Зайцева, Н. Н. Константин Павлович Ротов в еженедельнике «Донская волна» // Собирая лепестки истории : сборник материалов к 100-летию еженедельника «Донская волна». Ч. 1. Редактор и его команда / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2018 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPeriodikaArtText.aspx?pid=12&id=1630
Константин Павлович Ротов в еженедельнике «Донская волна»
Ротов, Константин Павлович (19 февраля (4 марта) 1902, Ростов-на-Дону — 16 января 1959, Москва), советский художник-график, карикатурист, иллюстратор.
Родился в семье донского казака. Отец Кости работал в конторе больницы города Ростова. Окончив городское пятиклассное училище, он поступил в Ростовское художественное училище. Задолго до окончания училища первые карикатуры четырнадцатилетнего художника были напечатаны в петроградском журнале «БИЧ». Рисунки Константина Ротова печатались в журнале «Донская волна» и газете «Ростовская речь».
С 1920 года, после установления Советской власти на Дону, работал в Дон-РОСТА, Политпросвете, ростовском отделении Госиздата.
Ростовский художник Аким Карпович Ованесов вспоминал:
«На углу 23-й линии и площади Л. Толстого находится бывший дом фабриканта Искидарова. В этом доме открылось художественное училище имени Врубеля. Заведующей училищем была Магдалина Сергеевна Шагинян, родная сестра Мариэтты Шагинян. Преподавательский состав состоял из художников: Николай Евгеньевич Лансере (архитектор), М. С. Сарьян, А. К. Ованесов, С. М. Агаджанян, Артухов (скульптор из Москвы). Училище это, к сожалению, просуществовало недолго. В 1922 году Сарьян уехал в Ереван, туда же уехал и Агаджанян, я со своими учениками Ротовым и Жаком уехал в Ленинград. Работа наша в «ДонРОСТА» закончилась. Администрация «ДонРОСТА» выдала нам удостоверения, в которых отмечалась отличная работа в течение двух с половиной лет.
В Москве, в Госиздате взяли несколько работ, в частности «Сказки братьев Гримм», и поехали в Ленинград. В Ленинграде мы поселились на Васильевском острове на 13-й линии. В Академии работали два профессора — Караев и Степашкин. Мне было понятно, что Ротову и Жаку надо еще пополнить свои знания, и я предложил им, воспользовавшись пребыванием в Ленинграде, поступить в Академию художеств. Кстати, мои друзья, окончившие Пензенское училище, — ученики Савицкого, работали профессорами в Академии. Я направил к профессору Степашкину с письмом Ротова и Жака, и они были приняты. Но они недолго учились, увлекались заработками».
Воспоминания Акима Карповича Ованесова // Аким Ованесов / [отв. ред. Н.В. Мирзабекова]. Ростов-на-Дону : Ковчег, 2013. С. 24.
С 1922 по 1940 годы - в журнале «Крокодил». В те же годы печатался во многих журналах и газетах: «Правда», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «30 дней», «Лапоть» и др. Иллюстрировал книги.
В июне 1940 года был арестован по обвинению в пропаганде и агитации против Советской власти за создание в 1934 году карикатуры. Приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Первый срок Ротов отбывал в городе Соликамске. 4 января 1948 года Ротов был освобождён без права проживания в ста городах страны. Жил в городе Кимры, Тверской области. Но, в декабре 1948 года, без предъявления обвинений был отправлен на пожизненное поселение в посёлок Северо-Енисейский Красноярского края, где работал художником в рабочем клубе. В 1954 году Военная коллегия Верховного суда СССР полностью реабилитировала Ротова с формулировкой: «проведенным дополнительным расследованием опровергнуто обвинение Ротова в том, что в 1934 году им была изготовлена карикатура антисоветского характера - карикатура, которая рассматривается как антисоветская, в действительности не является таковой».
После освобождения возвратился в Москву, работал в журнале «Крокодил», в детских журналах «Весёлые картинки» и «Юный техник».
В еженедельнике «Донская волна» рисунки Кости Ротова появляются лишь спустя два месяца – 29 июля. Первые семь номеров иллюстрировали молодые донские художники Александр Воронецкий, Леонид Кудин и Евгений Рытченков.
Всего для еженедельника К. П. Ротовым создано более сотни рисунков. В основном, это тематические рисунки. А в последних, в свою очередь, преобладают иллюстрации к текстам. В иллюстрациях Ротова на первое место выходят заставки и концовки.
Иллюстрации Кости Ротова, несмотря на то, что ему только 17 лет и он начинающий художник, уже отвечают всем требованиям жанра. Они не просто поясняют текст, а расширяют и дополняют его. Заставки, концовки, рисунки к очеркам и статьям еженедельника не только информативны, но, зачастую, несут эмоционально-психологическую нагрузку.
Приведем несколько примеров. И. А. Эйхенбаум в очерке «Женщины-доброволицы» рассказывает о формировании женских ударных батальонов в Русской армии, мужестве и отваге женщин. Вторая часть очерка посвящена участию женщин в 1-м Кубанском походе. Многие их тех, кто шел с Л. Г. Корниловым на Краснодар, погибли. Автор восхищается их храбростью, но одновременно и ощущает вину за гибель женщин. Ротов–иллюстратор, верно уловив главную мысль автора, в заставке к очерку изобразил гроб на холме черепов, поминальные свечи и рыдающих офицера с интеллигентом над гробом.
Героиня рассказа Мих. Борецкого «Навязчивый покойник» Ольга Петровна приехала из станицы в Ростов по вызову брату к больному мужу, который оказался по прибытии ее в Ростов убитым. Делая заставку к рассказу, Ротов изобразил на городской улице у парковой ограды убитого в нижней рубахе, не акцентируя классовую принадлежность. Над покойником склонился прохожий. Это было время, когда власть в городе переходила из рук в руки неоднократно и сопровождались эти события многочисленными расстрелами. Рисунок несет эмоционально-психологическую нагрузку и посвящен памяти погибших безвинно.
Творчество К. П. Ротова в «Донской волне» представлено и самостоятельными тематическими рисунками, такими как «Две тройки», «Три ориентации», «Метаморфозы», «Преступление и наказание : прошли золотые денечки», «Советское гадание: за ворота башмачок сняв с ногой бросали», «В горах Кавказа», «Аукнулось, а потом откликнулось : на севере Дона восстание разрастается» и др.
Диптих «Две тройки» состоит из двух картин на тему гоголевской тройки. В первой части рисунка - летящие кони, ужас движения, несутся навстречу друг другу русские огромные пространства, белое безмолвие полей, пробиваемые медными грудями коней. Гоголь смотрит на тройку, как символ России, и с интересом задает ей вопрос «Русь, куда несешься ты?». Во второй части рисунка тройка, погоняемая ямщиком, несется не по дороге, а через город. Под ее копытами рушатся фабрики и заводы, дымится дорога. Писатель в мрачных клубах дыма с ужасом отвернулся от тройки.
В сатирическом триптихе «Три ориентации» у каждого рисунка свой подзаголовок: «На Германию», «На союзников», «На жареного гуся». Рисунок включен в рубрику «Митинг улыбок» наряду с сатирическим очерком Ив. Крапивина «Союзники», юмористическим стихотворением «Ростовские мечты» и является продолжением темы надежд населения на кого угодно и что угодно, но только не на себя.
В «Донской волне» Ротов заявил о себе и в портретном жанре. Это портреты партизан, союзников, командующего кубанскими частями генерала Ирманова, генерала Дроздовского, освободившего Ростов в мае 1918 года.
Интересны и дружеские шаржи на писателей Евгения Венского, Максима Горького, Федора Крюкова.
Сочинения
- [Заставка к рассказу Мих. Борецкого «Навязчивый покойник»] // Донская волна. 1918. 29 июля (№ 8). С. 11.
- [Иллюстрация к очерку Николая Туземцева «Колхида»] // Донская волна. 1918. 29 июля (№ 8). С. 15.
- Опять на Родине : побывает и в Архангельске, проберется и в Сибирь: [рисунок] // Донская волна. 1918. 29 июля (№ 8). С. 16.
- Тихий Дон, но не для всех: [рисунок] // Донская волна. 1918. 29 июля (№ 8). С. 16.
- [Заставка, буквица и концовка к лирическому очерку Р. П. Кумова «Старо-Хоперский поход»] // Донская волна. 1918. 5 авг. (№ 9). С. 1, 3.
- Около круга : [диптих с подзаголовками «Для казачества» и «Для “советов”»] // Донская волна. 1918. 5 авг. (№ 9). С. 16.
- [Иллюстрация к очерку Виктора Севского о донских партизанах «Богатыри младшие»] // Донская волна. 1918. 12 авг. (№ 10). С. 3.
- [Заставка к очерку «Последний Чернецовский поход», рассказанному рядовым участником события] // Донская волна. 1918. № 10 (12 авг.). С. 6.
- [Иллюстрация к воспоминаниям партизана Ф. Д. Назарова о начальном этапе Степного похода «В Задонских степях»] // Донская волна. 1918. № 10 (12 авг.). С. 14.
- [Заставка к очерку Е. Н. Чирикова «Сильнее смерти»] // Донская волна. 1918. 19 авг. (№ 11). С. 2.
- [Заставка к очерку И. Степного о восстании станицы Баклановской и ее хуторов против красногвардейцев «Баклановцы»] // Донская волна. 1918. 19 авг. (№ 11). С. 11.
- [Заставка и концовка к разделу «Донцы-писатели Дону», в котором размещены стихотворения в прозе Ф. Д. Крюкова и Р. П. Кумова] // Донская волна. 1918. 26 авг. (№ 12). С. 1, 2.
- [Заставка и концовка к статье профессора Донского университета И. А. Малиновского «Три генерала на московском государственном совещании»] // Донская волна. 1918. 26 авг. (№ 12). С. 5, 7.
- [Заставка к стихотворению Леонида Пивоварова «Революция»] // Донская волна. 1918. 26 авг. (№ 12). С. 15.
- [Иллюстрации к очерку Н. Казмина «Большевики в Усть-Медведице»] // Донская волна. 1918. 2 сент. (№ 13). С. 6, 7.
- [Заставка к рассказу М. Борецкого «Овсюг»] // Донская волна. 1918. 2 сент. (№ 13). С. 14.
- [Заставка к отрывкам из речи М. П. Богаевского на съезде учителей о казачестве] // Донская волна. 1918. 9 сент. (№ 14). С. 7.
- [Заставка к очерку Ф. Крюкова «Войсковой Круг и Россия»] // Донская волна. 1918. 30 сент. (№ 16). С. 4.
- [Заставка к очерку И. А. Эйхенбаума «Женщины-доброволицы»] // Донская волна. 1918. 7 окт. (№ 17). С. 8.
- [Заставка к воспоминаниям походного атамана П. Х. Попова о Степном походе «Из истории освобождения Дона»] // Донская волна. 1918. 7 окт. (№ 17). С. 11.
- Две тройки / рис. Константина Ротова // Донская волна. 1918. 7 окт. (№ 17). С. 16.
- [Заставка к очерку Н. Туземцева «Договор Корнилова с Кубанью»] // Донская волна. 1918. 14 окт. (№ 18). С. 3.
- [Две графические иллюстрации к лирическим размышлениям Ив. Крапивина «Около мира: Мир»] // Донская волна. 1918. 21 окт. (№ 19). С. 16.
- [Концовка к статье Л. Л. Быча «Большевизм на Кубани»] // Донская волна. 1918. 4 нояб. (№ 21). С. 4.
- [Заставка и концовка к статье князя Василия Гаджемукова «Черкесы и большевизм»] // Донская волна. 1918. 4 нояб. (№ 21). С. 8, 11.
- Охотники по охотнику : Хорь и Калиныч. – Юбиляра пымали // Донская волна. 1918. 4 нояб. (№ 21). С. 15.
- Около мира : руку мира и мы протягиваем: [сатирический рисунок] // Донская волна. 1918. 4 нояб. (№ 21). С. 16.
- Под столом : [сатирический рисунок] // Донская волна. 1918. 4 нояб. (№ 21). С. 16.
- [Заставка, концовка и рисунок домика писателя Ф. Д. Крюкова в станице Глазуновской к статье П. Автономова «Бытописатель земли донской»]// Донская волна. 1918. 18 нояб. (№ 23). С. 3, 4, 5.
- Серебряная свадьба: [дружественный шарж на юбилей Ф. Д. Крюкова] // Донская волна. 1918. № 23 (18 нояб.). С. 9.
- Нотоизвержение Вильсона : [рисунок в рубрике «Митинг улыбок] // Донская волна. 1918. 18 нояб. (№ 23). С. 15.
- Ой, не ходи Грыцю, тай на вечерныци : один водил на помочах, другой ступил на помочи : [рисунок в рубрике «Митинг улыбок] // Донская волна. 1918. 18 нояб. (№ 23). С. 16.
- [Заставка к очерку В. Курганова «Адмирал Колчак»] // Донская волна. 1918. 25 нояб. (№ 24). С. 5.
- Три ориентации: [триптих в рубрике «Митинг улыбок»] // Донская волна. 1918. 25 нояб. (№ 24). С. 15.
- По первопутку : от ворот поворот виден по снегу : [рисунок на тему сближения А. Ф. Керенского с А. И. Деникиным в рубрике «Митинг улыбок»] // Донская волна. 1918. 2 дек. (№ 25). С. 14.
- Единый фронт : [юмористический рисунок в разделе «Митинг улыбок»] // Донская волна. 1918. 2 дек. (№ 25). С. 15.
- [Рисунок-заставка к рубрике «Почтовый ящик» в разделе «Митинг улыбок»] // Донская волна. 1918. 2 дек. (№ 25). С. 16.
- Союзники в Новочеркасске : [заставка и рисунок к очерку Г. П. «Первый англичанин в Черкасске»] // Донская волна. 1918. 9 дек. (№ 26). С. 2.
- Союзники в Новочеркасске : [рисунки вставлены в текст Я. М. Лисового «Неоконченный дневник»] // Донская волна. 1918. 9 дек. (№ 26). С. 5, 6.
- Матрос Носов, главный комиссар Сулина : [иллюстрация к очерку «Восстание в Сулине»] // Донская волна. 1918. 9 дек. (№ 26). С. 11.
- Метаморфозы : [триптих на тему смены политической ориентации в Украине] // Донская волна. 1918. 9 дек. (№ 26). С. 15.
- Преступление и наказание : прошли золотые денечки : [сатирический рисунок на тему возвращения немцами золота России в разделе «Митинг улыбок»] // Донская волна. 1918. 9 дек. (№ 26). С. 16.
- [Заставка к рубрике «Почтовый ящик» в разделе «Митинг улыбок»] // Донская волна. 1918. 9 дек. (№ 26). С. 16.
- Завтра : танка в мирной жизни : [юмористический рисунок в разделе «Митинг улыбок»] // Донская волна. 1918. 16 дек. (№ 27). С. 15.
- [Заставка к стихотворению Михаила Борецкого «Видения Кремлевских башен»] // Донская волна. 1918. 25 дек. (№ 28). С. 7.
- Кременской Вознесенский монастырь в Усть-Медведицкой станице : [рисунок-заставка к рассказу Романа Кумов «Маленькая Ирина»] // Донская волна. 1918. 25 дек. (№ 28). С. 8.
- [Заставка к рассказу Ф. Д. Крюков «В сфере колдовства и мути»] // Донская волна. 1918. 25 дек. (№ 28). С. 10.
- [Заставка к разделу «Митинг улыбок»] // Донская волна. 1918. 25 дек. (№ 28). С. 15.
- [Заставка, концовка и рисунок к фельетону Евгения Венского «Последние»] // Донская волна. 1918. 25 дек. (№ 28). С. 15, 16, 18.
- [Заставка к историческому очерку Виктора Севского «Игнат-казаки»] // Донская волна. 1919. 1 янв. (№ 1/29). С. 11.
- Советское гадание: за ворота башмачок сняв с ногой бросали : [рисунок в рубрике «Митинг улыбок»] // Донская волна. 1919. 1 янв. (№ 1/29). С. 14.
- [Иллюстрация к юмористическому стихотворению Евг. Венского «Новогодние вирши» в рубрике «Митинг улыбок»] // Донская волна. 1919. 1 янв. (№ 1/29). С. 15.
- [Заставка к рассказу Марии Анчаровой «Прочная лошадь»] // Донская волна. 1919. 6 янв. (№ 2/30). С. 1.
- [Заставка к стихотворению Николая Терли «Не песню победы мы пели пред боем…»] // Донская волна. 1919. 6 янв. (№ 2/30). С. 3.
- [Заставка к воспоминаниям А. П. Богаевского «Генерал Алексеев»] // Донская волна. 1919. 6 янв. (№ 2/30). С. 11.
- Поторопился : Разрешите еще задержаться! [рисунок в рубрике «Митинг улыбок». Старый Год просится еще побыть свой час в тепле. Под заголовком комментарий: В связи с недостатком топлива мы живем на час вперед] // Донская волна. 1919. 6 янв. (№ 2/30). С. 14.
- Вчерашние : В Россию; На Родину : [диптих на тему возвращения на родину германской армии] // Донская волна. 1919. 6 янв. (№ 2/30). С. 15.
- [Концовка к сатирическому стихотворению Евгения Венского «Широкая натура»] // Донская волна. 1919. 6 янв. (№ 2/30). С. 16.
- [Заставка к очерку В. Курганова «Мюрат в черкеске» о командующем Добровольческой армией П. Н. Врангеле] // Донская волна. 1919. 13 янв. (№ 3/31). С. 13.
- Ген. М. Г. Дроздовский в гробу в Старом соборе в Ростове 4 января 1918 г. : [зарисовка к историческому очерку Я. М. Лисового «Боевые встречи с М. Г. Дроздовским»] // Донская волна. 1919. 13 янв. (№ 3/31). С. 15.
- [Заставка и иллюстрация к очерку М. Нефедова «Чернецов», посвященному годовщине гибели командира донских партизан] // Донская волна. 1919. 20 янв. (№ 4/32). С. 1.
- [Заставка к очерку В. Хмурого «"Дебальцево" - первый бой чернецовцев»] // Донская волна. 1919. 20 янв. (№ 4/32). С. 3.
- [Заставка и концовка к очерку Моисея Попова «Чернецовцы под "Выселками"»] // Донская волна. 1919. 20 янв. (№ 4/32). С. 5, 6.
- [Заставка к очерку В. Курганова «Из стаи славной» об одном из боевых друзей В. М. Чернецова – есауле А. Я. Жданове] // Донская волна. 1919. 20 янв. (№ 4/32). С. 7.
- Миротворец : рука протянута : [карикатура на желание М. Горького примирить пролетариат с интеллигенцией ] // Донская волна. 1919. 20 янв. (№ 4/32). С. 16.
- [Заставка к легенде «Старик», рассказанной Виктором Севским] // Донская волна. 1919. 27 янв. (№ 5/33). С. 6.
- [Заставка и концовка к рассказу Романа Кумова «Малый огонь»] // Донская волна. 1919. 27 янв. (№ 5/33). С. 8, 12.
- Петроград на Дону : Евгений Венский : [шарж] // Донская волна. 1919. 10 февр. (№ 7/35). С. 15.
- В горах Кавказа : вот и взлетел туда, где парили лишь туманы да цари орлы : [комментарий от автора. – На Кавказе большевики загнаны на горы] // Донская волна. 1919. 10 февр. (№ 7/35). С. 16.
- [Заставка к очерку Георгия Олина «Генерал Усачев»] // Донская волна. 1919. 17 февр. (№ 8/36). С. 4-5.
- В горах Кавказа : «Старый режымъ, новый режымъ, всех режымъ»: [комментарий от автора. – Ингуши, долгое время бывшие в стане красных, сдались] // Донская волна. 1919. 17 февр. (№ 8/36). С. 16.
- [Заставка к последнему произведению Романа Кумова «Пророчество»] // Донская волна. 1919. 3 марта (№ 10/38). С. 1-2.
- [Заставка к драматическим картинам Р. П. Кумова «Бабока или путешествие из Петрограда в Батум»] // Донская волна. 1919. 10 марта (№ 11/39). С. 1.
- Танкомания : [cатирический рисунок] // Донская волна. 1919. 10 марта (№ 11/39). С. 16.
- [Заставка к очерку Виктора Севского «Дети степной красавицы»] // Донская волна. 1919. 17 марта (№ 12/40). С. 1.
- [Рисунок казака в тексте М. Нефедова «Казаки под Вертячим»] // Донская волна. 1919. 17 марта (№ 12/40). С. 11.
- [Концовка к очерку «Станция Тихорецкая: (май 1918 года)»] // Донская волна. 1919. 17 марта (№ 12/40). С. 15.
- По старой басне: пока он пел... : [cатирический рисунок] // Донская волна. 1919. 17 марта. (№ 12/40). С. 16.
- [Заставка к очерку И. А. Леухова «Витязь седой»] // Донская волна. 1919. 24 марта (№ 13/41). С. 1.
- [Заставка к очерку «Эпизод, каких было много», за подписью «Один из смертников»] // Донская волна. 1919. 24 марта (№ 13/41). С. 4.
- [Заставка, концовка и иллюстрация к легенде, пересказанной Николаем Туземцевым «Эрэджиб»] // Донская волна. 1919. 24 марта (№ 13/41). С. 10.
- Великан и пигмей : Что страшнее? // Донская волна. 1919. 24 марта (№ 13/41). С. 15.
- Злободневное // Донская волна. 1919. 24 марта (№ 13/41). С. 16.
- [Заставка к информационной статье Я. П. Богаевского «В Ольховке: (детство и юность М. П. Богаевского)»] // Донская волна. 1919. 31 марта (№ 14/42). С. 6.
- [Концовка к очерку К. Наташина «Красный Кронштадт»] // Донская волна. 1919. 31 марта (№ 14/42). С. 16.
- [Заставка к справке от особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков «О прахе Корнилова»] // Донская волна. 1919. 14 апр. (№ 16/44). С. 5.
- Аукнулось, а потом откликнулось : на севере Дона восстание разрастается : [диптих подзаголовками: Агитация; Контрагитация] // Донская волна. 1919. 14 апр. (№ 16/44). С. 16.
- [Заставка и концовка к очерку В. Севского «В сальских степях» // Донская волна. 1919. 21 апр. (№ 17/45). С. 1, 2.
- [Концовка к очерку Ф. Пенкова «Заплавы»] // Донская волна. 1919. 21 апр. (№ 17/45). С. 6.
- [Концовка к очерку К. Волгина «Рубачи»] // Донская волна. 1919. 21 апр. (№ 17/45). С. 10.
- [Концовка к рассказу М. Попова «Фиалки»] // Донская волна. 1919. 21 апр. (№ 17/45). С. 15.
- [Заставка и две иллюстрации к очерку В. Севского «Бузулукский сотник»] // Донская волна. 1919. 28 апр. (№ 18/46). С. 2, 3, 4.
- [Заставка к информационной статье «Последнее письмо В. М. Чернецова» ] // Донская волна. 1919. 28 апр. (№ 18/46). С. 4.
- [Рисунок-заставка студентов на позициях к очерку Д. Дмитриевича «Студенческая боевая дружина»] // Донская волна. 1919. 12 мая (№ 19/47). С. 1.
- Студенты-партизаны: [три портретных рисунка] // Донская волна. 1919. 12 мая (№ 19/47). С. 8, 9, 10.
- [Рисунок-иллюстрация, заставка и концовка к лирическому рассказу П. Максимова «Заповедные воды»] // Донская волна. 1919. 16 июня (№ 22-24/50-52). С. 8, 13.
- [Заставка, концовка и 8 крупных рисунков-иллюстраций к сентиментальному роману Евгения Венского «Партизанская любовь»] // Донская волна. 1919. 16 июня (№ 22-24/50-52). С. 27-30.
- [Заставка, концовка и три крупные иллюстрации к лирическому рассказу-были Владимира Стефанова «Рак и табун»] // Донская волна. 1919. 30 июня (№ 25/53). С. 1, 3, 4.
- Скверная история : [сатирический рисунок к цитате из речи Ленина «Мы – достояние истории» с подписью «Влетели в историю»] // Донская волна. 1919. 30 июня (№ 25/53). С. 17.
- [Новая заставка к возобновившейся рубрике «Митинг улыбок»] // Донская волна. 1919. 30 июня (№ 25/53). С. 17.
- [Заставка к очерку Виктора Севского о старом городе Черкасске «Колыбель казачества»] // Донская волна. 1919. 7 июля (№ 26/54). С. 1.
- [Концовка к очерку П. Аврамова «Дневник степняка-партизана»] // Донская волна. 1919. 11 авг. (№ 29/57). С. 16.
- [Заставка к стихотворению Е. Д. «Летчикам»] // Донская волна. 1919. 29 авг. (№ 30/58). С. 1.
- [Концовка к очерку А. Крыльского «Стальные птицы на Маныче»] // Донская волна. 1919. 29 авг. (№ 30/58). С. 12.
- [Заставка к очерку Виктора Севского «Мария Петровна Каледина»] // Донская волна. 1919. 15 сент. (№ 31/59). С. 1.
- Труд и капитал : [сатирический рисунок к новостной информации: «В Ельце казаками Мамантова снят советский памятник Карлу Марксу. Казаками Мамантова реквизированы у комиссаров керенки в лентах»] // Донская волна. 1919. 15 сент. (№ 31/59). С. 17.
- В недоумении : [сатирический рисунок с подписью: «Вильсон. Кому же здесь помогать?»] // Донская волна. 1919. 10 нояб. (№ 32/60). С. 17.
- [Заставка к поэме Фил. Пенкова «Юнкер Вешкин»] // Донская волна. 1919. 24 нояб. (№ 33/61). С. 15.
Н. Н. Зайцева
|