Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Общественная жизнь / Краеведы Ростовской области

Владимир Никифорович Репников

ОН БЫЛ ХУДОЖНИКОМ И В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Борис Александрович Плевакин

С Борисом я познакомился в конце лета 1979 года Его внешность не оставляла сомнений: это художник. Вишнёвого цвета, с распахнутым воротом рубашка, тёмные примятые брюки, светло-серый пиджак, волнистые волосы до плеч. Пытливый взгляд, быстрая, порой сбивчивая речь... Вообще-то я знал Плевакина ещё по газетным публикациям, живописным и оформительским работам. Мне нравились его краеведческие очерки, сопровождавшиеся авторскими иллюстрациями. А ещё он интересовал меня как первый биограф художника-пейзажиста И. И. Крылова. Наслышан был и о его уникальном альбоме «Автограф».

А вот теперь — познакомился и с ним самим…

Родился Борис в Киргизии, воспитывался в детдоме, в кишлаке Пекет. Тринадцати лет приехал с матерью в Новочеркасск.

Склонность к рисованию привела его в художественную студию Н. Я. Лисименко, а затем в Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова. Из-за какого-то конфликта с преподавателями учёбу не окончил. Но необходимые для художника знания и навыки всё же успел получить.

Потом — служба в Советской армии, в Казахстане. Там Борис много рисовал и писал в армейскую газету. В 1967 году зародилась идея о личном литературно-художественном альбоме. Первые его страницы, естественно, были посвящены классикам «золотого века»: Пушкину, Лермонтову и другим, нарисованным акварелью. Первым в ряду современников стал Шолохов («Тихий Дон» детдомовцам читал по вечерам их воспитатель). Изобразив вёшенца в лазоревой степи, Борис дерзнул заполучить автограф — получилось, хоть и не сразу. «Только что — и не без улыбки — ознакомился с полемической перепиской между Вами и моим б. (надо полагать, бывшим. — В. Р.) секретарём...», — написал Михаил Александрович под рисунком солдата. Это вдохновило молодого художника и придало ему смелости. Да и следующие портретируемые, видя автограф Шолохова, охотно оставляли свои — Корней Чуковский, Самуил Маршак, другие советские писатели.

Демобилизовавшись, Борис вернулся в Новочеркасск — и не упускал случая пообщаться со знаменитостями, посещавшими город. Его альбом пополнился автографами Сергея Бондарчука, Майи Булгаковой, Тура Хейердала... Много работал как живописец и журналист. Стал членом городского клуба художников, его приняли в Союз журналистов СССР. Однако живописные работы продавались редко и дёшево, публикации приносили мизерные гонорары, а семья росла, росли её потребности. Приходилось расписывать стены детских садиков, оформлять стенды, рисовать этикетки для продукции Новочеркасского винзавода. Отсюда неудовлетворённость и... сочувствующие с бутылкой. Но ни живопись, ни журналистику Борис не оставил. И тут его поддерживали старшие товарищи-коллеги.

Наиболее плодотворным для Плевакина оказались середина 70-х — середина 80-х годов. Широкую известность получил портрет молодого Шолохова, написанный по предложению Анатолия Вениаминовича Калинина. В 1976 году портрет опубликовали в журнале «Молодая гвардия». Автор послал журнал в Вёшенскую и получил в ответ его же, но с надписью: «Борису Плеваке. С поклоном — М. Шолохов. 9.11.76». Затем портрет напечатали на суперобложке книги Калинина «В краю «Тихого Дона».

Исполненные Плевакиным портреты В. Закруткина, А. Калинина, Г. Семенихина, В. Калмыкова, донские пейзажи демонстрировались на многих художественных выставках. Что-то за символическую цену приобреталось музеями и коллекционерами, но, конечно, больше раздавалось друзьям-знакомым… В это же время Плевакин, основываясь на архивных и музейных материалах, а также на воспоминаниях Акилины (Лины) Ивановны Гурьевой-Крыловой, оканчивает большую работу по жизнеописанию Ивана Ивановича Крылова. Очерк «Певец земли Донской» в ноябре 1976 года публиковала городская газета «Знамя коммуны» в восьми номерах. На эту тему он выступал и в областном «Молоте», и в журнале «Дон», что бесспорно посодействовало тому, чтобы дом Крылова в июне 1979 года получил статус музея.

Осенью того же года Ростовское книжное издательство выпустило в свет книгу «Певцы донского края», составленную из рассказов о художниках Н. Н. Дубовском (Л. И. Соловьёва), И. И. Крылове (Б. А. Плевакин) и М. Б. Грекове (В. И. Кулишов). В отзыве на эту книгу А. Потапенко писал в «Знамени коммуны»: «Автор очерка об И. Крылове Б. А. Плевакин выполнил значительную работу по сбору материалов о жизни и творчестве художника. Он постарался побывать повсюду, где жил и творил И. Крылов. Умело подчёркнутыми деталями (не обойдены и такие, как даты на почтовых штемпелях!) автор сделал осязаемо конкретными давно пережитые моменты жизни художника». Кстати сказать, Александр Иванович Потапенко — учёный, селекционер, художник и литератор, — свёл Бориса с Н. В. Овечкиным, и ему представилась возможность не только пообщаться с большим художником, но и вместе поработать на пленэре. И тут Плевакин-журналист не упустил случая выпытать у Николая Васильевича подробности его творческой биографии, что послужило материалом для будущих публикаций.

В 1983 году Анатолий Калинин пригласил Плевакина пожить и поработать в хуторе Пухляковском, и тот тихо покинул Новочеркасск. В конце марта 1985 года я случайно встретил Бориса в городе. На мои вопросы: «Где ты пропадаешь? Что делаешь?» — он молча достал из большой холщёвой сумки брошюру и быстро подписал её. Читаю на обложке: «Пухляковская картинная галерея», и в самом конце — «Составитель каталога и автор вступительной статьи Б. Плевакин». Я горячо поздравил его, а он не без гордости сообщил: «Скоро в издательстве «Современник» выйдет моя книга. Анатолий Вениаминович посодействовал!»

Через год Борис вручил мне два экземпляра книги «Был и я среди донцов», один — подписанный нам с женой, другой — нашим детям. Мы искренне порадовались за него, ведь, действительно, такое случается не часто: книга провинциального журналиста — выходит массовым тиражом в Москве, в серии «Литературная карта РСФСР». Здорово!

К сожалению, радость по поводу выхода книги обернулась многочисленными «обмываниями», потом длительными запоями. Гонорара как не бывало. Следствие — новые долги и семейные неурядицы. А тут ещё и несколько хирургических операций. Всё это окончательно подорвало здоровье Плевакина и привело к трагическому финалу: 20 августа 1995 года Борис Александрович скончался. Ему шёл пятьдесят второй год.




 
ВК
 
Facebook
 
© 2010 - 2018 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"