Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Шадрина А. В. Архитекторы ростовского собора Рождества Богородицы // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2019.  Вып. 28-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1739

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 28-й

Храмы и монастыри Ростовской области

А. В. ШАДРИНА

АРХИТЕКТОРЫ РОСТОВСКОГО СОБОРА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы города Ростова-на-Дону – важнейшая составляющей историко-культурного образа южной столицы. История храма, построенного в 1860 году, связана с именами выдающихся представителей духовенства, культуры и искусства.

Церковь Рождества Богородицы была основана в 1765 году в купеческом форштадте крепости Св. Димитрия Ростовского, располагавшемся при урочище Полуденки [1]. Стремительное развитие южной крепости и утверждение в 1845 году городского плана [2] совпало с началом ходатайств о постройке новой соборной церкви. Необходимость строительства была обусловлена не только преображением быстро растущего города, но и значительно увеличившимся числом прихожан.

История не оставила свидетельств о том, кто был инициатором строительства и кто выбирал проект будущего храма. Скорее всего, инициатива принадлежала ростовским купцам, вошедшим в попечительский совет по постройке соборной церкви. Ростовский журналист Иван Яковлевич Алексанов (1863–1929), предпринявший попытку описания ростовских храмов конца XIX века, повествуя о «строителях» собора, называет следующие имена: Фёдор Михайлович Нефёдов († 18 октября 1852 г.), протоиерей Григорий Щербинский († 1855 г.), Козьма Григорьевич Краморенко († 10 мая 1873 г.), Семён Николаевич Кошкин († 21 июня 1882 г.) [3, с. 9]. Вероятно, именно эти люди взяли на себя все заботы о том, как должен выглядеть будущий собор и на какие средства он должен быть возведён.

С выбором проекта собора Рождества Пресвятой Богородицы, и ныне радующего ростовчан, неразрывно связано имя выдающегося русского архитектора К. А. Тона.

Работы выпускника императорской Академии художеств, впоследствии её ректора и академика архитектуры Константина Андреевича Тона начали приобретать популярность в начале 1830-х годов. После окончания Академии, заграничной командировки и приобретения званий члена Сан-Луккской академии художеств (1821); профессора Флорентийской академии художеств (1822) и члена-корреспондента Римской Археологической академии (1823) 18 февраля 1828 года повелением императора Николая I, уделявшего большое внимание градостроительству и архитектуре [4], Тон был «причислен к кабинету Его Величества» [5, с. 2].

Первым проектом, воплощённым Тоном и принесшим ему славу выдающегося архитектора и смелого инженера, была перепланировка и перестройка конференц-зала, присутственной комнаты, бухгалтерии и архива императорской Академии художеств [5, с. 2]. Слава выдающегося церковного архитектора, сопровождавшаяся особой милостью Николая I, пришла к Тону после представления проекта церкви св. мц. Екатерины у Калинкина моста в Санкт-Петербурге. Этот храм полностью удовлетворил взыскательному вкусу императора, «желавшего видеть… не повторение шаблонных архитектурных форм, употреблявшихся дотоле в сооружениях этого рода, а нечто новое, более гармонизирующее с духом православия» [5, с. 2]. Именно эта гармоничность, сочетавшая в себе пропорции классицизма и «изящные детали оформления барокко», нашедшие новое выражение в возвращении к истокам русской архитектуры [6], получило название ново-византийского стиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фото Константин Андреевич Тон. Опубликовано: Зодчий : архитектур.и художеств.-техн. журн., изд. СПб.- о-вом архитекторов. Год XII. СПб. : Тип. Э. Гоппе, 1883. С. 110.

Поскольку, по мнению императора Николая I, храмы, построенные по проектам К. А. Тона, были образцовыми, ново-византийский стиль в храмостроительстве не только утвердился, но и широко распространился. В этом стиле были созданы все выдающиеся его памятники, украсившие на протяжении 1830–1880-х годов Санкт-Петербург, Москву и другие города Российской империи. В связи с востребованностью проектов в 1838 и в 1844 годах в Санкт-Петербурге был опубликован альбом чертежей «Церкви, сочинённые архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской Академии художеств и членом разных Иностранных Академий Константином Тоном» [7]. Именно этот альбом скорее всего и стал источником, из которого был избран проект ростовского собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Одной из предпосылок обращения ростовских купцов к проектам К. А. Тона было торжественное совершение закладки в 1839 году в Москве самого монументального творения зодчего – храма Христа Спасителя. Его строительство, несущее идеологическую составляющую, стало для россиян и окончательным утверждением «правильности» ново-византийского стиля в церковной архитектуре и безусловности авторитета его создателя.

В 1837 году в Санкт-Петербурге по проекту К. А. Тона началось строительство церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семёновского полка. Закладка храма состоялась 22 августа 1837 года, а освящение – 20 ноября 1842 года [8].

Пятиглавый каменный храм имел три престола: главный – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный – во имя Св. блгв. князя Александра Невского и северный – во имя Свв. праведных Захарии и Елисаветы. Проект этого храма сразу после его создания стал считаться «типом всех сооружений, созданных Тоном и составивших эпоху в области нашего церковного зодчества» [5, с. 3].

Через три года после освящения церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семёновского полка купечество Ростова-на-Дону начало ходатайства о постройке соборного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первый этап ходатайства предполагал наличие проекта будущей церкви. В соответствии с представлениями купцов, имевший статус собора храм должен был сочетать в себе обширное пространство, величественность, красоту и формы, которые сделали бы его даже визуально центром развивающегося города. Удовлетворяющим перечисленным требованиям оказался проект Введенской церкви лейб-гвардии Семёновского полка. Однако до выбора этого проекта ростовские купцы, согласно легенде, до сегодняшних дней любимой ростовчанами, проделали немалый путь.

Легенда повествует о том, что за проектом для своего собора ростовские купцы обратились к К. А. Тону, желая построить церковь, подобную храму Христа Спасителя. Обращение ростовских купцов к именитому архитектору могло быть вполне вероятным. Также можно предположить, что, озвучив стоимость постройки храма Христа Спасителя, Константин Андреевич, скорее всего, сразу заставил купцов отказаться даже от мысли о возведении подобного храма, ввиду его чрезвычайной дороговизны. Вполне вероятным могло быть и предложение К. А. Тона выбрать проект будущего храма из альбома «Церкви, сочиненные архитектором… Константином Тоном» [7].

Дальнейшая логика ростовской легенды позволяет предположить, что прославленный зодчий, чрезвычайно плодотворно работавший над проектами, заказанными императором Николаем I, порекомендовал ростовцам в качестве архитектора, который мог подготовить образцовый проект к постройке и составить смету, Александра Сергеевича Кутепова, служившего архитектором московского Колымажного двора и Бронницкого конного завода [9, л. 238 об.].

Источники не сохранили сведений о том, что К. А. Тон мог быть знаком с А. С. Кутеповым. Однако работы прославленного архитектора над строительством Большого Кремлёвского дворца в Москве вполне могли стать поводом для знакомства двух мастеров. Архитектор Кутепов, создавший проект соборной церкви для Ростова-на-Дону по чертежам К. А. Тона, упоминается в отчётах императорской Академии художеств за 1845–1846 год [10].

В истории архитектуры имя Александра Сергеевича Кутепова сегодня забыто, поэтому уместно обозначить вехи его жизненного пути, сохранившиеся в архивных документах московского Колымажного двора.

Александр Сергеевич Кутепов родился 23 августа 1781 года [11] в семье обер-офицера Владимирской губернии [9, л. 328 об.]. С 1797 года Александр обучался во 2-м кадетском корпусе Санкт-Петербурга. Скорее всего, именно тогда и проявились его способности к рисованию и архитектуре.

В 1799 году А. С. Кутепов был переведён в артиллерийскую экспедицию помощником архитектора, а в 1811-м определён архитектором в ведомство Экспедиции государственных конских заводов [9, л. 328 об.–329].

Вся жизнь Александра Сергеевича прошла в Москве в должности архитектора московского Колымажного двора и Бронницкого конного завода. Внешне его карьера развивалась вполне стандартно: в 1802 году он получил чин коллежского регистратора; в 1804-м – губернского секретаря; в 1825-м – надворного советника; в 1832-м – коллежского советника. В годы службы награждён орденами Св. Владимира 4-й степени (1818), Св. Анны 2-й степени (1823) и знаком отличия «беспорочной службы за 25 лет» (1831). Кроме этого, архитектор получал и денежные награды: 80 руб. (1826); 600 руб. (1831) и 300 руб. (1832) [9, л. 328–330].

Самым выдающимся событием в профессиональной жизни А. С. Кутепова была перестройка Бронницкого дворцового конного завода [9, л. 315]. После уничтожения Дворцовых конных заводов (кроме Бронницкого), по повелению императора от 4 сентября 1829 года Кутепова зачислили в штат Московского конюшенного отделения [9, л. 167].

Александр Сергеевич Кутепов, не имевший семьи и всю жизнь посвятивший службе в должности архитектора, скончался 6 апреля 1855 года – за пять лет до окончания возведения собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Похоронен он в Москве на Ваганьковском кладбище [11]. Творческое наследие А. С. Кутепова не изучено до сегодняшних дней. Только благодаря чудесным акварелям, сохранившимся в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств (Санкт-Петербург), мы можем говорить о том, что Александр Сергеевич выполнял не только служебные поручения. Он создавал проекты городских сооружений и храмов, которые в подавляющем большинстве не были построены.

Проект собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, созданный А. С. Кутеповым по образцовому проекту К. А. Тона, был подготовлен к сентябрю 1845 года. 26 сентября 1845 года главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями генерал-адъютант граф Клеймихель сообщил обер-прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову: «Государь Император по всеподданнейшему докладу моему, Высочайше соизволил утвердить проект на постройку в г. Ростове новой каменной церкви» [12, л. 3]. 8 октября 1845 года проект собора был утвержден Св. Синодом [12, л. 5–6].

Храм Рождества Пресвятой Богородицы был заложен 20 апреля 1847 года [13]. В декабре 1860 года были освящены два боковых придела собора, в которых совершались богослужения [14; 15]. Главный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы был освящён в 1863 году.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Феодосий (Макаревский), еп. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии : Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав : Тип. Я. М. Чаусского, 1880. С. 872.

2. Ильин А. М.  История города Ростова на Дону : очерк с рис. в тексте. Ростов н/Д., 1909. С. 61.На обл.: 1910 г.

3. Алексанов И. Я. Столетие города Ростова-на-Дону. Сборник исторических сведений о городе Ростове-на-Дону, его храмах, предместьях, учреждениях, установлениях, сооружениях и деятелях. 1797–1897 / Собственное изд. [Б. м., Б. г.]

4. Выскочков Л. В. Николай I и его эпоха : очерки истории России второй четверти XIX в. М .: Академ. проект, 2015. С.  674–688.

5. Ялозо А. Константин Андреевич Тон :биогр. очерк // Зодчий. Год XII. 1883. 1-е полугодие.

6. Славина Т.А. Придворный архитектор К. А. Тон // Екатерининский собор :альм. Вып. 1. СПб., 2007. С. 45.

7. РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 1171. Л. 1–19; Церкви, сочинённые архитектором…профессором архитектуры Академии художеств… Константином Тоном. СПб., 1838. 5 с.;  17 л. черт.; Проекты церквей… Доп. 1-е. 1844. [2] с.; 12 л. черт.

8. Цитович Г. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства) : историко-стат. описание. В 2-х ч. Ч. I. / сост. свящ. церкви 84-го пехотного Ширванского Его Величества полка Г. Цитович. Пятигорск :Типо-лит. А. П. Нагорнова, 1913. С. 44.

9. РГИА. Ф. 472. Оп. 1. Д. 736.

10. Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М. : Совпадение, 2000. С. 86.

11. Московский некрополь. В 3-х т. Т. 2. К – П. /сост.: Саитов Б. И., Модзалевский Б. Л.; предисл. : Вел. Кн. Николай Михайлович. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1908. С. 133.

12. РГИА. Ф. 797. Оп. 15. Д. 35952.

13. РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 1447. Л. 9.

14. ГАРО. Ф. 226. Оп. 21. Д. 379. Л. 63.

15. РГИА. Ф. 797. Оп. 33. Отд. 2. Д. 138. Л. 2.

Источник: Шадрина А. В. Архитекторы ростовского собора Рождества Богородицы // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2019.  Вып. 28-й. С. 127–130.

 

 




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2020 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"