Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Сухарев А. Г. Бессмертие пастыря  // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/3/art.aspx?art_id=1810

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й
Церковь на Дону. Персоналии


А. Г. СУХАРЕВ

БЕССМЕРТИЕ ПАСТЫРЯ

Илия Попов, последний представитель донской казачьей церковно-священнической династии, родился 20 июля (1 августа по новому стилю) 1871 года в станице Кочетовской 1-го Донского округа Области войска Донского.

Его отец Виктор Михайлович Попов начал церковную службу в возрасте четырнадцати лет в 1860 году, в 1884-м был рукоположен в сан диакона, а продолжалось его беспорочное служение в течение 56 лет.

«Как служитель церкви Божией … являл себя образцом крепкой веры в Бога, несокрушимой надежды на Него и совершенной преданности Его воле во всех обстоятельствах…жизни… отличался благочестием, религиозною настроенностью и церковностью» [1].

Илия Викторович Попов – мой дед. О его судьбе написаны книги «Жизнь и смерть священника Илии Попова» [2], «Подвиг веры о. Илии Попова» [3] и «Мемориал» [4].

Последняя, посвящённая 150-летию со дня рождения о. Илии Попова, рассказывает о мемориале всем пострадавшим за веру Христову в ХХ веке, созданном в Великокняжеском благочинии Волгодонской епархии, о судьбах 76-ти священно- и церковнослужителей, монашествующих и мирян, погибших в результате гонений богоборческой власти, о прихожанах 1930-х годов храма во имя мучеников Флора и Лавра в станице Великокняжеской (с 1925 года – Пролетарской) и об их духовном пастыре протоиерее Илии Попове.

Все прямые предки священника Илии Попова по мужской линии начиная с XVIII века были донскими казачьими священно- и церковнослужителями. Его прапрапрадед Евсигней Иванов стал священником в церкви Рождества Христова станицы Нижне-Кундрюческой в 1792 году. Таким образом, о. Илия Попов принадлежал к происходящей из станицы Нижне-Кундрюческой казачьей церковно-священнической династии, насчитывающей не менее шести поколений.

Из самой ранней сохранившейся клировой ведомости церкви Рождества Христова за 1801 год следует, что в церкви было два священника, младший из которых, Иосиф Симеонов, приходился Евсигнею Иванову двоюродным братом [2, с. 16]. (Здесь и далее даны ссылки на книги автора, содержащие родословную протоиерея И. В. Попова, составленную на основании многих клировых ведомостей и других документов. – А. С.)

В первой половине XIX века внутри причта Христорождественской церкви существовали тесные родственные связи. Так, в 1848 году у деда о. Илии Попова, служившего в Христорождественской церкви, в причте той же церкви состояли дед, дядя, четыре двоюродных брата, двоюродный дядя, троюродный брат и троюродный племянник; кроме того, многие из членов клира были сватами по отношению друг к другу [2, с. 36, 37].

Естественно предположить, что так было и в XVIII веке, и предки прапрапрадеда о. Илии Попова, священника Евсигнея Иванова и его двоюродного брата Иосифа Симеонова, служили в той же Христорождественской церкви, существовавшей с начала XVIII века.

На интернет-сайте храма говорится, что он был основан в 1703 году [5]. Однако документально подтверждено лишь то, что «первая деревянная церковь существовала в станице Нижне-Кундрюческой до 1724 г. Об этом свидетельствовала надпись на антиминсе, представленном архиепископу Донскому и Новочеркасскому Владимиру (Сеньковскому) в 1911 г.» [6].

Собственного духовенства на Дону до XVIII века практически не было, и таких глубоких и разветвлённых церковно-священнических казачьих династий из шести и более поколений было наверняка мало. Генеалогическое дерево династии с учётом информации, полученной после публикации первой книги об о. Илии [2], приведено на вклейке в книге «Мемориал» [4, раздел 1.2].

Отметим также, что служил о. Илия в храмах четырёх округов Области войска Донского: 1-го Донского (Архангельская церковь станицы Золотовской и Одигитриевская церковь хутора Крымского Кочетовской станицы), Черкасского (Николаевская церковь хутора Власово-Аютинского), Ростовского (Свято-Троицкая и Свято-Серафимовская церкви станицы Гниловской) и Сальского (Александро-Невская соборная церковь станицы Великокняжеской и Флоро-Лаврская церковь станицы Пролетарской).

На территории всех трёх епархий нынешней Донской митрополии сохранились храмы, где служил о. Илия: Ростовской – Свято-Серафимовская церковь Ростова-на-Дону, Волгодонской – Флоро-Лаврская церковь города Пролетарска и Одигитриевская церковь хутора Крымского(нынешняя Одигитриевская церковь хутора Крымского построена в 1912 году; о. Илия по 1904 год служил в старой церкви, разобранной после строительства новой), Шахтинской – Николаевская церковь хутора Аюта (ныне в составе города Шахты).

Жизненный путь и служение о. Илии Попова подробно описаны и документированы [2; 4].Приведём здесь лишь краткую версию его послужного списка и основные вехи жизненного пути:

1882–1886: учёба в Новочеркасском духовном училище.

1886–1892: учёба в Донской духовной семинарии.

22.06.1892–07.08.1893: псаломщик Архангельской церкви станицы Золотовской.

Лето 1893: женитьба на Казинцевой Анне Степановне, 3 февраля 1876 года рождения, дочери урядника станицы Баклановской.

08.08.1893–23.01.1904: священник Одигитриевской церкви хутора Крымского станицы Кочетовской.

24.01.1904–15.09.1906: настоятель Николаевской церкви хутора Власово-Аютинского Александровско-Грушевского благочиния.

16.09.1906–06.03.1912: настоятель Свято-Троицкой церкви станицы Гниловской.

07.03.1912–14.10.1916: настоятель Свято-Серафимовской церкви станицы Гниловской.

С 15.10.1916 до закрытия церкви в 1931 году: настоятель Александро-Невской соборной церкви станицы Великокняжеской (с 1925 года – Пролетарской);

с перерывом на 11 месяцев, апрель (или май) 1919 года – декабрь 1919 года:священник при штабе генерала Мамонтова, затем три месяца скрывался в Екатеринодаре у родственников.

1930–1931: лишение избирательных прав как служителя религиозного культа, обложение хозяйства налогом по постановлению Пролетарского финансового отдела, опись имущества, реализация имущества в погашение долга по налогу, выселение из дома.

1931–16.12.1935: настоятель Флоро-Лаврской церкви станицы Пролетарской;

17.12.1935 (после закрытия церкви) до ареста: совершение «нелегальных» религиозных обрядов по домам верующих.

1936–1937:организовал шествие 30−40 верующих к райисполкому «с требованием об открытии религиозного дома»; на базарной площади станицы Пролетарской говорил группе граждан, что «скоро вернут нам церкви, об этом говорит проект новой конституции»; говорил, что «хватит существовать советской власти безбожников»; призывал «подписываться на строительство церкви» в станице Пролетарской [7, л. 15].

24.09.1937: арест; обвинён в том, что 1) добровольно служил в белой армии в корпусе генерала Мамонтова священником; 2) занимался распространением пораженческих слухов против СССР и контрреволюционной агитацией; 3) после закрытия церкви совершал нелегальные религиозные обряды; 4) организовал демонстрацию к райисполкому с требованием об открытии молельного дома [7, л. 15, 18].

09.10.1937: по постановлению тройки УНКВД по Азово-Черноморскому краю «осуждён к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией лично принадлежащего имущества» [7, л. 18].

14.10.1937: приговор приведён в исполнение [7, л. 19].

26.06.1989: реабилитирован заключением Прокуратуры Ростовской области [7, л. 21].

В 2013 году при публикации [2] было ясно, что основания для трёх из четырёх пунктов обвинения у следствия имелись (кроме первого – службы в войсках генерала Мамонтова). Позднее были получены косвенные, но убедительные подтверждения справедливости и первого пункта обвинения [4, с. 46–56].Но с нашей точки зрения, деяния о. Илии – перечислим их ещё раз в том же порядке, что и в обвинительном заключении: 1) молитвы в войсках и за войска генерала Мамонтова, 2) противодействие богоборчеству властей, 3) в условиях жесточайших репрессий духовное окормление паствы, иными словами, «совершение нелегальных религиозных обрядов, как то: крестин, похорон, молебствий», и 4) борьба за возвращение отнятого у верующих храма [7, л. 15], – были не виной, а подвигом веры о. Илии.

Протоиерей И. В. Попов был расстрелян в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1937 года. Этот день сегодня является великим православным праздником, традицияотмечать которыйвосходит к явлению в конце первого тысячелетия Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, и общеказачьим воинским праздником в честь победы казаков над турецко-татарскими войсками под Азовом в 1641 году. Смерть за веру и церковь в такой день не могла быть воспринята о. Илией иначе как ответ небес на его предсмертные молитвы.

В 2013 году был создан Фонд имени священника Илии Попова [8]. Фонд ведёт культурно-просветительскую деятельность по истории России, Православной церкви, казачества, занимается работой по восстановлению казачьих традиций и этнокультуры. Важнейшей его задачей является сохранение памяти обо всех за Христа пострадавших в ХХ веке и прославление подвига новомучеников.

У всех трёх храмов, входящих сегодня в состав Волгодонской епархии, в сентябре 2020 года установлены поклонные кресты. Они выполнены по единому проекту (скульптор Д. В. Лындин) и отлиты в бронзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поклонный крест в станицах Нижнекундрюченской, Кочетовской и хуторе Крымском

Летом 1906 года в большой и богатой казачьей станице Гниловской (сегодня станица находится на территории Ростова-на-Дону) началось строительство нового Свято-Серафимовского храма. 16 сентября 1906 года церковное начальство возложило ответственность за строительство на о. Илию Попова, назначив его настоятелем Свято-Троицкой церкви, в приходе которой строился новый храм. С поставленной задачей о. Илия справился – новая церковь получилась на славу. Каменная, с высокой звонницей, золочёными куполами, стенами, расписанными масляными красками с орнаментами, мраморно-мозаичным иконостасом – вся станица любовалась ею. Отец Илия стал первым её настоятелем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм преподобного Серафима Саровского. Ростов-на-Дону, 1912 г. Неизвестный художник.

Рядом со Свято-Серафимовским храмом находится дом священника. В нём пять с половиной лет, с 1912 по 1916 год, жила семья о. Илии. Из этого дома впервые пошла в школу моя мать. Отсюда ушёл на Первую мировую войну мой дядя Михаил. В советские времена и вплоть до начала 2000-х годов, когда было завершено восстановление храма преподобного Серафима Саровского, в доме размещалась аптека, после того – два епархиальных женских центра: защиты материнства и детства «Возрождение» и кризисно-реабилитационный. Сейчас там иконописное отделение Донской духовной семинарии, но скоро и оно переедет поближе к семинарии.

Напрашивается идея создания в бывшем доме священника небольшого музея, где можно было бы рассказать о первых обитателях дома у Свято-Серафимовского храма, проследить историю донского духовенства и историю гонений на церковь в советские времена. Не раз выступал Фонд имени священника Илии Попова с такой инициативой, но поддержки пока не получил. Однако что-то в доме в указанном направлении сделано уже и сегодня. Внутри дома размещены два стенда: «Священник Илия Попов» и «А. С. и И. В. Поповы: семья». Дом украшают два портрета о. Илии, относящиеся к разным периодам его жизни. У двери дома – мемориальная табличка, другая – у ворот созданного при доме мемориального дворика. В мемориальном дворике установлен бюст о. Илии работы скульптора В. А. Штода. А у входа в Свято-Серафимовский храм попечением Фонда установлен стенд «История храма Преподобного Серафима Саровского, Ростов-на-Дону».

Но главным проектом Фонда, направленным на решение его важнейшей задачи, явилось создание в Великокняжеском благочинии Волгодонской епархии мемориала всем пострадавшим за веру Христову в ХХ веке на донской земле. Мемориальный комплекссостоит из четырёх частей: храма во имя святых мучеников Флора и Лавра, стены памяти, памятника протоиерею И. В. Попову и поклонного креста «Верой спасётся Россия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мемориальный храм и памятник протоиерею И. В. Попову в Великокняжеском благочинии.г. Пролетарск. Фото А. Г. Сухарева

Станица Великокняжеская началась с храма: основана она была в июле 1875 года, а через два месяца в станице заложили каменную церковь. Украшает эта церковь Великокняжеское благочиние и сегодня. Судьба её в ХХ веке была типичной, но вместе с тем и уникальной. По всей стране закрывала и разрушала церкви безбожная власть. Повсюду верующие пытались спасти свои храмы. Но таких примеров стойкости и силы веры, какой явили сотни прихожан храма и их пастырь о. Илия, таких историй борьбы за спасение храма мало, очень мало. Им, прихожанам Флоро-Лаврского храма 1930-х, посвящена книга «Мемориал» [4].

Все работы по восстановлению храма велись с участием Фонда имени священника Илии Попова. Группе иконописцев осталось закончить работу наднесколькимииконами для иконостаса. Эту работу и тем самым весь комплекс реставрационных работглавной части мемориального комплекса – храма во имя святых мучеников Флора и Лавра – планируется завершить в 2021 году.

Монумент «Стена Памяти», созданный в 2018 году, материалом и цветом символизирует тюремную стену (скульптор Д. В. Лындин, архитектор В. Ю. Болдырев).

В центре – фигура священника, находящегося в тюремной камере. В левой части стены надпись «Всем пострадавшим за веру Христову в ХХ веке на донской земле». В правой части надпись «Имена всех пострадавших Ты сам Господивеси». На сорока двух гранитных табличках монумента написаны золотом 76 имён священно- и церковнослужителей, монашествующих и мирян, погибших в результате гонений богоборческой власти. Имена указаны в алфавитном порядке в каждой из следующих пяти категорий: «Расстреляны и убиты без суда и следствия» (32 человека), «Расстреляны по приговорам ВЧК» (3 человека), «Расстреляны по приговорам троек НКВД» (25 человек), «Умерли в заключении и ссылке» (6 человек); «Расстреляны по приговору тройки НКВД от 23.04.1933 по “Белокалитвинскому”делу» (10 человек). «Белокалитвинское» дело выделено как, вероятно, самое кровавое и одно из самых массовых «церковных» дел на Дону. В рамках единого «Белокалитвинского» дела проходили 56 обвиняемых, 28 человек приговорены к расстрелу.

31 августа 2014 года в день престольного праздника Флоро-Лаврского храма на площади около храма был открыт памятник священнику Илии Попову (скульптор К. Р. Чернявский). Памятник стал первым по времени открытия объектом мемориального комплекса.

Четвёртым объектом мемориального комплекса является поклонный крест «Верой спасётся Россия». Как и стена памяти, он был создан в 2018 году (скульптор В. А. Штода, архитектор В. Ю. Болдырев).

«Верой спасётся Россия» – слова эти были девизом ордена Святителя Николая Чудотворца, учреждённого в апреле 1920 года генералом П. Н. Врангелем, главнокомандующим Вооружённых сил Юга России, перед реорганизацией ВСЮР в Русскую армию. Орден вручался за выдающиеся воинские подвиги в борьбе с большевиками и приравнивался к Георгиевскому кресту. Эти же слова были начертаны на знамёнах частей генерала Дроздовского, покрывших себя неувядаемой славой во время Гражданской войны.Но поклонный крест не призывает продолжать горячие и холодные междоусобные войны.Он призван напомнить о нашей давней и недавней истории и показать, что смысл человеческого бытия возвращается к нам через духовные идеалы веры.

1 мая 2019 года схиархимандрит Илий, духовник патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Свято-Введенской Оптиной пустыни, посетил храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия хутора Крымский, в котором в 1893 году начался священнический путь о. Илии Попова. Во время посещения благочинный Усть-Донецкого благочиния, настоятель храма Рождества Христова станицы Нижнекундрюченской, председатель комиссии по канонизации святых Волгодонской епархии иерей Алексий Скоробогатов подарил схиархимандриту Илию книгу А. Г. Сухарева «Жизнь и смерть священника Илии Попова». Вечером того же дня о. Алексий писал мне:«Старец Илий на мой рассказ об о. Илии Попове сказал, что о. Илия – святой. Вот о таких примерах надо говорить и писать”».

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Скромный юбилей // Дон. епарх.  вед. 1910. 21 дек. (№ 36). С. 873.

2. Сухарев А.  Г. Жизнь и смерть священника Илии Попова. Смоленск :Маджента, 2013.

3. Стороженко Э. А. Подвиг веры о. Илии Попова. Смоленск : Б-ка ист.-лит. журн. «Странникъ», 2019.

4. Сухарев А. Г. Мемориал. Ростов н /Д. : Альтаир, 2020.

5. О храме // Храм Рождества Христова. Ст-ца Нижнекундрюченская  : офиц. сайт храма. URL: http://hram-rogdestva.cerkov.ru/main-page/ (дата обращения  08.09.2020).

6. Шадрина А. В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии конец XVII века – 1920 г.  : справ. Ростов н/Д. : Антей, 2014. С. 254.

7. Архив УФСБ России по Ростовской области.Д. № П-37532. Начато 24 сентября 1937 года. Окончено 4 октября 1937 года. (вДеле подшиты и более поздние документы. – А. С.).

8. Фонд имени священника Илии Попова :[сайт].URL: https://popovfoundation.org/(дата обращения 12.09.2020).

Источник: Сухарев А. Г. Бессмертие пастыря  // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. С. 76–80.

 




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2021 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"