Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Колесников Hиколай Данилович // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=1047

Колесников Hиколай Данилович

Колесников Hиколай Данилович22.04.1921, Темрюк Краснодарского края – 31.05.1998, Ленинград, командир авиационного звена 12-го гвардейского Гатчинского пикировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота), Геpой Советского Союза

Николая рано потерял родителей и старшая сестра определила его в детский дом в Таганроге. Там он закончил семь классов и поступил в школу фабрично-заводского ученичества. До пpизыва в аpмию pаботал токаpем в тpамвайном паpке Таганpога. Занимался в местном аэроклубе. В 1939 году по путёвке комсомола трамвайного парка прибыл в Ейское военно-моpское авиационное училище, которое окончил в 1941 году и был направлен военным лётчиком в состав Черноморского флота. Из-за нехватки самолётов, как вспоминал сам Колесников, его перебрасывали, то на Северный флот, то в запасной полк.

Весной 1943 года прибыл в 73-м бомбардировочном авиационном полку ВВС Балтийского флота, который 22 февраля 1944 года Приказом Наркома ВМФ за мужество и героизм, проявленные в боях, преобразован в 12-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк ВВС Балтийского флота.

Hа фpонтах Великой Отечественной войны с июля 1943 года. Пикировщики полка наносили удары по сильно укреплённым опорным пунктам противника под Ленинградом.  С 29 июля по 5 сентября 1943 года лётчик 3-й авиаэскадрильи 73-го авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота младщий лейтенант Николай Колесников произвёл 23 боевых вылета, нанеся большой урон плавсредствам, технике и живой силе противника. За отличное выполнение боевых заданий, смелость, мужество и находчивость, проявленные в боях, приказом командования 8-й Армии награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Командир авиационного звена 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка гвардии старший лейтенант Колесников к середине августа 1944 года совершил 100 боевых вылетов. В ходе боевых действий Колесников и его подчинённые уничтожили или вывели из строя: 3 подводных лодки противника, 14 транспортов, 13 тральщиков, 7 сторожевых кораблей, 3 быстроходных десантных баржи. Экипаж самолёта Колесникова Н. Д. принимал участие в потоплении крейсера «Ниобе». В воздушных боях уничтожены три истребителя «Фокке-Вульф 190». Уничтожены 6 батарей, обстреливавших город Ленинград.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за умелое выполнение боевых задач, мужество и героизм, проявленные при нанесении бомбовых ударов по противнику, Колесникову Николаю Даниловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир 3-й авиаэскадрильи 12-го гвардейского пикировочного авиационного Таллинского полка 8-й минно-торпедной авиационной Гатчинской Краснознамённой дивизии ВВС Балтийского флота гвардии капитан Н. Д. Колесников за время участия в Великой Отечественной войне произвёл 133 боевых вылета на бомбоудары по артбатареям, обстреливающим город Ленинград, железнодорожные станции, военно-морские базы.

Награждён орденами Красного Знамени (30.04.1944, 24.10.1944), Александра Невского (04.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (24.09.1943, 06.04.1985); медалями.

После войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году H. Д. Колесников уволился в запас.

После окончания Ленингpадской юpидической школы (1952) жил и работал народным судьёй, заведующим юридической консультацией в Ленинграде.

В городе Темрюк на аллее Славы был установлен бюст Н. Д. Колесникова. В Таганроге на административном здании таганрогского трамвойно-тролейбусного управления открыта мемориальная доска (1995).

 

Литература

  1. Твои Герои, Ленинград / А. В. Буров. Изд. 2-е, доп. Л. : Лениздат, 1970. С. 307-311.
  2. Герои неба : док. очерки / А. Ф. Калиниченко. Калининград : Кн. изд-во, 1982. С. 230-254.
  3. Геpои Советского Союза : крат. биогр. слов. М.: Воен. изд-во, 1987. Т. 1. С. 696.
  4. Стаpтовой площадкой Геpоя был тpампаpк / Н. Чернохлебов // Таганpогская пpавда. 1995. 7 мая. С. 2.
  5. Стартовой площадкой в небо был Таганрог... / Л. И. Найговзин // Вехи Таганрога. 2005. № 24. С. 14-15.
  6. Таганрог = Taganrog : энцикл. / чл. редкол.: ... Г. М. Бондаренко (отв. ред.), ... В. И. Тимошенко (отв. ред.) [и др.]. Таганрог : Антон, 2008. С. 401.
  7. Колесников Hиколай Данилович : гв. ст. лейтенант : Герой Советского Союза // // Память народа. 1941-1945. Герои войны. URL : https: //pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie50627553.

 

39-й держит строй

Калиниченко А. Ф.

<…>

Колесников, Суханов и Алейников продолжали летать на одном и том же самолете с номером 39. Много раз бывал он в воздушных боях, с десятками пробоин возвращался на аэродром, дважды совершал вынужденную посадку, но каждый раз механик Леонид Иосифович Беликов вводил его в строй. Вот и сейчас он ловко забрался на стремянку и одним движением снял защитные капоты мотора. Внутри оголились хитросплетения разноцветных трубок и проводов. В который раз механик принялся старательно протирать хорошо знакомые детали начисто, по-хозяйски, словно обласкивая каждую!

Летному составу собраться на КП! — поступила команда...

Колесников, Суханов и Алейников поспешили в землянку.

Кажется, дождались, — бросил на ходу летчик своим друзьям.

И не ошибся. Командир полка сообщил:

В порту Лиепаи отмечено большое скопление вражеских транспортов. Нам приказано под прикрытием истребителей нанести по ним удар. Погода улучшается...

Третья эскадрилья взлетела последней. Ее вел недавно назначенный командир капитан Юрий Александрович Кожевников. Колесников теперь был у него заместителем.

Три девятки бомбардировщиков вместе с истребителями прикрытия приближались к береговой черте со стороны суши южнее Лиепаи. Море встретило их густой дымкой, но ведущий полка, развернувшись на сто восемьдесят градусов, точно вывел «петляковых» на вражеский порт.

Фашисты понимали, что появление наших самолетов над портом сулит большую опасность, и ввели в действие все огневые средства порта. По самолетам неистово били зенитки и с кораблей, и с берега. Каждую секунду рядом с бомбардировщиками взрывались десятки зенитных снарядов, но летчики выдерживали строй.

Первая и вторая эскадрильи уже перешли в пикирование, когда Юрий Кожевников вы­водил свою девятку на огромный транспорт, стоявший у причала торговой гавани. Звено Колесникова шло в правом пеленге всего в каких-нибудь ста метрах от ведущего. В пике они вошли почти одновременно.

Бомбы были уже сброшены, когда пара «мессершмиттов» атаковала звено Юрия Ко­жевникова. Колесников заметил это.

Юра, тебя атакуют снизу! — крикнул он по радио.

И тут же увидел, как заработал пулемет стрелка-радиста Никифора Сазонова.

«Мессершмитты», не выдержав хлесткого огня, отвернули. На миг Колесников бросил взгляд вверх и ужаснулся: на командира пикировали два других «мессера»! Им удалось повредить машину Кожевникова, за ней потянулся дымный след. Самолет пошел со снижением.

Держать строй, — передал по радио Колесников, принимая управление эскадрильей. Ведомые приблизились к его самолету...

Воздушный бой продолжался.

Штурман, сверху заходят «фокки»,— прозвучал в наушниках голос Алейникова.

Суханов тоже видел их: два «Фокке- Вульф-190» неслись на «петлякова». Штурман нажал гашетку пулемета и дал команду летчику на маневр. Огонь открыл и фашистский летчик. Светящиеся трассы пулеметных очередей «петлякова» и «фокке-вульфа» скрестились на встречных курсах. Колесников резко увел «петлякова» вверх, а «фокке-вульфы» нырнули вниз. Этим воспользовался Алейников и выпустил по ним длинную очередь. Один «фокке-вульф» завилял и вышел из боя, за ним ушел и другой. Однако и самолет Колес­никова получил повреждение: была пробита плоскость, «забарахлил» левый мотор. Самолет начал вилять, крениться набок, но каждый раз Колесников выводил его в горизонтальное положение. Так продолжалось несколько минут. А когда бой закончился и линия фронта осталась позади, летчик передал по радио своим ведомым:

Идите домой! Я сажусь в Шяуляе.

Снижаясь, он увидел на земле два ряда самолетов-истребителей, выстроившихся по краям посадочной полосы. Очевидно, они готовились к взлету. Посадить в таких условиях поврежденный бомбардировщик нелегко, а уйти на второй круг было уже невозможно. «Как это некстати», — подумал летчик и пошел на опасный риск. Он направил своего «петлякова» в коридор между рядами самолетов и убрал газ. Пе-2 коснулся земли только на середине поля и, прыгая по кочкам, устремился вперед. Колесников нажал на тормоза и понял, что беды не миновать: они бездействовали. Неуправляемый самолет выкатился за пределы аэродрома, пересек грунтовую дорогу, взобрался на какую-то насыпь и, потеряв скорость, скатился назад. В наступившей тишине Николай Колесников ощутил учащенное биение своего сердца...

Живы! — первым нарушив тишину, сказал Михаил Суханов.

<…>

Герои неба : док. очерки / А. Ф. Калиниченко. Калининград : Кн. изд-во, 1982. С. 245-247.




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"