Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Колтун О. Н. Ростовские "спецы" // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2021. Вып. 30-й. C. 145-151. URL:http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=1888

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 30-й

Великая Отечественная война

 

О. Н. Колтун

РОСТОВСКИЕ «СПЕЦЫ»

В 1930-е годы бурно развивалась авиационная промышленность, совершались дальние перелёты, устанавливались мировые рекорды. Многих молодых людей захватывала романтика неба, но лётным военным училищам нужны были грамотные, дисциплинированные и ответственные курсанты, а не просто мальчишки, мечтающие о полётах. По этой причине руководство Военно-воздушными силами СССР в мае 1940 года обратилось в правительство страны с просьбой об организации специальных школ, в которых ученики старших классов проходили бы подготовку к обучению в военных училищах. Спустя несколько месяцев такое решение было принято [1].

В нём указывалось: «В целях подготовки кадров для комплектования военно-авиационных училищ лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС Красной Армии предложить Совнаркомам РСФСР, УССР, БССР, Грузинской ССР и Армянской ССР организовать в системе народных комиссариатов просвещения 20 специальных средних школ Военно-воздушных сил (в составе восьмого, девятого и десятого классов) в следующих городах: Москве, Ленинграде, Воронеже, Горьком, Саратове, Сталинграде, Иванове, Курске, Свердловске, Ростове-на-Дону, Казани, Краснодаре, Киеве, Ворошиловграде, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Минске, Тбилиси и Ереване» [1, с. 1003].

Каждая школа получила свой номер, Ростовской достался № 10 и, согласно Постановления СНК РСФСР № 833 от 19 ноября 1940 года [2],  началась подготовка к её открытию. К занятиям предполагалось приступить 2 января 1941 года, для полного комплектования школы отводилось всего лишь полтора месяца.

В центре города на улице Пушкинской 96 было выделено трёхэтажное здание средней школы №31 (бывшей Екатерининской женской гимназии) и теперь предстояло оснастить классы и кабинеты наглядными пособиями, укомплектовать библиотеку, подготовить спортзалы. Набор учащихся проводился одновременно в 10-е, 9-е и 8-е классы. Для проверки знаний и состояния здоровья, подавших заявления о приёме, были созданы комиссии. Каждому ученику к заявлению о приёме следовало предоставить свидетельство о рождении, медицинскую справку, автобиографию, характеристики от дирекции школы и комсомольской организации, выписку о текущей успеваемости. Обязательной была и анкета, в которой необходимо было указать социальное положение родителей, как в настоящее время, так и до Октябрьской революции 1917 года.

Для проживания ребят, прибывших из области, было подобрано и оборудовано здание на Новом поселении. По согласованию с областным отделом народного образования и городской санитарной инспекцией в школе был создан блок питания.

Отличие программы обучения в спецшколе от обычных массовых школ состояло в том, что вводились военные дисциплины и расширялась программа по математике, физике, химии и физкультуре. Введено было и непривычное для советских школ обязательное обучение бальным танцам. Предполагалось, что 10-е классы первого набора пройдут подготовку для военных училищ в ускоренном темпе, а в дальнейшем набор учеников будет производиться только в 8-е классы. Оплата за обучение оставалась той же, что и в массовых общеобразовательных школах – 150 рублей в год. Но при этом питание, общежитие, обмундирование и пребывание в летних лагерях были бесплатными.

В вестибюле, по обе стороны парадной двери, были установлены корпуса авиабомб, подчеркивающие необычность школы. В кабинете военного дела имелись авиационные пулемёты, в том числе и самый скорострельный в то время ШКАС. В авиационном кабинете стоял двухместный самолёт-разведчик Р-5 со снятыми крыльями, консоль крыла и фюзеляж были для наглядности препарированы. В актовом зале, где производились построения учащихся, висели портреты знаменитых лётчиков, Героев Советского Союза и крупных военачальников Красной Армии. Внутренний распорядок в спецшколе был организован на основе армейского устава. С каждого юноши, прошедшего отбор и зачисленного в спецшколу, были взяты индивидуальные мерки и уже в середине января по городу, на зависть всем мальчишкам и на загляденье девочкам, шли подтянутые и счастливые в новенькой синей форме «спецы». К началу занятий в 1-й роте было 130 учеников, во 2-й – 193 ученика, в 3-й – 197 учеников.

Директором спецшколы был назначен майор Леонид Филиппович Ганашек, а его заместителем по военно-авиационной подготовке стал лётчик-истребитель капитан Герц Яковлевич Злотников, получивший орден Красного Знамени за сбитые в боях в районе реки Халхин-Гол самолёты противника.

Директор 10-й спецшколы ВВС Леонид Филиппович Ганашек. Фото из семейного архива  Л. А. Ганашек

Преподавательский коллектив был подобран довольно сильный, большинство учителей не только давали хорошие знания, но и поддерживали на занятиях строгую дисциплину. С ребятами, прибывшими из станиц и имевшими недостаточные знания по сравнению с учениками ростовских и новочеркасских школ, проводились дополнительные занятия. Порой учителя оставались в школе допоздна, помогая учащимся усвоить материал по основным предметам. Наиболее опытными, методически подготовленными и знающими свой предмет были Д. И. Попов (география), Ф. Ф. Обухов (физика), Н. Д. Перковская (литература), В. В. Наркевич (математика), М. А. Преображенская (немецкий язык), В. П. Ямщиков (физкультура), С. В. Позументиров (черчение), Н. П. Литавин  (история), Г. Д. Солнцев (естествознание), Э. П. Круг-Авербах (немецкий язык), В. М. Худяков (физика) [3].

Учебная программа была значительно насыщенней, чем в обычных школах, к тому же учащимся необходимо было строго придерживаться дисциплины и подчиняться командирам разных уровней. Не все смогли выдержать это, и уже к концу третьей четверти общее число учеников сократилось на 29 человек.

Помимо уроков, ежедневным было чтение свежих газет, обсуждение происходящего в стране и в мире. Занимаясь спортом, принимали участие в городских спортивных соревнованиях, а также сдавали нормы, предусмотренные Обществом содействия авиации и противохимической обороне (ОСОАВИАХИМ). Посещали музеи, театры и кинотеатры, городские библиотеки. Некоторые учащиеся успевали заниматься и в художественной самодеятельности.

1 мая 1941 года учащиеся спецшколы № 10 принимали участие в параде войск Ростовского гарнизона. На Театральной площади к их строю подошёл командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-лейтенант И. С. Конев. Спустя более полувека Леонид Мышкин, бывший в то время учащимся 2-й роты, вспоминал: «Он молча смотрел на нас в течение нескольких минут, и я запомнил его взгляд, взгляд отца на сыновей, как бы вопрошающий: “Что-то будет с вами? Желаю удачи!”» [4].

Выпуск первой роты, то есть десятиклассников, состоялся в середине июня. К этому времени выпускники уже были распределены по военным авиационным школам, куда они должны были прибыть после летнего отпуска. А пока ребята отправились по своим домам и 21 июня многие из них пошли на выпускные вечера в школы, где учились ранее. Так, например, Николай Столярчук встретился в тот субботний вечер со своими одноклассниками и учителями в стенах ростовской школы № 90 (в настоящее время лицей № 11) и, прогуляв с ними до рассвета, вернулся в родительский дом на Нижне-Нольной линии, лёг спать. В полдень, когда по радио министр иностранных дел В. М. Молотов сообщил о вероломном нападении Германии на Советский Союз, его разбудила мама: «Коля, война…». В этот же день все выпускники, жившие в Ростове, а также те, кто смог сюда приехать из области, собрались в своей спецшколе. Другие же вернулись в Ростов, как только смогли. А 27 июня, то есть спустя пять дней с начала войны, большинство юношей первого набора и первого выпуска 10-й Ростовской спецшколы ВВС уже были в Майкопе в 17-й Военно-авиационной школе первоначального обучения пилотов (ВАШП).

Эта школа была сформирована 27 мая 1941 года на базе Майкопского аэроклуба и теперь, с началом войны, её коллективу предстояло в кратчайшие сроки сделать из юношей полноценных лётчиков.

В первые дни войны сводки с фронта не давали полной информации об обстановке в западных областях страны, ещё неведомо было о колоссальных потерях и, в частности, о потерях в авиации. Приказ № 0043 от 20 июня 1941 года «О маскировке самолётов, взлётных полос, аэродромных сооружений» [5] оказался запоздавшим. К тому же лётчики, оставаясь в своей синей форме, были прекрасно видны целенаправленно атакующим немецким пилотам и порой погибали, даже не успев совершить боевой вылет. Ввиду этого в войсках срочно вводилась форма защитного цвета и убирались нарукавные знаки различия.

Вернувшиеся в Ростов из летнего лагеря при Батайской военно-авиационной школе первоначального обучения пилотов, ученики теперь уже 1-й и 2-й роты, а также поступившие в 3-ю роту (8-й класс), не только учились, но и работали на городских складах, готовя имущество к эвакуации, копали щели в Городском саду (парк имени М. Горького), несли дежурства по тушению зажигалок. Немецкая авиация в то время господствовала в воздухе, особенно часто бомбили район главного железнодорожного вокзала и переправы через Дон в створе Будённовского проспекта.

18 октября 1941 года, за месяц до первой непродолжительной оккупации города немецкими войсками, 10-я спецшкола ВВС была эвакуирована в Кисловодск. Но и здесь, помимо учёбы, ребята несли дополнительно службу, патрулируя улицы города, помогая в разгрузке санитарных поездов, доставке раненых в госпитали. Не все из них имели связь с родными, но все имели твёрдое убеждение, что враг будет разбит и завидовали тем, кто уже был в военном училище и учился летать. Леонид Мышкин, бывший теперь в 1-й роте, получал письма от брата Серафима, курсанта 17-й Майкопской ВАШП, и потому ребята знали, как идёт учёба у их старших товарищей, принявших присягу 10 августа 1941 года.

В 17-й Майкопской авиашколе лётно-технический и курсантский состав был разбит по отрядам, звеньям и группам  [6]. Курсанты изучали материальную часть самолётов, на которых предстояло подниматься в воздух, прорабатывали последовательность действий, как перед полётом, так и после, рассматривали прохождение горизонтального полёта, планирование, разворот и прочее. После распределения лётно-технического и курсантского состава по отрядам, звеньям и группам начались учебные полёты на самолётах У-2 и Ут-2 [6]. Сначала это были «вывозные» полёты, то есть с инструктором, после контрольные и, наконец, самостоятельные. Летали и в качестве штурманов. По каждому виду полётов было набрано по 8–10 часов. Кроме этого проходили стрелковую и парашютную подготовку, изучали топографию, уставы. Обязательными были строевые занятия, физическая подготовка, политинформации.

Курсант Серафим Мышкин в форме спецшколы. Фото из семейного архива Мышкиных. г. Москва

Серафим Мышкин писал своему брату Леониду: «Большое количество нелётных дней оттянуло наш выпуск, а зима не дала летать совсем (слой снега достигает 1–1,5 м)» [4]. Но чтобы вовсе не терять понапрасну драгоценное время, в начале февраля самолёты поставили на лыжи, и курсанты получили навыки полётов в зимних условиях.

Но не у всех учёба шла гладко. И, если у одних с лёгкостью получалось управлять самолётом, благополучно совершать взлёты и посадки, то другим это давалось с трудом. На вопросы брата Серафим отвечал вдумчиво: «Ты как-то задал вопрос мне, что нужно, чтобы хорошо научиться летать? Нужно развивать глазомер, иметь хорошую зрительную память, выдержку, смелость, уверенность в себе. Что нужно делать, когда первый раз возьмёшься за управление: ручку не сжимать. Держать её нужно мягко, свободно. Ногами не нужно упираться и держать мышцы ног в напряжении. Действовать рулями плавно и вначале лучше с замедлением, с первого же полёта отрабатывать координацию» [4].

К маю 1942 года курс обучения был окончен. Курсанты, оказавшиеся не пригодными к лётному делу, отчислены. А научившиеся неплохо летать, получали назначения в действующую авиацию. Некоторые были рекомендованы для «дальнейшего обучения на самолётах истребительного типа» и, в этом случае, кроме хорошего знания самолётов, умения летать и успешно маневрировать в воздухе, благополучно производить посадку, учитывались ещё и личные качества курсанта: впечатлительность, скорость сообразительности и выносливость. Курсанты, отвечавшие всем этим требованиям, были направлены в Краснодарскую военно-авиационную школу пилотов, где готовили лётчиков-истребителей.

В это время шла эвакуация в город Пугачёв Саратовской области, поскольку немцы продвигались в южном направлении, постоянно бомбили аэродромы, железнодорожные узлы и переправы. Самолёты перегнали своим ходом инструкторы, а курсанты отправились туда по железной дороге. Добирались до конечного пункта назначения почти месяц, поскольку в первую очередь пропускались эшелоны в сторону фронта, а вглубь страны отправлялись поезда с оборудованием эвакуируемых заводов и санитарные составы с ранеными.

Ростовчане Евгений Михайлов, Николай Столярчук и Михаил Генохов знали, что их близкие эвакуировались, но очень переживали, пока не получили от них письма по своему новому адресу.

Курсант Михаил Генохов (справа) с товарищем. 9/IХ – 43 г. г. Пугачёв. Фото из семейного архива автора

Николай Столярчук писал 27 августа 1942 года: «Я, а также Евгений и Михаил живём по-прежнему, учёба идет понемногу, главным образом теория. Миша из-под Пятигорска получил письмо от мамаши своей, она ехала в Махачкалу, а больше от неё нет ничего. <…> Мы с Женей конечно очень рады, что вы теперь в Джамбуле, и мы с вами держим связь. Вот среди ребят мы двое – почти единственные, знаем о своих родных, где вы и что делаете. Ну разве это не радость? Ну о Ростове пока нужно не особенно переживать, ведь этим не поможешь, забудем то, что осталось там наше личное, будем помнить, что мы живы, и мы будем мстить за Ростов» [7].

На новом месте дислокации с горючим было туго и первое время курсанты занимались только теорией, изучая истребители И-16, Як-1 и ЯК-7. Согласно программе, досконально изучалась материальная часть самолётов, отрабатывались техника пилотирования, стрельбы в воздухе, связь с землёй, взаимопонимание в небе курсантов-лётчиков при групповых полётах. Но все разговоры у них были о фронте…

В октябре 1942 года Николай Столярчук писал родителям: «Недавно получил письмо от Бориса Кузьмина – он сейчас лейтенант, находится под Воронежем, просил меня передать вам привет. Я ему написал ваш адрес, он должен вам написать. Мы здесь все трое вместе – я, Евгений, Михаил. Жизнь идёт по-прежнему, особых новостей нет. Многие друзья уже уехали на фронт, кое про кого уже и в газетах пишут. Вот всего два месяца назад со мною был Чумбарев. А вчера в газете читал о нём – под Сталинградом протаранил немецкий самолет. Сам остался цел невредим. Мой соученик по школе № 90 Хохлов Володька, лейтенант, связист, где-то на Северном Кавказе, там же Жорка Лунин. Гарбер в медицинской Академии в г. Куйбышеве. Толька Жуков – артиллерист, лейтенант на фронте. Как видишь, все друзья на фронте. Вот мы трое чего-то задержались. Но не по своей воле. Приказывают быть здесь и амба. Говорят, когда нужны будете, тогда и поедете. Некоторым посчастливилось уехать, теперь гансов бьют в воздухе, ну, а нам приходится только о них читать. Но ничего, духом не падаем» [8].

Младший лейтенант Николай Столярчук. 25 апреля 1945 г. Германия.  Фото из семейного архива автора

Летом 1943 года курсантам, успешно сдавшим все экзамены, присвоили звание младшего лейтенанта. Николай Столярчук, Евгений Михайлов, Виктор Копышта, Андриан Кафтанов к этому времени уже были приняты кандидатами в члены Коммунистической партии. Получая назначения, они стали разъезжаться к местам своей службы. Одними из первых отбыли младшие лейтенанты Серафим Мышкин и Василий Юров. Они попали в запасной истребительный полк, дислоцировавшийся в г. Рассказово Тамбовской области. После дополнительной подготовки и, в частности, переучивания на американский истребитель «Аэрокобра», С. Мышкин получил назначение в 30-й гвардейский истребительный авиационный полк.  22 ноября 1943 года в одном из воздушных боёв с немецкими истребителями Фокке-Вульф-190 он погиб. Пехотинцы, похоронив молодого лётчика у переправы через реку Сож, доставили его документы в эскадрилью. Командир авиаэскадрильи Михаил Петрович Ренц, неоднократно писавший родителям Серафима, в письме от 2 февраля 1945 года сообщил, что на одном из самолётов сделали надпись: «За Симу Мышкина!» Впоследствии Серафима Владимировича Мышкина перезахоронили в братскую могилу в Студенческом парке на улице Советской города Гомель, за освобождение которого он погиб [4; 9].

Младший лейтенант Виктор Лаврентьевич Копышта погиб в воздушном бою при освобождении города Кировоград 15 января 1944 года. Похороненный первоначально в селе Лелековка, молодой лётчик-истребитель был перезахоронен на городском воинском кладбище Крепостные валы, где его могила значится под номером 1 [10].

Погибли при выполнении боевых заданий над территорией Ленинградской области младшие лейтенанты Евгений Николаевич Михайлов (25 апреля 1944 года) [11] и Лев Петрович Сусаков (16 июня 1944 года) [12].

Возвращаясь после боя на подбитом самолёте, младший лейтенант Евгений Моисеевич Емец немного не дотянул до аэродрома, сорвавшись в штопор. Случилось это 19 февраля 1945 года в 20 км южнее столицы Венгрии города Будапешт, похоронен в центре села Текел [13].

Младший лейтенант Андриан Дмитриевич Кафтанов тоже погиб в Венгрии, его самолёт был сбит во время воздушного боя 22 декабря 1944 года. Похоронили молодого советского лётчика на военном аэродроме Фейер, близ автодороги Секешфехервар [14].

А уцелевшие в кровопролитной войне однокашники, встретившие Победу в поверженной Германии или на территории освобождённых государств, постепенно возвращались домой. У многих, помимо медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 –1945 гг.», были и другие награды: медали «За боевые заслуги» и за освобождение европейских столиц – Праги, Варшавы, Белграда. Медали «За взятие Берлина» удостоились те, кому довелось внести свой вклад в Победу именно в небе над этим городом, о взятии которого мечтали все с первого дня войны. Эта мечта сбылась у Николая Столярчука, Ивана Клочко, Александра Распопова, Василия Юрова. У некоторых молодых лётчиков летом 1945 года были на груди и ордена. Полагаю, что характеристику в наградном листе Н. И. Столярчука, вполне можно отнести к каждому его однокашнику, ставшему лётчиком-истребителем: «<…> При встрече с истребителями противника действует смело и в сложной обстановке принимает правильные решения. Проявленным мужеством и отвагой при выполнении боевых заданий тов. Столярчук завоевал себе авторитет лётного состава. Дисциплинирован. Смелый и решительный лётчик. Боевые вылеты тов. Столярчук связаны с явной опасностью для жизни. Проявленным мужеством и отвагой в выполнении боевых заданий тов. Столярчук способствовал успешному разгрому немецких захватчиков. За отличное выполнение боевых заданий, произведённые 19 успешных боевых вылетов, проявленные при этом мужество и отвагу, за ценные разведданные, способствующие вскрытию огневой системы обороны противника, тов. Столярчук достоин правительственной награды – ордена «Отечественная война 1 степ.». Эта характеристика подписана Героем Советского Союза командиром 118 отдельного корректировочно-разведывательного авиационного Киевского Краснознамённого ордена Б. Хмельницкого и А. Невского полка гвардии полковником П. Ф. Сыченко 18 июня 1945 года [15].

Больше всех имел наград, пожалуй, Иван Манцызов, сбивший четыре вражеских самолёта – Ме-109 и два Ю-87 в 1943 году, и ФВ-190 в марте 1945-го. Иван Никитович был в годы войны награждён орденом Красной звезды, двумя орденами Красного знамени, орденом Великой Отечественной войны 1-й степени и орденом Александра Невского. В мирное время он дослужился до звания генерал-майора, ушёл из жизни в год двадцатилетия Победы, в 1965 году [16].

При сокращении Вооруженных сил в 1946–1947 годах многие лётчики были уволены в запас. Большинство из них для получения гражданской специальности поступили в институты, в основном на вечернее обучение. Они давно были взрослыми, и никто на материальную помощь родителей не рассчитывал, честь и гордость победителей не позволяла этого, да и не у всех родители пережили войну.

Безусловно, в данной статье приведён далеко не полный список, как погибших в боях за Родину ребят первого набора и первого выпуска Ростовской спецшколы ВВС № 10, так и выживших, вернувшихся домой с Победой. Они старались не терять друг друга из вида, организовывали встречи, приглашали на них своих преподавателей. Но время неумолимо, и на сегодняшний день тех, первых «спецов», уж нет среди нас, но жива память и благодарность за их самоотверженность и достойное выполнение долга защитника Отечества, за их неоценимый вклад в разгром врага в годы Великой Отечественной войны.

На парапете ограждения парка имени М. Горького со стороны улицы Пушкинской на месте здания Ростовской специальной школы военно-воздушных сил № 10, разрушенного во время бомбёжек 1941–1943 годов, в 2012 году установлена памятная доска.

Памятная доска в честь Ростовской специальной школы Военно-воздушных сил № 10. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская

Инициаторами её установки выступили ростовские региональные отделения межрегиональной общественной организации воспитанников специальных школ Военно-воздушных сил и общероссийской общественной организации «Российское кадетское братство». Ещё в начале 1970-х годов, собираясь на памятном для себя месте, ростовские «спецы» хотели сделать это, но тогда не сложилось, хотя сама доска была изготовлена в 1973 году. И, наконец, к столетию Военно-воздушных сил России, 12 августа 2012 года, состоялось торжественное мероприятие по увековечиванию в Ростове-на-Дону памяти всех причастных к этой необычной школе.

Вечная память юным ростовским «спецам», их преподавателям и командирам! Низкий поклон всем, отстоявшим свободу и независимость нашего Отечества.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Об организации специальных средних школ военно-воздушных сил, 6 ноября 1940 г. : Постановление Совета народных комиссаров СССР № 2276 // Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик. 1940. № 30. С. 1003–1005. URL: http://istmat.info/node/19812  (дата обращения 02.04.2021).
  2. О мероприятиях по организации специальных средних школ военно-воздушных сил : Постановление Совета народ. комиссаров РСФСР от 19 ноября 1940 г. N 833. URL:
  3. cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=28380#01747222058368143 (дата обращения 02.04.2021).
  4. ГАРО. Ф. Р-3923. Оп. 1. Д. 3. Л .2, 4, 13, 14.
  5. Мышкин Л. В. Воспоминания доктора технических наук, профессора ВВИА им. Н. Е. Жуковского, полковника в отставке Л. В. Мышкина (1924–2019) г. Москва : [рукоп.]. // Семейный архив Мышкиных, г. Москва.
  6. Приказ о маскировке самолётов, взлётных полос, аэродромных сооружений № 0043 от 20 июня 1941 г. Ф. 4. Оп. 11. Д. 62. Л. 204–205. // Избранные приказы НКО, относящиеся к ВВС. URL:
  7. hp (дата обращения 02.04.2021).
  8. Приказ 17-й Майкопской в/авиашколе пилотов первоначального обучения. 11.9.1941 г. г. Майкоп // ЦАМО РФ. Ф. 17 МВАШ-60361. Оп. 36006. Д. 1. Л.139–146.
  9. Столярчук Н. [Письмо родным от 27.08.1942 г.] // Семейный архив О. Н. Колтун, г. Ростов-на-Дону.
  10. Столярчук Н. [Письмо отцу 5.10.1942 г.] // Семейный архив О. Н. Колтун, г. Ростов-на-Дону.
  11. Реконструкция памятного мемориала в студенческом сквере г. Гомель, Белоруссия // ОАО «Институт Гомельгражданпроект» URL: http://iggp.by/nashi-proekty/rekonstruktsiya-pamyatnogo-memoriala-v-studencheskom-skvere.html (дата обращения 02.04.2021).
  12. Копышта Виктор Лаврентьевич // Мемориал : обобщённый банк данных. URL: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55841094 (дата обращения 02.04.2021).
  13. Михайлов Евгений Николаевич : Память народа :  [сайт]. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie55868062/?static_hash=5ef080b45e0e5172b25feaa0bb475c5cv5 (дата обращения 02.04.2021).
  14. Сусаков Лев Петрович // Мемориал : обобщённый банк данных. URL: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56712077 (дата обращения 02.04.2021).
  15.  // Мемориал : обобщённый банк данных. URL: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70000062743 (дата обращения 02.04.2021).
  16.  Кафтанов Андриан Дмитриевич // Мемориал : обобщённый банк данных URL: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70003239852 (дата обращения 02.04.2021).
  17. Фронтовой приказ № 142/н от 31.07.1945 / Издан: ВС 1 Украинского фронта // ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 333. Подвиг народа. 1941–1945 : сайт. URL: http://podvignaroda.ru/?#id=23220527&tab=navDetailDocument (дата обращения 02.04.2021).
  18. Манцызов (Манцизов) Иван Никитович : Дорога памяти : Галерея памяти участников Великой Отечеств. войны. URL: https://1418museum.ru/heroes/15372311/?SEARCH=Y (дата обращения 02.04.2021).

 

Выражаю благодарность полковнику в отставке Юрию Васильевичу Рудик, Леониду Александровичу Ганашек и Вере Леонидовне Мышкиной за предоставленные документы и фотографии

 

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"