Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Мотовилова А. А. Храм Петра и Павла в Зимовниках // Донской временник. Год 2021-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1848

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й
Храмы и монастыри Ростовской области

А. А. МОТОВИЛОВА

ХРАМ ПЕТРА И ПАВЛА В ЗИМОВНИКАХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 февраля 1906 года жители поселения при станции Зимовники и окружающих хуторов подали прошение о строительстве походной церкви Святых апостолов Петра и Павла. В июне 1906 года на средства прихожан была построена однопрестольная деревянная церковь с такой же колокольней [1].

Благочинный священник Сальского округа настаивал, что основывать храм при временном поселении целесообразно, поэтому освятили его с задержкой: только 10 декабря 1907 года – как приписной к церкви слободы Верхне-Себряковской [2].

Своего причта церковь не имела, богослужения проводил священник слободской Вознесенской церкви Павел Владимирович Юркевский.

Штат священников и псаломщиков определяла Донская духовная консистория. Причт состоял из священника и псаломщика. При церкви Святых апостолов Петра и Павла также состояли просфорня и староста, который выбирался прихожанами.

17 декабря 1909 года старостой в церкви поселения при станции Зимовники утвердили крестьянина Михаила Скороходова [3]. Согласно отчётам Донского миссионерского комитета за 1909 год, при станции Зимовники проживали в небольшом количестве молокане; появились там и толстовцы [4].

В 1910 году на три года членами церковного попечительства избрали девять человек; председателем – Павла Юркевского, казначеем – Михаила Скороходова [5]. 20 сентября 1910 года церковь посетил епископ Аксайский Гермоген [6, с. 444].

6 сентября 1911 года место священника занял окончивший курс духовной семинарии коллежский секретарь Ювеналий Михайлович Беляев [6, с. 432].

Церковь Святых апостолов Петра и Павла имела обширный круг благотворителей из близких и отдалённых мест. В 1908 году крестьянин Гавриил Петров пожертвовал 200 рублей на приобретение подцерковного дома при Петропавловском молитвенном доме [7].

В 1907– 1911 годах на средства прихожан возвели два деревянных причтовых дома и дом для церковного караула. В 1911-м купец Лев Иванович Терентьев построил первое церковно-приходское училище с четырёхлетним обучением, которое стало называться Терентьевским. Начальное образование было бесплатным и обязательным. Изучали закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письма, арифметику, историю Церкви и Отечества. 2 ноября 1911 года отца Ювеналия утвердили законоучителем [8].

В 1912 году Петропавловская церковь была приписана к Вознесенской церкви поселка Верхне-Себряковского [9]. Церкви Петра и Павла принадлежали 468 квадратных саженей усадебной земли. Причтовый денежный доходсоставлял1823 рубля17копеек [10]. В 1912 году в «Донских епархиальных ведомостях» появилось объявление о вакансии просфории. В просфории (просвирни) выбиралась общиной бедная вдова или «старая девушка». Полагалась денежное вознаграждение от общины в сумме 120 рублей и собранный хлеб [11].

6 марта 191 года по распоряжению епархиального начальства отца Ювеналия переместили в церковь станицы Морозовской, и его место занял священник отец Михаил [12].

Михаил Николаевич Рукин родился в семье священника в 1877 году. В 1900-м он окончил Воронежскую духовную семинарию; с 1909 по 1913 год служил в Покровской церкви при станции Морозовской; после чего – 21 мая – его утвердили  законоучителем Терентьевского приходского училища [13].

Кружечного сбора за 1913 год поступило в размере 2 рублей 20 копеек [14].

В годы Первой мировой войны в церквях Донской епархии был организован сбор пожертвований в пользу русской армии. По сообщению отца Михаила (от 21 февраля 1915 года), прихожане Петропавловской церкви на сумму 139 рублей 50 копеек собрали для воинов тёплые сорочки, пиджаки на вате, полушубки на меху, валенки, варежки, перчатки, одеяла, шапки, и всё это отправили в Харьковский склад имени Государыни императрицы Александры Фёдоровны [15].

В Донской епархии активно развивалась миссионерская деятельность, направленная на борьбу с сектантами и старообрядцами. Согласно отчёту Донского епархиального противостарообрядческого и противосектантского миссионерского комитета за 1913 год, Сальский округ был наиболее «заражён расколом». В 1915 году были опубликованы правила для приходских миссионерских кружков ревнителей православия и благочестия. В таких кружках, председательствовали в которых настоятели храмов, принимали участие и учителя церковноприходских школ. В том же году отец Михаил через крещение присоединил из секты баптистов к православной церкви уроженца Павловского уезда Воронежской губернии крестьянина Василия Леонтьевича Костюченко, его жену Глафиру Федотовну, двухлетнего сына Стефана; уроженку Тавричанской губернии Бердянского уезда крестьянку Анастасию Трофимовну Сапунцеву и уроженку Астраханской губернии Царёвского уезда крестьянка Мария Ивановна Головачёва [16].

Церковно-приходское училище существовало до 1917 года, когда его передали в ведение Министерства народного просвещения. В связи с введением военного положения в Зимовниковской волости 27 декабря Зимовниковский волостной совет принял на себя функции ревкома. В феврале 1918-го начались бои с белыми войсками. Гражданская война в волости сопровождалась большими жертвами и красных и белых. 5 июля священника Михаила Рукина убили красноармейцы; его похоронили у станции.

Церковь была очень холодной и непригодной к устройству отопления. Со временем стала протекать крыша; потрескалась щелёвка; снег, ветер и пыль летели сквозь стены [2].

В 1920 году в посёлке Зимовники насчитывалось 310 дворов и 1481 жителей [17]. После принятия 8 апреля 1929 года постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» в стране усилилась антирелигиозная работа. Служителей церкви лишали избирательных прав, священники и приходы облагали налогами – а в случае неуплаты имущество подлежало конфискации.

В 1935 году в Зимовниках появилась община евангелистов-христиан. В регистрации она получила отказ, и молитвенный дом был закрыт.

А Петропавловскую церковь закрыли 8 апреля 1939 года на основании Постановления Президиума ростовского областного исполнительного комитета [18]. В том же году её и разрушили. На территории бывшего церковного двора открыли центральный рынок, который действует по сей день. Дом священника, который был куплен Ростовской епархией и Зимовниковской православной общиной у хозяина Сухарева, был изъят.

Сначала в нём располагался Краевой совет профсоюзов, потом райком ВЛКСМ и Общество содействия обороне авиации и химическому строительств (Осоавиахим).

В августе 1942 года посёлок оккупировали немецко-фашистские захватчики. По инициативе прихожан в доме священника начались богослужения. А после освобождения Зимовниковского района (в январе 1943-го) этот дом – он стал называться Домом молитвы – передали православной общине. В нём организовали сбор средств на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского, на содержание раненых в госпиталях, на подарки бойцам.

В 1950 году силами прихожан и на средства Зимовниковской православной общины молитвенный дом был разобран. На его месте построили новый, действовавший до 1960 года. 3 марта решением № 86 районного исполнительного комитета Петро-Павловский молитвенный дом, ( переулок Игнатовский, 6) изъятый у церковной общины, взяли на баланс Зимовниковского райсовета и переоборудовали в центральную районную библиотеку [19]. Через четыре года, 22 декабря, верующие обратились с прошением к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию о восстановлении молитвенного дома. В прошении они подчёркивали, что в Зимовниковском районе действовали  семь церквей – и все закрыли.

К зданию церковно-приходского училища в 1969 году сделали пристройку; с 1991 года в нём находится начальная школа имени А. С. Пушкина.

В 1988 году община приобрела здание на окраине посёлка и переоборудовала его в Петро-Павловский молитвенный дом. С 15 марта 1989 по 1999 год его настоятелем служил Пётр Гладырев.

С 1989 по 2012 год в Зимовниках действовали два молитвенных дома; один располагался в рабочем районе посёлка, другой – в здании ПМК-8. 16 февраля 1999 года священник вновь образованной церковной общины Димитрий Дорошенко обратился с просьбой передать в собственность Ростовской епархии здание прежнего молитвенного дома, но получил отказ. 24 августа 1999 года Зимовниковский районный суд принял решение о признании права собственности на строение и удовлетворил иск Ростовского епархиального управления. С 2000 года иереем Петропавловского молитвенного дома служил Агин Андрей Михайлович [19].

В 2009 году началось строительство новой церкви – храма Петра и Павла. Проект разработал архитектор Владимир Мосин. 19 августа, в праздник Преображения Господня, освятили крест и закладной камень. В том же году залили фундаментную плиту. В 2010-м напротив поселкового рынка вывели фундамент и стены храма до куполов. Храм возводился на средства прихожан и спонсоров. 3 июля 2010 года, в присутствии священника прихода – отца Андрея – в основание стены положили первый кирпич. 27 мая 2011 года установили купола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К весне 2012 года внутренняя отделка была завершена. В настоящее время церковь относится к Волгодонской епархии (Сальское Восточное благочиние). При храме действует Воскресная школа и церковная лавка с обширным выбором православной литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11342. Л. 1–1 об. 5, 6, 32, 41, 44.

2. ГАРО. Ф.226. Оп. 3. Д. 11891. Л. 268–268 об.

3. Епархиальные известия. Перемены по службе // Дон. епарх. вед. 1909. 21 декабря. С.629.

4. Отчёт донского епархиального противостарообрядческого миссионерского комитета за 1909 г. // Дон. епарх. вед. 1911. 1 июля. С.291–292.

5. Епархиальные известия. Избраны в церковно-приходские попечительства // Дон. епарх. вед.1910. 11 апр. С. 163.

6. Епархиальные известия//Дон. епарх. вед. 1910. 11 сент.

7. Распоряжения и известия епархиального начальства //Дон. епарх. вед. 1908. 11 марта. С.136.

8. Епархиальные известия. Перемены по службе // Дон. епарх. вед. 1912. 11 ноября. С.498.

9. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 12166. Л. 257.

10. Шадрина А. В. Приходское духовенство Донской и Новочеркасской епархии второй половины XIX века. Ростов н/Д: Антей, 2014. С. 263.

11. Сведения о свободных просфорнических местах при церквах Донской епархии // Дон. епарх. вед. 1912. 11 ноября. С. 498.

12. Епархиальные известия. Перемены по службе //Дон. епарх. вед.1913. 11 марта. С. 134).

13. Епархиальные известия. Перемены по службе //Дон. епарх. вед.1913. 1 июня. С.326.

14. Дон. епарх. вед.1914. 1 апр. С. 192.

15. Список вещей и предметов, собранных духовенством по приходам Донской епархии и отправленных в пользу воинов в действующую армию с обозначением приблизительной стоимости этих вещей и предметов // Дон. епарх. вед. 1915. 20 мая. С. 310.

16. Присоединены к святой Православной церкви // Дон. епарх. вед. 1915. 8 июля. С. 502.

17. Дон. стат. ежегодник. 1922. Ростов н/Д. С. 37.

18. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 303. Л. 25–25 об.

19. Решение Зимовниковского районного суда от 24 августа 1999 г.

 




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2021 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"