Донской временникДонской временникДонской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
КУлинич Т. И. Ответы на вопросы о художнике Келлере // Донской временник. Год 2019-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2018. Вып. 27. С. 191192. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=1681

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й

Рецензии

Т. И. КУЛИНИЧ

ОТВЕТ НА ЗАГАДКИ О ХУДОЖНИКЕ КЕЛЛЕРЕ

Зимовнов О. В. Пётр Келлер. Ростов н/Д., 2016. 163 с. : ил.

Я ждала выхода этой книги, потому что имя художника Петра Степановича Келлера много лет подряд слышала от Семикаракорских живописцев, считающих его своим наставником. Слышала, но не обращала особого внимания до тех пор, пока не пришлось опубликовать в газете «Семикаракорские вести», где работаю много лет, воспоминания нашего художника И. И. Масличенко о его встречах с мастером в послевоенные годы.

Образ художника в этих рассказах был размытым, неясным. В то же время было понятно, что речь идёт о личности неординарной, человеке с нелёгкой судьбой и богатой творческой биографией. Конечно, хотелось узнать о нём побольше. Поэтому с интересом прочла книгу Олега Владимировича Зимовнова.

Честно говоря, были некоторые опасения. Ведь о художнике взялся писать не искусствовед, а любитель живописи. Более того, автор монографии по профессии технарь, преподаёт в Донском государственном техническом университете автоматизацию производственных процессов. Но, скажем сразу, книга понравилась и не разочаровала. Видно, атмосфера изостудии при ДК железнодорожников, которую в детстве посещал будущий автор, походила на ту, о которой рассказывают ученики Петра Степановича Келлера. Тягу к изобразительному искусству, глубокий интерес к нему бывший студиец, ставший доцентом ДГТУ, сохранил и по сей день, хотя живописи не научился.

В этой работе О. В. Зимовнов выступает как настоящий краевед, проделавший огромную поисковую и аналитическую работу. Издавая книгу, он преследовал цель популяризации донского изобразительного искусства, история которого заслуживает гораздо большего внимания.

Автор не был знаком со своим героем. Но познакомившись с его произведениями, «начал видеть в окружающей природе удивительные вещи, которые были всегда, но о которых раньше не имел никакого понятия – просто не замечал их». Создавая эту богато иллюстрированную книгу-альбом, Олег Владимирович, видимо, хотел каждого читателя сподвигнуть на такое же открытие. А уж если случится какая-либо юбилейная выставка художника, то обязательно посетить её.

Сам Зимовнов впервые увидел келлеровские работы в Ростове-на-Дону на выставке, посвящённой 100-летию со дня рождения художника (ноябрь 2009 г.) Его поразило умиротворение, рождённое гармонией цвета, близкие сердцу сюжеты и необъяснимое тепло, излучаемое картинами. Потом он прочитал статью искусствоведа Г. С. Скопцовой, которая сетовала, что достоверных сведений о жизни художника немного. Это и стало отправной точкой для начала поисков.

Поиски продолжались несколько лет. Движимый интересом к личности и творчеству Петра Степановича Келлера, автор книги стал искать знавших его людей, бывших учеников, а также ныне здравствующих родственников. И тут, словно сам Бог пошёл ему навстречу. Нашёлся человек, который записал большое интервью с Келлером при его жизни! Материал оказался богатейшим. Монография знакомит читателя с некоторыми моментами этой беседы.

Работая в государственных архивах, Олег Владимирович установил дату вступления Келлера в Союз художников СССР. Удалось пополнить и галерею фотопортретов самого художника (до этого в публикациях фигурировали всего два его изображения).

Монография даёт довольно полное представление о жизненном пути художника: немного о детстве и родителях, подробнее о годах учёбы и сооучениках, о начале трудовой биографии. Интересно описаны события времён Великой Отечественной, которые происходили с Петром Степановичем Келлером и его товарищами; вскрыты причины и обстоятельства его тюремного заключения.

В книге представлены уникальные фотографии, сделанные в колонии, и даже письмо жене из мест заключения. Становится понятно: где бы ни был этот человек, он всегда оставался художником.

Много внимания Зимовнов уделил работе Келлера с учениками, которых учил мыслить художественными образами. И совершенно уникальную часть книги составляют отдельные места из переписки мастера с его учеником – художником Анатолием Селютиным. В них можно почерпнуть знание и о творческом кредо Петра Степановича, и о его творческой «кухне».

Изучающим историю донского изобразительного искусства многое могут дать приведённые в книге сведения из старых каталогов выставок прошлых лет. Ведь в названиях картин тоже ярко отражается время. Мне, например, было приятно увидеть в этих каталогах имена семикаракорских художников Н. Медведева, Е. Филимонова, И. Масличенко, Ю. Фёдорова.

Впрочем, монография может быть интересна не только любителям искусства. Рассказ о жизни неординарного, талантливого, глубокого человека не может не волновать. Жаль только, что тираж её небольшой – 300 экземпляров. Книга издана на хорошей бумаге немалого формата, снабжена суперобложкой. Её не хочется выпускать из рук, от неё будто бы тоже исходит тепло, как и от картин Келлера! Поэтому можно сказать с уверенностью, что взявший её в руки прочтёт до конца, то есть до именного указателя и перечня источников. А потом вернётся к началу, и будет снова и снова смотреть репродукции замечательных «поющих» картин нашего земляка-ростовчанина.

 




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2019 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"