Котов Илья Спиpидонович // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=1064
Котов Илья Спиpидонович
01.01.1912, Моздок Терской области (в настоящее время - в составе Республики Северная Осетия) - 02.12.1961, Москва, командир экипажа самолёта Главного управления Северного морского пути при Совете министров СССР, Геpой Советского Союза
После окончания 9 классов и школы ФЗУ работал слесарем завода «Ростсельмаш». В 1931 году по путевке комсомола направлен в Батайскую объединенную авиационную школу Гражданского воздушного флота, которую окончил в 1933-м. Летал на авиалиниях Уральского управления ГВФ. Участвовал в поисках экипажа С. А. Леваневского, после чего был переведен в Полярную авиацию Главного управления Северного морского пути.
В Военно-Морском Флоте с 1941 года. На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 года по май 1942 года. Воевал в составе Беломорской военной флотилии.
Отозванный с фронта для работы в Главсевморпути, И.С.Котов совершил более тридцати вылетов для выполнения специальных заданий.
После войны – командир экипажа самолёта Главного управления Главсевморпути. Совершал полеты в глубь Северного Ледовитого океана.
В марте 1946 года в центральной части Арктического бассейна к северо-востоку от острова Врангеля И. Котов первым из советских полярных лётчиков обнаружил громадный ледяной остров площадью более шестисот квадратных километров.
В 1948–1949 годах участвовал в высокоширотных экспедициях «Север-2» и «Север-4», совершал полёты в глубь Северного Ледовитого океана с посадками на дрейфующие льдины. 23 апреля 1948 года он посадил самолет «Ли-2» с группой учёных для открытия полярной станции. Через трое суток, 26 апреля, начались подвижки льда. Льдина стала разрушаться, откололась часть ледового аэродрома. В этих экстремальных условиях И. Котов сумел поднять в воздух самолёт с людьми.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года («закрытым») за отвагу и героизм, проявленные при выполнении специального задания правительства, Котову Илье Спиридоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда»..
После награждения продолжал работу в Арктике. В экспедиции «Север-5» (1950), являясь командиром головного самолёта 3-го отряда, проделал большую работу по выбору неподготовленных аэродромов на льдах центрального бассейна для подвижного авиаотряда, в т.ч. льдины для научной станции СП-2, и выполнил 18 первых посадок на дрейфующий лёд для организации научных баз.
К 1951 году его налёт в Арктике составлял более 1 млн. километров. Зимой 1951 года окончил Ульяновскую Школу высшей лётной подготовки и был назначен заместителем командира по лётной службе Московской авиагруппы особого назначения. С 1953 года - командир Московской авиагруппы Полярной авиации.
Высаживал на льды Северного полюса также учёных советских дрейфующих станций «Северный Полюс-3» и «Северный Полюс-4» (1954), «Северный Полюс-7» (1957).
Награждён орденами Ленина (06.12.1949), Красного Знамени (двумя), Трудового Красного Знамени (тремя), медалями.
Литература
- К последним параллелям / С. Морозов ; фото Я. Рюмкина // Огонёк. 1954. № 31. С. 25-27; № 32. С. 15-
- Герои Советского Союза : крат. биогр. слов. М. : Воениздат, 1987. Т. 1. С. 755.
- Питомцы Первой Батайской / авт.-сост. Г. Д. Костенко. Ростов н/Д. : Книга, 2010. С. 8.