Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Щербак Д. А. Исправленному верить : о некоторых ошибках в биографии П. Х. Попова // Донской временник. Год 2017-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2016. Вып. 25. С. 241-244. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m5/4/art.aspx?art_id=1556

Д. А. ЩЕРБАК

ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ

О некоторых ошибках в биографии П. Х. Попова

Генерал от кавалерии Пётр Харитонович Попов долгие годы у себя на родине был персоной нон грата. Оказавшись в 1920 году за рубежом, он навсегда утратил связь с родными. А кровное родство с ним послужило вынесению смертного приговора двум его братьям-священникам – Николаю и Александру. До 1990-х годов о П. Х. Попове можно было найти лишь упоминания в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Донская периодическая печать периода Гражданской войны находилась в спецхране Донской публичной библиотеки. И только после распада СССР история казачьего зарубежья стала доступной. Зарубежная периодика, спецхраны библиотек открыли краеведам и историкам многие ранее неизвестные и малоизвестные имена, в их числе был и П. Х. Попов, сын донского краеведа и первого директора Донского музея Х. И. Попова.

Занимаясь родословной семьи Поповых, я обнаружил много несоответствий в биографии Петра Харитоновича.

Источники указывают разные годы и место его рождения (1866–1868; Мигулинская, Казанская, Новочеркасск). Распространены неверные сведения об окончании им гимназии с золотой медалью; перепутаны годы поступления и окончания Новочеркасского юнкерского училища.

Поиск истины я начал с публикаций в русских и казачьих зарубежных периодических изданиях. Первоначальный список таких публикаций был взят мною в справочнике «Незабытые могилы»  [1]. В них замечен ряд разночтений. К примеру, А. Падалкин, участник Степного похода, в статье «Генерал от кавалерии П. Х. Попов» сообщает, что Пётр Харитонович родился в 1866 году; в 1885-м с золотой медалью окончил Новочеркасскую классическую гимназию, в 1889-м – Новочеркасское юнкерское училище, а Военную академию Генерального Штаба ‑ в 1892 году [2]. Всё это не соответствует действительности, как показали дальнейшие исследования. Год назначения начальником Новочеркасского юнкерского училища (1909) тоже указан неверно. А в следующей своей публикации [3] число, месяц и год рождения указывает верно – 10 января 1867 года, но местом рождения называет ошибочно станицу Казанскую. Он также пишет, что в раннем детстве Пётр Харитонович воспитывался в станице Казанской у дедушки по отцовской линии и станице Мигулинской у дедушки по материнской линии [3, с. 16].

Пётр Попов. Фото 1875 г.

Пётр Попов. Фото 1875 г. Фотография Т. Я. Иванова на Платовском проспекте в Новочеркасске.

Первое неверно: дедушка по отцовской линии, Попов Иван Авдеевич, проживал в хуторе Ежов Сухопесковатский станицы Слащевской и умер до рождения Петра Харитоновича [4]. Здесь же приводит годы окончания военных учебных заведений: Новочеркасское юнкерское училище продолжает указывать неверно, а окончание Николаевской академии генерального Штаба приводит уже верно – 1899-й. Повторяет ошибку и по году назначения на должность начальника Новочеркасского юнкерского училища ‑ 1909. Производство в генерал-майоры также указано неверно – 1910 год.

На станицу Мигулинскую, как место рождения, неверно указывает и «Казачий словарь-справочник» [5].

Профессор М. А. Миллер, анализируя публикации в периодических изданиях, так объясняет причины возникновения разночтений: «… воспоминания о событиях, фактах, лицах и т.д. пишутся обычно через 20–40 лет после того, как они происходили, и многое неизбежно ускользает из памяти. Поэтому такого рода недостатки возможны даже в наиболее объективных и доброкачественных работах…» [6].

Впервые верные сведения о дате и месте рождения Петра Харитоновича были опубликованы к его юбилею в статье Б. Уланова [7].

Удачной находкой оказалась небольшая заметка Н. Синяпкина [8]. Она как библиографический источник не была приведена в шеститомнике В. Н. Чувакова «Незабытые могилы». Синяпкин подчёркивает, что публикуемые краткие биографические сведения записаны со слов П. Х. Попова, гостившего в семье автора примерно в 1933 году в городе Олбани [9]. Здесь тоже верно указаны дата и место рождения.

Это подтверждает сохранившаяся метрическая книга Новочеркасского Вознесенского собора за 1866‑1867 гг. [10]. В ней в записано, что в семье урядника Преображенской станицы Харитона Ивановича Попова и его жены Александры Петровны 10 января 1867 года родился сын Пётр. Был крещён 15 января с. г. в Новочеркасском кафедральном Вознесенском соборе кафедральным протоиереем Василием Александровичем Смирновым с дьяконом Иоанном Петровым и пономарём Александром Поповым. Его восприемниками были Екатерининской станицы войсковой старшина Пётр Иванович Павлов [11] и жена коллежского асессора Любовь Фёдоровна Савельева.

Из семейной переписки Х. И. Попова [26] узнаём, что раннее детство Петра прошло в станице Мигулинской у родителей матери. В письме дедушка-священник Пётр Фёдорович Попов сообщает родителям о поведении сына:

20 сентября 1869 г.

〈...〉 В письмах, посланных мною 〈...〉 обещался подробно описать жизнь Петра Харитоновича, он прибыл в Мигулин благополучно и весел, когда только не выспится вполне, он несколько капризен бывает, но это редко бывает, когда нечаянно разбудится и выспавшись, принимается за кушанье и закусивши порядочно, отправляется на работу к Вани и Паши [12], и у них работа: повынут вожжи, бичевы, увязывают и погоняют - на многих со мною и с нами, т[о] е[сть] бабушкою был в хуторах; на покосе со мною бывал и везде работает по своему возрасту, он постоянно весел, с первых дней по приезду из Черкасска [Новочеркасск ‑ Д. Щ.], спросишь, где папаша и мамаша? в комнате отвечает, а теперь спросишь? отвечает далеко, и нисколько не вспоминает, что не у папаши и мамаши, на поездку со всеми готов, одним словом постоянно весел 〈...〉 [13].

В начале 1871 года отец Пётр после тяжелой болезни умер [14] и о жизни Петра Харитоновича в станице далее сообщает родителям его дядя [15]

13 декабря 1871 г. Ст[аница] Мигулинская.

Добрейший Братуша [16].

Перед отъездом Вашим, я дал слово писать; но вот прошло уже два с половиною месяца, а Вы не получали от нас ни строки. 〈...〉.

Петя, в полном смысле слова, молодец. Сидит большею часть в комнате и помогает бабушке; что-нибудь выдумает остроумное и доставит нам удовольствие посмеяться, а вечерами мы с ним, в свободные минуты, говорим по немецки, в настоящий же момент делает из теста шишки, т[о] е[сть] мешает бабушке. На днях мы с ним ездили на ток, где нас приняли очень любезно, и Пете А.Ив. Бочаров подорил чебака фунт[ов] в 7 ½ [17]; это конечно доставило ему особенное удовольствие, и он чуть ни каждый день собирается ехать на ток, нужно только напомнить ему. Одет он теперь тепло: шуба у него больше его, и он ею очень доволен. 〈...〉 Вам и Вашему семейству наше истиннейшее почтение. Преданные Ваши Н[аталья Васильевна] и Д[митрий Петрович] Поповы [18].

С 1877-го по 1886 г. Пётр Харитонович учился в Новочеркасской гимназии (окончил 6 классов по второму разряду). В 1887 г. по экзамену поступил в 7-й класс, но в высший класс переведён не был и в августе 1888 г. отчислен [19]. В следующем году по экзамену принят в младший класс Новочеркасского казачьего юнкерского училища с зачислением в Донской казачий полк № 12 [20]. По 1-му разряду окончил юнкерское училище (1891) и Николаевскую академию генерального Штаба (1899). Прошёл путь от урядника (1890) до генерала от кавалерии (1919): вахмистр и подхорунжий (1891), хорунжий (1892), сотник (1895), подъесаул и есаул (1899), капитан (1900) [21], подполковник (1904), полковник (1908), генерал-майор (1914), генерал-лейтенант (1918) [22].

После окончания академии служил на различных должностях в Императорской армии и вернулся на Дон весной 1910 года в родное училище, уже его начальником [23], которым руководил до начала Гражданской войны на Дону. После назначения походным атаманом собрал партизанские отряды и 12 февраля 1918 года ушёл с ними в Сальские степи. О Степном походе сохранились воспоминания Петра Харитоновича, написанные по горячим следам и опубликованные в «Донской волне» [24]. Эти записки М. А. Шолохов использовал для написания главы XVIII 5-й части романа «Тихий Дон».

С 1920 года Пётр Харитонович ‑ в эмиграции. Значимые события в его жизни нашли отражение в русских и казачьих периодических изданиях, и изучить их более детально нет возможности.

Умер 6 октября 1960 года в Нью-Йорке, похоронен на Свято-Владимирском кладбище в городке Джексон штата Нью-Джерси США [25].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Незабытые могилы. Т. 5. С. 608–609.

2. Падалкин А. Генерал от кавалерии П. Х. Попов // Родимый край. 1960. № 31. С. 1–2.

3. Его же. К столетию со дня рождения генерала от кавалерии Петра Харитоновича Попова, к пятидесятилетию Степного похода и начала антибольшевистских восстаний на Дону весной 1918 г. // Там же. 1969. № 80‑81. С. 15–17.

4. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 956. Л. 52, 61.

5. Казачий словарь-справочник. Т. 2. / сост. Г. В. Губарев; ред.-изд. А. И. Скрылов. М., 1992. С. 297.

6. Миллер М. По поводу ошибок в воспоминаниях // Родимый край. 1961. № 32. С. 19.

7. Уланов Б. Генерал от кавалерии П. Х. Попов (к 90-летию) // Часовой. 1957. № 3 (374). С. 19.

8. Синяпкин Н. Краткая биография ген. штаба ген. от кавалерии Петра Харитоновича Попова // Там же. 1961. № 32. С. 17–18.

9. Олбани, столица штата Нью-Йорк.

10. ГАРО. Ф. 803. Оп. 1. Д. 461. Л. 205 об. –206.

11. Павлов Пётр Иванович (1827–1903, Новочеркасск), дворянин, генерал-лейтенант, казак станицы Екатерининской (ныне Краснодонецкая Белокалитвинского района). Выпускник Михайловского артиллерийского училища (1847, Санкт-Петербург), с 1848 г. в Офицерских классах Артилерийского училища (аналог академии). Участник Крымской войны и обороны Севастополя. Старший адьютант Штаба начальника артиллерии Войска Донского (1857–1860). Старший адьютант Войскового Дежурства (1860–1867). Участвовал в составлении проекта Положения о Войске Донском (1864–1866). Член Комитета при Главном Управлении для составления проекта положения о воинской повинности Войска Донского (1870–1871, 1875–1876). Награждён орденами святого Владимира 3-й и 4-й степени, святой Анны 2-й и 3-й степени, святого Станислава 1-й и 3-й степени; медалями ‑ серебряной за оборону Севастополя в 1854‑1855 гг., бронзовой в память Восточной войны 1853–1856 гг. (См. Генеалогия и семейная история донского казачества Вып. 80. С. 10; Волков С.В. Генералитет Российской империи: энцикл. словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Т. 2. М., 2009. С. 269). 12. Вероятно, Бабкина (Попова) Пелагия Петровна (1857– после 1920), тётя П. Х. Попова.

13. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 984. Л. 9.

14. Там же. Д. 986. Л. 16, 24–24 об.

15. Попов Дмитрий Петрович (1847, ст-ца Мигулинская – после 1913), сын потомственного священника, казак станицы Новочеркасской, генерал-майор. Старший адьютант Войскового штаба (1881–1889). Непременный член Комитета по управлению городом Новочеркасском (1901–1913). 17 марта 1913 г. вышел в отставку. Его переписка с родителями и Х. И. Поповым хранится в ГАРО (Ф. 55. Оп. 1. Д. 982., 983, 986 и др.)

16. Попов Харитон Иванович.

17. Лещ весом около 3 кг.

18. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 986. Л. 1–2 об.

19. Там же. Д. 956. Л. 156‑157.

20. Приказы по Войску Донскому. г. Новочеркасск, № 417. 15 сент. 1889 г.

21. Приказы…№ 128. 22 марта 1890 г; . № 377. 10 авг. 1891 г.; № 44. 24 янв. 1892 г.; № 305. 4 июня 1895 г.; № 236. 4 мая 1896 г.; № 195. 12 мая 1899 г.; № 197. 17 мая 1899 г.; № 243. 19 июня 1899 г.; № 212. 6 июня 1900 г.

22. Поповы / сост. С. В. Корягин. М., 2007. С. 32–33. (Генеалогия и семейная история дон. казачества. Вып. 67).

23. Кострюков И. Т. Новочеркасское казачье юнкерское училище : 1869–1910 : крат. ист. зап. / сост. И. Т. Кострюков. Новочеркасск, 1910. С. 75–76; Прил. VII. С. 28.

24. Попов П. Х. Из истории освобождения Дона : (Зап. поход. атамана) // Дон. волна. 1918. № 14 (9 сент.). С. 1–3; 1918. № 16 (30 сент.). С. 12–16; 1918. № 17 (7 окт.). С. 11–15.

25. Ушедшие // Родимый край. 1960. № 31. С. 33–34.

26. Письма публикуются впервые.




 
 
 
© 2010 - 2017 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"