Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Павленко Николай Никитович // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=923

Павленко Николай Никитович

Павленко Николай Никитович09.06.1920, слобода Троицко-Харцызская Донецкой области Украинской СССР (в настоящее время пгт. Троицко-Харцызск находится в подчинении ДНР) – 22.11.1997, Ростов-на-Дону, командир эскадрильи 91-го гвардейского штурмового авиационного полка 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, Герой Советского Союза

Родился в семье служащего. Окончил два курса Макеевского металлургического техникума. В Красную Армию призван Иловайским РКВ (Сталинская область) в 1937 году и направлен в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. Воевал на Западном, Калининском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах.

Боевое крещение принял в битве за Москву. Летал на разведывательном самолете «Р-5», и вместе с тем наносил штурмовые удары по вражеской боевой технике и живой силе. Совершил 28 боевых вылетов, из них 12 — ночью. Спустя четыре месяца, 16 февраля 1942 года, молодой летчик удостоен первой награды - ордена Красного Знамени. В наградном листе командование 685-го авиационного полка (28 смешанная авиационная дивизия) отмечает его неоднократные успешные дневные вылеты при сложных метеорологических условиях (снегопад) на разведку: «… Несмотря на малую скорость самолета экипаж отлично использовал метеоусловия, два раза уходил от истребителей противника и продолжал производить разведку до полного выполнения поставленных задач…». Задания на бомбардировку войск также, по оценке командивания, выполнялись на отлично.

Во время 28-го боевого вылета вражеский зенитный снаряд разорвался в кабине самолета. Павленко был тяжело ранен в голову и ногу и полгода был в госпитале. Вернулся в полк в августе 1942 года и сел в кабину нового для него самолета «Ил-2».

Принимал участие в Ржевско-Вяземской операции и Курской битве.

В июле 1943 года 685-й авиационный полк преобразован в 91-й штурмовой авиационный полк, в котором Павлено прошел путь от заместителя до командира эскадрильи.

Командир эскадрильи 91-го штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Н. Н. Павленко к сентябрю 1944 года совершил 136 боевых вылетов на штурмовку и разведку.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии старшему лейтенанту Николаю Никитовичу Павленко присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС.

С 1954 года полковник Н.Н. Павленко — в запасе. Жил в городе Ростов-на-Дону. Работал в управлении Северо-Кавказской железной дороги старшим инженером Дорстройтреста.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырьмя), Богдана Хмельницкого 3-й степени, Отечественной войны 1-й (двумя) и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

 

Сочинения

Дымилась, падая, ракета // Звезда. Ростов н/Д., 1988. 23 февр. С. 3.

Всем смертям назло / Н. Павленко // Дорогие наши Герои. Ростов н/Д : Литера-Д, 1995. С. 174-192.

Литература

  1. Кавалеры Золотой звезды : очерки о Героях Советского Союза / авт-сост. А. А. Трокаев. Донецк : Донбас, 1976. С. 329-330.
  2. Герои пламенных лет : очерки о Героях Советского Союза – уроженцах Донецкой области / А. А. Трокаев. Донецк: Донбас, 1985. С. 405-407.
  3. Геpои Советского Союза : крат. биогр. справ. / редкол. И. Н. Шкадов и др. М. : Воен. изд-во, 1988. Т. 2. С. 217.
  4. [Павленко Николай Никитович : некролог] // Вечерний Ростов. 1997. 25 нояб. С. 6.
  5. Ростовчане – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы / автор исследования Афанасьев Игорь Алексеевич. Ростов-на-Дону, 2020. [Кн. 1]. С. 176-178.

 

Всем смертям назло

Н. Н. Павленко

15 начале 40-х годов чувствовалось приближение войны, она ворвалась в нашу жизнь неожиданно, перевернув весь уклад довоенной обстановки...

685-й авиаполк, сформированный на базе Челябинского авиаучилища и укомплектованный устаревшими тихоходными самолетами Р-5 с открытыми кабинами и примитивным оборудованием, без радиосвязи, принял боевое крещение на дальних подступах к Москве под Рязанью в середине ноября 1941 года. Ночью наносил бомбовые удары по скоплению немецко-фашистских войск и техники противника в направлении села Михайловское (под Рязанью), Сухиничи, в районы Варшавского шоссе и далее на запад. Днем вели разведку.

Приходилось летать без приводного маяка и посадку самолета ночью производить по одному-двум кострам (горящая ветошь в ведре).

После освобождения села Михайловское впервые столкнулся со страшными буднями войны. На аэродром ходили мимо одного холма, засыпанного снегом, не обращая на него внимания. Но однажды увидели: холм был разрыт и под снегом до сотни голых, заледеневших, с больничными повязками трупов. Их переносили и, как поленья дров, укладывали на сани, увозили для захороне­ния. Позднее узнали, что фашисты захватили школу, в которой при отступлении остались раненые солдаты и командиры, их всех выбросили во двор на мороз, а школу превратили в конюшню.

С началом контрнаступления наших войск под Москвой нам ставили боевые задания по уничтожению живой силы и техники отступающего противника, который двигался по Варшавскому шоссе сплошной колонной в несколько десятков километров.

Фейерверком нескольких пушек и пулеметов нас встретили, когда мы впервые появились над целью, на станции Занозная. Однако смертоносный груз был точно сброшен на железнодорожные эшелоны. Возникли взрывы и пожары, загорелась вражеская техника.

В сложнейших условиях зимы готовились самолеты для выполнения боевых заданий. В полуночной темноте при 20-25 градусах мороза, сильном ветре и снегопадах самолеты круглые сутки находились в боевой готовности. У механиков индивидуальных осветительных средств почти не было и часто, при подготовке самолетов ночью, пользовались бортовым аккумулятором.

Однажды, вылетев на боевое задание ночью, я обнару­жил, что освещение приборной доски и компаса не работает. Был разряжен бортовой аккумулятор. Мы не могли лечь на расчетный боевой курс для полета к цели. Карманных фонариков не оказалось. Связи с землей не было и получить помощь не могли. Посадка на аэродром с невыполненным боевым заданием расценивалась как трусость и наказывалась по законам военного времени. Потом разбирались в причинах.

Создалась сложнейшая ситуация: самолет исправный, находился уже в воздухе, а на боевое задание лететь не смог. В полуночной темноте привлекла мое внимание вышедшая из-за облаков луна. Подвернул самолет и накренил его так, чтобы тусклый свет луны попал на компас. Василий Толкачев, стрелок-бомбардир, долго примерялся, присматривался к показанию компаса и, наконец, прокричал: «Мы летим курсом 40 градусов!» Используя это же светило, вычислили на сколько градусов надобно развернуться, затем по створу пожаров на западе направились в район цели. Другого выхода не было. Через 45—60 минут полета аккумулятор подзарядился. Посте­пенно началось освещение приборов. Уточнив курс, благополучно вышли на Варшавское шоссе и успешно выполнили боевое задание.

Однажды возвращаясь из разведки, из-за сильного снегопада пришлось приземлиться у населенного пункта. Как потом оказалось, в нем располагался штаб наземных войск. Когда я доложил разведданные, указав, что от одной развилки противник по двум дорогам колоннами, длиной до пяти километров каждая, движется на восток, начальник разведки высказал сомнение, так как по их данным в этом районе немецкие войска отходят на запад. Не убедили и пробоины на крыльях от обстрела самолета.

Когда мы прилетели на свой аэродром, мне вечером передали благодарность командующего армией, и было дано указание руководству полка и дивизии представить нас к правительственным наградам. В числе первых в полку мы их получили.

В полночь с 18 на 19 января сорок второго мы снова были над нескончаемой колонной отступающих от Москвы немецко-фашистских войск по Варшавскому шоссе. Серийно сбросили бомбы. Вспыхнуло несколько пожаров. Горела боевая техника гитлеровцев.

Радостное ощущение выполненного долга сменилось тревогой, когда сноп трассирующих пунктирных дорожек малокалиберной противозенитной батареи стал прибли­жаться к самолету. Резким поворотом со скольжением отвели самолет от попадания снарядов, и тут же такая пунктирная линия трассирующих снарядов пушки «Эрликон» появилась с другой стороны. Снова выполнил противозенитный маневр, но снаряды начали настигать самолет... Впереди вспыхнул искрящийся ослепительный шар, и самолет упал на землю в метровую толщу снега...

Глубокая морозная ночь поглотила нас, подбитых в заснеженной степи, вдали от жилья, дорог и людей. Помощи ждать было неоткуда. Не помню, сколько времени я пролежал без сознания... Но, кажется, свершилось чудо. На выручку пришла группа солдат, выходившая из окружения. Они были отрезаны от наших частей на западной стороне Варшавского шоссе и увидели, как невдалеке от них упал пролетевший над ними сильно искрящийся самолет и не взорвался...

В такой тяжелой военной обстановке зимы мы летали на пределе своих сил и возможностей, осваивали тактику боевых действий, гибли, но не дали фашистам снова пойти на Москву...

* * *

Когда я оказался на больничной койке среди солдат и командиров всех родов войск, появилось время осмыслить происходящее в стране.

Разговоры с соседями по больничной палате нередко сводились к выражениям недовольства авиацией, представителем которой среди них был я. Одни приводили примеры, что всегда перед появлением немецких бомбардировщиков наши истребители, как правило, улетали. Другие рассказывали, что появляются наши тогда, когда гитлеровцы отбомбят, причем штурмуют даже отдельные повозки, машины. Третьи язвительно указывали, что наши истребители патрулируют в одном районе, а рядом, дескать, бомбят немецкие самолеты. Многие возмущались, что наших самолетов вообще не видели.

Тяжело было слушать разные нарекания, реплики, замечания, которые высказывались в едкой форме. Многие не знали, что в первый день войны на наших аэродромах было уничтожено более 1000 самолетов, что настоящие боевые машины у нас начали выпускать только перед войной. Поэтому их было очень мало. А в районе, где мы летали, наш полк легких ночных бомбардировщиков был единственным...

<…>

Всем смертям назло / Н. Павленко // Дорогие наши Герои. Ростов н/Д : Литера-Д, 1995. С. 174-192.




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"