| А. Н. КОВАЛЕНКО
МИР УДИВИТЕЛЬНЫЙ И ГЛУБОКИЙ
Когда сравниваешь творчество писателя и художника, обязательно найдешь какие-то параллели и ассоциации. Среди тех и других мастеров есть как глашатаи, трибуны так и те, кто выражает себя негромко, заставляет прислушиваться и всматриваться. А если сосредоточишь внимание на творчестве таких мастеров, непременно откроешь мир удивительно глубокий и многообразный, а звуки и краски, кажется, созвучны только твоей душе.
Однажды в Государственном архиве Ставропольского края мне попались анкеты членов Терской ассоциации пролетарских писателей – первого Пятигорского литературного объединения. Анкеты датировались 1925 годом. Среди них оказались и скромные данные о писателе Иване Константиновиче Гаустове: родился 10 марта 1901 года в Пятигорске, рабочий, беспартийный, место службы – Госспирт, пишет, имеет печатные труды, три раза публиковался в стенных газетах и четыре в пятигорской газете «Терек». Сочувствует литературной школе «Перевал». Какое-то время жил в станице Боргустанской, является членом Всероссийской ассоциации пролетарских писателей с 1923 года. Жил на улице Подвальной, № 2.
Я очень обрадовалась этой находке. Ведь о личной жизни писателя мне ничего не было известно, кроме даты смерти – 1985 год – и то благодаря коротенькому некрологу в газете «Кавказская здравница». А ведь вся юность и молодость моего поколения проходила рядом с этим человеком, который ходил по тем же улицам, любовался цветеньем городских клумб, также любил природу и тонко ощущал мир лесов, полей, и гор, окружающих Пятигорск. Сразу же вспомнилось, как с радостью обнаруживалась в свежем номере «Кавказской здравницы» небольшая, но удивительно светлая и добрая заметка о природе за подписью «И. Гаустов». С удивительным постоянством на протяжении более двадцати лет общекурортная газета публиковала его очерки в рубриках «Заметки фенолога», «Рассказ натуралиста» и других.
Они удивительным образом никогда не терялись среди громко звучных, трескучих и обширных статей на политические темы, потому что были созвучны душе и настроению.
«Весна – это извечное неповторимое чудо природы. В нём заложена удивительная простота, последовательность событий и вместе с тем необычайная сложность, загадочность процессов пробуждения от зимнего сна растительного и животного мира. Совершите в природу хотя бы небольшую экскурсию, и Вы убедитесь в этом сами.
Перед Вами извилистая лесная тропинка. Она постепенно уводит в царство Берендея. Вас пленяет серовато-синяя, с лёгким набрызгом салатной зелени картина весеннего леса. Приятно кружат голову тонкие запахи парующей земли, преющих листьев, замшелых камней, первых росточков. Всюду между пнями, деревьями – яркая зелень первых травинок.
Цветов – множество: голубые пролески, золотистые примулы, полевые хохлатки, синие гиацинты…
И вот что примечательно в эту пору: где бы Вы ни были – в поле, в лесу, в горах – Вы уносите с собой частицу живительных чар, которые “подзаряжают” Вас и помогают потом жить, работать, отдыхать с приятным настроением». ( Кавказская здравница. 1968. 13 апреля).
Только человек, обладающий острой наблюдательностью, глубоким знанием растительного и животного мира и живостью ума мог так тонко подметить наступление весны в Пятигорске.
Но были и другие публикации. Однажды в газете «Пятигорская правда» попался очерк И. Гаустова «Хозяин леса» [7] о лучшем леснике Бештаугорского лесхоза Валентине Трофимовиче Войтове. Сейчас, спустя более полувека представляешь, как вырос, поднялся тот лес из дубов и ясеней, который спасал когда-то лесник от вредителей, как он холил и лелеял молодую рощу. «Весной лесник заметил на некоторых вырубках всходы дуба. Присмотрелся к ним хозяин леса и решил – ни к чему здесь корчевать и пахать землю. Дубовую рощу можно вырастить из естественных всходов … Там, где всходы были слишком редкими, Войтов высадил жёлуди вручную».
С таким же уважением написана Иваном Константиновичем и книга об Андрее Васильевиче Пастухове, военном топографе [1].
Свою другую книжку Гаустов назвал «Лесная сказка» [8]. В ней он собрал свои рассказы о природе.
Но не только созерцание природы было свойственно писателю. Будучи членом краеведческого общества, он не мог проходить мимо нарушений экологии и писал об этом с болью и горечью и, пусть негромким голосом, но призывал чиновников прислушаться к его словам и беречь окружающую гармонию мира. «При подходе к источнику [Баталинский. – А. К.] Вы натыкаетесь на столбик с надписью: “Запретная санитарная зона. Вход воспрещён”. Да не смутит Вас эта строгая надпись. Такая зона была здесь в прошлом… Под обрывом, подпёртым старинной каменной стеной, сутулится деревянное полуразрушенное строение бювета источника. Через речонку повис самодельный мостик для сообщения с жильём сторожа. Вот и вся “запретная зона”.
И невольно напрашивается вывод о бесхозяйственном отношении к народному добру, к богатствам Кавказских Минеральных Вод. Это поистине преступное отношение к целебной воде! Можно ли доводить это добро до такого состояния?» [9].
Беречь и спасать красоту родного края, помогать птицам и растениям, охранять природные богатства Пятигорья – вот главный мотив его многочисленных очерков и рассказов [10; 11; 12; 13; 14, 15 и др].
Один из газетных журналистов отметил, что Гаустова никогда нельзя было застать дома, он был всегда в пути. Благодаря постоянным походам писателя читатели «Кавказской здравницы», курортники открывали для себя горы-лакколиты, узнавали о происхождении минеральных источников, историю городов-курортов.
«А хорошо ли Вы знаете Пятигорье? Были ли у горы Развалки? Возвышается она в 2–3 километрах от Железноводска. Ведёт к ней извилистая тропа через лес. Из-за леса эта необыкновенная гора открывается во всём своём величии и первобытной красоте, с вершиной, увенчанной почти неприступными скалами, над которыми парят пернатые» [16].
А вот ещё одно знакомство в рубрике «Достопримечательные места Кавминвод»:
«Когда под титаническим действием вулканических сил оголилось морское дно, за работу принялись солнце, ветер и вода. Это они в течение долгих лет создали причудливой формы горные склоны, прорезали долины, ущелья, образовали в песчаниках пещеры. Гора Кольцо некогда была также пещерой, но постепенно под действием ветра и воды эта пещера превратилась в сквозное отверстие. Из огромного окна горы хорошо видны синевато-зелёная долина Подкумка, часть Кисловодска» [17].
Благодаря публикации Гаустова мы смогли уточнить дату начала строительства памятника Константиногорской крепости – 1965 год, по предложению краеведов и решению горисполкома – и о его драматической судьбе [18].
Можно ещё приводить множество отрывков из очерков Ивана Константиновича. Как знать, может быть, когда-нибудь найдется энтузиаст, который соберёт под одной обложкой его негромкие, «акварельные» очерки и тем самым познакомит с творчеством этого удивительного писателя подрастающее поколение. А старшее вспомнит безмятежность молодости, когда казалось, что будущее непременно прекрасно.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Гаустов И. К. Отважный исследователь-альпинист. Ставрополь : Кн. изд-во, 1957. 54 с. : ил.; Его же. Отважный исследователь-альпинист : [Изд. 2-е, испр. и доп.]. Cтаврополь : Кн. изд-во, 1969. 92 с. : ил.
- Его же. Белый уголь. Ставрополь : Кн. изд-во, 1974. 46 c. : ил.; Его же. Белый уголь. 2-е изд. Ессентуки : [б. и.], 2012. 56 с. : ил.
- Его же. Сиреневый факел. Cтаврополь : Кн. изд-во, 1962. 74 с. : ил.
- Его же. Цветок-невидимка : [повесть для среднего возраста; художник В. А. Каретко]. Cтаврополь : Кн. изд-во, 1961. 124 с. : ил.
- Хачиков В. Пятигорский Пришвин // Пятигорская правда. 2016. 29 июня. URL: https://pravda-kmv.ru/accost/pyatigorskij-prishvin/?ysclid=m7heujd3i0932670434 (дата обращения: 15.05.2024); То же. Пятигорская правда. 2017. 30 сент. С. 6.
- Коваленко А. Н. Иван Константинович Гаустов : (к 110-летию со дня рождения) // Ставропольский хронограф на 2011 год : краевед. сб. Ставрополь, 2011. С. 82–86. Первая публикация.
7. Гаустов И. К. Хозяин леса // Пятигорская правда. 1958. 12 июля. С. 4.
8. Его же. Лесная сказка : paccкaзы нaтуpaлиcтa. Cтаврополь : Kн. изд-во, 1973. 77 с. : ил.
- Его же. Баталинская в опасности // Кавказская здравница». 1968. 31 июля. С. 2.
-
-
-
13. Его же. Гора Кольцо в опасности // Ставропольская правда. 1975. 28 авг. С. 4.
-
15. Его же. Леса ждут обновления // Кавказская здравница. 1978. 24 авг. С. 3.
-
17. Его же. Гора Кольцо // Кавказская здравница. 1965. 18 июля. С. 4.
18. Его же. С чего начинался Пятигорск // Кавказская здравница. 1975. 19 февр. С. 3.
|