Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Шадрина А. В. Церковно-приходская летопись Троицкой церкви станицы Семикаракорской // Донской временник. Год 2017-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2016. Вып. 25. С. 128-133. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1501

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2017-й

Храмы Донского края

 

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ СТАНИЦЫ СЕМИКАРАКОРСКОЙ

Документ сохранился в виде фрагмента; публикуется с соблюдением современных правил орфографии [1].

Станица Семикаракорская, по народному преданию, сим именем называется по первому поселенцу её Семёну Каракову [2].

Поселена она на возвышенном месте по левую сторону реки Дона, между рекой Доном и устьем р. Сала. Это место занимает она с 1845 года, а с самого основания своего поселена была в ½ версты от сего места в лугу по правую сторону р. Дона, при урочище Черашве [3].

Церковная летопись

Дон направился течением своим на её поселение (что и теперь видно по той ложбине, где протекал Дон) и она, вероятно для безопасности и от набегов татар и калмыков, переселилась далее на север по правую сторону Дона, также в луг – на место, называемое Поповой грядиной [4]. С этого места она переселилась далее на север, на место также луговое, имеющее небольшую возвышенность, называемое «Бугры». Почему станица с грядины Поповой переселилась – неизвестно, но можно полагать, что Дон и на сие место направил своё течение, как и на первое, потому что от воды немного уже уцелело этой грядины, а имеющие около 95 лет от роду уверяют, что будто тому назад более 70 лет, как они видели на сем месте, в ярах [5] Дона, кости человеческие и остатки гробов. Следовательно, Дон гораздо раньше начал разрушать сие место. Был ли храм на первом месте – неизвестно; на втором, т[о] е[сть] на Поповой грядине, был молитвенный дом [6]; те же старожилы в молодых летах видели место молитвенного дома и говорят, что он находился в земле и немного возвышался над землёй. На третьем месте на Буграх был храм деревянный во имя Покрова Божией Матери, построенный, как значится в формулярной ведомости за 1800 год, в 1773 году, в том же году и освящённый; в 1704 году сверх трапезы устроен был верхний этаж, в котором был престол в честь Св[ятой] и Живоначальной Троицы. Церковь называлась и писалась, от главного престола, Покровской [7].

В 1845 году по причине наводнения станица с Бугров переселена на настоящее место. На сем месте в 1849 году по благословению Преосвященнейшего Игнатия, Архиепископа Донского и Новочеркасского [8], построен каменный трёхпрестольный храм. Главный престол во имя Св[ятыя] и Живоначальныя Троицы, придельные: с правой стороны – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а с левой – в честь Михаила Архистратига, тщанием и неусыпным старанием разжалованного из полковников в казаки Федора Ефимиева Балабина. При сем справедливость требует упомянуть о благотворителе сего храма сотнике Иоакиме Балабине, который один пожертвовал на сооружение храма 4 000 руб. серебром.

Достопримечательности в сем храме: 1. Икона Божией Матери, обложенная, на место [9] обветшалой бисерной с жемчугом ризы, большой серебряной ризой. Икона сия особенно почитается народом 8 июля – [в] день явления иконы Казанской Божией         Матери, в церкви бывает такое же стечение народа, как и в великие праздники; некоторые из жителей хуторов, чтобы особенно почтить этот праздник, дают обещание ежегодно ходить к сему празднику пешком. Просителей петь молебны пред сей иконой много бывает не только из прихожан, но и из других соседних приходов; одни из них служат молебны по обещанию, или в болезни, или в других несчастьях, а другие по особенному уважению к сей иконе. В народе существуют рассказы, что будто в 1847 году, когда начала сильно действовать холера, совершен был крестный ход с сей иконой по станице, и вокруг неё; болезнь будто бы ослабла, и после того было только два смертных случая от сей эпидемии. Икона сия, как видно по живописи, очень древняя, и происхождение [её] достоверно неизвестно. По одному народному преданию, она будто бы найдена была казаком, известным своей благочестивой жизнью, в каком-то болотистом месте и вывезена им на Дон [10]. По-другому, будто бы пожертвована станице Семикаракорской за какие-то услуги Русским ополчением, проходившим под город Азов [11].

2. Чистого серебра (82 пр[обы]) позолоченный Ковчег [12], пожертвованный крестьянином госпожи вдовы генеральской жены Иловайсковой [13], весом 14 ф[унтов] 18 золотников.

3. Серебряное с подчернью [14] блюдо, и в средине надпись: «Блюдо сие боярина Алексия Петровича Головина». Древней русской фамилии. Вероятно, это блюдо во время 1812 года отбито казаками у французов и вынесено на Дон.

В сем приходе с давнего времени установлены особые крестные ходы с общественными молениями, а именно: 8 мая, в день Св[ятого] Николая, 9 мая, в день Св[ятого] Евангелиста Иоанна Богослова и на Вознесение Господне. Ныне совершается только на Вознесение Господне крестный ход на р. Дон для водосвятия, а оттуда на каждой улице по желанию прихожан отправляются молебствия. Говорят, что сии общественные моления с крестными ходами введены в обычай со времени поселения Семикаракорских хуторов [15] по левую сторону Дона и около реки Сала, а этому времени назад приблизительно 150 лет. Так как в указанные праздники бывает весенний разлив Дона и Сала, и потому не всякому из хуторов свободно было доехать до церкви, которая была по правую сторону Дона, почему и установили ежегодно в сии дни брать иконы из церкви и совершать по хуторам и полям молебствия.

При Троицкой церкви имеется кладбище, оно находится на южной стороне в ¼ версты от станицы, содержится прилично, и обнесено деревянным забором.

[На] месте старой станицы есть кладбище, но оно упразднено [по с]лучаю переселения станицы на настоящее место, ничем не [ого]рожено, а только находится каменный памятник на месте престола Покрова Божией Матери.

Недвижимое имущество церкви составляет деревянная лавка, построенная на общественный счёт [16] и пожертвован[н]а[я] обществом в пользу церкви.

Причта при нашей церкви издавна положено два штата [17], но с 1858 года, со времени отделения Кузнецовского молитвенного дома [18], положен один штат. Духовенство ни от казны, ни от общества не получало и не получает жалованья, а живёт и содержится (собственно) единственно доходами от требоисправления у прихожан [19].

В Троицком приходе в прежнее время занимались обучением детей грамоте преимущественно грамотные казаки и зашедшие солдаты. С 1850 года открыто было безвозмездное [20] училище в доме священника Протопопова, но [количество] учащихся в нем, как можно судить по числу грамотных прихожан, было очень незначительно. В 1864 году открыто приходское училище на общественный счёт и помещалось в общественном доме [21].

Первые поселенцы станицы Семикаракорской были казаки, но как видно из некоторых старых документов, в прежнее время было между ними немало и малорос[с]иян, которые с течением времени получили право гражданства.

Прежде приход состоял из казаков, живших в станице и в хуторах, а частью из крестьян г[оспод] Кузнецовых и Иловайского, населявших нынешний казачий хутор Кузнецовский и Слободской [22], но по выселке их из означенных хуторов остались одни казаки.

Между казаками существует станичное правление. О прежнем станичном правлении сохраняется в народе тёмное воспоминание: некоторые из грамотных прихожан говорят, что в 1820-х годах они читали древнюю грамоту, из которой видно было, что атаман и в старину был главный управитель станицы, а иногда бывало их вместе два; избирался он на год, но по желанию народа устранялся от должности прежде срока. За неимением грамотных, атаманы бывали и неграмотные, почему большую роль играли в управлении народом грамотеи. В той грамоте упоминалось о некотором письменном [23] малорос[с]е Савелии, без которого в важных случаях не начиналось рассуждение [24] на сборе. Савелий авторитетом своей письменности нере[дк]о решал дело вопреки желаниям атамана и общества, но, к с[ожалению], эта грамота до сего времени не уцелела.

Достопримечательные лица станицы Семикаракорской, [принес]шие пользу обществу и Церкви, о которых сохраняется в н[арод]е память, были хорунжий Фёдор Ефимиев Балабин и протоиерей Тимофей Ильич Чернояров [25].

Балабин был сын есаула Балабина, уроженец [с]ей станицы, в молодых летах поступил в военную службу. В 1812 [году] был правителем дел канцелярии графа Платова [26], имел знаки отличия и был уважаем графом, а после командовал рабочим полком в Новочеркас[с]ке. В проезд [27] на Дон военного министра Чернышёва открыты были казаки, уволенные от службы Балабиным, за что по распоряжению Чернышёва Балабин был лишён знаков отличия и разжалован в казаки. Донское дворянство и наказной атаман Власов [28], зная ум и заслуги Балабина, ходатайствовали перед Государем Императором Николаем Павловичем [29] о возвращении ему чина, но Государь пожаловал ему только чин хорунжего. Хорунжий Балабин свободное время от службы посвящал обществу и церкви. Он по справедливости назывался попечителем церкви и судьёй народа. Настоящий каменный храм был создан неусыпными трудами Балабина. Писал он просительные письма к полковым командирам на службу и к богатым помещикам, которые его лично знали, и от них получал богатые приношения, а нередко, несмотря на свою старость, сам ездил к наказному атаману Хомутову [30] и бывшим своим сослуживцам, и просил помощи.

Общество Семикаракорское сознаёт, что на пожертвования, собранные Балабиным, и построен их храм, а от них только однажды с пая положено было взыскать по 60 коп.; между прочим, постройка храма с иконостасом, по свидетельству бывших при постройке, обошлась в 120 тыс. руб. ассигнациями.

В гражданском отношении жители Семикаракорские и доселе сожалеют, что у них нет такого распорядителя, каков был Фёдор Ефимович. В трудных обстоятельствах жизни шли за советом к Фёдору Ефимовичу. В ссорах и тяжбе, помимо Правления, обращались к решению Балабина и судом его были довольны. В самом Станичном правлении было более порядка и справедливости, потому что за действиями его наблюдал Балабин. Современники Фёдора Ефимовича говорят, что ему наказной атаман Хомутов нередко поручал устроить то или другое дело в обществе. Вообще Балабин своей деятельностью, опытностью и беспристрастием заслужил редкое уважение и доверие правительства и народа. Таковы народные воспоминания о Фёдоре Ефимовиче. Умер он 5 мая 1852 г. на 73 году от роду и погребен против алтаря св[ятой] Троицы [31].

Протоиерей Тимофей Чернояров в станице Семикаракорской священствовал с 1800 года [32] до 1858 года; в народе он оставил добрую память своей поучительностью и бескорыстием. В церкви, при требоотправлении в домах поучал народ, а в Св[ятую] Четыредесятницу [33], после часов [34], приглашал говеющих [35] слушать и читал, а они за ним повторяли Символ веры, 50 псалом и молитвы, а поэтому в нашем приходе можно редко встретить не знающего Символа веры, 50 псалма и необходимых каждому христианину молитв, несмотря на то, что грамотных мало. Благотворительность и нестяжательность были отличительной чертой священ[ника] Черноярова; не только он не вымогал за требы, но часто отдавал бедным людям и то, что в другом доме получал; от этого, по смерти своей, несмотря на долговременное свое служение и на то уважение, которым он пользовался от народа, не оставил никакого имения, даже завещал по смерти своей употребить на церковные облачения свои ценные рясы. Оставшаяся глухонемая дочь его в настоящее время живёт под призрением чужих людей, и единственно воспоможением Епархиального начальства [36].

Богослужебные книги, поучительные, и вообще вся библиотека церковная, облачения священнослужителей и много других ценных церковных вещей приобретены в его время и по его старанию. За долговременное и истинно пастырское служение протоиерей Черно[яро]в особенно аттестовался епархиальным начальством, и имел много наград. В формулярной ведомости за 1800 год протоиереем благочинным Иоанном Долотиным отмечен: поведения примерного, в чтении и пении простом и нотном весьма хорош и много сведущ, в 1817 году был определен духовником, в 1818 году – нотным наставником, в том же 1818 году пожалован был бронзовым крестом, в 1819 году Воронежским епископом Епифанием (Саввич-Канивецким) [37] награждён набедренником, в 1841 году по удостоению [38] Св[ятейшего] Синода пожалован был бархатной фиолетовой скуфьей, в 1851 году Высочайше пожалован был бархатной фиолетовой камилавкой. Умер он на 88 году своей жизни в 1858 году и погребён в церковной ограде по правую сторону Покровского придела.

 

Церковная летопись [за] 1864 год [39]

1. В 1867 году в наличности причт [40] состоял из священника, диакона и двух причётников. Священник Георгий Романов Феодоров, уроженец Войска Донского, казачьего происхождения, окончил курс в Воронежской духовной семинарии, из Луганской станицы Николаевской церкви в 1863 году ноября 2 дня перемещён на сие место священником, в 1867 году 19 мая епархиальным начальством награждён набедренником.

Троицкая церковь Семикаракорской станицы

Диакон Иоан[н] Пашутин, духовного происхождения, уроженец Воронежской губернии, обучался в 3 классе Новочеркасского духовного училища, в 1865 году ноября 22 переведён на настоящее место из Аксайской станицы Успенской церкви.

Дьячок Андрей Тихонов, уроженец Войска Донского, казачьего происхождения, обучался в причётническом классе Новочеркасского духовного училища [41], 1858 года января 20 дня из Багаевской станицы перемещен на настоящее место, в 1864 и 1865 годах объявлено ему епархиальным начальством одобрение и признательность за его безвозмездное и успешное оспопрививание [42].

Пономарь Андрей Глебов, уроженец Войска Донского, казачьего происхождения, из низшего класса Новочеркасского духовного училища [43], в 1863 году апреля 3 дня определён на настоящее место.

Церковный староста сей станицы казак Фёдор Ива[нович] Герасимов, определён к сей должности в 1866 году.

О прихожанах: прихожане сей церкви усердны к богослужению, праздники чтут по установлению св[ятой] Церкви и почитают за необходимое в оные дни присутствовать при богослужении. На том основании, что у нас прежде главный, а не придельный престол был в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, прихожане ввели в обычай праздновать и все чудодейственные явления Божией Матери, например: Владимирской Божией Матери, Тихвинской Знамения Божией Матери и под[обные] сему, несмотря на то, если бы и священником по обычаю не было приказано или объявлено празднования.

Говеть и исповедоваться, и причащаться Св[ятых] Таин все вменяют себе в необходимую обязанность хотя [бы] раз в году, и если не исполняется сия обязанность, то ради только крайней нужды, напр[имер], болезни или необходимых отлучек. К слушанию поучительных и душеспасительных бесед охотливы, и с давнего времени к сему приучены покойным протоиереем Чернояровым. Что касается до поминовения усопших и отправления молебнов, то здесь замечается неправильное понимание.

В поминовении чтение Псалтыри, большей частью, малограмотными чтецами, предпочитается заупокойным литургиям. В сем приходе с давнего времени распространено убеждение, что Псалтырь со дна моря выкупает умершего. Литургия только та считается спасительной для умершего, которая, собственно, по нём одном отправляется, а воскресная и праздничная называется мирской, а потому поминовение на ней не столь спасительно для покойника. Причину такого ложного убеждения можно относить к псалтырщикам [44], которых особенно в прежние времена было очень много, и которые для своей выгоды старались возвысить Псалтырь перед литургиями, и увещания духовенства по сему предмету и теперь ослабляются внушением, что духовные стараются (вывить [45]) искоренить чтение Псалтыри по покойным для большей своей пользы. Молебны в дни Св[ятой] Пасхи отправляются в каждом доме, и сей обычай считается прихожанами за необходимый. В прочее время года, исключая день Покрова Пресвятой Богородицы и 8 июля, прихожанами служатся молебны или по обещанию в болезни, или в других несчастьях; вообще, в сем отношении замечается мало усердия между прихожанами.

В прежнее время прихожане больше были расположены к христианскому общению и благотворению: бедствующих от нищеты и болезни поддерживали своими приношениями. Так, в поминальные дни – в субботы Св[ятого] Димитрия Мироточивого [46], Мясопустную и Троицкую [47], и во вторник Фоминой недели [48] приносили в избыток хлеб, мясо и другие съестные припасы в пользу бедных и калек, но в настоящее время, со времени открытия в нашей станице биржи, когда наступил свободный и дорогой сбыт сельских продуктов, этот добрый обычай значительно ослабел, поэтому в настоящее время приходское попечительство [49] предложило по выстроению церковной колокольни приступить к открытию богадельни для призрения нищих, престарелых и больных.

В умственном отношении жители нашей станицы малоразвиты. В настоящее время ни одной газеты, ни одного журнала никем из прихожан не выписывается, несмотря на то, что многие на это имеют средства. Грамотных из числа 1000 душ мужского пола нашего прихода насчитывается не более 70 человек, не считая здесь учеников приходского училища [50]. Какое предубеждение против грамотности было в 1864 году, можно судить по тому, что когда по настоятельству некоторых в сем году собрался сбор [51] для совета об открытии в нашей станице приходского училища, то некоторые из граждан возразили, что училище не следует открывать, потому что прежде и неучёные жили хорошо, а учёные не почитают своих родителей, не соблюдают постов и курят табак, и приговор об училище на сем соборе не состоялся, принуждены были носить приговор для подписи по домам, а станичные правители совсем не подписали, и печати на сем приговоре не приложили, но, несмотря на это, высшее правительство открыло у нас училище, в котором теперь обучается до 100 мальчиков мужского пола [так в документе]. Видя на опыте, что ученье не внушает детям пороков, предубеждение против учения ослабело. Против веры и Церкви особенных предрассудков и суеверий не замечается, кроме указанных в сей статье, и кроме следующего: между прихожанами есть предубеждение, что молодым людям не следует принимать таинство Св[ятого] Елеосвящения [52], потому что они его не снесут, т[о] е[сть] будут ходить босыми ногами.

К общественным порокам нашей станицы справедливость требует отнести наклонность к пьянству и сквернословию. Кто имеет просьбу к обществу, то для верного успеха непременно должен на сборе поставить ведро или два водки, смотря по важности дела. На свадьбу люди среднего состояния берут 4–5 вёдер водки. Гостю, чтобы выразить радушие, хозяин должен подносить водку и, к сожалению, редкие знают меру. Привычка к сквернословию также существует между мужчинами нашего прихода. Кроме сих недостатков, вообще жители нашей станицы нравом просты, доверчивы и трудолюбивы. Главное занятие прихожан – земледелие и скотоводство, многие имеют виноградные сады и промышляют рыболовством, вообще, состояние их безбедно, но оно было бы гораздо достаточнее, если бы в приходе год от года не развивалось щегольство, и не было такой наклонности к спиртным напиткам.

К сей церковной летописи священно-церковнослужители собственноручно подписались: св[ященник] Георгий Романов Фёдоров, диакон Иоанн Саввин Пашутин, дьячок Андрей Яковлев Тихонов, пономарь Андрей Глебов.

Засвидет[ельствовали]: и[сполняющий] д[олжность] благочинного свящ[енник] Николай Бобылёв, <неразборчиво>.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 237. Л. 1–4 об. Документ сохранился в виде фрагмента; публикуется с соблюдением современных правил орфографии.
  2. «Есть предание, что станица получила свое название от станичного атамана Семёна Каракорского». ([Сулин И.] Краткое описание станиц Области войска Донского // Дон. епарх. вед. 1891. 1 янв. (№ 1). С. 22).
  3. Урочище – земля, лес, луг. (Миртов А. В. Донской словарь : материалы к изучению лексики дон. казаков. Ростов н/Д, 1929. Стб. 336.) О местоположении станицы Семикаракорской см. также: ([Сулин И.] Указ. соч. 22.
  4. Грядина – возвышенность. (Миртов А. В.Указ. соч. Стб. 69).
  5. Яр – овраг, обрыв. (Миртов А. В.Указ. соч. Стб. 373).
  6. «Из дел Консисторского архива видно, что в Семикаракорской станице ещё в 1726 году существовала во имя Покрова Божией Матери церковь, но сведений о времени её построения не имеется <…>. 10 ноября 1768 года казаки этой станицы донесли епископу Тихону, что Покровская их церковь обветшала и вместо неё они желают построить новую, которая и заложена была 14 октября 1772 года в новом месте, так как в это время станица начала переселяться из Поповой грядины в урочище Бугры; старая же была разобрана и употреблена на постройку новой». (Сулин И. Указ. соч. С. 23.)
  7. Церковь, построенная в Буграх, была освящена она 10 ноября 1773 года. «В 1794 году сверх трапезы в этой церкви устроен придел во имя Св. Троицы и деревянная колокольня <…>. Вследствие гнилости деревянного фундамента церковь эта наклонилась на южную сторону, почему указом от 24 февраля 1818 года была запечатана. Впрочем, 27 ноября этого же года для поправки она распечатана; причём оказалось, что она разошлась в углах, поэтому жители станицы просили дозволения верхний этаж, в котором находился придел, снять и покрыть вместо него кровлею. Разрешение на это было получено в 1826 г. <…> Несмотря на починку, в 1828 году церковь снова была запечатана; а в половине 1829 года, по просьбе жителей, в ней разрешено священнодействие на один год. (Сулин И. Указ. соч. С. 23).
  8. Архиепископ Игнатий (Семёнов) возглавлял Донскую и Новочеркасскую епархию с 1842 по 1847 год. (История иерархии Русской Православной Церкви : комментир. списки иерархов по епископ. каф. с 862 г. М. : ПСТГУ, 2006. С. 159).
  9. Вместо.
  10. По сообщению И. Сулина, икона Казанской Божией Матери была вывезена казаками из Азова. (Сулин И. Указ. соч. С. 23–24).
  11. Скорее всего, имеется в виду русское войско, возглавляемое А. С. Шеиным, следовавшее в 1696 году в Азов (второй Азовский поход).
  12. Вероятно, имеется в виду дароносица – небольшая серебряная или золотая дарохранительница, в которой хранятся Святые Дары для причащения больных людей, либо дарохранительница – ковчег для хранения Святых Даров на престоле.
  13. Иловайской.
  14. Чернь (подчернь) – резьба по серебру, выполненная в технике черни (гравировка).
  15. Хуторов, входивших в юрт станицы Семикаракорской.
  16. за счёт казаков станицы Семикаракорской.
  17. В состав одного штата входили: священник, диакон, дьячок и пономарь. Два штата – два священника, два диакона, два дьячка и два пономаря.
  18. Молитвенный дом во имя св. пророка Илии в хуторе Кузнецовском построен и освящён в 1858 году из дома подполковника Ивана Михайловича Кузнецова. Каменный, с деревянными папертями и деревянной колокольней на столбах. После постройки Ново-Ильинской кирпичной церкви приход не был упразднён, числился приписным. В 1906 году храм был переименован в честь св. ап. Иоанна Богослова. Кирпичная церковь была построена в 1887 году на средства прихожан. Трёхпрестольная: св. пророка Илии; свт. Николая Чудотворца (правый); Рождества Богородицы (левый). (ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 4715. Л. 11 об.; Там же. Д. 11680. Л. 145; Там же. Д. 10060. Л. 36–38, 67 об.) Под «отделением» понимается учреждение самостоятельного прихода, который до 1958 года входил в состав прихода Троицкой церкви станицы Семикаракорской.
  19. Требоисправление – совершение частных богослужений по просьбе прихожан. К требам относятся: крещение, венчание, отпевание, соборование, освящение и др.
  20. Бесплатное.
  21. В доме, принадлежавшем станице Семикаракорской.
  22. «В хуторе Слободском в 1884 году была построена и 14 февраля 1884 года освящена деревянная, на кирпичном фундаменте, в одной связи с колокольней, трёхпрестольная церковь во имя св. вмч. Пантелеимона». (Сулин И. Указ. соч. С. 24; ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11680. Л. 157–157 об.)
  23. Умеющем писать.
  24. Совещание.
  25. Протоиерей Тимофей Ильич Чернояров родился в 1771 году, был «донского происхождения». В школах не обучался. 16 января 1789 года определён Войсковой канцелярией на место пономаря Преображенской церкви станицы Старочеркасской. 31 августа 1793 года Преосвященнейшим Иннокентием (Полянским), епископом Воронежским и Черкасским, посвящён в стихарь. 17 октября 1798 года рукоположен во диакона Преосвященнейшим Феодосием (в послужном списке, вероятно, описка). С 1795 по 1799 год епископом Воронежским и Черкасским был Мефодий (Смирнов); Т. И. Чернояров назначен к той же Преображенской церкви. 19 февраля 1800 года состоялась священническая хиротония Т. И. Черноярова, совершённая Преосвященнейшим Арсением (Москвиным), епископом Воронежским и Черкасским, с назначением к Покровской церкви станицы Семикаракорской. Духовник (11 января 1817–24 февраля 1842 года), учитель нотного пения (18 мая 1818–1833), с 13 мая 1828 года – настоятель Покровской церкви. В том же году по его просьбе определён в число братии Кременского Вознесенского монастыря, но по резолюции Высокопреосвященнейшего Афанасия (Телятева), архиепископа Новочеркасского и Георгиевского, последовавшей по прошению прихожан Покровской церкви «оставить его при приходе», оставлен настоятелем Покровской церкви «с увольнением его от монашества». Награды: 11 апреля 1818 года – крест в память 1812 года, 11 августа 1819 года – набедренник за «честное поведение и ревностное прохождение возложенных на него должностей»; 26 апреля 1841 года – бархатная фиолетового цвета скуфья «во уважение честного его поведения, долговременной беспорочной службе и ревностного прохождения возложенных на него должностей»; 2 сентября 1846 года «произведён в протоиерея». Был вдовцом, воспитывал дочь Василису 1793 года рождения. (ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 3713. Л. 12 об. –13 об.)
  26. Платов Матвей Иванович (1751–1818) – наказной атаман Войска Донского, генерал от кавалерии.
  27. Во время посещения.
  28. Власов Максим Григорьевич (1767–1848) – наказной атаман Войска Донского (1837–1848).
  29. Императором Николаем I.
  30. Хомутов Михаил Григорьевич (1795–1864) – наказной атаман Войска Донского (1848–1862).
  31. У алтарной стены Троицкого придела Троицкой церкви станицы Семикаракорской.
  32. С 1828 года. (ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 3713. Л. 12 об. –13 об.)
  33. Во время Великого Поста.
  34. Часы – краткое богослужение Православной Церкви. Различаются первый, третий, шестой и девятый часы. Часы, совершаемые в Великом Посту (во Святую Четыредесятницу), совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, и имеют богослужебные отличия.
  35. Говеющих – готовящихся к Причастию.
  36. Получала незначительное жалованье от Донской духовной консистории.
  37. С 1718-го по 1829 год церкви Земли Войска Донского входили в состав Воронежской и Черкасской епархии.
  38. Был сочтён достойным.
  39. Текст приведён в источнике и означает, что были летописи и за другие годы. Они не сохранились.
  40. Бывший в наличии причт – священнослужители и церковнослужители церкви.
  41. Существовал с 1854 по 1863 год. В нём обучались воспитанники духовного училища, окончившие низшее отделение, но не переведённые в высшее, а также желающие исполнять по окончании причетнического класса должность церковнослужителя. (Гераськин Д. П. Новочеркасское духовное училище в период 1821–1867 гг. // Просвещение, миссия, образование в истории Донской (Ростовской) епархии : сб. материалов церковно-ист. конф. Рост. н/Д ЦДО ПСТГУ. Ростов н/Д., 2006. С. 53–55).
  42. Церковнослужители Русской православной церкви привлекались к прививанию оспы.
  43. Окончивший только низший класс Новочеркасского духовного училища.
  44. Чтецам Псалтыри по покойным.
  45. Вывести.
  46. Суббота св. Димитрия Мироточивого, она же Димитриевская родительская суббота – суббота перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского (26 октября старого стиля), когда совершается поминовение усопших (Православная энциклопедия : [электрон. ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/172067.html (дата обращения: 30.05.2016).
  47. Мясопустная суббота – день поминовения усопших в Русской Церкви. Совершается перед неделей Мясопустной (за две недели до Великого Поста). Троицкая суббота – день поминовения усопших перед Троицей.
  48. Вторник Фоминой недели или Радоница – день поминовения усопших. Совершается во вторник второй седмицы после Пасхи.
  49. Церковно-приходские попечительства были учреждены в 1860-х годах в рамках проведения церковных реформ эпохи императора Александра II. В обязанности попечительств входило изыскание дополнительных средств на содержание приходского духовенства, храмов, церковно-приходских школ.
  50. Приходское училище в приходе Троицкой церкви станицы Семикаракорской существовало с 1864 года и относилось к ведомству Министерства народного просвещения. (ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11680. Л. 10).
  51. Имеется в виду собрание (сбор) казаков станицы Семикаракорской.
  52. Имеется в виду таинство Соборования.

 

Публикация А. В. Шадриной

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"