Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 

Российская академия образования (РАО)

Бабанский - Хрипкова

Государственная академия наук Российской Федерации, объединяющая учёных, работающих в сфере образования и педагогики. Академия педагогических наук РСФСР была создана в 1943 г, в 1966 г. она была преобразована в Академию педагогических наук СССР при Министерстве просвещения СССР. Преемницей ликвидированной АПН СССР в 1992 году стала РАО. Члены всесоюзной академии, избранные до 1991 года, в 1996 году по постановлению Президиума Российской академии образования были включены в состав РАО (в том числе в статусе иностранных членов).

Бабанский Юрий Константинович (07.01.1927, х. Каргинский, Вешенский р-н, Ростовская обл. — 09.08.1987, Москва)

Специалист в области современной педагогики, доктор педагогических наук, вице-президент Академии педагогических наук СССР (1974), академик Академии педагогических наук СССР (с 4 марта 1974) — Отделение теории и истории педагогики, заслуженный деятель науки РСФСР. Основатель научной школы «Оптимизация процесса педагогики школ».

Выпускник Ростовского-на-Дону государственного педагогического института в родном вузе прошел путь от преподавателя до заведующего кафедрой педагогики (1969-1973???). По окончании физико-математического факультета Ростовского педагогического института (1949) вёл там же курсы педагогики, методики преподавания физики с 1958 по 1969 был проректором Ростовского государственного педагогического института.

С 1975 года — в Москве: занимал должность ректора Института повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педвузов при АПН СССР. С 1979 года Ю. К. Бабанский — вице-президент АПН СССР.

Им разработана общая теория оптимизации учебно-воспитательного процесса, обосновывающая принципы и способы деятельности учителей по выбору оптимальных педагогических решений. В работах Бабанского сформулированы критерии отбора оптимального объема содержания изучаемых в школе основ современной науки, особенно много внимания уделено психологически обоснованным процедурам выбора наиболее рациональных методов и форм обучения.

Является двоюродным племянником М. А. Шолохова, сыном его двоюродной сестры.

Награжден орденами «Трудового Красного знамени», «Дружбы народов», медалями имени Н. К. Крупской и К. Д. Ушинского

Основные положения теории и практики оптимизации опубликованы в монографиях «Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников)» (1973), «Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект)» (1977), «Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методический аспект)» (1982), «Методы обучения в современной общеобразовательной школе» (1985). Среди учеников и последователей ученого — академик Бондаревская, почетные профессора Алферов, Чалов.

Основные труды

  • Техническая самодеятельность пионеров. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 151 с. : ил. (Учителю о пионерской работе/ Акад. пед. наук РСФСР).
  • Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников: пособие / Рост. н/Д гос. пед. ин-т. Рост. н/Д лаборатория НИИ школ М-ва просвещения РСФСР. Ростов-на-Дону : [б. и.], 1970. 31 с.
  • Учебно-воспитательный процесс и предупреждение неуспеваемости школьников: (из опыта работы учителей школ Рост. обл.): [сб. ст.]. Ростов-на-Дону : : [б. и.], 1971. 168 с. (ОФ 2.036.483; ОФ 2.024.595)
  • Методы научно-педагогического исследования: Сб. ст. Ростов-на-Дону : [б. и.], 1972. 165 с. (ОФ 2.070.259)
  • О причинах неуспеваемости школьников и путях ее предупреждения: рекомендации для учителей и органов нар. образования / Ю. К. Бабанский, И. М. Косоножкин ; Рост. обл. отд. нар. образования. Рост. лаб. НИИ школ М-ва просвещения РСФСР. Рост. обл. ин-т усовершенствования учителей. Ростов-на-Дону : [б. и.], 1972. 38 с.
  • Оптимизация процесса обучения: аспект предупреждения неуспеваемости школьников : пособие / Рост. н/Д гос. пед. ин-т. Ростов-на-Дону : [б. и.], 1972. 347 с.
  • Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников. Ростов-на-Дону: [б. и.], 1973. Вып. 2. 134 с. (ОФ 2.099.331)
  • Оптимизация процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников: сб. ст. Ростов-на-Дону : [Рост. пед. ин-т], 1974. 158 с. (ОФ 2.154.132; ОФ 2.153.814; ОФ 2.212.744; ОФ 2.176.334)
  • Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школьников: сб. ст. / [под ред. Ю. К. Бабанского и А. Д. Алферова]. Ростов-на-Дону : [Рост. пед. ин-т.], 1974. 168 с. (ОФ 2.168.414)
  • Изучение возможностей школьников в усвоении математики: сб. науч. тр. М. : [б. и.], 1977. 106 с. (ОФ 2.296.860)
  • Оптимизация процесса обучения: Общедидакт. аспект. М. : Педагогика, 1977. 254 с. : портр. (АПН СССР. Тр. действит. членов и членов-корреспондентов АПН СССР). (ОФ 2.277.578)
  • Как оптимизировать процесс обучения. М. : Знание, 1978. 48 с. : ил. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». № 2).
  • Комплексный подход в воспитательной работе с подростком. М. : Знание, 1979. 32 с. : ил. (Библиотечка «Актуальные проблемы воспитания подростков»).
  • Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. М. : Педагогика, 1980. 80 с.
  • Рациональная организация учебной деятельности. М. : Знание, 1981. 96 с. : ил. (Новое в жизни, науке, технике).
  • Оптимизация учебно-воспитательного процесса : (Метод. основы). М. : Просвещение, 1982. 192 с.
  • Оптимизация педагогического процесса: в вопр. и ответах / Ю. Бабанский, М. Поташник. Киев : Рад. школа, 1982. 198 с. (ОФ 2.514.576)
  • Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М. : Педагогика, 1982. 192 с.
  • Оптимизация педагогического процесса : (в вопр. и ответах) / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. 2-е изд., перераб. и доп. Киев : Рад. шк., 1984. 287 с.
  • Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1985. 208 с.
  • О совершенствовании методов, форм и средств обучения в свете требований реформы школы : (метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ин-тов усоверш. учителей). М. : Б. и., 1985. 68 с.
  • Интенсификация процесса обучения. М: Знание, 1987. 78, [2] с. : ил. (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; N 6/1987). (ОФ 2.734.365)
  • Введение в научное исследование по педагогике. М. : Просвещение, 1988. 237, [2] с. (Г 2.772.824)
  • Педагогика / [Ю. К. Бабанский и др.]; под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Просвещение, 1988. 478, [1] с. (ОФ 2.766.909; 2.772.861)
  • Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов и др.]; АПН СССР. М. : Педагогика, 1989. 558, [2] с. (ОФ 2.801.767; ОФ 2.805.168; 2.805.169; ОФ 2.805.170)

Литература

  • Гончаров, В. Оптимальное решение // Молот. 1974. 6 июля. С. 3
  • Ю. К. Бабанский : [некролог] // Веч. Ростов. 1987. 13 авг. С. 3
  • Педагоги Ростова : [О Ю. К. Бабанском (1927-1987 гг.)] // Инновац. шк. 1997. № 1. С. 3
  • Суворова, Г. Имя в педагогической науке : Российской академии образования — 60 лет // Народ. образование. 2003. № 9. С. 238-242
  • Сафаров, М. А. Причины неуспеваемости школьников: анализ отечественного опыта // Образование в соврем. шк. 2005. № 12. С. 52-57.
  • Мажарова, Е. А. Ведущий мотив учебной деятельности студентов — достижение успеха / Мажарова Е. А., Решетова О. В. // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2006. № 10, ч. 1. С. 4-11.
  • Михайлычев, Е. А. Дидактический контроль и педагогическая диагностика в педагогическом процессе : (60-е — начало 80-х годов XX века) / Е. А. Михайлычев, Г. Ф. Карпова, Е. Е. Леонова // Пед. диагностика. 2006. № 5. С. 3-20.
  • Бойко, А. Наш земляк Юрий Бабанский // Молот. 2007. 12 янв. С. 12
  • Федоров В. М. Ему было бы сегодня 80 лет... : [памяти академика Ю. К. Бабанского] // Академия. 2007. 27 янв. С. 7
  • История Ростовского государственного педагогического университета, [1930-2006] / [гл. ред. В. И. Мареев]. 2-е изд., пересмотр. Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2015. С. 28-31. (Х 3.236.992)
  • Шестакова, А. Г., Петренко М. А. Педагогическое наследие Ю. К. Бабанского, В. С. Ильина, Е. В. Бондаревской: научные школы Юга России // Студ. наука XXI века. 2016. № 1. С. 162-166.
  • Шубина, О. Н. Характеристика методов и способов обучения по Ю. К. Бабанскому // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 30. С. 146-151.
  • Кирсанова, Н. «Ему равных по всем позициям не было…» // Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова : сайт. URL: https://sholokhov.ru/museum/News/2022/n3497/ Дата публикации: 11.01.2022. (дата обращения: 15.03.2024)
  • Бабанский Юрий Константинович: история и вклад советского педагога в развитие образования // Научные Статьи.Ру : портал для студентов и аспирантов. URL: https://nauchniestati.ru/spravka/babanskij-yurij-konstantinovich-sovetskij-pedagog/ Дата публикации: 11.09.2023. (дата обращения: 15.03.2024).
  • Бабанский Юрий Константинович // Российская академия образования: сайт. URL: https://rusacademedu.ru/index-mem-acad1/бабанский-юрий-константинович/ (дата обращения 15.03.2024).

Боровская Марина Александровна (08.10.1964, г. Свердловск)

Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО (2016), академик РАО (с 24.10.2024) — Отделение философии образования и теоретической педагогики, член Президиума РАО, президент Южного федерального университета, общественный деятель. Председатель Совета ректоров вузов Юга России. Член Наблюдательного совета Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Член Правления Союза работодателей Ростовской области.

В 1986 году окончила Ростовский государственный университет по специальности «политическая экономия». В 1989 году поступила в очную аспирантуру Ростовского государственного университета. В сентябре 1991 года устроилась работать по совместительству в Таганрогский государственный радиотехнический университет (ТРТИ/ТРТУ) на должность ассистента кафедры экономики. С 1994 года работала старшим специалистом кредитного отдела в «ПромСтройБанке» (Ростов-на-Дону). В 1996 году перешла на работу в страховую компанию «Союз», где занимала должность главного специалиста по финансам.

В 1997 году защитила кандидатскую, а в 2002 — докторскую диссертацию по специальности «региональная экономика». С 2003 по 2007 год заведовала кафедрой экономики ТРТИ/ТРТУ. С 2007 по 2010 год работала проректором по экономике ЮФУ. По итогам работы была переведена на должность главного научного сотрудника Северо-Кавказский научно-исследовательский институт экономических и социальных проблем (СКНИИ ЭиСП) Южного федерального университета (ЮФУ).

В 2010 году перешла на работу в Министерство образования и науки России, где по 2012 год занимала должность заместителя директора Департамента организации бюджетного процесса, учёта и отчетности. 18 июня 2012 года была назначена ректором ЮФУ.

В 2016 году была избрана членом-корреспондентом Российской академии образования (РАО) по Отделению философии образования и теоретической педагогики. 24 июля 2018 года назначена заместителем министра науки и высшего образования Российской Федерации. Избрана президентом Южного федерального университета решением ученого совета вуза от 19 июня 2020 года.

Награждена Знаком отличия "За заслуги перед городом Ростовом-на-Дону" (2016), благодарственным письмом Президента Российской Федерации (7 мая 2018 г.), благодарностью Президента Республики Татарстан (17 октября 2019 г.)

Основные труды

  1. Социально-экономический механизм интеграции рынка образовательных услуг в рынок труда: региональный аспект / [М. А. Боровская, С. В. Гриненко, Е. К. Задорожняя и др.] ; под ред. М. А. Боровской. Таганрог : [ТРТУ], 2005. 273 с. (К 3.115.546)
  2. Механизм взаимодействия субъектов инновационной деятельности на основе создания информационной интерактивной системы / [М. А. Боровская, Т. В. Морозова, Т. В. Федосова, И. К. Шевченко ; под. ред. М. А. Боровской]. Ростов-на-Дону ; Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 198 с. (Д 3.198.759)
  3. Инструментарно-методическое обеспечение механизма взаимодействия инновационно-ориентированных субъектов на региональном уровне / [М.А. Боровская, Т.В. Морозова, М.А. Масыч и др.]. Ростов-на-Дону ; Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 156 с. (Д 3.198.905)
  4. Инновационные механизмы стратегического управления развитием социально-экономических систем / [М. А. Боровская, И. К. Шевченко, А. В. Бабикова и др.] ; под ред. М. А. Боровской, И. К. Шевченко. Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. 197 с. : ил. (Х 3.222.979)
  5. Компаративистика моделей стратегического развития социально-экономических систем / [М. А. Боровская, И. К. Шевченко, М. Р. Бечвая и др.] ; под ред. М. А. Боровской, И. К. Шевченко. Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. 340 с. (Х 3.223.042)
  6. Управление структурными преобразованиями в экономике промышленного сектора : теоретико-прикладные аспекты реализации структурной и промышленной политики : монография / М. А. Боровская, И. К. Шевченко, Ю. В. Развадовская ; Южный федеральный ун-т. М. : КРАСАНД, 2013. 250 с.
  7. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения : [угрозы экономической безопасности вуза, концепция экономической безопасности вуза, система управления экономической безопасностью, внутривузовские механизмы обеспечения экономической безопасности, взаимодействие вуза с органами контроля] : учебник для системы дополнительного образования - повышения квалификации руководящих кадров высших учебных заведений / [Боровская М. А. и др.] ; под общ. ред. С. Д. Резника. 2-е изд. , перераб. и доп.  М. : ИНФРА-М, 2013. 343, [1] с.
  8. Управление высшим учебным заведением: [система управления вузом и "команда" ректора, стратегические направления внутривузовского менеджмента, управление экономической деятельностью, управление международной деятельностью, управление процессами информатизации, организация личной деятельности и репутация ректора] : учебник для системы дополнительного образования - повышения квалификации руководящих кадров высших учебных заведений / [Антонов А. В., Архипов А. Ю., Боровская М. А. и др.] ; под общ. ред. С. Д. Резника и В. М. Филиппова. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2019. 424, [1] с.
  9. Экосистемы в пространстве новой экономики : монография / [М. А. Боровская, Г. Б. Клейнер, Н. Н. Лябах и др.] ; науч. ред.: М. А. Боровская [и др.]. Ростов-на-Дону : [б. и.] ; Таганрог : Изд-во Южного федер. ун-та, 2020. 768, [19] с.
  10. Университеты и пандемия: образовательные практики, оценки и ожидания студенческой молодежи : коллективная монография / М. С. Астоянц, А. В. Бедрик, Я. В. Артамонова [и др.] ; науч. ред. М. А. Боровская. Ростов-на-Дону : [б. и.] ; Таганрог : Изд-во Южного федерального ун-та, 2021. 149 с. (Х 3.289.652; Д 3.289.653)
  11. Теория и практика организации научно-исследовательской деятельности студентов вузов : монография / [В. А. Кирик, М. А. Боровская, А. Г. Бермус и др.] ; науч. ред.: В. А. Кирик. Ростов-на-Дону : Изд-во Южного федерального университета ; Таганрог : [б. и.], 2022. 192, [1] с.
  12. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения : учебник / [Барабаш О. В., Боровская М. А., Вдовина О. А. и др.] ; под общ. ред. М. А. Боровской, С. Д. Резника. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2024. 371 с.
  13. Боровская Марина Александровна // Российская академия образования: сайт. URL: https://rusacademedu.ru/akademiya/akademiki-rao/ (дата обращения 30.10.2024)

Греков Анатолий Андреевич (03.01.1935, ст-ца Незамаевская, Краснодарский край — 12.06.2012, Ростов-на-Дону)

Доктор физико-математических наук, профессор, академик РАО (с 15.06.1992) — Отделение профессионального образования, член Нью-Йоркской академии наук (1994), Заслуженный деятель науки РФ, почётный профессор Волгоградского государственного педагогического университета, лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2002).

После окончания средней школы в 1953 г. поступил на физико-математический факультет Ростовского государственного университета (ныне Южный федеральный университет), который окончил в 1959 году.

В 1960 году в РГУ создал лабораторию, а затем — кафедру физики полупроводников, в 1968–1978 годах заведовал этой кафедрой. Являлся секретарём комитета ВЛКСМ РГУ (1961–1962), делегатом XIV съезда ВЛКСМ (1962). В 1978 году — проректор Ростовского государственного университета; с 1978 по 2005 годы — ректор Ростовского государственного педагогического института (ныне входит в состав Южного федерального университета).

А. А. Грековым разработана и осуществлена система многоуровневого непрерывного педагогического образования в Ростовской области и многих регионах Юга России. Основатель школы в области физики фото сегнетоэлектрических явлений.

Награжден: медалями «За доблестный труд» (1970), «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999), им. К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко; грамотами Минобразования СССР, Российской Федерации и губернатора Ростовской области.

Автор учебников «Электричество и магнетизм» (1994), «Общая и экспериментальная физика. Механика» (2007), «Общая физика. Молекулярная физика. Термодинамика» (2011).

Основные труды

  • Концепция многоуровневой системы высшего педагогического образования / А. А. Греков, Л. В. Левчук. Ростов-на-Дону : РГПУ, 1994. 110 с. (Д 2.933.704; Д 2.942.339)
  • Электричество и магнетизм : (учеб. пособие) / Д. Г. Барсегов, В. Г. Грановский, А. А. Греков [и др.]; [под ред. А. А. Грекова]. Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1994. 157,[3] с.
  • Общая и экспериментальная физика. Механика : учеб. пособие для студентов физ. специальностей пед. вузов / Д. Г. Барсегов, А. А. Греков, А. А. Черненко. Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. 508, [1] с. (Х 3.136.469; Д 3.136.470)
  • «Нужно всегда идти вперед» / бесед. Э. Слюсарева // Моск. комсомолец-Юг. 2002. 21-28 февр. С. 12.
  • Развитие образования в Южном федеральном округе / Е. В. Бондаревская, В. П. Борисенков, А. А. Греков // Педагогика. 2003. № 9. С. 70-76.
  • Эффект поля в структурах металл-сегнетоэлектрическая пленка-полупроводник / А. А. Греков, С. В. Толстоусов, Д. М. Кваско // Изв. РАН. Сер. физическая. 2004. Т. 68, № 5. С. 700-702.
  • Педагогическая миссия классических университетов России / А. А. Греков, Г. А. Грекова // Вестн. Пятигорск. гос. лингвист. ун-та. 2012. № 2, ч. 2. С. 233-236.
  • Греков Анатолий Андреевич // Российская академия образования : сайт. URL: https://rusacademedu.ru/akademiya/akademiki-rao/?p=Б (дата обращения 15.03.2024).

Литература

  • Наука Дона в лицах : Эксклюзивное досье / авт.-сост. Ф. Ф. Баев. Ростов-на-Дону : АООТ «Рост. кн. изд-во», 1998. С. 53. (Д 3.074.602; Д 2.979.385; Д 2.979.384; К 2.979.383; Х 2.971.624; К 2.971.214; Д 2.971.213)
  • Южное отделение РАО в лицах: Греков Анатолий Андреевич // Наука и образование. 2003. № 3. С. 221-223.
  • Профессора естественно-научных факультетов и институтов Ростовского государственного университета, 1915-2005: (биобиблиогр. справ.). Изд. 2-е, испр. и доп. Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 2005. С. 49. (К 3.095.369; Д 3.100.254; Х 3.147.885)
  • Академик РАО Анатолий Андреевич Греков (1935-2012) : [некролог] // Академия. 2012. 16 июня. С. 2.
  • История Ростовского государственного педагогического университета / [гл. ред. В. И. Мареев]. 2-е изд., пересмотр. Ростов-на-Дону, 2015. С. 16-17.

Ермаков Павел Николаевич (11.02.1950, с. Никитовка, Донецкая область, Украинская ССР)

Доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО (с 22.04.2004), академик РАО (с 20.12.2011) — Отделение психологии и возрастной физиологии, первый вице-президентом Российского психологического общества, председатель Ростовского регионального отделения Федерации психологов образования России, Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Заведующий кафедрой психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, в течение многих лет выполнял обязанности декана факультета психологии, директора Академии психологии и педагогики ЮФУ.

П. Н. Ермаков занимается научно-исследовательской деятельностью в области психофизиологии: межполушарная асимметрия головного мозга, психофизиологические механизмы высших психических функций, психофизиологические факторы оптимизации и функционирования коллективов и малых групп, психолого-педагогические проблемы образования.

П. Н. Ермаков — создатель ряда широко используемых диагностических методик по прогнозированию функционального состояния человека на основе оценки профиля функциональной асимметрии мозга и определению готовности к школьному обучению. Принимал активное участие в разработке госстандартов МО РФ по психологии.

Награжден медалью Медаль «За трудовую доблесть», лауреат премии Правительства РФ в области образования (2010).

Основные труды

  • Психомоторная активность и функциональная ассиметрия мозга / отв. ред. А. Б. Коган. Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 1988. 127, [1] с. (Д 2.777.326; Д 2.780.223)
  • Гуманитарно-смысловая экспертиза как метод оценки уровня гуманизации образования в вузе / П. Н. Ермаков, И. В. Абакумова // Известия ТРТУ. 2005. № 7. С. 66-67
  • Особенности ЭЭГ детей с СДВ в покое и при актуализации внимания / П. Н. Ермаков, Д. Ю. Масалова, В. Н. Кирой // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавк. регион. Естеств. науки. Прилож. 2005. № 6. С. 61-70
  • Биология в вопросах и ответах : [учеб. пособие] / П. Н. Ермаков, Ю. В. Щербатых. [3-е изд., доп.]. М. : Кредо, 2006. 255 с. (ОФ 3.133.345; Е 3.133.346)
  • Дидактические методы: структурно-смысловой анализ : учеб. для студентов психолог. И пед. Спец. / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. Ростов-на-Дону : Изд-во Юж. фед. ун-та, 2008. 222, [1] с. (Х 3.157.831; Д 3.157.832)
  • Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: XXVII психолого-педагогические чтения Юга России: [материалы докладов] / Юж. отд-ние гос. академии наук "Рос. акад. образования", Юж. федер. ун-т, Пед. ин-т, Ставроп. гос. пед. ин-т ; [науч. ред.: Ермаков Павел Николаевич и др.]. Ростов-на-Дону : [ИПО ПИ ЮФУ], 2008. Ч. 1. 363, [1] с. (Х 3.146.239); Ч. 2. 314, [1] с. (Х 3.146.240; Д 3.166.039); Ч. 3. 267 с. (Х 3.146.241); Ч. 4. 364, [1] с. (Х 3.146.242; Д 3.166.040)
  • Индивидуальная профильная асимметрия у близнецов и спектральные характеристики ЭЭГ при выполнении арифметического счета и вербально-ассоциативной деятельности / П. Н. Ермаков, Е. В. Воробьева // Рос. психолог. журн. 2010. Т. 7, № 1. С. 8-24.
  • Использование анализа независимых компонентов для локализации источников вызванной активности при различении текстурных модуляций / П. Н. Ермаков, В. В. Бабенко, Д. В. Явна // Рос. психолог. журн. 2012. Т. 9, № 3. С. 56-64
  • Молодежь против терроризма : (о работе антитеррористического молодежного фестиваля "Мир Кавказу") / Ермаков П. Н., Абакумова И. В. // Рос. психолог. журн. 2012. Т. 9, № 4. С. 11-15.
  • Управляемое самостоятельное обучение в условиях современного университета: теоретические аспекты и практические рекомендации : монография / [И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, В. Т. Фоменко и др.]. 2-е изд., испр. и доп. Ростов-на-Дону : Изд-во Юж. фед. ун-та, 2014. 398, [1] с. (Х 3.233.056; Д 3.233.057)
  • Организационно-методические аспекты судебно-психофизиологической экспертизы с применением полиграфа : метод. пособ. для студентов психолог. И юр. вузов / Ермаков П. Н., Иванов Р. С. М. : КРЕДО, 2015. 50 с. (Х 3.243.282; ОФ 3.243.283)
  • Прикладная психология общения и межличностного познания: коллективная монография / [Рюмшина Л. И. и др. ; науч. ред. Ермаков П. Н.]. М. : Кредо, 2015. 155 с. (Х 3.243.278; Д 3.243.279)
  • Смысловые барьеры в обучении: дидактическое содержание и технологии преодоления [Текст] : [монография] / Ермаков П. Н., Абакумова И. В., Осипова А. А. М. : Кредо, 2016.  273 с. (Х 3.250.897; Д 3.250.898)
  • Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса: монография / Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Кагермазова Л. Ц. М. : Кредо, 2016. 232 с. (Х 3.248.346; Д 3.248.347)
  • Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве: традиционные и инновационные формы : методич. пособие / [авт.-сост.: Ермаков П. Н. и др.]. М. : КРЕДО ; Ростов-на-Дону : [б. и.], 2018. 75 с. (Х 3.269.982; Д 3.269.983)
  • Психология и генетика поведения молодежи юга России с разной этнической принадлежностью : монография / П. Н. Ермаков, И. В. Абакумова, Е. В. Воробьева [и др.]. Ростов-на-Дону ; М. : Кредо, 2021. 175 с. : ил. (Х 3.293.484; К 3.293.485)
  • Психология стратегий смыслообразования: полимодальность каузальных образов и выбор в условиях неопределенности : монография / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, М. В. Годунов, И. В. Данченко. М. ; [Ростов-на-Дону] : Кредо, 2021 (Ростов-на-Дону : DSM Group (ИП Кубеш И. В.)). 442 с. (Х 3.293.480; Д 3.293.481)

Литература

  • Профессора естественно-научных факультетов и институтов Ростовского государственного университета: (био-библиогр. справ. : 1915-2005 гг.). Изд. 2-е, испр. и доп. / Рост. гос. ун-т ; [редкол. А. В. Белоконь и др.]. Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 2005. С. 38. (К 3.095.369; Д 3.100.254; Х 3.147.885)
  • Наука Дона в лицах : эксклюзив. досье / редкол. Ф. Ф. Баев и др. Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1998. С. 118
  • Кухаренко К. Четвертый дан и черный пояс // Веч. Ростов. 2007. 16 окт. С. 7.
  • Юбилей Павла Николаевича Ермакова [Электронный документ]. Режим доступа: https://old.relga.ru/n34/psych34.htm , свободный (дата обращения 28.02.2024)
  • Ермаков Павел Николаевич // Российская академия образования: сайт. URL: https://rusacademedu.ru/akademiya/akademiki-rao/?p=Е (дата обращения 15.03.2024).

Месхи Бесарион Чохоевич (10.08.1959, с. Читацкари, Зугдидский р-н, Грузинская ССР)

Доктор технических наук, профессор, академик РАО (с 24 октября 2024) — Отделение профессионального образования, Почетный член Российской академии художеств (2020), член Национальной академии Грузии (2012), член Президиума Южного научного центра РАН (ЮНЦ РАН).

Окончил Ростовской институт сельскохозяйственного машиностроения (1985). С 2007 года — ректор Донского государственного технического университета (ДГТУ). Под руководством Бесариона Месхи в ДГТУ открываются новые лабораторные и учебно-производственные мощности, ведется строительство жилья для студентов и сотрудников вуза, развивается международное сотрудничество в сфере высшего образования и культурного обмена. Руководит научной школой в области создания методов, систем и комплексов для обеспечения технологической и промышленной безопасности метало- и деревообрабатывающих предприятий.

Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й (2006) и 2-й степени (2000), «За заслуги перед Ростовской областью» (2014), орденом Дружбы (2022). Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2009). Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2003, 2009)

Автор более 400 научных работ, в том числе 40 монографий, 275 статей и 42 учебно-методических пособий, 30 патентов.

Основные труды

  • Улучшение условий труда операторов металлорежущих и деревообрабатывающих станков за счет снижения шума в рабочей зоне (теория и практика). Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2003. 130 с. (Х 3.230.187; Е 3.230.188)
  • Исследование шумовых и пылеобразующих характеристик деревообрабатывающих станков : [монография] / Б. Ч. Месхи, Г. Ю. Рябых. Ростов-на-Дону : Изд. центр ДГТУ, 2007. 152 с. (Х 3.143.730; Д 3.143.731)
  • Система формирования инженерных компетенций в современных условиях: монография. Ростов-на-Дону : Изд. центр ДГТУ, 2009. 47 с. (Стратегия развития инженерного образования: опыт ДГТУ) (Х 3.203.922; Д 3.203.923)
  • Технический университет в системе непрерывного многоуровневого образования: монография. Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2010.  54 с. (Стратегия развития инженерного образования: опыт ДГТУ) (Х 3.203.874; Д 3.203.875)
  • Парадигма проблема качества инженерного образования: монография. Ростов-на-Дону : Изд. центр ДГТУ, 2010. 68 с. (Стратегия развития инженерного образования: опыт ДГТУ) (Х 3.203.876; Д 3.203.877)
  • Перечень требований к системам пожаротушения для оснащения объектов сферы науки и образования в Российской Федерации / [сост.: Б. Ч. Месхи и др.] ; под общ. ред. Б. Ч. Месхи. Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2010. 146 с. (Х 3.183.018; Д 3.183.019)
  • Строим будущее вместе...: [интервью с ректором Донского государственного технического университета] // Наше время. 2010. 14 мая. С. 5
  • Дистанционные технологии в инженерной педагогике: монография / Б. Ч. Месхи, О. А. Захарова. Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2011. 68 с. (Стратегия развития инженерного образования: опыт ДГТУ) (Х 3.203.868; Д 3.203.869)
  • Под маркой доброго имени и профессионального доверия : [интервью] / бесед. корр. журн. // Аккредитация в образовании. 2011. № 5. С. 48-49.
  • Роль инженера в современной России: монография. Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2011. 63 с. (Х 3.203.882; Д 3.203.883)
  • Оценка достижений студентов в рамках требований ФГОС ВПО: создание фонда оценочных средств вуза для системной аттестации студентов в условиях компетентностного обучения: учебно-метод. пособие / Б. Ч. Месхи, Н. Ф. Ефремова, Н. Н. Шумская. Ростов-на-Дону : Изд. центр ДГТУ, 2012. 103 с. (Х 3.210.905; Д 3.210.906)
  • Работать, не жалея себя: [интервью ректора Донского государственного технического университета] // Наше время. 2012. 2 окт. С. 3.
  • Управляющий человеческим капиталом: [интервью ректора Донского государственного технического университета] // Деловой квартал. 2013. № 18. С. 52-55.
  • «Мы готовим уникальных специалистов» // Национальные приоритеты. 2014. № 3. С. 38-39
  • Пожарная безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов: монография. Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2014. 161 с. (Х 3.230.187; Е 3.230.188)
  • Бесарион Месхи: вторжение в непрофильные сферы // Кто главный. 2015. № 113 (окт.). С. 152-154.
  • Мама трудилась сама и приучила к труду нас // Наше время. 2015. 19 июня. С. 6.
  • Надзор и контроль в сфере экологической безопасности : монография / Б. Ч. Месхи, Л. Е. Пустовая, Е. М. Баян. Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2017. 121 с. (Х 3.258.856; Д 3.258.857)
  • Основы организации технического сервиса в агропромышленном комплексе : учебник / Б. Ч. Месхи, Ю. А. Царев, Д. В. Рудой, В. И. Пахомов. Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2019. 259 с. (Х 3.275.431; Д 3.275.438)
  • Физико-химические механизмы тушения пожаров огнетушащими средствами : учебно-метод. пособие / Б. Ч. Месхи, Л. Е. Пустовая. Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2019. 70 с. (Х 3.270.938; Д 3.270.939)
  • Организационно-технологические основы проектирования в сельскохозяйственном производстве : учебник / Б. Ч. Месхи, В. А. Пахомов, Д. В Рудой [и др.]. Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2019. 547 с. (Х 3.275.371; Д 3.275.372)
  • Бесарион Месхи: «Наш вуз — маленькая часть нашей Родины» / бесед. И. Хансиварова // Наше время. 2020. 19 июня. С. 4.
  • Подготовка и проведение государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ высшего образования без выезда экспертной группы в организацию, с использованием дистанционных технологий. Опыт ДГТУ : инструктивно-метод. изд. / Б. Ч. Месхи, И. Н. Тимошек, Л. С. Измайлова. Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2021. 208 с. (Х 3.282.116; Д 3.282.117)

Литература

  • Ректором Донского государственного технического университета вновь избран д. т. н. профессор Бесарион Чохоевич Месхи // Инженерная смена. 2022. 31 марта. С. 1.
  • Поздравляем!: [Ректор Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону) Б. Ч. Месхи награжден орденом Дружбы] // Инженерная смена. 2022. 30 июня. С. 1.
  • Месхи Бесарион Чохоевич : [Краткие сведения о жизни и профессиональной деятельности общественного деятеля, мецената, ректора Донского государственного технического университета] // 15 лет Южному отделению Российской академии художеств: каталог. Ростов-на-Дону : Рос. акад. художеств, Юж. отд., 2023. С. 164-167. (Х 3.301.469; К 3.301.470; Д 3.302.806)
  • Месхи Бесарион Чохоевич // Российская академия образования: сайт. URL: https://rusacademedu.ru/akademiya/chleny-korrespondenty-rossijskoj-akademii-obrazovaniya/ (дата обращения 15.03.2024).

Сердюченко Георгий Петрович (09(22).04.1904, Новочеркасск — 04.07.1965, Москва)

Кавказовед-лингвист, доктор филологических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (с 21 февраля 1947) — Отделение методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе. Один из последователей Н. Я. Марра. Советник по лингвистике при АН и Центральном Институте национальных меньшинств в КНР.

Окончил Донской педагогический институт в Новочеркасске (1923). Профессор и заведующий кафедрой общего и русского языкознания Ростовского государственного университета (1941-1947). Заведующий кафедрой кавказских языков Московского государственного университета (1948-1950), заведующий отделом языков Института народов Азии АН СССР, Московским отделением Института языка и мышления (1945-1950). С 1951 года — в Институте востоковедения (1951-1957). Заведующий отделом языков Института народов Азии АН СССР (1958-1965).

Содействовал просвещению национальных меньшинств Кавказа, создавая учебники и алфавиты для бесписьменных народов. Научное наследие ученого включает до 200 работ по проблемам письменности, грамматики и типологии языков. В числе этих трудов «Языки Северного Кавказа и Дагестана» (1949), «Китайская письменности и ее реформа» (1959), «Чжуанский язык» (М., 1961), «Русская транскрипция для языков зарубежного Востока» (1967, все — в Москве). Под его редакцией осуществлено издание записей А. М. Листопадова «Песни донских казаков» в пяти томах (М., 1949-1954). Основал научно-популярную книжную серию лингвистической тематики «Языки зарубежного Востока и Африки» (1959).

Основные труды

  • Методическое руководство к первой рабочей книге для сельских школ Северного Кавказа «И мы работаем» / Г. П. Сердюченко, А. Т. Донецкая. Ростов-на-Дону : Севкавкнига, 1927.  94 с. (Д 188.507)
  • В школе и дома : Первая раб. кн. (вместо букваря) / Сердюченко Г. П. и Донецкая А. Т. Ростов-на-Дону : Сев. Кавказ, 1928. 100 с. (Р 203.129; Д 202.0321)
  • На новом пути : букварь для школ взрослых Северного Кавказа... / Г. П. Сердюченко, А. Т. Донецкая. Ростов-на-Дону : Книгоизд-во "Северный Кавказ", 1929 (гостип. им. Коминтерна Сев.-Кав. краев. Полиграфтреста). 88 с.
  • И мы работаем : первая рабочая кн. (вместо букваря) / Сердюченко Г. П. и Донецкая А. Т.  Изд. 4-е, переработанное. Ростов-на-Дону : Сев. Кавказ, 1930. 68 с. (Р 198.112)
  • Ученые записки: факультет языка и литературы: в 3 т. Ростов-на-Дону : Ростоблиздат. Т. 1. 1938.196 с. (Д 254.655); Т. 2: Кафедра общего и русского языкознания. 1940. 140 с. (Д 479.611); Т. 3 : Кафедры русской и всеобщей литературы. 1940. 114, [2] с. (Д 479.756)
  • Очерки по вопросам перевода / Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете министров КАССР. Нальчик : Кабард. гос. изд-во, 1948 (тип. им. Революции 1905 г.). 116 с.
  • Об улучшении преподавания русского языка в V-VII классах средней школы / Г. П. Сердюченко, Е. Н. Петрова, В. А. Добромыслов. М. : изд. и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1949. 80 с.
  • Роль Н. Я. Марра в развитии материалистического учения о языке : Стенограмма публичной лекции, прочит. в Центр. лектории О-ва в Москве 13 апр. 1949 г. / Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний. М. : [Правда], 1949 (тип. им. Сталина). 28 с.
  • А. М. Листопадов / под общ. ред. Т. Поповой. М. : Муз. изд-во, 1955. 208 с. (Р 036.788)
  • Обучение грамоте в школах Западного Кавказа. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955.  64 с.
  • Фонетика и орфография абазинского языка / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т нац. школ. Черкесск : Кн. изд-во, 1955. 84 с.
  • Китайская письменность и ее реформа / Г. П. Сердюченко ; Акад. Наук СССР, Ин-т востоковедения. М. : Изд-во вост. лит., 1959. 55 с. (ОФ 1.229.827)
  • Русская транскрипция для языков зарубежного Востока / АН СССР. Ин-т народов Азии. М. : Наука, 1967. 367 с.

Литература

  • Список основных научных работ доктора филологических наук Г. П. Сердюченко : (к 60-летию со дня рождения) / сост. С. Д. Милибанд // Народы Азии и Африки. 1964. № 2. С. 228-231.
  • Георгий Петрович Сердюченко : [некролог] // Народы Азии и Африки. 1965. № 5. С. 250-251.
  • Наука Дона в лицах : эксклюзив. досье / редкол. Ф. Ф. Баев и др. Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1998. С. 525.
  • Коган, А. И. Москва : Институт востоковедения РАН / А. И. Коган // Восток. 2004. № 5. С. 170-171.
  • Профессора-гуманитарии Ростовского государственного университета : (Биобиблиогр. справ. : 1915-2005 гг.) / отв. ред. д-р философ. наук Ю. Г. Волков. Изд. 3-е, испр. и доп. Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 2005. С. 93-94.
  • Милибанд С. Д. Востоковеды России = Russian orientalists : XX — начало XXI века : биобиблиогр.  слов. : в 2 кн. М. : Восточ. лит., 2008. Т. 2.  С. 337.
  • Алпатов В. М. Языковеды, востоковеды, историки. М. : Языки славян. культур, 2012. С. 91, 148, 149, 151-153, 155, 156, 172.
  • Темирболатова, А. И. Г. П. Сердюченко и проблемы изучения языков Северного Кавказа в Северо-Кавказском горском историко-лингвистическом научно-исследовательском институте им. С. М. Кирова, (1926–1937) // Язык. Текст. Дискурс. 2012. № 10. С. 331-335.
  • Хухбатор Б. Советский ученый Г. П. Сердюченко и литературный язык: исторические особенности развития литературного языка МНР и монголов внутренней Монголии на основе архивных материалов 1950-х гг. // Вестн. Бурят. науч. центра Сиб. отд. РАН. 2021. № 1. С. 48-60.
  • Сердюченко Георгий Петрович // Научное наследие России : электрон. б-ка. URL: http://www.e-heritage.ru/Catalog/ShowPers/6168 (дата обращения 15.03.2024).
  • Сердюченко Георгий Петрович // Российская академия образования: сайт. URL: https://rusacademedu.ru/index-mem-chlen-cor1/сердюченко-георгий-петрович/ (дата обращения 15.03.2024).

Хрипкова Антонина Георгиевна (19.02.1920, с. Большой Кривец Ливенский уезд, Орловская губ. [в наст. время — с. Кривец, Краснозоренский р-н, Орловская обл.] — 15.10.2016, Москва)

Педагог, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент АПН РСФСР (с 04.03.1965), член-корреспондент АПН СССР (со 02.02.1968), действительный член АПН СССР (с 26.02.1971), академик РАО (с 07.04.1993) — Отделение общего среднего образования. Член Комитета советских женщин (с 1970).

Окончила факультет естествознания Ростовского-на-Дону государственного педагогического института (1941). В комсомоле прошла путь от секретаря факультетской комсомольской организации до секретаря Ростовского областного комитета комсомола (1944–1947). В 1947–49 годах — заведовала отделом образования Орджоникидзевского района (упразднен в 1956 г.) г. Ростова-на-Дону. На педагогической работе в родном вузе — с 1948 года, прошла путь на кафедре анатомии и физиологии человека от аспиранта до профессора, заведующего кафедрой (1962-1968).

С 1969 года — вице-президент Академии педагогических наук СССР. Директор Института возрастной физиологии АПН СССР (1974–1982). В годы ее руководства Институтом были разработаны основы теории и методики физического воспитания в школе и спортивной тренировки детей и подростков. Главный редактор серии книг для родителей «Мир детства» (1979–1988). Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 7-го созыва (1966-1970).

Награждена орденом «Ленина» (1966), «Октябрьской революции» (18.02.1980), «Трудового Красного Знамени» и медалями. Почётная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР.

Автор публикаций по социально-биологическим проблемам в педагогике.

Основные труды

  • Вопросы полового воспитания: (Лекции, прочит. для учителей г. Ростова н/Д). Ростов-на-Дону : [б. и.], 1969. 110 с.
  • Биологическое и социальное в развитии, формировании и воспитании человека. М. : Знание, 1970. 29 с.
  • Разговор на трудную тему : заметки о половом воспитании. М. : Педагогика, 1970. 61 с.
  • Проблема социального и биологического в развитии человека. М. : [б. и.], 1971. 19 с.
  • Физиология животных : учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся IX-X кл. / А. Г. Хрипкова, А. Б. Коган, А. П. Костин. М. : Просвещение, 1972. 189 с. (ОФ 2.051.254; ОФ 2.044.757)
  • Продолжим разговор на трудную тему / А. Г. Хрипкова, Л. А. Богданович, А. Н. Шибаева. М. : Педагогика, 1973. 159 с.
  • Анатомия, физиология и гигиена человека. М. : Просвещение, 1975. 400 с. (ОФ 2.211.484)
  • Общие вопросы методики преподавания факультативных курсов по биологии в средней школе / [Г. Г. Манке, Р. Д. Маш, М. Я. Михеева, А. Г. Хрипкова] ; под ред. А. Г. Хрипковой. М. :Просвещение, 1975. 125, [1] с. (ОФ 2.191.175)
  • Семья, школа, общественность. М. : Знание, 1976. 40 с. (В помощь лектору. Б-чка «Актуальные проблемы семейного воспитания»).
  • Физиология человека: учеб. пособие по фак. курсу для учащихся IX-X кл. / [А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов, В. С. Миронов, И. Н. Шепило]. 2-е изд. М. : Просвещение, 1976. 159 с. (ОФ 2.255.873)
  • Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов небиолог. специальностей пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1978. 287 с.
  • Взаимодействие школы, семьи, общественности в коммунистическом воспитании : Из опыта воспит. работы / А. Г. Хрипкова, И. В. Гребенников, М. М. Ященко [и др.] ; под ред. А. Г. Хрипковой (отв. ред.) и др. М. : Педагогика, 1978. 175 с.
  • Забота о здоровье детей : из опыта работы школы продл. дня № 710 Москвы / [А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Г. Г. Манке и др.]; под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М. : Педагогика, 1980. 104 с.
  • Физиология животных : учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся IX-X кл. / А. Г. Хрипкова, А. Б. Коган, А. П. Костин; под ред. А. Г. Хрипковой. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1980. 192 с. (ОФ 2.431.217)
  • Девочка — подросток — девушка : пособ. Для учителей / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. М. : Просвещение, 1981. 128 с. (ОФ 2.463.038; ОФ 2.476.721)
  • Адаптация организма учащихся к учеб. и физич. нагрузкам / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, В. В. Алферова и [др.] ; под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой ; Науч.- исследоват. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук. М. : Педагогика, 1982. 237, [3] с. (ОФ 2.530.209)
  • Мальчик — подросток — юноша : псобие для учителей / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. М. : Просвещение, 1982. 204 с. (ОФ 2.508.228)
  • Физиология человека : учеб. пособие по факультатив. курсу для учащихся IX-X кл. / [А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов, В. С. Миронов, И. Н. Шепило]. 3-е изд. М. : Просвещение, 1982. 160 с. (ОФ 2.522.042)
  • Гигиена и здоровье : пособие для учащихся. Вкладыш к учеб. «Человек. Анатомия, физиология и гигиена» VIII кл. / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. Изд. 2-е. М. : Просвещение, 1984. 47 с. (ОФ 2.607.313)
  • В семье сын и дочь : кн. для учителя / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. 2-е изд., испр. М. : Просвещение, 1985. 240 с. (ОФ 2.652.070; ОФ 2.658.257)
  • Мальчик — подросток — юноша : псобие для учителей / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. Омск : Омск. Кн. изд-во, 1987. 245 с. (ОФ 2.724.623)
  • Гигиена и здоровье школьника / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. М. : Просвещение, 1988. 190,[1] с. (ОФ 2.760.145)
  • Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М. : Просвещение, 1990. 318,[1] с. (ОФ 2.846.208)
  • Биология. Человек и его здоровье: учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. М. : Просвещение, 1996. 207, [1] с.
  • Биология. Человек и его здоровье : учеб. для 9-го кл. общеобразоват. учреждений / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. 2-е изд. М. : Просвещение, 1997. 207,[1] с.
  • Естествознание : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. Г. Хрипкова, Л. Н. Дорохина, Р. Г. Иванова [и др.] ; под ред. А. Г. Хрипковой. 3-е изд. М. : Просвещение, 1998. 223 с.
  • Методическое пособие к учебнику «Биология. Человек и его здоровье». 9 кл. / А. Г. Хрипкова, Г. С. Калинова, И. О. Тупицын. М. : Просвещение, 1999. 117 с.
  • Единый государственный экзамен 2001. Биология : тестовые задания / А. Г. Хрипкова, В. З. Резникова, Г. С. Калинова [и др.]. М. : Просвещение, 2002. 79 с.
  • Естествознание. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / [А. Г. Хрипкова, Г. С, Калинова, Р. Г. Иванова и др.] ; под ред. А. Г. Хрипковой. М. : Просвещение, 2003 (Твер. полигр. комб. дет. лит.). 171, [3] с.
  • Методическое пособие по курсу «Естествознание». 5 класс : Поуроч. планирование : Кн. для учителя / [А. Г. Хрипкова и др.] ; под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Просвещение, 2003. 93, [1] с.

Литература

  • Антонина Георгиевна Хрипкова : наши кандидаты // За коммунистическое воспитание. 1966. 8 июня. С. 2
  • Габриелян, О. С. Пропедевтика химии в школе: вчера, сегодня, завтра : [анализ концептуальных направлений существующих пропедевтич. курсов химии] // Химия в школе. 2006. № 7. С. 21-25.
  • Шинкарева, Н. А. Особенности гендерной культуры и уровни ее сформированности у воспитанников детского дома : [рассматривается проблема формирования гендерной культуры у воспитанников детского дома. Среди авторов, изучающих гендерную проблематику, а также понятие «гендерная культура». По каждому компоненту определены методики, критерии и уровни, представлен анализ проделанной работы.] // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2010. № 10. С. 116-120.
  • Кондратьев, М. Ю. Неженский символ авторитаризма в АПН СССР. Воспоминания о начале 80-х // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 4. С. 157-162.
  • Факультет естествознания // История Ростовского государственного педагогического университета, [1930-2006]. Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2015. С. 72-81. (Х 3.236.992)
  • Калинова, Г. С. История развития методики обучения биологии в системе общего среднего образования / Калинова Г. С., Никишова Е. А. // Отеч. и зарубеж. педагогика. 2018. Т. 2, № 1. С. 131-142.
  • Науке была предана // Академия. 2020. 8 февр. С. 7.
  • Хрипкова Антонина Георгиевна // Российская академия образования : сайт. URL: https://rusacademedu.ru/akademiya/akademiki-rao/?p=Х (дата обращения 24.04.2024).



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2025 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"