Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Попов Х. И. История составления «Исторического и статистического описания земли войска донского» // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 155-159. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m5/2/art.aspx?art_id=121

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й

История Войска Донского

ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ «ИСТОРИЧЕСКОГО И СТАТИСТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ЗЕМЛИ ВОЙСКА ДОНСКОГО»

При отдельном издании I-го тома «Исторического Описания» считаем нелишним, сделать краткий обзор как приготовительных работ к этому сочинению, так и составления самого сочинения. В 1819 году, по ходатайству войскового наказного атамана А. К. Денисова, с Высочайшего соизволения, учрежден был на Дону так называвшийся «Комитет о устройстве Войска Донского». Занятия свои Комитет должен был окончить, несмотря на многосложность их, в течение одного года, между тем для такого труда у Комитета многого не доставало. У него не было самых необходимых статистических данных, особенно о количестве войсковых земель и распределении пользования ими между станицами и частными лицами, тогда как одной из целей Комитета и одним из желаний атамана Денисова было — привести в гласность: сколько у кого в довольствии состояло земли «и приступить потом к предположению о распространении станичных юртов». Еще до открытия Комитета, начата была с 1817 года войсковыми землемерами съемка земель и собрание, через особых лиц, получивших университетское образование, некоторых статистических сведений для составления статистических и топографических карт. Но в два года сделано было немного. Только с 1819 года, как вообще по занятиям Комитета, так и по съемке земель, начинается деятельная работа. В распоряжение Комитета, по Высочайшему повелению, отряжено было несколько землемеров из соседних губерний: Саратовской, Екатеринославской и Воронежской. Затем, в виду обширных работ Комитета, для наблюдения за съемкой земель и заведования этим делом, Высочайше повелено отправить также в распоряжение Комитета «знающего и надежного по квартирмейстерской части штаб-офицера». Выбор пал на полковника Богдановича (в 1820 г. генерал-майор), известного бывшему в то время члену Комитета генерал-адъютанту Чернышову (впоследствии, с 1827 г., военный министр).

Ив. Ф. Богданович прибыл в Новочеркасск в ноябре 1819 г. В его распоряжение сначала поступили все землемеры, а в последствии и лица, занимавшиеся описанием в округах. С этого времени статистические работы принимают более широкие и более определенные размеры, и в сентябре 1820 г. представлены уже были Богдановичу описания округов Войска Донского.

Комитет, как и следовало ожидать, не мог окончить свои занятия в назначенный срок, и они продолжались еще до 1822 года.

Между тем войсковой атаман Денисов в январе 1821 г. был уволен от должности, и председателем Комитета, на его место, назначен был генерал-адъютант Чернышов. Среди этого явилась мысль, кроме Статистического описания составить военную историю донских казаков. Из лиц, занимавшихся статистическим описанием, своими способностями более других обратил на себя внимание генерала Богдановича и председателя Комитета, генерал-адъютанта Чернышова, В. Д. Сухоруков. В 1821 г. на него возложено было, под наблюдением Богдановича, собрание материалов для истории и само составление как исторического, так и статистического описания, с назначением ему в помощники гг. Кушнарева, Кучерова и Поснова. Но материалов для такого труда на месте было мало, потому что войсковой архив в 1744 г. уничтожен был пожаром, — оставалось отыскивать их в других местах. Поэтому Сухоруков должен был объехать для собрания необходимых сведений все округа войска и рассмотреть архив бывшей крепости Новохоперской; Кучеров командирован был для пересмотра архивов Астраханского, Царицынского и Дубовского; Кушнарев — в Димитриевскую крепость (ныне Ростов на Дону) для пересмотра находившихся здесь архивов как этой крепости, так и других: Аннинской, Таганрогской и Азовской. Поснову поручен пересмотр архива Донского (в Новочеркасске).

В Новохоперском архиве Сухоруков нашел дела, начинающиеся с 1725 г., и выписал из них несколько актов, относящихся к Донской истории.

Проезжая по всем станицам округов Хоперского, Донецкого, Усть-Медведицкого, 2-го Донского и частью 1-го Донского, он собрал для своего труда много устных преданий от старожилов; прикомандированный к нему землемерный помощник, помогал ему пересматривать станичные архивы и занимался нанесением на карту мест, где находились старые казачьи городки, старинные укрепления и городища. С первого же раза Сухоруков обратил внимание на все, что только могло служить предметом его занятий. Так, из Хоперского округа от 2 мая 1821 г. он писал генералу Богдановичу: «история называет между прочими древними обитателями страны, теперь нами занимаемой, — татар. Следы их, если не ошибаюсь, можно видеть почти по всему здешнему округу». Здесь он упоминает о подобных следах на речке Тишане, на Базулуке близ Дурновской станицы и на Караичке. Находя, что все почти станицы Хоперского округа, «занимавшие сначала небольшие пространства в чаще лесов, самой природой укрепленные», с минованием опасности от хищных соседей, переменили места своего поселения, а тринадцать станиц вовсе уничтожены, и что тоже самое должно встретиться и в других округах, он говорит: «ныне весьма явственно видны следы прежнего заселения станиц и можно составить географическую карту Донской области в таком виде, в каком область сия была в половине XVII века, — почти за 200 лет пред сим». В Донецком округе он нашел остатки древнего городища близ балки Рыгиной, и по Донцу другие признаки древних жилищ и нескольких мест, где были побоища казаков с татарами, а выше станицы Гундоровской — признаки бывшего вулкана в горе, носящей название «Кладовой». В Усть-Медведицком округе, близ станицы Глазуновской, он обратил внимание на замечательные остатки мечети. Во Втором Донском округе по его указаниям составлено описание городища, находящегося на левой стороне и остатков какого-то здания на правой стороне Дона в юрту станицы Цымлянской. В то же время от есаула Котельникова, приобретена им весьма интересная по своему содержанию рукопись: Описание станицы Верхне-Курмоярской.

Получив от г. Кучерова из Астрахани уведомление о ходе его занятий и копии с двух царских грамот, писанных на Дону от царя Ивана Васильевича 1571 г. и от Федора Ивановича 1593 г., Сухоруков 8 июня из Усть-Медведицы писал к Богдановичу: «последняя грамота весьма важна в нашей истории по многим подробностям ...кои — может быть — должны будут сделать большие перемены в преданиях исторических доселе нам известных».

Г. Кушнарев в Дмитриевской крепости нашел дела, начинающиеся с 1702 г. и сделанные из них извлечения представил Сухорукову. Кроме этого, он узнал, что в той же крепости находился архив инженерный и артиллерийский, в котором хранились, кроме дел, различные карты, планы и чертежи, но для пересмотра их требовалось особое разрешение правительства. По определению Комитета и по представлению генерал-адъютанта Чернышова, на это последовало Высочайшее соизволение и в конце июля Сухоруков вместе с Кушнаревым, допущены были к пересмотру архива. Причем ими отобраны скопировки тридцати трех экземпляров карт и чертежей, относящихся к 1762-81 г. [2]

В конце 1821 или в начале 1822 г. труды Комитета, по составлению нового положения, представлены были в С.-Петербурге, куда выехал и генерал-адъютант Чернышов, и Сухоруков, состоя при нем, также отправился в С.-Петербург. Здесь на него возложено было исполнение поручений по собственной канцелярии генерал-адъютанта Чернышова. Но вместе с тем он не оставлял занятий и по составлению «Исторического и Статистического Описания». В марте 1822 г. он представил генералу Богдановичу план для упомянутого Описания и первые опыты работы своей, заключающиеся в оконченных им пяти первых отделениях статистики. Из этого донесения видно, что предварительная подготовка сведений для упомянутых трудов возложена была на Кушнарева, занимавшегося этим в Новочеркасске. Самый предмет занятий по истории и статистике доставил Сухорукову случай вскоре сделаться известным историографу Н. М. Карамзину и познакомиться с некоторыми лицами, занимавшимися историческими исследованиями, в том числе с Н. Строевым, занимавшимся в Московском государственном архиве, а также с гг. Малиновским и Калайдовичем. От Карамзина он воспользовался указанием на богатый запас материалов для Донской истории в Московском архиве Государственной коллегии иностранных дел.

Через генерал-адъютанта Чернышова Сухоруков испросил разрешение сделать извлечения, относящиеся до истории Донского казачества из актов упомянутого архива. Для этого с 30 мая 1823 г. по 7 июня 1824 г. был откомандирован в Москву г. Кучеров и приглашены были некоторые из архивных чиновников; г. Строев также оказывал большое содействие этому делу.

Таким-то образом в руках Сухорукова сосредоточилось богатое собрание исторических материалов. Достаточно указать на одни цифры актов, значащихся по сохранившимся подробным описям, чтобы судить о важности этих материалов. Так, в Московском архиве собрано: а) из дела двора Турецкого за 1514-1700 г. 184; б) двора Крымского за 1485-1472 г. 386; в) Ногайских за 1533-1776 г. 153; г) двора Персидского за 1588-1674 г. 31; д) дел Донских за 1571-1721 г. 779; е) дел Малороссийских за 1671-1708 г. 11; ж) Кабинетных за 1736 г. 14 актов; з) две книги актов, выписанных из дел Московского архива тайным советником Малиновским, заключавшие в себе: отд. I с 1514 по 1682 г. 127 листов и отд. II с 1683 по 1742 г. 232 листа. Из библиотеки гр. Толстого приобретен был список с рукописного повествования об Азовском сиденье; также приобретены были списки с рукописей: «О взятии Сибирской земли» и «История о Сибирской земле». Актов, собранных в архивах местных Донских, кр. Дмитриевской, Азовской, Таганрогской, Новохоперской и Астраханской за 1646-1808 г. насчитывается до 863. Кроме того, Сухоруков пользовался всеми известными в то время печатными пособиями для изучения истории своей родины.

Не ограничиваясь уже собранными материалами, в 1824 г. начато было еще собрание сведений об известнейших фамилиях войска Донского, представители которых прославили себя в войнах XVIII столетия, с описанием их частной жизни и старинных увеселений на Дону.

В 1824 г. Сухоруков поместил в «Русской старине» на 1825 г. изд. А. Карниловичем, статью под заглавием: «Общежитие Донских казаков в XVII и XVIII столетиях». В предисловии издатель отзывается о ней так: «Второе отделение (книги) написано г. С. воинственным питомцем знаменитого Дона... Автор пользовался современными актами и отчасти преданиями, которые еще свежи в народе, сильно привязанном к родине и потому свято сохраняющем память о прошедшем». [3]

Осенью 1825 г. Сухоруков возвратился в Новочеркасск и в декабре был прикомандирован к генералу Богдановичу для окончания, под руководством его, Исторического и Статистического Описания.

К ноябрю 1826 г. Историческое описание было окончено вчерне и представлено Богдановичу перед отъездом его в Петербург. Отъезжая из Новочеркасска, Богданович 15 ноября дал предложение Сухорукову продолжать составление истории и, что будет окончено «совокупно с прочими чиновниками», через каждые две недели, вчерне, доставлять к нему в С.-Петербург; также доставить к нему «ведомость всем выпискам из государственного архива и из других мест».

Вскоре после этого от Сухорукова представлена была опись находящимся у него актам и выпискам; но Богданович, находя ее слишком краткою, 13 января предписывал Сухорукову «непременно» доставить к нему, с своим засвидетельствованием, копии со всех актов и выписок, в которых что-либо относится до привилегий войска Донского; прочим же актам сделать опись, хотя и краткую, но с пояснением главного содержания оных и также доставить к нему в самоскорейшем времени. При этом требовал чистосердечно и откровенно объяснить ему: не было ли когда-нибудь с актов, относящихся до привилегий, выдано кому-либо копий или не передавались ли они «в оригинале какому-либо лицу, по службе или партикулярно». В заключение, упоминая о получении двух тетрадей из истории о покорении Сибири и о том, что по рассмотрении они будут возвращены для переписки набело, — предлагает постараться о скорейшем окончании последующих за сим статей.

По всему видно, что от Сухорукова требовалось во что бы то ни стало довести дело до конца как можно скорее. В черновых бумагах до сих пор уцелели отрывки целых тетрадей, как, например, вся глава о покорении Сибири, писанных самим Сухоруковым. А между тем неожиданный поворот в его судьбе положил конец его деятельности по составлению Исторического Описания.

В феврале присланы были через наказного атамана Андриянова предписания от Богдановича на имя Сухорукова о том, что он по распоряжению высшего начальства командируется из Новочеркасска на службу в отдельный Кавказский корпус, а потому сдал бы все находящиеся у него «материалы, относящиеся до истории и статистики Донского войска», при подробной описи, есаулам: Кушнареву, Кучерову и сотнику Поснову; а на имя последних трех, каждому отдельно, о принятии от Сухорукова всех дел. (Предписания эти предъявлены Атаманом уже через пять месяцев, 26 июня). При чем вменялось Сухорукову в непременную обязанность с полной откровенностью передать сим чиновникам все совершенно материалы и чтобы ни одной из бумаг этих и никакого с них списка или копии невыданным не оставалось. В противном случае, за удержание даже и малейшей записки, — говорится в предписании, — «вы подвергнетесь строжайшей ответственности пред высшим начальством». 27 июля Сухоруков сдал все «акты, материалы, полубеловые и черновые тетради составленной уже статистики и истории и все без исключения записки».

С удалением Сухорукова историческое и статистическое описание залегло в долгий ящик, хотя еще в 1824 г. в письмах войскового атамана Иловайского к разным лицам (о сообщении сведений о родословной знатнейших фамилий) говорилось, что в непродолжительном времени будем иметь «приятнейшее удовольствие читать историю родины нашей».

В 1828 г. началась турецкая война. На генерала Богдановича возложена была операция по заготовлению для 2-й армии продовольствия. Чиновники, принявшие от Сухорукова материалы, поступили в канцелярию Богдановича по этой операции и кончили занятия свои здесь только в ноябре 1830 года.

Теперь, уже через три года, вновь начат был пересмотр трудов Сухорукова и окончательная переписка их с теми, по словам занимавшихся, небольшими изменениями некоторых мест, которые казались им почему-то слишком резкими. Пересмотр рукописей, сверка их с материалами и наблюдение за перепиской набело, возложено было генералом Богдановичем уже на известных нам сотрудников Сухорукова: гг. Кушнарева, Кучерова и Поснова, с назначением в помощь к ним г. Пудавова.

В 1834 г. труд этот окончен и несколько экземпляров описаний представлены были от г. Богдановича к бывшему Военному Министру графу Чернышову, как говорят, для поднесения Государю Императору и Государю Наследнику Цесаревичу.

Все исторические материалы остались в ведении генерала Богдановича и, по словам одних, с открытием в 1836 г. Межевой комиссии, куда Богданович назначен был председателем, поступили на хранение в эту комиссию, а по словам других — сданы в Атаманскую канцелярию, но до сих пор не удается открыть даже следов их. От такого богатого собрания материалов до нас дошли только те выписки из актов, которые напечатаны в примечаниях к Историческому описанию.

Настоящее издание напечатано без всяких изменений, с рукописи, хранящейся в Донском Статистическом комитете и проверенной с другими рукописями.

Второй том «Исторического Описания», доведенный до 1708 г., будет печататься также в приложениях к «Донскому Вестнику» и выйдет отдельным изданием...

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Источник: Донской вестник. 1869. № 20 (26 мая).
  2. В этом числе были планы и чертежи г. Черкасску, кр. Св. Анны, Дмитриевской, Донецкой - Лютику, ложементу Монастырскому, кр. Ростовской, Азовской, Усть-Донецкой, Троицкой, Изюмской, Торской, Бахмутской, Таганрогской, укр. Ейскому, городку, построенному при устье Еи Калгою-султаном, и карты земель, принадлежащих к некоторым из означенных крепостей с показанием границ земли Войска Донского.
  3. Появление в свет статьи этой принято было на Дону с особенным сочувствием. Из одного Хоперского округа на выписание «Русской Старины» прислано было от судьи тамошнего начальства 600 р. Г. Кушнарев, препровождая деньги эти к Сухорукову, писал, что судья в письме своем изъявляет ему «доброжелательство всего Хоперского округа»

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"