Донской временник  
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Ссылка по ГОСТу: Шадрина А. В. Священники - хранители истории // Донской временник. Год 2015-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23. С. 185-188. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=1404

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2015-й

Донские краеведы

А. В. ШАДРИНА

СВЯЩЕННИКИ – ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ

Сообщение на Чтениях «У истоков донского краеведения» (Ростов-на-Дону, 30 сентября 2014 г.)

Донская церковная старинаВ краеведении особое место принадлежит духовенству. Священники Донской и Новочеркасской епархии выступали в роли собирателей донской старины и «летописцев». Их работы по истории края делятся на два периода, границей которых стало учреждение в 1904 году Донского епархиального церковно-исторического комитета. До этого времени священнослужители собирали краеведческие материалы и излагали их в виде дневниковых записей или записок, не имея определённых целей. Часто всё это доставалось наследникам, и только благодаря некоторым из них, передавшим дневники и рукописи в Донской музей, эти бесценные записки оказались достоянием истории.

Учреждение церковно-исторического комитета стало стимулом для привлечения широкого круга духовенства к исследованиям в определённом направлении и открыло им возможность публиковаться в «Донской церковной старине» и «Донских епархиальных ведомостях». Тематика краеведческих работ донского духовенства и сфера вопросов, в них затрагивавшихся, также соответствует двум периодам, обусловленным деятельностью церковно-исторического комитета. В первый период священники-краеведы стремились описать не только особенности церковной жизни, но обращали внимание на казачьи обряды и суеверия, описывали одежду и быт казаков, военную службу. Во второй период их внимание было направлено на описание истории отдельных храмов или истории донского духовенства. Некоторые священники готовили к публикации церковно-приходские летописи своего храма [1].

Первым донским священником-краеведом был Василий Прохорович Рубашкин. Он родился в Черкасске 16 марта 1768 года, в семье казака. Получив домашнее образование, с восемнадцати лет занимался торговым делом, а в 1791-м начал готовиться к церковному служению. 7 апреля 1793 года Рубашкина рукоположили в дьякона, а 2 марта 1797-го – в священника. После хиротонии его зачислили в клир Воскресенского собора с назначением в домовую Донскую Богородицкую церковь бывших войсковых атаманов Ефремовых. По данным клировых ведомостей, священник В. Рубашкин был «к чтению поучений народа очень способен» [2, л. 2]. 20 июля 1797 года его избрали присутствующим членом Черкасского духовного правления. 8 июля 1808 года Воронежская духовная консистория назначила его на должность благочинного священника [2, л. 1 об. – 2], в задачи которого входило наблюдение за храмами и духовенством Черкасского округа.

1 августа 1812 года священника Рубашкина переместили в Александро-Невскую церковь Новочеркасска, где он оставался до конца своей жизни. 18 октября 1818 года возвели в сан протоиерея. В 1822 году по постановлению Воронежской духовной консистории его лишили права присутствующего члена Черкасского духовного правления и должности благочинного. Причиной стало противостояние епархиальной и войсковой властей на Дону –в 1821 году протоиерей обратился с ходатайством об устройстве в Александро-Невской церкви придела во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы вначале не в консисторию, а к наказному атаману войска Донского А. В. Иловайскому [3, с. 78–9].

С супругой Екатериной Матвеевной, 1766 года рождения, Василий Прохорович имел семерых детей. Три их сына: Иоанн (1789 г. р.), Дмитрий (1792 г. р.) и Платон (1804 г. р.) несли службу в Войске Донском (Иоанн и Дмитрий – сотники; Платон –урядник). О судьбе дочерей Александры (1798 г. р.), Татьяны (1800 г. р.), Марии (1803 г. р.) и Клеопатры (1807 г. р.) сегодня ничего неизвестно [2, л. 1 об.]

В истории донского края протоиерей В. П. Рубашкин остался как бытописатель. С января 1785 года по август 1822-го он вёл дневник, отражая важные события: открытие на Дону гимназии, основание Новочеркасска и другие. Выдержки печатались в газете «Казачий вестник» (1883) и в журнале «Дон» (1887). Подлинная рукопись дневника, «...заключающая в себе двести сорок четыре страницы большого формата и убористого почерка, от внука (по матери) отца Рубашкина, генерал-лейтенанта П. А. Полякова, принесена в дар Донскому музею» [4, с. 426]. Сегодня она неизвестна широкому кругу историков. Скончался отец Василий 1 сентября 1830 года и был погребён на городском кладбище [4, с. 426].

Другой священник-бытописатель, Стефан Терентьевич Пивоваров, родился в станице Каргальской (впоследствии хутор Каргальский Мариинской станицы 1-го Донского округа) в 1796 году в семье дьякона донского происхождения. Как и протоиерей В. П. Рубашкин, С. Т. Пивоваров получил домашнее образование. 30 августа 1816 года он был рукоположен в дьякона Николаевской церкви станицы Мариинской Преосвященным Епифанием (Саввич-Канивецким), епископом Воронежским и Черкасским. 17 июля 1820 года состоялась его священническая хиротония, совершённая тем же Преосвященным. В сане священника Пивоварова назначили в Михаило-Архангельскую церковь станицы Ведерниковской, а 29 марта 1827 года указом Воронежской духовной консистории перевели в Николаевскую церковь станицы Мариинской. 30 сентября 1847 года Св. Синод объявил ему одобрение за обучение детей прихожан.

Женой отца Стефана была Евдокия Ильинична (1790 г. р.). В их семье воспитывалось шестеро детей: Николай (1818 г. р.), Анна (1815 г. р.), Елена (1819 г. р.), Александра, Любовь (годы их рождения неизвестны) и Иаков (1823 г. р.). Иаков обучался в императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической Академии [5, л. 44 об.–45].

Проведя всю жизнь в казачьей станице, Пивоваров оставил записи преданий донской старины, своих наблюдений и воспоминаний, которые вёл на протяжении двенадцати лет (1847–1859). На них ссылался Е. П. Савельев [6, с. 271]. Как писали составители издания «Донцы XIX века», «записи велись без всякой системы и не в хронологическом порядке, но они весьма ценны потому, что... дают такой материал, который знакомит нас с некоторыми историческими событиями и со многими сторонами быта, обычаев, отправления казачьей службы, религиозных верований, обрядов и суеверий, изменения в нравах, понятиях, одежде и вообще в частной и общественной жизни станицы. <…> Записки писаны твёрдым, чётким почерком и заключают в себе триста четырнадцать страниц в формате четверти листа. Получены эти записи от внука Пивоварова В. Д. Захарова и принадлежат Донскому музею» [4, с. 360]. В 1884 году они были частично опубликованы в «Казачьем вестнике» [7].

В 1859 году священника Пивоварова уволили за штат по болезни. Скончался он в родном Каргальском 25 февраля 1875 года.

Иной оказалась судьба краеведческих работ Григория Андреевича Левитского. Он родился в 1809 году в семье священника. Детство и юность провёл в Старочеркасской. В 1826 году Григорий Андреевич был назначен причетником Архангельской церкви Новочеркасска, 21 мая 1832 года рукоположен в сан дьякона в Архангельскую церковь станицы Александровской. Через три года его вновь переместили в Архангельскую церковь Новочеркасска. Несколько лет дьякон Г. Левитский исполнял обязанности наставника нотного пения сначала в своём благочинии, потом в городских церквах. 14 января 1840 года его рукоположили в сан священника и назначили в Воскресенскую соборную церковь станицы Старочеркасской. 5 июня 1869 года возвели в сан протоиерея.

Свои дни протоиерей Г. Левитский окончил в станице Старочеркасской, которой и были посвящены его краеведческие исследования [8]. Будучи натурой творческой и чуткой к родной донской старине, он «старался, сколько мог, привести в известность все памятники старины древней столицы Дона и её окрестностей» [4, с. 280].

Благодаря протоиерею Левитскому до сегодняшних дней сохранились сведения о местах бывших раскатов (бастионов) старочеркасских укреплений, месте захоронения останков покорителей (1637) и защитников Азова (1641), павших в борьбе с турками. По его инициативе и его заботами в 1869 году был торжественно отпразднован 150-летний юбилей Старочеркасского собора.

В 90-е годы XIX века в Российской империи началось широкое движение по изучению и сбору памятников старины. Во всех губерниях учреждались научные церковно-исторические организации, древлехранилища и музеи. По мнению Св. Синода, древлехранилища учреждались «для собирания местных исторических памятников и для развития в местном обществе, в духовенстве и среди воспитанников духовно-учебных заведений археологического интереса и знаний и оказания благотворного влияния на разработку исторических памятников, относящихся к истории России и в частности к истории русской церкви» [9, с. 135]. 16 апреля 1904 года резолюцией Высокопреосвященнейшего Афанасия (Пархомовича), архиепископа Донского и Новочеркасского, был учреждён Донской епархиальный церковно-исторический комитет, поставивший «ближайшей целью описания церквей и приходов Донской епархии» [10, с. 3]. Дальнейшая же его цель определялась как изучение «церковно-религиозной жизни Донского края в её прошлом и настоящем» [11, с. 13]. Председателем назначили историка Донской епархии, инспектора Донской духовной семинарии А. А. Кириллова, заместителем председателя – священника Т. А. Донецкого, членами – статских советников Л. Ф. Свидерского, М. М. Дьякова, Х. И. Попова, А. М. Щетковского и священников М. С. Архангельского, И. П. Артинского, В. А. Кожина, Е. М. Овсянникова. В 1910 году в состав Совета комитета вошли протоиереи Захария Лобов и С. Троицкий [10, с. 4].

Комитет издал четыре выпуска «Донской церковной старины», собрал древлехранилище, более 250 дореволюционных фотографий донских храмов. Как и для духовенства других регионов Российской империи, для донских священнослужителей Донской епархиальный церковно-исторический комитет стал, по определению В. А. Бердинских, единственным доступным местным научным центром [9, с. 135]. Комитет не только привлёк к работе многих священников, но и дал им направление деятельности.

Активным членом комитета был протоиерей Тихон Алексеевич Донецкий. Он родился 25 июля 1870 года в слободе Песковой Павловского уезда Воронежской губернии в семье священника. 24 июня 1894 года окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 8 января 1895 года Высокопреосвященнейшим Афанасием (Пархомовичем), Т. А. Донецкий был рукоположен в сан священника и назначен в новочеркасскую Варваринскую церковь при Мариинской женской гимназии. С 1898 по 1900 год он входил в состав Новочеркасского благочиннического совета, а с 1899‑го служил законоучителем Новочеркасской мужской гимназии. Преподавал педагогику в Мариинской женской гимназии (1896–1906), был членом хозяйственного комитета гимназии (1899–1903), секретарём педагогического совета (1900–1903), членом педагогических собраний при Донской духовной семинарии (1903–1908), законоучителем и настоятелем церкви Донского императора Александра III кадетского корпуса (с 18 августа 1903 года), членом распорядительных собраний при Донской духовной семинарии (1903–1907), Совета Донского епархиального женского училища и редакционного комитета по изданию «Донских епархиальных ведомостей» (с 1903 года), секретарём Совета Аксайского Богородичного братства (1904–1907), председателем Дмитриевского церковно-школьного братства (с 1905 года). С 1905 по 1910 год организовывал духовные чтения в здании дешёвой столовой на Азовском базаре Новочеркасска. Кроме того, священник Т. Донецкий был членом Донского церковно-исторического комитета со времени его основания и с сентября 1914 года действительным членом Воронежского церковно-исторического комитета.

За активную деятельность священник Т. Донецкий имел многочисленные награды: набедренник (1896), скуфью (1899), камилавку (1903), наперсный крест (1905), сан протоиерея (1909), благодарность Донского попечительства о бедных (1909).

У протоиерея и его супруги Серафимы Петровны (1874 г. р.) были дети: Варвара (1895 г. р.), Митрофан (1897 г. р.), Анна (1899 г. р.), Наталия (1901 г. р.), Серафима (1903 г. р.), Тихон (1905 г. р.), Николай (1907 г. р.) и Алексий (1910 г. р) [12, л. 23 об.–235 об.]

Как и А. А. Кириллов, не будучи уроженцем Дона, Т. А. Донецкий больше всех из духовенства потрудился на благо донской истории. С 1906 по 1915 год он написал статьи: «Значение трудов Воронежских архивных обществ для Донского церковно-исторического комитета», «Слово на освящение Вознесенского кафедрального собора», «Донское духовенство 150 лет назад, по данным ревизии Святителя Тихона», «Церковь во имя Святыя Троицы в г. Новочеркасске», «Русское духовенство в Отечественную войну» [13]. Кроме того, публиковал полемические заметки в «Донских церковных ведомостях» [14].

Интересны отдельные краеведческие исследования священников, работавших в рамках церковно-исторического комитета, посвящённые храмам Донской и Новочеркасской епархии. Это история Александро-Невской церкви Новочеркасска [3], написанная выпускником Киевской духовной академии протоиереем новочеркасского войскового кафедрального Вознесенского собора Василием Михайловичем Петровым (1858–1909) [15, л. 3 об.], «Церковно-приходская летопись Троицкой церкви слободы Харцызской Таганргогского округа», опубликованная протоиереем Дмитрием Перекопским [1], и история Михаило-Архангельской церкви станицы Романовской [16] священника А. М. Наумова.

Анатолий Михайлович Наумов родился 20 июня 1877 года в семье протоиерея иногороднего происхождения. В 1899 году окончил Донскую духовную семинарию. С 1901 по 1906 год служил в Богоявленской церкви станицы Каргальской, в 1906-м перемещён в станицу Романовскую [17, л. 86 об.], что и обусловило выбор темы исследования.

Донские священники внесли немалый вклад в развитие краеведения. К сожалению, основная по объему и наиболее ценная по времени написания часть краеведческих работ донского духовенства, в частности священников В. П. Рубашкина и С. Т. Пивоварова, не опубликована. Найти рукописи и издать их, снабдив комментариями, – задача современных историков.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Перекопский Д., прот. Церковно-приходская летопись Троицкой церкви слободы Харцызской Таганрогского округа // Дон. церков. старина. Вып. 2. Новочеркасск, 1909. С. 97–130.

2. ГАРО. Ф. 226. Оп. 1. Д. 987.

3. Петров В., прот. Александро-Невская гор. Новочеркасска церковь // Дон. церков. старина. Вып. 2.

4. Донцы XIX века. Ростов н/Д : NB, 2003.

5. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 3689.

6. Савельев Е. П. Средняя история казачества : (ист. исслед.) Ч. 2. Ростов н/Д, 1990. (Репринт. воспр. изд.: Новочеркасск : Дон. печатник, 1916.)

7. Пивоваров С., свящ. Из донской старины : зап. свящ. Пивоварова // Казачий вестн. 1884. № 2. С. 1–2; № 5. С. 1–2; № 10. С. 2; № 14. С. 2–3; № 19. С. 2–3; № 24. С. 3; № 30. С. 1–2; № 40. С. 1–2.

8. [Левитский Г. А.] Старочеркасский Ефремовский женский монастырь // Дон. епарх. вед. 1870. № 5. С. 141–154. В конце подпись: П. Г. Л.; [Его же].Старочеркасск и его достопримечательности // Там же. № 6. С. 170–179; № 7. С. 207–218; Его же. Окрестности Старочеркасска // Там же. № 8. С. 251–254; № 9. С. 272–277.

9. Бердинских В. А. Приходское духовенство России и развитие краеведения в XIX веке // Вопр. истории. 1998. № 10.

10. Кириллов А. А. Сообщение о деятельности Донского епархиального церковно-исторического комитета. Новочеркасск : Част. дон. тип., 1912.

11. Степаненко Н. А. Донской епархиальный церковно-исторический комитет // Дон. арх. Вып. 5. Ростов н/Д, 2009.

12. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11732.

13. Донецкий Т., свящ. Значение трудов Воронежских архивных обществ для Донского церковно-исторического комитета // Дон. церков. старина. Вып. 1. 1906. С. 26–33; [Его же]. Слово на освящение Вознесенского кафедрального собора // Там же. С. 120–128. (В конце подпись: С. Т. Д.); Его же. Донское духовенство 150 лет тому назад по данным ревизии Святителя Тихона. 1763–1764 гг. // Там же. Вып. 2. С. 131–144. Его же. Церковь во имя Святыя Троицы в г. Новочеркасске // Там же. Вып. 4. Отд 1. 1915. С. 57–69. Его же. Русское духовенство в Отечественную войну // Там же. Вып. 4. Отд. 2. С. 43–68.

14. Его же. Публичное чтение о Ренановской «Жизни Иисуса» // Дон. епарх. вед. 1909. № 8. С. 168–176; № 9. С. 197–207; № 12. С. 269–275; № 15. С. 375–380; № 17. С. 433–440; Его же. Церковь и интеллигенция на рубеже XX столетия // Там же. 1905. № 1. С. 11–15.

15. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11673.

16. Наумов А., свящ. Романовской станицы Михаило-Архангельская церковь и приход её (1613–1913 г.) // Дон. церков. старина. Вып. 4. Отд 1. С. 27–56.

17. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11747.




 
 
 
© 2010 - 2017 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"