художественный облик постройки формируют: рустовка первого этажа, междуэтажный и подоконный пояса, карниз, обрамление окон первого этажа сандриками, полуциркульных окон второго – наличниками, остальных ниш и проёмов декоративными лопатками и наличниками с декоративными замками в верхней, лучковой части. Монументальность северному фасаду придают лопатки по краям и в центре, осуществляющие трёхчастное деление фасада. Своеобразие дополняют подоконные ниши, ширинки, узкие ниши, геометрические вставки в верхних частях лопаток. Несколько полуциркульных проёмов превращено в прямоугольные, устроены тамбуры и наружные лестницы на второй этаж, заменена кровля, часть оконных переплётов и дверных полотен. Корпус Г-образный в плане, двухэтажный, на высоком цоколе, с многоскатной чердачной крышей.

Ценный элемент фоновой застройки конца ХIX века – интересный образец промышленной постройки в стиле эклектика.

Переулок Братский, 84. Доходный дом С. К. Лозовского

Братский 84

Здание построено в начале XX века в стиле модерн. Композиция представлена: тремя ризалитами, соединёнными лоджиями в уровне первого-третьего этажей; кордоном и цоколем, зрительно являющимся основанием декоративному верху. Крайние ризалиты фланкированы пилястрами с различным каплевидным геометрическим орнаментом и завершены развитым карнизом и аттиком сложной конфигурации. Оконные проёмы боковых ризалитов перекрыты коробовыми перемычками-сандриками с декоративными замковыми камнями. Симметрия центрального ризалита в двух верхних этажах подчёркнута композиционным размещением стилизованных декоративных элементов и акцентирована двумя полуциркульными аттиками с узкими слуховыми окнами. Декоративное убранство фасада дополняют ажурные кованые ограждения лоджий и приямков, фрамуга характерной для модерна формы над парадной дверью.

Утрачены ворота, первоначальные заполнения проёмов цокольного этажа; окна над проездом со стороны дворового фасада заложены; наблюдаются осадочные деформации (дворовой фасад); выносные карнизы в аварийном состоянии.

Здание Т-образной конфигурации в плане, трёхэтажное, с цокольным и подвальным этажами, многоскатной крышей, кирпичное.

В начале XX века здание принадлежало С. К. Лозовому.

Памятник архитектуры начала XX века, одно из немногих зданий в стиле модерн; отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра города.




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"