Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Кривонос Алексей Леонтьевич // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=1087

Кривонос Алексей Леонтьевич 

Кривонос Алексей Леонтьевич 27.03.1922, деревня Варваровка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии Украинской РСФСР (в настоящее время – село Варваровка Юрьевского района Днепропетровской области, Украина) – 08.09.1955, посёлок городского типа Глубокий Каменского района Ростовской области, заместитель командира эскадрильи 95-го гвардейского штурмового авиационного полка 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, Геpой Советского Союза

Родился в крестьянской семье. В 1931 году семья Алёши переехала на Донбасс в город Часов Яр (в настоящее время ‑ Донецкая область Украины). Здесь мальчик учился в школе ФЗД (ныне школа № 15). В 1937 году семья Кривонос переезжает на станцию Хапры (хутор Калинин Мясниковского района Ростовской области). На Дону Алексей продолжил обучение в школе № 77 города Ростова-на-Дону и одновременно учился в Ростовском аэроклубе.

По комсомольскому набору после призыва на срочную службу в Красную Армию направляется в Поставскую военную авиационную школу пилотов бомбардировщиков (1940). 22 июня 1941 года немецкие самолёты бомбили аэродром училища. Погибло около полусотни курсантов и более ста авиационных техников. Вечером, оставшиеся, около 80 человек курсантов, техников и офицеров, двинулись в путь к своим казармам, находившимся от аэродрома около 60 км., в Поставах. Днем 24 июня на станцию Поставы прибыл паровоз и около 15 пустых вагонов и платформ, на которые было погружено все оборудование и имущество, хранившееся на складах школы. Остатки Поставской авиашколы покинули свой городок и перебрались в Оршу, потом в Москву, оттуда в Чкалов (в настоящее время — Оренбург), где из остатков нескольких авиашкол была сформирована 3-я Чкаловская Военная Авиационная Школа пилотов.

Директор училища, Тимофеев Вячеслав Арсентьевич, в книге «Товарищи лётчики» (М., 1963) запечатлел образ курсанта Кривоноса.

<…>

— Курсант Кривонос, ко мне!

Из кабины вылез Кривонос и, опустив голову, направился к нам.

Еще раньше Жукевич подал мне рапорт, в котором писал: «...Прошу отчислить курсанта Кривоноса по летной неуспеваемости...». Тогда я беседовал с инструктором лейтенантом Свирилиным. Он объяснял причину неуспеваемости курсанта тем, что Кривонос слишком глубоко сидит в кабине. У него уменьшен обзор, и это при взлете и посадке приводит к развороту самолёта влево.

Я посоветовал положить под сиденье вторую подушку, обзор увеличился, но ошибка курсанта осталась. Неопытный, но самоуверенный и горячий, Свирилин, любивший рубить сплеча, после каждого полета жестоко «песочил» Кривоноса и наконец посадил его на гауптвахту.

Старые инструкторы посмеивались над Свирилиным, говорили ему, что гауптвахтой беде не поможешь. Петров посоветовал взлет расчленить по элементам. Свирилин послушался, и взлет стал получаться лучше. Он рассчитывал дать Кривоносу пять — шесть вывозных полетов и таким образом добиться окончательного исправления ошибок, но часы, отведённые по программе, иссякли, инструктор не настоял на продлении, и комэск написал новый рапорт об отчислении курсанта.

По разрешению «сердобольного» командира отряда сегодня Кривонос совершил две посадки, и обе оказались неудачны.

— Надеюсь, теперь убедились, что из вас лётчик не получится? — встретил Жукевич Кривоноса. — Балаганить вам не позволим, за поломочку самолета теперь можно попасть в трибуналец.

Кривонос робко смотрит на комэска и, кажется, готов расплакаться, как малое дитя.

— Вот так! — жестко произнес Жукевич. — С вами всё, можете идти!

— Товарищ капитан! — умоляюще произнёс курсант.— Я хочу летать... Ведь у меня перерыв...

— На всякое хотение имей терпение. «Хотеть» еще недостаточно, чтобы стать летчиком. Летать, миленький мой, не каждому дано. Ясно? Можешь идти!

Мальчишеское лицо Кривоноса исказилось болью, большие синие глаза налились слезами, губы задрожали. Он повернулся и медленно побрел прочь.

— Вы уверены, что курсант Кривонос безнадёжен? — спросил я комэска.

— О, да! К сожалению, это факт. Конечно, если прикажете, я и медведя могу научить летать, но такое удовольствие будет дорого стоить, товарищ полковник. — Жукевич самодовольно рассмеялся.

— Возможно, это так, но отчислять курсанта, когда он заканчивает школу, это же позор для нас!

Жукевич промолчал.

— Ну вот что, — сказал я, — даю вам дополнительно три часа из своего ресурса, а вы постарайтесь помочь Кривоносу исправить ошибку. Тогда парень уйдёт на фронт лётчиком.

— С Кривоносом мы возимся, точно няньки, а, между тем, в пехоте тоже люди нужны! — сердито произнес комэск.

— Спорить не будем! Но сделайте так, как я сказал.

Возвращаясь с аэродрома, я заметил в сторонке двух курсантов. Один, поджав колени, сидел на земле, а другой, высокий, стройный, со сбитой на затылок пилоткой, стоял возле него и выразительно жестикулировал обеими руками.

Когда я подошел к ним, Опрышко лихо повернулся и отдал честь, а Кривонос медленно поднялся, понуро опустив голову.

— О чём вы здесь толкуете? — спросил я.

— Да вот дружка уговариваю, чтобы духом не падал. Отчисляют его, товарищ начальник школы, а я говорю: оставайся мотористом, вместе на фронт поедем, а там будет видно, — возбуждённо ответил Опрышко.

— Ну, давайте посидим, — предложил я. — Курите?

— Никак нет! — ответили курсанты в один голос.

Я вынул портсигар и, закурив, попросил Кривоноса рассказать о себе.

Он не сразу начал, постигшее горе заметно душило его.

Вырос Кривонос в Донбасском городишке Часов Яр. С малых лет полюбил слушать страшные сказки и рассказы о необыкновенных происшествиях, увлекался приключенческой литературой. Любил Гайдара, мечтал стать тимуровцем. В поисках сказочного злодея собирался на край света, хотел побывать в чудесной Индии. Моря и океаны не давали покоя — он представлял себя то капитаном дальнего плавания, то силачом-кочегаром, то водолазом, опускающимся в неисследованные морские глубины...

Алеше было девять лет, когда мать отвезла его на лето в деревню. Вместе с дедом мальчик кормил колхозных лошадей, гонял их на водопой, в ночное. К осени так наловчился ездить верхом, что, стоя на коне, мог скакать во весь опор. Ночью с головешкою в руке рыскал по полю, ища волков. Казалось, желанные приключения были так близко... Но нет: в решающий момент являлся дед, и от «подвигов» приходилось отказываться.

Однажды отец сказал:

— Болтают о том, будто завтра прилетит к нам аэроплан и будет катать ударников... Недосуг, а то бы сводил вас посмотреть.

— А ты, Леонтий, о том лучше и не думай, — решительно заявила мать.— Хотя ты и первейший ударник на карьере, но к аэроплану и не приступайся...

Алеша плохо спал в эту ночь. А утром, когда шумной ватагой отправились в школу, увидели снижающийся самолет... Не сговариваясь, мальчишки бросились к полю... Вначале смотрели издалека, потом подошли поближе, потрогали руками и, не веря своим глазам, заглянули в пилотскую кабину...

За неявку в школу пионерская дружина объявила Алеше выговор, в стенной газете появилась карикатура: самолёт, сверху Алеша и надпись: «Алексей Кривонос— лихой лётчик!» С тех пор его прозвали «лётчиком».

«А почему бы не стать лётчиком на самом деле? — задумался Алеша, когда окончил седьмой класс. — Куплю книги, изучу самолёт, теорию полета и поступлю в аэроклуб...». Но где взять денег на покупку книг? Семья жила бедно, а книги стоили дорого.

— Иди работать в карьер, — сказал отец,— за лето, глядишь, и заработаешь на учебники.

И Алеша вместе с отцом отправился на работу.

Из восьмого класса райком комсомола послал Алешу вожатым в пионерский лагерь. Здесь он создал кружок авиамоделистов. Кажется, сам Алеша увлекался им больше, чем подопечные ребята. Его модели хорошо летали, и это укрепило веру в то, что он может быть лётчиком.

В десятом классе Алёша поступил в ростовский аэроклуб. Там сдружился с Колей Опрышко. С тех пор они везде вместе.

— ...На фронте моторист, что чека в колесе, должность не ахти какая, но без него не обойдешься, — убеждал Опрышко.

Кривонос покраснел и упрямо уставился в землю.

— Мне не придется работать мотористом,— повышая надломленный голос, произнёс он наконец. — Я буду летать!

— Ну и хорошо! — успокоил я. — Завтра в шесть утра проверю вас по технике пилотирования и тогда решу окончательно.

<…>

В марте 1943 года, закончив учёбу в школе пилотов, младший лейтенант Алексей Лентьевич Кривонос прибыл в 95-й штурмовой авиационный полк (5-я гвардейская штурмовая автационная дивизия, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт).

Свой первый боевой вылет Кривонос совершил 8 июня 1943 года на штурмовку живой силы и техники противника в районе сёл Беловское и Ястребово под Белгородом (Курская битва).

К 19 августа 1943 года лётчик Алексей Кривонос, на момент составления рапорта командира полка о награждении орденом, совершил 15 боевых вылетов на штурмовку войск противника. 6 августа во время очередного выполнения боевого задания прямым попаданием было перебито управление его самолёта, но лётчик сумел возвратиться на свой аэродром и произвести посадку. Приказом 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии младший лейтенант А. Л. Кривонос награждён орденом Красной Звезды.

После нескольких боевых вылетов Кривоноса заметили как смелого и умелого лётчика и стали посылать на разведку и штурмовку эшелонов по дорогам. Вскоре он станет ведущим группы самолётов в период самых трудных боевых заданий, а позже будет назначен заместителем командира эскадрильи.

Лётчик Кривонос – активный участник Донбасской операции, успешно проведённой войсками Юго-Западного и Южного фронтов с 13 августа по 22 сентября 1943 года.

Но не всегда вылеты были удачными. Вот отрывок из его дневника: «7 сентября 1943 года в боях за Донбасс мне пришлось пережить неприятности. А именно: вылетели парой утром разведать железные дороги в районе г. Красноармейска. Я неожиданно налетел на аэродром противника в селе Гришино. Сбил в воздухе Ю-87, меня подбили зенитки, а добили 5 мессеров, 2 из которых сбил мой стрелок Вася Крюков. Я упал восточнее аэродрома на 10 километров, положение было очень тяжелое, кругом фрицы и рядом – тяжело раненый стрелок. Я его нес до утра 8 сентября и утром сонные мы попали в лапы к немцам, от которых я сбежал вечером этого же дня. Они не успели нас пустить в расход. Помог один наш танк, который был в засаде и обстрелял обоз, на котором нас везли в глубокую неизвестность. Но я настолько был спокоен, что не мог себе предположить, что меня успеют расстрелять. Не так-то было, чтобы Ленька Кривонос погиб, имея только 30 боевых вылетов. Нет! Я еще повоюю и дам этим немцам себя узнать» (http://art.dn.ua/news_one.php?news_id=4780).

О подвиге и героизме Алексея Кривоноса и его боевых товарищей расскажет после войны в своей книге «2-я Воздушная армия в боях за Родину» генерал С. А. Красовский, командовавший этой армией, оказывавшей поддержку войскам Первого Украинского фронта в период изгнания фашистов с территории Правобережной Украины.

Заместитель командира эскадрильи 95-го гвардейского штурмового авиационного полка 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта штурман Кривонос к апрелю 1945 года совершил 132 боевых вылета на штурмовку и бомбардировку вражеской обороны, железнодорожных узлов, станций, эшелонов, аэродромов и переправ.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, за произведенные сто тридцать два успешных боевых вылета гвардии старшему лейтенанту Алексею Леонтьевичу Кривоносу присвоению звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Награждён орденами Ленина, Красной Звезды (30.08.1943), Красного Знамени (12.11.1943, 19.06.1944), Отечественной войны 1-й степени (30.09.1944), медалями.

После окончания Великой Отечественной войны А. Л. Кривонос продолжал служить в армии, командовал отдельной корректировочной эскадрильей. В семье Кривоноса родился сын Анатолий. В 1952 году он поступил учиться в Военно-воздушную академию в городе Монино под Москвой. Академия была успешно закончена, написан диплом, но он так и остался не защищен. 8 сентября 1955 года подполковник Алексей Леонтьевич Кривонос при выполнении пилотажа на малых высотах в районе посёлка Глубокий Каменского района погиб во время испытания самолёта нового типа.

Имя Героя носит одна из улиц хутора Калинин и школьный музей Калининской средней школы.

С 1995 года одна из улиц Октябрьского района города Ростова-на-Дону носит имя Алексея Кривоноса. На здании школы № 77 установлена мемориальная доска.

 

Литература

  1. Товарищи лётчики : записки авиационного командира / Вячеслав Арсеньевич Тимофеев. М. : Воениздат, 1960. С. 225-241.
  2. 2-я Воздушная армия в боях за Родину / Воен.-воздуш. Краснознам. акад.; под ред. Маршала авиации С. А. Красовского. Монино : [б. и.], 1965. С. ???
  3. Счёт Алексея Кривоноса / П. Пшеничнюк // Они прославили Родину : очерки о Героях Советского Союза. Ростов н/Д. : Кн. изд-во, 1975. Кн. 2. С. 355–357.
  4. Герои Советского Союза : крат. биогр. слов. М.: Воен. изд-во, 1987. Т. 1. С. 779.
  5. Память о лётчике / Владимир Макарчук // Российская  газета. М., 2012. 9-15 февр. С. 20. (Юг России).
  6. Школьному музею присвоено имя Героя / И. Килафян; фото А. Мирукяна // Заря. Чалтырь, 2012. 22 февр. С. 1.
  7. Улица Победы : участники Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы городов и сёл Дона. Ростов н/Д. : [Альтаир], 2013. С. 22-23.
  8. Ростовчане – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы / автор исследования Афанасьев Игорь Алексеевич. Ростов-на-Дону, 2020. [Кн. 1]. С. 120‑122.
  9. Никто не забыт — ничто не забыто! / А. Заярный, учитель истории ООШ № 15 // Артемовский городской сайт – Новости – Артемовские новости. 28.03.2012. URL : http://art.dn.ua/news_one.php?news_id=4780.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"